Сказка как метод коррекции эмоционального самочувствия ребенка старшего дошкольного возраста в условиях разведенной однодетной семьи.

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Савкова Т. В., Иванова Н. В. Сказка как метод коррекции эмоционального самочувствия ребенка старшего дошкольного возраста в условиях разведенной однодетной семьи. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 1376–1380. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53278.htm.
Аннотация. Данная статья раскрывает алгоритм и содержание работы с ребенком старшего дошкольного возраста из разведенной однодетной семьи с использованием метода сказкотерапии, направленной на нормализацию его эмоционального самочувствия.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Савкова Татьяна ВячеславовнаМагистранткафедры дошкольного образования Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Череповецкий государственный университет»(ФГБОУ ВПО«ЧГУ»), направление подготовки Психолого педагогическое образование, социальный педагог МБДОУ «Центр развития ребенка –детский сад №127» г. Череповца.TSlavnaya@yandex.ru

Иванова Наталия ВитальевнаДоктор педагогических наук, профессор,Заведующий кафедрой дошкольного образованияФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет».natasha3561@mail.ru

Сказкакак метод коррекции эмоционального самочувствия ребенка старшего дошкольного возраста в условиях разведенной однодетной семьи.

Аннотация: Данная статья раскрываеталгоритм и содержание работы с ребенкомстаршего дошкольного возраста из разведенной однодетной семьи с использованиемметода сказкотерапии, направленной на нормализациюегоэмоционального самочувствия.

Ключевые слова:развод, эмоциональное самочувствие ребенка, сказка, мультимедиа ресурсы.

Ни одна семья не застрахована от конфликтов и супружеских разногласий. Но в некоторых случаях конфликты и ссоры преодолеваются супругами во имя сохранения брака и семьи, а в ряде случаев они заканчиваются разводом.

Проведено немало психологических исследований (М.Я. Яковлева, В. С.Ткаченко, М.А. Крюкова, И.М. Овчинникова), которые свидетельствуют о травмирующем влиянии развода на ребенка. Большинство практикующих психологов рассматривают развод родителей как главное негативное бытие в жизни ребенка, источник неуверенности, болезненных переживаний. Одни специалисты полагают, что в большинстве случаев душевные раны, которые получают дети в результате развода, впоследствии совершенно залечиваются; другие же настаивают на том, что пережитое потрясение оказывает длительное влияние и мешает в дальнейшем полноценному эмоциональному и социальному развитию личности ребенка [1].Внутренняя дисгармония взрослого в послеразводномкризисетакженакладывает отпечаток на формирование личности ребенка, потому что дети во многом воспринимают события, ориентируясь на реакцию взрослых. Нередко взрослые используют детей в качестве объекта разрядки своих отрицательных эмоций, распространяя на них негативные аспекты переживаемой ситуации. При этом родители упускают из виду, что ребенок всегда глубоко страдает, если рушится семейный очаг [2].Опираясь на исследованияМ. И. Буянова, А.И. Захарова, А.И. Фурманова, которые углубленно занимались изучением данной проблемы,можно сделать вывод о том, чтоневнимание, а иногда и недоброжелательное отношение со стороны родителей провоцируют у детей неосознанную взаимную враждебность. Эта враждебность может проявлятьсякак явно(крики, истерики, споры, непослушание), по отношению к самим родителям, так и скрытно(бой с игрушками, агрессивность к сверстникам). Импульсивность, вспыльчивость, агрессивность, не редко и жестокость, проявляемая некоторыми детьми, зачастую является следствием именно детских переживаний. Исследования ШнейдерЛ. Б. показывают, что в течение первого года после развода и мальчики, и девочки демонстрируют более тревожное, беспокойноеи непослушное поведение в отношениях со сверстниками и взрослыми по сравнению с детьми из полныхсемей. По некоторым данным, последствия разводов сильнее сказываются на мальчиках, чем на девочках. От двух месяцев до года со времени развода мальчикистановятся неуправляемыми, агрессивными, теряют самоконтроль, проявляют несамостоятельность и тревожность, инфантильны. На второй год многие трудности сглаживаются и проблемы начинают уменьшаться, однако только в тех семьях, где дети успешно адаптируются к новой ситуации [3].Тем не менее, на наш взгляд, вопрос о том, являютсяли детские эмоциональные переживаниявременными или сохраняются на протяжении нескольких лет после развода родителей, остается открытым.Учитывая тот факт, что разведенная однодетная семья в современном обществе встречается достаточно часто, мы провелиэкспериментальное исследование сцелью изученияособенностейэмоционального самочувствия ребенка –дошкольника в разведенной однодетной семье. Эксперимент проводился нами на базе МБДОУ «Центр развития ребенка –детский сад №127» городаЧереповца, в котором участвовали 10 детей 67ми летиз разведенных однодетных семей.Методы исследования:

методика «Кактус»Памфиловой М.; цель: определениеэмоционального состоянияребенка, выявление агрессивности, ее направленностии интенсивности;

тест «Сказка» (методика Л. Дюссе в модификации Е.В. Куличковской);цель:изучениеэмоционального состояния ребенка ивыявление

проблем во взаимоотношениях с родителями.Представим результаты, полученныев ходе проведения методики «Кактус». Интерпретациярисунков детейиз разведенных семей выявилау них наличиескрытности(42%), чувства одиночества (49%), ярко выраженной агрессивности, о чем свидетельствует наличие иголок, достаточно близко расположенных друг к другу (53%), импульсивности проявилась через сильный нажим карандаша (66%), тревожности,на что указывает внутренняяштриховка прерывистыми линиями(69%),. Детямприсуще чувство одиночества, отсутствие стремления к домашней защите(71%).После завершения рисункадетямпредлагалось ответить на ряд вопросов. Ответы детей представленыв таблице1.Таблица 1.Ответы детей на вопросы после завершения рисунка«Кактус».

Вопросык детям.Ответыдетей.1.Этот кактус дикий или домашний?Дикий.2. Это кактус сильно колется? Его можно потрогать?

Сильно колется, но потрогать можно, очень аккуратно если, можно цветочек потрогать он не колется;

Да. Но потом может быть больно, если много потрогать.

Да. Он даже ядовитый.

Очень.3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?

Он в пустыне;

Ему очень нравится.

Не нравится;

Нравится, он разрешает иногда.4. Кактус растет один или с какимто растением по соседству? Если растет с соседом, то, что это за растение?

Трава около кактуса есть, а подальше еще много кактусов, но они большие, а моймаленький.

Плодоядные растения;

Один.5. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)?

Наверное, будет большим и иголочек больше будет.

Зеленым и колючим;

Будут длинные иголки;

Поменьше колодца, но станет большой;

Большойпребольшой и колючий.

Анализ ответов, полученныхв ходе беседыс детьми, выявилналичие достаточно ярко выраженных негативных качеств у ребенка, чтоуказывает на присутствие тревожного, беспокойного эмоционального состояния (об этом свидетельствуют следующие детские ответы: «кактус сильно колется»; «нельзя трогать, может быть больно»; «подальше растет много кактусов, но они большие»; «сейчас поменьше колодца, но иголочек будет больше»). Таким образом, результатыметодики «Кактус» подтвердиливывод о том, что эмоциональное состояние детейиз разведенных однодетных семейхарактеризуется присутствием достаточно негативных проявлений, таких какагрессивность, тревожность, импульсивность, чувство одиночества. Далее нами был проведен тест «Сказка». В рамках данного теста ребенкубыло предложено продолжить сказки«Страх» и «Дурной сон».Интерпретируя результаты сказки «Страх», мы отметили, что у70 % детей

прозвучалипатологические ответы: дети боятся «увидеть привидения изза угла», «остаться одни», «как страшно, когда прибежит волк и съест меня, как в Красной шапочке». И лишь в 30%

были отмеченынормативные ответы, свидетельствующие об адекватном эмоциональном состоянии: «боюсь, когда выключают свет», «боюсь темноты», «боюсь, что накажут». Детские продолженияк сказке «Дурной сон» показали, что дети хотят, чтобы «привидение не кричало» на них, чтобы «мама не бросала их в лесу», их тревожит, «что придет чудовище и утащит к себе в пещеру».У 50% детей были выявленыпроблемы во взаимоотношении с родителями(«мама ругается на меня,как гром»).

Таким образом, проведенноенами микроисследование позволяет сделать вывод о том, что детипереживают ситуацию развода, испытывая при этомнегативные чувства, страхи, у них наблюдается скрытая агрессивность по отношению к родителям, диагностируетсянеблагоприятное эмоциональное состояние.

Данные нашего исследованияподтверждаются работамиЕ. В. Куличковской и О. В. Степановой,свидетельствующимио том, что ребенок проявляетозлобленность и агрессивность по отношению к ушедшему родителю, так как считает, что может окончательно лишиться возможности видеться с ним. Он также боится выражать негативные чувства по отношению к родителю, с которым он остался, поскольку думает, что может быть отвергнут и им тоже. Ребенокможет опасаться интенсивности гнева, своей неуправляемой агрессии, и потому полностью запрещает себе выражать злость, не позволяя ей проявиться даже в незначительной степени.В бракоразводной круговерти и неразберихе ребенок обычно чувствует себя заброшенным и забытым. Часто взрослым бывает трудно совладать со своими собственными захлестывающими их чувствами, и у них не остается эмоциональной энергии на то, чтобы увидеть и понять проблемы ребенка, помочь ему справиться с ними. Детей это пугает, они чувствуют себя одинокими, растерянными и могут прилагать отчаянные усилия для того, чтобы получить от взрослых больше внимания [4].Далеко не всегда ребенок способенрассказывать кому

либо о своих тревогах и переживаниях. Поэтому после проведения диагностики и определения эмоционального самочувствияребенка, понимания его места в изменившейсясемейной структуре, мы обратились к методическим разработкам по психологопедагогической поддержке дошкольниковв ситуации развода родителей. Анализируя психолого –педагогическую литературу, мы выяснили, что ни в одном источнике не представлено конкретной системы работы с детьми разведенных родителейв условияхдошкольного образовательного учреждения. Данный факт подвиг нас на разработку собственной программы, реализация которой не требует особыхфинансовых вложений, она является доступной для понимания и реализации как педагогамипсихологами, так и педагогами дошкольного образования.

В рамкахданной программы мы предлагаем четкий алгоритм, который позволит педагогу –психологуДОУ обеспечить процесс принятия детьми ситуации развода родителей. На наш взгляд, использование метода сказкотерапии будет самым оптимальнымрешением, так как именно сказка близка и понятна ребенкудошкольникув силу его возрастных особенностей.Благодаря сказке ребенок может раскрыть свой внутренний мир, поделитьсятревогами, переживаниями, позволив тем самым помочь ему в решении скрытых душевныхпротиворечий.В качестве ключевых задачпрограммы выступаютследующие:1. Коррекция эмоциональных нарушенийу детей из разведенных однодетных семей и развитие у них позитивной жизненной перспективы; 2. оптимизацияотношений ребенка с ушедшим из семьи родителем.Программа включает в себя семь коррекционныхзанятий: первое занятие нацелено на знакомство с детьми, установление контакта с ними и настрой на дальнейшую индивидуальную работу. Следующие шесть занятий включают в себя чтение сказок, сопровождающееся показом мультимедийных презентаций, в которых отражено содержание сказок.Текст сказок построеннами таким образом, чтобы ребенок мог прочувствовать реально сложившуюся стрессовую ситуацию разводачерез состояниягероев, находящихся в аналогичных условиях. Ребенок вместе с героямипереживает шаг за шагом чувствоодиночества, обиды, вины,непонимания,страха, ненависти к разводящимся родителям. Предполагается, что ребенок в течение всех занятий прослеживаети анализируетсовместно с психологом развитие событий и отношение к ним героев сказок. Идет обсуждение того, что даже если события приносят боль и душевные травмы, то человек все таки способен их преодолеть.Мы считаем, чтоавторские сказки в нашей модификации необходимо вводить в определенной последовательности: 1 шаг направленна принятие ребенком ситуации развода(Сказка «Два домика: мамы и папы», автор Дж. МореМальинос, модифицированный вариант); 2 шаг ориентированна чувства и переживания ребенка в условиях ухода из семьи одного из родителей(Сказка «Беседа с тетушкой Кукушкой», автор В. Кротов, модифицированный вариант;Сказка «Новый дом папы», автор N. Maar, V. Ballhaus, модифицированный вариант); 3 шаг обращенк способам преодоления негативных эмоциональных состояний ребенка(Сказка «Тропинка котцу»,автор В. Кротов, модифицированный вариант; Сказка «Карасик Биля», автор Т. Холкина, модифицированный вариант); 4 шаг нацеленна формирование позитивной жизненной установки в ситуацииразвода родителей(Сказка «Злой и Добрый волшебники», автор Н. Кузнецова, модифицированный вариант).

Данный алгоритм выбран неслучайно, внем заложена определенная логикапротекания событий, идентичная реалиямжизни ребенка в сложившейся ситуацииразвода.Опираясь на имеющийсяопыт дошкольника, мы вводим сказки в определенной последовательности, которая максимально безболезненно обеспечиваетпроцесс переносаребенком нужных для негоадаптационных механизмов в реальнуюжизнь.После завершения каждой сказки педагогу –психологу предлагаются базовые вопросы для дальнейшей беседы с ребенком, которые помогут ему выделить наиболее проблемные зоны, имеющиеся у ребенкавследствиеразводародителей. Чтобы более глубоко понять эмоциональное самочувствиеребенка, психолог может задать уточняющие вопросы с учетоминдивидуально –личностных особенностей дошкольника.Подчеркнем отличительныеособенностинаших занятий с использованиемметода сказкотерапии. Вопервых, в большинстве сказок (кроме первой и последней)в качестве главных героев (взрослого и ребенка) мы вводим персонажейживотных. Приведем пример. Всказке «Беседа с Тетушкой Кукушкой» (автор В. Кротов, используется в модификации)зайчик Феля, которыйнаходится в комнате один и горюет, знакомится с тетушкой Кукушкой, живущейв старинных часах.Фелю волнуютпереживания, о которых он не можетникомурассказать, так как его никто не понимает. Тетушка Кукушкаоказываетсясамой внимательной и «понимательной», изайчик рассказываетейобо всем, что накопилосьу негона душе. Когда ему предлагают обменять старые часы с Кукушкой на новые электронные, он отказывается, зная, что только ей,такой понимающей,он сможет всегда рассказывать всевсе освоей жизни.

Вторая особенность сказок связана с характеристикой маленьких главных героев. Все они

из однодетной разведенной «семьи», их образ нейтрален (Карасик Биля, муравей Мотя, медвежонок Топтышка) иможет восприниматься ребенком как мальчик или как девочка. Впоследней сказке мы вводим героя –ребенка. Это сделанодля того,чтобы дошкольник лучше осознал и принялсвои чувства, переживания. Всказке «Злой и Добрый волшебники» (автор Н. Кузнецова, используется в модификации)раскрываются стадии переживания ребенком ситуации развода. Сначала в семье все было гармонично, новдруг появился Злой Волшебник и обрек родителей на постоянные ссоры, изза которыхони решили развестись. Ребенка сильно тревожили произошедшие изменения в семье, но однажды ему приснился Добрый Волшебник, который объяснил, что родители, как и прежде, любят его несмотря ни на что. Герой понимает, что в его жизни произошли изменения: теперь есть два дома (мамин и папин), куда он всегда может прийти, где его любят и ждут. Введение героя –ребенка напоследнем этапе позволяет дошкольнику понять, что он не единственный, кто оказался в подобной ситуации, что есть и другие дети, которые также переживаютизза развода родителей, ноонизнают главное –родители их любят и всегда будут рядом.Ккаждой сказкемы разработали мультимедийные презентации, которые позволяютдошкольнику проживать вместе с главным героем различные ситуации, складывающиеся в условиях разведенной однодетной семьи.Опыт реализации нашей программы показывает, что работа с ребенкомиз разведенной однодетной семьис включением метода сказкотерапии способствуетпреодолениюу негонегативногоэмоционального самочувствия,

позволяет значительноминимизировать негативные полследствия детскихпереживанийв сложившейся ситуации и помогает формироватьпозитивную жизненнуюперспективу.

Ссылки на источники:1. Николаева Я. Г. Воспитание ребенкав неполной семье. М.: Владос, 2006.2. Полевая М. Папа, мама, я, а где же семья?// Смена.2000. №1.3.Одинокая мать и ее ребенок // Энциклопедия молодой женщины. М., 1989.4.Куличковская Е. В., Степанова О.В. Это горькое слово «развод». Психологическая работа с детьми, пережившими развод родителей. М.: Генезис, 2010.

Savkova Tatyana VyacheslavovnaThe undergraduate of the psychologist –pedagogical education of chair of Preschool education of Federal public budgetary educational institution of higher education "Cherepovets state university" ("ChGU" FGBOU VPO), the Social teacher of MBDOU "The center of development of the child –kindergarten No. 127" Cherepovets.IvanovаNatalia VitalyevnаDoctor of pedagogical sciences, professor?Head of the department of preschool education.FGBOU VPO "Cherepovets State University" Chair of preschool education Cherepovets.The fairy tale as a method of correction of emotional health of the child of the advanced preschool age in the conditions of the divorced uniparous family.Abstract: This article opens technology of stepbystep realization of work with children of the advanced preschool age from the divorced uniparous family with use of a method of the skazkoterpiya, directed on normalization of emotional health of the child –the preschool child.Keywords:divorce, emotional health of the child, fairy tale, multimedia resources.