Инфраструктура инновационного бизнеса в России: проблемы и решения

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Зозуля Д. М. Инфраструктура инновационного бизнеса в России: проблемы и решения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 1101–1105. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53223.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются основные составляющие инфраструктуры инновационного бизнеса, проводится анализ существующих проблем инновационной инфраструктуры России, предлагаются соответствующие решения для увеличения инновационной активности и повышения эффективности коммерциализации инноваций.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
1Зозуля Дарья МихайловнаКандидат экономических наук, доцент

Донской государственныйтехнический университет, г. РостовнаДонуdaria_zozulya@mail.ru

Инфраструктура инновационного бизнеса в России: проблемы и решения

Аннотация. В статье рассматриваются основные составляющие инфраструктуры инновационного бизнеса, проводится анализ существующих проблем инновационной инфраструктуры России, предлагаются соответствующие решения для увеличения инновационной активности и повышения эффективности коммерциализации инноваций.Ключевые слова: инновации, инфраструктура инноваций, инновационная экономика, экономика знаний, трансфер технологий, инженерный маркетинг.

Как известно, в настоящее время весь мир живет в пределах пятого технологического уклада, развивающегося на основе прогресса в области электронной промышленности, телекоммуникаций, информационных технологий и пр. При этом мы находимся на пороге шестого технологического уклада, ядром которого будут еще более прорывные технологии. Те исследования, которые еще тридцать лет назад считались "наукой за гранью", сегодня становятся возможными и перспективными благодаря развитию научнотехнического прогресса. Ключевыми технологиями шестого уклада, по мнению ряда ученых, станут нанотехнологии, биотехнологии, наноэлектроника, высокие гуманитарные технологии, проектирование будущего и т.п.В этом аспекте тенденция к построению инновационной экономики во многих государствах мира вполне оправдана. Россия не стала исключением: в стране утверждена стратегия инновационного развития до 2020 года, проводится масса исследований, публикуются доклады по инновационному развитию. Однако на данный момент,несмотря на все предпринимаемые действия и проводимые исследования, доля наукоемкой продукции России на мировом рынке попрежнему составляет невероятно малую величину 0,30,5%. Очевидно, одной из причин этогоможет служить низкая степень реализации инновационного потенциала страны.Многие эксперты говорят о том, что одним из ключевых этапов построения инновационной экономики является создание и обеспечение эффективного функционирования инновационной инфраструктуры.Под инфраструктурой инноваций можно понимать совокупность организаций и возможностей, обеспечивающих условия, необходимые для функционирования инновационного бизнеса. Различные ученые выделяют разные подсистемы в рамках инновационной инфраструктуры: промышленную, производственнотехнологическую, финансовую, сбытовую, организационную, консалтинговую, кадровую, информационную, виртуальную и пр. В соответствии с авторской позициейинфраструктура инноваций включает следующие составляющие:1.Организационная инфраструктура инноваций (рисунок 1).2.Финансовая инфраструктура инноваций (рисунок 2).3.Кадровая инфраструктура инноваций (рисунок 3).4.Информационная инфраструктура инноваций (рисунок 4).5.Международная инфраструктура инноваций.Рассмотрим последовательно каждую из них.В состав организационной инфраструктуры можно включить ряд организаций, оказывающих малому и среднему инновационному бизнесу различные услуги в 2области консалтинга, связи, аренды помещений и оборудования, стартового финансирования, транспорта и т.д. По данным рисунка 1 такими организациями являются бизнесинкубаторы, технопарки, технополисы (российский эквивалент технополиса –наукоград), инжиниринговые и консалтинговыецентры, инновационные технологические центры, центры трансфера технологий и прочие организации. В России создано и работает около 100 организаций, которые выполняют функции технопарков. Однако при сравнении, к примеру,с США, где эффективно действуют более 300 технопарков, можно прийти к выводу, что в нашей стране необходимо уделить больше внимания организационной инфраструктуре инновационного бизнеса.











Рисунок 1. Организационная инфраструктура инновацийРоссийским вариантомбизнесинкубатора считают инновационные технологические центры (ИТЦ), которые призваны оказывать широкий ассортимент консалтинговых и технических услуг малому инновационному бизнесу. В России действуют более 60 ИТЦ в рамках организационной поддержки инноваций, но наиболее эффективны из них московские ИТЦ Московского энергетического институтаиЦИТ(Центр информационных технологий) Научного парка МГУ им. Ломоносова, а также ЦИТ(Центр информационных технологий) СанктПетербурга.Очевидно, что таких центров не хватает для реализации всего инновационного потенциала страны. Малым инновационным фирмам необходим старт: оборудование, возможности, помещения, логистика, связь. Им требуются соответствующие консультации в технической, экономической и юридической сфере. Консалтинг инновационного бизнеса в нашей стране находится на слабом уровне развития, главным образом, по причине отсутствия финансовой поддержки со стороны государства. В стране работает ряд профессиональных специалистов, талантливых ученых, способных оказывать консультационную помощь инновационному бизнесу, однако у них для этого нет финансов и времени. Решением проблем в области организационной инфраструктуры инновацийможет стать:создание центров коллективного пользования оборудованием для нескольких малых инновационных фирм (например, создание одного центра для инновационного бизнеса региона);организация научноинженерных школ на базе ВУЗов, научноисследовательских институтов, конструкторских бюро, действующих предприятий, что будет связано с невысокими затратами, но может принести положительный результат (такие школы могут выполнять Организационная инфраструктура инновацийБизнесинкубаторыТехнопаркиТехнополисы (наукограды)Инновационные технологические центры (ИТЦ)Центры трансфера технологий (ЦТТ)Инжиниринговые центрыКонсалтинговые агентстваПрочие организации

3функции консалтинга, исследования рынка инноваций, а также коммерциализации результатов инновационных разработок);дальнейшее грамотное развитие организационной инфраструктуры инновационного бизнеса в виде создание государственных и коммерческих технопаркови консалтинговых агентств;обеспечение государственного стартового финансирования консалтинговых фирм.Перейдем к рассмотрению финансовой инфраструктуры инноваций.











Рисунок 2. Финансовая инфраструктура инновацийИтак, финансовая инфраструктура включает возможности финансирования, которые может получить инновационный бизнес.В соответствии с рисунком 2 к ним можно отнести собственные средства, невозвратные источники, кредиты, лизинг, венчурные средства и пр.Что касается невозвратных источников, то на сегодняшний день в большинстве своем они представляют собой гранты для одного или группы перспективных ученых на проведение различных исследований и разработок. В России работают три федеральных фонда, которые финансируются из средств государственного бюджета и предоставляют гранты исследователям. Это положительный опыт, но и в этом случае нужно отметить, что грантов на всех не хватает, необходимо развивать эту область финансирования путем, к примеру, привлечения российских и международных компаний к предоставлению материальных грантов и наград на реализацию инновационных проектов. Необходимо развивать и лизинговое финансирование как долгосрочную аренду оборудования для малых инновационных фирм, что несравненно выгоднее кредита, поскольку предоставляет ряд общеизвестных преимуществ (гибкость расчетов, налоговые льготы и т.п.).Такой традиционный источник денежных средств, как кредиты банков вряд ли может "спасти" инновационный бизнес. За кредит нужно расплачиваться процентами (независимо от результатов его использования), для его получения нужно определенное обеспечение, а, следовательно, кредит становится практически недостижимой роскошью для малого инновационного бизнеса. К тому же, любые инновационные проекты характеризуются повышенным риском по объективным причинам, поэтому даже при наличии у инновационного предприятия возможности обратиться за кредитом банк легко может отказаться выдать его. Другой существующий источник финансирования –рынки ценных бумаг –также характеризуется определенными трудностями для инновационных фирм в России. Как известно, обычно обеспечить эффективный выпуск и продажу акций с целью Финансовая инфраструктура инноваций

Невозвратные источникиВенчурный капиталСредства бизнесангеловРынки ценных бумагБанковские кредиты и займыСобственные средстваЛизинговое финансированиеПрочие источники

4привлечения капитала могут уже известные, растущие компании, зарекомендовавшие себя, как прибыльные. Поэтому в развитых странах Европы и США работают специальные рынки ценных бумаг для молодых развивающихся инновационных фирм, функционирующие на особых, более мягких правилах и условиях по сравнению с обычными фондовыми рынками, что позволяет создать для них благоприятную финансовую среду. В России же рынок ценных бумаг вряд ли можно назвать хорошим источником финансирования недавно созданных инновационных фирм.

Что касается неформальных инвесторов или бизнесангелов, а также венчурного (рискового) финансирования, то эти источники являются скорее экзотикой для нашей страны, нежели практикой. Бизнесангелов, то есть состоятельных людей, готовых представить свои сбережения, опыт и консультации представителям малого бизнеса, довольно мало в России, их трудно найти. Нередко они не способны предоставить достаточное финансирование или отказаться от чрезмерного вмешательства в дела малой инновационной фирмы. Венчурное финансирование, представляющее собой инвестирование в акционерный капитал инновационной фирмы в обмен на долю акций, также редко применяется в России. Тому есть ряд причин, в частности, определенная утрата контроля над фирмой, поскольку венчурные компании представляют средства в обмен на место в совете директоров для своего представителя, а российские предприниматели обычно отрицательно реагируют на попытки вмешательства инвестора в их бизнес. Другими проблемами являются требование жесткой финансовой дисциплины и информационной прозрачности, что также сложно обеспечить российским предприятиям. По этим и другим причинам венчурное финансирование до сих пор не развито в России, хотя в западных странах эффективно функционирует множество подобных фондов(для примера, в США более 600).Из вышесказанного можно сделать вывод, что финансовая инфраструктура инновационного бизнеса в России является неэффективной и необходимо предпринимать меры, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону. Помимо развития невозвратных источников, лизинга, венчурного финансирования, можно предложить создавать собственные финансовые инструменты для финансирования инновационных компаний в виде государственных субсидий и банковских кредитов на льготных условиях. Помимо этого, с целью снижения рисков инновационного бизнеса и создания благоприятной финансовой среды можно организовать независимый финансовый пул (например, под руководством банка или другой финансовой организации) для субъектов малого инновационного бизнеса одного региона, средства которого формируются за счет прибыли от их деятельности и могут быть направлены на устранение отрицательных последствий наступления рисковых случаев.Как бы то ни было, в кадровой составляющей инновационной инфраструктуры в России также присутствует целый комплекс проблем. Из рисунка 3 можно увидеть, что кадроваяинфраструктура инноваций включает организации, которые занимаются соответствующим образованием и подготовкой персонала для инновационной деятельности. К ним относят высшие учебные заведения, центры подготовки, переподготовки и повышения квалификации, лаборатории и пр. Такие организации в России функционируют, однако, это не решает ряда кадровых проблем инновационного бизнеса. Основной проблемой в этой сфере можно считать нехватку профессионального, должным образом технически, экономически, интеллектуально обученного персонала для работы в области инновационной деятельности. Также отмечают старение профессиональных кадров, работающих на предприятиях и в образовательных структурах, не имеющих возможности передать свой опыт и навыки следующим 5поколениям. Помимо этого, существует и проблема нехватки квалифицированных преподавателей в ВУЗах. Преподаватель, обучающий студента работе в сфере инновационного бизнеса, должен сам использовать инновационные методы образования. К сожалению, чаще всего, преподаватели, работающие сегодня в российских ВУЗах, не имеют такой возможности, по причине нехватки времени, ограниченности ресурсов и пр.











Рисунок 3. Кадроваяинфраструктура инновацийУказанные кадровые проблемы представляют серьезную угрозу построению инновационной экономики в России в ближайшем будущем. При этом в настоящее время весь развитый мир уделяет особое внимание человеческому капиталу, знаниям, опыту и способностям персонала. От индустриальной экономики мы движемся к экономике знаний, где знания и навыки постепенно становятся главными факторами экономического роста1. Следовательно, перед нами стоит острая необходимость совершенствования обучения специалистов, в частности, инновационного бизнеса. Обучение –длительный процесс, быстрыми средствами проблемы кадровой инновационной инфраструктуры решить невозможно. Решением может стать организация системного сбалансированного двухуровневого образования (бакалавриат и магистратура). Системное сбалансированное образование в области инновационной деятельности означает, что такой студент должен получить знания и овладеть навыками не только в области базовых и технических наук, но и в области экономики, менеджмента, маркетинга (инженерного), управления проектами и рисками, а также в области самопредставления (самопрезентации),имиджелогии, психологии. В результате такого обучения по всем направлениям мы получим квалифицированный персонал, способныйсвоевременно и эффективно решать проблемыинновационного бизнеса и принимать требуемые решения. Из перечисленных дисциплин особое внимание хотелось бы уделить инженерному маркетингу, который может служить философией развития современных промышленных предприятий. В настоящее время любой технический специалистдолжен владеть маркетингоориентированным подходом к решению всех возникающих в его деятельности научнотехнических, организационных, производственных и социальных задач. Вусловиях непрерывно усиливающейся конкуренции инженер, опираясь на маркетинг как инструмент адаптации к требованиям рынка и свои профессиональные знания, должен рассматривать Кадровая инфраструктура инновацийВысшие учебные заведенияНаучнопроизводственные лабораторииЦентры повышения квалификацииИнститутыОбщественные организацииФонды содействия инновационному развитию

Центры подготовки и переподготовки кадров

Прочие организации

6определенные инженерные решения с точки зрения уникальности, лидерства, ценности для потребителя, возможности выбора модификаций и т.д. В результате инженерный маркетинг становится неотъемлемым элементом деятельности организации, связанным с разработкой, производством и реализацией продукции, работ, услуг, особенно если речь идет об инновационной деятельности2.Поэтому обучение студентов технических направлений инженерному маркетингу представляет особую актуальность и является важным этапом построения экономики знаний.Необходимо также отметить, что для инновационной деятельности нужно подготовить не только инженеровконструкторов, технологов с рыночным мышлением, но и научный персонал, способный проводить исследования и создавать новшества, менеджеров, способных управлять инновационными проектами; преподавателей, способных помогать студентам раскрывать их творческий потенциал, подталкивать их к новаторству и самореализации.Кроме того, необходимо не только в центре страны, но и во всех регионах создавать государственные и коммерческие фонды содействия инновационному развитию и подготовки инновационных кадров с привлечением действующих предпринимателей к обучению кадровработе в инновационной сфере по программам обучения от шестимесяцев до двух лет. Положительную роль может также сыграть развитие общественных организаций, направленных на поддержку инновационной активности в стране, таких, как, например, Молодая Инновационная Россия (МИР), занимающаяся проведениеммероприятий в научной сфере, организацией конкурсов, образовательными программами в области инновационной деятельности и пр., илиНеправительственный инновационный центр, реализующий ряд общественнополитических, экономических и технологических проектов.Следующей составляющей инфраструктуры инновационного бизнеса является информационная инфраструктура, играющая важнуюроль в создании, продвижении и коммерциализации результатов инновационной активности.













Рисунок 4. Информационнаяинфраструктура инноваций

Информационную инфраструктуру инноваций можно считать наиболее развитой в России по сравнению с рассмотренными выше. Практически любую информацию сегодня можно получить из различных источников(рисунок 4), в первую очередь, из сети Интернет. Также важную роль в области обеспечения информацией играют национальные информационноаналитические центры (НИАЦ), Кадровая инфраструктура инновацийСеть ИнтернетРегиональные информационные сетиСтатистические агентстваПериодические изданияСредства массовой информацииНациональные информационноаналитические центры

Информационновыставочные мероприятия

Прочие источники

7созданные для отслеживания разработок по приоритетным научнотехническим направлениям и оказания информационных и аналитических услугпользователям на бесплатной и платной основе (по заказам). Однако и в информационной составляющей инфраструктуры инновационного бизнеса существует критичная проблема –проблема продвижения информации об инновационных продуктах, работах, услугах потенциальным потребителям. В настоящее время ведется работа для решения этой проблемы, в частности организуются выставочные мероприятия в России, а также обеспечивается участие российских информационных и выставочных материалов на некоторых международных выставках технологий и изобретений. Государство оказывает поддержку ряду мероприятий (конференций, симпозиумов, выставок, семинаров) по вопросам инновационной деятельности, где инновационный предприниматель может найти своего потенциального потребителя. Однако по сравнению с развитыми странами в России проблема информирования потенциальных потребителей об инновационных разработках находится лишь на ранней стадии решения.Для устранения проблемы необходимо, как минимум, создать типовую базу данных по существующим инновационным разработкам в области науки и техники. Можно сформировать как единую по стране, так и региональные базы данных по инновационным разработкам. Помимо этого, для повышения реализации инновационного потенциала страны и развития коммерциализации инноваций можно создать сайт, на котором производители и потребители смогут найти друг друга. Зарубежный опыт показывает положительный результат такой работы. На едином сайте разработок инновационные фирмы могут размещать краткую информацию о разработанных новинках (продуктах, технологиях и т.д.) и указывать контактные данные для того, чтобы потребитель мог с ними связаться. Компании, заинтересованные в приобретении новых технологий и продуктов, могут заходить на сайт и периодически просматривать имеющуюся информацию с тем, чтобы не пропустить нужный им материал. Это поможет обеспечить ряду организаций своевременное информирование потребителей о разработках и коммерциализацию инноваций. На таком сайте можно также создать дополнительную функцию: поиск инвестора. Малые инновационные фирмы могут указывать краткую информацию об инновационных проектах, которые они собираются реализовать, и оставлять свои контактные данные. Таким образом, заинтересованные инвесторы, просмотревшие данную информацию, могут связаться с малым инновационным бизнесом и оказать ему финансовую поддержку. На данном сайте необходимо установить обязательную регистрацию участников и предоставить им защищенное соединение для поддержания информационной безопасности.

Для достижения более эффективного продвижения инноваций на рынок (как российский, так и мировой) необходимо развивать другие методы коммерциализации, помимо выставок и сети Интернет. Таковыми могут служить создание объединенной сети информирования и коммерциализации инновационных продуктов, работ, услуг для ряда малых и средних инновационных фирм по региону, отрасли или другому критерию, а также привлечение посреднических и консалтинговых агентств к продвижению инновационных разработок на рынок. Последняя составляющая инфраструктуры инновационного бизнеса –международная –включает соответственно международные организации и возможности поддержки инновационной активности. К таковым можно отнести международное партнерство инновационных предприятий, международное сотрудничество ученых, проведение международных выставок последних разработок в области науки и техники, а также работу ряда организаций, реализующих совместные инновационные проекты и программы разных стран, например, Европейская Ассоциация трансфера технологий, инноваций и 8промышленной информации, ЕвропейскоАзиатская ассоциация менеджеров по трансферу технологий,Международный центр совершенствования энергетики посредством технологических инноваций и другие.Российским инновационным предпринимателем и коллективам ученых необходимо постоянно заявлять о себе, участвовать в различных международных программах, сотрудничать с зарубежными инновационными фирмамипартнерами и международными организациями, со стороны же государства требуется обеспечить пропаганду и содействие такому участию.Взаключение, хотелось бы отметить, что в России присутствует достаточныйинновационный потенциал, который необходимо развивать и реализовывать. Решения в области совершенствования инфраструктуры инновационного бизнеса могут стать одним из важнейших этапов в построении инновационной экономики и экономики знаний, а также обеспечении эффективного трансфера технологий, без которыхбудет очень сложно выживать в условиях приближающегося шестого технологического уклада.

Список цитируемой литературы:

1.Экономика знаний: коллективная монография / Под ред. Колесова В.П. –М.: ИНФРАМ, 2008.2.Любанова Т.П., Зозуля Д.М., Мясоедова Л.В., Щерба Л.М., Шумская Н.Н. Инженерный маркетинг как новая парадигма в эволюции маркетинга и инструмент инновационного развития организации: монография/ Т.П. Любанова., Д.М. Зозуля, Л.В Мясоедова. и др. –Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2011.

DariaM. ZozulyaPh.D. in Economics,associate professor

Don State Technical University, RostovonDondaria_zozulya@mail.ru

InnovationbusinessinfrastructureinRussia: problems and solutions

Abstract. Thearticledescribes basic components of innovation business infrastructure. Theanalysisofexistingproblemsof Russianinnovationinfrastructureisconductedandcorrespondingsolutionsareproposedforinnovation activity increase and innovation commercialization efficiency improvement.Keywords: innovations, innovationinfrastructure, innovationbasedeconomy, knowledgebased economy, technology transfer, engineering marketing.