Педагогическая поддержка нравственного выбора старшеклассников в образовательном процессе школы
Выпуск:
ART 53252
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Дереча
И.
И. Педагогическая поддержка нравственного выбора старшеклассников в образовательном процессе школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С.
1246–1250. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/53252.htm.
Аннотация. В статье рассматривается проблема выбора нравственных
ценностей старшеклассниками. Автор приходит к выводу, что содержанием педагогической поддержки нравственного выбора старшеклассников являются
последовательно осуществляемые этапы: актуализация жизненного опыта учащихся, конструирование жизненных ситуаций нравственного выбора и постепенная передача ответственности за нравственный выбор в реальной
действительности самим учащимся.
Текст статьи
Дереча Ирина Ивановна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П.П.Ершова», г.Ишимderecha63@mail.ru
Педагогическая поддержка нравственного выбора старшеклассников в образовательном процессе школы
Аннотация. В статье рассматривается проблема выбора нравственных ценностей старшеклассниками. Автор приходит к выводу, что содержанием педагогической поддержки нравственного выбора старшеклассников являются последовательно осуществляемые этапы: актуализация жизненного опыта учащихся, конструирование жизненных ситуаций нравственного выбора и постепенная передача ответственности за нравственный выбор в реальной действительности самим учащимся. Ключевые слова:педагогическая поддержка, нравственный выбор, ценности, ценностные ориентации.Проблема, каким ценностям отдать предпочтение является актуальной для старшеклассников двадцать первого века. Основные принципы нравственного выбора закладываются у них в тот время, когда их сознание, переменчиво, ранимо от негативных влияний, так как в их жизненном опыте недостаточно знаний и представлений о нравственных ценностях, присутствует психофизиологический дисбаланс при наличии больших потребностей инедостатке возможностей.Отношение к ценностям отражается в ценностных ориентациях. Ценностными ориентациями становятся не все ценности, а только общечеловеческие ценности, которые значимы для современного социума и личности, которые она признает и принимает как собственные. Изучение нравственных ориентаций современных старших школьников юга Тюменской области показало, что в их ценностных предпочтениях очень редко встречаются такие качества личности как «коллективизм», «дисциплинированность», «чувство долга», «ответственности», «патриотизм», т.е. качества отражающие важнейшие нравственные отношения. Среди ценимых качеств достаточно четко прозвучали следующие: целеустремленность, предприимчивость, чувство достоинства, чести. Больше всего старшие школьники презирают предательство, жадность, ложь, подхалимство, трусость, лицемерие. Юноши и девушки стали прагматичнее, с одной стороны, есть устремление выбрать себе выгодную, прибыльную работу, с другой есть склонность быть полезными людям, желание сделать чтото доброе на земле. Задача педагога помочь юношам и девушкам в осмыслении нравственных понятий и побудить их к нравственному усовершенствованию своей личности. Главное внимание в нравственном воспитании должно быть уделено исследованию процесса становления ценностей, усвоение их личностью школьника. Именно ценностные ориентации характеризуют выбор поступков старших школьников. Ценности выбираются индивидуально в соответствии со своими убеждениями.Открытым остается решение вопроса оказания педагогической поддержки старшим школьникам в их устремлении совершать поступки по нравственным мотивам в ситуации, требующей неотложного выбора решения. Для того чтобы помочь юношам и девушкам приобрести смыслы жизни, заполнить их ценностным содержанием, нужно ориентировать организацию образовательного процесса школы, формы, методы воспитательной деятельности на создание психологопедагогических условий, которые способствовали бы их нравственному развитию, предоставляли свободу выбора, позицию субъекта в деятельности и общении. Позиция субъекта предполагает, стремление к автономии, личностное саморазвитие, нравственное саморегулирование, которые отсутствуют у объекта. Проведенные нами изыскания по проблеме выбора нравственных ценностей старшеклассниками показали, что хотя юноши и девушки и имеют свои представления о нравственных ценностях, но они не всегда переходят в нравственные убеждения и невсегда проявляются в поступках. В образовательном процессе школы ускорение процесса перехода этических знаний в убеждения возможно только в том случае, если содержание, будет личностно значимым для учащихся и восприниматься как нравственная ценность.В нашем исследовании мы рассматриваем нравственные ценности как смыслообразующий фактор развития личности старших школьников и исходим из того, что нравственные ценности являются ориентирами в процессе предпочтения того или иного поступка, линии поведения. Анализ понятия «нравственный выбор»в нравственноэтическом контексте показал, что нравственный выбор это результат нравственныхисканий личности, проявляющийся в поведении или конкретном поступке. Для того чтобы процесс нравственного воспитания старших школьников был успешным необходимо использовать технологию педагогической поддержки нравственного выбора. Педагогическая поддержка нравственного выбора юношей и девушек обеспечивает активность их нравственного сознания и поступков, а так же инициирует их в образовательном процессе на постижение нравственных ценностей и ориентации на них в ситуации выбора варианта поступка. Выбор нравственного поступка мы рассматриваем в качестве предмета педагогической поддержки [1, с.8].
Организация современного образовательного процесса, в котором успешно осуществляется нравственное воспитание старшеклассников, предполагает эргономическое обеспечение. Работая над созданием интерьера учебного кабинета, необходимо учитывать информационнопредметную среду. В связи с этим Е.В.Воронина отмечает: «Вкабинетах гуманитарного цикла информационнопредметная среда должна способствовать снятию зажимов и комплексов, помогать учащимся высказывать свою точку зрения, чувствовать себя уверенно и спокойно» [3, с.88], то есть информационнопредметная среда помогает выразить старшим школьникам свое отношение к окружающим людям, самим себе, а это ведет к направленности личности. Технология реализации педагогической поддержки предполагает осуществление педагогом определенного алгоритмадействий. Содержанием педагогической поддержки, инициирующей нравственный выбор старших школьников являются следующие этапы: актуализация жизненного опыта учащихся, использование в образовательном процессе нравственных дилемм, игровое моделирование ситуаций нравственного выбора встречающихся в современной действительности и обсуждение их с обучающимися, и постепенная передача ответственности самим учащимся за нравственный выбор в реальной действительности [1].
Реализация первого этапа педагогической поддержки предполагает актуализацию жизненного опыта учащихся, который включает в себя представления о ценностях, жизненных смыслах, способах поведения в той или иной ситуации. С этой целью можно использовать на предметах гуманитарного цикла своеобразный словарь этики, заполняемыйстаршеклассниками, например, юношам и девушкам предлагается самостоятельно написать определение такого качества как «доброта», на основе жизненного опыта, а в следующей графе выписать дефиницию этого понятия из словаря по этике. Можно предложить старшим школьникам сопоставить афоризмыопределения этого качества с собственным пониманием этического суждения. Работа со словарем ведется не изолированно, она органично вплетается в контекст всей школьной жизни учащихся и продолжается дома. Таким образом, создается благоприятная почва для духовного общения старшеклассников со своими родителями, а общение со сверстниками наполняется новым содержанием. Словарь способствует становлению духовной зрелости, самостоятельности суждений, осознанию жизненных принципов юношей и девушек.Актуализация жизненного опыта помогает старшим школьникам в замене их житейских понятий о нравственных ценностях на научные. Педагогу необходимо акцентировать внимание юношей и девушек на предпочтении базовых ценностей нашего общества, показывать их значимость для осуществления поступков.
Для реализации второго этапа педагогической поддержки, педагогу необходимо конструировать и моделировать значимые для старших школьников этические ситуации, которые содействуют наращиванию их нравственного опыта, инициировать их к решению моральных дилемм. Моделирование этических ситуаций включаетдва этапа: создание и разрешение ситуаций. Разрешение этической ситуации включаетв себя:анализ действия, анализ мотива, поиск противоречия, поиск точки опоры для разрешения противоречия, поиск возможных вариантов ее решения. Чем богаче этический опыт учащихся, тем больше вариантов решения нравственной ситуации они могут предвидеть. Прежде, чем привлекать старшеклассников к анализу различных ситуаций, нужно сформировать у них определенные умения: соотносить анализируемые явления с нормами и правилами поведения; определять нравственную значимость анализируемого, устанавливать причинно нравственные связи, предвидеть возможные результаты, мотивировать свою оценку, самостоятельно принимать решения. Моделирование этических ситуаций дает возможность старшим школьникам проиграть те или иные социальные роли, научиться принимать верные в моральном отношении решения. Дифференцированный подход к оценке форм и методов работы по нравственному воспитанию позволяет использовать моральные дилеммы, которые включают в себя выбор из двух жизненно и нравственно важных принципов. Содержанием моральных дилемм могут быть и поступки людей, и литературных героев и, исторических личностей. В дискуссии по поводу принятия верного решения происходит обмен ценностями между педагогом и учащимися, между самими учениками, педагог обращает внимание старших школьников на мотивы поступков, показывает привлекательность общественных мотивов, подтверждающих о понимании человеком обязанности, ответственности. Решения этических ситуаций, моральных дилемм в образовательном процессе школы создают основу для формирования установок старших школьников на выбор нравственныхценностей. Для того, что бы старшеклассники были искренними в своих высказываниях необходимо установить гуманистический стиль взаимоотношений между участниками диалога. Так, Г.В. Валетова отмечает: «Гуманистический стиль взаимоотношений подразумевает любовь, уважение и взаимопонимание»[2, с.60].В учебновоспитательном процессе педагогам целесообразно строить диалоги, которые помогают юношам и девушкам осознавать смыслы и выражать собственную позицию. В принятии решения, которое вызывает этическое затруднение старшие школьники могут попросить совета, обращаясь через компьютер к педагогу, которому доверяют, классному руководителю или родителям. Л.А.Косолапова справедливо подчеркивает:«Классный руководитель создает условия для управляемой самоорганизации личности школьника сначала со стороны взрослогопедагога, а затем со стороны самого школьника»[4, с.41].За учеником остается нравственный выбор, но учитель обязан поддержать намерения к совершению осознанного поступка, в основе которого лежат экзистенциальные ценности. До момента выбора решения у старшеклассников уже возникаютустановки, позволяющие склониться к тому или иному решению. Установки помогают юношам и девушкам константно реагировать на повторяющиеся ситуации. Реализация третьего этапа педагогической поддержки полагает постепенную передачу ответственности юношам и девушкам за нравственный выбор в реальном мире. Передача ответственности предполагает обращение педагога к своим мыслям, чувствам, он говорит о том, что хочет видеть от учеников и что собирается сделать, акцентируя внимание на доверии своим учениками и подкрепляет свои высказывания обращением к положительным эмоциям юношей и девушек, которые испытали они при совершении нравственных поступков. Постепенно следует снимать педагогам и родителям с себя заботу за те дела, за которые старшие школьники в состоянии нести ответственность. Полезно составить перечень ситуаций, где педагоги и родители готовы снять с себя ответственность и передать ее старшеклассникам. Список дел, которые доверяют выполнять старшим школьникам должен постоянно обновляться.Педагогна данномэтапе может использовать приемы актуализации эмоционального опыта, чтобы пробудить в душе старшеклассников те чувства и переживания, которые они испытали когдато, необходимые для понимания и принятия ими тех нравственных ценностей, о которых идет речь. Например, педагог предлагает юношам и девушкам вспомнитьо техслучаяхвихжизни, когда они обидели друга или близкого человека, ион их простил. Педагог просит вспомнить о том, как они себя чувствовали, какой была их реакция? А затем предлагает вспомнитьдругую ситуацию: вы просили прощения и вас не простили. Какие чувства и мысли у вас были? Активизация эмоциональной памяти и повторного чувствования обязательно должна сопровождаться рефлексией своих эмоциональных состояний и анализом их. Именно рефлексия, по мнению С.А.Вдовиной дает: «Критический анализ содержания знаний, методов познания, а так же анализ человеком собственного сознания, осознания себя субъектом жизнедеятельности»[5, с.65].
Для активизации нравственного сознания можно использовать коммуникативное эссе, в основе которого лежит изложение своих мыслей, при этом происходит погружение старшеклассника в свой внутренний мир, актуализация своего жизненного опыта, пробуждение нравственных чувств, мыслей и их рефлексия. Сообщение адресуетсясамому себе, другу или значимому взрослому.На данном этапе целесообразно рационально использоватьдиалогическиеприемывоспитания, сочетание индивидуальных, парных, групповых форм учебной деятельности, коллективной творческой деятельности, которые способствуют нравственному общению учащихся друг с другом и в целом гуманизации образовательного процесса. Для развития способностей находить оригинальные решения и пути выхода из проблемных ситуаций можно организовать со старшеклассниками игру в пословицы. Цель игры полагает научить генерировать новые идеи для решения этической проблемы, используя не связанные между собой стимулы. Это возможно с помощью пословиц. Работа проводится в парах или группах по три человека. Выдается список из двадцати хорошо известных пословиц. Каждая группа выбирает одну пословицу, которая кажется, лучше других отвечает интересам их группы, записывают ее, обсуждают текст пословицы и интерпретируют. Из банка нерешенных проблем, с которыми мы и наше общество сталкивается ежедневно, старшеклассники выбирают одну ситуацию для решения и используя пословицу и интерпретацию к ней, записывают свои мысли о проблеме в целом и путях ее решения в частности. Старшеклассникам предлагается поделиться результатами своей работы со своими одноклассниками. Педагог выясняет, к каким нестандартным решениям проблемы пришли юноши и девушки. Затем педагог предлагает использовать этот материал для рассмотрения своей собственной проблемы.
Успешная реализации разработанных этапов педагогической поддержки возможна, если в образовательном процессе школы будут соблюдаться следующие условия: реализуется аксиологический, личностно ориентированный и деятельностный подходы, организуется проблемноценностное общение со старшеклассниками. Проблемноценностеоеобщение затрагивает не только эмоциональный мир юношей и девушек, но и их восприятие жизни, ее ценностей и нравственных смыслов. Для организации проблемноценностного общения можно использовать такие формы как дискуссия, дебаты, диспуты, «философский стол», «открытый микрофон», которые предполагают коллективное обсуждение конкретной этической проблемы, сопоставление позиций, информаций, идей, мнений. Нравственное воспитание старшеклассников будет успешным, если в образовательном процессе школы использовать педагогическуюподдержкуинициирующую усилия юношей и девушек в овладении нравственными ценностями и оказывающую положительное влияние наих нравственный выбор в современной действительности.Ссылки на источники 1.Дереча И.И. Педагогическая поддержка нравственного выбора старшеклассников в образовательном процессе: дис. … канд. пед. наук.Омск: ОмГПУ, 2005. 184с.2.Валетова Г.В. Гуманистический стиль взаимоотношений педагога и студентов //Успехи современного естествознания.2005. №1.С.6061.3. Воронина Е.В. Реализация эргономического подхода в образовательном процессе современной школы. дис. … канд. пед. наук. Тобольск:ТГПИ им. Д.И.Менделеева, 2001.182с.
4. Кирикович Т.Е., КосолаповаЛ.А., ТотьмянинаЕ.А. Классное руководство как ступень к тьюторству//Воспитание школьников.2010.№6.С.3945. 5. Вдовина С.А. Педагогические средства развития рефлексии // Педагогическое образование и наука. 2007.№ 6.С.6467.
DerechaIrinacandidateofpedagogicalsciences, associateprofessorofpedagogics
FGBOUVPO"IshimskyStateTeacherTrainingCollege of Ershov's Pct", Ishimderecha63@mail.ru
Pedagogical support of a moral choice of seniors in educational process of school Summary. In article the problem of a choice of moral values is considered by seniors. The author comes to a conclusion that the content of pedagogical support of a moral choice of seniors are consistently carried out stages: updating of life experience of pupils, designingof life situations of a moral choice and gradual transfer of responsibility for a moral choice in reality the pupil.Keywords:pedagogical support, moral choice, values, valuable orientations.
Педагогическая поддержка нравственного выбора старшеклассников в образовательном процессе школы
Аннотация. В статье рассматривается проблема выбора нравственных ценностей старшеклассниками. Автор приходит к выводу, что содержанием педагогической поддержки нравственного выбора старшеклассников являются последовательно осуществляемые этапы: актуализация жизненного опыта учащихся, конструирование жизненных ситуаций нравственного выбора и постепенная передача ответственности за нравственный выбор в реальной действительности самим учащимся. Ключевые слова:педагогическая поддержка, нравственный выбор, ценности, ценностные ориентации.Проблема, каким ценностям отдать предпочтение является актуальной для старшеклассников двадцать первого века. Основные принципы нравственного выбора закладываются у них в тот время, когда их сознание, переменчиво, ранимо от негативных влияний, так как в их жизненном опыте недостаточно знаний и представлений о нравственных ценностях, присутствует психофизиологический дисбаланс при наличии больших потребностей инедостатке возможностей.Отношение к ценностям отражается в ценностных ориентациях. Ценностными ориентациями становятся не все ценности, а только общечеловеческие ценности, которые значимы для современного социума и личности, которые она признает и принимает как собственные. Изучение нравственных ориентаций современных старших школьников юга Тюменской области показало, что в их ценностных предпочтениях очень редко встречаются такие качества личности как «коллективизм», «дисциплинированность», «чувство долга», «ответственности», «патриотизм», т.е. качества отражающие важнейшие нравственные отношения. Среди ценимых качеств достаточно четко прозвучали следующие: целеустремленность, предприимчивость, чувство достоинства, чести. Больше всего старшие школьники презирают предательство, жадность, ложь, подхалимство, трусость, лицемерие. Юноши и девушки стали прагматичнее, с одной стороны, есть устремление выбрать себе выгодную, прибыльную работу, с другой есть склонность быть полезными людям, желание сделать чтото доброе на земле. Задача педагога помочь юношам и девушкам в осмыслении нравственных понятий и побудить их к нравственному усовершенствованию своей личности. Главное внимание в нравственном воспитании должно быть уделено исследованию процесса становления ценностей, усвоение их личностью школьника. Именно ценностные ориентации характеризуют выбор поступков старших школьников. Ценности выбираются индивидуально в соответствии со своими убеждениями.Открытым остается решение вопроса оказания педагогической поддержки старшим школьникам в их устремлении совершать поступки по нравственным мотивам в ситуации, требующей неотложного выбора решения. Для того чтобы помочь юношам и девушкам приобрести смыслы жизни, заполнить их ценностным содержанием, нужно ориентировать организацию образовательного процесса школы, формы, методы воспитательной деятельности на создание психологопедагогических условий, которые способствовали бы их нравственному развитию, предоставляли свободу выбора, позицию субъекта в деятельности и общении. Позиция субъекта предполагает, стремление к автономии, личностное саморазвитие, нравственное саморегулирование, которые отсутствуют у объекта. Проведенные нами изыскания по проблеме выбора нравственных ценностей старшеклассниками показали, что хотя юноши и девушки и имеют свои представления о нравственных ценностях, но они не всегда переходят в нравственные убеждения и невсегда проявляются в поступках. В образовательном процессе школы ускорение процесса перехода этических знаний в убеждения возможно только в том случае, если содержание, будет личностно значимым для учащихся и восприниматься как нравственная ценность.В нашем исследовании мы рассматриваем нравственные ценности как смыслообразующий фактор развития личности старших школьников и исходим из того, что нравственные ценности являются ориентирами в процессе предпочтения того или иного поступка, линии поведения. Анализ понятия «нравственный выбор»в нравственноэтическом контексте показал, что нравственный выбор это результат нравственныхисканий личности, проявляющийся в поведении или конкретном поступке. Для того чтобы процесс нравственного воспитания старших школьников был успешным необходимо использовать технологию педагогической поддержки нравственного выбора. Педагогическая поддержка нравственного выбора юношей и девушек обеспечивает активность их нравственного сознания и поступков, а так же инициирует их в образовательном процессе на постижение нравственных ценностей и ориентации на них в ситуации выбора варианта поступка. Выбор нравственного поступка мы рассматриваем в качестве предмета педагогической поддержки [1, с.8].
Организация современного образовательного процесса, в котором успешно осуществляется нравственное воспитание старшеклассников, предполагает эргономическое обеспечение. Работая над созданием интерьера учебного кабинета, необходимо учитывать информационнопредметную среду. В связи с этим Е.В.Воронина отмечает: «Вкабинетах гуманитарного цикла информационнопредметная среда должна способствовать снятию зажимов и комплексов, помогать учащимся высказывать свою точку зрения, чувствовать себя уверенно и спокойно» [3, с.88], то есть информационнопредметная среда помогает выразить старшим школьникам свое отношение к окружающим людям, самим себе, а это ведет к направленности личности. Технология реализации педагогической поддержки предполагает осуществление педагогом определенного алгоритмадействий. Содержанием педагогической поддержки, инициирующей нравственный выбор старших школьников являются следующие этапы: актуализация жизненного опыта учащихся, использование в образовательном процессе нравственных дилемм, игровое моделирование ситуаций нравственного выбора встречающихся в современной действительности и обсуждение их с обучающимися, и постепенная передача ответственности самим учащимся за нравственный выбор в реальной действительности [1].
Реализация первого этапа педагогической поддержки предполагает актуализацию жизненного опыта учащихся, который включает в себя представления о ценностях, жизненных смыслах, способах поведения в той или иной ситуации. С этой целью можно использовать на предметах гуманитарного цикла своеобразный словарь этики, заполняемыйстаршеклассниками, например, юношам и девушкам предлагается самостоятельно написать определение такого качества как «доброта», на основе жизненного опыта, а в следующей графе выписать дефиницию этого понятия из словаря по этике. Можно предложить старшим школьникам сопоставить афоризмыопределения этого качества с собственным пониманием этического суждения. Работа со словарем ведется не изолированно, она органично вплетается в контекст всей школьной жизни учащихся и продолжается дома. Таким образом, создается благоприятная почва для духовного общения старшеклассников со своими родителями, а общение со сверстниками наполняется новым содержанием. Словарь способствует становлению духовной зрелости, самостоятельности суждений, осознанию жизненных принципов юношей и девушек.Актуализация жизненного опыта помогает старшим школьникам в замене их житейских понятий о нравственных ценностях на научные. Педагогу необходимо акцентировать внимание юношей и девушек на предпочтении базовых ценностей нашего общества, показывать их значимость для осуществления поступков.
Для реализации второго этапа педагогической поддержки, педагогу необходимо конструировать и моделировать значимые для старших школьников этические ситуации, которые содействуют наращиванию их нравственного опыта, инициировать их к решению моральных дилемм. Моделирование этических ситуаций включаетдва этапа: создание и разрешение ситуаций. Разрешение этической ситуации включаетв себя:анализ действия, анализ мотива, поиск противоречия, поиск точки опоры для разрешения противоречия, поиск возможных вариантов ее решения. Чем богаче этический опыт учащихся, тем больше вариантов решения нравственной ситуации они могут предвидеть. Прежде, чем привлекать старшеклассников к анализу различных ситуаций, нужно сформировать у них определенные умения: соотносить анализируемые явления с нормами и правилами поведения; определять нравственную значимость анализируемого, устанавливать причинно нравственные связи, предвидеть возможные результаты, мотивировать свою оценку, самостоятельно принимать решения. Моделирование этических ситуаций дает возможность старшим школьникам проиграть те или иные социальные роли, научиться принимать верные в моральном отношении решения. Дифференцированный подход к оценке форм и методов работы по нравственному воспитанию позволяет использовать моральные дилеммы, которые включают в себя выбор из двух жизненно и нравственно важных принципов. Содержанием моральных дилемм могут быть и поступки людей, и литературных героев и, исторических личностей. В дискуссии по поводу принятия верного решения происходит обмен ценностями между педагогом и учащимися, между самими учениками, педагог обращает внимание старших школьников на мотивы поступков, показывает привлекательность общественных мотивов, подтверждающих о понимании человеком обязанности, ответственности. Решения этических ситуаций, моральных дилемм в образовательном процессе школы создают основу для формирования установок старших школьников на выбор нравственныхценностей. Для того, что бы старшеклассники были искренними в своих высказываниях необходимо установить гуманистический стиль взаимоотношений между участниками диалога. Так, Г.В. Валетова отмечает: «Гуманистический стиль взаимоотношений подразумевает любовь, уважение и взаимопонимание»[2, с.60].В учебновоспитательном процессе педагогам целесообразно строить диалоги, которые помогают юношам и девушкам осознавать смыслы и выражать собственную позицию. В принятии решения, которое вызывает этическое затруднение старшие школьники могут попросить совета, обращаясь через компьютер к педагогу, которому доверяют, классному руководителю или родителям. Л.А.Косолапова справедливо подчеркивает:«Классный руководитель создает условия для управляемой самоорганизации личности школьника сначала со стороны взрослогопедагога, а затем со стороны самого школьника»[4, с.41].За учеником остается нравственный выбор, но учитель обязан поддержать намерения к совершению осознанного поступка, в основе которого лежат экзистенциальные ценности. До момента выбора решения у старшеклассников уже возникаютустановки, позволяющие склониться к тому или иному решению. Установки помогают юношам и девушкам константно реагировать на повторяющиеся ситуации. Реализация третьего этапа педагогической поддержки полагает постепенную передачу ответственности юношам и девушкам за нравственный выбор в реальном мире. Передача ответственности предполагает обращение педагога к своим мыслям, чувствам, он говорит о том, что хочет видеть от учеников и что собирается сделать, акцентируя внимание на доверии своим учениками и подкрепляет свои высказывания обращением к положительным эмоциям юношей и девушек, которые испытали они при совершении нравственных поступков. Постепенно следует снимать педагогам и родителям с себя заботу за те дела, за которые старшие школьники в состоянии нести ответственность. Полезно составить перечень ситуаций, где педагоги и родители готовы снять с себя ответственность и передать ее старшеклассникам. Список дел, которые доверяют выполнять старшим школьникам должен постоянно обновляться.Педагогна данномэтапе может использовать приемы актуализации эмоционального опыта, чтобы пробудить в душе старшеклассников те чувства и переживания, которые они испытали когдато, необходимые для понимания и принятия ими тех нравственных ценностей, о которых идет речь. Например, педагог предлагает юношам и девушкам вспомнитьо техслучаяхвихжизни, когда они обидели друга или близкого человека, ион их простил. Педагог просит вспомнить о том, как они себя чувствовали, какой была их реакция? А затем предлагает вспомнитьдругую ситуацию: вы просили прощения и вас не простили. Какие чувства и мысли у вас были? Активизация эмоциональной памяти и повторного чувствования обязательно должна сопровождаться рефлексией своих эмоциональных состояний и анализом их. Именно рефлексия, по мнению С.А.Вдовиной дает: «Критический анализ содержания знаний, методов познания, а так же анализ человеком собственного сознания, осознания себя субъектом жизнедеятельности»[5, с.65].
Для активизации нравственного сознания можно использовать коммуникативное эссе, в основе которого лежит изложение своих мыслей, при этом происходит погружение старшеклассника в свой внутренний мир, актуализация своего жизненного опыта, пробуждение нравственных чувств, мыслей и их рефлексия. Сообщение адресуетсясамому себе, другу или значимому взрослому.На данном этапе целесообразно рационально использоватьдиалогическиеприемывоспитания, сочетание индивидуальных, парных, групповых форм учебной деятельности, коллективной творческой деятельности, которые способствуют нравственному общению учащихся друг с другом и в целом гуманизации образовательного процесса. Для развития способностей находить оригинальные решения и пути выхода из проблемных ситуаций можно организовать со старшеклассниками игру в пословицы. Цель игры полагает научить генерировать новые идеи для решения этической проблемы, используя не связанные между собой стимулы. Это возможно с помощью пословиц. Работа проводится в парах или группах по три человека. Выдается список из двадцати хорошо известных пословиц. Каждая группа выбирает одну пословицу, которая кажется, лучше других отвечает интересам их группы, записывают ее, обсуждают текст пословицы и интерпретируют. Из банка нерешенных проблем, с которыми мы и наше общество сталкивается ежедневно, старшеклассники выбирают одну ситуацию для решения и используя пословицу и интерпретацию к ней, записывают свои мысли о проблеме в целом и путях ее решения в частности. Старшеклассникам предлагается поделиться результатами своей работы со своими одноклассниками. Педагог выясняет, к каким нестандартным решениям проблемы пришли юноши и девушки. Затем педагог предлагает использовать этот материал для рассмотрения своей собственной проблемы.
Успешная реализации разработанных этапов педагогической поддержки возможна, если в образовательном процессе школы будут соблюдаться следующие условия: реализуется аксиологический, личностно ориентированный и деятельностный подходы, организуется проблемноценностное общение со старшеклассниками. Проблемноценностеоеобщение затрагивает не только эмоциональный мир юношей и девушек, но и их восприятие жизни, ее ценностей и нравственных смыслов. Для организации проблемноценностного общения можно использовать такие формы как дискуссия, дебаты, диспуты, «философский стол», «открытый микрофон», которые предполагают коллективное обсуждение конкретной этической проблемы, сопоставление позиций, информаций, идей, мнений. Нравственное воспитание старшеклассников будет успешным, если в образовательном процессе школы использовать педагогическуюподдержкуинициирующую усилия юношей и девушек в овладении нравственными ценностями и оказывающую положительное влияние наих нравственный выбор в современной действительности.Ссылки на источники 1.Дереча И.И. Педагогическая поддержка нравственного выбора старшеклассников в образовательном процессе: дис. … канд. пед. наук.Омск: ОмГПУ, 2005. 184с.2.Валетова Г.В. Гуманистический стиль взаимоотношений педагога и студентов //Успехи современного естествознания.2005. №1.С.6061.3. Воронина Е.В. Реализация эргономического подхода в образовательном процессе современной школы. дис. … канд. пед. наук. Тобольск:ТГПИ им. Д.И.Менделеева, 2001.182с.
4. Кирикович Т.Е., КосолаповаЛ.А., ТотьмянинаЕ.А. Классное руководство как ступень к тьюторству//Воспитание школьников.2010.№6.С.3945. 5. Вдовина С.А. Педагогические средства развития рефлексии // Педагогическое образование и наука. 2007.№ 6.С.6467.
DerechaIrinacandidateofpedagogicalsciences, associateprofessorofpedagogics
FGBOUVPO"IshimskyStateTeacherTrainingCollege of Ershov's Pct", Ishimderecha63@mail.ru
Pedagogical support of a moral choice of seniors in educational process of school Summary. In article the problem of a choice of moral values is considered by seniors. The author comes to a conclusion that the content of pedagogical support of a moral choice of seniors are consistently carried out stages: updating of life experience of pupils, designingof life situations of a moral choice and gradual transfer of responsibility for a moral choice in reality the pupil.Keywords:pedagogical support, moral choice, values, valuable orientations.