Политика сокращения бедности как одно из основных направлений деятельности социального государства

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Челядинова М. В. Политика сокращения бедности как одно из основных направлений деятельности социального государства // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 1636–1640. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53330.htm.
Аннотация. Автор рассматривает политику сокращения бедности как одно из основных направлений деятельности современных государств всеобщего благосостояния, анализирует процессы борьбы с бедностью в Российской Федерации в ходе построения в нашей стране социального государства.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
1

Челядинова Мария Владимировна

Директор Центра переподготовки и повышения квалификацииВолгоградский филиал ФГБОУ ВПО «Российскаяакадемиянародного хозяйства игосударственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Волгоград

chelmariya@mail.ru

Политика сокращения бедности как одно из основных направлений деятельности социального государства

Аннотация. Автор рассматривает политику сокращения бедности как одно из основных направлений деятельности современных государств всеобщего благосостояния, анализирует процессы борьбы с бедностью в Российской Федерации в ходе построения в нашей стране социального государства.

Ключевые слова. Государство всеобщего благосостояния, социальное государство, трипартизм, абсолютная бедность, относительная бедность, субъективная бедность.

В 1993 г. Конституция Российской Федерации провозгласила нашу страну социальным государством. По мнению современных исследователей социальным может считаться правовое, демократическое государство, способное обеспечить достойный уровень жизни своих граждан на основе высокоразвитой социально ориентированной рыночной экономики. Для стран, избравших эту модель, государственная социальная политика входит в число важнейших сфер государственного управления.[1]





В современном понимании социальное государство нередко отождествляется с государством всеобщего благосостояния, что вполне оправданно, особенно если учитывать базовые приоритетыегополитики.

В современных социальных государствах, несмотря на различие их моделей, существует ряд направлений государственной социальноэкономической политики, обеспечивающих благополучие и защищенность населения. Среди них:

государственная поддержка плюрализма и состязательности форм собственности; государственное участие в системе социального партнерства работодателей и наемных работников (трипартизм);





государственная политика частичного перераспределения доходов в обществе (через налоговую систему);





комплекс институтов социальной защиты населения, охватывающий все слои граждан, как трудящихся, так и нетрудоспособных.[2]

Таким образом, и в самом определении социального государства и в основных направлениях его деятельности очевидна тенденция регулирования доходов населения, поддержания их достойного уровня. Борьба с бедностью как социальным явлением, предотвращение ситуаций, провоцирующих малообеспеченность, является константой политики социального государства.



В 1990е гг., несмотря на закрепление в Конституции РФ тезиса о социальном государстве, правительство страны в своей политике нередко отступало от норм данной модели. Чековый период приватизации (19921994 гг.) проходил с упором на создание крупной частной собственности, реального плюрализма и состязательности форм собственности, свойственного социальным государствам, не 2возникло.







Система социального партнерства в форме трипартизма зародилась в начале 1990х гг., однако вплоть до XXIвека так и не получила достаточного законодательного закрепления, что являлось сдерживающим фактором гармонизации интересов работников и работодателей.В условиях смены форм собственности трудовые коллективы не были достаточно защищены.Начиная с 1992 г. характер изменения экономически делал значительное социальное расслоение в обществе неизбежным следствием реформ. Резко увеличивались доходы от собственности, финансовокредитных операций, различных видов предпринимательства.Уровень доходов стал формироваться не только в зависимости от оплаты труда, но и от наличия собственности. Однако значительным источником дохода собственность стала для небольшой группы населения, составившей слой супербогатых.







Наряду с высокодоходными группаминаселения с 1992 г. ускорилось формирование слоев общества, уровень доходов которых отбрасывал их за черту бедности, на грань физического выживания. В феврале 1992 г. Министерство социальной защиты Российской Федерации, используя собственную методику, определило, что 20% жителей республики находятся за чертой бедности.[3]

Опыт многих стран с рыночной экономикой показывает, что 10кратная разница в доходах самых богатых и самых бедных слоев населения является критическим, пороговым показателем, превышение которого чревато социальнополитическими потрясениями вобществе и требует экстренных мер со стороны государства.Другой важной особенностью социальной ситуации в России после реформ 1992 г. явилось ускоренное, по сравнению с концом 1980х годов, падение жизненного уровня основной массы населения.Начало 1992 г. ознаменовалось беспрецедентным скачком инфляции и многократным ростом розничных цен. В результате к черте бедности придвинулись вплотную (а во многих случаях и переступили ее) слои населения, находившиеся ранее на среднем уровне обеспеченности.Согласноданным Государственного Комитета РФ по статистике, средняя заработная плата в народном хозяйстве возросла за в1992 г. в 4 раза, а цены на товары и услуги –примерно в 10 раз.[4]

В1992 г. средняя заработная плата в народном хозяйстве России составляла 2300 руб., прожиточный минимум –3900 руб.[5]





Средняя потребительская корзина оценивалась экспертами в тот период в 8280 руб. т. е. являлась уже не доступной для большинства трудящихся со средней заработной платой. О стремительном падении жизненного уровня свидетельствуют и данные о потреблении. Спрос на потребительском рынке резко снизился: в 1992 г. по сравнению с кварталом 1991 г. объем товарооборота (в сопоставимых ценах) уменьшился на 51%.[6] При этом средств у населения не хватало даже насамые необходимые товары.Подавляющее большинство населения ощутило резкое падение уровня жизни. Согласно данным социологических исследований, проведенных в этот период журналом «Аргументы и факты»,к категории малообеспеченных относили себя 80% опрошенных семей, 19% семей отмечали, что находятся на среднем уровне потребления, 1% –что их доходы позволяют, «ни в чем себе не отказывать».[7]

3Вконце 1990х годов российское общество было ужев высокой степенисоциально дифференцированным, с четко обозначенными границами социального положения различных группи значительным количеством малообеспеченного населения.. По данным Всероссийского центра уровня жизни, доходы более четверти населения России не превышали 320 тыс. руб. в месяц на человека, т. е. были ниже официального прожиточного минимума. 11% населения страны имели доходы менее 219 тыс. руб. в месяц, т. е. ниже стоимости минимального набора продуктов. Более половины населения России относились к малообеспеченным, с доходами от 320 тыс. руб. до 6500тыс. руб. в месяц на человека. Противоположный полюс составляли 8% наиболее обеспеченных семей, чей доход превышал 1 млн. 900 тыс. руб. в месяц на человека. Доход около 5% россиян, которых можно отнести к обеспеченным, составлял от 650 тыс. до 1 млн. 900 тыс. на человека ежемесячно.[8]









В течение 1990х гг. правительствоРоссийской Федерациипредпринимало некоторые меры, направленные на уменьшение бедности. Периодически проводилась индексация заработной платы работников бюджетной сферы, пенсий и некоторых социальных выплат. Однако эти мероприятия не имели четкого плана и зачастую их результаты нивелировались растущей инфляцией. Система поддержки малообеспеченного населения, адекватная рыночным условиям, в тот период так и не была создана.







Начало XXIв. было ознаменовано переходом РоссийскойФедерации к целенаправленной политике роста уровня жизни населения. Одним из первых шагов на пути построения основ социального государства стало подписание Россией Европейской Социальной хартии 14 сентября 2000 г. и ее последующая ратификация в июне 2009 г.[9] В настоящее время проблема уменьшения бедности, приближения уровня жизни российского населения к стандартам социальных государств рассматривается властью как одна из важнейшихсоциальных проблем современной России. Президент России Владимир Путин на заседании Государственного совета признал, что в стране «недопустимо велика дифференциация доходов».[10]

Уровень бедности в Российской федерации в 2011 г. составил12,8 % (около 18 миллионов человек) от общей численности населения, заявил на прессконференции руководитель Росстата Александр Суринов. Этот показатель характеризует процент населения, который находится за чертой бедности.[11]

Именно бедность определяет ограниченность доступа значительной части населения нашей страны к ресурсам развития: высокооплачиваемой работе, качественным услугам образования и здравоохранения, возможности успешной социализации детей и молодежи. Низкий уровень доходов значительной части семей в сочетании с чрезмерной поляризацией доходов обусловливают социальный разлом общества, вызывают социальную напряженность, препятствует успешному развитию страны, определяют кризисные процессы в семье и обществе.В мировой науке и практике выделяются три основных подхода к определению бедности:

абсолютная бедность(бедные по доходам и расходам);

относительная бедность (лишения, депривации);

субъективная бедность (на основе самооценки опрашиваемых лиц).Абсолютная бедность рассчитывается на основании сравнениядушевых доходов и прожиточного минимума.Относительная бедность определяется через потребительские характеристики семьи (домохозяйства) и понимается как необеспеченность данной семьи предметами длительного пользования, потребительскими товарами и услугами, рассматриваемыми как сложившиеся в обществе стандарты потребления. 4Отклонения от сложившегося в обществе уровня потребления обозначаются понятием лишения, депривации. Бедность семьи понимается как высокая степень концентрации различных лишений.Субъективная бедность определяется на основе собственных оценок населением своего материального положения, возможностей платить за жилье, лекарства, образование и т.п.Среди восьми целей III тысячелетия, провозглашенных ООН в канун его наступления, первой стоит задача преодоления бедности. Кроме того, Россия как социальное государство, в соответствии с действующей Конституцией, не может и не должна иметь сложившуюся сегодня массовую бедность.Основные пути преодоления бедности зависят от ее главных причин, концентрирующихся в трех группах: 1)экономическая бедность (занятость и оплата труда); 2)социальная бедность (низкий уровень пенсионирования); 3)традиционная бедность (демографическая одинокие матери и многодетные семьи).Исследования показали, что отдельные риски бедности имеют следующие оценки, выявленные на основе соответствующей доли домохозяйств:

экономический фактор, включающий работников с низким уровнем оплаты труда (33%) и безработных (12%), т.е. 45% (почти половина) это трудовая бедность;

социальный фактор, распространяющийся, прежде всего на пенсионеров, включая инвалидов (19%) социальная бедность;

демографический фактор, представленный неполными и многодетными семьями (28%) это демографическая бедность;

образовательный фактор, касающийся в первую очередь молодежных семей (8%) молодежная бедность. Сказанное означает, что в России превалирует «трудовая бедность», так как работник за свой труд получает такой заработок, который не воспроизводит его и тем более его семью. [12]Объективной экономической основой расширения масштабов бедности и превращения ее в общенациональную проблему является глубокий экономический спад, имевший место во всехстранах с переходной экономикой, включая Россию, поэтому перспективы сокращения бедности связаны в первую очередь с ростом экономики. Экономический спад обусловил резкое снижение доходной части государственного бюджета и отказ государства от ряда социальных гарантий советского периода: обеспечения полной занятости трудоспособных, всеобщей доступности образования и здравоохранения и др. С другой стороны,многие изменения в социальной политике обусловлены развитием рыночной экономики: структурная безработица, развитие платных услуг в образовании, здравоохранении, социальном обслуживании, жилищнокоммунальном хозяйстве и др. социальных отраслях. Переход к рыночным отношениям в России сопровождаются беспрецедентным ростом неравенства в распределении результатов экономической деятельности при ограничении доступа бедных к ресурсам развития. Рост неравенства наблюдается на уровне предприятия, отрасли, в межотраслевом и региональном разрезе. В этих условиях бедность вполне может увеличиваться при наличии экономического роста. Отсюда вытекает вывод о необходимости более активного государственного регулирования распределительных процессов, проведения специальной политики по борьбе с бедностью.В то же время обращает на себя внимание характерный для менталитета российского населения и отчасти российской науки консерватизм в оценке причин 5бедности и путей ее снижения. Речь идет об идеологии социального иждивенчества, сформировавшейся в период социализма. Далеко не все россияне способны на активность, предприимчивость иинициативу, уверены в собственных силах, могут адаптироваться в рыночных отношениях. Социологические исследования показывают, что значительная часть респондентов занимает пассивную позицию, полагает, что государство обязано обеспечивать работой всех трудоспособных граждан и поддерживать определенный уровень благосостояния населения. Многие до сих пор определяют благополучную жизнь как стандарты советского времени: гарантированная занятость, стабильная и регулярно выплачиваемая зарплата и предсказуемое будущее. [13]Для преодоления трудовой бедности необходимо дальнейшее развитие системы трипартизма, гармонизация интересов работников и работодателей. Кроме того, нужнынемалые ресурсы, прежде всего для повышенияминимального размера оплаты труда

МРОТ.Сейчасвеличина федеральногоМРОТ составляет4611 руб., т.е.менее 75 % от прожиточного минимума трудоспособного населения. Несмотря на обязательства России, принятые ещё в 2002 году на Генеральной сессии ООН, об установлении минимальной заработной платы на уровне биологического выживания человека, определённого в сумме 300 долларов США в месяц.[14]Также важнейшим условием сохранения целостности государства, динамичного развития экономики, решения демографической проблемы, является сохранение и развитие человеческого потенциала. Для этого государству необходимы цивилизованные институты доходов населения, основанные на компромиссе двух социальных субъектов работодателей и работников по поводу распределения национального дохода, что предполагает: модернизацию института заработной платы квалифицированных работников и формирование подлинно страховых институтов обязательного социального страхования (пенсионного, медицинского, от несчастных случаев на производстве и профессиональной заболеваемости, по безработице).Государственное регулирование рынка труда необходимо рассматривать не в узком смысле (как соотношение числа вакансий и количества лиц, ищущих работу), а как комплексную проблему включения индивидуального труда в процесс общественного воспроизводства. Демографические факторы прямо воздействуют на рынок труда и цену рабочей силы, определяют специфику рынка труда в условиях снижения рождаемости и старения населения, а также притока рабочей силы из стран ближнего зарубежья. Большее внимание следовало бы уделить особенностям формирования общероссийского и региональных рынков труда, регулированию занятости на территориях с недостатком и избытком трудовых ресурсов.С позиции финансовых ресурсов, по мнению экспертов, объем инвестиций в основной и оборотный капитал необходимо увеличить примерно в 4 раза. Понятно, что без соответствующих масштабных усилий государства и бизнеса эту задачу не решить.

Систематический рост покупательной способности оплаты труда может быть обеспечен за счет повышения номинальной начисленной оплаты труда, внесения изменений в налогообложение физических лиц, регулирования цен на важнейшие потребительские товары и услуги, развития потребительского рынка и др.

Программа борьбы с бедностью в стране должна содержать три блока мер, охватывающих: общее экономическое оздоровление; обеспечение общефедеральных гарантий гражданам в интересах повышения уровня жизни; оказание адресной социальной помощи особо нуждающимся категориям граждан.[4]Стоит отметить, что реальная модернизация российской экономики невозможна без трансформации российского общества, а последнее невозможно без преодоления бедности и чудовищного неравенства, что по своему существу 6привносит дестабилизирующий характер, действующий практически на всех направлениях социальной жизни. Поскольку социальная политика формулируется на федеральном уровне, а чтобы быть эффективной, реализовываться она должна в регионах и муниципалитетах, т.е. ближе к конкретному человеку, с учетом специфики складывающейся там ситуации, необходимы постоянные замеры (зондажи) жизненного уровня, проводимые в контексте территориального мониторинга.







Таким образом, уменьшение бедности можно рассматривать как одну из ключевых задач современной системы социальной защиты населения в Российской Федерации, решение которой напрямую связано со стратегической целью –построением в нашей стране социального государства.

Ссылки на источникиСписок цитируемой литературы



1.Олейникова Е.Г. Социальная политика государства в современной России: проблемы научного анализа // Философия социальных коммуникаций. 2012. № 1 (18). С.44.2.Симонова С.С., Олейникова Е.Г. Социальные приоритеты в программах политических партий России // Философия социальных коммуникаций. 2012. № 4 (21). С. 103104.3.Известия. –1992. –20 февраля.4.Российский экономический журнал. –1992. –№ 8. –С. 45.5.Аргументы и факты. –1992. –№ 2. –С. 1.6.Российский экономический журнал. –1992. –№ 12. –с. 66.7.Аргументы и факты. –1992. –№ 19. –С. 2.8.Советская Россия. –1997. –21 января.9.Олейникова С.С. Социальная функция государства: история и современность // Правовая политика и правовая жизнь. 2011. № 4. С 22.10.В. Путин: 18 млн. россиян проживают за чертой бедности // BBC. Русская служба. –17.07.2012.[Электронный ресурс]. Режим доступа: www.bbc.co.uk11.Росстат: в 2011 г. уровень бедности в России составил 12,8% // Ведомости. Финансы. –21.02.2012.[Электронный ресурс]. Режим доступа:www.vedomosti.ru12.Римашевская Н. М. Риски бедности в современной России. – 30.06.2010. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.promreview.net13.Роик В. Бедность: причины, следствия, пути преодоления // Человек и труд. 2010. № 1.[Электронный ресурс]. Режим доступа: www.chelt.ru14.Минимальная зарплата не дотянет до прожиточного минимума // Региональный общественнополитический портал «Областные вести». –07.10.2012.[Электронный ресурс]. Режим доступа:www.oblvesti.ru

Chelyadinova Maria Director of a Centerof retraining and professional developmentRussian academy of national economy and public administration, Volgograd

The policy of poverty reduction as one of the main activities ofthe social state.

7Summary. The author considers the policy of poverty reduction as on of the main activities of the modern welfare states, he also analyzes the process of war against poverty in the Russian Federation during a construction of the social state.

Key words: welfare state, social state, threepartial system, absolute poverty, relative poverty, subjective poverty.