Опыт определения сроков полезного использования организационных знаний предприятий различных отраслей промышленности

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Дудяшова В. П., Кипень Н. А. Опыт определения сроков полезного использования организационных знаний предприятий различных отраслей промышленности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 1321–1325. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53267.htm.
Аннотация. В статье рассмотрена актуальность и практическая значимость идеи определения сроков полезного использования организационных знаний и дальнейшей их амортизации по аналогии с нематериальными активами. Представлена разработанная авторами модель выбора срока полезного использования организационных знаний. Проведена диагностика факторов, влияющих на величину срока полезного использования организационных знаний на примере предприятия по изготовлению стальных конструкций. Определен срок полезного использования организационных знаний для предприятий различных отраслей промышленности г. Костромы.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Дудяшова Валентина ПавловнаД.э.н., профессор, Костромской государственный технологический университет, г. Костромаdvp1@kostroma.ruКипень Надежда АлександровнаК.э.н., доцент, Костромской государственный технологический университет, г. Костромаkipen_n@mail.ru

Опыт определения сроков полезного использованияорганизационных знанийпредприятий различных отраслей промышленности

В статьерассмотрена актуальностьи практическая значимостьидеи определения сроков полезного использования организационных знаний и дальнейшей их амортизации по аналогии с нематериальными активами. Представлена разработанная авторами модель выбора срока полезного использования организационных знаний. Проведена диагностика факторов, влияющих на величину срока полезного использования организационных знанийна примере предприятия по изготовлению стальных конструкций.Определен срок полезного использования организационных знаний для предприятий различных отраслей промышленности г. Костромы. Ключевые слова: инновационная активность, организационные знания, срок полезного использования,амортизация,факторы внешней и внутренней среды.

Знания провозглашаются сегодня наиболее ценным ресурсом в деятельности любого хозяйствующего субъекта. В.В. Путин в своем докладе 30 января 2012 г. «Нам нужна новая экономика» отметил следующие стратегические для России моменты: «Надо преодолеть инерцию крупного отечественного капитала, который, прямо скажем, отвык от инновационных проектов, от исследований и опытноконструкторских работ. Сейчас 47 компаний с государственным участием приняли инновационные программы. Но и частные корпорации должны приучиться к тому, что 35% их валового дохода должно направляться в исследования. Необходимо разработать соответствующие налоговые инструменты, но главное —это понимание руководителями частного бизнеса, что без этого они просто не будут восприниматься на глобальном рынке в качестве равных участников» [1]. В приведенной цитате речь идет о соответствующих льготах предприятиям, осуществляющим новаторскую деятельность. Что касается инновационного развития российской экономики, то здесь необходимо изучение методов накопления научных знаний. Указанные факты свидетельствуют не только о важности приращения организационных знаний, но и о необходимости наличия дополнительных средств, связанных с затратами на это приращение. Однако скорость появления технологических, маркетинговых и организационных новинок очень высока, что существенно сокращает срок полезного использования знаний. В случае с физическим капиталом применяется начисление амортизации, которая остается в распоряжении предприятия и используется для полного восстановления основных фондов. Для человеческого капитала, а именно такой его составляющей как знания подобных начислений не предусмотрено. Таким образом, с целью разработки инструментов, способствующих развитию инновационной активности предприятий, нами предлагается введение в экономику знаний такого показателя как срок полезного использования организационных знаний. По нашему мнению, организационные знания представляют собой закономерности объективного мира и искусственно созданных систем, носящие информационный характер, являющиеся результатом синергии индивидуальных и групповых знаний, которая возникает в процессе коммуникаций.Они рассматриваются как элемент предприятия, т.е. ресурс, результат деятельности, фактор производства, объект управления. Определениесрока полезного использования организационных знаний можетприменяться для определения норм амортизации организационных знаний, разработки методов начисления амортизации и далее –определения амортизационных отчислений организационных знаний. Причем, нами предлагается осуществление амортизации только явных формализованных знаний, которые общедоступны, готовы к распространению, практическому применению и являются базой для создания новых знаний. Это обстоятельство послужит мотивацией осуществления процесса перевода знаний из неявных в явные, а также их формализации на уровне конкретного предприятия.Срок полезного использования (Useful Life) –ожидаемый период использования амортизируемого имущества (основных средств и нематериальных активов). Понятие применяется для целей бухгалтерского учета и определения налога на прибыль. Срок полезного использования объекта влияет на сумму амортизации. Чем меньше срок полезного использования, тем быстрее стоимость объекта списывается на расходы. Понашему мнению, срок полезного использования организационных знаний (Useful Life of Organization Knowledge) –ожидаемый период использования знаний в целях организации, т.е. срок, в течение которого они будут приносить предприятию доход.Срок полезного использования организационных знаний, на наш взгляд, целесообразно определять по некоторой аналогии с нематериальными активами, т.к. знания также являются нематериальным объектом, способным приносить доход. При определении срока полезного использования организационных знаний особое значение имеют факторы внешней и внутренней среды организации, т.к. именно они могут служить индикаторами льгот для предприятий при списании затрат, связанных с приобретением знаний. Поскольку данная статья посвящена, в основном, опыту определения сроков полезного использования организационных знаний,теоретическую методику приведем в кратком изложении.Анализ экономической литературы (работы В.Д. Грибова, В.П. Грузинова, Н.Л. Зайцева, Г.В. Савицкой, Н.А. Сафронова, И.В. Сергеева, Г.Г. Серебренникова, Т.А. Фроловой и др.) и последних разработок в области экономики знаний (работы А.Л. Гапоненко, В.А. Дресвянникова, В.Л. Макарова, М.К. Мариничевой, Б.З. Мильнера, Й. Нонака, Х. Такеучи и др.), а также собственных работ по управлению в данной области позволил обосновать модель выбора срока полезного использования организационных знаний, представленную в табл. 1.

Таблица1Модель выбора срока полезного использования организационных знаний

№ п/пФактор оценкиСрок полезного использования, лет54321Характер выпускаемой продукции:

наукоемкий



+

трудоемкий

+

материалоемкий+



фондоемкий+



энергоемкий

+

2Тип производства:

единичный



+

серийный

+

массовый+

3Стратегияпредприятия:

концентрированного роста

+



интегрированного роста

+

диверсифицированного роста

+

сокращения+

4Когнитивный потенциал работников предприятия:

высокий



+

средний

+

низкий+

5Доля персонала организации, занятая научными исследования и разработками:

высокая





+

средняя

+

низкая+

6Уровень технологической инновационности:1) инновационнопассивные предприятия

+

2) инновационнонепоследовательные

+

3) инновационно –активные

+

4) инновационнодинамичные

+7Уровень маркетинговой инновационности:1) инновационнопассивные предприятия

+

2) инновационнонепоследовательные

+

3) инновационно –активные

+

4) инновационнодинамичные

+8Уровень организационной инновационности:1) инновационнопассивные предприятия

+

2) инновационнонепоследовательные

+

3) инновационно –активные

+

4) инновационнодинамичные

+9Степень стабильности внешней среды организации:

высокая

+



средняя

+

низкая

+Выбор срока полезного использования (на основе наиболее радикального варианта, т.е. наименьшего срока полезного использования, например )

+

+



+

Предложенная модель связываетфакторы (внутренние и внешние по отношению к организации), определяющие величину срока полезного использования организационных знаний, и сам срок полезного использования. Поскольку признано, что знания устаревают в течение пяти лет, срок полезного использования в модели определяется именно этим нижним ограничением. Верхнее ограничение определяется нами по аналогии с установлением срока полезного использования нематериальных активов, т.к. знания также способны приносить доход и являются нематериальным объектом. В пп. 1–3, 5, 6 абзаца 3 ст. 257 Налогового кодекса РФ отмечается, что по таким нематериальным активам как: 1) исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель; 2) исключительное право автора и иного правообладателя на использование программ для ЭВМ, базы данных; 3) исключительное право автора или иного правообладателя на использование топологии интегральных микросхем; 4) исключительное право на товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товаров и фирменное наименование; 5) исключительное право патентообладателя на селекционные достижения; 6) владение «ноухау», секретной формулой или процессом, информацией в отношении промышленного, коммерческого или научного опыта налогоплательщик дляцелей налогового учета вправе самостоятельно установить срок полезного использования, который не может быть ++меньше двух лет (основание –п. 5 ст. 5 Федеральный закон от 28.12.2010 № 395ФЗ). Установление выше названного диапазона срока полезного использования организационных знаний также целесообразно, на наш взгляд, для избегания разницы между налоговым и бухгалтерским учетом.Применениепредложенных вданном исследовании положений былоосуществленона предприятиях г. Костромы, относящихся к следующим отраслям промышленности: строительных стальных конструкций, ювелирной, пищевой. Предприятие по производству строительных стальных конструкций занимается реализацией своей продукции на рынках г. Костромы, г. Москвы и Московской области более 10 лет. Использование компанией новейшего оборудования позволяет изготавливать продукцию высокого качества в соответствии с ГОСТ РФ. К принципам работы предприятия относятся: индивидуальный подход, инновации, системный подход, эргономичность, долговечность, сервис. Компания является действительным членом Международной ассоциации специалистов по системам ограничения доступа.Предприятие ювелирной отрасли промышленности представляет собой современное, высокотехнологичное производство, успешно работающее на ювелирном рынке более 10 лет. Компания занимается производством и оптовой торговлей высококачественных ювелирных изделий современного и классического вида. На предприятии работают собственные дизайнеры, ежемесячно пополняющие коллекции новыми моделями. Компанию отличает продуманная и четкая организация производства, высококвалифицированный персонал, инновационные технологии производства и работы.Предприятие пищевой отрасли промышленности основано в 1999 г. и является первым предприятием в Костромской, Ярославской, Ивановской областях по объему производства в своем сегменте. Компанию отличает высочайшее качество продукции. В производстве используются как проверенные, так и современные разработки. Необходимо отметить, что в рамках работы осуществлено пробное исследование, цель которого заключается в определении по предложенной нами методике сроков полезного использования организационных знаний для предприятий различных отраслей промышленности. Реальное внедрение процесса амортизациизнаний в работу отечественных предприятий возможно только в случае его законодательной поддержки со стороны государства.Диагностика факторов, определяющих величину срока полезного использования организационных знаний, проводилась на основе фактических данных, а также с помощью аналитических и экспертных методов.Оценка характера выпускаемой продукции.Анализ работы вышеуказанных предприятий позволил сделать вывод, что наибольший удельный вес в себестоимости продукции занимают материальные затраты, т.е. продукция является материалоемкой. В структуре себестоимости строительных стальных конструкций материалы составляют около 70%. Затраты на сырье ювелирного производства колеблются от 77 до 94%. Доля затрат на сырье и материалы на предприятии, относящемуся к пищевой отрасли промышленности, составила 76% в структуре себестоимости.Оценка типа производства.Предприятие стальных конструкций выпускает восемнадцать моделей изделий, имеющих около тридцати модификаций. Ювелирная компания производит следующие виды продукции различных типов и марок: кольца, серьги, подвески, пирсинг, браслеты, цепи, заколки для галстука, запонки, гарнитуры. На предприятии, относящемуся к пищевой отрасли промышленности, также происходит изготовление ограниченной номенклатуры изделий партиями, повторяющимися через определенные промежутки времени на рабочих местах с широкой специализацией. Следовательно, можно сделать вывод о том, что для всех рассматриваемых организаций характерен серийный тип производства.Оценка стратегии предприятия.На основании опроса руководителей высшего звена управления стратегии исследуемых предприятий определены как стратегии концентрированного роста. Для предприятия стальных конструкций и ювелирной компании характерна стратегия концентрированного роста, связанная в большей степени с развитием продукта. Предприятие, относящееся к пищевой отрасли, придерживается стратегии усиления позиции на рынке, завоевания лучших позиций, что также относится к концентрированному росту.Оценка когнитивного потенциала работников предприятия.Когнитивный потенциал работников предприятия стальных конструкций и ювелирного производства определен на основании экспертноаналитических данных как средний. Работники предприятия пищевой промышленности в среднем обладают достаточно низким когнитивным потенциалом.Оценка доли персонала организации, занятой научными исследованиями и разработками.Анализ структуры всего персонала предприятий ювелирной и пищевой сферы показал, что в научных исследованиях принимает участие менее четверти работников организаций, специальные научные подразделения отсутствуют. Соответственно, долю сотрудников, занятую научными исследованиями и разработками, можно определить как низкую. На предприятии стальных конструкций присутствует отдел конструкторских разработок, поэтому по данному показателю ему необходимо присвоить среднее значение.Оценка уровня технологической инновационности. Предприятие строительных стальных конструкций отличается постоянным внедрением в производство современного высокотехнологичного оборудования, уникальных технологий производства. Несколько раз в год осуществляется обновление модельного ряда продукции. По представленным руководством компании расчетам инновационная активность предприятия увеличивается каждый год более чем на 20%, что ожидается и в будущем. Соответственно компанию по данному критерию можно отнести к инновационнодинамичным организациям. Ювелирное предприятие занимается постоянным обновлением модельного ряда изделий при помощи квалифицированных дизайнеров. По мере необходимости происходит обновление оборудования и технологий производства. Анализ использования технологически новых продуктов и способов производства показал, что предприятие увеличило инновационную активность в текущем году по сравнению с предыдущим не менее чем на 10%. В ближайшие годы рост инноваций ожидается примерно такими же темпами, что позволяет компании войти в категорию инновационноактивных. Предприятие пищевой отрасли промышленности время от времени внедряет различные инновации, связанные как с установкой принципиально нового оборудования, так и с использованием новых технологий. Однако, по мнению руководства компании, его можно отнести к инновационнонепоследовательным.Оценка уровня маркетинговой инновационности. Предприятие, осуществляющее выпуск стальных конструкций, а также ювелирное предприятие занимаются постоянным совершенствованием дизайна, методов продаж и продвижения на рынке сбыта, регулярно участвуют в выставках, обновляют корпоративный сайт. Обе компании отличаются собственным узнаваемым стилем, имеют гибкие условия оплаты и скидок. Анализ уровня маркетинговой инновационности позволяет отнести их к разряду инновационноактивных, т.к. активность увеличивается примерно на 10% в год. Предприятие пищевой отрасли промышленности занимается периодическим улучшением дизайна и упаковки, методов презентации продукции. Происходит это не чаще, чем раз в 3 года, соответственно его можно отнести по данному фактору к инновационнонепоследовательным.Оценка уровня организационной инновационности. Уровень организационной инновационности был определен на основе годовых отчетов предприятий за 2010 –2012 гг. и составил по предприятию стальных конструкций 14%, ювелирной компании –11%. Руководство предприятий не планирует снижать рост инноваций. Соответственно, по данному критерию предприятие стальных конструкций относится к инновационнодинамичным, а ювелирное –к инновационноактивным. Предприятие пищевой отрасли промышленности изменило некоторые методы ведения бизнеса в прошлом году, в ближайшее время подобных инноваций не планирует. По данному критерию его необходимо отнести к инновационнонепоследовательным.Оценка стабильности внешней среды. Степень стабильности внешней среды рассматриваемых предприятий определена на основе экспертных оценок руководителей высшего звена, которые, сравнивая свое предприятие с учетом его отраслевой принадлежности с предприятиями других отраслей, оценили стабильность внешней среды следующим образом: предприятие стальных конструкций, ювелирное предприятие –средняя, пищевая промышленность –высокая.Завершив диагностику факторов, характеризующих предприятия и их внешнюю среду, выбираем, на примере компании по изготовлению стальных конструкций (табл. 2), срок полезного использования организационных знаний с применением модели (табл. 1). Таблица2Выбор срока полезного использования организационных знанийдля предприятия по изготовлению стальных конструкций г. Костромы

№ п/пФактор оценкиСрок полезного использования, лет54321Характер выпускаемой продукции:

наукоемкий



трудоемкий



материалоемкий+



фондоемкий



энергоемкий



2Тип производства:

единичный



серийный

+

массовый



3Стратегия предприятия:

концентрированного роста

+



интегрированного роста



диверсифицированного роста



сокращения



4Когнитивный потенциал работников предприятия:

высокий



средний

+

низкий



5Доля персонала организации, занятая научными исследования и разработками:

высокая





средняя

+

низкая



6Уровень технологической инновационности:1) инновационнопассивные предприятия



2) инновационнонепоследовательные



3) инновационно –активные



4) инновационнодинамичные

+7Уровень маркетинговой инновационности:1) инновационнопассивные предприятия



2) инновационнонепоследовательные



3) инновационно –активные

+

4) инновационнодинамичные



8Уровень организационной инновационности:1) инновационнопассивные предприятия



2) инновационнонепоследовательные



3) инновационно –активные



4) инновационнодинамичные

+9Степень стабильности внешней среды организации:

высокая





средняя

+

низкая



Выбор срока полезного использования (на основе наиболее радикального варианта, т.е. наименьшего срока полезного использования)

+

По наиболее радикальному варианту, т.е. по наименьшему сроку полезного использования организационных знаний, видим, что для предприятия необходим срок полезного использования в количестве 2 лет. Следует отметить, что в наибольшей степени на выбор срока полезного использования организационных знаний для данного предприятия оказали влияние такие факторы как уровень технологической и организационной инновационности. Сравнительные итоги диагностики факторов, определяющих величину срока полезного использования организационных знаний, по трем рассматриваемым предприятиям различных отраслей промышленности приведены в табл. 3.Таблица 3Результаты оценки факторов, определяющих величинусрока полезного использования организационных знаний

№ п/пФакторыОтраслиСтроительных стальных конструкцийЮвелирнаяПищевая1Характер выпускаемой продукцииМатериалоемкийМатериалоемкийМатериалоемкий2Тип производстваСерийныйСерийныйСерийный3Стратегия предприятияКонцентрированного ростаКонцентрированного ростаКонцентрированного роста4Когнитивный потенциал сотрудников предприятияСреднийНизкийНизкий5Доля персонала организации, занятая научными исследованиями и разработкамиСредняяНизкаяНизкая6Уровень технологической инновационностиИнновационнодинамичноеИнновационноактивноеИнновационнонепоследовательное7Уровень маркетинговой ИнновационноактивноеИнновационноактивноеИнновационнонепоследовательноеинновационности8Уровень организационной инновационностиИнновационнодинамичноеИнновационноактивноеИнновационнонепоследовательное9Степень стабильности внешней среды организацииСредняяВысокаяВысокаяСрок полезного использования организационных знаний, лет234

В табл. 3заливкой выделены факторы, оказывающие решающее влияние на выбор срока полезного использования организационных знаний. Следовательно, по результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы: 1) наибольшее влияние на выбор срока полезного использования организационных знаний для предприятий анализируемых отраслей промышленности, а именно: строительных стальных конструкций, ювелирной, пищевой –оказали такие факторы как уровень технологической, маркетинговой и организационной инновационности;2) характер выпускаемой продукции в данных отраслях, как правило, материалоемкий, что не оказывает существенного влияния на выбор срока полезного использования организационных знаний;3) особую силу при выборе срока полезного использования организационных знаний приобретает единичный тип производства; серийный тип имеет значение при выборе сроков полезного использования более 3х лет;4) стратегии исследуемых предприятий указанных отраслей промышленности, а именно концентрированного роста, дают им право лишь на достаточно высокие сроки полезного использования организационных знаний –4 и более лет;5) когнитивный потенциал работников предприятий указанных отраслей промышленности оценен не выше среднего, что не дает возможность применять небольшие сроки полезного использования организационных знаний, но в тоже время является наиболее динамичным фактором развития любой организации;6) применение наименьших сроков полезного использования организационных знаний возможно в том случае, если в научных исследованиях и разработках принимает участие более четверти или половины персонала организации, либо имеется специальное научное, конструкторское подразделение;7) уровни технологической, маркетинговой и организационной инновационности являются значимыми факторамитолько в тех случаях, если руководство предприятия постоянно поддерживает или увеличивает инновационную активность;8) такой фактор внешней среды как степень стабильности оказывает существенное влияние на выбор срока полезного использования организационных знаний только при низком значении;9) переход к наименьшим срокам полезного использования организационных знаний для рассматриваемых предприятий возможен при изменении в сторону усложнения или увеличения следующих факторов: стратегии предприятия; уровня инновационности; когнитивного потенциала сотрудников предприятия; доли персонала организации, занятого научными исследованиями и разработками. Таким образом, для предприятий исследуемых отраслей промышленности нами рекомендуется срок полезного использования организационных знаний от 2х до 4х лет (в среднем 3 года). Причем, такая величина срока полезного использования обусловлена, в основном, уровнем инновационности предприятий, что чаще всего связано с погоней за новшествами для улучшения своего положения на фоне конкурентов. В некоторых случаях, например, при усложнении стратегии предприятия возможным становится снижение сроков полезного использования организационных знаний. Изучая предложенным нами образом хозяйствующие субъекты, можно получить усредненные данные по всем отраслям промышленности, которые могут быть использованы в законотворчестве. Если предприятие захочет снизить срок полезного использования, оно будет обязано предоставить соответствующим государственным службам подтверждающие документы. На основании проведенного исследования также можно сделать вывод, что внедрение инноваций и осуществление научных исследований и разработок является неоспоримым условием минимального срока полезного использования организационных знаний, а, следовательно, одним из способов мотивации к указанной деятельности.

Ссылки на источники

1. Газета Ведомости [Электронный ресурс].URL: http://www.vedomosti.ru/politics/news/1488145/o_nashih_ekonomicheskih_zadachah[Дата обращения 22.03.2013].

Dudyashova Valentina PavlovnaDr.Econ.Sci., professor, Kostroma state technological university, Kostromadvp1@kostroma.ruKipen Nadezhda AleksandrovnaCand.Econ.Sci.,associate professor, Kostroma state technological university, Kostromakipen_n@mail.ru

Experience of definition of terms of useful lifeof organization knowledgeat the enterprisesof various industries

In article relevance and practical importance of idea of definition of terms of useful lifeof organization knowledge and their further depreciation by analogy to intangible assets is considered. The model of a choice of term of useful lifeof organizationknowledge developed by authors is presented. Diagnostics of the factors influencing size of term of useful lifeof organization knowledge on the example of the enterprise for production of steel designs is carried out. Term of useful lifeof organization knowledge for the enterprises of various industries of Kostroma is defined. Keywords: innovative activity, organizational knowledge, term of useful life, depreciation, factors of the external and internal environment.