Биография Н.И.Лобачевского с точки зрения акмеологии.

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Чернова Н. В. Биография Н.И.Лобачевского с точки зрения акмеологии. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 1316–1320. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53266.htm.
Аннотация. Наиболее интересными для рассмотрения являются вопросы, находящиеся на стыке наук. Как по форме, так и по содержанию занимательной является акмеологический аспект биографии Н.И.Лобачевского. Настоящая статья рассматривает практическое применение психологии, акмеологии, истории математики и использование математических знаний, а так же умение устанавливать причинно-следственные связи и закономерности с целью проведения анализа данных и возможности прогноза.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Чернова Наталья Владимировна Учитель математики, педагогпсихолог МБОУ СОШ № 7 г.Богородск Нижегородской обл. psiholog7sh@yandex.ru Биография Н.И.Лобачевского с точки зрения акмеологии. Наиболее интересными для рассмотрения являются вопросы, находящиеся на стыке наук. Как по форме, так и по содержаниюзанимательной являетсяакмеологический аспект биографии Н.И.Лобачевского. Настоящая статья рассматривает практическоеприменение психологии, акмеологии, истории математики и использование математических знаний, а так же умение устанавливать причинноследственные связи и закономерности с целью проведения анализа данных и возможности прогноза.

Акмеология, закономерность, зависимость, профессиональная успешность.

В год 220летия со дня рождения великого русского математика Николая Ивановича Лобачевского наиболее значимым и поучительным на мойвзгляд является его жизненный путь. Многие моменты в его биографии заставляют задуматься над тем, что же помогло математику стать столь значимой фигурой в отечественной. Да и в мировой науке. Для того, чтобы ответить на этот вопрос мы обратились к науке о наивысших достижения человечестваакмеологии. Используя определенные закономерности, нам удалось выявить связь фактов биографии с имеющимися достижениями в области математики у Николая Ивановича. Отсутствие наработок по данной тематике позволили сформулировать проблему:как использовать педагогический потенциал акмеологического подхода к индивидуализации построения профессиональной «лестницы» с наибольшим упором на научность приобретаемых знаний. Гипотеза исследованиясостоит в предположении, что использование акмеологического подхода к индивидуализации построения профессиональной «лестницы» может помочь выявить зависимость между биографией человека и его достижениями.

Акмеология(от греч. akme

высшая степень чеголибо, цветущая сила) научная отрасль, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии. Термин предложен в 1928 г. Н.А.Рыбниковым. Объектом акмеологииявляется развивающаяся личность на ступени зрелости. На данном этапе ее развития это прогрессивно развивающаяся зрелая личность, самореализующаяся, главным образом, в профессиональных достижениях. Предметом акмеологииявляются закономерности условия, факторы и стимулы самореализации творческого потенциала человека на протяжении жизненного пути, развития творческой готовности к предстоящей деятельности, достижения вершин жизни и профессионализма деятельности. Акмеология это наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и, особенно, при достижении им наиболее высокого уровня этого развития. Высшая ступень зрелости, ее вершина –"акме" –это многомерное состояние человека, охватывающее определенный период его развития, характеризующее, насколько он состоялся как гражданин, специалист своего дела, как личность. По древнегречески «быть в акме» означает быть «в полном цвете (цветущая пора), на высшей ступени развития». Объектом акмеологии является развивающаяся личность на ступени зрелости. Предметом в широком понимании –объективные и субъективные факторы, содействующие или препятствующие прогрессивному развитию зрелой личности, те условия, при которых взрослый человек может достичь самого высокого уровня продуктивности в своей профессиональной деятельности, творчестве, отношениях, развитии. Вершина зрелости человека (акме)

многомерное состояние, которое охватывает значительный по протяженности этап его жизни и демонстрирует, насколько он состоялся как личность, как гражданин, как специалист в какойто профессиональной области деятельности. Вместе с тем акме никогда не является статичным образованием, а отличается большей или меньшей вариативностью, изменчивостью. Современную акмеологию интересует в первую очередь то, в каком возрасте люди разных профессий достигают периода расцвета и как долго утверждаются на этом уровне. В то же время главная проблема акмеологии не столько хронологическая протяженность полноценной зрелости, сколько душевное состояние человека, способное превратить любой жизненный период в период расцвета. Акмеологический подходявляется базисным обобщающим понятием, выступающим как совокупность принципов, приемов и методов, позволяющая решать акмеологические проблемы и задачи в акмеологических исследованиях центральным должен стать собственно акмеологический анализ, на основании которого выявляются акмеологические условия к факторы, строятся прогнозы и выбираются пути и способы развития личности и ее профессионализма. Следовательно, акмеологический анализ должен включать в себя поиск закономерностей, механизмов, условий и факторов, способствующих достижению профессионализма или препятствующих этому, Данное положение являлось основополагающим при разработке акмеологических методов. В акмеологии в настоящее время получили наибольшее распространение модели, основанные на различных формах системного описания:—вербальные или лингвистические качественно строгие (системы понятий, тексты, семантические поля, дихотомии и пр.);—аналитические (табличные, матричные, функциональные);—геометрические (пространственные модели, графы, кольцевые структуры;—структурнофункциональные (кибернетические). По результатам акмеографического обследования выделяют:—динамику роста профессионального мастерства,—"узкие места" и факторы, мешающие этому росту,—особенности изменения мотивационной сферы,—динамику личностного развития и то, что этому способствует или препятствует;—вид психотехнологий, которые целесообразно применять для личностнопрофессионального развития.

Стратегия акмеологического исследования выстраивается в зависимости от специальнойобласти, в которой выделяется предмет данного исследования. В нашем случае –это организационнопедагогически ориентированное исследование в системе профессионального образования. Наиболее перспективные вопросы–закономерности способов связи личности и профессии соответствующего профиля, условия и факторы личностнопрофессионального развития. Акмеологический, т.е. направленный на оптимизацию, эффективность, характер исследования проявляется в использовании уровневой стратегии, а также стратегии выделения акмеологопсихологических, акмеологопрофессиональных факторов и прослеживании их прямого или многократно опосредованного воздействия. Стратегия моделирования используется и самим исследователем в качестве метода проектирования и интеграции наличных, желательных идеальных состояний, уровней, свойств и средств их достижения и в качестве средства описания акмеологических особенностей самого субъекта деятельности. В нашем случае рассматривается биография Н.И.Лобачевского с целью выявления закономерностей между определенными жизненными этапами и достижениями человека. На наш взгляд наиболее удобно разместить все биографические события, имеющие то или иное отношение к уровню достигнутых результатов рассматриваемого математика в прямоугольную систему координат и рассмотреть наличие или отсутствие закономерностей. На оси абсцисс отражаются годы жизни в масштабе, на оси ординатуровень достижений по 10бальной шкале.

1792 –рождение1802поступление в гимназию1806окончание гимназии1806испытания в университет 1807поступление в университет1808обучение в университете1809камерный студент1811магистр1814адъютантпрофессор1815экстраординарный профессор1818член училищного комитета0246810121792180218061806180718081809181118141815181818231825182618271829183318341839184218451846185218551856186018831823«Геометрия»1825«Алгебра»1826«Воображаемая геометрия»1827отклонена публикация в «Научных записках»1829«О началах геометрии»1833отказ «Общество наук»1834«Ученые записки Казанского университета»1839дворянский герб1842наблюдение солнечного затмения1845единогласное избрание ректором1846отстранение от должности ректора и преподавания1852проблемы со здоровьем, умер сын1855«Пангеометрия»1856скончался1860«Полное собрание сочинений по геометрии» (проект)1883реализация проектаВыводы: Исходя из графика, полученного от графического изображения биографических данных Н.И.Лобачевского можно выявить ряд закономерностейНаибольший рост отмечается в ранние годя и за короткий промежуток с 1792 по 1814 годы достигается величина от 0 до 9;Стремительный рост численного показателя сменяется спадом (1806, 1852), что говорит о необходимости после стремительного роста стабилизационного периода, что позволяет закрепить результат;После значительно периода стабильных высоких показателей присутствует неминуемый спад (18141842);

После значительного подъема –резкое снижение численных показателей (1845, 1852);Разбиение всего временного промежутка на 3 этапа (рост, относительная стабильность со спадом в конце периода и подъем в финале);Уровень успешности по рассматриваемым параметрам определилась в финале, так как вопреки распространенному мнению даже после кончины Н.И. Лобачевского показатели графика имеют высокие числовые значения.

Анализируя проделанную работу, приходим к выводу, что выдвинутая гипотеза верна. Нами доказана возможность исследовать биографию человека и исходя из полеченных данных, используя графический способ находить закономерности развития успешного человека. Таким образом, акцентируя внимание на акмеологическом направлении в нашем исследовании мыможем сделать следующие выводы:наибольший рост профессиональных показателей отмечается на раннем периоде развития человека (детство, юность, молодость). За периодами роста наступают периоды спадов. Что позволяет говорить о целесообразности расчета своих сил и учете акмеологических закономерностей, а именно: при достижении высоких профессиональных показателей необходимо зафиксировать результат, что окажется более продуктивным, нежели постоянно наращивать показатели и затем испытывать спад. Резкие подъем сопровождается резким снижением в достижениях. Развитие по исследуемым показателям можно представить в виде трех временных промежутков. Критерием успешности в профессиональной деятельности может служить наличие высоких показателей имеющих тенденцию к росту даже после физической смерти человека, как это оказалось в рассматриваемом нами случае. На наш взглядисследование представленное в данной работе имеет следующее практическое значение : внедрение в образовательную практику модели, технологии и учебнометодического обеспечения построения профессиональной «лестницы» на основе акмеологического подхода позволит существенно повысить эффективность и качество профессиональной подготовки обучающихся. Надеемся, что результаты исследования представят интерес для специалистов, работающих в системе образования и могут быть использованы в системе повышения квалификации преподавателей.