Научно-исследовательская работа как творческий успех союза преподаватель - студент

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шевырев В. В. Научно-исследовательская работа как творческий успех союза преподаватель - студент // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 1091–1095. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53221.htm.
Аннотация. Статья посвящена опыту выполнения исследовательской работы студентами «Суводского лесхоза-техникума».
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Шевырев Виктор Васильевич,преподаватель КОГОБУ СПО«Суводский лесхозтехникум», г. Советск.Научноисследовательская работа как творческий успехсоюза преподаватель –студентАннотация. Статья посвящена опыту выполнения исследовательской работы студентами«Суводского лесхозатехникума».Ключевые слова: исследование, лесовод, рубка ухода, конкурс.

Выбирая себе профессию, каждыйстудент, сознательно или нет, надеется на творческий успех, на самореализацию своих, пусть глубоко еще не продуманныхзамыслов. И задача педагога заключается в том, чтобы вовремя заметить стремление пока еще будущего специалистак заветной цели, помочь в реализацииего творческого потенциала, вселить надежду, преодолетьнеуверенность.В максимальной степени потенциальные возможностипреподавателя и студента раскрываются при проведении научноисследовательской работы.Исследовательская работа это процесс творческий, многогранный, требующий дополнительных знаний и умений, порой с непредсказуемым результатом. И к этому надо быть готовым.Студент обладает хорошей теоретической подготовкой, проявляет интерес к проблеме, способен к анализу ситуации, умеет убеждать и говорить. Преподаватель же может предложить перспективную тему, создает необходимые условия для успешной реализации проекта, продвигает работук участию в различных конкурсах.

Такой творческий союз,педагог –студент,может дать весьма весомый результат в творческую копилку каждого, но это невозможно без упорного труда сторон.Задачи научноисследовательской работы:

приобретение и развитие навыков самостоятельной работы;

реализация творческого потенциала исследователя;

получение конкретного результата. Для успешной реализации любого проекта необходимо соблюдение нескольких условий: интерес студента к теме исследования; наличие необходимой материальной базы; доступность объекта исследования; возможность доступа к источникам информации; современные приборы и инструменты; наличие программ для обработки результатовисследования;

возможность выполнения работы и получение положительного результата; значение работы как для исследователя, так и для его близких, друзей; эффект от ее практического применения; возможность общениясколлегами;

добровольное, осознанное участие в проекте.Научноисследовательская работа направлена на выявление проблемы, которую необходимо решить. Проблемой считаются факты, которые противоречат общепринятым теоретическим и практическим результатам. Дляизучения проблемы необходимы конкретные данные по существу работы, например, «Нормативы коммерческих рубок ухода за лесом». Для выполнения научноисследовательской работы принят единый алгоритм ее выполнения:

выбор проблемы и формулирование темы исследовательской работы;

сбор информации по изучаемой проблематике;

анализ и обобщение полученных знаний по проблеме;

формирование плана выполнения исследования;

подбор методов и методик исследовательской работы;

проведение исследования;

работа над полученными данными;

оформление работы в виде текста творческой работы;

рецензирование работы;

представление и защита научноисследовательской работы. Конечный результат работы во многом зависит от темы исследования.Только преподаватель окончательно определяет тему исследования. При этом учитывается множество факторов, которые способны самым неожиданным образом повлиять на итоговый результат работы и определить возможность дальнейшего развития темы или ее прекращение. В теме должна быть новизна проблемы, в чемто ее уникальность, приземленность к реальности, возможность использования результатов в практической деятельности.

Иногда тему исследования предлагают и сами студенты. В этом случае, как правило, и результат самый высокий. Именно так и получилось с исследовательской работой ИриныРухлядевой «Я вернусь домой».В своей работе Ирина рассказала историю своей семьи на протяжении нескольких поколений. Особое внимание девушка уделила своему прадеду, священнику Виктору Николаевичу Фокину, человеку трагической судьбы. Бережно хранятся семейные реликвии: фотографии, которым почти 100 лет; письма тридцатых годов прошлого столетия; документы –свидетели далеких событий; воспоминания очевидцев. Это, пожалуй, лучший пример воспитательной работы подрастающего поколения. Работа Ирины заняла второе место в областном смотреконкурсе исследовательской деятельности студентов и преподавателей в номинации «Исследовательская работа» за 2009год. Исследовательская работа Аникиной Оли «Великая Отечественная война в судьбе моей малой Родины» посвящена своим односельчанам.Герой Советского Союза Черных Иван Сергеевич, ее прадед Коршунов Виктор Васильевич, жители деревни Фокино своим подвигом и трудом отстояли независимость страны. Оля не позволяет забыть все то, что они сделали для нас. Работа с документами, встречи с участниками исторических событий дают положительный эмоциональный эффект не только автору работы, но и ее друзьям, одноклассникам. Работа была представленана областном смотреконкурсе исследовательских работ, посвященных 65 летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 19411945гг. Профессиональный интерес для лесоводов представляет исследовательская работа Куликова Андрея «Лесовозобновление заброшенных полей». Работа выполнялась в полевых условиях с использованием натурного объекта и состоит из трех частей. Прекрасное начало для большой дипломной работы специалиста лесного хозяйства –лесовода.Живой интерес вызывает экологическая тема, связанная с природой родного края. Все хотят знать –что нас окружает. Более интересные работы получаются при исследовании конкретного объекта, расположенного рядом.Работа Патрушевой Насти «Пруд Мокино» именно такой и является. Детальное описание истории создания водоема, прибрежной флоры и растительности, растительности водоема, птиц, земноводных, насекомых, рыб, млекопитающих дает четкое представление об этом удивительном объекте. Особое внимание обращает автор на влияние водоема на человекаи окружающую среду, его рекреационное значение для местных жителей, проблемы загрязнения и охраны. Только забота о судьбе своей малой Родины позволяет выполнить работу такого уровня. Совсем иного плана на экологическую тему работа Кермасовой Марии «Среда и здоровье».В своей работе Маша детально изучила проблему возможности производства и использования нетрадиционного вида топлива (брикеты топливные) на примере деревообрабатывающих предприятий Советского района. Сравнительный анализ использования каменного угля и топливных брикетов позволяет сделать однозначный вывод в пользу топливных брикетов.Эта работа была представлена на Всероссийском юниорском лесном конкурсе «Подрост 2011» г. Суздаль.

Вершиной моего творческого успехаявляется исследовательская работа Кушковой Алёны «Проектирование и выполнение коммерческой рубки ухода в квартале 181 делянка 1 учебного лесного хозяйства Суводского лесхозатехникума». Тема «Коммерческие рубки ухода» новая, сложная и не исследована применительно к лесам Вятского края. Теоретический материал осваивается студентами на уроках лесоводства. Во время учебной практики в условия натурногоучебногообъекта отрабатывается порядок проведения коммерческой рубки ухода. Реальное же воплощение проекта было выполнено в 2011 году в рамках проведения учебной практики. Этому предшествовала большая подготовительная работа преподавателя и исследователя. Тема работы была сформулирована с учетом возможности ее реализации в конкретный результат. Прежде всего, былисформулированы цель и задачи проекта, выдвинута гипотеза, определены объект и предмет исследования, разработана многоступенчатая методика выполнения работы. Анализматериалов по коммерческим рубкам ухода показал, что в России в полном объеме отработана программа «Псковский модельный лес» и по ее результатам подготовлены «Нормативы коммерческих рубок ухода (прореживание и проходные рубки) для модели интенсивного и устойчивого ведения лесного хозяйства», издан учебный материал для специалистов лесногохозяйства «Коммерческие рубки ухода», опубликованы научные статьи в средствах массовой информации, проводились обучающие семинары, выпущены учебные видеофильмы: «Псковский модельный лес», «Природоохранное планирование в лесном хозяйстве», «Планирование и технологии проведения коммерческих рубок ухода», «Там, на неведомых дорожка Основной материал –«Нормативы коммерческих рубок ухода», которые представляют собой графики модели для разных древесных пород с учетом класса бонитета насаждения и типа леса. У лесовода появилась возможность прогнозирования развития древостоя от первого приема прореживаний до заключительной рубки. Нормативы достаточно просты в применении, дают полную информацию о каждом приеме рубки уха. И только опытноэксперементальным путем можно доказать возможность применения материалов Псковского модельного леса в условиях Вятского края. Исследовательская работа проведена в несколько этапов. 1.Внатурных условияхопределены таксационные показатели насаждения. Абсолютная полнота насаждения определена с помощью полнотомера Биттрелиха, что позволило установить запас насаждения на момент рубки ухода. Для измерения средней высоты древостоя использовался лазерный высотомердальномер «TruPulse», а средний диаметр деревьев определен мерной вилкой.Категория целевого назначения лесов, возраст и полнота насаждения, класс бонитета установлены по материалам лесоустройства.

2.В камеральных условиях было выполнено проектирование модели развития древостоядо возраста заключительной рубки, то есть,подготовлена программа поведения комплекса рубок ухода. Основой проекта послужили нормативы Псковского модельного леса, так как других нормативов по России нет и леса Советского района во многом схожи с лесами Псковского модельного леса, относятся к одному лесному району(район хвойношироколиственных лесов).Программа рубок ухода представлена в виде трех графиков, которые дают полную информацию о времени очередного приема рубки, о сумме площадей сечений, о запасе древостоя, о числе деревьев оставляемых на доращивание после каждого приема. Остается только выполнить этот график. 3.Первый прием рубки ухода (прореживание) выполнен бригадой лесорубов и группой студентов. Группа студентов выполняла только заготовку жердей 4х метровой длины согласно требованиям ОСТ13577 «Жерди хвойных и лиственных пород»и складирование их рядом с дорогой. Работа проводилась с использованием ручных инструментов. В итоге определили общий объем заготовленной древесины.

4.Контроль качества рубки ухода выполнен по трем показателям.А. Абсолютная полнота, которую определили с помощью полнотомера Биттерлиха.

Б. Число деревьев оставшееся на доращивание определили на трех площадках постоянного радиуса (5,64м) площадью 100 м² с последующим пересчетом на 1га.

В. Объем заготовленной лесопродукции получили путем обмера жердей и учета древесины, заготовленной бригадой лесорубов. Все три показателя сравнилис проектируемыми. Разница оказалась в пределах допустимой таксационной погрешности. Работа оказалась достаточно большой по содержанию и сложной по форме, но очень полезной. Оформление работы соответствует общеустановленной структуре –титульный лист, содержание, введение, главы основной части, заключение, список используемых источников и литературы, приложения.Выполнить и оформить работу это только полдела. Главным моментом является защита результатов исследования. Для успешной защиты необходима подготовка качественной презентации. Дизайн презентации создансвой, с использованием самостоятельно выполненных фотографий, который соответствует теме исследования. Всего получилось 13слайдов, гдеуказаноназвание презентации, полное название учебного заведения, ФИО исследователя и руководителя, должность, место работы и учебы, цели и задачи, гипотеза и методика работы. Далее показан ход выполнения работы, порядок полевых и камеральных работ, итоговые результаты, выводы. Вдостаточноймереиспользовались фотографии, таблицы, графики.Защита работысостоит из отдельных нескольких частей. В первой части выступления автор работы поприветствовалажюри и аудиторию, представилась, назвалаучебное заведение,в котором учится.Во второй части автор называет тему работы, кратко повторяет введение. Обращается внимание аудитории на актуальностьвыбранной темы, перечисляются цели изадачи, выдвигается гипотеза, указываютсяосновные методы исследования. Очень важно сразу обратить внимание жюри и аудитории к докладу. Такими убедительнымифактами оказались:экологическое значение лесов инеобходимость рубок ухода. Таких аргументов должно быть 1 –2, не более, но весомых, ярких. В третьей части (основная) выступления представленосодержание глав. Особое внимание уделенопорядкупроведения основных исследовательских действий в полевых и камеральных условиях, результату исследования. Здесь активно использоваласьпрезентация, в которой размещены: таблицы, фото, схемы, копии документов и так далее. Четвертая часть –это ответы на вопросы жюри. Отвечать необходимо на все вопросы без исключения аргументированно, уверенно.

1214 мая 2012 года в Казани состоялся Всероссийский юниорский лесной конкурс «Подрост». Кировская область была представлена Суводским лесхозтехникумом в номинации «Подготовка к профессиональной деятельности в лесном хозяйстве». Годы отличной учебы Аленыв Суводском лесхозетехникуме, упорство и труд позволили справиться с поставленной задачей. Прекрасная работа, отличный доклад, убедительные ответы на все вопросы членов жюри и в результате первое место!В соответствии с Положением конкурса победители становятся участниками Международного юниорского лесного конкурса. IX Международный лесной конкурс проходил в сентябре 2012г в городе Москва. Пусть и не завоевала Алёна место на пьедестале почета, но Суводский лесхозтехникум был представлен на конкурсе очень достойно. Приобретен бесценный опыт выступления на международном уровне, знакомство с ровесниками из разных стран мира, обменмнениями.Алёна узнала, над какими проблемами работают лесоводы из других стран. Это значит, что участие в конкурсе обязательно принесет ей большую пользу в реализации будущих научноисследовательских лесных проектов.Научноисследовательская работа это прекрасная возможностьсамореализации и преподавателя,и студента. Только постоянное участие в конкурсах разного уровня позволяет получить необходимые практические навыки и высокий результат.Исследовательская работа это очень эффективный способ подготовки высококвалифицированного специалиста, отвечающегосовременным требованиям работодателя. Shevirev Viktor,a teacher of Suvodsky forestry–technical school, Sovetsk.Research work as a united action between teacher and student. Abstract.The article is devoted to the experience of research work of students of Suvodsky forestry–technical schoolKeywords: research, forestry expert, thining, competition.