Деятельностно-компетентностный подход к обучающимся

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Лардыгина Н. А. Деятельностно-компетентностный подход к обучающимся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 1371–1375. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53277.htm.
Аннотация. В настоящее время изменились приоритеты начального образования. Сегодня главная цель: развитие творческой личности. Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. С.Френе в своей книге подсказывает учителю какой должна быть школа: «И сотворили школу так, как велел им дьявол. Ребёнок любит природу, потому его замкнули в четырёх стенах. Ребёнку нравится сознавать, что его работа имеет смысл, потому что все устроили так, чтобы его активность не приносила никакой пользы. Он не может оставаться без движения-его принудили к малоподвижности. Он любит говорить- ему приказали молчать. Он стремиться понять -ему велели учить наизусть. Он хотел бы сам искать знания- ему они дают в готовом виде….и тогда дети научились тому, чему бы они никогда не научились в других условиях. Они научились лгать и притворяться…Дети отбились от рук они бегут из дома, ищут приключения. они становятся практичны, самоуверенны и упорны без помощи школы и даже вопреки ей. и вот что произошло. как хотел дьявол, некоторые люди зачахли, стали вялыми и пассивными, утратили всякий интерес к жизни. Они лишились и счастья и здоровья. пропали любовь и доброта. мысли стали сухими, души зачерствели, сердца озлобились» Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без побуждения интереса, без внутренней мотивации освоения не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. На уроке необходимо создать условия, способствующие становлению и развитию у младших школьников личностных функций свободы и избирательности в поведении и учебной деятельности, нравственной рефлексии. Исключительное значение для ребёнка имеет возможность делиться на уроке своими личными наблюдениями. Учитель не теряет своей руководящей, организующей роли, он становится участником процесса познания.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Лардыгина Надежда АндреевнаУчитель начальных классов, МАОУ СОШ №3,г. Новый УренгойЯНАОnadyalard@mail.ru©Деятельностнокомпетентностный подход к обучающимсяª

Аннотация.

В настоящее время изменились приоритетыначального образования.Сегодня главная цель: развитие творческой личности. Древняя мудрость гласит:можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя.С.Френе в своей книгеподсказывает учителю какой должна быть школа: ©И сотворили школу так, как велел им дьявол. Ребёнок любит природу, потому

его замкнули в четырёх стенах. Ребёнку нравится сознавать, что его работа имеет смысл, потому что все устроили так, чтобы его активность не приносила никакой пользы. Он не может оставаться без движенияего принудили к малоподвижности.Он любит говоритьему приказали молчать. Он стремиться понятьему велели учить наизусть. Он хотел бы сам искать знанияему они дают в готовом виде….и тогда дети научились тому, чему бы они никогда не научились в другихусловиях.Они научились лгать и притворяться…Дети отбились от рук они бегут из дома,ищут приключения.они становятся практичны,самоуверенны и упорны без помощи школы и даже вопреки ей.и вот что произошло.как хотел дьявол,некоторые люди зачахли,сталивялыми и пассивными,утратили всякий интерес к жизни.Они лишились и счастья и здоровья.пропали любовь и доброта.мысли стали сухими,души зачерствели,сердца озлобилисьªДа,можно усадить детей за парты,добиться идеальной дисциплины.но без побуждения интереса,без внутренней мотивации освоения не произойдёт,это будет лишь видимость учебной деятельности.На уроке необходимо создать условия.способствующие становлению и развитиюу младших школьников личностных функций свободы и избирательности в поведении и учебной деятельности, нравственной рефлексии.Исключительное значение для ребёнка имеет возможность делиться на уроке своими личными наблюдениями.Учитель не теряет своей руководящей, организующей роли,онстановится участником процесса познания.Ключевые слова:технология системнодеятельностного подхода, творческая личность, внутренняя мотивация, создание воспитательнообразовательной среды. ситуация размышления, принципы деятельности,рефлексивная самоорганизация

Статья.

Работа нашего педагогического коллектива школы подчинена единой методической теме: ©Современный урок в контексте компетентностного образованияª.Одна из главных задач, заложенной в программе развития: ©Создание новой воспитательнообразовательной среды школы, обеспечивающей право детей на качественное образование, удовлетворяющей интересы школьников, запросы родителей, повышающей престиж учителя, воспитывающей высоконравственных патриотов своей страныªЦельмоей работы в учебной деятельности:



применение индивидуальнодифференцированного и деятельностнокомпетентностного подхода к обучающимся. Мноюбыли созданы следующие условия:сформировать у гражданина потребность предвидеть возможные жизненные экстримальные ситуации, выработать навык правильного анализа и адекватного поведения, грамотные действия в тех условиях, которые могут встретиться в современном мире.

Технология системнодеятельностного подхода позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных действий,которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, находиться в поиске ответовумению учиться и добывать знания самостоятельно. Это и есть главная задача стандартов нового поколения. По мнению А. Дистерверга, деятельностный подход в обучении является универсальным. Только в действии порождается открытие и познание нового ещё неизведанного.Моя задача,как учителя: наглядно и доступно объяснить,рассказать, показать, включить ученика в учебный процесс. Организовать деятельность так, чтобы каждый ученик применил полученную информацию в самостоятельном поиске и решении познавательных, учебнопрактических и жизненных ситуаций.Демонстрировать детям своё полное к ним доверие, помогать в формулировании и уточнении целей и задач, организовывать сообщение нового знания в форме увлекательного диалога, саморефлексию достигнутого и действия детей, не нарушать единство логической структуры урока, исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению.

Я работаю по программе ©Школа2100ª.Программный материал в учебниках составлен с опорой на деятельностную парадигму обучения. Каждый вид заданий в учебниках перед детьми создаёт проблему,открывает новые знания,направляет действовать творчески не по шаблону.Через проблемную ситуацию,проблемный вопрос дети могут сформулировать тему урока. Учебники по русскому языку,авторы:Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунееваи окружающий мир А.А.Вахрушевавводят детей в ситуацию размышения,выхода из создавшейся ситуации.На уроках математики авторыС.А.Козлова и Т.Е.Давыдована примере простых задач заставляют ребёнка творчески мыслить,уметь рассуждать,привлекать смекалку.Роль учителя становится другой,так как современные дети слишком информированы.Поэтому современный учитель должен из носителя знаний и информации превратиться в организатора учебной деятельности.Во время урока организовываю поисковоисследовательскую деятельность так, чтобы ученики смогли поэтапно дойти до решения ключевой проблемы урока(через создание проблемной ситуации), объяснили ход рассуждения поставленной задачи.Системнодеятельностная технология в учебном процессе позволяет выработать у учащихся умение адаптироваться в различных ситуациях(умение построить пландействий), осознанно выстроить свою деятельность по достижению цели(получить готовый продукт) и адекватно оценить собственные исследования и их результат(рефлексия).Реализацию технологии выстраиваю на нескольких принципах:Принцип деятельности:(ученик получает знания не в готовом виде,а добывает их сам,активно действуя по заранее составленному плану).Принцип непрерывности:(преемственность между всеми ступенями в бучении, включая 5 класс).Принцип целостности:(формирование у ученика системного представления о мире по всем предметам).Принцип психологической комфортности:(создание во время уроков доброжелательной атмосферы,сотрудничества).Принцип вариативности:(адекватное принятие решений в ситуациях выбора).Принцип творчества:(приобретение учащимися творческой деятельности).Все принципы задают систему необходимых условий организации непрерывного процесса обучения системнодеятельностного образования. Деятельностный подход особенно необходим в изучении проектноисследовательской деятельности во внеурочное время. За время работы над проектом дети учатся пользоваться дополнительной литературой, отбирать нужную информацию, делать выводы, оценивать не только себя, но и свою работу, а также работу товарищей.Проектная деятельность младших школьников закладывает основы развития проектирования в основной школе. На всех этапах школы важнейшим развивающим моментом при организации проектной деятельности является сопряжённость пространств учебной и проектной работы. Многообразие действий и типов учебной работы учит школьника выбирать способы организации собственной деятельности сообразно обстоятельствам, учит самостоятельности. Я предполагаю, что включение ребенка в активную исследовательскую деятельность дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социальной среде, воспитывать личностные качества. Работая над выбранной темой, ученик осваивает и присваивает социальные нормы, выстраивая личностную позицию, в которой он учится определять границы свободы, самостоятельности и ответственности. Считаю, что нужно не просто вооружить ученика набором знаний,а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Литература.

1.

Гревцова, И. Системнодеятельностный подход в технологии школьного обучения/И. Гревцова // Школьные технологии. 2003. № 6.2.Дмитриев, С. В. Системнодеятельностный подход в технологии школьного обучения / С. В. Дмитриев // Школьные технологии. 2003.N 63.Купавцев,А.В. Деятельностный аспект процесса обучения/А.В. Купавцева // Педагогика.2002.№6.

4. Леонтьев,А.А. Что такое деятельностный подход в образовании /А.А. Леонтьева //Начальная школа плюс.2001.№1