Анализ композиции лирического стихотворения в начальной школе
Международная
публикация
Выпуск:
ART 53294
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Слонь
О.
В. Анализ композиции лирического стихотворения в начальной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С.
1456–1460. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/53294.htm.
Аннотация. В статье ставится вопрос о значимости анализа композиции при изучении лирических стихотворений в начальных классах. Предлагается трёхчастное членение лирического текста (зачин, развитие темы, концовка).
Текст статьи
1
СлоньОльга Васильевнакандидат филологических наук, доцент кафедры теории и методики начального и дошкольного образования,Оренбургский государственный педагогический университет,
г. ОренбургEmail: olgslo@yandex.ru Анализ композиции лирического стихотворения в начальной школе
В статье ставится вопрос о значимости анализа композиции при изучении лирических стихотворений в начальных классах. Предлагается трёхчастноечленение лирического текста (зачин, развитие темы, концовка).Ключевые слова:анализ, лирическое стихотворение, композиция, начальная школа.
Однимиз принципов организации школьного анализа текста является учет родовой и жанровой специфики произведения. Он требует от учителя знания основных литературоведческих положений, раскрывающих особенности каждогорода литературы.В данной статье пойдёт речь о лирических произведениях. Как известно, специфика лирического текста состоит в том, что он не имеет сюжета и наполнен скрытым смыслом, выраженным очень сжато и в особой форме.Изучение лирических стихотворений с младшими школьниками осложняется тем, что они не имеют достаточно собственных жизненных впечатлений, не всегда готовы представлять объективные картины, которые мотивировали личностные реакции поэта. По мнению Л.В. Тодорова, ©способность целостного восприятия художественной формы поэтического произведения у школьников появляется в 1315 лет» [1, 3]. Анализу лирического стихотворения в начальной школе нужно учить. В Федеральном государственном образовательном стандарте заявлены следующие требования к результатам освоения основной образовательной программы по литературному чтению: ©умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении…», ©владеть элементарными приёмами интерпретации, анализа… с использованием элементарных литературоведческих понятий» [2, 11]. Известный современный методист М.П. Воюшина отмечает, что в начальной школе композиционный анализ занимает особое место в ряду других приёмов анализа художественного текста. Это связано с тем, что ©восприятие литературных произведений на начальном этапе литературного развития отличается отсутствием целостности» [3, 126]. По её мнению, именно анализ композиции позволяет преодолеть ©дискретность детского восприятия», способствует формированию ©целостного взгляда на произведение», позволяет выявить взаимосвязи между элементами, увидеть ©в архитектонике произведения проявление авторской воли и благодаря этому, приблизится к постижению художественной цели».
О значимости анализа композиции стихотворения, с целью осознания темы и художественной идеи, в литературоведении указывали В.М. Жирмунский [4], Б.М. Эйхенбаум [5], Б.В. Томашевский [6]и др.
В фундаментальном труде ©Теория литературы. Роды и жанры» В.В. Кожинов утверждает, что единицей композиции является ©такой отрезок произведения, в рамках границ которого сохраняется одна определённая форма (или один способ, ракурс) литературного изображения» [7,433]. Учёный уточняетзначимость для композиции соотношения отдельных звеньев произведения, 2
появляющихся в сознании исследователя в результате ©членения произведения» [7,434]. В.В. Кожинов говорит о сегментации текста, хотя и не использует этот термин. В своём диссертационном исследовании ©Композиция традиционных и нетрадиционных жанров русской лирики середины XIXвека»
мы уже отмечали, что впервые о сегментации текста как способе решения проблем композиции заговорил Б.Ф. Егоров, в дальнейшем вопросы сегментации поэтического текста затрагивались в работах Ю.М. Лотмана, А.М. Гаркави, М.Ю. Никишоваи др.[8 ].
Осознавая необходимость членения текстадля анализа композиции, важно обозначить части произведения.Заметим, что основойкомпозиции эпического произведения является обычносюжет. Традиционно в сюжете выделяют следующие основные элементы: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка [9,73].
В методической литературе есть достаточно разработок по обучениюдетей делению эпического текста на смысловые части, составление плана текста, пересказа текста по частям и т.д. Для нас важно определить,какие части выделять в лирическом в стихотворениипри изучении его с младшими школьниками. По справедливому замечанию П.Рикёра, ©аналитическая операция состоит в сегментировании текста, а не в его ©разложении» и не в ©выхватывании» из него отдельных компонентов» [10, 18]. Известный стиховед Б.В. Томашевский считал, что ©типично трёхчастное построение лирических стихотворений, где в первой части даётся тема, во второй она или развивается путём боковых мотивов, или оттеняется путём противопоставления, третья же часть даёт как бы эмоциональное заключение в форме сентенции или сравнения…» [6]. Идею Томашевского развил В.Е. Холшевников и предложил достаточно подробное описание каждой из трёх композиционных частей. Учёныйпредлагает в стихотворении выделять зачин, развитие темы и концовку[11]. Методику выделения и анализа трёх звеньев композиции разработала Р.А. Евсеева в диссертации ©Поэтика композиции лирики В.А. Жуковского»[12]. Первоекомпозиционное звено –зачин. Лирический зачин даёт эмоциональный ключ, настраивает читателя так, как это нужно поэту. Зачин обладает определённой синтаксической, смысловой, интонационной завершённостью и сравнительно небольшим объёмом (по Холшевникову 14 строки). Следующее звено–развитие темы (в терминологии Евсеевой ©разработка»). Развитие темы наиболее объёмное композиционное звено стихотворения, развивающее заложенную в зачине тему. Холшевников показал три наиболее частотных типа развёртывания лирической темы: сопоставление двух образов, развитие и трансформация одного образа, логическое развитие темы. Концовка –важнейший элемент композиции лирического стихотворения. ©Концовка –это разрешение нараставшего эмоционального напряжения, вывод из размышления, обобщение частного случая. Всё движение мысли и чувства в стихотворении стремится к концовке, онакак в фокусе, собирает всю образную энергию стихотворения, которое как бы для неё и пишется» [11, 29].По мнению Т.И. Сильман, концовка –это ©поэтическое открытие», ©ради которого стихотворение было создано» [13, 76]. Продемонстрируем вышеназванные композиционные звенья, выделенные нами,в стихотворениях, которыеизучаются в начальной школе.Стихотворения 3
подобраны разные по содержанию, разных авторов, далёкие друг от друга по времени написания, и по времени изучения в школе.В стихотворении С.А.Есенина ©Черёмуха», зачином являются первые 4 строки:Черемуха душистаяС весною расцвела И ветки золотистые, Что кудри, завила…Данный зачин настраивает читателя на светлое, радостное настроение. Как видим, впервых строках заявлен основной образ ©цветущая черемуха», который будет развиваться в следующем композиционном звене. Уже в зачине мы находим олицетворение ©черемуха завилакудри». Она напоминает поэту красивую девушку. Очевидно, в дальнейшем черёмуха будет ©оживлена». Зачин представляет собой целое предложение, следовательно, он синтаксически завершён. Развитие темы, осуществлено посредством разработки главного образа:<…Кругом роса медвянаяСползает по коре,Под нею зелень прянаяСияет в серебре.А рядом, у проталинки,В траве, между корней,
Бежит, струится маленькийСеребряный ручей.Черемуха душистая,Развесившись, стоит,А зелень золотистаяНа солнышке горит<…>В начале текста ©черемуха расцвела», теперь она предстала во всей красе: ©черёмуха душистая/ Развесившись стоит». В этой части стихотворения описано всё, что находится вблизи черемухи. Читатель чувствует запахи ©роса медвяная», ©зелень пряная», ©черёмуха душистая»; слышит звуки ©струится ручей»;видит цвета ©зелень сияет в серебре», ©серебряный ручей», ©зелень золотистая» всё это усиливает чувство радости, заявленное в зачине. В концовкестихотворения:<…>Ручей волной гремучеюВсе ветки обдаетИ вкрадчиво под кручеюЕй песенки поет.мы находим образ мощного, сильного ручья. Вразвитии темы ручей был чуть заметен у корней черёмухи. Можно сказать, что образ ручья (как и образ черемухи) тоже трансформируется. В заключительных строках он ©вкрадчиво…ей песенки поёт». Есенин использует олицетворение, в образе ручья он видит молодого парня. По отношению к черёмухе ручей ласков, любезен, нежен.Между ними есть отношения: ручей ©поёт» именно ©ей». Проанализировав концовку стихотворения, читатель понимает, что стихотворение не только о цветущей черемухе, но и о весеннем чувстве любви. Обратимся к тексту стихотворенияН. А. Некрасова ©Перед дождём». В зачине:Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,4
Глухо шепчет темный лес<…>представлены образы заунывного ветра, туч, надломленной ели, тёмного леса. Образы ©оживают» за счёт использования поэтом олицетворений, ©ветер гонит, ель стонет, лес шепчет». Природа одухотворена, она чувствует приближение осени, и это состояние подобно состоянию человека, который чувствует приближение беды. Читая эти строки, читатель испытывает чувство печали, тоски, боли и страха. Зачин представлен одним сложным законченным предложением.Развитие темы: <…>На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей сухой и острой
Набегает холодок.
Полумрак на всё ложится;
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон<…>В этой части стихотворения осенний пейзаж становится зловещим (рябойручей, струяострая, полумрак, крикгалок и ворон). На Руси с давних времён существует большое количество связанных с вороном примет и суеверий. Традиционно на протяжении многих веков ворон в народе считается вещей птицей. Чаще всего можно встретить примету, согласнокоторой, ворон предвещает несчастье или смерть.Некрасов использует долгий звук (о) ©гонит, надломленная, стонет, рябой, листок», который создаёт ощущение стона, завывания, плача. Теперь обратимся к концовке стихотворения:<…> Над проезжей таратайкой
Спущен верх, перед закрыт;
И "пошел!" привстав с нагайкой,
Ямщику жандарм кричит…
Она выделяется из всего стихотворения, тем, что здесь нет пейзажа.В ней говорится о жандарме, который кричит наямщика и погоняет его нагайкой.В Полном собрании сочинений Некрасова в комментариях сказано, что ©в стихотворении говорится о жандарме, перевозящем политического заключённого» [14, 581]. После прочтения концовки стихотворения, становится понятнымпочему Некрасов рисует мрачную картину. Неуютный осенний вечерс подробными деталями пейзажа от строфы к строфестановится все более тёмным, и это подготавливает нас читателей к неожиданному появлению в финале фигуры жандарма с нагайкой в руке.Концовка завершается многоточием, недосказанностью, неизвестностью судьбы заключённого человека.На конкретных примерахмы продемонстрировали как в лирическом стихотворении заявленная в зачине тема развивается, ширится и ©выплёскивается» в концовке.Предлагая подобное членение лирического текста при анализе композиции в начальной школе, мы отдаём себе отчет в том, что дети не владеют литературоведческими терминами названия частей. Важно, чтобы они, с помощью учителя,понималисколько и какие смысловыечасти можно выделить в стихотворении при его анализе. Мы так же понимаем, что не все изучаемые стихотворения в начальной школе должны подвергаться композиционному анализу. Это один из возможных и эффективных способов постижения лирического текста, вполнедоступный учащимсямладших классов.
5
Ссылки на источники
1.Тодоров, Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении / Л.В. Тодоров. –М.: Просвещение, 2002. 96с. 2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М.: Просвещение, 2010. –31с.3.Методика обучения литературе в начальной школе : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под. Ред. М.П. Воюшиной —М.: Издательский центр ©Академия», 2010. –288с.4.Жирмунский, В.М. Композиция лирических стихотворений / В.М. Жирмунский // Теория стиха. –Л.: Сов. писатель, 1975. –С.433536. 5.Эйхенбаум, Б.М. О поэзии / Б.М. Эйхенбаум. –Л.: Сов. писатель, 1969. –552с. 6.Томашевский, Б.В. Теория литературы. Поэтика / Б.В. Томашевский. –М.: Аспектпресс, 1996. –334с. 7.Кожинов, В.В. Сюжет, фабула, композиция / В.В. Кожинов // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. –М.: Издво АН СССР, 1964, книга 2: Роды и жанры литературы. – С.408485.8.Слонь, О.В. Композициятрадиционных и нетрадиционных жанров русской лирики середины XIXвека(на материале поэзии Н.А. Некрасова): дис. канд… филол. наук / О.В. Слонь. –Оренбург, 2007. –245с.9.Федотов О.И. Основы теории литературы. / О.И. Федотов –М.: Владос, 2003, Ч.1. 272с.10.Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике / пер. И. Сергеевой. М.: Медиум, 1995.414с. 11.Холшевников, В.Е. Анализ композиции лирического стихотворения / В.Е. Холшевников // Анализ одного стихотворения. –Л., 1985. –С.5 –49.12.Евсеева, Р.А. Поэтика композиции лирики В.А. Жуковского: дис. канд… филол. наук / Р.А. Евсеева. –Оренбург, 2003. –223с.13.Сильман, Т.И. Заметки о лирике / Т.И. Сильман. –Л.: Сов писатель, 1977. –223с.14.Некрасов Н.А. Полное собрание сочинений и писем в 15ти т. / Н.А. Некрасов. Т.1. –Л.: Наука, 1981.
Slon Olga Vasilievna
Candidate of Philological Science, Associate Professor at the Department of Theory and Methodology of Elementary Education of the Orenburg Pedagogical State University
Analysis of the Composition ofLyrics at the Elementary School
The article deals with the importance of the analyses of the composition of lyrics at the elementary school. The paper offers the division of the lyric texts into three parts (the beginning, the development of the subject, the ending).Keywords: the analysis, the lyric, the composition, the elementary school.
СлоньОльга Васильевнакандидат филологических наук, доцент кафедры теории и методики начального и дошкольного образования,Оренбургский государственный педагогический университет,
г. ОренбургEmail: olgslo@yandex.ru Анализ композиции лирического стихотворения в начальной школе
В статье ставится вопрос о значимости анализа композиции при изучении лирических стихотворений в начальных классах. Предлагается трёхчастноечленение лирического текста (зачин, развитие темы, концовка).Ключевые слова:анализ, лирическое стихотворение, композиция, начальная школа.
Однимиз принципов организации школьного анализа текста является учет родовой и жанровой специфики произведения. Он требует от учителя знания основных литературоведческих положений, раскрывающих особенности каждогорода литературы.В данной статье пойдёт речь о лирических произведениях. Как известно, специфика лирического текста состоит в том, что он не имеет сюжета и наполнен скрытым смыслом, выраженным очень сжато и в особой форме.Изучение лирических стихотворений с младшими школьниками осложняется тем, что они не имеют достаточно собственных жизненных впечатлений, не всегда готовы представлять объективные картины, которые мотивировали личностные реакции поэта. По мнению Л.В. Тодорова, ©способность целостного восприятия художественной формы поэтического произведения у школьников появляется в 1315 лет» [1, 3]. Анализу лирического стихотворения в начальной школе нужно учить. В Федеральном государственном образовательном стандарте заявлены следующие требования к результатам освоения основной образовательной программы по литературному чтению: ©умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении…», ©владеть элементарными приёмами интерпретации, анализа… с использованием элементарных литературоведческих понятий» [2, 11]. Известный современный методист М.П. Воюшина отмечает, что в начальной школе композиционный анализ занимает особое место в ряду других приёмов анализа художественного текста. Это связано с тем, что ©восприятие литературных произведений на начальном этапе литературного развития отличается отсутствием целостности» [3, 126]. По её мнению, именно анализ композиции позволяет преодолеть ©дискретность детского восприятия», способствует формированию ©целостного взгляда на произведение», позволяет выявить взаимосвязи между элементами, увидеть ©в архитектонике произведения проявление авторской воли и благодаря этому, приблизится к постижению художественной цели».
О значимости анализа композиции стихотворения, с целью осознания темы и художественной идеи, в литературоведении указывали В.М. Жирмунский [4], Б.М. Эйхенбаум [5], Б.В. Томашевский [6]и др.
В фундаментальном труде ©Теория литературы. Роды и жанры» В.В. Кожинов утверждает, что единицей композиции является ©такой отрезок произведения, в рамках границ которого сохраняется одна определённая форма (или один способ, ракурс) литературного изображения» [7,433]. Учёный уточняетзначимость для композиции соотношения отдельных звеньев произведения, 2
появляющихся в сознании исследователя в результате ©членения произведения» [7,434]. В.В. Кожинов говорит о сегментации текста, хотя и не использует этот термин. В своём диссертационном исследовании ©Композиция традиционных и нетрадиционных жанров русской лирики середины XIXвека»
мы уже отмечали, что впервые о сегментации текста как способе решения проблем композиции заговорил Б.Ф. Егоров, в дальнейшем вопросы сегментации поэтического текста затрагивались в работах Ю.М. Лотмана, А.М. Гаркави, М.Ю. Никишоваи др.[8 ].
Осознавая необходимость членения текстадля анализа композиции, важно обозначить части произведения.Заметим, что основойкомпозиции эпического произведения является обычносюжет. Традиционно в сюжете выделяют следующие основные элементы: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка [9,73].
В методической литературе есть достаточно разработок по обучениюдетей делению эпического текста на смысловые части, составление плана текста, пересказа текста по частям и т.д. Для нас важно определить,какие части выделять в лирическом в стихотворениипри изучении его с младшими школьниками. По справедливому замечанию П.Рикёра, ©аналитическая операция состоит в сегментировании текста, а не в его ©разложении» и не в ©выхватывании» из него отдельных компонентов» [10, 18]. Известный стиховед Б.В. Томашевский считал, что ©типично трёхчастное построение лирических стихотворений, где в первой части даётся тема, во второй она или развивается путём боковых мотивов, или оттеняется путём противопоставления, третья же часть даёт как бы эмоциональное заключение в форме сентенции или сравнения…» [6]. Идею Томашевского развил В.Е. Холшевников и предложил достаточно подробное описание каждой из трёх композиционных частей. Учёныйпредлагает в стихотворении выделять зачин, развитие темы и концовку[11]. Методику выделения и анализа трёх звеньев композиции разработала Р.А. Евсеева в диссертации ©Поэтика композиции лирики В.А. Жуковского»[12]. Первоекомпозиционное звено –зачин. Лирический зачин даёт эмоциональный ключ, настраивает читателя так, как это нужно поэту. Зачин обладает определённой синтаксической, смысловой, интонационной завершённостью и сравнительно небольшим объёмом (по Холшевникову 14 строки). Следующее звено–развитие темы (в терминологии Евсеевой ©разработка»). Развитие темы наиболее объёмное композиционное звено стихотворения, развивающее заложенную в зачине тему. Холшевников показал три наиболее частотных типа развёртывания лирической темы: сопоставление двух образов, развитие и трансформация одного образа, логическое развитие темы. Концовка –важнейший элемент композиции лирического стихотворения. ©Концовка –это разрешение нараставшего эмоционального напряжения, вывод из размышления, обобщение частного случая. Всё движение мысли и чувства в стихотворении стремится к концовке, онакак в фокусе, собирает всю образную энергию стихотворения, которое как бы для неё и пишется» [11, 29].По мнению Т.И. Сильман, концовка –это ©поэтическое открытие», ©ради которого стихотворение было создано» [13, 76]. Продемонстрируем вышеназванные композиционные звенья, выделенные нами,в стихотворениях, которыеизучаются в начальной школе.Стихотворения 3
подобраны разные по содержанию, разных авторов, далёкие друг от друга по времени написания, и по времени изучения в школе.В стихотворении С.А.Есенина ©Черёмуха», зачином являются первые 4 строки:Черемуха душистаяС весною расцвела И ветки золотистые, Что кудри, завила…Данный зачин настраивает читателя на светлое, радостное настроение. Как видим, впервых строках заявлен основной образ ©цветущая черемуха», который будет развиваться в следующем композиционном звене. Уже в зачине мы находим олицетворение ©черемуха завилакудри». Она напоминает поэту красивую девушку. Очевидно, в дальнейшем черёмуха будет ©оживлена». Зачин представляет собой целое предложение, следовательно, он синтаксически завершён. Развитие темы, осуществлено посредством разработки главного образа:<…Кругом роса медвянаяСползает по коре,Под нею зелень прянаяСияет в серебре.А рядом, у проталинки,В траве, между корней,
Бежит, струится маленькийСеребряный ручей.Черемуха душистая,Развесившись, стоит,А зелень золотистаяНа солнышке горит<…>В начале текста ©черемуха расцвела», теперь она предстала во всей красе: ©черёмуха душистая/ Развесившись стоит». В этой части стихотворения описано всё, что находится вблизи черемухи. Читатель чувствует запахи ©роса медвяная», ©зелень пряная», ©черёмуха душистая»; слышит звуки ©струится ручей»;видит цвета ©зелень сияет в серебре», ©серебряный ручей», ©зелень золотистая» всё это усиливает чувство радости, заявленное в зачине. В концовкестихотворения:<…>Ручей волной гремучеюВсе ветки обдаетИ вкрадчиво под кручеюЕй песенки поет.мы находим образ мощного, сильного ручья. Вразвитии темы ручей был чуть заметен у корней черёмухи. Можно сказать, что образ ручья (как и образ черемухи) тоже трансформируется. В заключительных строках он ©вкрадчиво…ей песенки поёт». Есенин использует олицетворение, в образе ручья он видит молодого парня. По отношению к черёмухе ручей ласков, любезен, нежен.Между ними есть отношения: ручей ©поёт» именно ©ей». Проанализировав концовку стихотворения, читатель понимает, что стихотворение не только о цветущей черемухе, но и о весеннем чувстве любви. Обратимся к тексту стихотворенияН. А. Некрасова ©Перед дождём». В зачине:Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,4
Глухо шепчет темный лес<…>представлены образы заунывного ветра, туч, надломленной ели, тёмного леса. Образы ©оживают» за счёт использования поэтом олицетворений, ©ветер гонит, ель стонет, лес шепчет». Природа одухотворена, она чувствует приближение осени, и это состояние подобно состоянию человека, который чувствует приближение беды. Читая эти строки, читатель испытывает чувство печали, тоски, боли и страха. Зачин представлен одним сложным законченным предложением.Развитие темы: <…>На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей сухой и острой
Набегает холодок.
Полумрак на всё ложится;
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон<…>В этой части стихотворения осенний пейзаж становится зловещим (рябойручей, струяострая, полумрак, крикгалок и ворон). На Руси с давних времён существует большое количество связанных с вороном примет и суеверий. Традиционно на протяжении многих веков ворон в народе считается вещей птицей. Чаще всего можно встретить примету, согласнокоторой, ворон предвещает несчастье или смерть.Некрасов использует долгий звук (о) ©гонит, надломленная, стонет, рябой, листок», который создаёт ощущение стона, завывания, плача. Теперь обратимся к концовке стихотворения:<…> Над проезжей таратайкой
Спущен верх, перед закрыт;
И "пошел!" привстав с нагайкой,
Ямщику жандарм кричит…
Она выделяется из всего стихотворения, тем, что здесь нет пейзажа.В ней говорится о жандарме, который кричит наямщика и погоняет его нагайкой.В Полном собрании сочинений Некрасова в комментариях сказано, что ©в стихотворении говорится о жандарме, перевозящем политического заключённого» [14, 581]. После прочтения концовки стихотворения, становится понятнымпочему Некрасов рисует мрачную картину. Неуютный осенний вечерс подробными деталями пейзажа от строфы к строфестановится все более тёмным, и это подготавливает нас читателей к неожиданному появлению в финале фигуры жандарма с нагайкой в руке.Концовка завершается многоточием, недосказанностью, неизвестностью судьбы заключённого человека.На конкретных примерахмы продемонстрировали как в лирическом стихотворении заявленная в зачине тема развивается, ширится и ©выплёскивается» в концовке.Предлагая подобное членение лирического текста при анализе композиции в начальной школе, мы отдаём себе отчет в том, что дети не владеют литературоведческими терминами названия частей. Важно, чтобы они, с помощью учителя,понималисколько и какие смысловыечасти можно выделить в стихотворении при его анализе. Мы так же понимаем, что не все изучаемые стихотворения в начальной школе должны подвергаться композиционному анализу. Это один из возможных и эффективных способов постижения лирического текста, вполнедоступный учащимсямладших классов.
5
Ссылки на источники
1.Тодоров, Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении / Л.В. Тодоров. –М.: Просвещение, 2002. 96с. 2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М.: Просвещение, 2010. –31с.3.Методика обучения литературе в начальной школе : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под. Ред. М.П. Воюшиной —М.: Издательский центр ©Академия», 2010. –288с.4.Жирмунский, В.М. Композиция лирических стихотворений / В.М. Жирмунский // Теория стиха. –Л.: Сов. писатель, 1975. –С.433536. 5.Эйхенбаум, Б.М. О поэзии / Б.М. Эйхенбаум. –Л.: Сов. писатель, 1969. –552с. 6.Томашевский, Б.В. Теория литературы. Поэтика / Б.В. Томашевский. –М.: Аспектпресс, 1996. –334с. 7.Кожинов, В.В. Сюжет, фабула, композиция / В.В. Кожинов // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. –М.: Издво АН СССР, 1964, книга 2: Роды и жанры литературы. – С.408485.8.Слонь, О.В. Композициятрадиционных и нетрадиционных жанров русской лирики середины XIXвека(на материале поэзии Н.А. Некрасова): дис. канд… филол. наук / О.В. Слонь. –Оренбург, 2007. –245с.9.Федотов О.И. Основы теории литературы. / О.И. Федотов –М.: Владос, 2003, Ч.1. 272с.10.Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике / пер. И. Сергеевой. М.: Медиум, 1995.414с. 11.Холшевников, В.Е. Анализ композиции лирического стихотворения / В.Е. Холшевников // Анализ одного стихотворения. –Л., 1985. –С.5 –49.12.Евсеева, Р.А. Поэтика композиции лирики В.А. Жуковского: дис. канд… филол. наук / Р.А. Евсеева. –Оренбург, 2003. –223с.13.Сильман, Т.И. Заметки о лирике / Т.И. Сильман. –Л.: Сов писатель, 1977. –223с.14.Некрасов Н.А. Полное собрание сочинений и писем в 15ти т. / Н.А. Некрасов. Т.1. –Л.: Наука, 1981.
Slon Olga Vasilievna
Candidate of Philological Science, Associate Professor at the Department of Theory and Methodology of Elementary Education of the Orenburg Pedagogical State University
Analysis of the Composition ofLyrics at the Elementary School
The article deals with the importance of the analyses of the composition of lyrics at the elementary school. The paper offers the division of the lyric texts into three parts (the beginning, the development of the subject, the ending).Keywords: the analysis, the lyric, the composition, the elementary school.