Письма к выпускникам: прецедентные тексты в технологии педагогического общения

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Зинкевич Е. Р., Кульбах О. С. Письма к выпускникам: прецедентные тексты в технологии педагогического общения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 1256–1260. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53254.htm.
Аннотация. В статье рассматривается технология педагогического общения как модель творческого взаимодействия преподавателей со студентами, построенная на рефлексии педагогических действий, поддерживающих их личностное и профессиональное становление. Нетрадиционных средством этой технологии являются прецедентные тексты, цель которых – приобщение к предстоящей профессиональной деятельности выпускников университета.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
1

Зинкевич Елена РомановнаКандидат педагогических наук, доцент,ГБОУ ВПО ©СанктПетербургский государственный педиатрический медицинский университетª,СанктПетербургlenazinkevich@mail.ru

Кульбах Ольга СтаниславовнаДоктор медицинских наук, профессор, ГБОУ ВПО ©СанктПетербургский государственный педиатрический медицинский университетª,СанктПетербургos_koulbakh@mail.ru

Письма к выпускникам: прецедентныетекстыв технологии педагогического общения

Аннотация: В статье рассматривается технология педагогического общениякак модель творческого взаимодействия преподавателей со студентами, построенная на рефлексии педагогическихдействий, поддерживающих их личностное и профессиональное становление. Нетрадиционных средством этой технологии являются прецедентные тексты, цель которых ‬приобщение к предстоящей профессиональной деятельности выпускниковуниверситета.

Ключевые слова:технология педагогического общения,прецедентный текст, профессиональное становление,профессиональная культура.

Возьмите слово за основуИ на огонь поставьте слово,Возьмите мудрости щепоть,Наивности большой ломоть,Немного звезд, немножко перца,Кусок трепещущего сердцаИ на конфорке мастерстваПрокипятите раз, и два…Р. КеноСовременнаяситуация в системе высшего профессионального образования характеризуется активным поиском педагогических технологий, содействующих личностному и профессиональному становлению студентов.Идея технологизации обусловлена, прежде всего, внедрением достижений научнотехнического прогресса в различные области теоретической и практической педагогической деятельности.Технологизация образовательного процесса является составной (процессуальной) частью системы обучения, связанной с дидактическими процессами, средствами и организационными формами обучения. Именно эта часть системы обучения отвечает на традиционный вопрос ©как учитьª с одним существенным дополнением ©как учить результативноª [1].Технологический процесс можно рассмотреть как определенную последовательность операций с использованием необходимых средств и условий. К числу существенных признаков технологического процесса относят стандартизацию, унификацию и прогнозируемый результат. В сфере образования распространение термина ©технологияª имеет серьезные объективные причины, в частности, использование высокоэффективных технологий обучения продуктивно сказывается на усвоении учебного материала студентами, в 2свою очередь, преподаватели могут больше внимания уделять вопросам индивидуальноличностного роста и развития студентов, способствовать их творческой самореализации.Педагогическая технология ‬это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Поскольку педагогический процесс строится на определенной системе принципов, то педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога [2].©Использование педагогической технологии позволяет сделать образовательный процесс управляемым, воспроизводимым и ведущим к гарантированным результатам, которые должны соответствовать поставленным целямª[3, с. 178].Принимая во внимание сегодняшнюю парадигму образования, которая находит воплощение в педагогической практике, цель деятельности преподавателя заключается не в формировании личности студента, а в нахождении средств, обеспечивающих ее становление, механизмов поддержки, самореализации, саморазвития, необходимых для возникновения индивидуального образа.Процесс профессионального становления личности будет успешным в том случае, если студенты становятся субъектами взаимодействия, а не объектами целенаправленного педагогического воздействия. Этастратегияподдерживается принципом реализации личностного подхода, смыслкоторого в восприятии человека как уникальной сущности, развивающейся и открытой системы. Эта личностноориентированная парадигма должна приниматься каждым преподавателем и выражаться в их способности и готовности ценностно относиться к каждой личности.Не вызывает сомнения, что встановлениипрофессионализма огромную роль играет процесс обучения, благодаря которому у будущего специалиста создаетсясистема специальных знаний. Нонельзя не признать, чтоцелостность профессионального становления личности возможна лишь на основе интеграции обучения и воспитания.Воспитательный эффект во многом зависит от состояния и характера педагогического общения преподавателей со студентами. Как следствие, результативность профессионального образованияопределяется компетенцией преподавателей в области освоения технологиипедагогического общения.С нашей точки зрения, технологияпедагогического общения ‬этомодельтворческого взаимодействияпреподавателейсо студентами, построенная на рефлексиипедагогических действий, поддерживающих их личностное и профессиональное становление.Рефлексия предполагает мысленное обращение преподавателя к содержанию педагогической деятельности. Это сложное действие всегда связано с состоянием критического рассмотрения возможных изменений собственных поступков,стиля поведения и способоввзаимодействия в соответствии с образовательной ситуацией.Рассматриваятехнологию педагогического общения сточки зрениядеятельностного подхода,мы можем в ней выделить:коммуникативную цель, ориентирующую технологиюна личностное и профессиональное становлениестудентов;содержание педагогического общения, поддерживающее личностное и профессиональное становление студентов.возможность воспроизведения и распространения элементов технологии с учетом условий образовательной системы;результативность применения технологии.

3Определение коммуникативной цели обеспечивает понимание сущности технологии педагогического общения. Эта цельможет быть представленакаксистема коммуникативных задач,включающая в себя:анализ разнообразных вариантовобщения;выбор оптимального варианта;коммуникативное взаимодействие;рефлексиюкоммуникативноговзаимодействия.Система коммуникативных задач реализуется с помощью как традиционных, так и нетрадиционных средств общения. Традиционные средства реализуются через такие формы как лекция, диспут, круглый стол, конференция и др. Нетрадиционные средства общения поддерживаются креативностью преподавателя, его инициативностью и стремлением усовершенствовать свою педагогическую деятельность, которая является отражениемпрофессионального искусства. Примером использованиятехнологии педагогического общения на факультете клинической психологии в ГБОУ ВПО ©СанктПетербургский государственный педиатрический медицинский университетª могут служить прецедентные тексты, оформленные в видеписем к выпускникам факультета, которые им вручаются вместе с дипломами.Обращение к письму ‬эпистолярномужанру литературы‬неслучайно. Как известно, письмо ‬это обращение автора к определенному человеку в стихах или в прозе, где содержится важная для данного лица информация. С XIXвека жанр письма стал называться посланием. Этой идеей мы воспользовались в педагогической технологии общения. В наши дни эпистолярный жанр незаслуженно забыт, но именно в нем скрывается огромный воспитательный потенциал, поддерживающий интимноличностное общение и активизирующий эмоциональную сферу человека, так как способен вызывать чувства, переживания, создавать настроение.Вот один из вариантов такого письма: ©Пролетели годы учебы в Университете так быстро, что трудно осознать: позади долгих и трудных 5 лет… Теперь ты квалифицированный специалист: многое можешь и умеешь, но главное, о многом мечтаешь и многого можешь достичь, процесс твоего личностного становления вошел, наверное, в самую яркую фазу, ‬фазу формирования профессионального будущего. Давай помечтаем, каким оно будет это будущее?Ты когданибудь наблюдал за морем? Знаешь, какбыстро оно меняется: меняется его цвет, настроение, характер, температура… Так и твое будущее: чего в нем только нет: и радостей, и разочарований (скажу по секрету, радостей во много раз больше), и планов,и их крушений. Ты любишь психологию и,что удивительно, психология любит тебя.Судя по всему, у вас взаимная любовь. Видимо, это любовь навсегда (может быть, ты однолюб?).Успехов тебе, выпускник, и долгого, долгого путешествия по жизни, каждый миг которого уже счастье.Тот, кто учил тебяª.Эти письма решаютцелый комплекс коммуникативных задач, направленных, прежде всего, на приобщение кпредстоящей профессиональной деятельности, выполняют функцию установления долговременных связей и отношений с выпускниками.Как правило, различают общиекоммуникативные задачи, которые прогнозируются заранее, и задачи текущие, которые возникаютв процессепедагогическогообщения. В нашем случае прецедентные тексты решают общие коммуникативные задачи, которыесводятся к приобщению к профессии: студентам передается эмоционально насыщенное сообщение и скрытое побуждение к действию: ©Твое будущее все пронизано взаимодействием с людьми и колоритом общения с ними, благодаря профессиональной компетентности и стремлению узнать больше в своей профессиональной области, которая связана с психологиейª.

4Тексты писем привлекают, прежде всего, глубоким проникновением в процесс профессионального становления, активными попытками связать адресата с вузовской подготовкой в сфере помогающей профессии, что нередко становится источником развития будущей профессиональной культуры. ©Культура реализует свою функцию развития личности только в том случае, если она активизирует, побуждает ее к деятельности. Чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение общечеловеческой и профессиональной культуройª [3, с.181]. Профессиональная культура является необходимым условием успешной реализации социальной функции профессионального образования, обеспечивающей интеграцию молодежи в общество, всистему общественных отношений, формирование у них нравственного горизонта, гуманистического сознания, толерантности: ©Будущее будет стремительно меняться, как и ты, оно будет с многочисленными взлетами и падениями, после которых будешь становиться сильнее и опытнее. Вся твоя жизнь, конечно, будет связана с помощью людям, ведь этому ты учился,и к этому ты шел долгие пять летª.Прецедентные тексты писем ‬это результат длительной работы всего педагогического коллектива факультетаи каждого преподавателя, основанной на идеепедагогического сотрудничества, которое способствует реализации общих образовательных целей, формированию профессиональных компетенцийстудентов, создает вектор их личностного и профессионального развития.Письмаимеютединую форму изложения, но совершенно разное содержание,зависящее от индивидуальноличностных особенностей адресата, но все они объединеныценностным отношением ксвоей деятельности. Отношение к студенту обусловлено внутренней педагогической позицией, основанной на представлениях преподавателя о нормах и правилах педагогической этики, отражающих его профессиональнопедагогическое сознание.Вот пример письма, которое написано для выпускника, обладающего большим научным потенциалом: ©…твое будущее, как калейдоскоп: краски и образы меняются так быстро, что не успеваешь заметить, как один день сменяет другой. Ты многое спешишь сделать, и это объяснимо: заниматься наукой не просто, результат виден не сразу. Ты обязательно станешь ученым и многого достигнешь в науке, наш факультет будет гордиться твоими успехами и достижениями.Твое будущее блистательно: блеск создается колоритом общения с людьми, твоей профессиональной компетентностью и стремлением узнать больше в своей профессиональной области. Ты многое успеваешь сделать, и окружающие подоброму завидуют тебеª.Обращение к лидеру курса, к примеру,выразилось в следующем прецедентном тексте: ©...знаешь, как быстро меняется утреннее небо: облака бегут по небу, меняя свои очертания и образы. Ты можешь представить горы? Самая высокая вершина ‬твоя, подругому ты не умеешь. И ты неумолимо идешь к этой вершине, и она ждет тебя, чтобы показать красоту всего мира сверху. Добравшись до самой вершины, ты, наверное, будешь стремиться дальше, но дальше лишь звезды, может быть, ты станешь звездой?ª.Но иногда встречаются выпускники, которые не вполне уверены в правильном выборе профессиональной деятельности. Одному из них мы посвятили такой текст: ©…вся твоя жизнь, наверное, будет связана с помощью людям, ведь этому ты учился и к этому ты шел. Но пока твое будущее туманно и неясно. Наверное, ты не остановишься на достигнутом. Задумаешься о получении другого профессионального образования. И второе образование принесет тебе успех и долгожданную реализацию. Ты когданибудь видел океан? Если нет, тов будущем ты его обязательно увидишь, ведь не случайно твое завтра так похоже на это водное 5пространство. И штормы, и бури, и штиль и даже цунами ‬все это тебе доведется пережить, но это не сломит тебя, а лишь закалитª.На курсе всегда встречаются выпускники, для которых личная жизнь, семья, любовь, внимание к близкимлюдям, ‬всегда в приоритете. Представителю такого сообщества предлагался следующий вариант письма: ©…твое будущее как одна большая поэма о любви. Любовь проходит через всю твою жизнь, делаяее сказочно прекрасной, содержательной и интересной. Она ‬практически вся твоя жизнь,и даже на работе ты думаешь о ней. Любовь погружает тебя в бесконечный калейдоскоп событий, но ты всегда в самом их центре. На первый взгляд, кажется, что ты ушел изобласти психологии, но это только кажется: в отношениях без психологии никак нельзя, и именно эта чудесная наука позволяет тебя быть таким, какой ты есть. Твое будущее, как бурный весенний ручей: его не остановить, он сумасшедшим потоком сметает все на своемпути. Не спеши, остановись на минутку, оглянись: в правильном ли направлении несет свои воды ручей?ª.И, наконец, текст письма для активного, целеустремленного, коммуникабельного выпускника, потенциального руководителя коллектива: ©…твое будущее чудесно изамечательно,ты всегда в центре внимания: от тебя ждут открытий, решений и планов. У тебя звездное будущее: ведь главное верить в то, что ты звезда. Все получается так, как ты хотел, и даже чутьчуть лучше, окружающие любят и уважают тебя. Ты не останавливаешься на достигнутом, все время двигаешься вперед, ищешь новое и находишь, думаешь о новом и создаешь егоª. Наряду с тем, что письма становятся ©магнитомª, притягивающим к профессии, они выполняют функции связующего звена между сегодняшними выпускниками и завтрашними специалистами: через пять лет прежние выпускники встречаются на факультете и содержание писем становится основанием для диалога нескольких поколений.Сегодня выпускники переживают сложный выбор возможной перспективы будущей профессиональнойдеятельности, и этот выбор предполагает изменение сущностных сил личности, изменение сложившихся стереотипов, установок, ориентаций, мотивов поведения под влиянием образовательного процесса, реализуемого в вузе. Технология педагогического общения, реализуемая в виде прецедентных текстов ‬обращений к выпускникам может стать одним из объективных условий приобщения к профессии.Непременным требованием к технологии педагогического общения является создание условий обязательного переживания студентом положительных эмоций и, главное, чувства удовлетворенности собой, веры в свои силы и возможности, что, в свою очередь, будет способствовать формированию социально ценных мотивов поведения и деятельности [4].С нашей точки зрения, технология педагогического общения,реализуемая с помощью прецедентных текстов, способствует становлению личности специалиста, ценностно относящегося к своей профессиональной деятельности: ©Успехов тебе, выпускник, и долгого, долгого путешествия по жизни, каждый миг которого радостьобщенияс людьми…ª.

Ссылки на источники:1.Олешков М. Ю. Технологии обучения в высшей школе / Нижнетагильская государственная социальнопедагогическая академия. Ученые записки. Педагогика. Психология. ‬Нижний Тагил, 2003. ‬С. 4754.2.Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. ‬М.: Издательский центр ©Академияª, 2002. ‬192 с.

63.Кульбах О.С., Зинкевич Е.Р.К проблеме воспитания студентов медицинских вузов как неотъемлемой части профессионального образования // Мир науки, культуры, образования. ‬2012. ‬№4 (35). ‬С. 178181.

4.Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения в 2х тт. / под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко, А. А. Леонтьева, А. В. Петровского. ‬М.: Педагогика, 1983. Т. 1. ‬391 с.

Zinkevich Elena Romanovna ‬PhD,Associate professor,SaintPetersburgState Pediatric Medical Universityof Health Ministry of Russia.lenazinkevich@mail.ru

Koulbakh Olga Stanislavovna ‬MD, professor, SaintPetersburg State Pediatric Medical University of Health Ministry of Russia.os_koulbakh@mail.ru

Letters to the graduates: special texts in the technology of the pedagogical contact

Resume: In the article is considered the technology of pedagogical contact as the model of the creative cooperation of instructors with the students, built on the reflection of the pedagogical actions, which support their personal and professional formation. Nontraditional the means of this technology are the special texts, whose purpose ‬union with the forthcoming professional activity of the graduates of university.

Key words: the technology of pedagogical contact, special text, professional formation, professional culture.