Некоторые аспекты взаимосвязи и преемственности в работе логопедов системы «поликлиника-школа».
Международная
публикация
Выпуск:
ART 53230
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Булдакова
С.
А.,
Гостева
О.
П. Некоторые аспекты взаимосвязи и преемственности в работе логопедов системы «поликлиника-школа». // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С.
1136–1140. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/53230.htm.
Аннотация. В данной статье рассмотрены некоторые аспекты взаимодействия логопедов системы «поликлиника – школа». Выявлены основные проблемы, возникающие из-за отсутствия системы мероприятий, по предупреждению возникновения недостатков речи у детей. Так же рассмотрены основные направления, формы и виды совместной работы логопедов систем здравоохранения и образования. Авторами выявлена и обоснована необходимость совместной работы по исправлению речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Разработанная авторами модель взаимосвязи и преемственности в работе логопедов системы «поликлиника – школа» особенно актуальна в связи с увеличением количества детей с речевыми патологиями год от года.
Текст статьи
Булдакова Светлана АнатольевнаЛогопед ГУЗ «Саратовский Городской Психоневрологический Диспансер» г. Саратовklepa355@mail.ruГостева Ольга ПавловнаУчительлогопед МАОУ «Гимназия № 4» г. Саратовolgagost@list.ru
Некоторые аспекты взаимосвязи и преемственности в работе логопедов системы «поликлиникашкола». В данной статье рассмотрены некоторые аспекты взаимодействия логопедов системы «поликлиника –школа». Выявлены основные проблемы, возникающие изза отсутствиясистемы мероприятий, по предупреждению возникновения недостатков речи у детей. Так же рассмотрены основные направления, формы и виды совместной работы логопедов систем здравоохранения и образования. Авторами выявлена и обоснована необходимость совместной работы по исправлению речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Разработанная авторами модель взаимосвязи и преемственности в работе логопедов системы «поликлиника –школа»особенно актуальна в связи с увеличением количества детей с речевыми патологиями год от года. Модель, взаимосвязь и преемственность, логопеды системы «поликлиника –школа».
В последнее времярезко увеличилось число детей дошкольного и младшего школьного возраста с речевыми нарушениями. Общее недоразвитие речи и фонетикофонематическое недоразвитие являются наиболее распространёнными среди них. В связи с этим остро стоит вопрос о необходимостипреемственности в работе логопеда поликлиники и школы, а следовательно, и в работе логопеда медицинского учреждения и учителялогопеда системы образования. Актуальность данной проблемы заключается в том, что для ее разрешения необходима разработка модели взаимодействия этих двух структур. Преемственность в работе этих специалистовпозволит осуществить комплексный подход к коррекции речевых нарушений.
Тесное взаимодействие поможет логопедам поликлиник,с одной стороны, уточнить картину речевых нарушений, возникающих у детейв процессе обучения в школе, и более четко представить направления и методыработы на школьном логопункте. С другой –наиболее рационально построить свою работу исправить «первый дефект»: произношение и различение звуков, чтобы предупредить и минимизировать затруднения, которые могут проявится в школе при обучении письму и чтению. Познакомившись ближе с работой своих коллег,школьные логопедыне будут тратить учебное время на постановку и автоматизацию звуков. А продолжат работу по исправлению «второго дефекта»: введение звуков в речь и развитие фонематического слуха для профилактики возникновения нарушений письма и чтения (дисграфии и дислексии). Развитие речи подразумевает, что ребенок владеет артикуляционным аппаратом, умеет четко произносить звуки, различать их, имеет соответствующий возрасту словарный запас, умеет правильно строить предложения. Таким образом, развитие речи является важнейшей проблемой, стоящей перед логопедами учреждений всех видов.
Однимиз показателей готовности ребенка к обучению в школе, залогомуспешного овладения грамотойи чтением –являетсяправильная речь. Как известно, письменная речь формируется на основе устной. Поэтому дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, предрасположены к появлению нарушений письма и чтения.
Поэтомуособую тревогу вызывает отсутствие системы мероприятий, по предупреждению возникновения недостатков речи у детей. К сожалению, родителизачастуюнеадекватно оценивают или вообще не обращают внимания на проблемы, связанныес развитием речи детей, надеясь, что возрастом все исправится само собой. Педиатрыне всегдапосылают детей к логопеду поликлиники для ежегодного осмотра. Поэтому дети среднего и старшего дошкольного возраста оказываются неохваченными логопедической помощью.Воспитателичастопутают понятия «звук» «буква», не знают артикуляционных укладов, нерегулярно работают над развитием речи, а многиевообще не обращают внимания на состояние речи детей. Улогопедовполиклиники не всегда получается вовремя выявить речевую патологию по тем или иным причинам. Преемственность же между логопедами поликлиники и учителямилогопедами зачастую основываетсялишь на личных контактах.Вопрос о том, кто должен «бить тревогу» по этому поводу, остается открытым. Таким образом, в школах оказываетсяогромное количество детей с нарушениями речи. Внастоящее время многие школы перешли на новые образовательные стандарты. Составленные по ним программы не позволяют учителям уделить достаточного количества времени развитию звукового анализа и синтеза, что так необходимо детям с речевыми патологиями.Школьный логопед не может оказать помощь всем учащимся с речевыми патологиями в связи с увеличением их числа год от года.
Для успешной коррекции речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста необходимо разработать модель взаимодействия логопедов в системе «поликлиника –школа».Предлагаемая нами модель взаимосвязи строится с учетом следующих принципов:Системности. Я.А. Коменскийвпервыеприменил этот принцип,предполающийпередачу знаний учащимся в определенной последовательности и взаимосвязи. В логопедии принципсистемности подразумевает учет структуры дефекта, определение ведущего нарушения, соотношениепервичных и вторичных симптомов. Таким образом, развитие ребенка –это процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Комплексности.Онобосновывает необходимость комплексного (медико –педагогического) воздействия. Большинство нарушений речи является следствиеморганическихили функциональныхповрежденийартикуляционногоаппарата. Например, если в основе речевого расстройства лежит, повреждение «речевых» отделов коры головного мозга, то в развитии ребенка нарушенной будет не только речевая функция, таким образом, коррекционное воздействие только одного специалиста оказывается малоэффективным.
Учета личностных особенностей. В связи с тем, что в Федеральных Государственных Стандартах Образования II поколения приоритетным направлением является воспитание гармоничной личности в целом,особенно важно учитыватьличностные особенностипри коррекции речевых нарушений. Опора на сохранные звенья. Логопед сначала опирается на сохранные звенья, и лишь потом постепенно подключает к коррекционной работе нарушенную функцию.Например, при нарушении фонематического слуха опора идет на зрительное восприятие, артикуляционную и мелкую моторику.
Суть принципадоступности,сформулированногоЯ.А. Коменским: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному.Например, автоматизация звуков проходит в порядке «слоги => слова => фразы => стихи => связная речь». Индивидуализация темпа работ. Каждый ребенок имеет свой индивидуальный темп развития. У детей с нарушениями речи он зависит от многих факторов как внешних, так и внутренних, следовательно,переход от этапа к этапупроисходиттолько после полного освоения материала предыдущего этапа. Коррекционнаяработа строится с учетом сензитивных периодов развития ребенка, с расширением зоны ближайшего и переходом ее взону актуального развития.
Модель взаимосвязи и преемственности в работе логопедовв системе «поликлиникашкола».
Цель: Создание модели взаимосвязи и преемственности в работе логопедов в системе «поликлиникашкола», в процессе коррекционноразвивающей деятельности.Задачи:1. Создать модель взаимосвязи и преемственности в работе логопедов в системе «поликлиникашкола».2. Обозначить основные направления взаимосвязи в коррекционноразвивающей деятельности специалистов.
3.Разработать систему работы и формы взаимодействия логопедов системы «поликлиника –школа», обуславливающие повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и увеличение эффективности коррекционнологопедической работы.Направления:1. Диагностическое.
2. Коррекционноразвивающее.3. Аналитическое.
Задачи.
Изучение речевых особенностей развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Выделение факторов риска, на основе полученных результатов обследования.
Взаимообмен результатами обследования детей.Предполагаемый Задачи.
Разработка совместного перспективного плана коррекционнологопедических занятий, отражающего преемственность в работе логопедов системы «поликлиника –школа».
Предполагаемый результат:
Совместный перспективный план Задачи.
Анализ динамики развития ребенка в процессе коррекционнологопедической работы.
Отслеживание эффективности проводимой работы.Предполагаемый результат:1. Лист динамики развития ребенка, с учетомвыделенных факторов риска.2. Мониторинг результат:1. Совместный диагностический блок методик.2. Определение стратегии коррекционнологопедической работы с учетом выявленных факторов риска.3.Уточнение картины речевого дефекта каждого конкретного ребенка.коррекционноразвивающих занятий, включающий эффективные методы и приемы взаимосвязи специалистов.эффективности коррекционнологопедической работы в системе «поликлиника –школа».
1.Диагностическоенаправление работы подразумеваетопределение уровня речевого развития ребенка. Оно включает разработкусовместного блока методик, позволяющего более точно провести диагностику речи детей.Изучениефакторов риска (напр. недоразвитие фонематического слуха может привести к возникновению нарушений письма и чтения данного вида), определения коррекционнологопедической стратегии по отношению к каждому ребенку с речевыми нарушениями.Анализ полученных результатовпозволяет уточнить картину речевого дефекта каждого ребенка.
2.Коррекционноразвивающеенаправление. Предполагает, что от качества коррекционнологопедической работы, тесного сотрудничества специалистов системы «поликлиника –школа» зависит речевое развитие и успешность овладения школьной программой ребенком. В связи с этим, необходиморазработать совместный перспективный план коррекционноразвивающих занятий, включающий эффективные методы и приемы взаимосвязи специалистов.
3.Аналитическоенаправление. Аналитическая деятельность позволит нам отследить эффективность коррекционнологопедической работы в тесном сотрудничестве логопедов системы «поликлиника –школа», и динамику развития ребенка, с учетом выделенных факторов риска. Коррекционнологопедический процесс невозможно представить без участия родителей, педагогов, психологов и врачей (невролог, психиатр). Для них необходимо проведение консультаций, на которых следует рассказывать о факторах риска и особенностях развития ребенка на каждом этапе логопедической работы.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬКОРРЕКЦИОННОЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ «ПОЛИКЛИНИКА –ШКОЛА»
Разработанная нами модель взаимосвязи специалистов системы «поликлиника –школа» способствует эффективным, качественным изменениям в речевом развитии детей, повышению профессиональной компетентности логопедов, росту логопедической грамотности родителей. Мы считаем, что необходимо продолжать данную работу в следующих направлениях:Проведение общих методических объединений логопедов системы здравоохранения и образования.Двусторонний обмен результатами обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста.Согласование целей речевого развития на дошкольном и начальном школьном уровнях.Разработка общей программы речевого развития детей для логопедов системы «поликлиника –школа».Совершенствование форм организации и методов работы в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Список цитируемой литературы:1.Визель, Т. Г. Как вернуть речь / Т. Г. Визель. –М. : ЭКСМОПресс, 2001.–224 с.2.Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопеда / Л. Н. Ефименкова. –М. : ВЛАДОС, 2003. –336 с. –(Коррекционная педагогика).3.Ткаченко, Т. А. Логопедическая энциклопедия / Т. А. Ткаченко. –М. : Мир книги, 2008. –248 с4.Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников : учеб.метод. пособие / под общ. ред. Т. В. Волосовец. –М. : НИИ Школьных технологий, 2008. –224 с.5.Перчаткина, Е. Сотрудничество логопеда и родителей / Е. Перчаткина // Дошкольное воспитание. 2008. № 10. С. 102108
Buldakova Svetlana AnatoljevnaSpeech therapist GUSE "Saratov City mental hospital" Saratovklepa355@mail.ruGosteva Olga PavlovnaSpeech therapists MAOU"Gymnasium № 4" Saratov
This article discusses some aspects of the interaction of speech therapists' clinic a school. "The main problems that arise due to the lack of measures to prevent the emergence of speech defects in children. Just the basic directions, forms and types of speech therapists working together in health and education. The authors identified and the necessity of working together to correct speech disorders in preschool and earlyschool age. Developed by the authors model the relationship and continuity in the work of speech therapists' clinic school "is particularly relevant in relation to the number of children with speech pathology from year to year. Model, the relationship and continuity, speech of the "clinic a school."
Некоторые аспекты взаимосвязи и преемственности в работе логопедов системы «поликлиникашкола». В данной статье рассмотрены некоторые аспекты взаимодействия логопедов системы «поликлиника –школа». Выявлены основные проблемы, возникающие изза отсутствиясистемы мероприятий, по предупреждению возникновения недостатков речи у детей. Так же рассмотрены основные направления, формы и виды совместной работы логопедов систем здравоохранения и образования. Авторами выявлена и обоснована необходимость совместной работы по исправлению речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Разработанная авторами модель взаимосвязи и преемственности в работе логопедов системы «поликлиника –школа»особенно актуальна в связи с увеличением количества детей с речевыми патологиями год от года. Модель, взаимосвязь и преемственность, логопеды системы «поликлиника –школа».
В последнее времярезко увеличилось число детей дошкольного и младшего школьного возраста с речевыми нарушениями. Общее недоразвитие речи и фонетикофонематическое недоразвитие являются наиболее распространёнными среди них. В связи с этим остро стоит вопрос о необходимостипреемственности в работе логопеда поликлиники и школы, а следовательно, и в работе логопеда медицинского учреждения и учителялогопеда системы образования. Актуальность данной проблемы заключается в том, что для ее разрешения необходима разработка модели взаимодействия этих двух структур. Преемственность в работе этих специалистовпозволит осуществить комплексный подход к коррекции речевых нарушений.
Тесное взаимодействие поможет логопедам поликлиник,с одной стороны, уточнить картину речевых нарушений, возникающих у детейв процессе обучения в школе, и более четко представить направления и методыработы на школьном логопункте. С другой –наиболее рационально построить свою работу исправить «первый дефект»: произношение и различение звуков, чтобы предупредить и минимизировать затруднения, которые могут проявится в школе при обучении письму и чтению. Познакомившись ближе с работой своих коллег,школьные логопедыне будут тратить учебное время на постановку и автоматизацию звуков. А продолжат работу по исправлению «второго дефекта»: введение звуков в речь и развитие фонематического слуха для профилактики возникновения нарушений письма и чтения (дисграфии и дислексии). Развитие речи подразумевает, что ребенок владеет артикуляционным аппаратом, умеет четко произносить звуки, различать их, имеет соответствующий возрасту словарный запас, умеет правильно строить предложения. Таким образом, развитие речи является важнейшей проблемой, стоящей перед логопедами учреждений всех видов.
Однимиз показателей готовности ребенка к обучению в школе, залогомуспешного овладения грамотойи чтением –являетсяправильная речь. Как известно, письменная речь формируется на основе устной. Поэтому дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, предрасположены к появлению нарушений письма и чтения.
Поэтомуособую тревогу вызывает отсутствие системы мероприятий, по предупреждению возникновения недостатков речи у детей. К сожалению, родителизачастуюнеадекватно оценивают или вообще не обращают внимания на проблемы, связанныес развитием речи детей, надеясь, что возрастом все исправится само собой. Педиатрыне всегдапосылают детей к логопеду поликлиники для ежегодного осмотра. Поэтому дети среднего и старшего дошкольного возраста оказываются неохваченными логопедической помощью.Воспитателичастопутают понятия «звук» «буква», не знают артикуляционных укладов, нерегулярно работают над развитием речи, а многиевообще не обращают внимания на состояние речи детей. Улогопедовполиклиники не всегда получается вовремя выявить речевую патологию по тем или иным причинам. Преемственность же между логопедами поликлиники и учителямилогопедами зачастую основываетсялишь на личных контактах.Вопрос о том, кто должен «бить тревогу» по этому поводу, остается открытым. Таким образом, в школах оказываетсяогромное количество детей с нарушениями речи. Внастоящее время многие школы перешли на новые образовательные стандарты. Составленные по ним программы не позволяют учителям уделить достаточного количества времени развитию звукового анализа и синтеза, что так необходимо детям с речевыми патологиями.Школьный логопед не может оказать помощь всем учащимся с речевыми патологиями в связи с увеличением их числа год от года.
Для успешной коррекции речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста необходимо разработать модель взаимодействия логопедов в системе «поликлиника –школа».Предлагаемая нами модель взаимосвязи строится с учетом следующих принципов:Системности. Я.А. Коменскийвпервыеприменил этот принцип,предполающийпередачу знаний учащимся в определенной последовательности и взаимосвязи. В логопедии принципсистемности подразумевает учет структуры дефекта, определение ведущего нарушения, соотношениепервичных и вторичных симптомов. Таким образом, развитие ребенка –это процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Комплексности.Онобосновывает необходимость комплексного (медико –педагогического) воздействия. Большинство нарушений речи является следствиеморганическихили функциональныхповрежденийартикуляционногоаппарата. Например, если в основе речевого расстройства лежит, повреждение «речевых» отделов коры головного мозга, то в развитии ребенка нарушенной будет не только речевая функция, таким образом, коррекционное воздействие только одного специалиста оказывается малоэффективным.
Учета личностных особенностей. В связи с тем, что в Федеральных Государственных Стандартах Образования II поколения приоритетным направлением является воспитание гармоничной личности в целом,особенно важно учитыватьличностные особенностипри коррекции речевых нарушений. Опора на сохранные звенья. Логопед сначала опирается на сохранные звенья, и лишь потом постепенно подключает к коррекционной работе нарушенную функцию.Например, при нарушении фонематического слуха опора идет на зрительное восприятие, артикуляционную и мелкую моторику.
Суть принципадоступности,сформулированногоЯ.А. Коменским: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному.Например, автоматизация звуков проходит в порядке «слоги => слова => фразы => стихи => связная речь». Индивидуализация темпа работ. Каждый ребенок имеет свой индивидуальный темп развития. У детей с нарушениями речи он зависит от многих факторов как внешних, так и внутренних, следовательно,переход от этапа к этапупроисходиттолько после полного освоения материала предыдущего этапа. Коррекционнаяработа строится с учетом сензитивных периодов развития ребенка, с расширением зоны ближайшего и переходом ее взону актуального развития.
Модель взаимосвязи и преемственности в работе логопедовв системе «поликлиникашкола».
Цель: Создание модели взаимосвязи и преемственности в работе логопедов в системе «поликлиникашкола», в процессе коррекционноразвивающей деятельности.Задачи:1. Создать модель взаимосвязи и преемственности в работе логопедов в системе «поликлиникашкола».2. Обозначить основные направления взаимосвязи в коррекционноразвивающей деятельности специалистов.
3.Разработать систему работы и формы взаимодействия логопедов системы «поликлиника –школа», обуславливающие повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и увеличение эффективности коррекционнологопедической работы.Направления:1. Диагностическое.
2. Коррекционноразвивающее.3. Аналитическое.
Задачи.
Изучение речевых особенностей развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Выделение факторов риска, на основе полученных результатов обследования.
Взаимообмен результатами обследования детей.Предполагаемый Задачи.
Разработка совместного перспективного плана коррекционнологопедических занятий, отражающего преемственность в работе логопедов системы «поликлиника –школа».
Предполагаемый результат:
Совместный перспективный план Задачи.
Анализ динамики развития ребенка в процессе коррекционнологопедической работы.
Отслеживание эффективности проводимой работы.Предполагаемый результат:1. Лист динамики развития ребенка, с учетомвыделенных факторов риска.2. Мониторинг результат:1. Совместный диагностический блок методик.2. Определение стратегии коррекционнологопедической работы с учетом выявленных факторов риска.3.Уточнение картины речевого дефекта каждого конкретного ребенка.коррекционноразвивающих занятий, включающий эффективные методы и приемы взаимосвязи специалистов.эффективности коррекционнологопедической работы в системе «поликлиника –школа».
1.Диагностическоенаправление работы подразумеваетопределение уровня речевого развития ребенка. Оно включает разработкусовместного блока методик, позволяющего более точно провести диагностику речи детей.Изучениефакторов риска (напр. недоразвитие фонематического слуха может привести к возникновению нарушений письма и чтения данного вида), определения коррекционнологопедической стратегии по отношению к каждому ребенку с речевыми нарушениями.Анализ полученных результатовпозволяет уточнить картину речевого дефекта каждого ребенка.
2.Коррекционноразвивающеенаправление. Предполагает, что от качества коррекционнологопедической работы, тесного сотрудничества специалистов системы «поликлиника –школа» зависит речевое развитие и успешность овладения школьной программой ребенком. В связи с этим, необходиморазработать совместный перспективный план коррекционноразвивающих занятий, включающий эффективные методы и приемы взаимосвязи специалистов.
3.Аналитическоенаправление. Аналитическая деятельность позволит нам отследить эффективность коррекционнологопедической работы в тесном сотрудничестве логопедов системы «поликлиника –школа», и динамику развития ребенка, с учетом выделенных факторов риска. Коррекционнологопедический процесс невозможно представить без участия родителей, педагогов, психологов и врачей (невролог, психиатр). Для них необходимо проведение консультаций, на которых следует рассказывать о факторах риска и особенностях развития ребенка на каждом этапе логопедической работы.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬКОРРЕКЦИОННОЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ «ПОЛИКЛИНИКА –ШКОЛА»
Разработанная нами модель взаимосвязи специалистов системы «поликлиника –школа» способствует эффективным, качественным изменениям в речевом развитии детей, повышению профессиональной компетентности логопедов, росту логопедической грамотности родителей. Мы считаем, что необходимо продолжать данную работу в следующих направлениях:Проведение общих методических объединений логопедов системы здравоохранения и образования.Двусторонний обмен результатами обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста.Согласование целей речевого развития на дошкольном и начальном школьном уровнях.Разработка общей программы речевого развития детей для логопедов системы «поликлиника –школа».Совершенствование форм организации и методов работы в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Список цитируемой литературы:1.Визель, Т. Г. Как вернуть речь / Т. Г. Визель. –М. : ЭКСМОПресс, 2001.–224 с.2.Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопеда / Л. Н. Ефименкова. –М. : ВЛАДОС, 2003. –336 с. –(Коррекционная педагогика).3.Ткаченко, Т. А. Логопедическая энциклопедия / Т. А. Ткаченко. –М. : Мир книги, 2008. –248 с4.Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников : учеб.метод. пособие / под общ. ред. Т. В. Волосовец. –М. : НИИ Школьных технологий, 2008. –224 с.5.Перчаткина, Е. Сотрудничество логопеда и родителей / Е. Перчаткина // Дошкольное воспитание. 2008. № 10. С. 102108
Buldakova Svetlana AnatoljevnaSpeech therapist GUSE "Saratov City mental hospital" Saratovklepa355@mail.ruGosteva Olga PavlovnaSpeech therapists MAOU"Gymnasium № 4" Saratov
This article discusses some aspects of the interaction of speech therapists' clinic a school. "The main problems that arise due to the lack of measures to prevent the emergence of speech defects in children. Just the basic directions, forms and types of speech therapists working together in health and education. The authors identified and the necessity of working together to correct speech disorders in preschool and earlyschool age. Developed by the authors model the relationship and continuity in the work of speech therapists' clinic school "is particularly relevant in relation to the number of children with speech pathology from year to year. Model, the relationship and continuity, speech of the "clinic a school."