Нарративная психотерапия и идея конструируемой реальности в современной философии

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Плужникова Н. Н. Нарративная психотерапия и идея конструируемой реальности в современной философии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 1461–1465. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53295.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме конструирования реальности в современной философии. Автор рассматривает парадигму конструктивизма, специфику конструирования реальности в нарративной психотерапии, способы конструирования реальности в современном обществе.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Плужникова Наталья НиколаевнаКандидат философских наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социальнопедагогический университет», г. Волгоградpluzhnikova@bk.ruНарративная психотерапия и идея конструируемой реальности в современной философии

Аннотация:Статья посвящена проблеме конструирования реальности в современной философии. Автор рассматривает парадигму конструктивизма, специфику конструирования реальности в нарративной психотерапии, способы конструирования реальности в современном обществе.Ключевые слова: реальность, конструкт, радикальный конструктивизм, нарративная психотерапия, управление.

Утрата целостности

Современный человек живет в условиях глобальных информационных структур реальности. Идея постиндустриального общества как общества информационного и сетевого является устоявшейся в современной гуманитарной науке. Однако все большее погружение человека в информационные структуры и развитие глобализации вызывают к жизни антропологические, экзистенциальные и даже междисциплинарные подходы к анализу существования человека в современной культуре.Дело в том, что в условиях глобальной информационной загруженности, сознание человека оказывается неспособным перерабатывать огромные потоки информации. Результатом этого является не только неспособность человека давать оценку собственнымдействиям в динамичном и хаотичном мире, что проявляетсяв алармизме за настоящее и будущее, в бесконечных депрессиях и стрессах. Современный человек существует, прежде всего, в состоянии «дефицитасознания»или «дефицита Эго», то есть становится неспособным видеть и понимать целостность окружающей реальности, структуры ее смыслов, связывать единичные события в своей жизни в единую цепь авторского повествованияи интерпретации, видеть причинноследственные связи между явлениями. Человек оказывается в условиях тотального контроля реальности и неспособности ей противостоять, поскольку реальность постоянно изменяется, смыслы накладываются друг на друга, становятся бесконечными, симулируютимаскируются. Утрачиваются любые различия и дефиниции. Такую реальность, если обратиться к трудуЖ. Бодрийяра«Символический обмен и смерть», можно назвать«глобальным симулякром»1[1]. А известный современный писатель Ф. Бегбедер в своем романе «99 франков» назвал современный контроль реальности над сознанием человека «рекламным тоталитаризмом»2[2, 4]Выражаясь иначе, современный человек живет в утрате целостности реальности, целостности ее восприятия и понимания. Его сознание фрагментарно и мозаично. Не случайно удачной метафорой для обозначения современной реальности служит понятие «ризомы» в постмодернизме.В связи с этим возникает парадокс: казалось бы, многообразие информации должно гарантировать человеку однозначное знание о реальности,в которой он живет, но человек, наоборот, оказывается в условиях неопределенности и непредсказуемости собственного существования. Человек ощущает себя неспособным управлять многообразием информационных потоков. Именно поэтому в последнее время в трудах многих психологов и философов все острее поднимается проблема конструирования, управления социальной реальностью, поиска способов адаптации человека к изменчивой социальной среде.

Реальность как конструкция

Идея о том, что реальность представляет собой континуальное бытие, зависящее от когнитивных установок познающего субъекта, не нова в истории философии. Можно сказать, что в истории философии, начиная с античности, сложилось целое философское направление или парадигма, особенностью которой является отказ от некоей истинной реальности, отражаемой наблюдателем. Эта парадигма представляет собой критику субъектобъектной парадигмы в истории философии, а также критику корреспондентской концепцииистины. Впервые идею о конструируемости социальной реальности, о ее динамичности и подвижности высказал Гераклит. Тезис о конструируемости реальности можно встретить и у Дж. Вико, который рассматривал историю народов как конструируемую человеческим разумом3[3, 22]. Наиболее ярко идея о конструируемости реальности познающим субъектом, контекстуальности его существования была разработана в классической немецкой философии.Так, по И. Канту, познание есть акт и результат деятельности нашего рассудка4[4, 49]Источником познания выступает эмпирическая реальность, которая, взаимодействуя с чувственными ощущениями субъекта,организовывает познание, как бы упорядочивая наш опыт. Гегель в своем труде «Энциклопедия философских наук» использует понятие конструкции в качестве результата совмещения в процессе познания нетождественных понятий5[5, 414]. В ХХ веке идея конструируемости реальности познающим субъектом была заложена в основу целого междисциплинарного направления в науке, которое получило название радикального конструктивизма.

От конструирования к управлению

В ХХ века тезис о том, что реальность конструируется установками самого субъекта,разрабатываетсявцелом направлении гуманитарных и естественных наук: кибернетике, теории систем, гештальттерапии, квантовой физике.Тезис о том, что реальность конструируется, образованный как методологический принцип для изучения реальности в современных естественных и гуманитарных науках, является определяющим вектором развития современной науки. Это принцип стал активно изучаться в западной науке, но в настоящее время он активно изучаетсяи современными отечественными исследователями –гуманитариями, особенно психологами6[6]. Основные принципы конструктивистской парадигмы в современной философии таковы:1. Знание всегда контекстуально, то есть оно не отражает некую объективную реальность, существующую независимо отсубъекта. Оно всегда является результатом индивидуального опыта;2. Индивидуальное знание конструирует смысловой мир человека, задает координатыего мышлению и поведению;3. Целостность реальности, то есть ее понимание достигается посредством коммуникативного взаимодействия субъекта с реальностью, итогом которого может стать как позитивный, так и негативный опыт. Таким образом, взаимодействие с реальностью,по мнению конструктивистов,представляет собой процесс непрерывного коммуникативного обучения, явления которогосам человек может называть поразному: судьбой, злым роком, удачей, везением и т.д.Эти принципы в той или иной форме былисформулированы в радикальном конструктивизме Э. фон Глазерсфельдом, Ж. Пиаже, У. Матураной, Ф. Варелой7[79]

Несмотря на то, что в трудах радикальных конструктивистов подробно объясняется,что реальность есть нечто конструируемое самим субъектом, тем не менее, остаются открытыми некоторые вопросы:как конструируется реальность и зачемнеобходимо конструирование?;процесс конструирования представляет собой элемент исключительно познающей практики субъекта? Конструктивисты неоднократно подчеркивают, что реальность конструируется с помощью языка. Этот тезис был взят на вооружение психотерапевтической наукой, в которой было объяснено,каким образом конструируется реальность. Причем реальность стала рассматриваться психотерапевтами не как набор индивидуальных интерпретаций, а как то, что помогает субъекту обрести целостность понимания сложного и противоречивого в его деятельности и в поведении других людей.

Реальность как экзистенциальный нарратив

Проблема языкового конструирования социальной реальности достаточно хорошо разработана в трудах нарративных психотерапевтов. Нарративная психотерапия представляет собой отрасль современного психологического знания, построенного на анализе дискурсивных практик. Приоритетным становится не интерес к индивидуальным установкам субъекта, а вычленение и оформление знания из психологической реальности социальных взаимодействий. Нарративная психотерапия возникла под влиянием постмодернистских и конструктивистских идей, прежде всего, социального конструктивизма. Сам социальный конструктивизм также называют «коммуникационной психотерапией».Согласно конструктивистамчеловек живет в некоторой языковой целостности, которая и именуется им самим реальностью. Эта реальностьсостоитиз совокупности отношений между ее элементами. Единицами или элементами реальности являются коммуникативные взаимодействия.Коммуникации онтологически присущи реальности, носят имманентный характер, поскольку реальностьвсегда определяется коммуникациями. Таким образом, реальностьобеспечивает собственную целостность посредством тождества локальных и глобальных взаимодействий: при этом в такой целостности нет единого центра управления, то есть одного локально выделенного центра, по отношению к которому выстраивались бы все отношения элементов в системе. Языковой характер социальной реальности и ее понимание исключительно через анализ языка является, на наш взгляд, существенным пунктом концепции конструктивизма. Поскольку язык становится выражением поведения познающего организма, а жизнь есть процесс познания, то мир представляет собой языковую реальностьили «империю языка». Поскольку язык состоит из подвижных, перемещающихся и бесконечных интеракций, то мир это акт творения. Мир –есть акт совместного творения, воссоздания «языкового бытия» познающими окружающий мир существами. В этом плане логика рассуждения конструктивистовпарадоксально реанимирует хайдеггеровскую феноменологию понимания языка как «дома бытия».Основными постулатами социального конструктивизма в нарративной психотерапии являются следующие:1.Знание о душевном состоянии пациента обретается не пассивным образом, а создается в процессе совместного конструирования реальности терапевта и пациента;2.Данные о реальности приобретаются через опыт, который органично встроен в структуру коммуникации;3.Процесс межличностного взаимодействия является для участников коммуникации процессом их собственного наблюдения и результатом собственного коммуникативного контекста;4.Психологические «структуры» реальности или ментальные карты конструируются людьми через язык и организуются, упорядочиваются и поддерживаются через истории.Таким образом, нарративной психотерапией при взаимодействии с социальным конструктивизмом была предложена принципиально новая модель взаимодействия субъекта и реальности –модель дискурсивного Я. Реальность в данной модели понимается как то, что осмыслено самим субъектом в результате интерпретацийсобственного поведения, включенного в контекст его существования с другими людьми. Реальность это некое дискурсивное поле существования собственного «Я», поскольку качества личности и способы ее восприятия предстают не как деятельность конкретного, автономного «Я», а как конвенциональные способы взаимодействия с реальностью. При этом констатируется поливариантность функционирования Яконструктовличности.Таким образом, самой реальности в конструктивизме приписывается онтологический статус, поскольку реальность, с одной стороны, активно конструируется познающим субъектом, а, с другой, конституирует через цепи коммуникативных взаимодействий и его самого, встраивая поведение субъекта в свой контекст. При этом подобное видение проблемы управления реальностью кардинальным образом отличается от тех способов управления реальностью, которые предлагаются сегодня читателю в научной и научнопопулярной литературе. В так называемой «деловой литературе» широко обсуждается техника конструирования реальности, которую можно было бы назвать, на наш взгляд, рациональным конструированием. Суть его заключается в том, что субъект, сталкиваясь с разнородными информационными потоками, отсеивает все ненужное для деятельности в той или иной области, организуя свой опыт и упрощая, тем самым, видение сложного. Среди экономистов этот метод известен как «МАИ» (метод анализа иерархий). Он разработан в трудах отечественного исследователя В.Н. Буркова8[10].Этот метод представляет собой рациональную процедуру отбора информации, отбор важного и второстепенного, составление шкалы альтернатив принятия того или иного решения. Так, например, при устройстве на конкретную работу, предлагается взвесить все «за» и «против» и методом суммарного подсчета определить свой выбор в пользу этой работы.Прямо противоположной теорией управления является теория измененияреальность воздействием силы мысли, которая хорошо известна как «магия осознанного намерения».Эта идея широко распространена в современных эзотерических ученияхи НЛПпрактиках.

Выводы

1.Одной из центральных проблем современной науки, которая находится в междисциплинарной области исследования,является проблема конструирования реальности.Актуальность данной проблемы связана с утратой целостности восприятия реальности познающим субъектом.2.Несмотря на то, что конструктивизм представляет особую парадигму мышления в философии, берущей свое начало еще в античности, в современной гуманитарной науке он не рассматривается в качестве отдельной парадигмы мышления.3.Специфика конструирования реальности состоит в создании особых ментальных карт или кибернетических моделей реальности путем обращения к коммуникативному опыту субъекта. Эта проблема разрабатывается в современной нарративной психотерапии. 4.Психотерапияпредставляет собой востребованную сегодняотрасль теоретического и практическогогуманитарного знания, поскольку открывает новые горизонты понимания существования человека и его экзистенциальных переживаний, интерпретации индивидуального поведения, проговариваемых человеком версий его собственного бытия. Кроме того, изучение лингвистических практик и дискурсов, предлагаемое нарративной психотерапией, позволяет разработать новые методы концептуализации Я для выработки социально значимых смыслов позиционирования человека в обществе, анализа собственного поведения и межличностного взаимодействия. Такая практика сегодня востребована, поскольку в условияхинформационного хаоса человеку трудно не только интерпретировать поведениядругих, но и сохранять собственную идентичность, целостность личности.Список цитируемой литературы:

1.Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть. –М.: «Добросвет», 2000. –387 с.2.Бегбедер Ф. 99 франков.–М.: Иностранка, 2002. –112 с.3.Дианова. В.М. Мировая культура XVIIXVIII веков как метатекст: дискурсы, жанры, стили. Материалы Международного научного симпозиума «Восьмые Лафонтеновские чтения». Серия “Symposium”, выпуск 26. СПб.: СанктПетербургское философское общество, 2002. С.2124.4.Кант И. Критика чистого разума / Пер. с нем. Н. Лосского М.: Мысль, 1994. –592 с.5.Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: В 3х т. Т. 1. Наука логики. М.: Мысль, 1974. –452 с.6.Петренко В.Ф. Конструктивистская парадигма в психологической науке // Психологический журнал. 2002. № 3. С. 113121.7.Глазерсфельд Э. фон. Введение в радикальный конструктивизм // Вестник Московского государственного университета. –Сер. 7, Философия. 2001.

№ 4. –С. 5981.8.Пиаже Ж. Психология интеллекта / Жан Пиаже. –СПб.: Питер, 2004. –192 с.9.Матурана, У., Варела, Ф.Древо познания: Биологические корни человеческого понимания [Электронный ресурс] / У. Матурана, Ф. Варела. –[2003]. –URL: http://www.uic.nnov.ru/pustyn/cgibin/htconvert.cgi?maturana.txt. –[Дата обращения 15.01.2013].10.

Бурков В.Н., Губко М.В., Коргин Д.А. Теория управления организацтонными системами и другие науки об управлениями организациями // Проблемы управления. –2012. № 4. С. 210.

PluzhnikovaNataliaNikolaevnaPhD, AssociateProfessor, VolgogradStateSocialPedagogicalUniversity, Volgogradpluzhnikova@bk.ruNarrative Psychotherapy and the Concept of ConstructedReality in Modern PhilosophyAbstract: The articleis devoted to theconstruction of realityin modern philosophy.The author considers theconstructivistparadigm, the specific construction of realityinnarrative therapy, methods of construction of realityin modern society.Keywords: reality, construct, radical constructivism, narrative psychotherapy, management.

1Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2000.2Бегбедер Ф. 99 франков. М., 2002. С. 4.3В.М. Дианова. Мировая культура XVIIXVIII веков как метатекст: дискурсы, жанры, стили. Материалы Международного научного симпозиума «Восьмые Лафонтеновские чтения». Серия “Symposium”, выпуск 26. СПб.: СанктПетербургское философское общество, 2002. С.22.4См.: Кант И. Критика чистого разума / Пер. с нем. Н. Лосского М.: Мысль, 1994. С. 49.5См.: Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: В 3х т. Т. 1. Наука логики. М.: Мысль, 1974. С. 414.6См., например: Петренко В.Ф. Конструктивистская парадигма в психологической науке // Психологический журнал. 2002. № 3. С. 113121.7Maturana H.R. Biologie der realität. Frankfurt am Main, 1998. 390 s.8Бурков В.Н., Губко М.В., Коргин Д.А. Теория управления организацтонными системами и другие науки об управлениями организациями // Проблемы управления, 2012, № 4, С. 210.