Дошкольное образование в интересах детства

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Зебзеева В. А. Дошкольное образование в интересах детства // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 1116–1120. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53226.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам построения модели дошкольного образования на современном этапе. Анализируя изменения, происходящие в социокультурной ситуации, в самом ребенке, автор излагает свой взгляд на дошкольное образование в интересах детства.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Зебзеева Валентина Алексеевна,кандидат педагогических наук, доценткафедры педагогики дошкольного и начального образованияФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г.ОренбургVal.orin@mail.ru

Дошкольное образование в интересах детства

Аннотация.Статья посвящена вопросам построения модели дошкольного образования на современном этапе. Анализируя изменения, происходящие в социокультурной ситуации,в самом ребенке, автор излагает свой взгляд на дошкольное образование в интересах детства.Ключевые слова: детство, дети, дошкольное образование, субкультура,стандарт.

В настоящее время тема детства подвергается исследованию с позиций самых разных наук: психологических, педагогических, исторических, философских. Вложения в сферу дошкольного образования признаны в мире наиболее эффективными с точки зрения повышения качества последующего образования, выравнивания стартовых возможностей детей. Многие развитые страны сделали дошкольное образование обязательным или стремятся к максимальному охвату детей этими программами.[1 Обеспечение защиты благополучия каждого ребенка стало приоритетом и современной России. О необходимости эффективной политики в области детства говорится в Концепциидолгосрочного социальноэкономического развития РФ на период до 2020 года,в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, в Национальной стратегии действий в интересах детей на 20122017 годы, в национальных проектах "Здоровье" и "Образование", федеральных целевых программах. Основным направлением государственной политики в сфере дошкольного образования на ближайшее десятилетие становится обеспечение равенства доступа к качественному образованию и обновление его содержания и технологий.[2]Но интерес к проблеме детства обусловлен не только повышением внимания к детству и детям в мировом сообществе,а прежде всего стремлением создать дошкольноеобразованиев интересах детства.В качестве важнейшей задачи дошкольного образования выдвигается задача раскрытия способностей каждого ребенка, воспитания его как личности, готовой к жизни в современном мире. С вступлением в силу федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (01.09.2013 году)дошкольное образование приобретает статус первой образовательной ступени.[3]Впервые в России будет разработан стандарт дошкольного образования, которыйпризван обеспечить исполнение государственных гарантийи направлен на удовлетворение потребностей родителей и детей на этой ступени образования, будут разработаны примерные образовательные программы.[4]Создание дошкольного образования в интересах детства невозможно без учета качественных психических, психофизиологических, личностных измененийсовременного ребенка. Усиление ориентации детей на потребление, отрыв ребенка от культурных традиций общества и его истории, неравный доступ к образовательным ресурсам в мегаполисе и провинции привели к изменениямв ценностных ориентациях, в когнитивной и эмоциональноличностной сферах.Быстрый рост городов, увеличение численности городского населения, и как следствие усиление негативного воздействия людей на природу, которое к настоящему времени приобрело планетарный характер, оказывают влияние на процессы присвоения ребенком экологической культуры. В дошкольном образовательном учреждении происходит подмена природной и социальной среды игрушечной. В ней ребенок чувствует себя уверенным, однако, попадая в реальную среду, находящуюся за пределами дошкольного образовательного учреждения, испытывает дискомфорт и проявляет себя неадекватно. Новые нормативные документы, регламентирующие деятельность дошкольных образовательных учреждений вводят дополнительные ограничения в организацию взаимодействия детей с природой. В санитарноэпидемиологических требованиях к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (Постановление от 22 июля 2010 г. № 91 «Об утверждении САНПИН 2.4.1.266010». Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 августа 2010 г. № 18267) в пункте 6.13 раскрываются требования корганизации уголков и комнат природы, фитоогорода, фитобара, согласно которым, они «могут быть организованы только в отдельных помещениях или в отдельно выделенных местах. Уборка за животными и уход за растениями может осуществляться только персоналом дошкольной организации. Дети могут осуществлять только полив растений. Размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых не допускается».[5]

Объективной реальностью стал тот факт, что многие дети живут в практически искусственной среде, не имеютвозможности общаться с природными объектами. Их окружают однообразные здания, асфальт, автомобили, искусственные цветы. Природа воспринимается детьми как что–то очень отвлеченное и отдаленное. Происходит замена реальной природы виртуальной. Ребенок все больше времени проводит за компьютерными играми, видеомагнитофоном, телевизором. Как отмечает Д.И. Фельдштейн, речь идет о культурной депривации, то есть ограничении, лишении доступа к духовным ресурсам и возможностям, необходимым для удовлетворения основных жизненных потребностей детей, для полноценного формирования личности, источники развития которой находятся в области культурного опыта человечества.[6]Снижение когнитивного развития детей дошкольного возраста, энергичности детей, желания активно действовать, присвоение чуждых нашей культуре образцов поведения, сужение уровня развития сюжетноролевой игры дошкольников, недоразвитие мотивационнопотребностной сферы ребенка, воли и произвольности, сниженный уровень детской любознательности и воображения,неразвитость тонкой моторики руки старших дошкольников,недостаточная социальная компетентность, неспособность разрешать простейшие конфликты, отсутствиеинтересов, гиперактивность, повышенная рассеянность, низкий уровень коммуникативной компетентности –вот далеко неполный перечень опасных тенденций в развитии детей дошкольного возраста, которые отмечаются в современных исследованиях.

Детство –самоценный период в жизни человека, когда происходит закладка фундамента свойств личности, формируется базис личностной культуры, который в дальнейшем позволяет ребенку успешно развиваться в дальнейшем.7 (И.С.Кон).Определяющимив формировании мира ребенка выступают: «взрослая» культура, проводниками которой являются родители и другие воспитатели, усилия самогоребенка, проявляющиеся в разных видах его деятельностии детскаясубкультура, традиции которой передаются из поколения в поколение детей и чрезвычайно важны, значимы для понимания ребенком того, как освоить мир вокруг.Каждый из этих факторов играет огромную роль в дошкольномобразовании.

Рождаясь, ребенок наследует от родителей естественную, психофизическую организацию, а социальную организацию он приобретает в обществе.«Чем больше развивается истановится более многообразным общество, чем больше внимания оно уделяет растущему поколению, и чемболее социально значимым становилось Детство, тем в большей степени общество организовывало различные структуры и передавало им, делегировало свои воспитательные функции, по сути,отрешаясь во все большей степени от Детства как от своей особой части».Нарушались глубинные связи взрослого сообщества и детей, увеличилась духовная пропасть между ними. Дети стали находиться рядом, но не внутри Взрослого Мира. Образовалось специфическое «неосвоенное пространство» между обществом как определенным сообществом людей и объективно выделяемым особым состоянием —Детством.Нарастающаяпсихологическая отчужденность взрослых от мира детства, порождает опасность деструктирования всейсистемы культурноисторического наследования.[8]Д.И. ФельдштейнСегодня взрослые перестали быть основными источниками информации. Интернет, телевидение стали новыми инструментами, открывающими границы нового социокультурного пространства, обладающими своими способами научения, внушения, предпочтения. Интенсивный натиск информационных потоков оказывает огромное воздействие на физическое, психическое, в том числе интеллектуальное и эмоциональное развитие детей, Важнонаучитьдетейпользоваться им во благо, т.к уже сейчас мы уже ощущаемих отрицательное воздействие.Проблемы, связанные с созданием комфортной и безопасной информационной средыдля жизни детей, сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения. Новые подходы к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста обозначились с выходом Приказа Минобрнауки № 655 от 23 ноября 2009 года «Об утверждении и введении федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (далее ФГТ) [9], где определеныосновные направления и образовательные области по которым должна строиться программа дошкольного образования. Каждомунаправлению соответствуют определенные образовательные области: познавательноречевому направлению–«Познание», «Коммуникация», «Чтение художественнойлитературы»; социальноличностномунаправлению«Безопасность», «Социализация», «Труд»; художественноэстетическомунаправлению–«Художественное творчество», «Музыка»; физическомунаправлению–«Физическая культура», «Здоровье». Каждая образовательная область (за исключением –Здоровье, Безопасность) направлена на развитие детской деятельности.

В дошкольном образовании реализуется три основных модели построения образовательного процесса: учебная, предметносредовая, комплекснотематическая.Вучебноймоделиобразовательныйпроцесс строится на обучении, «ведущем» за собой воспитание и развитие детей. Соответственно учебная деятельность –рассматривается фактически как ведущая деятельность детей дошкольного возраста, которая реализуется в форме занятий по различным «предметам». Однако сущностные характеристики этой моделивступают в противоречие с основными положениями отечественной научной школы, согласно которым: учебная деятельность не является не только ведущей, и даже адекватной деятельностью детей дошкольного возраста, а предметный принцип построения образовательного процесса не соответствует возрастным особенностям дошкольников, а организация специальных занятий по предметам не тождественна организации разных видов детской деятельности.Предметносредовая модель построения образовательного процесса, предполагает подбор дидактическогоматериала, действие с которым автоматически развивает ребенка.

Соответственно взрослому отводится второстепенная роль. Одной из основных форм организации образовательного процесса выступает самостоятельная деятельность детей. Под самостоятельной деятельностью понимается свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметноразвивающей среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.Модель построения образовательного процесса на комплексно –тематическом принципе – призвана сделать жизнь детей интересной, связать ее с окружающей действительностью. Она строится на интеграции, как содержания, так и организации образовательного процесса. Важно чтобы тематика, которая предлагается детям, была значима для семьи и общества и вызывала интерес детей, давалановые яркие впечатления, представления и понятия. Реализациякомплекснотематической модели делает жизнь детей интересной и увлекательной.[10](О.А. Скоролупова, Н.В. Федина)

Основными моделями образования детей дошкольного возраста выступают:совместная деятельность взрослых и детей и самостоятельная деятельность детей. Совместная деятельность взрослых и детей отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой общения (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности).

Дошкольное образование в интересах детства это –использованиев адекватных возрасту форм работы с детьми:игры; наблюдений; бесед, проблемных ситуаций; экспериментирования; коллекционирования. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для дошкольников остаетсяигра. Двигательная деятельность реализуется в подвижных играх с правилами, подвижных дидактических играх, игровых упражнениях, соревнованиях. Игровая: в сюжетных играх, в театрализованных играх. Продуктивная реализуется в мастерских по изготовлению продуктов детского творчества, в реализации проектов. Чтение художественной литературы реализуется через формы: чтение, обсуждение, разучивание. Познавательноисследовательскаядеятельность –через наблюдение, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, реализацию проекта. Одной из основных форм работы с детьми должна стать –ситуация: «образовательная», «воспитывающая», «педагогическая», «ситуация общения», «этически значимая ситуация», «жизненная ситуация», «игровая ситуация», «проблемная ситуация», «ситуация морального выбора».[11]

Таким образом, в дошкольном образовании в интересах детства должен быть исключен учебный блок(но не процесс обучения),увеличенобъем блока совместной деятельности взрослого и детей, в который, входит уже не только образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, но и непосредственно образовательная деятельность; измененосодержаниепонятия «совместная деятельность взрослого и детей» с учетом ее сущностных (а не формальных) признаков.Особенностью дошкольногообразованиястановятсярезультаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые должны описывают не объем и содержание знаний, усвоенных детьми, а интегративные качестваребенка:физически развитый, любознательный, активный, эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения, способный решать интеллектуальные и личностные задачи, имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе, овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции, овладевший необходимыми умениями и навыками. Построение дошкольного образования в интересах детства невозможно без изменений в подготовке педагога. Педагог остается ключевойфигуройвстремительно меняющемся открытом мире. Главным профессиональным качеством, которое педагогдошкольного образованиядолжен постоянно демонстрировать своим воспитанникам, становится умение играть. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений –все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогудошкольного образования. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобожден от тотального контроля.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273ФЗ от 29.12.2012) наряду с функцией:уход и присмотр за ребенком, за дошкольными организациями закрепляет обязанность осуществлять образовательную деятельность, выделяемую в отдельную услугу. В соответствии с законом, сегодня любая школа вправе реализовывать программы дошкольного образования. Отсюда возникает необходимость единого подхода к профессиональным компетенциям педагога дошкольного образования и учителя. Соответственно уровням образования, определяющим специфику педагогической деятельности, выделяются следующие специальности: педагог дошкольного образования (воспитатель), педагог начальной, основной и старшей школы. В перспективе предполагается расширить сферу применения профессионального стандарта педагога, введя специальности: педагог дополнительного образования и педагог системы профессионального образования. Введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации. Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки.[12]

Как отмечают многие исследователи, Детство выступает не только «потребителем» культурного опыта взрослых, но и способно к рождению своей субкультуры. Вработах И.С. Кона12,В.Т.Кудрявцева13, М.Мид14, Д.Б. Эльконина15детская субкультура играет особую роль в жизнедеятельности и общении детей, формировании их личности, интеграции в общество и культуру.

«Субкультура –это относительно целостное явление, в котором выделяются: ценностные ориентации; нормы поведения, взаимодействия и взаимоотношения; статусная структура; предпочитаемые источники информации; специфические увлечения, вкусы и способы времяпровождения; жаргон, фольклор. Каждый из этих признаков обладает относительно устойчивой структурой, но их содержание меняется в зависимости от социокультурных реалий. Выраженность этих признаков и мера оформленности субкультуры в целом весьма различны, что во многом связано с возрастом и условиями жизни ее носителей» 16(Г.М. Коджаспирова). Субкультура Детства –это все,что создано человеческим обществом для детей и самими детьми 17(Е.Е. Сапогова): –это, с одной стороны, культурные формы (сказки, календари, произведения искусства и художественной литературы, дидактические игры и др.), создаваемые взрослыми для детей; с другой стороны –это тот мир, который детское сообщество создавало «для себя» на протяжении всего социогенеза18(В.В. Абраменкова).

–это способ освоения детьми социального мира, личностные проявления ребенка, которые через самосознание находят свое отражение в действиях, поступках и внешних поведенческих образцах 19(В.Т. Кудрявцев).

–это выстраивание ребенком собственной модели мира под влиянием взрослой культуры за счет накопления личного опыта и, в немалой степени, благодаря опыту других детей20(М.В. Осорина) Содержанием детской субкультуры, как пишет В.В. Абраменкова, является мир, включающий в себя смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения самих детей, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретноисторической социальной ситуации развития, совокупность особенностей поведения, народных игр, детского фольклора, детскогоюмора и мифотворчества, философствования и словотворчества, эстетических, религиозных представлений, устойчивых речевых образований, зафиксированных в детском языке, мышлении, игровых действиях, фольклоре 21].Так,например, экологическая субкультура детства представлена признаками: знаковыми: общность символики, культурного кода, картины мира; поведенческими: обычаи, ритуалы, экологические ценностные ориентации, нормы поведения, взаимодействия и взаимоотношения с природой; нормы, модели и стереотипы поведения, фольклор, влияющий на стиль жизни, мышление детей в период детства, позволяющий осознать и утвердить себя во взаимоотношениях с природой, время препровождения в природе как предпочитаемые; психологическими: наличие своего комплекса экологических новообразований (сенсорных, перцептивных, репродуктивных, вербальных, волевых, эмоциональных, психомоторных), присущих данной личности. социологическими: социальная группа, страта, определяемая как носитель субкультуры или ее “порождающая среда” и все они вместе (культура как “целостный образ жизни”; экологические стереотипы, увлечения и вкусы подчиненные статусной структуре; [22].В экологической субкультуре детства заложен: социокод совокупность экологических знаний, оформленных в виде знаков. В них хранятся программы деятельности, нормы и модели поведения, взаимодействия между индивидами; способ расчленения мира на "интерьеры" своего рода обобщенное, вычлененное из социального окружения "рабочее место" смертного индивида, которое определено данным фрагментом знания. А также специфические социальные институты, обеспечивающие механизмы передачи (отчуждения) знаний от живущего поколения к новому поколению.экологические ценности и смыслы –экологические ценности ребенка. Миф создает систему базовых ориентиров, которые позволяют твердо знать, каким фактором окружающего мира следует отдавать предпочтение. экологоориентированные практики –социальные институты как типы и формы социальной практики, с помощью которых организуется жизнь детского сообщества, набор целесообразно ориентированных стандартов поведения конкретных лиц, процедурное знание (навыки, умения, способы осуществления экологоориентированной деятельности, экологически целесообразный стиль и образ жизни, социальные роли и статусы, потребности и склонности, действия, поступки и внешние поведенческие образцы личного экологического опыта.[23].Исследования жизни современного детского сообщества наглядно показывают, что дошкольник представляет себя как человека играющего, приобщенного к сверстникам посредствам игры и других детских видов деятельности. В отличие от взрослых, система ценностей в детской субкультуре представлена не в виде логических конструктов (понятия, умозаключения, суждения), а в виде образов, символов, метафор.Еще одой значимой особенностью детской субкультуры является то, что в качестве ее носителя надо изучать не отдельно взятого ребенка, а детскую группу, детское сообщество, формирующееся в процессе совместной деятельности детей, направленной на овладение и воспроизведете ими общественноисторического опыта и форм человеческих взаимоотношений. Дети дошкольного возраста обнаруживают склонность к своеобразной практической проблематизации, инверсии тех общественно заданных схем действий, вещами, которые уже усвоены ими. Любое инверсионное действие, направленное на "перевертывание" какихлибо элементов социокультурного опыта –способ построения диалога ребенка со взрослым.[24]Аналогичную функцию, хотя и опосредованно, выполняют и детские словотворческие опыты. Ребенок экспериментирует со звуковой оболочкой слова, чтобы быть услышанным взрослым. В словотворческих экспериментах ребенок "выделяет" свою уникальную речь из речевого потока взрослых и одновременно побуждает взрослых к общению, сам инициирует межпоколенную связь. М.В. Осорина[25] Д.Б. Эльконин[26]приходят к выводу о наличии у детской культуры несомненных преимуществ перед культурой взрослых: «бодрственный контакт с окружающим миром», даруемый высокоразвитым непроизвольным вниманием, которое позволяет ребенку замечать «всякие мелочи», актуализировать «слабые признаки» в окружающем нас предметном мире. По мнению М.В. Осориной, дети с 67 лет активно ищут языки социального взаимодействия с окружающим миром начинают испытывать интерес к кодам, шифрам, изобретают «тайные языки». Детская субкультура, оказывается важным инструментом межличностного общения детей в группе, помогающим ребенку достичь социальной компетентности. Посредством детской субкультуры происходит приобщение ребенка к культуре, к определенным культурным текстам, которыми равно владеют и взрослый и ребенок.[27]Своеобразный детский правовой кодекс утверждает нормы поведения в сложных и конфликтных случаях. Эти нормы зафиксированы в словесных формулахклише, имеющих для детей почти магическую силу. Ребенок познает и оценивает себя в сравнении с другими и впервые начинает осознавать, насколько его положение в группе детей зависит отего собственной активности и личностных свойств. Образ жизни, т.е. то, как ребенок в действительности будет вести себя в окружающем природном мире, формируется по большей части в субкультуре Детства. Именно субкультура детства способна восполнить то, что недополучает ребенок в результате депривации, что не предполагает педагогическое руководство образованием детей дошкольного возраста. Таким образом, построение дошкольного образования в интересах детства связанос развитием личности ребенка, споиском эффективных способовосвоения ребенком разных сторон действительности, в том числе и природы, с организацией детской деятельности.Дошкольное образования в интересах детства ориентировано на развитие вариативных форм сопровождения раннего развития детей; повышение гибкости и многообразия форм предоставления услуг системы дошкольного образования; обеспечение поддержки и более полногоиспользованияобразовательного потенциала семей»; обеспечение всеобщей доступности дошкольного образования для всех категорий детей; повышение гибкости и многообразия форм предоставления дошкольных услуг на основе реализации существующих (основных) и новых (дополнительных) форм их финансирования и организации; организациейобучения и воспитания детей, обучающихся в образовательных учреждениях, в соответствии с требованиями новых федеральных государственных образовательных стандартов; развитие материальнотехнической базы образовательных учреждений, в том числе с использованием современных информационнокомпьютерных технологий; развитие всех форм дошкольного образования, таких как семейный детский сад, служба ранней помощи, лекотека, центры игровой поддержки ребенка и другие, включая негосударственный сектор; расширение вариативности программ, рассчитанных на детей с разными уровнем, типом и формами проявления способностей, в том числе индивидуализированных программ развития (для детей с особой одаренностью).[28]Как отметил А.Г. Асмолов,«детство не сводится ксистеме дошкольных учреждений, где ребенок может получить ту или иную поддержку. Детство обеспечивается —и это главное —поддержкой семьи как ключевого института развития и социализации ребенка. Нам как никогда нужно создать такую доктрину развития дошкольного детства, в которой бы вместе, «в одной упряжке», были государство, семья, работники системы образования, те, кто создает продукцию для поддержки детства —книги, игры, журналы; люди, которые выступают как защитники детства. И «не ребенок должен готовиться к школе, а школа должна готовиться к ребенку. И эту стратегию государственной политики мы должны воплотить в стандарте, который станет понятным и нужным для родителей документом, навигатором в мире детства, ориентируясь на который, родители и воспитатели помогут каждому ребенку приобщиться к культуре. Ключевая линия дошкольного детства —это приобщение к ценностям культуры, а не обучение его письму, счету и чтению. И это приобщение происходит через игру.[29]

Ссылки на источники1.Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 20132020 годы от 22 ноября 2012 г.N2148р (2012г.).–URL:http://window.edu.ru/news/045/55045/files/ gosprogramma_razvitie_obrazovaniya_proekt.pdf Дата обращения

19.03.2013].2.Концепция долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662р (2012г.). –URL: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf Дата обращения 19.03.2013].3.Федеральный закон№ 273ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.). –URL: http://graphkremlin.consultant.ru/page.aspx?1646176 Дата обращения 19.03.2013.4.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации "О разработке федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования "№ 57 от 30 января 2013 года(2013г.)–URL: http://do.isiorao.ru/upload/DO/Prikaz_№57_30.01.2013.pdfДата обращения 19.03.2013].5.Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (Постановление от 22 июля 2010 г. № 91 «Об утверждении САНПИН 2.4.1.266010». Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 августа 2010 г.№ 18267)(2010 г.). –URL: edu.cap.ru/home/1212/home/sadiki/canpin.doc Дата обращения 119.03.2013.6.Фельдштейн,Д.И. Приоритетные направления психологопедагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуаций его развития М.: МПСИ. Воронеж: МОДЭК, 2010. 16с.7.Кон, И. С. Ребенок и общество Текст / И. С. Кон.–М.: 1988.–271 с.8.Фельдштейн,Д.И. Социальное развитие в пространствевремени детстве. Текст / Д. И. Фальдштейн –М. : Московский психологосоциальный институт. –Флинта, 1997.9.Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655 Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 февраля 2010 г. N 16299)(2010г.). –URL: http://www.rg.ru/2010/03/05/obrdok.html [Дата обращения 19.03.2013].10.Скоролупова, О.А., Федина Н.В.О комплекснотематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании. Федеральные требования. Комментарии // Дошкольное воспитание, 2010, № 5, с. 404511.Скоролупова,О.А. и Федина Н.В. Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования» // Дошкольное воспитание, 2010, № 812.Проект концепции и содержания профессионального стандарта педагога

(2013 г.). –URL: http://минобрнауки.рф/документы/3071 Дата обращения 19.03.2013]. 13.

Кон, И. С. Ребенок и общество Текст / И. С. Кон.–М.: 1988.–271 с.14.Кудрявцев, В. Т. Еще раз о природе детской субкультуры Текст / В.Т. Кудрявцев, Т. Алиева // Дошкольное воспитание. – 1997. –№ 3. – С. 87 –91; № 4. – С. 64 –68.15.Мид, М. Культура и мир детства. Избранные произведения.Текст / М. Мид. – М. : Наука, 1988. 16.Эльконин Б. Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития Текст / Б. Д. Эльконин // Вопросы психологии. – №3 –4. 1992.17.Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь Текст / Г. М. Коджаспирова, Ю. А. Коджаспиров. –М.: Издво Академия, 2000. –176с.18.Сапогова, Е. Е. Культурный социогенез и мир детства Текст / Е. Е. Сапогова. –М. : Академический Проект, 2004. –496с.19.Абраменкова, В. В. Развитие отношений ребенка в детской субкультуре. Предмет социальной психологии детства Текст / В. В. Абраменкова// Журнал прикладной психологии. –1999. – № 5.20.Кудрявцев, В. Т. Становление субъекта деятельности и возможности системы образования Текст / В. Т. Кудрявцев, Г. К. Уразалиева // Новые ценности образования. (Альтернативы) – 2008. –№ 2(36). – C. 5 –16.21.Осорина, М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых Текст /М. В. Осорина. –СПб.: Питер, 2000. –288с.22.Зебзеева, В.А. Экологическая субкультура детства как источник и фактор развития личности Текст: монография / В.А. Зебзеева; Москва: ТЦ Сфера, 2009 282 с.23.

Зебзеева, В.А. Экологосубкультурные практики детства Текст: монография / В. А. Зебзеева. —Москва: Издво Сфера, 2012. —324 с 24.Поддьяков А.Н.Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт (1997 г.). –URL:http://bookz.ru/authors/podd_akovan/poddiakna02/1poddiakna02.html Дата обращения 19.03.2013.25.Осорина, М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых Текст /М. В. Осорина. –СПб.: Питер, 2000. –288с.26.Эльконин Б. Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития Текст / Б.Д. Эльконин // Вопросы психологии. – №3 –4. 1992.27.Осорина, М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых Текст /М. В. Осорина. –СПб.: Питер, 2000. –288с.28.Концепция долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662р(2008г.). –URL: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf Дата обращения 19.03.2013].29.АсмоловА.Г. О концепции стандарта дошкольного образования. Интервью с директором Федерального института развития образования (ФИРО) А.Г.Асмоловым(2013 г.). –URL: http://do.isiorao.ru/news/index.php?news=3290  Дата обращения 19.03.2013.

Zebzeeva Valentina Alekseevna,candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the chair of pedagogics of preschool and primary education FGBOU VPO «Orenburg state pedagogical University», OrenburgVal.orin@mail.ru

Preschool education in the interests of the childhood

Abstract.The article is devoted to issues of building models of preschool education at the present stage. Analyzing the changes taking place in the sociocultural situation in the child, the author outlines his opinion on preschool education in the interests of the childhood.Key words:childhood, children, preschool education, subculture, standard.