Служебные произведения преподавателей вузов: проблемные вопросы

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бондаренко С. А. Служебные произведения преподавателей вузов: проблемные вопросы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 1181–1185. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53239.htm.
Аннотация. В статье показаны особенности признания служебными произведениями творческие работы преподавателей высшей школы. На примере отдельных положений законодательства в сфере образования обозначены специфика и проблемы регулирования взаимоотношений работодателя и преподавателя вуза по поводу служебного произведения в свете предлагаемых изменений в ГК РФ и нового закона об образовании.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
1Бондаренко Светлана Александровна,кандидат педагогических наук, профессор, АНО ВПО «Алтайская академия экономики и права (институт», г.Барнаулbondarenko0952@yandex.ru

СЛУЖЕБНЫЕПРОИЗВЕДЕНИЯПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ:ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ

Аннотация.В статьепоказаны особенности признания служебнымипроизведениями творческие работы преподавателейвысшей школы. На примере отдельных положений законодательства в сфере образования обозначены спецификаи проблемырегулирования взаимоотношений работодателя и преподавателя вуза по поводу служебного произведения в свете предлагаемыхизменений вГК РФи нового закона об образовании.

Ключевые слова: служебное произведение, высшая школа, образовательноезаконодательство.

В условиях вузов права на служебные результаты интеллектуальной деятельности приобретают особую значимость в связи с тем, что данный вид объекта интеллектуальной собственности становится неотъемлемой частью профессиональной деятельности преподавателя, более того одним из основных предметов его трудовой функции. В сфере интеллектуального творчества преподавателей высшей школы обозначилась традиционно сложная проблема соотношения интересов работодателя (высшее учебное заведение вуз) и работника (профессорскопреподавательский состав, педагогические работники) о пределах свободы осуществления прав создателей произведений литературного, научного творчества и возможности использования результатов интеллектуальной деятельности другими лицами в образовательных целях. Сложность правового регулирования создания и использования служебных произведений обуславливается имущественными интересами сторон и недостаточной правовой определенностью служебных результатов интеллектуального труда преподавателя. Вопервых, понятие служебного произведения имеет сложную межотраслевую законодательную конструкцию, что предполагает применение разных отраслевых норм, прежде всего гражданского и трудового права. Вовторых, в литературе до сих пор не сложилось единого взгляда на правовую природу и критерии служебного произведения.Втретьих, нечеткие формулировки правового режима служебных произведений допускают двоякое толкование норм. Специфика правого регулирования служебного произведения конкретизирована в статье 1295 ГК РФ. Служебным произведением признается произведение науки, литературы и искусства, созданное в пределах,установленных для работника (автора) трудовых обязанностей. С учетом многообразия направлений подготовки бакалавров, специалистов, магистров в рамках укрупненных групп, служебными могут выступать все указанные в статье 1259 ГК РФ объекты авторских прав. Созданный преподавателем результат интеллектуальной деятельности должен соответствовать основным признакам служебного произведения: творческий характер произведения, объективное существование произведения независимо от способа его выражения и создание его автором в пределах своих трудовых обязанностей. Помимо этого, в судебной практике при квалификации произведения в качестве служебного важным является установление следующих юридическихфактов: существование трудовых отношений и их надлежащее для создания служебных произведений юридическое 2оформление; прямая взаимосвязь между трудовой функцией работника и служебным результатом интеллектуальной деятельности; наличие служебного задания на создание объекта авторского права.В рамках обозначенной темы остановимся на специфике признания научного или литературного произведения,созданного преподавателем высшего учебного заведения, служебным,. В Трудовом кодексе РФ (далее ТК РФ) институт служебных произведений не закреплен. Но в то же время важный блок отношений по поводу служебных произведений регулируется исключительно нормами трудового права. В соответствии со ст. 56 ТК РФ работник(в контексте излагаемой темы преподаватель вуза)обязуется лично выполнять, предусмотренную трудовым договором,трудовую функцию. Статья 57 ТК РФ определяет трудовую функцию как работу по должности (в соответствии со штатным расписанием), профессии, специальности (с указанием квалификации).В Квалификационном справочнике должностей [1] в должностные обязанности старшего преподавателя, доцента и профессора (далее ‬преподаватели, педагогические работники) включаются вопросы подготовки различных методических материалов в рамках образовательного процесса (методические рекомендации и пособия, учебники, учебные и учебнометодические пособия) по видам проводимых занятий и учебной работы, а такжеучастия в научноисследовательской работе кафедры или иного подразделения образовательного учреждения. При этом старший преподаватель принимает участиев разработкеметодических пособий по дисциплинам и в научноисследовательской работе, доцент разрабатывает учебники и учебнометодические пособия, ведет научноисследовательскую работу по профилю кафедры. А в обязанности профессора включается руководство подготовкой учебников, учебных и учебнометодических пособий, конспектов лекций и иногометодического материала по курируемым дисциплинам и непосредственное участие в их разработке, в подготовке их к изданию, руководство и организация научноисследовательскойработы по научному направлению кафедры (курсивавтора С.А.). В новом федеральном законе об образовании в Российской Федерации(далее ФЗ об образовании [2]закрепленыобязанностипедагогических работников: осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных дисциплин (модулей) в соответствии с утвержденной рабочей программой предмета, курса (ст.48).В образовательных организациях, реализующихобразовательныепрограммывысшего образования, педагогические работники относятся к научнопедагогическим работникам и соответственно к профессорскопреподавательскому составу указанных организаций. Поэтому в качестве служебного произведения могут рассматриваться любые результаты интеллектуальнойдеятельности преподавателя высшей школы, направленные на методическое обеспечение преподаваемых имиучебных дисциплин,и выполнение научных исследований кафедры. Оценка эффективности научной и (или) научнотехнической деятельности высшего учебного заведения, осуществляемая Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, напрямую зависит отее внедрения вобразовательныйпроцесс.Результаты оценки научной и (или) научнотехнической деятельности в высшем учебном заведении составляют часть общей оценки деятельности высшего учебного заведения при его государственной аккредитации и являются для коллегии Рособрнадзораодним из оснований для установления (подтверждения) вида высшего учебного заведения(институт, академия, университет). Вподтверждение можно сослаться на приказ Рособрнадзора от 02.09.2011[3], в которомпоказателями, необходимымидля определения государственного статуса образовательной организации, названы осуществление методической деятельностипореализуемым профессиональным образовательным программами выполнение фундаментальных и (или) прикладных научных исследова 3ний.В дополнение можно отметить, что для определения типа и вида высшего образовательного учреждения (университет, академия, институт) в качестве обязательныхпоказателейзакреплено наличие результатов методической деятельности в виде учебников, учебных пособийи научных исследований[4].Сразу следуетобратить внимание, что в ФЗ об образовании не закреплена возможность(необходимость)определения образовательным организациям высшего образования вида, а предоставлено право Правительству РФ устанавливать категорию «федеральный университет», «национальный исследовательский университет».Все сказанное подтверждает, что создание методического обеспечения дисциплины осуществляется в пределах выполнения трудовых обязанностей преподавателя, установленных в учебном поручении преподавателюна соответствующий учебный год,и может признаваться служебным произведением, если оно обладает основными критериями охраноспособногослужебного произведения: выражено в объективной форме; способно к воспроизведению: обладает различительной способностью (дистингтивностью) и новизной. Признак новизны формы и содержания означает, что созданное служебное произведение (например, учебное пособие) не должно совпадать (полностью или частично) с используемыми уже в вузе служебными произведениями других преподавателей. Помимо новизны и различительной способности в литературе называется еще одно условие правовой охраны служебного произведения ‬его известностьв конкретном вузе, что объясняется неформальным характером права на служебное произведение, защита которого осуществляется в общем режиме пресечения недобросовестного использования. Спорным представляется определение объема научноисследовательской работы преподавателя, который может входить в должностные обязанности профессорскопреподавательского состава. Если в вузе установлены минимальные показатели для результатов научноисследовательской работы в учебном году в зависимости от должности (например, для доцента написание научной статьи объемов не менее 0,5 печатного листа, для профессоране менее1 печатноголистаи т.п.),то все, что превышает данные показатели, подлежит дополнительной оплате в соответствии с утвержденным в вузе Положением об оплате труда. Если данные отношения не урегулированы локальным актом и не указаны в качестве обязательных условий в трудовом договоре с работником, то следует руководствоваться сложившимися в вузе деловыми обыкновениями, а в случае возникновения спора, он разрешается в судебном порядке. Но как показывает анализ судебной практики, подобные споры либо отсутствуют, либо единичны и не доходят до вышестоящих судебных инстанций в порядке обжалования[5].

Таким образом, высшее учебное заведение не вправе требовать от преподавателявыполнение методическойи научнойработы, не обусловленной трудовым договором, то есть выходящей за пределы его трудовой функции (ст.60 ТК РФ).Трудовой кодекс РФ запрещает работодателю требовать от работника работы, не обусловленной трудовым договором, то есть выходящей за пределы его трудовой функции (ст.60). В постановлении Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ № 5/29 от 26.03.2009 г. «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой ГК РФ»[6]на этот счет сказано, что для определения того, является ли созданное работником после 01.01.2008 по конкретному служебному заданию работодателя произведение служебным, необходимо установить входило ли это задание в пределы его трудовых обязанностей. Еслитакое задание работодателя в его трудовые обязанности не входило, созданное произведение не может рассматриваться как служебное.Следовательно, дополнительная работа по другой профессии (специальности, должности) может быть поручена работнику только с егописьменного согласия, с дополнительной оплатой. Написание учебных пособий по дисциплинам, не входящих в учебное поручение преподавате 4лей, или монографий написанных по собственной инициативе автора, а не по заданию работодателя, нельзя признавать служебными произведениями и, следовательно, не только авторские, но и исключительные права на их использование возникают только у преподавателя.От результата творческой деятельности(произведения) необходимо отличать материальный носитель, на котором соответствующее научное, литературное или произведение искусство объективно зафиксировано (выражено). Результат творческой деятельности как нематериальное благо не может быть объектом права собственности, в то же время материальный носитель не является объектом исключительного права. Особенностью результатовтворческой деятельностипреподавателяв вузеявляется то, что онипо своей природе могут существовать как на материальном носители (вузовская книга[7],электронное издание), так и без «вещественной»оболочки (прочитанный текст лекции, используемая авторская инновационная педагогическая технология и т.п.). Закрепленный в ГК РФ принцип независимости (ст.1227) вещного права на материальный объект и исключительного права на результат интеллектуальной деятельностине влияет на переход или прекращение имущественных прав у правообладателей. Как справедливо замечает В.А. Белов: «…приобретение в собственность вещи, в которой выражен результат творческой деятельности, не влечет ни возникновения у ее приобретателя исключительных прав на этот результат (п.2 ст.1227 ГК РФ), ни прекращения исключительных прав у их обладателя»[8].

В связи с этим, представляется уместным поднять проблему использования научных, учебных изданий (монографий, учебников, учебнопрактических пособий и т.д.), опубликованных в издательствах вузов. Здесь возможно, на наш взгляд,определить два подхода к решению вопросаобиспользованиирезультата интеллектуальной деятельности преподавателя, который выполнен им по собственной инициативе автора без задания работодателя и, который нельзя отнести к служебному произведению.С одной стороны, если автор заключил с вузом (издательством) договор об издании произведения за его счети оплатил все издательские расходы, то право собственности на тираж и все интеллектуальные права, включая исключительное право на использование произведения, принадлежат автору. При этом автор вправе потребовать от издательства выдать ему оригиналмакет произведения в электронной форме. Другой подход видится, если вуз издал произведение за свой счет, то право собственности на тираж произведения возникает у вуза (издательства), а все интеллектуальные права принадлежат автору. Издательство также обязано в этом случае выдать ему оригиналмакет произведения в электронной форме, но вправе потребовать от автора платы за изготовление оригиналмакетадля дальнейшего использования автором (преподавателем), если договором не предусмотрено иное. Вопрос о правах издателя на оригиналмакет произведения поднимается М.Ю. Осиповым[9], который предлагает признать права издателя смежными с авторскими. Хотя законодатель в ст. 1304 ГК РФ права издателя на оригиналмакет произведения не относит к смежным правам, но учитывая возможность применение в гражданском праве аналогии закона, это вполне обоснованный теоретический вывод. Правовой режим служебного произведения, действующий в настоящее время,складывается из следующих положений:1) авторское право на служебное произведение принадлежит автору служебного произведения;2) исключительное правона использование служебного произведения принадлежит лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю);3) размер авторского вознаграждения за каждый вид использования служебного произведения и порядок его выплаты устанавливаются договором между автором и работодателем; 4) работодатель 5вправе при любом использовании служебного произведения указывать свое наименование,либо требовать такого указания.Кратко охарактеризуем вышеуказанные особенностиприменительно к исследуемой теме.Автором служебного произведения является преподаватель, создавший произведение. При этом в соответствии с ГК РФ не признаются авторами граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание результата интеллектуальной деятельности.Применительно к рассматриваемой сфере деятельности ‬это лаборанты кафедр, осуществляющие технические работы, работники издательств, участвующие в подготовке произведения к изданию, заведующие кафедрами, деканы факультетов, которые организуют работу по изданию служебного произведенияи т.п.

Авторупринадлежат такие личные неимущественные права, как: право авторства; право автора на имя; право на неприкосновенность произведения и защиту произведения от искажения; право на обнародование произведения.Законодатель отказывает автору служебного произведенияв праве на отзыв.Право на вознаграждение за служебное произведение является самостоятельным имущественным правомавтора.В организациях высшего профессионального образования актуальным становится вопрос, касающийся использования работодателем служебного произведенияпреподавателя. Работодатель, обладающий исключительным правом на произведение, вправе использовать такой результат интеллектуальной деятельности по своему усмотрениюлюбым не противоречащим закону способом, что, на наш взгляд, предполагает добросовестность совершаемых активных действий. Неиспользование служебного произведения (пассивное поведение) в течение трех лет лишает работодателя исключительного права на служебное произведение.Врамках проекта ФЗ о внесении изменений в ГК РФ [10]предлагается следующееправило: если исключительное право на служебное произведение принадлежит автору, то работодатель имеет право использования соответствующего служебного произведения на условиях простой (неисключительной) лицензии с выплатой правообладателю вознаграждения.Следовательно, закрепляется возможность преподавателю вуза иметь исключительное право на служебное произведение, что,на наш взгляд, может иметь место или в случае неиспользования работодателем служебного произведения в течение трех лет, илисоздание результата интеллектуальной деятельности преподавателем на основании соглашения с работодателем, по которому исключительное право на использование произведение возникает у работника.Пределы использования служебного произведения, а также размер, условия и порядок выплаты вознаграждения определяются договором между работодателем и автором, а в случае спора в судебном порядке.В предлагаемом проектеизменений ГК РФуточнены вопросы вознаграждения за служебное произведение в порядке наследования: право его автора на вознаграждение признано неотчуждаемо и не переходит по наследству, исключение делается только в том случае, если данное вознаграждение было не получено автором, тогда данные доходы переходят к наследникам.Следует отметить тот факт, что разработчики не изменили редакцию предложений по данному вопросу во втором чтении, хотя в другие разделы ГК было внесено достаточное количество правок.Преподаватель как автор может использовать служебное произведение способами, не обусловленными целью служебного задания, и способами, обусловленными целью задания, но выходящими за его пределы.Правовой режим служебного произведения не изменяется в случае, если работник уволился. Не имеет также значения, является преподаватель штатным или же совместителем.Работодателю принадлежит исключительное право на служебное произведение, если трудовым договором или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное (п. 1 ст. 1295 ГК РФ). Новацией проекта ФЗ о внесении 6изменений в ГК РФявляется уточнение характера подобного договора, чего не было ранее, он должен иметь гражданскоправовую природу. Исключительное право на служебное произведение возникает у работодателя в силу закона, в связи с его созданием в рамках трудовых обязанностей. Какойлибо обязательной регистрации произведений, являющихся объектами авторского права, как и прав на них, закон не устанавливает.В действующем законодательствепредусмотрен переход исключительного права от работодателя к работнику (п. 2 ст. 1295 ГК РФ), однако многие исследователи отмечают неясность правового смысла данной нормы: либо исключительное право принадлежало автору с момента его возникновения, либо оно исчезает через три года у работодателя и одновременно появляется у работника. В ПроектеФЗ о внесении изменений вГК РФ четко оговаривается обратный порядок перехода данного права, оно возвращается автору, следовательно,первоначально исключительное право на использование служебного произведения принадлежит автору. Работодатель вправе использовать произведение влюбой форме и любым не противоречащим закону способом.Проект ФЗ о внесении изменений в ГК РФ предлагает регламентировать форму использования, что существенно для автора подобного произведения, это заключение простой (неисключительной) лицензии. Следовательно, процедура использования служебного произведения становится более прозрачной и доказываемой в случае спора между работодателем и работником.Таким образом, предлагаемые изменения предоставляют работодателю определенные гарантии по распоряжению результатами творческого труда преподавателя высшей школыс одной стороны,иукрепляют позиции работникавысшей школы, автора произведения, четко регламентируя его взаимоотношения с работодателем, с другой стороны. Однако не все обозначенные проблемы нашли разрешениеи в предлагаемом варианте изменений в ГК РФ, и в принятом Федеральном законе от 29.12.2012 N 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который вводится в действие с 1 сентября 2013 года.

Ссылки на источники:1. Приказ Минздравсоцразвития РФот 11.01.2011 N 1н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» // Консультант Плюс. ‬Версия Проф. 2012.2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Официальный интернетпортал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.12.2012.3. Приказ Рособрнадзора от 02.09.2011 N 2253 «Об утверждении перечней показателей деятельности образовательных учреждений высшего профессионального, среднего профессионального образования и начального профессионального образования», необходимых для определения их государственного статуса» // Консультант Плюс. ‬Версия Проф. 2012.4. Приказ Рособрнадзора от 25.10.2011 N 2267 «Об утверждении критериев показателей, необходимых для определения типа и вида образовательного учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования»// Консультант Плюс. ‬Версия Проф. 2012.5. Э.П. Гаврилов Судебная практика по авторскому праву // Хозяйство и права. 2012. №4. С.4256.6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 5, Пленума ВАС РФ N 29 от 26.03.2009 г. «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие ча 7сти четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Консультант Плюс. ‬Версия Проф. 2012.7. Внутривузовские издания: виды, термины, определения. Справочное пособие / сост. Т.И. Березикова.Издво ААЭП.Барнаул, 2007.20с.8. Белов В.А. Гражданское право. Т. IIОбщая часть. Лица, блага, факты : учебник для бакалавров / В.А. Белов..М : Издательство Юрайт, 2012.С.377.9. Осипов М.Ю. Дизайнерское решение как самостоятельный объект права интеллектуальной собственности. Режим доступа: http||www.mosuruslugi.ru|articles|185|/10. ПроектФедерального закона от13.11.2012 N 475386 «О внесении изменений в Гражданский кодекс РФ, в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (второе чтение) // Консультант Плюс. ‬Версия Проф. 2012.

BondarenkoSvetlana,Candidate of Pedagogical Sciences, Professor of Civil Law Chair of ANPO HPE “The Altai Academy of Economics and Law (Institute)”, Barnaul

Service Creations of Higher SchoolsFacultyAbstract. The articale deals with the peculiaroties ofconsidering creative works of higher school faculty as service crations.The author gives examples of education legislature statementsand highlights specifications and problemsfacing the process of regulating employer and facultyrelatioshipin thesphere of service creations. Certain improvements ofRussian Civil Code andeducation legislature aresuggested. Keywords:service creation, higher school, education legislature