Восприятие студентами метода традиционной лекции

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Иванов А. В. Восприятие студентами метода традиционной лекции // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 1141–1145. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53231.htm.
Аннотация. В настоящее время, когда большинство лингводидактов рекомендуют использовать активные методы обучения, а не метод традиционной лекции, важно учитывать точку зрения студентов, что поможет формированию положительной учебной мотивации и преодолению трудностей, связанных с переходом к активному обучению. Результаты показывают, что восприятие студентами метода традиционной лекции отличается от убеждений педагогов. Данные анкетирования говорят о том, что студенты эффективно усваивают большой объем учебной информации, принимают активное участие в процессе обучения, ведут самостоятельный поиск в областях, которые на занятиях не обсуждаются или не затрагиваются.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Иванов Андрей ВалерьевичКандидат педагогических наук,доцент кафедры профессионального иностранного языка для физикоматематических и инженерных специальностей ФГБОУ ВПО "Удмуртский государственный университет"(Ижевск)andvi@udm.ru

Восприятие студентамиметода традиционной лекции

В настоящее время, когдабольшинстволингводидактоврекомендуютиспользовать активные методы обучения, а не метод традиционной лекции, важно учитывать точкузрения студентов, что поможет формированию положительной учебной мотивации и преодолению трудностей, связанныхс переходом к активному обучению.Результаты показывают, что восприятие студентами метода традиционной лекцииотличаетсяотубежденийпедагогов. Данные анкетированияговорят о том, что студенты эффективно усваивают большойобъем учебной информации,принимаютактивное участиев процессеобучения, ведутсамостоятельный поиск в областях, которые на занятиях не обсуждаются или не затрагиваются.

Ключевые слова:методы обучения, метод традиционной лекции, активные методы обучения, учебная мотивация.

Многие исследователисчитают, что метод традиционной лекцииявляется неэффективным по сравнению с активнымиметодамиобучения (В.П.Беспалько, 1995; А.А. Вербицкий, 2011; Р.Ф. Жуков, 2002 и др.). Использование методов активного обучения в педагогической практике –это решение проблемы активизации учебной деятельности, направленнойна преодоление таких проблем высшей школы, какнеобходимость развития мышления, познавательной активности, познавательного интереса. По мнению сторонников использования активных методов обучения,главнымнедостаткомтрадиционной лекции является то, что она позволяет студентам быть пассивными получателями информации, которая была "приготовленак употреблению" преподавателем.Студенты избегают ответственности за свое собственное обучение[3]. Кроме того, знания, полученные в ходе такихлекций относительно поверхностные и преходящие[1].Таким образом, преподавателямпрактикам зачастую навязываютподходы, которые делают студентовответственнымиза свое обучение.Как правило, данные рекомендациидаютсябез учетаколичества обучающихся в группе, специфики изучаемого предмета, психологических особенностейобучающихся,культурных и учебных традицийучебного заведения.Кроме того, необходимо учитывать, что для достижения качественных результатов использования активных методов обучениянеобходима соответствующая подготовка преподавателя, что требует психологической перестройки и специальной подготовки по проектированию такого занятия, знания активных методов обучения, технологии модерации, психофизиологических особенностей обучающихся. Некоторые зарубежные исследователи предупреждают, что для того, чтобы активныеметоды были эффективными, преподавателидолжны осуществлять постоянное руководство и иметь четкую систему.Студенты, обучающиесяпри минимальном руководстве со стороны преподавателя,учатся слабо.[2], [4].Анализ результатов анкетирования студентов (общей выборки) дает возможность увидеть,что студенты предпочитают стиль преподавания, который соответствуетих концепции обучения. Если студенты считают, что обучение представляет собой запоминаниефактов, то они предпочитают традиционные лекции. Напротив, если обучение базируется на понимании, студентыпредпочитают методы, требующие их активного участия.Крометого, на восприятие тех или иных методов влияет уверенность в себеи своих знаниях. Наконец, более способные студенты предпочитают активный подход.Исследования ряда зарубежных авторов показывают, что студенты более мотивированы, когда им нравятся практикуемые методы обучения [5], [6].Данные анкетирования показывают, что 93% респондентов оценивают метод традиционных лекций положительно, в то время как к активным методам обучения студенты относятся диаметрально противоположно: либо чрезвычайно положительно, либокрайне негативно.Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВПО "Удмуртский государственный университет" (УдГУ) в 20122013учебномгоду. После прослушивания курса лекций в объеме 32 часов по страноведению и истории изучаемого языка восемьдесят шесть испытуемых семи различных факультетов ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» ответили на вопросы анкеты, касающиеся их представления о методе традиционнойлекции. В соответствии с требованиями эксперимента были определены инвариантные условия его реализации.Обучение проводилось методом традиционной лекциис показом слайдов в PowerPoint. Студентам разрешалось делать записи (материалы лекционного курса не предоставлялись), какие либо другие виды активной деятельности были ограничены. Несколько раз в ходе лекции преподаватель задавал вопросы и получал вербальные ответы.По окончании курса студенты сдавали зачет по данной дисциплине. На заключительном этапе эксперимента студентам было предложеноответить на вопросы анкеты. На вопрос «Как часто преподаватель стимулировал самостоятельную деятельность и решение проблемных задач?» 72% сказали «почти всегда», 21% сказали, что «обычно», 2% сказали, что «иногда»и 5% сказали «почти никогда».Семьдесят семь процентовиспытуемых полагают, что преподаватель «почти всегда» призывал студентов к познавательной активности в процессе обучения, 16% сказали, что «обычно», и 7% сказали, что «иногда».Наконец, отвечая на вопрос «Помог ли им курс в развитии способности применять учебный материал, чтобы улучшить навыки решения проблем?», 51%указали, что их прогресс в этой области был «очень высокий»,40% считают, что прогресс был «высокий», а 9% указали, что их прогресс был «средний».Полученные данные свидетельствуют о том, что студенты не разделяют негативный взгляд на метод традиционной лекции. Студенты считают, что они усердно работают во время лекции для того, чтобы получить хорошую оценку. Они твердо убеждены в том, что они многое узнают с помощью этого метода, и считают, что материал усваиваетсяосновательно и надолго. Студенты признают, что они зависят от преподавателяв отношениикачества своего обучения, носчитают, что посредствомлекции, преподаватель способствует развитию самостоятельного мышленияи вовлекает студентов в процессобучения. Многиестуденты считают, что,обучаясь методомтрадиционной лекции, они могут применить учебный материал для решения поставленных проблем. Многие составляющие активных методов обучения, такиекак творческий характер учебнопознавательной деятельности, самостоятельное мышление, вовлеченность в процесс обучения, а также возможность применять полученные знания длярешения проблем по мнению студентовприсутствуют в ходе лекций.Тем не менее, некоторые из представлений студентов полностью соответствует тому, что сторонники активного обучения считают главными недостаткамилекционных занятий. Данные анкетирования говорят о том, что часть респондентов признаютто, что преподавательопределяет для них, когда информация релевантна, когда она являетсячастью концепции, либоиспользуется для выработки навыка. Студенты платных групп говорят, что они платят за то, чтобы их научили, а не за то, чтобы они учились сами.Данные результаты позволяют преподавателямлучше понять, почему многие студенты противятся, азачастуювраждебновоспринимаютпопытки преподавателя использовать активные методы обучения. Студенты, скорее всего, не видят преимуществ перехода на метод, который заставляет их быть более независимымии активными.Полученные результаты можно интерпретировать с двух точек зрения, каждая из которыхимеетсвой собственный образовательный подтекст. Вопервых, вполне возможно, что восприятие студентами традиционной лекции не соответствует объективной реальности.Например, студенты могут судить об эффективности работы преподавателя исходя из того, создает ли оннепринужденную для студентов атмосферу, вне зависимости от того, насколько эффективен сам процесс обучения. Возможно, что студенты переоценивают свои способности.В этом случаепропоненты активных методов обученияправы в своей оценке недостатков метода традиционной лекции. Альтернативная интерпретация этих результатов сводится к тому, что восприятие студентами метода традиционной лекцииявляется объективно точным,и данный метод может быть такимже эффективным для обучениястудентов, какиметоды, направленныена развитие активного обучения. Отметим, что многие аспекты рассматриваемой проблемы требуют дальнейшего исследования. Результаты могут варьироваться в зависимости от конкретного преподавателя, вида и типа высшего учебного заведения, размерагруппы, курсаи изучаемого предмета.

Ссылки на источники:1.Hansen, Stephen L., and Peggy Lowry, “Reconsidering Research Administration at Predominantly Undergraduate Colleges and Universities,” Research Management Review, v. 11, No. 2 (Fall 2000).2.Kirschner, P. A., Sweller, J., and Clark, R. E. (2006). "Why minimal guidance during instruction does not work: an analysis of the failure of constructivist, discovery, problembased, experiential, and inquirybased teaching". EducationalPsychologist 41 (2): 75–863.Machemer, P. L., & Crawford, P. (2007). Student perceptions of active learning in a largecrossdisciplinary classroom. Learning in Higher Education , 8, 9–30.4.Mayer, R. (2004). "Should there be a threestrikes rule against pure discovery learning? The case for guided methods of instruction". American Psychologist 59 (1): 14–19.5.van Dijk, T.A. Critical Discourse Analysis // Handbook of Discourse Analysis / D. Tannen, D. Schiffrin, H. Hamilton (eds). Oxford: Blackwell, 2001.6.

vanDijk T.A. The DiscourseKnowledge Interface // Critical Discourse Analysis / Theory and Interdisciplinarity / G. Weiss, R. Wodak (eds). London: Macmillan, 2003.

A.V.IvanovPh.D.

Udmurt State University(Izhevsk)

A case study ofstudents' perceptions of the traditional lecturing

AbstractThe survey was conducted on 86 sophomores in the Udmurt State University in Izhevskwith the purpose to investigate students' perceptions of the traditional lecture method as well as their opinions on the teacher role in the classroom. At a time when many educators are being encouraged to use active learning methods instead of lectures, it is important to consider the students' perspective. Results suggest that students' perceptions contrast with educators' beliefs. Students in a lecturestyle class report learning a great deal, being involved in the learning process, and engaging in independent thinking and problem solving.

Keywords: active learning, traditional lecturing, student perceptions, teaching techniques