Перспективы развития рынка грузовых перевозок автомобильным транспортом в Самарской области

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Болтова Я. С. Перспективы развития рынка грузовых перевозок автомобильным транспортом в Самарской области // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 1696–1700. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53342.htm.
Аннотация. В статье определены конкурентные преимущества автомобильного транспорта, рассмотрены количественные показатели, характеризующие современное состояние грузового автопарка Самарской области, проанализированы тенденции изменения объемов перевозимых грузов за последние 11 лет, даны прогнозы развития грузового автомобильного бизнеса.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
1

Болтова Яна Станиславовнастудентка 4 курсаИнститута коммерции,маркетинга и сервисаСамарского государственного экономического университета,г. Самараyanaboltova@mail.ru

Перспективы развития рынка грузовых перевозок автомобильным транспортом в Самарской области

Аннотация.В статье определены конкурентные преимущества автомобильного транспорта, рассмотрены количественные показатели, характеризующие современное состояние грузового автопарка Самарской области, проанализированы тенденции изменения объемов перевозимых грузов за последние 11 лет, даны прогнозы развития грузового автомобильного бизнеса.Ключевые слова:грузовые перевозки, автомобильный транспорт, Самарская область, прогнозирование, грузовые автомобили.

Развитие транспортной системы региона является одним из важнейших направлений решения социальноэкономических задач. При этом автомобильный транспорт представляет собой наиболее массовый, маневренный и скоростной (по срокам доставки) вид транспорта. [1] К тому же автомобильный транспорт обладает высокой гибкостью в отличие, например, отжелезнодорожного или морского благодаря следующим особенностям:автомобильный транспорт не зависит от географических условий (расположение морей, рек);протяженность автомобильных дорог в разы превышает протяженность водных и железнодорожных путей;автомобильный транспорт не зависит от расписания, и любой маршрут может быть подобран и рассчитан индивидуально согласно требованиям клиента.На долю автомобильного транспорта приходится 5860% объема перевозокгрузов. Каждый день на территории России подвижным составом автомобильного транспорта перевозится около 18 млн. тонн груза.[1]Автомобильный транспорт насчитывает множество преимуществнад другими видами транспорта, к числу которых можно отнести:высокаясохранность груза за счет отсутствия дополнительных перегрузочных операций;высокая скорость доставки грузов.Отдельным конкурентным преимуществом автомобильного транспорта необходимовыделить возможность поставки «от двери до двери». Для многих заказчиков этот момент является определяющим, так как значительно сокращается риск потери товара при перегрузке с железнодорожной станции или порта. Автомобильный транспорт считается наиболее предпочтительным при доставке грузов на небольшие и средние расстояния (например, внутри страны) и на сегодняшний день практически не имеет альтернатив.Автомобильный бизнес в настоящее время приобретает высокую популярность за счет востребованности подобного рода услуг на рынке. С каждым годом растет количество предприятий, предлагающих услуги грузовых перевозок автомобильным транспортом.Для изучения сферы автомобильных грузоперевозок рассмотрим статистику по различным показателям за последние годыпо Самарской области.2

Итак, на начальном этапе исследования рассмотрим количество грузовых автомобилей, функционирующих на территории Самарской области (табл.1).[3]Таблица 1Количество грузовых автомобилей (включая пикапы и легковые фургоны)

№ГодыКоличество, штуки1200196729220029819432003101411420041046175200510492862006105918720071067588200811055492009106153102010106316112011112706

На основании таблицы 1 построим график (рис.1), чтобы проследить за тенденцией изменения рассматриваемого показателя.При этом следует помнить, что линию тренда необходимо выбрать такую, коэффициент детерминации (R2) которой будет показывать наибольшее значение.Значимость коэффициента детерминации объясняетсяего смысловой интерпретацией, согласно которой этот коэффициент показывает степень достоверности аппроксимации. Чем ближе коэффициент детерминации к единице, тем приближеннее к реальности и адекватнее построенная модель.

Рисунок 1 Тенденция изменения количества грузовых автомобилей

Степенная функция наиболее точно описала интересующую нас ситуацию, предложив достаточно высокий коэффициент детерминации, равный 0,8573. Чтобы сделать приблизительный прогноз на ближайшие пять лет, воспользуемся уравнением y= 95814x0,0566, представленным на рисунке 1, где x–это номер года (табл.2).

y = 95814x0,0566R² = 0,8573940009600098000100000102000104000106000108000110000112000114000024681012Количество, штукиСтепенная (Количество, штуки)3

y = 1,6183x2+ 20,304x + 35,59R² = 0,6516020406080100120140024681012Перевезенный груз, млн.тоннПолиномиальная (Перевезенный груз, млн.тонн)Таблица 2Приблизительный прогноз количества грузовых автомобилей

№ГодыКоличество, штуки122012110284132013110784142014111250152015111685162016112094

Очевидно, что количество грузового автомобильного транспорта на территории Самарской области в ближайшие пять лет будет расти. Данная тенденция положительным образом отразиться на регионе за счёт повышения конкурентоспособности на рынке транспортных грузовых услуг.Не менее интересна статистика перевезенного объема грузов на территории области за те же одиннадцать лет (табл.3).[3]

Таблица 3Объем перевезенного груза автомобильным транспортом

№ГодыПеревезенный груз, млн. тонн1200165,92200266,83200371,54200483,1520058762006107,972007104,782008116,59200979,310201063,911201166,1

Посмотрим тенденцию по объему перевозимого груза на графике (рис.2).









Рисунок 2Тенденция изменения объема перевозимого автомобильным транспортом груза4

В рассмотренном случае удовлетворительный коэффициент детерминации предлагает полиномиальная функция. Стоит отметить, что с увеличением степени полиномиальной функции коэффициент детерминации возрастает, однако это не позволяет нам взять функцию самого высокого порядка ввиду следующей закономерности: чем выше степень полиномиального тренда, тем меньше точность прогноза. Полиномиальная функция высокого порядка может максимально точно описать существующую статистику, но она допустит огромную ошибку при расчете долгосрочного прогноза.

Тенденция изменения объема перевозимого автомобильным транспортом груза имеет параболический вид, а,следовательно, в ближайшие пять лет, согласно графику, ветви которого направлены вниз (рис.2), количество перевозимого в Самарской области груза должно значительно снизиться и в итоге достичь нулевого показателя. Однако будем считать эту модель условной, поскольку такой исход событий невозможен. Экономика Самарской области находится в режиме постоянного развития, и снижение объема перевозимого груза за последние три года можно рассматривать как сигнал молодым предпринимателям. Сложно зайти на рынок, если он находится в стадии бурого роста, и гораздо проще это сделать там, где есть небольшие «провалы». Если рассматривать с такой позиции грузовой автомобильный бизнес Самарской области, то он представляется инвестиционно привлекательным, так как есть возможность увеличить показатель перевозимого груза, предложив потенциальным заказчикам качественные услуги по относительно невысоким ценам.

Тарифы на грузовые перевозки с каждым годом возрастают, что также указывает на привлекательность отрасли (табл.4).[3]

Таблица 4Индексы тарифов нагрузовые перевозки (декабрь к декабрю предыдущего года), в процентах

20012002200320042005200620072008200920102011119,8150,8125,7106119,5116,1107,9135,6112,5123,7116,8

Темп роста тарифов на грузовые перевозки по Самарской области скаждым годом меняется, однако всегда этот показатель остается положительным, что благоприятно отражается на доходах автотранспортных логистических компаний.Стоит отметить ряд проблем, отмечающихся в области в сфере грузоперевозок. Негативная тенденция прослеживается в рамках выпуска квалифицированных рабочих и служащих образовательными учреждениями начального профессионального образования (НПО) в сфере транспорта (табл.5).[3]

Таблица 5Выпуск квалифицированных рабочих образовательными учреждениями НПОв сфере транспорта

№ГодыКоличество человек120071600220081203320099044201090352011610

5

y = 1669,6x0,544R² = 0,92070200400600800100012001400160018000123456Количество человекСтепенная (Количество человек)Рассмотрим график и подберем подходящую линию тренда, чтобы сделать прогноз (рис.3).











Рисунок 3Тенденция изменения выпуска квалифицированных рабочих образовательными учреждениями НПО в сфере транспорта

Итак, мы видим, что количество рабочих с каждым годом снижается. Это может существенным образом отразиться на грузовом автомобильном бизнесе, поскольку обслуживающий транспортную инфраструктуру персонал имеет крайне важное значение. Обслуживающий персонал включает в себя следующие группы рабочих:автомеханики;водители грузовых автомобилей;слесари по ремонту автомобилей;мастера по техническому обслуживанию автомобильного парка.На базе имеющихся данных построим приблизительный прогноз на следующие пять лет (табл.6).

Таблица 6Приблизительный прогноз количества выпускаемых квалифицированных рабочих образовательными учреждениями НПО в сфере транспорта

№ГодыКоличество человек62012630720135798201453992015505102016477

Полученный прогноз подтверждает наличие проблемы в сфере качественного и квалифицированного транспортного обслуживания, поэтому предпринимателю, желающему начать бизнес именно в сфере автомобильных грузоперевозок, необходимо особо тщательно подбирать обслуживающий персонал, ориентируясь на долгосрочные перспективы.

И, наконец, рассмотрим одну из важнейших проблем не только Самары, но и большинства крупных городовмегаполисов. Вследствие растущей загруженности автомагистралей и возрастающей интенсивности грузовых автомобильных перевозок в 6

y = 33,36x2+ 445,78x + 10071R² = 0,63980500010000150002000025000024681012Протяженность, кмПолиномиальная (Протяженность, км)современных условиях остро ощущается необходимость планирования и регулирования транспортных потоков. Число автомобилей (легковых и грузовых) растет с каждым годом, что приводит к частым пробкам на дорогах. Пробки могут значительно снизить эффективность грузовых перевозок автомобильным транспортом.[2]

Проанализируем ситуацию в Самарской области (табл.7).[3]

Таблица 7Протяженность автомобильных дорог

№ГодыПротяженность, км1200111588220021160432003114954200411125520051105762006106317200718354820081910392009174501020101707111201117605

Рисунок 4 иллюстрирует изменение протяженности автомобильных дорогза последние годы.









Рисунок 4 Тенденция строительства автомобильных дорог

График показывает, что рост есть, но он не стремителен и подвержен колебаниям. Решение данной проблемы позволит значительно повысить конкурентоспособность Самарской области в сфере автомобильных грузоперевозок. Региону необходимо строительство крупных магистралей с высокой пропускной способностью.

В завершение можно отметить, что Самарская область является активно развивающимся субъектом Российской Федерации. На рынке грузовых перевозок автомобильным транспортом Самарская область имеет значительные положительные перспективы, а автомобильный бизнес может приносить высокие доходы. При этом данная сфера имеет свои проблемы, которые необходимо учитывать. В целом область 7

выглядит инвестиционно привлекательной, и в ближайшие пять лет есть возможность повысить конкурентоспособность Самарской области на внутреннем и даже международном рынках.

Ссылки на источники1.Белых В.И., Полковникова С.Г. Конкурентоспособность предприятия автомобильного транспорта // Вестник Сибирской государственной автомобильнодорожной академии. –2009. –№14. –с. 85862.Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Самарской области [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.samarastat.ru/default.aspx3.Кочерга В.Г., Зырянов В.В., Хачатурян А.В. Планирование и организация грузовых автомобильных перевозок на уличнодорожной сети мегаполисов // Инженерный вестник Дона. –2012. –Том 20. –№2 –с. 737

Boltova Yana Stanislavovnastudent of the fourth year, Institute of commerce, marketing and service,Samara StateUniversity of Economics, Samarayanaboltova@mail.ru

Prospects of development of the market of freight traffic by motor transport in the Samara region

Annotation. In the article are defined the competitive advantage of road transport, considered quantitative indicators of the current state of the cargo fleet of Samara region, analyzed trends in the volume of goods transported in the last 11 years, given forecasts of freight car business.Keywords: freight transportation, motor transport, Samara region,prediction,trucks.