Арт-терапия как одно из направлений социально-реабилитационной работы в условиях социально-реабилитационного центра
Выпуск:
ART 53238
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Перепелкина
Т.
Е. Арт-терапия как одно из направлений социально-реабилитационной работы в условиях социально-реабилитационного центра // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С.
1176–1180. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/53238.htm.
Аннотация. Одним из направлений деятельности в социально-реабилитационном Центре является обеспечение условий социальной защиты и поддержки нуждающихся детей, их
реабилитация и помощь в жизненном самоопределении. Решение этой задачи возможно через использование различных технологий психолого-педагогической поддержки, при которой главным предметом деятельности психолога, педагога и воспитанника является проблема
ребенка. Поэтому в статье уделяется большое внимание особому направлению, которое эффективно используется в реабилитационной работе с несовершеннолетними – это арт-терапия.
Ключевые слова:
диагностика, арт-терапия, дезадаптированные дети и подростки, коррекция, постреабилитационная защита, социально-реабилитационная работа, реабилитационная программа, трудная жизненная ситуация
Текст статьи
Арттерапиякак одно из направлений социальнореабилитационной работы в условиях социальнореабилитационного центра
Перепелкина Татьяна Евгеньевна, инструкторметодист Государственное бюджетное специализированное учреждение Архангельской области «Северодвинский социальнореабилитационный центр «Солнышко», г. Северодвинск, РоссияArt therapy as an area of social and rehabilitation workin a social rehabilitation center
PerepelkinaTatiana, instructorMethodist State budget a specialized agency of the Arkhangelsk region "Severodvinsk social rehabilitation center" Sun ", Severodvinsk, Russia
АннотацияОдним из направленийдеятельности в социальнореабилитационном Центре является обеспечение условий социальнойзащитыи поддержкинуждающихся детей, их реабилитация и помощь в жизненном самоопределении. Решение этой задачи возможно через использование различных технологий психологопедагогической поддержки, при которой главным предметом деятельности психолога, педагога и воспитанника является проблема ребенка. Поэтому в статье уделяется большое внимание особому направлению, которое эффективно используется в реабилитационной работе с несовершеннолетними –это арттерапияAnnotationOne of the activities in the social rehabilitation center is to provide conditions for social protection and support for children in need, their rehabilitation and assistance to selfdetermination in life. The solution to this problem is possible through the use of various techniques of psychological and pedagogical support, in which the principal activity of the psychologist, the teacher and the pupil is the problem child. Therefore, this article pays great attention to the special direction, which is effectively used in rehabilitation work with minors an art therapyКлючевые слова:арттерапия, дезадаптированные дети и подростки, диагностика, коррекция, постреабилитационная защита,социальнореабилитационная работа, реабилитационная программа, трудная жизненная ситуация.Keywords: art therapy, maladjusted children and adolescents, diagnosis, correction, postreabilitatsionnaya protection, rehabilitation and social work, rehabilitation program, a difficult life situation.
В настоящее время сложилась достаточно широкая разноведомственная сеть социальных учреждений, занимающихся психологопедагогической и социальнопедагогической реабилитацией дезадаптированных детей и подростков. Социальнопедагогическая реабилитация подростков с девиантным поведением реализуется, как правило, в специализированных учреждениях, которые называются реабилитационными центрами. Задачами таких учреждений являются:
профилактика безнадзорности, бродяжничества дезадаптированных детей и подростков;
медикопсихологическая помощь детям, попавшим по вине родителей или в связи с экстремальной ситуацией (в том числе физического и психического насилия, опасных условий проживания и др.) в трудную жизненную ситуацию;
формирование положительного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми;
выполнение попечительских функций по отношению к тем, кто остался без попечения родителей или средств к существованию;
психологическая и педагогическая поддержка, способствующая ликвидации кризисных состояний личности;
содействие в возвращении в семью;
забота о дальнейшем профессиональном и бытовом устройстве(6; 7). Другими словами, основная цель деятельности таких учреждений социальная защита и поддержка нуждающихся детей, их реабилитация и помощь в жизненном самоопределении. В данных учреждениях социальнопедагогическая реабилитация включает три основных этапа: диагностика; создания и реализации реабилитационной программы; постреабилитационной защиты ребенка. Диагностикапредполагает социальнопедагогическое исследование, направленное на определение уровня развития эмоциональнопознавательной сферы несовершеннолетнего, сформированности качеств личности, социальных ролей, профессиональных интересов. Реабилитационная программасоздается индивидуально для каждого ребенка и включает основные элементы: цель, задачи, методы, формы, средства, этапы деятельности. Основной целью реабилитационной программы является формирование и коррекция нравственных ценностей личности, помощь детям в приобретении навыков коммуникативного общения. Постреабилитационная защитапредполагает помощь ребенку после его выхода из реабилитационного центра в восстановление гармоничных отношений с семьей, друзьями, школьным коллективомпутем регулярного патронажа и коррекции возникающих конфликтов(6; 7). Контингент детей, поступающих в социальнореабилитационные центры, характеризуется крайней степенью социальной запущенности, отставанием в психосоматическом развитии, посттравматическими синдромами. Это «дети улицы», детибродяжки либо дети социальные сироты, отобранные из семьи, где условия их содержания изза небрежного и жестокого отношения родителей угрожали их жизни и здоровью.. Безнадзорные и беспризорные дети характеризуются широким спектром отклонений в поведении, они находятся в кризисном психологическом состоянии, имеют искаженное или суженное представление о мире, учебные умения и навыки отсутствуют.Большинство детей поступающих в социальнореабилитационные центры имеют различной степени выраженности эмоциональные расстройства. Таким детям свойственно чувство тревоги, неуверенности, замкнутость, агрессивность, у них отсутствует доверие к людям(6; 7; 8). Огромное влияние на ребенка оказывает его прошлый опыт .Он отражается на его личности, эмоциональной зрелости, физическом и умственном развитии. Поэтому необходимо помочь ребенку, подростку разобраться в своих переживаниях, преодолеть негативные последствия предшествующего болезненного опыта(цит. по:8, с.19) Одним из важнейших направлений реабилитационновоспитательнойдеятельности в социальнореабилитационныхцентрахявляется обеспечение условий для личностноориентированной реабилитации несовершеннолетних. Решение этой задачи возможно через использование различных технологий психологической поддержки, при которой главным предметом деятельности психологаи воспитанника является проблема ребенка. Поэтому мы бы хотели, более подробно, остановиться на одном из таких направлений, которое эффективно используется в реабилитационной работе с несовершеннолетними –это арттерапия
История арттерапии свидетельствует о том, что первые попытки использования ее в работе с детьми в качестве психотерапевтического и психокоррекционного инструмента, а также фактора психического развития, имели место еще в первой половине 19 века. Всестороннее обоснование подобная практика получила в работах H. Read, E. Kramtrи других ( цит. по: 4).
В настоящее время формы арттерапевтической работы с детьми разнообразны. В некоторых случаях эта работа имеет явно “клинический” характер (как, например, в случаях умственной отсталости, аутизма, грубых эмоциональных нарушений у ребенка) и осуществляется в медицинских учреждениях или специальных школах или школахинтернатах. В других случаях арттерапетическая работа имеет “развивающий” характер и проводится в обычных садах, школах или интернатах.
При всем многообразии различных форм арттерапевтической работы и значительных различиях между отдельными группами детей, ей присущи некоторые общие особенности, которые необходимо учитывать.
Одна из этих особенностей заключается в том, что дети в большинстве случаев затрудняются в вербализации своих проблем и переживаний. Невербальная экспрессия, в том числе и изобразительная, для них более естественна. Это тем более значимо в тех случаях, когда у ребенка имеются те или иные речевые нарушения. Следует принимать во внимание и то, что дети более спонтанны и менее способны к рефлексии своих чувств и поступков. Их переживания ”звучат” в изображениях более непосредственно, не пройдя “цензуры” сознания. Поэтому их переживания, запечатленные в изобразительной продукции, легко доступны для восприятия и анализа. Другая особенность связана с тем, что мышление ребенка более образно и конкретно, чем мышление большинства взрослых, поэтому он использует изобразительную деятельность как способ осмысления действительности и своих взаимоотношений с нею. По рисунку ребенка можно судить об уровне его интеллектуального развития и степени психической зрелости. Следует учитывать живость и богатство детской фантазии, предлагая ребенку сказочные, фантастические сюжеты для их “переработки” в изобразительной деятельности. Немаловажна и “ролевая пластичность” ребенка, его естественная склонность к игровой деятельности. Важным обстоятельством является то, что изобразительные материалы и предметы игровой деятельности часто является для ребенка более важными “партнерами”, чем арттерапевт. Ребенок проявляет по отношению к ним наиболее характерные для себя и связанные со своим опытом способы построения отношений, те или иные эмоциональные реакции, в которых очевидны явления переноса. Это давно было замечено детскими психотерапевтами и использовано при разработке различных техник, позволяющих наладить контакт с ребенком посредством предметов и материалов его игровой деятельности (Klein M., Milner V., Kalff D. и другие) (цит. по: 4, с.167168). Следует учитывать и то, что игровое пространство, изобразительный материал и образ являются для ребенка средством психологической защиты, к которому он прибегает в трудных для него обстоятельствах. Это, в частности, связано с возможностью изобразительного образа болееменее длительное время “удерживать” переживания, не давая им “выплеснуться” наружу, а также с их способностью “дистанцировать” переживани за счет механизма проекции и достигаемой более высокой степенью контроля над ними. Поэтому образ может выступать для ребенка своеобразным “контейнером” (“накопителем”), внутри которого сложные переживания ребенка могут сохраняться до тех пор, пока он не сможет осознать их или “принять” их. “Защитная” функция игрового пространства, материала и изобразительного образа предполагает также то, что они обеспечивают возможность регресса психики и тем самым необходимую степень “открытости” ребенка для психотерапевтического процесса. Регрессия и отражение регрессивного материала (опыта, роли, ситуаций) в изобразительном процессе ведут к взаимодействию с этим материалом и его постепеной реинтеграции. Данная динамика хорошо показана, например, в публикации Т. Боронска. Она описывает длительную индивидуалиную арттерапевтическую работу с подростком из специальной школыинтерната с использованием недирективного подхода (цит. по:4, 168169).
В настоящее время арттерапия все более широко используется в работе с детьми, не имеющими явных психических отклонений или умственой отсталости. Это дети так называемой “группы риска” либо те из них, у кого имеются негрубые эмоциональные или поведенческие нарушения (3; 4; 5) Изобразительное творчество детей и подростков может использоваться с психотерапевтической целью различным образом. В зависимости от целей работы, соотношения изобразительного этапа и обсуждения рисунка могут быть различными. С. Валкер, ссылаясь на П. Амстер, перечисляет пять основных форм арттерапевтической работы, которые могут использоваться с разной целью:
психологическая оценка и постановка диагноза;
установление отношений с ребенком;
помощь ребенку в вербализации иосознавании перещиваний;
помощь осмыслить тот символический материал, который воспринимается им как опасный;
сформировать у ребенка новые интересы, на которые, тот сможет затем опираться в повседневной жизни, и которые могут помочь его дальнейшему психологическому развитию (Walktr C.) (цит. по: 4).Показаниями для проведения арттерапии являются (2, 86): трудности эмоционального развития, актуальный стресс, депрессия, снижение эмоционального тонуса, лабильность, импульсивность эмоциональных реакций; эмоциональная депривация, переживание ребенком эмоционального отвержения и чувства одиночества; наличие конфликтных межличностных отношений, неудовлетворенность внутрисемейной ситуацией, ревнивость к сиблингам;
повышенная тревожность, страхи, фобические реакции; неактивная “Яконцепция”, низкая, дисгармоничная, искаженная самооценка, низкая степень самопринятия. Применение арттерапевтических методов буквально незаменимо в случаях тяжелых эмоциональных нарушений, несформированности у ребенка коммуникативной компетентности, а также при низком уровне развития игровой деятельности и отсутствия у ребенка игровых мотивов и интереса к игре. Арттерапия предоставляет ребенку широкие возможности для эмоционального отреагирования социально приемлемым способом.
В случае трудностей общения –замкнутости ребенка, низкой заинтересованности в сверстниках или в излишней стеснительности ребенка арттерапия позволяет объединить детей в группу при сохранении индивидуального характера их деятельности, облегчить процесс их коммуникации, опосредовать его общим творческим процессом и его продуктом. Арттерапевтический метод позволяет психологу как нельзя лучше объединить индивидуальный подход к ребенку и групповую форму работы. В основе создания продуктов в процессе арттерапии лежит целая система побужденийребенка, центральными из которых являются:1) Стремление выразить свои чувства, переживания во внешней действительной форме. 2) Потребность понять и разобраться в том, что происходит в себе. 3) Потребность вступить в коммуникацию с другими людьми, используя продукты своей деятельности. 4) Стремление к исследованию окружающего мира через символизацию его в особой форме, конструирование мира в виде рисунков, сказок, историй (3, 87). В процессе организации арттерапевтических занятий важно заботиться о реализации следующих условий: эмпатическом принятии ребенка, создании психологической атмосферы личностной безопасности, эмоциональной поддержке ребенка; постановке креативной задачи и обеспечении ее принятия ребенком и др. Эти условия могут быть реализованы в директивной и недириктивной форме. Директивная арттерапия предполагает постановку задачи перед ребенком в прямой форме в виде темы занятия, руководство поиском лучшей формы выражения темы, интерпретацию символического значения детского рисунка. В недирективной форме арттерапии ребенку предоставляется свобода, как в выборе темы, так и в выборе экспрессивной формы. В то же время, важно оказание ребенку эмоциональной поддержки, а случае необходимости и технической помощи в придании максимальной выразительности продукту творчества ребенка (1; 2; 3; 4;5). По данным ряда исследователей, применение арттерапевтических методов в коррекционной работе позволяет получить следующие результаты:
обеспечивает эффективное отреагирование, придает ему социально приемлемые формы;
обеспечивает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабо ориентированных на сверстников детей.
создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции. оказывает дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний; создает предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций;
существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной “Я концепции” и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком (3,97). Подведем итоги. Использование методов арттерапии возможно с детьми. Оно открывает ребенку широкие возможности для эмоционального отреагирования тяжелых переживаний социально приемлемым способом. Использование методов арттерапии возможно для решения различных проблем, для достижения состояния психологического комфорта. БИБЛИОГРАФИЯ1. Артпедагогика и арттерапияв специальном образовании: Учебник для вузов / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. М.: Академия, 2001. –248 с2. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. –СПб.: “Издательство СОЮЗ”, 2000. –448 с.3. Карабанова О. Игра в коррекции психического развития.М.:, !997.С.192. 4. Копытин А.Н. Основы арттерапи. СПб.: Издательство “Лань”, 1999. –256 с.5. Практикум по арттерапии / Под ред.А.И.Копытина. –СПб.: Питер, 2000448 с.6. Социальная педагогика/Под ред. В.А. Никитина. –М.: Изво МГСУ «Союз», 1998. –326 с.7. Система социальнореабилитационных учреждение//http://tgspa.ru/info8. Социальнореабилитационный центр для несовершеннолетних: содержание и организация деятельности. Пособие для сотрудников центров/Г.М.Иващенко, Л.С.Алексеева, Н.П.Воанюк и др. –М.:Просвещение, 2002. –240 с.
Перепелкина Татьяна Евгеньевна, инструкторметодист Государственное бюджетное специализированное учреждение Архангельской области «Северодвинский социальнореабилитационный центр «Солнышко», г. Северодвинск, РоссияArt therapy as an area of social and rehabilitation workin a social rehabilitation center
PerepelkinaTatiana, instructorMethodist State budget a specialized agency of the Arkhangelsk region "Severodvinsk social rehabilitation center" Sun ", Severodvinsk, Russia
АннотацияОдним из направленийдеятельности в социальнореабилитационном Центре является обеспечение условий социальнойзащитыи поддержкинуждающихся детей, их реабилитация и помощь в жизненном самоопределении. Решение этой задачи возможно через использование различных технологий психологопедагогической поддержки, при которой главным предметом деятельности психолога, педагога и воспитанника является проблема ребенка. Поэтому в статье уделяется большое внимание особому направлению, которое эффективно используется в реабилитационной работе с несовершеннолетними –это арттерапияAnnotationOne of the activities in the social rehabilitation center is to provide conditions for social protection and support for children in need, their rehabilitation and assistance to selfdetermination in life. The solution to this problem is possible through the use of various techniques of psychological and pedagogical support, in which the principal activity of the psychologist, the teacher and the pupil is the problem child. Therefore, this article pays great attention to the special direction, which is effectively used in rehabilitation work with minors an art therapyКлючевые слова:арттерапия, дезадаптированные дети и подростки, диагностика, коррекция, постреабилитационная защита,социальнореабилитационная работа, реабилитационная программа, трудная жизненная ситуация.Keywords: art therapy, maladjusted children and adolescents, diagnosis, correction, postreabilitatsionnaya protection, rehabilitation and social work, rehabilitation program, a difficult life situation.
В настоящее время сложилась достаточно широкая разноведомственная сеть социальных учреждений, занимающихся психологопедагогической и социальнопедагогической реабилитацией дезадаптированных детей и подростков. Социальнопедагогическая реабилитация подростков с девиантным поведением реализуется, как правило, в специализированных учреждениях, которые называются реабилитационными центрами. Задачами таких учреждений являются:
профилактика безнадзорности, бродяжничества дезадаптированных детей и подростков;
медикопсихологическая помощь детям, попавшим по вине родителей или в связи с экстремальной ситуацией (в том числе физического и психического насилия, опасных условий проживания и др.) в трудную жизненную ситуацию;
формирование положительного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми;
выполнение попечительских функций по отношению к тем, кто остался без попечения родителей или средств к существованию;
психологическая и педагогическая поддержка, способствующая ликвидации кризисных состояний личности;
содействие в возвращении в семью;
забота о дальнейшем профессиональном и бытовом устройстве(6; 7). Другими словами, основная цель деятельности таких учреждений социальная защита и поддержка нуждающихся детей, их реабилитация и помощь в жизненном самоопределении. В данных учреждениях социальнопедагогическая реабилитация включает три основных этапа: диагностика; создания и реализации реабилитационной программы; постреабилитационной защиты ребенка. Диагностикапредполагает социальнопедагогическое исследование, направленное на определение уровня развития эмоциональнопознавательной сферы несовершеннолетнего, сформированности качеств личности, социальных ролей, профессиональных интересов. Реабилитационная программасоздается индивидуально для каждого ребенка и включает основные элементы: цель, задачи, методы, формы, средства, этапы деятельности. Основной целью реабилитационной программы является формирование и коррекция нравственных ценностей личности, помощь детям в приобретении навыков коммуникативного общения. Постреабилитационная защитапредполагает помощь ребенку после его выхода из реабилитационного центра в восстановление гармоничных отношений с семьей, друзьями, школьным коллективомпутем регулярного патронажа и коррекции возникающих конфликтов(6; 7). Контингент детей, поступающих в социальнореабилитационные центры, характеризуется крайней степенью социальной запущенности, отставанием в психосоматическом развитии, посттравматическими синдромами. Это «дети улицы», детибродяжки либо дети социальные сироты, отобранные из семьи, где условия их содержания изза небрежного и жестокого отношения родителей угрожали их жизни и здоровью.. Безнадзорные и беспризорные дети характеризуются широким спектром отклонений в поведении, они находятся в кризисном психологическом состоянии, имеют искаженное или суженное представление о мире, учебные умения и навыки отсутствуют.Большинство детей поступающих в социальнореабилитационные центры имеют различной степени выраженности эмоциональные расстройства. Таким детям свойственно чувство тревоги, неуверенности, замкнутость, агрессивность, у них отсутствует доверие к людям(6; 7; 8). Огромное влияние на ребенка оказывает его прошлый опыт .Он отражается на его личности, эмоциональной зрелости, физическом и умственном развитии. Поэтому необходимо помочь ребенку, подростку разобраться в своих переживаниях, преодолеть негативные последствия предшествующего болезненного опыта(цит. по:8, с.19) Одним из важнейших направлений реабилитационновоспитательнойдеятельности в социальнореабилитационныхцентрахявляется обеспечение условий для личностноориентированной реабилитации несовершеннолетних. Решение этой задачи возможно через использование различных технологий психологической поддержки, при которой главным предметом деятельности психологаи воспитанника является проблема ребенка. Поэтому мы бы хотели, более подробно, остановиться на одном из таких направлений, которое эффективно используется в реабилитационной работе с несовершеннолетними –это арттерапия
История арттерапии свидетельствует о том, что первые попытки использования ее в работе с детьми в качестве психотерапевтического и психокоррекционного инструмента, а также фактора психического развития, имели место еще в первой половине 19 века. Всестороннее обоснование подобная практика получила в работах H. Read, E. Kramtrи других ( цит. по: 4).
В настоящее время формы арттерапевтической работы с детьми разнообразны. В некоторых случаях эта работа имеет явно “клинический” характер (как, например, в случаях умственной отсталости, аутизма, грубых эмоциональных нарушений у ребенка) и осуществляется в медицинских учреждениях или специальных школах или школахинтернатах. В других случаях арттерапетическая работа имеет “развивающий” характер и проводится в обычных садах, школах или интернатах.
При всем многообразии различных форм арттерапевтической работы и значительных различиях между отдельными группами детей, ей присущи некоторые общие особенности, которые необходимо учитывать.
Одна из этих особенностей заключается в том, что дети в большинстве случаев затрудняются в вербализации своих проблем и переживаний. Невербальная экспрессия, в том числе и изобразительная, для них более естественна. Это тем более значимо в тех случаях, когда у ребенка имеются те или иные речевые нарушения. Следует принимать во внимание и то, что дети более спонтанны и менее способны к рефлексии своих чувств и поступков. Их переживания ”звучат” в изображениях более непосредственно, не пройдя “цензуры” сознания. Поэтому их переживания, запечатленные в изобразительной продукции, легко доступны для восприятия и анализа. Другая особенность связана с тем, что мышление ребенка более образно и конкретно, чем мышление большинства взрослых, поэтому он использует изобразительную деятельность как способ осмысления действительности и своих взаимоотношений с нею. По рисунку ребенка можно судить об уровне его интеллектуального развития и степени психической зрелости. Следует учитывать живость и богатство детской фантазии, предлагая ребенку сказочные, фантастические сюжеты для их “переработки” в изобразительной деятельности. Немаловажна и “ролевая пластичность” ребенка, его естественная склонность к игровой деятельности. Важным обстоятельством является то, что изобразительные материалы и предметы игровой деятельности часто является для ребенка более важными “партнерами”, чем арттерапевт. Ребенок проявляет по отношению к ним наиболее характерные для себя и связанные со своим опытом способы построения отношений, те или иные эмоциональные реакции, в которых очевидны явления переноса. Это давно было замечено детскими психотерапевтами и использовано при разработке различных техник, позволяющих наладить контакт с ребенком посредством предметов и материалов его игровой деятельности (Klein M., Milner V., Kalff D. и другие) (цит. по: 4, с.167168). Следует учитывать и то, что игровое пространство, изобразительный материал и образ являются для ребенка средством психологической защиты, к которому он прибегает в трудных для него обстоятельствах. Это, в частности, связано с возможностью изобразительного образа болееменее длительное время “удерживать” переживания, не давая им “выплеснуться” наружу, а также с их способностью “дистанцировать” переживани за счет механизма проекции и достигаемой более высокой степенью контроля над ними. Поэтому образ может выступать для ребенка своеобразным “контейнером” (“накопителем”), внутри которого сложные переживания ребенка могут сохраняться до тех пор, пока он не сможет осознать их или “принять” их. “Защитная” функция игрового пространства, материала и изобразительного образа предполагает также то, что они обеспечивают возможность регресса психики и тем самым необходимую степень “открытости” ребенка для психотерапевтического процесса. Регрессия и отражение регрессивного материала (опыта, роли, ситуаций) в изобразительном процессе ведут к взаимодействию с этим материалом и его постепеной реинтеграции. Данная динамика хорошо показана, например, в публикации Т. Боронска. Она описывает длительную индивидуалиную арттерапевтическую работу с подростком из специальной школыинтерната с использованием недирективного подхода (цит. по:4, 168169).
В настоящее время арттерапия все более широко используется в работе с детьми, не имеющими явных психических отклонений или умственой отсталости. Это дети так называемой “группы риска” либо те из них, у кого имеются негрубые эмоциональные или поведенческие нарушения (3; 4; 5) Изобразительное творчество детей и подростков может использоваться с психотерапевтической целью различным образом. В зависимости от целей работы, соотношения изобразительного этапа и обсуждения рисунка могут быть различными. С. Валкер, ссылаясь на П. Амстер, перечисляет пять основных форм арттерапевтической работы, которые могут использоваться с разной целью:
психологическая оценка и постановка диагноза;
установление отношений с ребенком;
помощь ребенку в вербализации иосознавании перещиваний;
помощь осмыслить тот символический материал, который воспринимается им как опасный;
сформировать у ребенка новые интересы, на которые, тот сможет затем опираться в повседневной жизни, и которые могут помочь его дальнейшему психологическому развитию (Walktr C.) (цит. по: 4).Показаниями для проведения арттерапии являются (2, 86): трудности эмоционального развития, актуальный стресс, депрессия, снижение эмоционального тонуса, лабильность, импульсивность эмоциональных реакций; эмоциональная депривация, переживание ребенком эмоционального отвержения и чувства одиночества; наличие конфликтных межличностных отношений, неудовлетворенность внутрисемейной ситуацией, ревнивость к сиблингам;
повышенная тревожность, страхи, фобические реакции; неактивная “Яконцепция”, низкая, дисгармоничная, искаженная самооценка, низкая степень самопринятия. Применение арттерапевтических методов буквально незаменимо в случаях тяжелых эмоциональных нарушений, несформированности у ребенка коммуникативной компетентности, а также при низком уровне развития игровой деятельности и отсутствия у ребенка игровых мотивов и интереса к игре. Арттерапия предоставляет ребенку широкие возможности для эмоционального отреагирования социально приемлемым способом.
В случае трудностей общения –замкнутости ребенка, низкой заинтересованности в сверстниках или в излишней стеснительности ребенка арттерапия позволяет объединить детей в группу при сохранении индивидуального характера их деятельности, облегчить процесс их коммуникации, опосредовать его общим творческим процессом и его продуктом. Арттерапевтический метод позволяет психологу как нельзя лучше объединить индивидуальный подход к ребенку и групповую форму работы. В основе создания продуктов в процессе арттерапии лежит целая система побужденийребенка, центральными из которых являются:1) Стремление выразить свои чувства, переживания во внешней действительной форме. 2) Потребность понять и разобраться в том, что происходит в себе. 3) Потребность вступить в коммуникацию с другими людьми, используя продукты своей деятельности. 4) Стремление к исследованию окружающего мира через символизацию его в особой форме, конструирование мира в виде рисунков, сказок, историй (3, 87). В процессе организации арттерапевтических занятий важно заботиться о реализации следующих условий: эмпатическом принятии ребенка, создании психологической атмосферы личностной безопасности, эмоциональной поддержке ребенка; постановке креативной задачи и обеспечении ее принятия ребенком и др. Эти условия могут быть реализованы в директивной и недириктивной форме. Директивная арттерапия предполагает постановку задачи перед ребенком в прямой форме в виде темы занятия, руководство поиском лучшей формы выражения темы, интерпретацию символического значения детского рисунка. В недирективной форме арттерапии ребенку предоставляется свобода, как в выборе темы, так и в выборе экспрессивной формы. В то же время, важно оказание ребенку эмоциональной поддержки, а случае необходимости и технической помощи в придании максимальной выразительности продукту творчества ребенка (1; 2; 3; 4;5). По данным ряда исследователей, применение арттерапевтических методов в коррекционной работе позволяет получить следующие результаты:
обеспечивает эффективное отреагирование, придает ему социально приемлемые формы;
обеспечивает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабо ориентированных на сверстников детей.
создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции. оказывает дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний; создает предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций;
существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной “Я концепции” и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком (3,97). Подведем итоги. Использование методов арттерапии возможно с детьми. Оно открывает ребенку широкие возможности для эмоционального отреагирования тяжелых переживаний социально приемлемым способом. Использование методов арттерапии возможно для решения различных проблем, для достижения состояния психологического комфорта. БИБЛИОГРАФИЯ1. Артпедагогика и арттерапияв специальном образовании: Учебник для вузов / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. М.: Академия, 2001. –248 с2. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. –СПб.: “Издательство СОЮЗ”, 2000. –448 с.3. Карабанова О. Игра в коррекции психического развития.М.:, !997.С.192. 4. Копытин А.Н. Основы арттерапи. СПб.: Издательство “Лань”, 1999. –256 с.5. Практикум по арттерапии / Под ред.А.И.Копытина. –СПб.: Питер, 2000448 с.6. Социальная педагогика/Под ред. В.А. Никитина. –М.: Изво МГСУ «Союз», 1998. –326 с.7. Система социальнореабилитационных учреждение//http://tgspa.ru/info8. Социальнореабилитационный центр для несовершеннолетних: содержание и организация деятельности. Пособие для сотрудников центров/Г.М.Иващенко, Л.С.Алексеева, Н.П.Воанюк и др. –М.:Просвещение, 2002. –240 с.