Организация коммуникативной деятельности в процессе обучения русскому языку как средства социализации школьников в условиях современного информационного общества.

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Заляева Р. К., Гаптелбарова Д. М. Организация коммуникативной деятельности в процессе обучения русскому языку как средства социализации школьников в условиях современного информационного общества. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 1271–1275. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53257.htm.
Аннотация. Школа призвана развивать способности школьника, умение реализовать себя в новых социально-экономических условиях, адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. Воспитание личности, способной выдержать конкуренцию и противостоять конкурентам, способной к сотрудничеству становится органичной составляющей педагогической деятельности. Но неотъемлемой составляющей нашей с вами педагогической деятельности является воспитание личности, способной к социальному речевому взаимодействию, владеющей культурой слова, устной и письменной речью в различных сферах применения языка. В новых для России условиях рыночной экономики специалист, помимо владения своей профессией, должен уметь грамотно общаться, ясно высказывать своё мнение, чётко понимать речь собеседника и т. д. Человек любой профессии (педагог, чиновник, менеджер) должен приобрести коммуникативные навыки, научиться выражать свои мысли в официальном выступлении перед аудиторией, в деловой беседе, в ответах на вопросы и т. д. Поэтому решение проблемы совершенствования речевой культуры и обучение умению оформлять в речи собственную мысль становятся социально значимыми в системе образования и являются важнейшими условиями успешной деятельности специалиста.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
ЗаляеваРаушания Кавиевнаучитель русского языка и литературыМБОУ Арской СОШ №1Республики Татарстанarskrk@mail.ruГаптелбарова Диляра Магсумовнаучитель русского языка и литературыМБОУ Арской СОШ №1Республики Татарстанdilaragapt@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВА СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

АннотацияШкола призванаразвивать способности школьника, умение реализовать себя в новых социальноэкономических условиях, адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. Воспитание личности, способной выдержать конкуренцию и противостоять конкурентам, способной к сотрудничеству становится органичной составляющей педагогической деятельности. Но неотъемлемой составляющей нашей с вами педагогической деятельности является воспитание личности, способной к социальному речевому взаимодействию, владеющей культурой слова, устной и письменной речью в различных сферах применения языка. В новых для России условиях рыночной экономики специалист, помимо владения своей профессией, должен уметь грамотно общаться, ясно высказывать своё мнение, чётко понимать речь собеседника и т. д. Человеклюбой профессии (педагог, чиновник, менеджер) должен приобрести коммуникативные навыки, научиться выражать свои мысли в официальном выступлении перед аудиторией, в деловой беседе, в ответах на вопросы и т. д. Поэтому решение проблемы совершенствования речевой культуры и обучение умению оформлять в речи собственную мысль становятся социально значимыми в системе образования и являются важнейшими условиями успешной деятельности специалиста.

Ключевые словасоциальноеречевоевзаимодействие, личность, слово, деятельность

Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество, может и непременно должно стать обучение,которое ориентируется на саморазвитие и самореализацию личности школьника и базируется на признании самоценности и неисчерпаемости возможностей каждого ученика. Следовательно, мы должныцеленоправленно работать по поддержанию и развитию внутренних стимулов учеников для достижения личнойихуспешности в школе и после неё.В условиях модернизации образования современному школьнику необходимо получить не только глубокие теоретические знания, но и такие практические умения, которые позволят ему успешно реализоваться в жизни. Что потребуется ему завтра? Где он будет работать? Что в жизни сделает его успешным? Сегодня однозначно ответить на этот вопрос практически невозможно, но помочь ребёнку некоторым образом спрогнозировать его будущее в силах учителя. Поэтому его задача вместе со школьником составить его индивидуальную образовательную траекторию, сориентировать в постоянноизменяющемся мире знаний, способствовать социализации личности, его саморазвитию и самореализации.Школа призвана развивать способности школьника, умение реализовать себя в новых социальноэкономических условиях, адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. Воспитание личности, способной выдержать конкуренцию и противостоять конкурентам, способной к сотрудничеству становится органичной составляющей педагогической деятельности. Но неотъемлемой составляющей нашей с вами педагогической деятельности является воспитание личности, способной к социальному речевому взаимодействию, владеющей культурой слова, устной и письменной речью в различных сферах применения языка.В новых для России условиях рыночной экономики специалист, помимо владения своей профессией, должен уметь грамотно общаться, ясно высказывать своё мнение, чётко понимать речь собеседника и т. д. Человек любой профессии (педагог, чиновник, менеджер) должен приобрести коммуникативные навыки, научиться выражать свои мысли в официальном выступлении перед аудиторией, в деловой беседе, в ответах на вопросы и т. д.Поэтому решение проблемы совершенствования речевой культуры и обучение умению оформлять в речи собственную мысль становятся социально значимыми в системе образования и являются важнейшими условиями успешной деятельности специалиста.Тем более, что речь человека ‬©лакмусовая бумажкаª его общей культуры, что владение литературным языком составляет необходимый компонент образованности, интеллигентности. Примечательны в этом смысле слова К.Паустовского: ©По отношению каждого человека к своему языку можно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценностиª.

Школьные годы ‬время формирования основного словарного запаса человека. Задача школы ‬научить учащихся пользоваться русским литературным языком, т. е. уметь свободно, логически последовательно, грамматически правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. И вы знаете, что для ее разрешения нужна продуманная система работы по развитию речи, основанная на неразрывной связи уроков русского языка и литературы, причем эту работу следует проводить не в отдельные часы, а при изучении всех разделов языкознания, а также при чтении и анализе литературных произведений, чтобы школьник научился чувствовать слово, осмысливать закономерности языка и понимать ( пусть на своем уровне) его философские основы. Одна из основных задач урока практическая направленность в обучении, связь с жизнью, с потребностью учащегося говорить и писать порусски, т.е. красиво и правильно передать свои чувства, выразить свою мысль и доказать свою точку зрения, поделиться своим жизненным опытом. Основная задача учителя дать почувствовать детям силу слова, стремиться вызвать у них восхищение возможностями языка, показать, как ©работаетª слово: …Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать, и предать, и купить, Слово можно в разящий свинец перелить …(В.Шефнер.)Чтобы однажды ученик воскликнул: ©Надо же! А раньше я об этом даже не задумывался!ª Активизация речевой деятельности особенно эффективно начинается, когда учащиеся узнают об огромных словообразовательных возможностях русского языка, знакомятся с многозначностью слов, с прямым и переносным значением, с синонимикой, с разнообразными фразеологическими сочетаниями. В данном случае помогает знакомство и использование школьных словарей. Например, ©Толковый словарь русского языкаª раскрывает не только лексическое значениеслова, называя предмет, признак, действие, явление, но и дает большую информацию, накопленную нашими предками, обогащая нас культурно, духовно.В старших классах речь идет об исследовательской и проектной работе, которая стимулирует интерес ребят кработе стекстовым научным материалом, развивает умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы изполученной информации, стимулирует публичное выступление учеников, демонстрирующее

понимание учебного материала, развивает познавательный интерес учащихся, расширяет кругозор, учит работать сдополнительными источниками получения информации (Интернет), тем самым формируя коммуникативную культуру ученика. Свои исследовательские и проектные роботы ученики обязательно сопровождают компьютерной презентацией.Например, можно предложить исследовательские работы на темы: ©Что обозначает слово?ª, ©История происхождения словаª, ©Почему так говоримª и др. Можно провести внеклассное мероприятие ©Что в имени тебе моем…ª. Ребята проделывают исследовательскую работу, отвечая на следующие вопросы: Кто и по какому случаю меня так назвали? Что обозначает мое имя? Мое отношение к нему? Какие выдающиеся люди носят это имя?Но большее внимание намхотелось бы обратить на проектную деятельность работы со словом, целью которой является изучение и анализ слова, а также самого предмета или явления с точки зрения различных наук. Для реализации данной цели необходимо решение следующих задач: рассмотрение значения слова с точки зрения семантики, этимологии, морфологии, фразеологии; исследование использования данного слова в литературе; рассмотрение его свойств с точки зрения естественных или точных наук. Например, проектная работа по изучению значенияслова©снегª.План:I. Значение слова ©снегª с точки зрения семантики, этимологии, морфологии, фразеологии:1.Значение. 2.Этимология, произношение.3.Тематические группы, ассоциации.4.Синонимичные и антонимичные ряды. 5.Родственные слова.6.Употребление во фразеологизмах и устойчивых сочетаниях.II.Использование слова снег в литературе: 1.Фольклор. Народное представление о снеге.2.Словасимволы в эпизоде сна Татьяны из романа А.С. Пушкина “Евгений Онегин”.III.Свойства снега с точки зрения естественных наук:1.История изучения снега учёнымиестественниками.2.Снег, как физическое явление.3.Химические свойства снега.4.Интересные факты. IV. Цель на будущее: рассмотреть ©снегª в звуках музыки: 1. В народных песнях. 2. В классических произведениях. 3. В детских песнях. 4. В эстрадной музыке. Вот лишь некоторые интересные моменты из данной проектной работы. Обратившись к этимологическому словарю, ребята выяснили, что на среднеиндоевропейском этапе слово ©снегª звучало так: [sеnaigwhe] и означало ©белое поле после бури в ясную погодуª. Имелась в виду белизна, которую видели древние нордические люди после метели в установившуюся ясную погоду. Определилитермины, связанные со словом ©снегª, обозначающие явления природы: снежная крупа, снежная буря, метель, пурга, буран, позёмка, наст, пороша, град, изморозь,. Выявили тематические группы: зима, метель, север, декабрь, Новый год. Для выяснения ассоциаций, связанных с этим словом, предложили учащимся 6 класса нашей школы создать буриме.

4

Снежинки. Снежинки.Причудливые, танцующие. Легкие, пушистые.Искрятся, блестят, сверкают. Летят, кружатся, порхают.Снежинки ‬белоснежный дар небес. Как удивителен их танец!Маленькие звездочки.(Ершова И.) Мотыльки. (Сафин А.)

При изучении темы ©Синонимыª ребята с интересом выполняют задания ©Кто больше?ª. Например, подбирая синонимык слову ©красныйª ребята смогли назвать 56. Они с удивление узнали, что в ©Словаре синонимовª

их 19: красный, алый, багровый, багряный, пунцовый, пурпурный, кровавый, коралловый, кумачовый, карминный, рубиновый, огненный, пламенный, вишневый, брусничный, клюквенный, бордовый, рдяный, червонный. Следующее задание: подобрать синонимы к слову ©великолепныйª. ©Словарь эпитетовª К.Горбачевича и Е.Хабло дает к слову ©снегª более 100 эпитетов. Эту работу можно продолжить знакомством с отрывками из художественных произведений, в которых используются данные синонимыэпитеты. Например, у А.С.Пушкина снег ©волнистый и седойª, ©розовыйª, ©печальныйª. Затем попросить составить текст описания природы с большим количеством данных синонимов. При введении слова в активный словарь учащихсядолжно быть обращено внимание и на орфографию данного слова и грамматическое значение. Сочинения, написанные ребятами, позволили выявить представления и тонко подметить психологическое состояние человека в данном образе. Я снежинка. Я тихо падаю с неба, танцуя в хороводе моих подруг. Но я ни на какую другую снежинку не похожа. Я белая, искрящая, необычная, легкая. Вот бы так вечно кружиться в этом веселом танце, но я падаю. Падаю на ветку пушистой ели Тихо. Спокойно. Неужели мне лежать здесь вечно? Но вот сильный ветер подхватывает меня и уносит. Я снова лечу, танцую, веселюсь. Как хорошо! Ветер стихает, и я снова падаю. Падаю на чьюто ладонь. Человек любуется мной, а я медленно таю от тепла ладони… (Гафурова Д.) В устном народном творчествеслово ©снегª употребляется в двух значениях: зима ‬©смертьª иснег в значении ©приносящий плодородиеª. На Руси в деревнях под Крещение старушки и девушки собирали снег со стогов. Старушки для того, чтобы отбеливать холстину, считалось, что только этот снег может сделать ее белоснежной. А девушки для того, чтобы отбеливать кожу и становиться красивее. Верили, что, умывшись этим снегом, девушка становится очень привлекательной. Рассмотрели семантическую структуру опорных словсимволов в литературе на примере целых эпизодов и деталей сна Татьяны из романа А. С. Пушкина ©Евгений Онегинª. К опорным словамсимволам сна Татьяны можно отнести следующие: ©зимаª и слова, которые можно объединить в тематическую группу с общей темой ©холодныйª: ©снегª, ©сугробª, ©ледª, ©метельª. Рассмотрели свойства снега с точки зрения естественных наук.Первую систематизированную классификацию геометрических форм снежинок в 1635 году создал ни кто иной, как знаменитый математик, физик, физиолог и философ Рене Декарт.В 1885 году, после множества проб и ошибок, американский фермер Уилсон Бентли по прозвищу ©Снежинкаª получил первую удачную фотографию снежинки под микроскопом. Он занимался этим сорок шесть лет, сделав более 5000 уникальных снимков. На основе его работ было доказано, что не существует двух абсолютно одинаковых снежинок (что впоследствии существенно дополнило теорию кристалла). Исследования ученыхфизиковпоказали, что скрип снега слышен при температуре от 2° до 20°С. Выше и ниже этой температуры скрип не слышен.

5

Интересные факты: самая крупная снежинка была засвидетельствована 28 января 1887 года во время снегопада в ФортКео (Монтана, США). Она имела диаметр в 38 мм. Обычно же снежинки имеют около 5 мм в диаметре.Конечно, создавая условия для развития речевой и творческой активности, каждый педагог ищет свои приемы и средства, другими словами, выбор тех или иных педагогических приемов зависит и от личности самого учителя, и от его увлеченности своим делом, и отвлюбленности его в свой предмет. Л.Н.Толстой советовал учителям: © Хочешь наукой воспитать ученика ‬люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят науку, и ты воспитаешь ихª.

Главное, надо всегда помнить, что каждый ребенок от рождения талантлив и любознателен, и важно вовремя увидеть и раскрыть его творческие способности, помочь поверить в свои силы и вселить уверенность. Надо стремиться к тому, чтобы ученик почувствовал себя активным деятелем, действительным сотрудником учителя, участником учебного процесса, отсюда и возникает желание высказываться и творить.

Zalyaeva Raushaniya Kavievnathe teacher of the Russian language and Literature of ©Arsk Secondary School №1 named after V.F. Ezhcov with profound learning of some subjects, the Republic of Tatarstanª.Gaptelbarova Dilyara MagsumovnaThe organization of communicative activity in the process of teaching the Russian language as the means of socialization of schoolchildren in the condition of modern informative society.AnnotationThe mission of school is to develop abilities of schoolchildren, to develop skills in order to realize yourself in new social and economic conditions and to adapt to different real situations. The upbringing of the personality, who can stand the competition and opposethe competitors, who can cooperate become an essential part of pedagogical activity. But the essential part of our pedagogical activity is upbringing the personality who is able to social and speech cooperation, who has a culture of word, oral and writtenspeech in different spheres of using the language. Russia nowadays has new conditions of market economic, so specialists, except having knowledge of their profession must communicate literately, clearly express their opinion, understand the speech of interlocutor and etc. A man of any profession (a teacher, an official, a manager) must acquire communicative skills, learn to express his or her thoughts making an official public speech, businesstalk, answering the questions and so on. That‱s why the problemof improving speech culture and teaching an ability to formalize one‱s thoughts in speech become socially significant in the system of education and are the most important conditions of successful activity of a specialist.The key wordssocial speech cooperation, a personality, a word, activity.