Система оценки достижений планируемых результатов обучающихся 1 класса

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Алешкина С. В., Мирзаянова Г. Г., Автулева Т. Л. Система оценки достижений планируемых результатов обучающихся 1 класса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 1166–1170. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53236.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы системы оценки достижений планируемых результатов в 1 классе. В настоящее время актуален вопрос о введении, дополнительно к традиционным, новых видов, форм и методов и средств оценки динамики продвижения учащихся в учебном процессе, способствующих повышению мотивации и интереса к обучению, а также учитывающих индивидуальные особенности учащихся. В данной статье обобщён опыт работы учителей по этому направлению.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Алешкина Светлана ВладимировнаМБОУ «СОШ №3» г. Мензелинска РТ, учитель начальных классовsvetlana. alyo@ mail. RuАвтулева Татьяна ЛеонидовнаМБОУ «СОШ №3» г. Мензелинска РТ, учитель начальных классовМирзаянова Гульзаннат ГалимзяновнаМБОУ «СОШ №3» г.Мензелинска РТ, учитель начальных классовНазвание статьи: Cистема оценки достижений планируемых результатов обучающихся 1 класса.Аннотация: в статье рассматриваются вопросы системы оценки достижений планируемых результатов в 1 классе.В настоящее времяактуален вопрос о введении, дополнительно к традиционным, новых видов, форм и методов и средств оценки динамики продвижения учащихся в учебном процессе, способствующих повышению мотивации и интереса к обучению, а также учитывающих индивидуальные особенности учащихся. В данной статье обобщён опыт работы учителей по этому направлению.Ключевые слова: система оценивания, предметные и метапредметные умения, листы достижений, журнал достижений планируемых результатов. Cистема оценки достижений планируемых результатов обучающихся 1 класса.Достижения нужно не оценивать, а документировать.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее ФГОС НОО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной общеобразовательной программы начального общего образования (далее –ООПНОО). Достижение предметных результатов на базовом уровне в любом образовательном учреждении –это аксиома, не нуждающаяся в обоснованиях и доказательствах. Достижение предметных и метапредметных результатов обучения обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса –учебных предметов, представленных в инвариантной части базисного плана. Это порождает ряд требований не только к содержанию и форме организации учебного процесса, но и к содержанию, критериям, методам и процедурамоценки, технологии фиксирования этих результатов. Основное содержание оценки метапредметных результатов в начальной школе строится вокруг умения учиться, т. е. той совокупности способов действий, которая, собственно, и обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Совокупность всех учебных предметов обеспечивает возможность формирования ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий (далее УУД) —при условии, что образовательный процесс ориентирован на достижение этих результатов. В настоящее время актуален вопрос о введении, дополнительно к традиционным, новых видов, форм и методов и средств оценки динамики продвижения учащихся в учебном процессе, способствующих повышению мотивации и интереса к обучению, а также учитывающих индивидуальные особенности учащихся. На основании Закона «Об образовании» (ст. 32., п. 16) осуществление текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся относится к компетенции образовательного учреждения (далее ОУ), и для осуществления этой деятельности в ОУ разработана своя система контроля, оценки, формы фиксирования полученных результатов. Работа в режиме безотметочного обучения требует наличия определенных условий, важнейшее из которых –добровольное принятие единой «оценочной политики» всеми членами педагогического коллектива. Проблема получения качественной, объективной информации в области педагогической деятельности имеет важное значение. Без специального отслеживания трудно представить действие учителя и успешность освоения предмета учащимся. Накопление отметок при отсутствии чёткого понимания системы, не дает возможность объективно оценивать деятельность ученика. Учитель должен владеть постоянной и системной информацией о том, как идет продвижение каждого ученика по пути усвоения знаний и развитие его личности. Такую информацию можно получить, организуя систематическое отслеживание процесса обучения и фиксирование динамики его результатов. Нужен кропотливый учет, который возможен при проведении мониторинга и анализе его результатов.Оценка предметных результатов.Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатовявляется способность учащихся решать учебнопознавательные и учебнопрактические задачи.В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения трех итоговых работ –по русскому языку, математике, и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.Основным инструментом итоговой оценки является итоговая комплексная работа –система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.Оценка метапредметных результатов.

Достижение метапредметныхрезультатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса –учебных предметов.Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

Основное содержание оценки метапредметных результатовстроится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений.Процедура фиксирования предметных и метапредметных результатовУчитель должен вести систематический учет усвоения детьми предметных учебных действий, которые внесены в основные требования программы по каждому предмету, используя различные, приемлемые для него формы фиксации. Это:٭Листы индивидуальных достижений Цель: отследить уровень продвижения учащихся в освоении учебного материала. При создании данных листов учитывалась программа и требования к обязательному минимуму содержания образования.Листы индивидуальных достижений предназначены для ученика и заполняется в 1 классе совместно с учителем после выполнения самостоятельных работ, изучения темы, по учебной деятельности ученика на уроке. Могут быть рассчитаны на четверть, полугодие и имеется по каждому предмету: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир. Для фиксации качества предметных учебных достижений учащимися можно использовать следующие символы:“+” —знает, умеет, правильно выполняет;“ “ —не владеет материалом, при выполнении заданий практическиво всех случаях допускает ошибки.Если ребенок еще не может сам правильно выполнить задание, учитель отмечает для себя необходимость дальнейшей индивидуальной работы с этим ребенком над не усвоенным им материалом. При этом никакой отрицательной словесной оценки учитель не дает.Листы индивидуальных достиженийвкладываются в «Портфолио обучающегося». (Таблица №1.)٭Ведомость оценки достижений планируемых результатов.По каждому предмету формируется «Ведомость оценки достижений планируемых результатов». В неё внесены все обучающиеся класса, изученные темы и результаты освоения тем (с помощью символов «+», «»). Идеальным вариантом является тот, когда все знаки превращаются в “+”. Далее символы суммируются и переводятся в процентные отношения:85100 % высокий уровень усвоения65 –84 % средний уровень усвоения40 –64 % уровень усвоения ниже среднегоменьше 40% низкий уровень усвоения.Таблица №28٭Журнал оценки достижений планируемых результатов.В конце учебного года учитель составляет содержательный анализ своей педагогической деятельности, учитывая следующее:

динамику развития обучающихся за учебный период;

уровень сформированности основных компонентов учебной деятельности обучающихся;

сведения о выполнении программы с указанием успехов и возникших трудностей;

выводы о причинах проблем, неудач и предложения по их преодолению.Оценкахарактеристика ученика по уровню сформированности предметных и метапредметных умений.1.За год ученица ………продемонстрировала владение всеми требуемыми умениями по предметам:1.Русский язык. На необходимом уровне: частично «Слово», полностью«Синтаксис и пунктуация», «Фонетика и графика».2. Математика. Из них на необходимом уровне: частично «Неравенства», «Дополнять краткую запись условия задачи», полностью «Признаки расположения и счёт предметов», «Отношения больше, меньше, равно», «Однозначные числа. Счёт. Цифры», «Точка. Прямая и кривая линия. Луч», «Отрезок. Длина отрезка», «Числовой луч», «Сложение»,«вычитание», «Десятки», «Как устроены числа», «Вычисления в пределах 20», «Простая арифметика».3. Окружающий мир на необходимом уровне: частично«Человек среди людей» (уметь рассказывать о главных достопримечательностях столиц» , полностью«Человек», «Природа в жизни человека». Особые успехи были отмечены по линии развитияпринимать учебную цель и задачи, корректировать свою работу, ориентировать в тексте, находить ответы, понимать информацию….Наибольшие затруднения вызывали задания, связанные с умением преобразовывать информацию из одной формы в другую.

В течение учебного года формируется «Журналучетаоценки достижений планируемых результатовобучающихся первого класса». В данном журнале фиксируются результаты диагностических работ, итоговой комплексной работы, результаты учебной деятельности ученика. Журнал состоит из отдельных листов «Ведомость оценки достижений планируемых результатов»по предметным и (или) метапредметным результатам. В конце полугодия составляется «Сводная ведомость оценки достижений планируемых результатов по предмету –(название предмета)», где фиксируется конечные результаты каждой диагностической работы за полугодие. В конце учебного года составляется «Сводная ведомость оценки достижений планируемых результатов» с учетом результатов 1 и 2 полугодий, а также комплексной контрольной работы. При завершении учебного года формируется «дело». Листы нумеруются и сшиваются. Данный журнал ведётся на бумажном и электронном носителе.«Журналучетаоценки достижений планируемых результатовобучающихся первого класса» состоит из пяти разделов. Первые четыре раздела фиксируют предметные результаты:1й раздел «Русский язык»;2й раздел «Литературное чтение»;3й раздел «Математика»;4й раздел «Окружающий мир».5й раздел фиксирует метапредметные результаты.При отслеживании результатов учитель видит затруднения каждого ученика, планирует дальнейшую коррекционную работуФиксированиеучебных достижений учащихся в данной форме способствует:1.повышению объективности контроля и оценки учебных достижений обучаемых;2.обеспечению сопоставимости результатов тестирования для выявления сильных и слабых сторон разных технологий обучения, реализуемых в разных классах;3.совершенствованию учебного процесса на основе рекомендаций, полученных при анали зе результатов диагностических тестирований. Использование зафиксированных данных позволяет:1.осуществлять мониторинг образовательных достижений учащихся с целью оценки качества обучения и тенденций развития;2.выявить факторы, позволяющие объяснить различия в образовательных результатах учащихся;3.корректировать индивидуальные результаты учащихся;4.оценить уровень образовательных достижений класса, ОУ с целью оценки деятельности учителей;5.выбрать уровень изучения отдельных учебных предметов;6.выявить тенденции в изменении качества образования по различным предметам;7.отследить изменения в результатах обучения, которые происходят при переходе из начальной школы в основное звено.Литература.1.Закон Российской Федерации «Об образовании» (в последней редакции от 17 07.2009).2.Таблица №1.3.Лист индивидуальных достижений ( букварный период) 4.Ученик Фатихова Р. Школа__3_____ Класс__1 А______Формируемые навыки и умения

СтартОкт.Нояб.Дек.Янв.ФеврИтогНавыки чтения( техника чтения)



чтение слогов

чтение слов

ударение

чтение предложен

чтение текстов

безошибочность

выразительность

количество слов в минуту





Понимание прочитанного





ответ на прямой вопрос по прочит.

восстановление пропущ. слова

составление «устн. картинки»

сопоставление прочит. текста и иллюстратив. ряда

построение плана текста с помощью иллюстраций





Пересказ

с помощью

без помощи





Чтение наизусть





Составление собственного рассказа





Навыки письма

большая буква в начале предложения

знаки препинания в конце предложен.







написание гласных после шипящих

большая буква в им. собственных







написание слов без пропусков, искажений букв







соблюдение правил каллиграфии













Таблица №2.

Диагностика планируемых результатов по математике.Тема №1. Признаки, расположение и счет предметов ( 7часов)









Умения









ФИО

Находитьобъекты на плоскости и в пространстве по данным отношениям (слевасправап, вверхувнизу, между)

Выделятьпризнаки сходства и различия при сравнении двух объектов (предметов).

Находитьинформацию (в рисунках, таблицах) для ответа на поставленный вопрос

Распознавать правило(закономерность), по которому изменяются признаки предметов (цвет, форма, размер и др.)в ряду и выбирать предметыдля продолжения ряда по тому же правилу

Составлятьфигуры различной формы из данных фигур.

Описыватьв речевой форме иллюстрации ситуации, пользуясь отношениями «длиннеекороче», «шире –уже», «вышениже»

Сравниватьобъекты, ориентируясь на заданные признаки.

Составлять рассказы по картинкам (описывать последовательность действий, изображённых на них, используя порядковые и количественные числительные).Итоговый результат

Таблица №3.Диагностическая карта планируемых результатов

учащихся по математике по темам 1 полугодия









Темы







ФИО

Признаки, расположение и счет предметов

Отношения (больше, меньше, столько же)Однозначные числа. Счет. ЦифрыТочка. Прямая и кривая линии. Луч.Отрезок. Длина отрезкаЧисловой луч.НеравенстваСложениеВычитание% усвоения материала1Ваганова В.100%100%100%100%100%100%75%100%100%97%





Таблица №4.

Диагностическая карта планируемых результатовучащихся по обучению грамоте по темам 1 полугодия

№п/п

Ф. И.обучающегосяЗаданияПроцент Оценка техники чтения вслух

Оценка понимания лексического значения словОценка умений оформлять предложение, различать на слух границы слов

Оценка дифференциации звуков речиОценка навыка списывания и усвоения фонетических знанийСпособ чтенияХарактер ошибокПонимание прочитанногослогслог+словословоударениев окончаниисписываниеударениеделение слов на слогиСписывание с печатного текстаПсписывание с письменного текста.1Ваганова В.

+

+++

+++++82%Таблица №5.

Диагностика планируемых результатов по русскому языку.Тема №1. Слово( 7часов)









Умения

ФИО

Различать имена собственные и имена нарицательные.Дифференцировать слова, отвечающие на вопросы кто? Что?Группировать слова и составлять из них предложения.Объяснять роль предлога для связи слов в предложении..Подбирать к словамназваниям предметов слованазвания признаков и наоборот.Списывать предложения, вставляя нужные по смыслу слова.Подбирать к словамназваниям предметов слованазвания действий.Группировать родственные слова.Итоговый результат









Таблица №6.Сводный оценочный лист по формированию метапредметныхрезультатов по окружающему миру._ Класс______1а_____ Учитель:_______________

Метапредметные результаты:1Регулятивные УУДс1п2ппринимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения+

понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале

оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы+

проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;+

первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме

ПОНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД:



осуществлять поиск нужной информации вучебникеи учебных пособиях;+

понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;+

анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков;



осуществлять синтез как составление целого рисункаиз его частей;



проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям);+

устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлении;+

обобщать понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;(выделять класс объектов по заданному признаку).+

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

принимать участие вработе парами и группами;+

допускать существование различных точек зрения;+

договариваться, приходить к общему решению; +

Итого (количество):18











Таблица №7.Сводный оценочный лист по формированию метапредметных результатов по русскому языку._ Класс______1а_____ Учитель:____________________________

Метапредметные результаты:1Регулятивные УУДс1п2ппринимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; +

понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;+

проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;+

оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме.+

ПОНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД:

осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;+

обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).+

устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;

проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных фактовязыка по заданным основаниям (критериям);



осуществлять синтез как составление целого из его частей;+

анализировать изучаемыефакты языка с выделением их отличительных признаков;+

понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;+

понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

принимать участие в работе парами и группами;+

использовать в общении правила вежливости+

договариваться, приходить к общему решению;+

допускать существование различных точек зрения;+

Итого (количество):18

Качество (%):85%

Уровень : Высокий (81100%)

Средний (5680%)+

Низкий (до 55%)









Таблица №8.Сводный оценочный лист по формированию метапредметных результатов по математике._ Класс______1а_____ Учитель:___________________

Метапредметные результаты:1Регулятивные УУДс1п2ппринимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;+

оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя.+

осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;+

проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;



адекватно воспринимать предложения учителя;+

понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;+

ПОНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД:

ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником;+

использовать рисуночные и простые символические варианты математической записи;+

читать простое схематическое изображение;

понимать информацию в знаковосимволической форме в простейших случаях, под руководством учителя кодировать информацию (с использованием25 знаков или символов, 12 операций);



на основе кодирования строить простейшие модели математическихпонятии;+

проводить сравнение (по одному из оснований, наглядное и по представлению);+

выделять в явлениях несколько признаков, а также различать существенные и несущественные признаки (для изученных математических понятий);+

под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов (проводить разбиение объектов нагруппы по выделенномуоснованию);

под руководством учителя проводить аналогию;

понимать отношениямежду понятиями (родовидовые, причинноследственные).

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД



принимать участие в работе парами и группами;+

понимать задаваемые вопросы+

контролировать свои действия в классе;+

использовать простые речевые средства;+

понимать необходимость использования правил вежливости;+

воспринимать мнение других людей о математических явлениях;+

воспринимать различные точки зрения;

Итого (количество):18

Качество (%):85%

Уровень : Высокий (81100%)

Средний (5680%)+

Низкий (до 55%)



AlyoshkinaSvetlanaVladimirovnaMBOU «SOSH №3» g. Menzelinsk RT, uchitel’ nachal’nykh klassovsvetlana. alyo@ mail. ruAvtuleva Tat’yana LeonidovnaMBOU «SOSH №3» g. Menzelinsk RT, uchitel’ nachal’nykh klassovMirzayanova Gulzannat GalimzyanovnaMBOU «SOSH №3» g. Menzelinsk RT, uchitel’ nachal’nykh klassovNazvaniye stat’yi: Sistema otsenkidostizheniy planiruemych rezul’tatov obuchayushchychsya 1 klassa.Annotatsyua:v stat’ye rassmatrivayutsya voprosy sistemy otsenki dostizheniy planiruemych rezul’tatovv 1 klasse. Etot vopros aktualen, poskol’ku v1 klasse bezotmetochnoe obucheyiye. V nastoyashcheye vremya aktualen vopros o vvedeniy, dopolnitel’no k traditsionnym, novych vidov, form i metodov i sredstv otsenki dinamiki prodvizheniya uchashchichsya v uchebnom protsesse, sposobstvuyushchich povycheniyu motivatsii i interesa k obucheniyu, a takzhe uchityvayushchich individual’nye oaobennosti uchashchichsya. V dannoi stat’ye obobshchen opyt raboty uchiteley po etomu napravleniyu.Klyuchevye slova:sistema otsenivaniya, predmetnye i metapredmetnye umeniya, listy dostizheniy, zhurnal dostizheniy planiruyemych rezul’tatov.