Повседневный мир массовой культуры

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Воробец Л. В. Повседневный мир массовой культуры // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 1161–1165. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53235.htm.
Аннотация. Статья посвящена анализу такого феномена современного общества как массовая культура с позиции аксиологического знания. Основное внимание в работе автор уделяет раскрытию сферы повседневного и практического мира анализируемого явления. В статье представлено авторское определение таких понятий как ценность и массовая культура. Кроме того, сделаны выводы относительно перспектив развития массовой культуры на данном этапе своего существования.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Воробец Лариса ВикторовнаКандидат культурологии, доцент кафедры «Лингвистика и межкультурная коммуникация», КомсомольскийнаАмуре государственный технический университет, г. КомсольскнаАмуреlarisa13@inbox.ruПовседневный мир массовой культурыАннотация: Статья посвящена анализу такого феномена современного общества как массовая культура с позиции аксиологического знания. Основное внимание в работе автор уделяет раскрытию сферы повседневного и практического мира анализируемого явления. В статье представлено авторское определение таких понятий как ценность и массовая культура. Кроме того, сделаны выводы относительно перспектив развития массовой культуры на данном этапе своего существования.Ключевые слова: межсубъектные отношения,массовая культура, ценность, демассовизация, персонализация, «пси»нарциссизм.

Повседневный мирмассовой культурыВ данной статьеречь пойдет о самых существенных для каждого человека сферах его социокультурногобытия, которые занимают значительную часть сознательно проводимого им времени. Это межсубъектные отношения, то есть общение и коммуникация, выражающиеся в виде системы быта и досуга, его образования и медицинского обслуживания, производственной и политической деятельности.Культура как специфическая сфера бытия со всей ее многомерностью последовательно и тотально пронизана только ценностями. Ценность субъективна, директивна и интегральна, она входит в состав любой ориентации человека в окружающем его мире.Ценность есть существо человеческого бытия, она охватывает все его психосоматическое и социокультурное наполнение, переживается и эмоционально, и интеллектуально. Наш системный анализ практического мира массовой культуры строится, таким образом, вокруг понятия ценности. Ценность представляет собой модель, глубинную порождающую структуру культуры, ее своеобразный генетический код [1]. Ценность как идеальная модель никогда полностью не опредмечивается, но направляет любой процесс опредмечивания и задает его результат. Именно по тому, что сделал человек, можно понять, к чему он стремился. Являясь важнейшей формой отражения бытия, ценность, с одной стороны, выражает субъективный характер человека, т.е. сущность, уникальность, свободу выбора сценария деятельности и в этом она близка к художественному отражению мира. С другой стороны, она предельно конкретизирует эту уникальность, предоставляя человеку определенные модели деятельности, которые необходимо реализовать, чтобы его существование и история выражала его сущность. Однако ценность не просто ключевая форма отражения бытия, она является доминантной формой всей человеческой деятельности.

Массовая культура, возникшая в результате кризиса креативной культуры, представляет собой специфический способ освоения действительности, где происходит ориентация не на индивидуальное творчество, а на процессы потребления, где выбор товаров, услуг и способов осуществления активности определяется модой и рыночными законами отношения между массовым спросом и адекватным ему предложением[1].Это потребление органично вписывается как в схему раскрепощения и персонализации человека, так и в рамки тотального управления им и его потребностями.Можно сделать следующий вывод: все артефакты массовой культуры на всех уровнях своего бытия (на уровне деятельности их создания и потребления и на уровне продуктов этой деятельности) определяются структурой производственной деятельности. По законам рынка и моды начинают функционировать социальные институты, представляя собой исключительно институты производства и потребления, человек превращается в продукт этих институтов, как в телесном, так и в духовном аспекте своего бытия, произведения искусства и науки становятся частью технологических процессов. Так художественное производство ипотребление, научная индустрия оцениваются исключительно с помощью критериев коммерческой привлекательности и эффективности. Даже общение функционализируется в вышеуказанном направлении. Таким образом, центральной ценностью массовой культуры становится интенсивное потребление. «Массовая культура» –синоним «информационной эпохи», начавшейся не с компьютеризации, а с образования аудиовизуальных средств воздействия на сознание человека: кино, телевидения, рекламы, видео. Практический мир в массовой культуреподчинен процессу формирования новых, но,тем не менее,стереотипных образов и символов. Таково «одноразовое» искусство, быстро снятые комедии положений, снимки, постеры, ксероксы, репродукции произведений изобразительного искусства, которые крепятся настену, а затем выбрасываются за ненадобностью. Повседневный мир заполнен идеями, верованиями и отношениями, которые исчезают из человеческого сознания так же быстро и внезапно, как и возникли.Современный мир –это мир господства телевидения, СМИ и рекламы, мир, в котором человек значительную часть своей жизни проводит перед экраном телевизора. Телевизор превратился в своеобразного властелина, в пульт дистанционного управления телезрителем. Homosapiensпревратился в HomoZapiens–человека переключаемого (от английского zapping–переключение телевизора с одной программы на другую). Массмедиа через создаваемый ими набор образов определяют наше восприятие реальности: от идеологических и политических пристрастий до форм и ритуалов интимных отношений, от стиля жизни, одежды и жилья до выбора увлечений [2]. Благодаря им, мир превратился в некую «глобальную деревню»,где все обо всех знают и стремятся жить по неким единым стандартам. Под влиянием телевидения уже сформированотак называемое «экранное поколение». Не случайно телевидение многие исследователи склонны считать в последние десятилетия «главным учителем жизни» [3].Немыслимой власти кино, телевидения, видео над умами и душами людей К. Э. Разлогов дал емкое название: «Экран как мясорубка культурного дискурса» [4]. Особенностью современного телевидения является то, что оно формирует примитивно и однообразномыслящего человека.Используя естественное стремление человека компенсировать монотонность будней, массовая культура интегрируется в повседневную жизнь и работает с вечными темами (желание любви, страх перед неведомым, жажда успеха, тяга к чуду). На их основе создается продукция, рассчитанная на немедленную эмоциональную реакцию –как в сериале или детективе. Точки соприкосновения «индустрии культуры» многочисленны: архитектура, реклама, мода, кино, политические технологии.

На данном этапе развития массовой культуры приходится констатировать тот факт, что телевидение носит исключительно подражательный, а не творчески индивидуальный и самостоятельный характер. Наш современный экранный облик мало чем отличается от остальных видеоканалов мира, отличие составляет только язык телевещания. Исключением из правил являются лишь тематические или отдельные экспериментальные каналы, типа нашей «Культуры». Такие каналы настроены не на универсальную аудиторию, но на определенный круг интересующихся музыкой, спортом, искусством, кино или новостями людей. Особую роль на телевидении играют телесериалы и телешоу, как самые массовые по охвату аудитории зрелища со свои «языком» и «стилем». Телесериалы и телевизионные игры, представляющие собой красочные телешоу, являются двумя видами духовного наркотика для населения, позволяющего уйти современному обывателю от реальности. Остановимся более подробно на данных феноменахповседневного мирамассовой культуры.Телевизионные игры составляют часть телевизионного пространства. Телеигра выходит за пределы художественного творчества, она представляет собой сочетание элемента искусства и элемента неискусства. Она принадлежит миру игры в том широком смысле, в котором писал об этом Й. Хейзенга[5], и в том узком смысле, в котором игровое начало присуще именно этому телевизионному жанру.Телевизионные игры относятся к наиболее популярным видам телевизионного представления. Популярность таких игр определяется состоянием напряженного ожидания у зрителя: «А что же будет дальше?». Это напряженное ожидание присуще восприятию художественного произведения –детектива или психологической драмы: всегда интересно,что же будет потом? Но художественное произведение отличается тем, что в нем всегда чувствуется логика и концепция автора, сценариста или драматурга, а развитие и финал телеигры кажутся спонтанными и открытыми. Неизменным атрибутом телевизионных игр и телешоу является присутствие популярных и знаменитых личностей, как правило, звезд шоубизнесса. Современное телевидение пестрит примерами таких программ. К ним относятся: «Поле чудес», «Кто хочет стать миллионером?», «Десять миллионов», «Интуиция», «Гардероб навылет»и т.д., транслируемые во многих станах мира. Уже в названии этих телевизионных игр можно увидеть главный принцип, по которому строятся данные программы, а именно привлечение игроков заоблачной мечтой. Целью таких программ всегда является выигрыш большой суммы денег, а вот методы не везде одинаковые. В «Поле чудес» царит атмосфера фальшивой недоброжелательности, поддерживаемая искусной игрой телеведущегои подарками благодарных игроков. В игре «Кто хочет стать миллионером?» дух соперничества, дух погони за шальным выигрышем выражен сильнее. В программе «Гардероб навылет» участники вообще не скрывают своих эмоций, а, наоборот, ведут себя подчеркнуто агрессивно по отношению к партнеру. При внимательном анализе обнаруживается, что все данные телешоу разжигают алчность, а сама игра как способ самореализации творческой личности уходит на второй план, она уже не интересна, важен лишь денежный выигрыш.Телезритель озабочен одним вопросом: «А удастся ли ему выиграть главный финансовый приз?»Обращает на себя внимание тот факт, что всевозможные телевизионные игры и телешоу, заполонившие отечественный современный экран, скопированы с западных образцов. Еще несколько десятилетий назад такие передачи, как «Что? Где? Когда?», были построены как состязание в эрудиции. Сохранив внешнюю фабулу, они трансформировались в обычную погоню за деньгами, утратив тот дух интеллектуального аристократизма, который был им свойствен сначала. Теперь это зрелище ничуть не более интересное и ничуть не менее пошлое, чем «Поле чудес».Назначение телешоу –развлекать. Но развлечение не является в данном случае самоцелью. Основная (естественно, не афишируемая) цель таких зрелищ –формирование у зрителей вполне определенного стереотипа мышления. Суть последнего можно сформулировать следующим образом: деньги –главное мерило всех благ, единственный критерий успеха, высший смысл жизни.Телесериал нацелен на формирование несколько иных стереотипов. Телесериал рассчитан на предельно широкую аудиторию:от детей дошкольного возраста до старушек на пенсии, поэтому телесериал реализует более разнообразный набор целей. В современной массовой культуре все телесериалы при всех их конкретных различиях делятся на два основных типа: детективы и мелодрамы. Что касается детективов, то их отличительной особенностью является обилие жестокости, секса и насилия. Та доза насилия, которую можно сегодня наблюдать на телеэкране, является фактором, стимулирующим появление поколения несовершеннолетних преступников. Роль таких детективов сугубо деструктивна: они разрушают нравственные устои общества, утверждая в качестве нормы цинизм, апеллируя к самым низменным проявлениям человеческой натуры. Возникает закономерный вопрос: «Что ждать от нации, которую так массированно зомбируют?». Смотря очередной детективный сериал, человек уже не впадает в состояние шока, его не охватывает ужас от зрелища многочисленных сцен жестоких избиений и изощренных убийств. Приведем несколько примеров подобных фильмови сериалов: «Игра», «Убей меня»,«Учитель в законе», «Мент в законе», «Королева бандитов», «Крысы или ночная мафия» и др.Беглый взгляд на названия подобных «произведений искусства» уже настраивает телезрителя на определенную волну.

Непременным атрибутом мелодраматических сериалов является отсутствие какоголибо подобия сюжета, обильные словоизвержения лишенных человеческой индивидуальности героев, бесконечные и ни к чему не ведущие выяснения отношений. Все герои мелодрам изъясняются стандартным языком, их духовный мир примитивен и стереотипен. Проблемы, решением которых занимаются персонажи сериалов, не представляют ни малейшего человеческого и, стало быть, художественного интереса. Эти проблемы, как правило, надуманны, а порой и вообще находятся за границей рационального. В мышление человека внедряется стереотип: «Растительное существование, лишенное какойлибо рефлексии, пафоса созидания и наполненное суетой, –это и есть достойный человека образ жизни». Примером тому служат такие сериалы как, «Ундина», «Маргоша», «Светофор», «Воронины», «Кровинушка», «Не родись красивой», «Ефросинья»,«Вероника беглянка», «Неравный брак», «Тайны института благородных девиц»и др. Особенностью телесериалов, как продукта массовой культуры, является задача формирования потребителя. Функции телевизионного сериала заключаются в том, чтобы привлечь внимание многомиллионной аудитории. Телесериал, как и само телевидение, представляет собой «способ покупки внимания многомиллионной аудитории и его перекупки (связанной с конкуренцией с другими каналами), в результате чего с телезрителем незаметно для него происходят метаморфозы. В этом процессе сам ТВсериал является «средством», актеры –исполнители ролей –«инструментом», а зрительская аудитория –искомым продуктом, создаваемым данным инструментом посредством манипулирования, трансформации его сознания» [3]. Массовая культура создает сегодня новые ценности, способствующие формированию нового образа мыслей у современного человека. Список новых ценностей массового общениявключает: «абсолютный индивидуализм и релятивизм, гигантоманию и одновременную страсть сводить любую исключительность к повседневному, утилитарному и усредненному бытию; любовь к ужасному и физиологическому (эротика), коммерческому и живописному, комфортабельному и декоративному, разнообразным развлечениям и удовольствиям, быстрой смене моды»[6,]. Их систематическое акцентирование отражается в телепередачах, транслируемых всеми каналами телевидения. К ним относятся: «Шоу рекордов Гиннеса», «Шоу российских рекордов», «Невероятные истории», «Необъяснимо, но факт», «Ребенок робот», «В поисках приключений», «Про это», «Секс с Анфисой Чеховой», «Остров искушений», «Клуб бывших жен», «Няня спешит на помощь», «Жить вкусно», «Квартирный вопрос», «Школа ремонта», «Снимите это немедленно» и др.Став важнейшим техническим средством практической и теоретической деятельности XXIвека, компьютер стал играть особую роль в повседневном мире общения. Возможности компьютера как канала для общения безграничны.Компьютерные сети становятся каналами для любого вида общения: семейного, социополитического, производственного, интерперсонального, художественного и религиозного. Благодаря данному обстоятельству, люди могут связаться между собой, будучи в разных уголках мира. Современный мир театра и кино вытесняется компьютером. Компьютер вытесняет аудиторное обучение, музей, библиотеку, даже дружеский общение.Кибернетическое общение, тем не менее, вытесняет и подменяет реальное общение и реальный мир, порождая безответственность и даже агрессивность в отношении к виртуальному другому.

Такая форма агрессии ведет к патологическим заболеваниям психики, которые в свою очередь могут доводить индивида до суицида. Виртуальная зависимость ведет к одиночеству, порождая при этом особую форму дикости современного человека –разобщение.Важную роль в передаче информации в повседневном мире играют реклама и мода. В настоящее время реклама заполонила все каналы массовой информации, превратилась в сильнейший фактор воздействия на общественное массовое сознание. Нам вряд ли удастся найти сегодня журнал, газету, книгу или телепередачу, в которых не было бы рекламных объявлений. Воздействие рекламы тотально. Нет таких сфер общественной жизни, в которые она бы ни проникала, и сторон, которых бы она ни касалась; не существует таких субъектов социального действия, чьи интересы не были бы ею затронуты. Реклама прочно вошлане только в социальную и личную жизнь людей, она поглотилагородскоеобщественноепространство. Повседневный мир превратился в брэнд, представляющий угрозупривычномукультурномупространствучеловека. Вторгаясь в социальный мир человека, реклама стремится изменить, а зачастую и разрушить культурные ориентиры и ценности, все то, что не влечет за собой получение прибыли. Целью массовой рекламы, как и моды, является навязывание определенного стереотипа поведения, который вынуждает потреблять. Навязываемые стандарты поведения представляют собой примитивные схемы, направленные против развития личности, против самостоятельных суждений и размышлений. Покупателю предлагаются вещи, за которыми стоят всевозможные образы, оправдания, и смыслы, призванные разбудитьаппетит потребителя. Современная реклама брутальна и агрессивна, и, в сущности, она базируется на эксплуатации трех вещей: мужского обаяния, детской непосредственности и женской привлекательности. Реклама и мода обладают чрезвычайно суггестивным воздействием на реципиента. Реклама, как и мода, делает акцент на всех проявлениях телесности, даже самых интимных. Анализируя современнуюмассовую рекламу гигиенических средств, можно отметить, что такое публичное обнажениевнутренней жизни человеческого тела –характернаячерта рекламы всех гигиенических и туалетныхсредств.

Реклама беззастенчиво использует сексуальность женщины длядостижения своих потребительских целей. В искусственном мире рекламы все социальные роли женщины сводятся к трем: любовница, хозяйка, мать. Все остальные стороны бытия женщины в обществе как бы выносятся за скобки рекламы. Они неинтересны, ибо не возбуждают тех чувств, которые можно было бы использовать в целях создания позитивного образа рекламируемого товара.Такие западные культурологи, как TuchmanG. [Тачмэн Дж], ModleskiT. [Модлески Т], VanZoonenL. [Ван Зунен Л.] и др., занимающиеся гендернымиисследованиями культуры, отмечают, что отношение к женщине, созданное в массовой культуре, можно обозначить термином «символическое уничтожение женщины» [8]. Этим термином объясняется способ, которым культурное производство исключает, маргинализирует, тривиализирует или игнорирует женщину, представленную в форме стереотипа, основанного на сексуальной привлекательности и занятии домашним трудом. Идеология массовой культуры формирует отношение к собственному телу как к эстетическому объекту –самоценной красивой вещи. Отсюда повышенное внимание к спорту вообще и тем его видам, которые позволяют моделировать собственное тело. Наиболее эффективная форма саморазвития тела –культуризм, который точнее описывает американский термин bodybuilding. Отныне тело не является чемто вызывающим отвращение или машиной; в нем заключенанашасущность, которой нам больше незачем стыдиться и которую теперь можно демонстрировать где и как угодно. Уход за собой (массаж, сауна, спорт, соблюдение режима); посещения солярия и терапевтических кабинетов (злоупотребление услугами врачей и фармацевтов) становятся культом современного человека. Операции по переделке собственного тела превращаются в театрализованное шоу, стимулируя «свойственное нарциссам обожание собственного тела» [7]. Такие телевизионные передачи как, «Возможности пластической хирургии», «Доктор Голливуд», «Хочу лицо знаменитости», проект канала ОРТ «Формула Красоты» и др. красноречиво свидетельствуют об этом. В условиях владычества СМИ, вещизма и физиологизации секса каждый следит за собой.

Медицина также претерпевает влияние массовой культуры. Традиционные методы лечения уже не так популярны, как это было раньше. Иглоукалывание, визуализация внутренних органов человека, траволечение, гомеопатия, «щадящая» терапия, проповедующая принцип «лечить пациента, а не болезнь» приобретают массовый характер распространения. Основной ценностью повседневной жизни становится гедонистическое желание потреблять; гедонизм становится главным принципом культуры. Следует признать, что появление массового потребления в 1920е годы было уделом лишь незначительной части населения, но с развитием товаропроизводства и рынка услуг, товары, считавшиеся до сего времени предметами роскоши, благодаря рекламе, моде, СМИ и в особенности системекредитов, становятся доступны массам. Так, например, в России в 1995г. количество товаров, купленных в кредит, увеличилось на половину в сравнении с предыдущими годами.В2006 их количество увеличилось уже в два раза, по сравнению с 1995г,а объем продаж товаров в кредит вырос во втором квартале 2012 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 8 процентных пунктов.Вцелом по РФ продажи в кредит выросли с 11% до 12%.(http://www.inmosreg.ru/happen_news_).Интересным представляется тот факт, что политика не остается в стороне от влияния массовой культуры. Социальнополитическая жизнь приобретает все более театрализованный характер. Истина, подлинность и реальность больше не существуют, вместо них господствуют шоуполитика, шоуправосудие и шоукультура. Современное телевидение пестрит различного рода программами, демонстрирующими это. Например, «Час суда с Павлом Астаховым», «Федеральный судья», «К барьеру», «Пусть говорят» и др. Политика становится персонализованной. Как западные, так и восточные лидеры государств, демонстрируют свою доступность.Политический деятель появляется в джинсах и свитере, выставляет напоказ свою семью, бюллетени о здоровье, свой досуги др.Такое политическое псевдообольщение способствует возникновению новых ценностейв отношениях между массами и политическим лидером–сердечность, доверительность, открытостьиискренность.Сегодня массовая культура повседневности смещает гедонистические акценты на успех индивида, ассоциирующийся не с обладанием материальными вещами, ас качеством жизни. Сам гедонизм персонализируется и ориентируется на «пси»нарциссизм[7]. Это объясняется тем обстоятельством, что характер производства вышел на качественноновую ступень в своем развитии. Удовлетворение материальных потребностей происходит быстрее и проще, чем это было раньше. Ценность самосовершенствования приводит к тому, что производство вещей начинает терять в XXIвеке статус массового. Наоборот, процесс демассовизации–процесс смещения акцентов массового производства и услуг на индивидуального потребителя, ведущий к персонализации артефактов массовой культуры[1]–влечет за собой производство, нацеленное на удовлетворение индивидуальных потребностей человека, что представляет собой кризиссамой массовой культуры.Но этот предмет обсуждения выходит за рамки наших рассуждений.

Ссылки на источники

1.Воробец Л. В., Докучаев И. И. Аксиология массовой культуры: Учеб. пособие. КомсомольскнаАмуре: ГОУВПО «КнАГТУ», 2009.–109 с.2.Рязанцева Л.В. Культура ХХ века: от модерна к постмодерну. –Харьков: Издво ХАИ, 1999. –80 с.3.Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. –М.: Академический Проект, 2005. –448 с.4.Разлогов К.Э. Экран как мясорубка культурного дискурса // Вопр. филос. –2002 . – № 8. –С. 24–41. 5.Хейзинга Й.Homoludens. В тени завтрашнего дня. –М.: Издво «АСТ», 2004. –539 с. 6.Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. –СПб.: Издво РХГИ, 2000. –1056 с.7.Липовецки Ж. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме. –СПб.: Владимир Даль, 2001. –336 с.8.Tuchman G. [Тачман Дж.]. Hearth and Home: Images of Women in Mass Media. –N.Y.: Oxford University Press, 1978.

Vorobets Larisa VictorovnaPhD, Assistant Professor at the department of «Linguistics and intercultural communication», KomsomolsknaAmure State Technical University, KomsomolsknaAmurelarisa13@inbox.ruThe world of massculture in everyday lifeAbstarct: In the given article the author attempts to consider the phenomenon of massculture from the position of axiology.

The author speculates about the realization of the analyzed phenomenon in practical and everyday life. The original definitions of such phenomenaas value and massculture are given in the article. The conclusion is made about the perspectives of massculture existence nowadays. Keywords: value, massculture, interpersonal communication,personalization, demassovization,

«psy»narcissim.