Особенности самосознания учащихся младших и старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Роговенко Т. Н. Особенности самосознания учащихся младших и старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 1356–1360. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53274.htm.
Аннотация. В данной статье была рассмотрена проблема формирования самосознания в различных половозрастных группах у учащихся специальной (коррекционной школы). Были выделены специфические особенности присущие младшим и старшим школьникам с умственной отсталостью, а также представлены рекомендации для формирования адекватной самооценки у учащихся.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Особенности самосознания учащихся младших и старших классов специальной (коррекционной) школы VIIIвида.

Роговенко Татьяна Николаевнапедагогпсихолог МБОУ ЦДиК № 9, г. Красноярскэлектронный адрес: zluchka.31@mail.ru

Аннотация:В данной статье была рассмотрена проблема формирования самосознания в различных половозрастных группах у учащихся специальной (коррекционной школы). Были выделены специфические особенности присущие младшим и старшим школьникам с умственной отсталостью, атакже представлены рекомендации для формирования адекватной самооценки у учащихся.Ключевые слова:самосознание, Яконцепция, образЯ, Яреальное, Яидеальное, самоотношение.

Проблема формирования самосознания личности умственно отсталого ребенка относится к числу наименее разработанных. Данный вопрос привлек к себе внимание, как только эту категорию стали выделять из всей массы детей с отклонениями в развитии. Следует отметить, что в исследованиях разных авторов структура самосознания представлена неоднородно. Одни исследователи пытаются уделить больше внимания изучению Яобраза (И.С. Кон, Е.Т. Соколова, А.А. Налчаджян, В.Н. Козиев, А.А.Бодалев и др.)[1]. Другие останавливаются на изучении проблемы самоотношения и его структуры (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев, Н.И. Сарджвеладзе)[2]. Проведенный анализ исследований зарубежных и отечественных ученых позволил выделить в структуре Яконцепциитри ее составляющие: когнитивную, оценочную и поведенческую: I. Когнитивная составляющая, или образ «Я», включает представления индивида о самом себе. Яреальное —представление о себе в настоящем, текущем времени. Яидеальное —это представления о том, каким бы хотел быть индивид в данных конкретных условиях.II. Оценочная составляющая, или самооценка, включает аффективную оценку представления о себе. Самооценка —достаточно сложное образование человеческой психики. Она возникает на основе обобщающей работы процессов самосознания, которая проходит различные этапы, и находится на разных уровнях развития в ходе становления самой личности. III. Поведенческая составляющая включает в себя: потенциальные поведенческие реакции либо конкретные действия, которые могут быть вызваны знаниями о себе и отношением к себе[1].Такое структурирование Яконцепции обеспечит всестороннее ее изучение и выявление имеющихся проблем формирования самосознания. Задачей исследования явилось изучение особенностей самосознания умственно отсталых учеников младших и старших классов школы VIIIвида. Изучалась когнитивная, оценочная и поведенческая составляющие самосознания. В исследовании приняло участие 10 учащихся третьего класса и 10 учащихся восьмого класса (мальчиков и девочек) СКШ №4 г. Красноярска с диагнозом F70.

При изучении компонентов самосознания использовались следующие методики: для исследования оценочного компонента младших школьников использовалась методика«Лесенка»[3], методика ДембоРубинштейн (детский и взрослый варианты)[4]. Для изучения когнитивного компонента у младших школьников использовалась «Половозрастная идентификация» Л.Н. Белопольской[5], а для старших школьников методика «Автопортрет»[6]. При исследовании поведенческого компонента использовался тест «рисуночной фрустрации» Розенцвейга (детский и взрослый варианты)[4].

Диаграмма 1.Уровень сформированности оценочного компонента у младших и старших школьников.









Исследование уровня сформированности оценочного компонента выявило наличие у всех обследуемых возрастных групп детей завышенную самооценку. Этот факт может быть связан с тем, что дети с особыми образовательными потребностями обладают слабо развитой рефлексией. С возрастом наблюдается тенденция к более адекватной самооценке. Заметим, что мальчики оказываются более критичнее к себе, чем девочки. Степеньпритязаний у обеих возрастных групп на высоком уровне, это свидетельствует о некритичном отношении детей ксобственным возможностям. Можно отметить, что на высказывания учеников решающее влияние оказывают те оценки, которые им дают родители или учителя, т.е значимые для них взрослые.

Важно отметить, что в самооценке учащихся старших классов появляется новый компонент, они оценивают не только внешние (физические) качества, появляется оценка качеств внутренних (личностных). В их рассуждениях нередко звучит желание критически оценить свою внешность и внешность других людей[7].

Диаграмма 2.Уровень сформированности когнитивного компонента у младших и старших школьников.









0%10%20%30%40%50%Мл. шк. возрастСт. шк. возрастМальчикиДевочки0%10%20%30%40%50%Мл. шк. возрастСт. шк. возрастМальчикиДевочки При изучении когнитивного компонента только 40% умственно отсталых младших школьников адекватно определили собственный возраст, почти половина идентифицируют себя с образом дошкольника, часто фиксируясь на незначительных деталях. Демонстрировались следующие нарушения самоидентификации: и младшие, и старшие школьники в основном выбирали в качестве образа настоящего карточку с предыдущим возрастным образом: вместо образа «школьник» выбирали «дошкольник», а вместо образа «юность» карточку с образом «школьник». Они объясняли свой выбор тем, что часто слышат от взрослых, что они «маленькие, глупые, не смогут жить сами». Важно отметить, что дети старшего школьного возраста в 50% случаев также идентифицировали себя с образом дошкольника, часто фиксируюсь на следующих второстепенных деталях: "У меня тоже есть такая машинка", "А у меня тоже есть кукла". Для всех возрастных групп самым непривлекательным образом является старость, младшие школьники и половина старших учащихся данный факт связывают с непривлекательным внешним видом, и только половина подростков упоминает о трудности жизни своих дедушек, бабушек, боязни неизвестности и смерти.Умственно отсталые младшие школьники допускали разнообразные ошибки при построении последовательности картинок, часто путали дошкольный, школьный возраст, а также картинки юности и зрелости. Подростки безошибочно соотносят себя с определенным полом, но часто выбирают регрессивные и сверхрегрессивные образы. Они объясняют свой выбор желанием вернуться в прошлое, стать вновь маленькими, так как у «малышей нет проблем» [8]. Однако, 30% процентов подростков стремится стать взрослыми, чтобы быть похожими на своих родителей. Таким образом, младшие и старшие школьники со сниженным интеллектом обнаруживают слабые представления о своем жизненном пути и смене своих возрастных позиций. Они меньше склонны размышлять о своем будущем. Умственно отсталые дети имеют неадекватную самоидентификацию, что, несомненно, мешает адаптации к новым жизненным трудностям и формированию правильного поведения в социуме.Диаграмма 3.Уровень сформированности поведенческого компонента у младших и старших школьников.









Исследование поведенческого компонента позволило сделать следующие выводы. Детям свойственны безынициативность, несамостоятельность, слабость внутренних побуждений, внушаемость, сниженная мотивация, причем не только в учебной, но даже в игровой и трудовой деятельности. Их ставит в затруднительное положение любое препятствие или неудача, они не могут противостоять возникающим желаниям. Однако дети способны проявлять волевое усилие в тех случаях, когда знают, как надо действовать, и испытывают потребность в этом 0%10%20%30%40%50%Мл. шк. возрастСт. шк. возрастМальчикиДевочкидействии. Тогда из вялых, безынициативных детей они превращаются в настойчивых, безудержных. Такие резкие контрасты в проявлении воли есть результат незрелости личности умственно отсталых школьников. С возрастом поведение меняется, возникают проявления самостоятельного волевого поведения,целенаправленная деятельность[9].Уход от поставленной цели наблюдается, в основном, при возникновении трудностей, а также в случаях, когда ведущими являются ближайшие мотивы деятельности ("лишь бы сделать"). Умственно отсталые младшие школьники не соотносят получаемые результаты с задачей, которая была перед ними поставлена, а потому не могут правильно оценить ее решение. Некритичность к своей работе также является особенностью деятельности этих детей. Но в подростковом возрасте наблюдается осмысливание предложенных реакций, и дети могут осуществлять перенос, додумывать ситуацию. Если же младшие школьники при проведении методики давали сухие односложные ответы, быстро утомлялись при выполнении заданий, сильно отвлекались, то старшие школьники, особенно девочки, подробно и эмоционально описывали увиденные ситуации, приводили примеры из собственной жизни, были заинтересованы в положительном выполнении задания и последующей похвале. В целом можно утверждать, что к старшему школьному возрасту “образЯ”, самооценка, реакции на успех и неуспех, поведение в доступных и важных для подростка видах деятельности становятся более адекватными, реалистичными по сравнению с младшими школьниками.Таким образом, изучение проблемы сформированности самосознания умственно отсталых детей младшего и старшего возраста не является процессом завершенным. Данная тема попрежнему остается актуальной и не до конца изученной. Из проведенного и описанного выше исследования личностных особенностей умственно отсталых детей следует вывод о том, что у всех умственно отсталых детей отсутствует адекватная самооценка. Слабо развита самоидентификация испытуемых, а также наблюдается ведомость, агрессивность в поведении.Проблема формирования адекватнойсамооценки и самоидентификации у умственно отсталых детей является одной из главных коррекционных задач специальной школы. В этом плане известна работа П.А. Чубарова(«развитие самооценки у умственно отсталых школьников»),направленная на формирование самооценки умственно отсталых.[10] Он выделяет этапы формирования оценочной деятельности:1) интерперсональнаяоценка –оценка ребенком других людей из своего окружения;2) интраперсональная оценка

ожидаемая ребенком оценка его поступков со стороны окружающих людей;3) самооценка –оценка личности самого себя.Одной из причин недостаточной сформированности самооценки и самоидентификации умственно отсталых школьников является не сформированность интерперсональных оценок, т.е ребенок не умеет оценивать поступки других людей, что затрудняет оценку собственных поступков и способность продумывать свое будущее. Поэтому коррекция самооценки и идентификации необходимо начинать с формирования знаний о личностных качествах окружающих людей. Данная работа проводится, начиная не с оценок одноклассников, а с оценок литературных персонажей, героев фильмов и т.д. Начиная с пятого класса акцент делается на формирование интраперсональной оценки, т.е формируется адекватная ожидаемая оценка ребенка со стороны окружающих (как думаешь твой поступок оценят окружающие?). В старших классах проводится работа по формированию самооценки. При этом действенным средством является сравнение своих личностных качеств с качествами окружающих людей, детей учат задумываться о будущей жизни, рассказывают про профессии, которыми они в дальнейшем могут овладеть. В начале ребенок сравнивает себя с литературными героями, затем с реальным окружением и в конечном итоге, происходит самооценивание. Важно отметить, что работа по формированию самооценки и адекватной самоидентификации проводится во всех звеньях учебновоспитательного процесса, т.е как в учебной, так и вне учебной деятельности. [10]Таблица №1.Содержание коррекционноразвивающей работы у младших школьников.Компоненты самосознанияМладшие школьникиСодержание работыМетоды работыОценочный компонент1)Формирование интерперсональной оценки; 2)Формирование интраперсональной оценки.1)Формирование адекватных оценок литературных персонажей, героев фильмов (с учетом половозрастных различий).1) Игротерапия,2) экскурсии;3) работа с семьей.Когнитивный компонент

Формирование самоидентификации.1)Умение идентифицировать собственную половую принадлежность и половую принадлежность окружающих людей.1)Групповые психологические занятия; 2) игротерапия,3) работа с семьей.Поведенческий компонент1)Способность нравственной оценки поведения своего и окружающих;2)возможность следовать принятым нравственным требованиям, нормам и правилам в поведении.Формирование адекватного поведения в игровой форме, через анализ сказок, мультфильмов и т.д. (с учетом половозрастных различий). 1) Игротерапия;2) арттерапия,3)групповые психологические занятия.

Таблица №2.Содержание коррекционноразвивающей работы у старших школьников.

Компоненты самосознанияСтаршие школьники Содержание работыМетоды работыОценочный компонент1)Формирование самооценки (с учетом половозрастных различий);2) рефлексия.

1)Сравнение своих личностных качеств с качествами окружающих людей; 2)планирование будущей жизни,рассказ про профессии, которыми дети в дальнейшем могут овладеть.

1)Беседа;2) экскурсии;3)работа с семьей;4) индивидуальные и групповые занятия;5) профориентация.Когнитивный компонент1)Формирование знаний о смене возрастных позиций;2) профориентация. 1)Самоидентификация, идентификация своих родителей, бабушек и т.д;2)планирование будущей жизни,рассказ про профессии, которыми дети в дальнейшем могут овладеть.

1)Групповые психологические занятия;2) беседы,3)тематические мероприятия.Поведенческий компонент1)Наличие практического опыта готовности следовать принятым нравственным нормам;

2)степень самостоятельности нравственного выбора в проблемной ситуации.1)Умение оценивать собственное поведение;2)произвольность поведения;3)умение неконфликтно выходить из проблемной ситуации.1)Групповые психологические занятия;2) просветительскиеи профилактические беседы;3) экскурсии;4) выставки;5) работа с семьей.

В подростковом возрасте (с 10–11 до 14–15 лет) развитие самосознания, формирование идеала личности направлено на осознание человеком своих личных особенностей. Это определяется особым, критичным отношением подростка к своим недостаткам, но умственно отсталые подростки, в силу своих особенностей не могут правильно оценивать собственные действия. «Я» подростка обычно складывается из качеств и достоинств других людей, особо ценных вего глазах. Но так как образцом для подражания у подростка могут быть как взрослые, так и сверстники, поэтому идеальный образ получается противоречивым и в соответствии с этим, поведение детей отличается немотивированными поступками. Дети начинают копировать поведение и черты внешности значимых для них взрослых или старших сверстников (лексикон, способ отдыха, увлечения, украшения, прически, косметика и т. д.). Поэтому важно со стороны педагогов подавать положительный пример для подражания. [11]Необходимо помочь ребёнку оценить свои действия, деятельность, поступки, свои возможности, качества личности. Наиболее действенным способомявляется выработка адекватных реакций на успех и неудачу. В основе рекомендаций учителям, воспитателям лежит личностноориентированное общение взрослого с ребёнком, при котором упор делается на интерес детей. Необходимо прививать навыки нравственного поведения, снижать уровень агрессии в детском коллективе с помощью организации различных праздников, экскурсий, проводить тематические занятия по профессиональной ориентировке. Стоит отметить, что в процессе коррекционноразвивающего обучения происходит формирование и работа над всеми тремя компонентами самосознания. Для формирования адекватной самооценки педагогу в младшем школьном возрасте необходимо в игровой форме научить ребенка справляться с этой задачей. Через сказки, мультфильмы, познавательные фильмы, литературные персонажи нужно научить ребенка правильно оценивать их поступки, характер, а затем уже осуществить перенос на себя. В старшем школьном возрасте с упором на интерес детей необходимо прививать навыки нравственногоповедения, снижать уровень агрессии в детском коллективе с помощью организации различных праздников, экскурсий, проводить тематические занятия попрофессиональной ориентировке.Ссылки на источники:

1. Кригер Г.Н. Изучение проблемы структуры самосознания личности в отечественной психологии// Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов. Вып.2 Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. С. 410.2. Кузьмина Т.И. Динамика формирования Яконцепции у лиц с легкой степенью умственной отсталости: Автореферат. дис. дра пед. наук/ Кузьмина Татьяна Ивановна. М., 2009. С. 23.3. Лаврентьева Т.В. Психолог в дошкольном учреждении. М.:Издательство «ГНОМи Д», 2002. –144 с.4. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. –М.:Издательство «Речь», 2006. –267 с.5. Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания. –М.:Издательство «КогитоЦентр», 1998. –180 с.6. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие. —М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. —Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. —163168 с.7. Петрова В.Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталых школьников. М.:Издательский центр «Академия», 2002. 146150с.8. Бочарова Е.Е., Белопольская Н.Л. Возрастная идентификация у подростков с нормативным и сниженным интеллектом в ситуации жизненного кризиса// Дефектология. –М.: Издательство «Школьная пресса», 2011. № 6. С. 39.9. Павленко Т.П. Гендерная идентичность подростков (сирот и оставшихся без попечения родителей) с нарушениями интеллектуального развития// Дефектология. –М.: Издательство «Школьная пресса», 2009. № 3.

С. 2024.10. Чубаров, П.А. Развитие самооценки умственно отсталых школьников: автореф. дис. . канд. психол. наук / П.А. Чубаров. JI, 1987. 19 с.11. Лаут, Г.В., Брак, У.Б., Линдеркамп, Ф. Коррекция поведения детей и подростков /. Г.В. Лаут

М., 2005.224 c.

Features of consciousness of pupils of elementary and senior grades of special (correctional) school VIII of a look

Rogovenko Tatyana Nikolaevna

educational psychologist of MBOU TsDIK № 9, Krasnoyarsk

email address: zluchka.31@mail.ru



Annotation: In this article the problem of formation of consciousness in various gender and age groups at pupilsspecial (correctional school) was considered. Specific features inherent in younger and mentally retarded senior school students were marked out and explanations for these manifestations are offeredand also recommendations for formation of an adequate selfassessment at pupils are submitted

Keywords: consciousness, Yaconcept, obrazYa, Yareal, Yaideal, selfrelation.