Использование цветотерапии в логопедической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи третьего уровня и недоразвитием произвольного внимания в условиях инклюзивного образования
Выпуск:
ART 53251
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бушинская
Е.
А. Использование цветотерапии в логопедической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи третьего уровня и недоразвитием произвольного внимания в условиях инклюзивного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С.
1241–1245. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/53251.htm.
Аннотация. Статья посвящена использованию приёма цветотерапии в
коррекционно-образовательном и развивающем процессе для коррекции речи и развития произвольного внимания у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня в условиях инклюзивного образования. Раскрывается сущность цветотерапии как эффективного приёма обучения, его педагогическая и психологическая ценность для развития речи, высших психических функций
(произвольное внимание, зрительная память, зрительное внимание и восприятие) у детей, а также для совершенствования связной речи и коммуникативных умений у дошкольников с речевыми нарушениями.
Рассматриваются доступные для детей с общим недоразвитием речи третьего уровня виды работ с помощью мультимедийных презентаций, позволяющие
сконцентрировать внимание, выработать усидчивость и осуществить коррекцию и развитие фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.
Ключевые слова:
инклюзия, инклюзивное образование, общее недоразвитие речи третьего уровня, произвольное внимание, цветотерапия
Текст статьи
1Бушинская Елена АлександровнаСтудентка 4 курса УрГПУ, г. Екатеренбургbushinskaya.elena@mail.ru
Использование цветотерапии в логопедической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи третьего уровня и недоразвитием произвольного внимания в условиях инклюзивного образования
Аннотация.Статья посвящена использованию приёма цветотерапии в коррекционнообразовательном и развивающем процессе длякоррекции речи и развития произвольного внимания у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровняв условиях инклюзивного образования.Раскрывается сущность цветотерапии как эффективного приёма обучения, его педагогическая и психологическая ценность для развития речи,высших психических функций(произвольное внимание, зрительная память, зрительное внимание и восприятие) удетей, а также для совершенствования связной речи и коммуникативных умений у дошкольников с речевыми нарушениями. Рассматриваются доступные для детей с общим недоразвитием речитретьего уровня видыработс помощью мультимедийных презентаций, позволяющие сконцентрировать внимание, выработать усидчивость и осуществить коррекцию и развитие фонетикофонематической и лексикограмматической сторон речи.
Ключевые слова: инклюзия, инклюзивное образование, общее недоразвитие речи третьего уровня, произвольное внимание, цветотерапия.
В последнее время в ряде регионов страны отмечается сокращение групп для детей с речевыми нарушениями. Данная категория дошкольниковвынужденапосещать детские сады общеразвивающего и комбинированного видов, в которых коррекционнопедагогическая помощь осуществляется в условиях логопедического пункта(далее логопункт). Наличие логопункта в детских садах это пример иклюзивного обучения, так как при этой форме логопедической помощи дошкольники с общим недоразвитием речи третьего уровня (далее ОНР IIIуровня)значительную часть времени проводят среди нормально развивающихся сверстников, и получают, по мнению В.В.Коркунова,больше внешних стимулов, способствующих всестороннемуразвитию(умственному, эмоциональному), чем при раздельномобучении[1].Однако при организацииработы с детьми, имеющими ОНР IIIуровня,в условиях инклюзии учительлогопед сталкивается с затруднениями, связанными с необходимостью многократного повторенияречевого материала, который содержит труднопроизносимые звуки для указанной категории детей. Всё это ведёт к не сформированности речевой системы, а также к нарушению оперирования элементами речи на практическом уровне, что в свою очередь ограничивает возможности перехода к более высокому теоретическому уровню овладения речью, осознанию элементов структуры слова, предложения, закономерностей их сочетания и оперирования ими[2]. В результате возникает значительное недоразвитие лексической и грамматической сторон речи, которое отражается на развитии связной устной и письменной речи. Кроме того, у детей с ОНР IIIуровняотмечается нарушение внимания, котороеявляется важнейшим компонентомсознания и представлено в мозге двумя сложными сетями:вентральной, или нижней, и дорсальной, или 2верхней[3]. Нарушение их взаимодействия и функционирования сопровождается возникновением синдрома дефицита внимания и гиперактивности, сочетающегося с другими выраженными неврологическими отклонениями[3], обусловленными поражением надъядерных путей черепномозговых нервов.Основной особенностью данного синдрома является слабость произвольного внимания, управление которым у данной категории детей очень ограничено. Однако непроизвольное внимание у них сохранно. В связи с этимв коррекционнообразовательном и развивающем процессе необходимо использовать задания, направленные на развитие произвольного внимания на основе непроизвольного. Оно концентрируется и становится более устойчивым только тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью и вызывает у детей эмоциональное отношение.Лучшим средством для концентрации, устойчивости и целенаправленности зрительного внимания являются цветовыелогопедические игры, содержащие не только задачу, правила действия, которые требуют сосредоточенности[4], но и способствующие развитию и коррекции фонетикофонематической и лексикограмматической сторон речи. Таким образом,для успешногопреодоленияОНРIIIуровняу детей дошкольного возраста в условиях логопункта целесообразно использовать цветотерапию как один из эффективных приёмов логопедической работы, оказывающих положительное воздействие на психические процессы детей.Согласно определению,цветотерапия(хромотерапия)наука, изучающая свойства цвета, которыйвоздействует на состояние человека, снабжает его организм световой энергией и оказывает специфическое влияние наразличныезаболевания[5].При помощи определённых цветов можно корректировать психоэмоциональное состояние ребёнка, поэтому воспитатели и психологи, работающие с детьми, а также их родители и врачидолжны владеть элементарной информацией о цветотерапии. Приведём психологические характеристики цвета, наиболее часто встречающиеся в разных публикациях.Красныйцвет действияиэнергии. Повышает двигательную активность, работоспособность, улучшает настроение, помогает преодолевать депрессию. При восприятии красного цвета учащается пульс, повышается давление, углубляется дыхание. Этот цвет необходим для работы с робкими, застенчивыми, неуверенными в себе детьми. Его переизбыток может привести к переутомлению, усталости, беспокойству, к головной боли и нервному напряжению.Оранжевыйцвет силы интеллекта. Помогает почувствовать себя раскрепощённым, улучшает настроение, аппетит, настраивает на оптимизм, общительность, учащает пульс и дыхание, стимулирует познавательную активность, способствует развитию воображения, помогает развивать нереализованные способности. Переизбыток этого цветаможет привести к самодовольству и лени.Жёлтыйцвет уверенности, оптимизма, радости. Способствует концентрации внимания, повышению коммуникабельности, улучшает память и умственные способности, обеспечивает равновесие и самоконтроль, внутреннюю гармонию всех физиологических процессов, повышает самооценку, предупреждает развитие депрессии. Переизбыток жёлтого цвета может привести к склонности к критике, нетерпимости к чужому мнению.3Зелёныйцвет равновесия и гармонии, стабильности, целостности, надежды.Стабилизирует деятельностьсердечной и нервной системы, уменьшает сердцебиение, головные боли, приводит в норму давление, снимает утомление с глаз, рассеивает отрицательные эмоции, повышает аппетит. Зелёный цвет очень важен для взрослых и детей, так как его отсутствие вызывает повышенную возбудимость, нервозность и раздражительность. Однако переизбыток этого цвета может привести к появлению оборонительной позиции к жизни, упрямству.Синийцвет вдохновения и творчества, веры и преданности. Способствует коррекции психосоматических заболеваний, формированию самоконтроля, развитию интеллектуальных и творческих способностей. Кроме того, синий цвет уменьшает напряжение и боль, понижает давление, температуру, тревожность, снижает рабочую активность, улучшает сон.Его переизбыток вызывает состояние тревоги и подавленности и приводит к эмоциональной заторможенности.Голубойцвет интуиции, эмоциональности и духовного роста, внутренней гармонии. Оказывает успокаивающее действие на центральную нервную систему, помогает при нервных расстройствах, бессоннице, повышенной возбудимости. Переизбыток голубого цвета ведёт к переутомлению, печали, пассивности.Фиолетовыйцвет сознательной энергии. Использование фиолетового цвета в небольших количествах помогает развивать воображение, творческое мышление, успокаивать, благотворно влиять на сон, побуждать стремление к духовному росту, творчеству, осуществлять благотворное воздействие на сердечнососудистую систему. Чрезмерное его употребление может вызвать переутомление, невротические реакции.Розовыйцвет романтичности, нежности, доброты, мягкости, комфорта и уюта. Помогает концентрации внимания, снимает нервное напряжение, а также, по мнению многих психологов, помогает избавиться от навязчивых мыслей. Переизбыток этого цвета может привести к сонливости, утомлению.Коричневыйцвет надёжности, защиты и прочности. Повышает работоспособность, способствует концентрации внимания, стабилизирует эмоциональное состояние. Кроме этого, даёт ощущение охраняемости, снимает тревогу, дарит уверенность в себе и спокойствие. Чрезмерное употребление этого цвета ведёт к разочарованию, стремлению к разрушению, недовольству.Серыйцвет стремления к стабильности, здравомыслия, чувства меры. Помогает справиться с невротическими реакциями, агрессией, способен «управлятьэмоциями», расслабляет, позволяет чувствовать себя спокойно, способствует сну. Его переизбыток может привести к печали, депрессивному состоянию, болезни, склонности к критике.Белыйцвет очищения, целомудренности, единения. Содержит в себе энергию преобразования, повышает самооценку, оказывает благотворное влияние на центральную нервную систему и мозг, восстанавливает структуру тканей, которые непосредственно отвечают за сознание. Чрезмерное употребление белого цвета ведёт к неприступности, ощущению превосходства над другими.Чёрный цветдействует угнетающе, подавляет эмоциональную активность. Он не используется в целях коррекции психоречевых нарушений у детей с речевой патологией.4Начиная с первых дней жизни, ребёнку поступает колоссальная цветовая информация[6]. При нормальном речевом и умственном развитии дети довольно рано начинают обращатьвнимание на цвет предметов. В тригода они знают названия двухтрёх основных цветов, узнают и соотносят четырепять цветов.В пятьшестьлет знают все основные цвета и их оттенки[6]. Дети же с ОНР IIIуровня испытывают трудности в определении цветов и оттенков предметов, что обусловлено нарушением произвольного вниманияи цветовосприятия.В связи с этим в конце XXго века Н.В. Нищевой былразработан цикл «Разноцветные сказки» из девяти занятийдля детей с общим недоразвитием речи, способствующих формированию цветовосприятия и цветоощущения, закреплению умения дифференцировать цвета, правильного употреблять их в речи. Ещё раньше латышский поэт Имант Зиедонис сочинил цикл сказок под названием«Разноцветные сказки» для детей дошкольного возраста, содержащие в себе глубокий философский смысл, позволяющиеформироватьу дошкольниковопределённыенравственные ценности, а также развиватьабстрактнологическоемышление и речь.Кроме этих авторов, разработкой занятий с использованием цветовосприятия занимались Л.Н.Волкова, С. Могилевская, Г.С.Швайко Однако, такие разработки предназначены, в основном, для применения в условиях логопедической группы. Разработанных занятий с использованием цветотерапии для логопункта явно недостаточно.Впоследние годы в системе дошкольного образования происходят значительные преобразования, вызванные изменением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания детей дошкольного возраста [7].Однимиз важных условий обновления системы дошкольного образования является использование новых информационных технологийв коррекционнообразовательном и развивающем процессе, в первую очередь,компьютерных программ. Актуальным направлением внедрения компьютерных программ в работу учителялогопеда считается применениемультимедийных (электронных) презентаций, которые позволяют представить обучающий и развивающий материал,как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления логопедического материала, тем более преподнесённых в качестве игры, оказывает положительное воздействие как на речевые, так и неречевыепроцессы.С учётом требований СанПиН 2.4.1.266010 [8] был разработан цикл из двенадцатизанятий под общим названием «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», который представляет собой мультимедийные (электронные) презентации, выполненные в основных цветах и по разным направлениям логопедической работы.Основными целями разработанного цикла занятий является коррекция и развитие произвольного внимания, звукопроизношения, фонематического восприятия, формирование лексикограмматических средств языка, а такжеразвитие связной устной речи и обучение первоначальным элементам грамоты с помощью информационнокоммуникационных технологий и цветотерапии.В началезанятия ребёнку сообщается о том, что сегодня он совершит путешествие в «Розовуюстрану», жители илипредметы, находящиеся в этой стране,имеют соответствующий цвет(по аналогии выстраивается работа с другими цветами). Подобные занятия подразумевают использование 5различных заданий. Так, дети в игровой форме изменяют существительные по падежам (например, в «Белой стране»: Д.п. «Белый волк идёт по белому снегу», В.п. «Белые зайцы ищут иду», Т.п. «Белая медведица играет с белыми медвежатами», П.п. «Белая сова сидит на белом снегу»); образуют множественное число существительных (например, в «Розовой стране»: розовый пуховик розовые пуховики, розовая шапка розовые шапки, розовый шарф розовые шарфы), а также осуществляют образование существительных родительного падежа множественного числа. Кроме того, дошкольникиучатся согласовывать прилагательные и числительные с существительными (например, в «Белой стране»: «один белый заяц, два белых зайца,…пять белых зайцев»; «один белый медведь, два белых медведя,…пять белых медведей»; «одна белая сова, две белых совы,…пять белых сов»), знакомятся с предлогами, учатся пользоваться ими вигровой ситуации, которая помогаетавтоматизировать этот навык на непроизвольном уровне в самостоятельнуюречь(например, в «Красной стране»: «Бабочка летает над красным маком», «Бабочка летает около красной розы»;в «Синей стране»: «Маша ест бутерброд с синим черничным вареньем»).Путешествуя по различным странам и выполняя предложенные задания,у детей с речевыми нарушениямиформируется навык образования названий детёнышей животных (в «Белой стране»: у белого медведя и белой медведицы белый медвежонок, у белого зайца и белой зайчихи белый зайчонок, у белого волка и белой волчицы белый волчонок), навык образования относительных (в «Розовой стране»: «Розовая шапка, связанная из шерсти, называется шерстяная», в «Синей стране»: «Варенье из черники называется черничное») и притяжательных прилагательных(в «Коричневой стране»: лапа коричневого медведя медвежья коричневая лапа, хвост коричневой куницы куний коричневый хвост), а такженавык составления предложений по заданной схеме с опорой на картинный материал. Всё это помогаетформировать удетейс речевыми нарушениями необходимые умения и навыки, которые дают возможностьсоставлятьрассказописаниепо определённому графическом плану.Данный цикл занятий позволяет уточнять, обогащать и активизировать словарь, развивать произвольное вниманиеу дошкольников с ОНР IIIуровняв рамках определённой лексической темы (например, «Белая страна» лексическая тема «Животные Севера», «Синяя страна» лексическая тема «Ягоды», «Красная страна» лексическая тема «Цветы», «Коричневая страна» лексическая тема «Дикие животные»), осуществлять коррекцию звукопроизношения на этапе автоматизации звуков (звук [р] красный, розовый, серый, оранжевый, чёрный; звук [л] голубой, жёлтый, белый; [с] [с‱] серый, синий, красный), а также развитие фонематическоговосприятия, лежащего в основе овладения грамотой.Аналитикосинтетическая работа над фонематическим восприятием предполагает: 1) выделение заданного звука из звукового ряда, слова и фразы; 2) определение места звука в слове; 3) определение звукового и слогового состава слова; 4) подбор слов с заданным звуком или слогом; 5) формирование слова из ряда звуков или слогов. Для реализации выделенных направлений используются различные упражнения(заменить одну букву на другую, так, чтобы получилось новое слово; составить слово из заданных звуков с опорой на цифровой ряд,определитьколичество и последовательностьзвуков и слогов в слове),выполнение которых осуществляется с помощью разрезной азбуки и наглядногоматериала, 6отображённогов мультимедийной(электронной)презентации, позволяющего формировать устойчивость и сосредоточенность внимания. Такой подход к работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, в условиях инклюзивного обучения даёт возможности повысить эффективность образовательного процесса.В структуре логопедического занятия предложенные приёмы работы используются в основной и заключительной части. После занятия со всемидошкольникамив обязательном порядке проводится релаксация, осуществляемая с помощью мультимедийной презентации, в которой употреблены все цвета радуги, и гимнастика для глаз.Таким образом использование цветотерапии и мультимедийных (электронных) презентаций в работе учителялогопеда позволяет создать эффект наглядности на занятии, повысить мотивационную активность дошкольникови их родителей. Данные занятия способствуют формированию произвольности внимания, развитию и коррекции у детей фонетикофонематической и лексикограмматической сторон речи, а также развитию зрительной, слуховой памяти,мышления, воображения, восприятия, что особенно важно для дошкольниковс ОНР IIIуровня,так как именно эти качествасодействуют появлению мотивации для дальнейшего обучения в школе.
Ссылки на источники
1.Коркунов В.В. Концептуальные положения развития специального образования в регионе: от теоретических моделей к практической реализации: монография. Екатеринбург: Урал. гос. пед. унт, 1998.124 с.2.Суси И.Л., Фиски О.Л. Игровые приёмы для развития навыков словоизменения и словообразования у дошкольников // Логопед. 2012. №7. С.3948.3.Клименко М.Н., Харченко Е.П. Синдром нарушения внимания и гиперактивности: нейробиология, симптоматика и диагностика // Дошкольная педагогика. 2011. №3. С.410.4.Маслова Е.Н. Логопедические игры на развитие внимания и усидчивости. Волгоград: ИТД «Корифей», 2011. 128 с.5.Аралова М.А. Справочник психолога ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2010. 272с.6.Нищева Н.В. Разноцветные сказки: цикл занятий по развитию речи, формированию цветовосприятия и цветоразличения у детей дошкольного возраста: уч.методическое пособиеконспект. Спб.: Детствопресс, 1999. 64 с.7.Жилина И.И., Фадеева Ю.А. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. М.: ТЦ Сфера, 2012. 64 с.8.Санитарноэпидемиологические правила и нормативы для ДОУ (СанПиН 2.4.1.266010). М.: 2010.
7Information about the author: Elena A. Bushinskaya, the student four courses, the Ural State Pedagogical University, Yekaterinburg. Email: bushinskaya.elena@mail.ru
The use of colour therapy logopedic work with preschool children with general speech underdevelopment of the third level and underdevelopment of voluntary attention in inclusive education
Abstract. This article is devoted to the use of colour therapy in remedialeducational and developmental processes for speech correction and the development of voluntary attention of preschoolchildren with general speech underdevelopment of the third level within the inclusive education. This article reveals the main idea of the colour therapy as an effective method of teaching, it‱s pedagogical and psychological value for the development of speech, higher mental functions (voluntary attention, visual memory, visual attention and perception) of children, and also, for the improvement of connected speech and communicative skills of children with speech disorders. It describes accessible to children with general speech underdevelopment of the third level types of work with the help of multimedia presentations that allow us to focus attention, to work out the assiduity and to carry out the correction and development of phoneticphonemic and lexicigrammatical aspects of speech.
Keywords:inclusion, inclusive education, general speech underdevelopment of the third level voluntary attention, colour therapy.
Использование цветотерапии в логопедической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи третьего уровня и недоразвитием произвольного внимания в условиях инклюзивного образования
Аннотация.Статья посвящена использованию приёма цветотерапии в коррекционнообразовательном и развивающем процессе длякоррекции речи и развития произвольного внимания у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровняв условиях инклюзивного образования.Раскрывается сущность цветотерапии как эффективного приёма обучения, его педагогическая и психологическая ценность для развития речи,высших психических функций(произвольное внимание, зрительная память, зрительное внимание и восприятие) удетей, а также для совершенствования связной речи и коммуникативных умений у дошкольников с речевыми нарушениями. Рассматриваются доступные для детей с общим недоразвитием речитретьего уровня видыработс помощью мультимедийных презентаций, позволяющие сконцентрировать внимание, выработать усидчивость и осуществить коррекцию и развитие фонетикофонематической и лексикограмматической сторон речи.
Ключевые слова: инклюзия, инклюзивное образование, общее недоразвитие речи третьего уровня, произвольное внимание, цветотерапия.
В последнее время в ряде регионов страны отмечается сокращение групп для детей с речевыми нарушениями. Данная категория дошкольниковвынужденапосещать детские сады общеразвивающего и комбинированного видов, в которых коррекционнопедагогическая помощь осуществляется в условиях логопедического пункта(далее логопункт). Наличие логопункта в детских садах это пример иклюзивного обучения, так как при этой форме логопедической помощи дошкольники с общим недоразвитием речи третьего уровня (далее ОНР IIIуровня)значительную часть времени проводят среди нормально развивающихся сверстников, и получают, по мнению В.В.Коркунова,больше внешних стимулов, способствующих всестороннемуразвитию(умственному, эмоциональному), чем при раздельномобучении[1].Однако при организацииработы с детьми, имеющими ОНР IIIуровня,в условиях инклюзии учительлогопед сталкивается с затруднениями, связанными с необходимостью многократного повторенияречевого материала, который содержит труднопроизносимые звуки для указанной категории детей. Всё это ведёт к не сформированности речевой системы, а также к нарушению оперирования элементами речи на практическом уровне, что в свою очередь ограничивает возможности перехода к более высокому теоретическому уровню овладения речью, осознанию элементов структуры слова, предложения, закономерностей их сочетания и оперирования ими[2]. В результате возникает значительное недоразвитие лексической и грамматической сторон речи, которое отражается на развитии связной устной и письменной речи. Кроме того, у детей с ОНР IIIуровняотмечается нарушение внимания, котороеявляется важнейшим компонентомсознания и представлено в мозге двумя сложными сетями:вентральной, или нижней, и дорсальной, или 2верхней[3]. Нарушение их взаимодействия и функционирования сопровождается возникновением синдрома дефицита внимания и гиперактивности, сочетающегося с другими выраженными неврологическими отклонениями[3], обусловленными поражением надъядерных путей черепномозговых нервов.Основной особенностью данного синдрома является слабость произвольного внимания, управление которым у данной категории детей очень ограничено. Однако непроизвольное внимание у них сохранно. В связи с этимв коррекционнообразовательном и развивающем процессе необходимо использовать задания, направленные на развитие произвольного внимания на основе непроизвольного. Оно концентрируется и становится более устойчивым только тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью и вызывает у детей эмоциональное отношение.Лучшим средством для концентрации, устойчивости и целенаправленности зрительного внимания являются цветовыелогопедические игры, содержащие не только задачу, правила действия, которые требуют сосредоточенности[4], но и способствующие развитию и коррекции фонетикофонематической и лексикограмматической сторон речи. Таким образом,для успешногопреодоленияОНРIIIуровняу детей дошкольного возраста в условиях логопункта целесообразно использовать цветотерапию как один из эффективных приёмов логопедической работы, оказывающих положительное воздействие на психические процессы детей.Согласно определению,цветотерапия(хромотерапия)наука, изучающая свойства цвета, которыйвоздействует на состояние человека, снабжает его организм световой энергией и оказывает специфическое влияние наразличныезаболевания[5].При помощи определённых цветов можно корректировать психоэмоциональное состояние ребёнка, поэтому воспитатели и психологи, работающие с детьми, а также их родители и врачидолжны владеть элементарной информацией о цветотерапии. Приведём психологические характеристики цвета, наиболее часто встречающиеся в разных публикациях.Красныйцвет действияиэнергии. Повышает двигательную активность, работоспособность, улучшает настроение, помогает преодолевать депрессию. При восприятии красного цвета учащается пульс, повышается давление, углубляется дыхание. Этот цвет необходим для работы с робкими, застенчивыми, неуверенными в себе детьми. Его переизбыток может привести к переутомлению, усталости, беспокойству, к головной боли и нервному напряжению.Оранжевыйцвет силы интеллекта. Помогает почувствовать себя раскрепощённым, улучшает настроение, аппетит, настраивает на оптимизм, общительность, учащает пульс и дыхание, стимулирует познавательную активность, способствует развитию воображения, помогает развивать нереализованные способности. Переизбыток этого цветаможет привести к самодовольству и лени.Жёлтыйцвет уверенности, оптимизма, радости. Способствует концентрации внимания, повышению коммуникабельности, улучшает память и умственные способности, обеспечивает равновесие и самоконтроль, внутреннюю гармонию всех физиологических процессов, повышает самооценку, предупреждает развитие депрессии. Переизбыток жёлтого цвета может привести к склонности к критике, нетерпимости к чужому мнению.3Зелёныйцвет равновесия и гармонии, стабильности, целостности, надежды.Стабилизирует деятельностьсердечной и нервной системы, уменьшает сердцебиение, головные боли, приводит в норму давление, снимает утомление с глаз, рассеивает отрицательные эмоции, повышает аппетит. Зелёный цвет очень важен для взрослых и детей, так как его отсутствие вызывает повышенную возбудимость, нервозность и раздражительность. Однако переизбыток этого цвета может привести к появлению оборонительной позиции к жизни, упрямству.Синийцвет вдохновения и творчества, веры и преданности. Способствует коррекции психосоматических заболеваний, формированию самоконтроля, развитию интеллектуальных и творческих способностей. Кроме того, синий цвет уменьшает напряжение и боль, понижает давление, температуру, тревожность, снижает рабочую активность, улучшает сон.Его переизбыток вызывает состояние тревоги и подавленности и приводит к эмоциональной заторможенности.Голубойцвет интуиции, эмоциональности и духовного роста, внутренней гармонии. Оказывает успокаивающее действие на центральную нервную систему, помогает при нервных расстройствах, бессоннице, повышенной возбудимости. Переизбыток голубого цвета ведёт к переутомлению, печали, пассивности.Фиолетовыйцвет сознательной энергии. Использование фиолетового цвета в небольших количествах помогает развивать воображение, творческое мышление, успокаивать, благотворно влиять на сон, побуждать стремление к духовному росту, творчеству, осуществлять благотворное воздействие на сердечнососудистую систему. Чрезмерное его употребление может вызвать переутомление, невротические реакции.Розовыйцвет романтичности, нежности, доброты, мягкости, комфорта и уюта. Помогает концентрации внимания, снимает нервное напряжение, а также, по мнению многих психологов, помогает избавиться от навязчивых мыслей. Переизбыток этого цвета может привести к сонливости, утомлению.Коричневыйцвет надёжности, защиты и прочности. Повышает работоспособность, способствует концентрации внимания, стабилизирует эмоциональное состояние. Кроме этого, даёт ощущение охраняемости, снимает тревогу, дарит уверенность в себе и спокойствие. Чрезмерное употребление этого цвета ведёт к разочарованию, стремлению к разрушению, недовольству.Серыйцвет стремления к стабильности, здравомыслия, чувства меры. Помогает справиться с невротическими реакциями, агрессией, способен «управлятьэмоциями», расслабляет, позволяет чувствовать себя спокойно, способствует сну. Его переизбыток может привести к печали, депрессивному состоянию, болезни, склонности к критике.Белыйцвет очищения, целомудренности, единения. Содержит в себе энергию преобразования, повышает самооценку, оказывает благотворное влияние на центральную нервную систему и мозг, восстанавливает структуру тканей, которые непосредственно отвечают за сознание. Чрезмерное употребление белого цвета ведёт к неприступности, ощущению превосходства над другими.Чёрный цветдействует угнетающе, подавляет эмоциональную активность. Он не используется в целях коррекции психоречевых нарушений у детей с речевой патологией.4Начиная с первых дней жизни, ребёнку поступает колоссальная цветовая информация[6]. При нормальном речевом и умственном развитии дети довольно рано начинают обращатьвнимание на цвет предметов. В тригода они знают названия двухтрёх основных цветов, узнают и соотносят четырепять цветов.В пятьшестьлет знают все основные цвета и их оттенки[6]. Дети же с ОНР IIIуровня испытывают трудности в определении цветов и оттенков предметов, что обусловлено нарушением произвольного вниманияи цветовосприятия.В связи с этим в конце XXго века Н.В. Нищевой былразработан цикл «Разноцветные сказки» из девяти занятийдля детей с общим недоразвитием речи, способствующих формированию цветовосприятия и цветоощущения, закреплению умения дифференцировать цвета, правильного употреблять их в речи. Ещё раньше латышский поэт Имант Зиедонис сочинил цикл сказок под названием«Разноцветные сказки» для детей дошкольного возраста, содержащие в себе глубокий философский смысл, позволяющиеформироватьу дошкольниковопределённыенравственные ценности, а также развиватьабстрактнологическоемышление и речь.Кроме этих авторов, разработкой занятий с использованием цветовосприятия занимались Л.Н.Волкова, С. Могилевская, Г.С.Швайко Однако, такие разработки предназначены, в основном, для применения в условиях логопедической группы. Разработанных занятий с использованием цветотерапии для логопункта явно недостаточно.Впоследние годы в системе дошкольного образования происходят значительные преобразования, вызванные изменением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания детей дошкольного возраста [7].Однимиз важных условий обновления системы дошкольного образования является использование новых информационных технологийв коррекционнообразовательном и развивающем процессе, в первую очередь,компьютерных программ. Актуальным направлением внедрения компьютерных программ в работу учителялогопеда считается применениемультимедийных (электронных) презентаций, которые позволяют представить обучающий и развивающий материал,как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления логопедического материала, тем более преподнесённых в качестве игры, оказывает положительное воздействие как на речевые, так и неречевыепроцессы.С учётом требований СанПиН 2.4.1.266010 [8] был разработан цикл из двенадцатизанятий под общим названием «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», который представляет собой мультимедийные (электронные) презентации, выполненные в основных цветах и по разным направлениям логопедической работы.Основными целями разработанного цикла занятий является коррекция и развитие произвольного внимания, звукопроизношения, фонематического восприятия, формирование лексикограмматических средств языка, а такжеразвитие связной устной речи и обучение первоначальным элементам грамоты с помощью информационнокоммуникационных технологий и цветотерапии.В началезанятия ребёнку сообщается о том, что сегодня он совершит путешествие в «Розовуюстрану», жители илипредметы, находящиеся в этой стране,имеют соответствующий цвет(по аналогии выстраивается работа с другими цветами). Подобные занятия подразумевают использование 5различных заданий. Так, дети в игровой форме изменяют существительные по падежам (например, в «Белой стране»: Д.п. «Белый волк идёт по белому снегу», В.п. «Белые зайцы ищут иду», Т.п. «Белая медведица играет с белыми медвежатами», П.п. «Белая сова сидит на белом снегу»); образуют множественное число существительных (например, в «Розовой стране»: розовый пуховик розовые пуховики, розовая шапка розовые шапки, розовый шарф розовые шарфы), а также осуществляют образование существительных родительного падежа множественного числа. Кроме того, дошкольникиучатся согласовывать прилагательные и числительные с существительными (например, в «Белой стране»: «один белый заяц, два белых зайца,…пять белых зайцев»; «один белый медведь, два белых медведя,…пять белых медведей»; «одна белая сова, две белых совы,…пять белых сов»), знакомятся с предлогами, учатся пользоваться ими вигровой ситуации, которая помогаетавтоматизировать этот навык на непроизвольном уровне в самостоятельнуюречь(например, в «Красной стране»: «Бабочка летает над красным маком», «Бабочка летает около красной розы»;в «Синей стране»: «Маша ест бутерброд с синим черничным вареньем»).Путешествуя по различным странам и выполняя предложенные задания,у детей с речевыми нарушениямиформируется навык образования названий детёнышей животных (в «Белой стране»: у белого медведя и белой медведицы белый медвежонок, у белого зайца и белой зайчихи белый зайчонок, у белого волка и белой волчицы белый волчонок), навык образования относительных (в «Розовой стране»: «Розовая шапка, связанная из шерсти, называется шерстяная», в «Синей стране»: «Варенье из черники называется черничное») и притяжательных прилагательных(в «Коричневой стране»: лапа коричневого медведя медвежья коричневая лапа, хвост коричневой куницы куний коричневый хвост), а такженавык составления предложений по заданной схеме с опорой на картинный материал. Всё это помогаетформировать удетейс речевыми нарушениями необходимые умения и навыки, которые дают возможностьсоставлятьрассказописаниепо определённому графическом плану.Данный цикл занятий позволяет уточнять, обогащать и активизировать словарь, развивать произвольное вниманиеу дошкольников с ОНР IIIуровняв рамках определённой лексической темы (например, «Белая страна» лексическая тема «Животные Севера», «Синяя страна» лексическая тема «Ягоды», «Красная страна» лексическая тема «Цветы», «Коричневая страна» лексическая тема «Дикие животные»), осуществлять коррекцию звукопроизношения на этапе автоматизации звуков (звук [р] красный, розовый, серый, оранжевый, чёрный; звук [л] голубой, жёлтый, белый; [с] [с‱] серый, синий, красный), а также развитие фонематическоговосприятия, лежащего в основе овладения грамотой.Аналитикосинтетическая работа над фонематическим восприятием предполагает: 1) выделение заданного звука из звукового ряда, слова и фразы; 2) определение места звука в слове; 3) определение звукового и слогового состава слова; 4) подбор слов с заданным звуком или слогом; 5) формирование слова из ряда звуков или слогов. Для реализации выделенных направлений используются различные упражнения(заменить одну букву на другую, так, чтобы получилось новое слово; составить слово из заданных звуков с опорой на цифровой ряд,определитьколичество и последовательностьзвуков и слогов в слове),выполнение которых осуществляется с помощью разрезной азбуки и наглядногоматериала, 6отображённогов мультимедийной(электронной)презентации, позволяющего формировать устойчивость и сосредоточенность внимания. Такой подход к работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, в условиях инклюзивного обучения даёт возможности повысить эффективность образовательного процесса.В структуре логопедического занятия предложенные приёмы работы используются в основной и заключительной части. После занятия со всемидошкольникамив обязательном порядке проводится релаксация, осуществляемая с помощью мультимедийной презентации, в которой употреблены все цвета радуги, и гимнастика для глаз.Таким образом использование цветотерапии и мультимедийных (электронных) презентаций в работе учителялогопеда позволяет создать эффект наглядности на занятии, повысить мотивационную активность дошкольникови их родителей. Данные занятия способствуют формированию произвольности внимания, развитию и коррекции у детей фонетикофонематической и лексикограмматической сторон речи, а также развитию зрительной, слуховой памяти,мышления, воображения, восприятия, что особенно важно для дошкольниковс ОНР IIIуровня,так как именно эти качествасодействуют появлению мотивации для дальнейшего обучения в школе.
Ссылки на источники
1.Коркунов В.В. Концептуальные положения развития специального образования в регионе: от теоретических моделей к практической реализации: монография. Екатеринбург: Урал. гос. пед. унт, 1998.124 с.2.Суси И.Л., Фиски О.Л. Игровые приёмы для развития навыков словоизменения и словообразования у дошкольников // Логопед. 2012. №7. С.3948.3.Клименко М.Н., Харченко Е.П. Синдром нарушения внимания и гиперактивности: нейробиология, симптоматика и диагностика // Дошкольная педагогика. 2011. №3. С.410.4.Маслова Е.Н. Логопедические игры на развитие внимания и усидчивости. Волгоград: ИТД «Корифей», 2011. 128 с.5.Аралова М.А. Справочник психолога ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2010. 272с.6.Нищева Н.В. Разноцветные сказки: цикл занятий по развитию речи, формированию цветовосприятия и цветоразличения у детей дошкольного возраста: уч.методическое пособиеконспект. Спб.: Детствопресс, 1999. 64 с.7.Жилина И.И., Фадеева Ю.А. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. М.: ТЦ Сфера, 2012. 64 с.8.Санитарноэпидемиологические правила и нормативы для ДОУ (СанПиН 2.4.1.266010). М.: 2010.
7Information about the author: Elena A. Bushinskaya, the student four courses, the Ural State Pedagogical University, Yekaterinburg. Email: bushinskaya.elena@mail.ru
The use of colour therapy logopedic work with preschool children with general speech underdevelopment of the third level and underdevelopment of voluntary attention in inclusive education
Abstract. This article is devoted to the use of colour therapy in remedialeducational and developmental processes for speech correction and the development of voluntary attention of preschoolchildren with general speech underdevelopment of the third level within the inclusive education. This article reveals the main idea of the colour therapy as an effective method of teaching, it‱s pedagogical and psychological value for the development of speech, higher mental functions (voluntary attention, visual memory, visual attention and perception) of children, and also, for the improvement of connected speech and communicative skills of children with speech disorders. It describes accessible to children with general speech underdevelopment of the third level types of work with the help of multimedia presentations that allow us to focus attention, to work out the assiduity and to carry out the correction and development of phoneticphonemic and lexicigrammatical aspects of speech.
Keywords:inclusion, inclusive education, general speech underdevelopment of the third level voluntary attention, colour therapy.