Воспитание нравственных ценностей, как условие эмоционально-волевого развития личности младшего школьника.

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Акименко З. И. Воспитание нравственных ценностей, как условие эмоционально-волевого развития личности младшего школьника. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 1386–1390. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53280.htm.
Аннотация. Каждое поколение имеет свои ценности, свои взгляды на жизнь. Но есть вневременные ценности и правила личного и общественного поведения, которые одно поколение передает другому. К сожалению, приходится констатировать, что сегодня в нашем обществе крайне упал уровень поведенческой культуры, отсутствует элементарная вежливость, доброжелательность. Нередко в детской среде встречается грубость, насилие, жестокость. Не случайно все выдающиеся педагоги и мыслители (К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, П.Ф. Каптерев, Л.Н. Толстой, А.А. Ухтомский, А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили и др.) придавали первостепенное значение проблеме нравственного воспитания подрастающего поколения.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Акименко Зинаида Ивановнаучитель начальных классов, МАОУ СОШ №3,г.Новый Уренгой ЯНАОzinakim@yandex.ru

Воспитание нравственных ценностей, как условие эмоционально –волевого развития личности младшего школьника.

Аннотация.

Каждое поколение имеет свои ценности, свои взгляды на жизнь. Но есть вневременные ценности и правила личного и общественного поведения, которые одно поколение передает другому. К сожалению, приходится констатировать, что сегодня в нашем обществе крайне упал уровень поведенческой культуры, отсутствует элементарная вежливость, доброжелательность. Нередко в детской среде встречается грубость, насилие, жестокость. Не случайно все выдающиеся педагоги и мыслители (К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, П.Ф. Каптерев, Л.Н. Толстой, А.А. Ухтомский, А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили и др.) придавали первостепенное значение проблеме нравственного воспитания подрастающего поколения.Ключевые слова:проблемавоспитаниянравственных ценностей,этические понятия и принципы,перестроить школьную практику,основы нравственности,организация работы по самопознанию и самовоспитанию,заботиться о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания.

Статья.

Сегодня эта проблемавоспитаниянравственных ценностейзвучит все острее. Даваемыешкольникам знания по основам наук должны быть «нравственно насыщены», дополнены знаниями о человеке, его организме и психике, этическим и эстетическим содержанием, «пропускаться» через анализ собственной жизни учащихся, стать для них личностно значимыми.В педагогической науке известно стремление ученых к выделению этических категорий в школьном образовании, к расстановке этических акцентов в процессе воспитания, решению проблем общения и отношений учащихся (О.С.Богданов, Б.В. Бушелева, Е.В. Бондаревская, К.В. Гавриловец, Д.М. Гришин, И.Ф. Харламов, А.И. Шемшурина, Н.Е. Щуркова).В последние годы проявляется тенденция к разработке специализированных этических программ и курсов: человековедения (Л.И. Маленкова), граждановедения, этики (П.С. Гуревич, А.Ф. Никитин, Я.В. Соколов, А.И. Шемшурина, Ю.К. Шрейдер, Н.Е. Щуркова), психологии (И.В. Дубровина, М.В. Попова), православной этики (И.А. Кузьмин). Они направлены на становление у учащихся основ духовнонравственной, психологической и валеологической культуры, что включает в себя: соответствующую возрасту грамотность и компетентность в этих областях, ориентацию на общечеловеческие ценности, осознанное творческое отношение к собственной жизни. Актуальность этического образования школьников обусловлена также возрастающей ролью гуманитарного познания. У молодежи наряду с интересом к образованию фиксируется интерес к культуре, истории, религии и философскойэтике, широкая гуманитарная, общекультурная подготовка, получение «классического» образования невозможны без этического образования учащихся. Этика всегда была и остается частью философского знания, а моральные представления и этические понятия, несомненно, являются фундаментом мировоззрения. Поэтому никакое мировоззрение не может считаться полным и законченным, если оно не включает в себя более или менее разработанной и логически оформленной системы этических понятий и принципов.Особое значение этики состоит в том, что именно в ней философское размышление переходит непосредственно в практику воспитательной деятельности, в практику повседневного человеческого поведения, когда элементы мировоззрения становятся мотивами поступков. Регулятивная функция этики состоит в научении людей должному поведению в определенных сферах их жизнедеятельности, в конкретизации общечеловеческих моральных норм и принципов применительно к данным ситуациям, для данных групп людей, с учетом их жизнедеятельности.При недостатке этической информации воспитание идет окольными и подчас ложными путями, усваиваются случайные и часто не лучшие образцы поведения и отношений. Ученик вынужден заниматься как бы самообразованием в рамках нравственноэтической сферы. В тоже время наблюдение педагогической меры в подаче этической информации мешает переводу этических знаний в эмоциональную сферу ученика, в практику поведения. Передозировка нравоучений приводит к разрыву знания и поведения.Основное направление сегодняшних реформ образования –изменение уклада его начальной ступени. Назреланеобходимость так перестроить школьную практику, чтобы дети младшего школьного возраста были заинтересованы в саморазвитии, в эмоционально –волевом самосовершенствовании и приобрели способность к этому.Жизнь в современном обществе предъявляет особые требования к эмоционально –волевой сфере личности человека. Академик Н.К. Анохин говорил: «Человечество вступило в эру чрезвычайных эмоциональных перегрузок. Мы можем противостоять этому, лишь воспитывая волю, научившись управлять эмоциями и разумно преодолевать так называемые эмоциональные стрессы». С особой актуальностью эти слова звучат в последние годы, когда изменение многих сторон нашей жизни значительно увеличивает эмоциональные нагрузки и требует от человека проявление волевых качеств.Начальное звено образования имеет решающее значение в развитии личности. В этом возрасте складывается и проявляется до 70% личностных качеств. Невнимание к развитию личности, к потребностям и мотивам деятельности ребенка порождает педагогические просчеты, которые обнаруживаются на следующих степенях обучения.Наличие способности субъекта самостоятельно регулировать поведение на основе социальных, моральных норм и требований предполагает и демократизация процесса.Основным критерием сформированности эмоционально –волевой сферы личности являются волевые качества. На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и другие. Их можно рассматривать как первичные или базовые волевые качества личности. Несколько позже, в единстве с характером, развиваются такиекачества, как решительность, смелость, самообладание. Наконец, самый высокий уровень развития волевых качеств личности связан с морально –ценностными ориентациями человека. Это естественность, принципиальность, обязательность, деловитость, инициативность.Однако, чтобы нравственные ценности побуждали к активной деятельности, к самовоспитанию и саморазвитию личности, мало добиться того, чтобы человек их осознал. Ценности приобретают побудительную силумотива деятельности, когда они усвоены личностью, представляют момент внутреннего существования, когда человек может формировать цели своей деятельности, видеть их гуманистический смысл, находить эффективные средства реализации, своевременного контроля, оценки и корректировки своих действий. Задача воспитания нравственных ценностей может быть решена путем изменения подходов к воспитательной деятельности, отказа от авторитаризма в воспитании, что, в свою очередь, предполагает построение всего процесса как многосторонней деятельности, основанной на взаимодействии, сотрудничестве, уважении, доверии к ребенку через создание условий для его саморазвития и самореализации в качестве социального субъекта.Полноценное воспитание нравственных ценностей требует использования двух способов организации:естественное усиление тех побуждений, которые по своему содержанию выступают в качестве исходного момента;усвоение воспитанником предъявленных ему «в готовом виде» побуждений, целей, идеалов, которые учащийся должен постепенно превратить из внешне воспринимаемых во внутренне принятые и реально действующие.Эффективно реализовать данные способы организации воспитательного процесса можно через следующие направления:–этическое просвещение;–многосторонняя деятельность по самоуправлению, самопознанию, самовоспитанию.Организация жизнедеятельности учащихся начальной школы должна быть тесно связана с этическим просвещением детей, так как в младшем школьном возрасте происходит интенсивное накопление нравственного опыта. Через систему классных часов необходимо в «готовом виде» предъявить воспитанникам основы нравственности. При этом надо помнить, что младший школьник воспринимает слова взрослого лишь тогда, когда они эмоционально его задевают. Для психологического здоровья ребенка необходима сбалансированность эмоций, поэтому важно не только научить младших школьников развивать свои волевые качества с помощью положительных эмоций, но и научить их не боятся отрицательных эмоций, которые могут возникать в процессе любой деятельности. ребенку важно уметь контролировать свое настроение.Младших школьников следует готовить к возможным ошибкам, неудачам и срывам, при этом педагог должен создать положительный эмоциональный настрой и помнить, что ребенок имеет право на ошибку и еёисправление.Организация работы по самопознанию и самовоспитанию позволяет продуктивно стимулировать потребности учащихся в нравственно –волевом самосовершенствовании.Результаты наблюдений за учениками, диагностические срезы позволяют сделать выводы: процесс усвоения нравственных ценностей будет эффективным, если педагог заботиться о выполнении следующих условий:организация деятельности по самопознанию и самовоспитанию учащихся;занимается этическим просвещением детей;обеспечивает эмоциональную насыщенность общей деятельности, организует коллективные мероприятия, объединяющие детей; заботиться о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания;создать атмосферу эмоционально –волевого напряжения, ведущего к достижению поставленной цели.Ссылки на источники:1.Акутина С.П. Направления деятельности классного руководителя с семьей. Организация педагогического сопровождения семейного воспитания в общеобразовательном учреждении : уч.метод. Пособие.2.Замолоцких Е.Г. Теория и практика взаимодействия основной общеобразовательной школы и семьи в формировании межличностного общения школьников .3. Щуркова Н.Е., Павлова Е.П. Воспитание счастьем. Счастье воспитания. М: Центр «Педагогический поиск»,2004.4.Щуркова Н.Е. Профессиональное мастерство классного руководителя. –М.: Айриспресс, 2007.