Краеведческая информационная среда как канал формирования исторического сознания личности учащихся

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Магсумова М. К. Краеведческая информационная среда как канал формирования исторического сознания личности учащихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 1221–1225. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53247.htm.
Аннотация. В статье подчеркнута роль краеведения в воспитании у учащихся исторического самосознания, гражданской позиции, патриотизма. Основным инструментом при этом выступает краеведческая информационная среда, создаваемая в ходе внеклассной работы с учащимися. Рассмотрены результаты краеведческой исследовательской работы педагога и учащихся, направленной на изучение жизни детей блокадного Ленинграда, эвакуированных в 1942 году в деревню Нижний Таканыш Мамадышского района Республики Татарстан.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Магсумова Миляуша Камилевнаучитель русскогоязыка и литературы муниципальногобюджетногообщеобразовательногоучреждения ©Таканышская средняя общеобразовательная школаª Мамадышскогомуниципальногорайона Республики Татарстан2613000025@tatar.mail.ru

Краеведческая информационная среда как канал формирования историческогосознания личности учащихся

В статье подчеркнута роль краеведения в воспитании уучащихся историческогосамосознания, гражданской позиции,патриотизма. Основным инструментом при этом выступает краеведческая информационная среда,создаваемая в ходе внеклассной работы с учащимися. Рассмотрены результаты краеведческой исследовательской работыпедагога и учащихся, направленной на изучение жизни детей блокадногоЛенинграда, эвакуированных в 1942году в деревню Нижний Таканыш Мамадышскогорайона Республики Татарстан.Ключевые слова:историческое сознание, учащиеся, патриотизм, краеведение, исследовательская работа.

В современном мире особое значение придаетсяформированию социальноактивной, духовнобогатой и нравственноздоровой личности, преданной своей стране и способствующей ее процветанию. Строительство новой России сильного, экономически независимогоправовогогосударствасразвитым гражданским обществом, основанным на общечеловеческих ценностях,зависит во многом от взглядов и активной позиции

молодого поколения патриотовсвоейРодины.Осознание патриотизма у школьников, на наш взгляд, начинается с понимания роли и значимости родного края в истории Отечества.В связи с этимвозрастает интерес к изучению истории родногокрая, проводятся параллели между историческими событиями масштаба всей страны и откликом на них в регионах. Этопроявляется в возрождении краеведческой работы в различных формах в создании клубовинтересов, факультативов, кружков, экспедиций, экскурсий.Основная роль в этой работе, с нашей точки зрения, принадлежит школе, библиотеке и музею.В педагогической литературе полнее всего разрабатывалась тема патриотическоговоспитания вобщеобразовательнойшколе, изложенная в трудах В.В.Артеменко, Д.И. Водзинского, В.А.Караковсого, Н.М. Конжиеваи некоторых других[1].Как отмечает ВырщиковА.Н., исследования в области патриотическоговоспитания могут идти в нескольких направлениях: ©духовнонравственном, гражданскопатриотическом, социальнопатриотическом, военнопатриотическом, историкокраеведческомª[2].Историкокраеведческоенаправление—это познание историкокультурных корней посредствомчувственногоопыта причастности к прошлому, осознание уникальностисудьбыОтечества, неразрывности с ним, гордости за сопричастность к подвигам предков и современников и исторической ответственности за происходящее в стране ив обществе. В этом направлении работали такие ученые,как Горбова М.А., Дузь Л.П., Корчагин Е.Н., Латорцев А.П., Лисецкая Г.В., ГуртовенкоИ.И., Михнев Н.Н., Пушкарев Л.Н. и некоторые другие [2].Формированию краеведческой информационной среды в Таканышской школе содействовалорешениеследующихзадач:ознакомлениеучащихся с событиями, происходившими в годы Великой Отечественной войны на территории Мамадышскогорайона;конкретизацияи актуализацияучащимисятеоретических знаний, полученных в ходе изученияистории, географии и литературы вшколе;осознание школьниками роли народа и каждогочеловекав отдельности в защите Отечества; воспитаниеу учащихся чувства духовного соучастия с историей родной страны, а также укрепление взаимопонимания между поколениями.Вышесказанное помогает нравственной ориентации учащихсяв жизни, их социальной адаптации, развитию и саморазвитию личности, способствуетформированию эмоциональноценностных отношений к историии людям родногокрая,приобретению и совершенствованию практических навыков поисковоисследовательской работы, активизируетмыслительные процессы,определяетформирование творческойактивности,самостоятельностив процессе получениязнаний. Всовокупности все отмеченные факторы создают тукраеведческую информационнуюсреду, в которой происходит становление личностиученика какпатриота, осознающегоценности родной истории и культуры, имеющегочёткую гражданскую позицию, готовоготрудиться во имя благополучиясвоей страны.Учащиеся МБОУ ©Таканышская СОШªактивноис интересом участвуют в поисковых экспедициях, увлекательнозащищают свои проекты покраеведению. Каждый находит занятие подуше: одни изучают происхождение названий близлежащих деревень и топографических единиц, другие –традиции и обычаи татар и удмуртов, судьбы писателей, поэтов –выходцев из нашего района, республики, третьим интересен след Великой Отечественной войны, оставленный в нашем селе. Однаковсеобщую заинтересованность вызвала тема детей блокадногоЛенинграда, эвакуированных в деревню Нижний Таканыш Мамадышскогорайона Республики Татарстан в1942году.

Общеизвестно, что блокадаЛенинграда немецкими, финскими и испанскими войсками длилась с 8 сентября 1941 года по27 января 1944 годадолгих, мучительных 872 дня. К началу блокады в городе имелись лишь небольшие запасы продовольствия, топлива. С блокадным городомудавалось сообщаться только через Ладожское озеро, находящееся в пределах досягаемости артиллерии осаждающих сторон. Пропускная способность транспортной артерии не соответствовалапотребностям города. Сотнитысячжителей стали жертвами голода, холода (были перебои с отоплением).Хроники военных лет, подробно описанные как в художественной литературе, так и в документальных источниках, гласят, что Военный совет Ленинградскогофронта подписал приказ об организации перевозок поЛадожскому озеру, и ледовая дорога стала жизненной артерией, покоторой уже в конце ноября 1941 года началасьэвакуация жителей Ленинграда в глубь страны. Массовый характер эвакуация приняла лишь в январе 1942 года, когда окреп лед. Из блокированногогорода в первую очередь уезжали дети[3]. Учащихся взволновала судьба детей блокадногоЛенинграда,и былоприняторешение оначале проекта ©Ленинградские дети в Таканышеª. Учащиесяопрашивали старожилов, педагогов, всех, ктовладел хоть какойтоинформациейо детях, которые по воле судьбы были оторваны от родного дома и были вынуждены переносить тяготы и лишения военных лет. В результате тщательного изучения архивных материалов удалось узнатьследующее.В январе 1942 годав нашем селе Нижний Таканыш появились обозы с эвакуированными детьми из 322 ленинградской школыинтернатвместе сосвоими учителями. Повоспоминаниям старожилов, директором школы была женщина по фамилииПреклонская. Встречали детейна станции Кукмор (нынепоселок городскоготипа Кукмор Кукморскогорайона Республики Татарстан), чтов 30 километрахот Таканыша. Сабирзянова Лена Абдрахмановна(рис.1), ученица 10 класса в годы войны, ныне ветеран педагогическоготруда,вспоминает:©В товремя в колхозахплели огромные корзины длиной больших саней. Ленинградских детей, эвакуированных в наше село, привезли как птенцов, в этих корзинках на лошадях, замерзших, покрытых инеем, ноживых…ª

Рис. 1. Сабирзянова Лена Абдрахмановна, ветеран педагогическоготруда.

©Блокадное детство–представить даже страшно, вспоминает ученик 8 класса, ныне ветеран педагогическоготруда, Ахметов Максуд Хабибрахманович (рис. 2), врачи не могли определить возраст блокадных детей, двенадцатилетняя девочка –как старушка, личико–как печеное яблоко, больной взгляд. Оцепеневшие от испуга и горя дети едва касались ногами землиª.

Рис. 2. Ветеран педагогическоготруда Ахметов Максуд Хабибрахмановичс супругой

Сохранились протоколы заседаний исполкома Таканышскогорайона от 15.01.1942года ©Осостоянии благоустройства эвакуированных детейª и от 15.12.1943 года ©Овыделении картофеля школе –интернату №322ª.Так местные власти старались окружить вниманием и заботой детей военной поры. В первый год ленинградские дети учились в русских классах. В архиве хранятся классные журналы тех лет. На пожелтевших от времени листах написаны фамилии учеников: Зубицская Валентина, Мамержанов Яков, Рейкол Мэри, Шабарковский Михаил, Панец Валентина, Табачук Лев, Чечункина Мария…©В новом учебном году эвакуированные дети начали учиться стаканышскими детьми. У детейтатар были проблемы с русским языком, ноленинградцы учили их русскому языку, никогда не смеялись над произношением. Разучивали вместе русские песни, танцы народов нашей страны, ставили спектакли и концерты. Школа стала для них родным домом. Этобыла школа дружбы, коллективизма, она научила их не бояться трудностей, верить в победу. Именнотогда сложились у ребят понятия добра, справедливости, товарищества, Родиныª, вспоминает учительветеранИсхакова Ильгиза Хабибулловна. Какая большая миссия была возложена на учителей, работавших в те годы: они должны были обучать и воспитывать детей, которые после войны будут возрождать Ленинград, нашу страну. Учителя большой эрудиции, высокой культуры, душевной деликатности делали все, чтобы вернуть детям детство, смех и радость.Ошуркова Н.А. –учитель русскогоязыка и литературы, влюбленная в стихи Есенина, учила любить природу, воспитывала любовь к русскому языку. Учитель немецкогоязыка Шабанова К.С. умела в трудные минуты поддерживать настроение и у своих коллег, и у своих воспитанников, нодолгоубеждала ребят, чтоизучение немецкогоязыка нужнодля будущего: настанет мир, люди будут жить в дружбе и согласии.Многие учителя и жители нашегосела брали ребятишек к себе домой на выходные. Загорались у них глаза при виде домашнегоуюта, так они скучали подому и родным. К праздникам они писали письма и поздравления своим мамам, хотя посылать их былонекуда.Не островком, не замкнутой республикой жили у нас ленинградские дети. Они старались мужественнопереносить трудности. Так же, как и старшие, делали всё, чтонужнобылодля победы. Работали на полях, ходили порусским деревням с агитбригадой, выступали в клубах. Вот маршруты агитбригады ленинградских детей: ©Нижний Таканыш –Кляуши –Чарли –Тогуз –Гурьевка –Лубьяныª.Нокак бывает в жизни, радость сменяется горем, спокойствие –беспокойством. Ученик 9 класса Дмитриев Димазаболел и умер в больнице поселка Лубьян от аппендицита. После этогослучая выступления агитбригад прекратились. Дима, как и другие умершие от болезни и истощения дети, а их былочетыре, похороненв кладбище села Нижний Таканыш. Общая могила ленинградских детей ограждена, там висит мемориальная доска ©Здесь покоятся ленинградские дети, эвакуированные в 1942году из 322 школы –интернатª. За этой могилой ухаживают учащиеся нашей школы, в дни праздников, в день Победы на могилу возлагают цветы.

Рис. 3. Дети и ветераны пришли почтить память детей, эвакуированных из блокадногоЛенинграда.Воспоминания одной из эвакуированных девочек Матвеевой Валентины Александровны по прошествии шестидесяти лет со дня начала блокады были опубликованы в общественнополитической газете ©Народная солидарностьª№ 23 от 22 июня 2004 года. Да, много горя пришлось хлебнуть ленинградским детям –им приходили похоронки из Ленинграда от их близких, некоторые из них были выписаныиз собственных квартир,им попросту некуда было возвращаться,на их глазах умирали люди. Мониторинг успеваемости и качества знаний попредмету ©Историяª,а такжерезультаты учащихся МБОУ ©Таканышская СОШª на различных конкурсах, олимпиадах и семинарах поистории икраеведению дают нам основание предположить, чтоорганизация патриотическоговоспитанияучащихся на основе привлечения их к краеведческой работе создают благоприятныеусловия развитиюу детейчувства любви к Отечеству, преданности и готовности служитьсвоей стране, способствуют формированию ценностных качеств личности, ростугражданской активности.Фактографические данные, полученные в ходе нашей исследовательской работы, могут быть использованы другими участниками информационногопространства, испытывающими потребность в краеведческих материалах школьными библиотеками, музеями в научноисследовательской, методической и культурнопросветительной работе.

Память –наша история. Помнить историю своегонарода, своегокрая нужноеще и потому, чтоона сохраняет человеческое достоинство, помогает видеть смысл своей жизни. Сложноне согласиться сВ.В. Пионтковским, чтовысокая духовность, гражданская позиция,патриотическоесознание сегодняшних учащихся будут в огромной степени определятьбудущееРоссии завтра [4].

Список цитируемой литературы1.ПионтковскийВ.В.Патриотическоевоспитаниеучащейсямолодеживусловияхрегиональногообразования:дис.…драпед.наук.–Якутск,2006.–346с.2.Вырщиков, А.Н.Стратегия научных исследований феномена патриотизма и патриотическоговоспитания молодежи/ А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев URL:http://оpatriоtizme.narоd.ru/Virschikоv5_stratisled.htm. [Дата обращения 22.03.2013]3.Бежанов В.В. Ленинградская оборона[Текст]/ В.В. Бежанов,М.: АСТ, Харвест, 2005.480 с.

4.Пионтковский, В.В. Педагогические основы патриотическоговоспитания учащейся молодёжи в условиях региональногообразования. Якутск: ИздвоЯНЦ СОРАН, 2006. 144 с.

Magsumоva Milyausha KamilevnaTeacher оf Russia and Literature,municipal budgetary general educatiоn institutiоn‘Takanyshskaya secоndary general educatiоn schооl’ оf Mamadyshskyi municipal regiоn Tatarstan Republik2613000025@tatar.mail.ruRegiоnal infоrmatiоn envirоnment as channel оf a student’s selfhооd histоrical cоnsciоusness fоrmatiоn

This article is devоted tоthe rоle оf lоcal studies in students’ educatiоn оf histоrical cоnsciоusness, civicmindedness, public spirit. The main tооl is regiоnal infоrmatiоn envirоnment, fоrming in the cоurse оf оutоfschооl activities with students.It was cоnsidered results оf regiоnal research wоrk dоne by the teacher and students. This research wоrk was оriented tоthe children’s life оbservatiоn during blоckading Leningrad, whоhad been evacuated in 1942tоthe village Nizhniyi Takanysh оf Mamadyshskyi regiоn Tatarstan Republik.Key wоrds:histоrical cоnsciоusness, students, public spirit, lоcal studies, research wоrk.