Сущность этнокультуроведческого подхода в обучении родному языку.
Выпуск:
ART 53286
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Лежнева
О.
С. Сущность этнокультуроведческого подхода в обучении родному языку. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С.
1416–1420. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/53286.htm.
Аннотация. Рассматривая эту проблему, автор пришел к выводу, что нужно больше уделять внимания на изучение этнокультуры.
Текст статьи
Лежнева Оксана СергеевнаУчитель начальных классов, МБОУ «Кустовская СОШ», Белгородская область, Яковлевский рн, с. Кустовое.lezhneva.oksana@yandex.ruСущность этнокультуроведческого подходав обучении родному языкуРассматривая эту проблему, я пришла к выводу, что нужно больше уделять внимания на изучение этнокультуры.Ключевые слова: Этнокультура, традиции, обычаи наших предков.В современных условиях обучение родному языку должно быть связано с усвоением культуры русского народа, а, следовательно, в школьный курс должен включаться национальнокультурный компонент [Шанский 1993: 4862]. Именно поэтому в современной школе утверждается этнокультуроведческий подход к обучению, при котором человек рассматривается как носитель национальной психологии, национального характера, национального самосознания.Обращение к этнокультурологии и этнокультуроведению обусловлено стремлением выйти за рамки техники языка, обратиться к одновременному изучению языка и национальной культуры народа, обучать языку не только как способу выражения мыслей, но и как источнику познания культуры народа –носителя языка. Подлинное возрождение национальной традиционной культуры может быть достигнуто лишь на основе этнокультуроведческого подхода к обучению. Для определения сущности этнокультуроведческого подхода важно определить, на чем же базируется это понятие. Этнокультуроведение –одно из научных направлений, исследующее взаимосвязь, взаимовлияние этнографии, фольклористики, педагогикиразных народов. Этнокультуроведение отражает синтез многих наук, изучающих собственно этнокультуру со своими целями и задачами, понятийным аппаратом, а они не являются предметом изучения в курсе русского языка. Поэтому, раскрывая сложную проблему соизучения языка и культуры, мы можем говорить об этнокультуроведческом аспекте обучения русскому языку.Обращение к этнокультуроведению обусловлено стремлением выйти за рамки техники языка, обратиться к одновременному изучению языка и национальной культуры народа, обучать языку не только как способу выражения мыслей, но и как источнику познания культуры народа –носителя языка.Этнокультуроведение рассматривается в методике как один из важнейших путей реализации кумулятивной функции языка, проявляющейся в том, чтоязык не просто передает некоторые сведения, но и обладает способностью отражать, фиксировать и сохранять определенную культурную и историческую информацию. «Язык, рассматриваемый как достояние всех говорящих на нем, в силу кумулятивной функции является подлинным зеркалом национальной культуры» [Верещагин 1990: 15].Учет национальных особенностей, обычаев, традиций актуален и для методики преподавания родного языка. Т.К. Донская в работе «Русская национальная школа: проблемы и решения» (1998) пишет, что «национальное возрождение России немыслимо без осознания молодым поколением родного языка как национальной святыни, как исторической памяти народа, отражающей самобытность русской культуры, русского национального характера, «духа народа» [Донская 1998: 44]. Наиболее актуальным, по мнению автора, для современного этапа развития методики преподавания русского языка является «принцип народности», который в свою очередь, тесно связан с «принципом историзма и культурологическим принципом обучения и воспитания» [тамже: 45]. Очевидно, применительно к школьному образованию национальная идея должна выразиться в историкокультурном наполнении содержания обучения. Неслучайно в образовательном стандарте по русскому языку указывается на необходимость приобщения учащихся кнациональной культуре своего народа в процессе изучения русского языка, на формирование культуроведческой компетенции, «включающей в себя сведения о языке как о национальнокультурном феномене, отражающем духовнонравственный опыт народа, закрепляющем основные нравственные ценности; представления о связях языка с национальными традициями народа, а также осознание учащимися красоты, выразительности и эстетических возможностей родной речи.Одним из подходов можно считать изучение языка в широком этнокультуроведческом аспекте при установке на развитие личности, способной к самопознанию и самоопределению. Символы русского быта, факты русской истории, народные верования, русские обряды, песни, сказки и другие жанры устного народного творчества –все это и создает индивидуальное лицо русского языка, делает его неповторимым. И несмотря на то, что в языке часто очень трудно бывает провести границу между своим и чужим, национальное не пропадает, не теряется в массе заимствованного.
В настоящее время выделены и сформулированы этнометодические и этнопедагогические основы этнокультуроведческого подхода к обучению. Основная идея заключается в том, что базовым положением такого подхода является не формирование абстрактного человека, а признание принадлежности человека к той или иной национальности; взгляд на человека как носителя национальной психологии, национального характера» [Ялалов 2001: 93]. Но в то же время при таком подходе учитывается, что «человек не живет изолированно, а взаимодействует с представителями различных культур. Этнометодический принцип не ограничивается национальными рамками, а рассматривает формирование человека в условиях межкультурного взаимодействия» [там же: 93].
Философскую и теоретическую платформу этнометодического принципа составляют:закон о диалектическом единстве философских категорий единичный, особенный, всеобщий, проявляющийся в понятиях «индивид», «нация» и «народ»;идея П.П. Блонского о формировании человека как члена племени, члена нации, человеческого рода; идея П.Ф. Каптерева о единстве национального и общечеловеческого идеалов;идея этнической обусловленности содержания образования и методов обучения (Г.В. Мухаметзянова);методологический тезис Б.М. Неменского: «От родного порога –в мир общечеловеческой культуры» [Волков 1999: 1015].Также сформулированы и этнодидактические принципы, лежащие в основе национальных систем образования:1.Принцип соответствия содержания образования этнофилософским взглядам и современному менталитету. В соответствии с этим принципом содержание национального образования, с одной стороны, должно соответствовать этнофилософским взглядам народа, с другой –отражать современный менталитет, выражающий глобальные процессы интеграции, взаимодействия, взаимообогащения различных культур и философских течений.
2.Принцип соответствия содержания образования, форм и методов обучения этнопсихологическим особенностям людей.В современных исследованиях по социальной психологии и социальной педагогике выявлена взаимосвязь между свойствами национального характера и типичными для данной культуры методами обучения и воспитания детей. Содержание образования, методы и приемы обучения, которые соответствуют этническим, психофизиологическим особенностям детей, наилучшим образом способствуют развитию у детей когнитивных процессов.Ядром этнопсихологии выступают национальное самосознание и национальный характер, формирование которых подчиняется определенным закономерностям. Процесс формирования нормативного этноса (и в этой связи национального самосознания) легче всего проходит внаиболее однородной по своим социальным и культурным характеристикам макросреде. С другой стороны, реальный мир многонационален и предполагает диалог этносов, готовность представителей разных национальностей к благожелательному контакту. Поэтому содержание национального образования должно обеспечить достаточно полное представление о других этносах, их культуре. 3.Принцип соответствия форм и методов обучения этнопедагогическим традициям.Система обучения и воспитания, созданная самим народом и основанная на народных началах, по глубокому убеждению К.Д. Ушинского, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованиях у другого народа. В современных методологических исследованиях поднимается вопрособ этнической обусловленности способов и приемов обучения. Формы и приемы обучения должны исходить из того, что восприятие и мышление каждого народа своеобразны [Ялалов 2001: 9395].Социальная, художественная и педагогическая ценность этнокультуроведческих средств (традиций, обычаев, обрядов, жанров устного народного творчества) общепризнанна, но не нашла должного обоснования в процессе преподавания родного языка. Мы считаем, что этнокультуроведческая направленность уроков русского языка в начальной школе должна занять ведущее место. Специально подобранный материал может стать эффективным средством формирования этнокультуроведческой компетентности, средством развития речи, уточнения, обогащения и активизации словаря, так как основу этнокультуроведческой компетентности школьников составляет народная педагогика.Этнопедагогика, или народная педагогика –часть общей культуры, которая с детства окружает человека. Это совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и игрушках, в атрибутах и символах. Изучение народного опыта позволяет утверждать, что народпедагог, определив содержание нравственного воспитания в соответствии со своим идеалом, одновременно выработал действенные пути и способы его осуществления в новых поколениях. Мы используем нравственный опыт предшествующих поколений с помощью языка. «Родной язык есть неистощимая сокровищница всего духовного бытия человечества», писал Ф. И. Буслаев [Буслаев: 4].Внастоящее время уже определились некоторые пути решения проблемы. Так, в учебники «нового поколения», то есть изданных не раньше середины 90х гг., уже включены (хотя и ощутимо недостаточном объеме) сведения о русском языке как средстве выражения культурынарода, о его самобытности, своеобразии эстетической ценности, используются тексты, воссоздающие национальнокультурный фон России. Но, безусловно, этого недостаточно
Этнокультуроведческий подход предполагает формирование этнокультуроведческой компетенции школьника. В связи с вышесказанным, современная лингводидактика активно развивает мысль о культурноформирующей функции лингвистического образования. Поскольку через языковую картину мира отражается мир этноса, система национальных ценностей, то можно утверждать, что язык формирует своего носителя, его менталитет. Поэтому «языковое образование школьников должно формировать этнокультуроведческую компетенцию учащихся, конечная цель которой –осознание значимости родного языка в жизни народа, формирование национального самосознания и общероссийского гражданского сознания» [Быстрова 2001: 32]. Под компетенциейпонимается совокупность тех знаний, умений и навыков, которые формируются в процессе обучения русскому языку как учебному предмету и которые обеспечивают овладение им [Быстрова, 1996: 4]. В настоящее время выделяются различные типы компетенции: языковая (или лингвистическая), коммуникативная, речевая, правописная, лингвострановедческая, (или этнокультуроведческая).Мы остановимся на последней.Для реализации этнокультуроведческого подхода в обучение русскому языку очень важно рассмотреть понятие «этнокультуроведческая компетенция».
Выделение этой компетенции в лингводидактике произошло сравнительно недавно. Хотя нельзя не отметить того, что еще Ф.И. Буслаев, К.Д. Ушинский и др. в XIXстолетии говорили о неразрывной связи обучения родному языку с усвоением культуры русского народа.
Новая концепция образования, современные требования к преподаванию русского языка ставят перед школой «старую новую» цель –воспитание через систему предметов филологического цикла духовно богатой, нравственноориентированной личности, человека, любящего свой народ, свою культуру и язык. И поэтому изучение языка должно развивать также этнокультуроведческую компетенцию. Термин «этнокультуроведческая компетенция» введен в последнем по времени издания Проекте государственного образовательного стандарта. Этнокультуроведческая компетенция предполагает:осознание того, что язык не только средство познания и средство общения, но и формасоциальной памяти, «культурный код нации», развитое умение сопоставлять факты языка и факты действительности;умение видеть культурный фон, стоящий за каждой языковой единицей;умение обнаруживать в текстах разных стилей национально и регионально значимыелексемы и понимать из роль в тексте;знание принятых (в данное время, в данном социуме) форм речевого этикета, а также глубокое осмысленное понимание особенностей речевого поведения в зависимости от коммуникативной ситуации и ее слагаемых: цели времени, места общения, возраста и социальной принадлежности собеседников [Обучение русскому языку в школе 2004: 43].Для реализации этнокультуроведческого подхода к обучению родному языку, как указывается в разработанной Т.В. Яковлевой и В.В. Дёмичевой «Программе этнокультуроведческого образования и воспитания в начальной школе», следует:в содержании курса представить наряду с общими сведениями о языке его характеристику как национального феномена,
в методике преподавания осуществить принцип воспитывающего обучения черезприоритетную цель воспитания интереса и любви к родному языку посредством разнообразных методических приемов, в том числе языковую ретроспективу как обращение к фактам, явлениям, тенденциям языка путем лингвокультурологического комментария;обогащенное содержание языкового материала как отражение сложной структурнологической системы развитого русского языка путем систематизации, осуществляемой на основе теории обособленных понятий;целенаправленное создание условий для творческих работ и активной коммуникации учащихся, для дискуссионного обсуждения ими вопросов родного языка, для учебноисследовательского решения отдельных языковых проблем с опорой на фоновые теоретические знания и природное языковое чутье учащихся. Это поможет самопознанию и самовыражению школьников и формированию национального сознания.Таким образом, под этнокультуроведческим образованием учащихся мы будем понимать овладение ими основами народной культуры (содержание основных составляющих этнокультуры: традиций, обычаев, устного народного творчества, символов и др.), умение анализировать тексты, содержащие этнокультуроведческие сведения, усвоение россиеведчески ценностной лексики.Этнокультуроведческое образование находит свое воплощение в постановке и решении следующей задачи: ознакомление школьников с культурой России, истоками этой культуры и ее достижениями, воспитание у школьников чувства национальной гордости посредством изучения русского языка, так как язык –это хранитель знаний о культуре народа. Слова русского языка –живое свидетельство нашей истории, нашей культуры. В них живет прошлое и настоящее народа, его традиционный и современный быт, они отражают традиции, обычаи народа, развитие его искусства, словесности, народнопоэтического творчества. Язык –основа национальной памяти и ключ к пониманию духовного мира.Список литературы1.Буслаев, Ф. И. Преподавание отечественного языка [Текст]: сборник статей /Ф.И. Буслаев М.: Просвещение, 1992. 342с.2.Баринова, Е.А. Основы методики развития связной речи [Текст]: учебное пособие /Е.А. Баринова
М., 1971.638 с.3.Быстрова, Е. А. Новые тенденции в преподавании русского языка и школьный учебник [Текст] /Е.А. Быстрова //Русская словесность,1996. №4. С. 3943. 4.
Быстрова, Е. А. Цели обучения русскому языку, или какую компетенцию мы формируем на уроках [Текст] /Е.А. Быстрова//Русская словесность,2003, № 1. –С. 3541.5.Волков, Г. Н. Тебя, как первую любовь...[Текст] /Г.Н. Волков. –М., 1993.134с.6.
Волков, Г.Н. Этнопедагогика [Текст]: уч. пособие /Г.Н. Волков. М., 1999. –187с.7.Шанский, Н. М., Иванов, В.В., Шанская, Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка [Текст]:словарь /Н.М. Шанский, В.В. Иванов, Т.В. Шанская; под общ. ред. Н.М. Шанского. –М.: Просвещение, 1999. –367с.8.Шанский, Н. М. Концепция образования по русскому (родному) языку в 12летней школе[Текст]/Н.М. Шанский //Русский язык в школе.2000. 2.С. 2732.9.Яковлева, Т. В. Этнокультуроведческий подход к обучению русскому языку в начальной школе [Текст] /Т.В. Яковлева, В.В. Демичева //Начальная школа. –2006. №11. –С. 3841. 10. Яковлева, Т.В. Этнокультуроведческий текст как средство формирования национального самосознания школьников [Текст] /Т.В. Яковлева, Н. ВАлександрова // Преподавание русской словесности в вузе и школе: традиции и новаторство: Материалы региональной научнопрактической конференции. Липецк, 2004. –С. 101105.11.
Ялалов, Ф.Г. Национальнорегиональный компонент образования:этнометодологический подход [Текст] /Ф.Г. Ялалов //Начальная школа.2001. № 2. –С.9395.
В настоящее время выделены и сформулированы этнометодические и этнопедагогические основы этнокультуроведческого подхода к обучению. Основная идея заключается в том, что базовым положением такого подхода является не формирование абстрактного человека, а признание принадлежности человека к той или иной национальности; взгляд на человека как носителя национальной психологии, национального характера» [Ялалов 2001: 93]. Но в то же время при таком подходе учитывается, что «человек не живет изолированно, а взаимодействует с представителями различных культур. Этнометодический принцип не ограничивается национальными рамками, а рассматривает формирование человека в условиях межкультурного взаимодействия» [там же: 93].
Философскую и теоретическую платформу этнометодического принципа составляют:закон о диалектическом единстве философских категорий единичный, особенный, всеобщий, проявляющийся в понятиях «индивид», «нация» и «народ»;идея П.П. Блонского о формировании человека как члена племени, члена нации, человеческого рода; идея П.Ф. Каптерева о единстве национального и общечеловеческого идеалов;идея этнической обусловленности содержания образования и методов обучения (Г.В. Мухаметзянова);методологический тезис Б.М. Неменского: «От родного порога –в мир общечеловеческой культуры» [Волков 1999: 1015].Также сформулированы и этнодидактические принципы, лежащие в основе национальных систем образования:1.Принцип соответствия содержания образования этнофилософским взглядам и современному менталитету. В соответствии с этим принципом содержание национального образования, с одной стороны, должно соответствовать этнофилософским взглядам народа, с другой –отражать современный менталитет, выражающий глобальные процессы интеграции, взаимодействия, взаимообогащения различных культур и философских течений.
2.Принцип соответствия содержания образования, форм и методов обучения этнопсихологическим особенностям людей.В современных исследованиях по социальной психологии и социальной педагогике выявлена взаимосвязь между свойствами национального характера и типичными для данной культуры методами обучения и воспитания детей. Содержание образования, методы и приемы обучения, которые соответствуют этническим, психофизиологическим особенностям детей, наилучшим образом способствуют развитию у детей когнитивных процессов.Ядром этнопсихологии выступают национальное самосознание и национальный характер, формирование которых подчиняется определенным закономерностям. Процесс формирования нормативного этноса (и в этой связи национального самосознания) легче всего проходит внаиболее однородной по своим социальным и культурным характеристикам макросреде. С другой стороны, реальный мир многонационален и предполагает диалог этносов, готовность представителей разных национальностей к благожелательному контакту. Поэтому содержание национального образования должно обеспечить достаточно полное представление о других этносах, их культуре. 3.Принцип соответствия форм и методов обучения этнопедагогическим традициям.Система обучения и воспитания, созданная самим народом и основанная на народных началах, по глубокому убеждению К.Д. Ушинского, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованиях у другого народа. В современных методологических исследованиях поднимается вопрособ этнической обусловленности способов и приемов обучения. Формы и приемы обучения должны исходить из того, что восприятие и мышление каждого народа своеобразны [Ялалов 2001: 9395].Социальная, художественная и педагогическая ценность этнокультуроведческих средств (традиций, обычаев, обрядов, жанров устного народного творчества) общепризнанна, но не нашла должного обоснования в процессе преподавания родного языка. Мы считаем, что этнокультуроведческая направленность уроков русского языка в начальной школе должна занять ведущее место. Специально подобранный материал может стать эффективным средством формирования этнокультуроведческой компетентности, средством развития речи, уточнения, обогащения и активизации словаря, так как основу этнокультуроведческой компетентности школьников составляет народная педагогика.Этнопедагогика, или народная педагогика –часть общей культуры, которая с детства окружает человека. Это совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и игрушках, в атрибутах и символах. Изучение народного опыта позволяет утверждать, что народпедагог, определив содержание нравственного воспитания в соответствии со своим идеалом, одновременно выработал действенные пути и способы его осуществления в новых поколениях. Мы используем нравственный опыт предшествующих поколений с помощью языка. «Родной язык есть неистощимая сокровищница всего духовного бытия человечества», писал Ф. И. Буслаев [Буслаев: 4].Внастоящее время уже определились некоторые пути решения проблемы. Так, в учебники «нового поколения», то есть изданных не раньше середины 90х гг., уже включены (хотя и ощутимо недостаточном объеме) сведения о русском языке как средстве выражения культурынарода, о его самобытности, своеобразии эстетической ценности, используются тексты, воссоздающие национальнокультурный фон России. Но, безусловно, этого недостаточно
Этнокультуроведческий подход предполагает формирование этнокультуроведческой компетенции школьника. В связи с вышесказанным, современная лингводидактика активно развивает мысль о культурноформирующей функции лингвистического образования. Поскольку через языковую картину мира отражается мир этноса, система национальных ценностей, то можно утверждать, что язык формирует своего носителя, его менталитет. Поэтому «языковое образование школьников должно формировать этнокультуроведческую компетенцию учащихся, конечная цель которой –осознание значимости родного языка в жизни народа, формирование национального самосознания и общероссийского гражданского сознания» [Быстрова 2001: 32]. Под компетенциейпонимается совокупность тех знаний, умений и навыков, которые формируются в процессе обучения русскому языку как учебному предмету и которые обеспечивают овладение им [Быстрова, 1996: 4]. В настоящее время выделяются различные типы компетенции: языковая (или лингвистическая), коммуникативная, речевая, правописная, лингвострановедческая, (или этнокультуроведческая).Мы остановимся на последней.Для реализации этнокультуроведческого подхода в обучение русскому языку очень важно рассмотреть понятие «этнокультуроведческая компетенция».
Выделение этой компетенции в лингводидактике произошло сравнительно недавно. Хотя нельзя не отметить того, что еще Ф.И. Буслаев, К.Д. Ушинский и др. в XIXстолетии говорили о неразрывной связи обучения родному языку с усвоением культуры русского народа.
Новая концепция образования, современные требования к преподаванию русского языка ставят перед школой «старую новую» цель –воспитание через систему предметов филологического цикла духовно богатой, нравственноориентированной личности, человека, любящего свой народ, свою культуру и язык. И поэтому изучение языка должно развивать также этнокультуроведческую компетенцию. Термин «этнокультуроведческая компетенция» введен в последнем по времени издания Проекте государственного образовательного стандарта. Этнокультуроведческая компетенция предполагает:осознание того, что язык не только средство познания и средство общения, но и формасоциальной памяти, «культурный код нации», развитое умение сопоставлять факты языка и факты действительности;умение видеть культурный фон, стоящий за каждой языковой единицей;умение обнаруживать в текстах разных стилей национально и регионально значимыелексемы и понимать из роль в тексте;знание принятых (в данное время, в данном социуме) форм речевого этикета, а также глубокое осмысленное понимание особенностей речевого поведения в зависимости от коммуникативной ситуации и ее слагаемых: цели времени, места общения, возраста и социальной принадлежности собеседников [Обучение русскому языку в школе 2004: 43].Для реализации этнокультуроведческого подхода к обучению родному языку, как указывается в разработанной Т.В. Яковлевой и В.В. Дёмичевой «Программе этнокультуроведческого образования и воспитания в начальной школе», следует:в содержании курса представить наряду с общими сведениями о языке его характеристику как национального феномена,
в методике преподавания осуществить принцип воспитывающего обучения черезприоритетную цель воспитания интереса и любви к родному языку посредством разнообразных методических приемов, в том числе языковую ретроспективу как обращение к фактам, явлениям, тенденциям языка путем лингвокультурологического комментария;обогащенное содержание языкового материала как отражение сложной структурнологической системы развитого русского языка путем систематизации, осуществляемой на основе теории обособленных понятий;целенаправленное создание условий для творческих работ и активной коммуникации учащихся, для дискуссионного обсуждения ими вопросов родного языка, для учебноисследовательского решения отдельных языковых проблем с опорой на фоновые теоретические знания и природное языковое чутье учащихся. Это поможет самопознанию и самовыражению школьников и формированию национального сознания.Таким образом, под этнокультуроведческим образованием учащихся мы будем понимать овладение ими основами народной культуры (содержание основных составляющих этнокультуры: традиций, обычаев, устного народного творчества, символов и др.), умение анализировать тексты, содержащие этнокультуроведческие сведения, усвоение россиеведчески ценностной лексики.Этнокультуроведческое образование находит свое воплощение в постановке и решении следующей задачи: ознакомление школьников с культурой России, истоками этой культуры и ее достижениями, воспитание у школьников чувства национальной гордости посредством изучения русского языка, так как язык –это хранитель знаний о культуре народа. Слова русского языка –живое свидетельство нашей истории, нашей культуры. В них живет прошлое и настоящее народа, его традиционный и современный быт, они отражают традиции, обычаи народа, развитие его искусства, словесности, народнопоэтического творчества. Язык –основа национальной памяти и ключ к пониманию духовного мира.Список литературы1.Буслаев, Ф. И. Преподавание отечественного языка [Текст]: сборник статей /Ф.И. Буслаев М.: Просвещение, 1992. 342с.2.Баринова, Е.А. Основы методики развития связной речи [Текст]: учебное пособие /Е.А. Баринова
М., 1971.638 с.3.Быстрова, Е. А. Новые тенденции в преподавании русского языка и школьный учебник [Текст] /Е.А. Быстрова //Русская словесность,1996. №4. С. 3943. 4.
Быстрова, Е. А. Цели обучения русскому языку, или какую компетенцию мы формируем на уроках [Текст] /Е.А. Быстрова//Русская словесность,2003, № 1. –С. 3541.5.Волков, Г. Н. Тебя, как первую любовь...[Текст] /Г.Н. Волков. –М., 1993.134с.6.
Волков, Г.Н. Этнопедагогика [Текст]: уч. пособие /Г.Н. Волков. М., 1999. –187с.7.Шанский, Н. М., Иванов, В.В., Шанская, Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка [Текст]:словарь /Н.М. Шанский, В.В. Иванов, Т.В. Шанская; под общ. ред. Н.М. Шанского. –М.: Просвещение, 1999. –367с.8.Шанский, Н. М. Концепция образования по русскому (родному) языку в 12летней школе[Текст]/Н.М. Шанский //Русский язык в школе.2000. 2.С. 2732.9.Яковлева, Т. В. Этнокультуроведческий подход к обучению русскому языку в начальной школе [Текст] /Т.В. Яковлева, В.В. Демичева //Начальная школа. –2006. №11. –С. 3841. 10. Яковлева, Т.В. Этнокультуроведческий текст как средство формирования национального самосознания школьников [Текст] /Т.В. Яковлева, Н. ВАлександрова // Преподавание русской словесности в вузе и школе: традиции и новаторство: Материалы региональной научнопрактической конференции. Липецк, 2004. –С. 101105.11.
Ялалов, Ф.Г. Национальнорегиональный компонент образования:этнометодологический подход [Текст] /Ф.Г. Ялалов //Начальная школа.2001. № 2. –С.9395.