Реализация педагогических условий модели формирования экологической культуры будущего учителя начальных классов в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гарифуллина А. Р. Реализация педагогических условий модели формирования экологической культуры будущего учителя начальных классов в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 1691–1695. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53341.htm.
Аннотация. В статье представлен материал практической реализации процесса формирования экологической культуры будущих учителей начальных классов. Раскрываются условия формирования экологической культуры.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Гарифуллина Алсу РинатовнаПреподаватель, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Набережночелнинский институт социальнопедагогических технологий и ресурсов»Alsugarifullina@yandex.ruРеализация педагогических условий модели формирования экологической культуры будущего учителя начальных классов в процессе изучения психологопедагогических дисциплин.В статье представлен материал практической реализациипроцесса формирования экологической культуры будущих учителей начальных классов.Раскрываются условия формирования экологической культуры.Ключевые слова: экологическая культура, экологизация, психологопедагогические дисциплины, модель.В Набережночелнинскоминституте социальнопедагогических технологий и ресурсов экспериментально проверены возможности психологопедагогических дисциплин в развитии экологической культуры будущих учителей начальных классов. Целью экспериментальной работы явилась проверка эффективности разработаннойпедагогической моделив формированииэкологической культуры будущих учителей начальных классов в процессе изучения психологопедагогических дисциплин. Одним изусловий эффективной реализации модели формирования экологической культуры будущих учителей начальных классов в ходе изучения психологопедагогических дисциплин является учет первоначального уровня экологической культуры студентов. Выполняя данное условие, мы учитывали результаты диагностики компонентов экологической культуры студентов на констатирующем этапе эксперимента. В процессе формирующей работы мы обращали внимание на ценностносмысловой компонент, так как у студентов экспериментальной группы доминировало потребительское отношение к природе, в отличие от студентов первых двух курсов, характеризующихся эстетическим отношением. Из констатирующего этапа исследованиявыявили, что отношение к природе у студентов противоречиво, они недопонимают сущность «стратегии и технологии взаимодействия» с ней. Существуют пробелы в вопросах формирования экологического сознания. Вформирующем эксперименте мы осуществляли акцент на подструктуру отношений. Также особого внимания заслуживал профессиональный компонент в структуре экологической культуры будущих учителей начальных классов, отождествляемый нами как экологическая компетентность, соответствующий низкому уровню. Большим потенциалом для развития данного компонента обладают педагогические дисциплины и спецкурс «Психологопедагогические основы экологического образования младших школьников». Развитию ценностносмыслового компонента способствует экологизация психологических дисциплин.Следующим педагогическим условием реализации модели является интеграция экологических и психологопедагогических знаний. В результате анализа государственного образовательного стандарта специальности «Педагогика и методика начального образования» (2005г.), учет требований которого является также одним из педагогических условий успешной реализации модели, приходится констатировать, что в квалификационной характеристике выпускника не указан параметр, заключающийся в сформированности экологической культуры. В требованиях кпрофессиональной подготовке специалиста не отмечается необходимость экологической культуры будущего учителя, кроме того, к одной из типовых задач профессиональной деятельности специалиста относят только «воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений». Задача воспитания экологической культуры младших школьников отсутствует. Изучив содержание дисциплин государственного стандарта (2005), отметили, что в рамках дисциплины «Педагогика начального образования» в разделе «Теория воспитания детей младшего школьного возраста» указывается единственное направление воспитания младших школьников эстетическое. Только в содержании дисциплины «Методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир» рассматривается вопрос экологического воспитания на уроках природоведения и ознакомления с окружающим миром.Таким образом, стандарт 2005 г. не акцентирует внимания ни на формировании экологической культуры специалиста, ни на готовности будущего учителя начальных классов осуществлять процесс экологического образования младших школьников. В связи с переходом в 2011 году на двухуровневую систему образования «бакалавриатмагистратура» актуальным является анализ федеральных государственных стандартов по направлениям подготовки педагогическое образование и психологопедагогическое образование на предмет отражения в них экологической составляющей. По указанным направлениям будет осуществляться подготовка учителей начальных классов. В отличие от ГОС ВПО второго поколенияв ФГОС ВПО определяются общекультурные,профессиональные компетенции.

В требованиях к результатам освоения основной образовательной программы бакалавриата по направлению 050100 Педагогическое образование в группе компетенций в культурнопросветительской деятельности можно отметить ПК 8 –способен разрабатывать и реализовывать культурнопросветительские программы для различных категорий населения. Если в содержании понятия культурнопросветительская деятельность выделить формирование ценностей, то разумно подразумевать под ними и формирование экологических ценностей обучающихся. В структуре основной образовательной программы бакалавриата в результате изучения базовой части профессионального цикла студент должен знать теории и технологии обучения и воспитания. В рамки этого требования можно включить изучение технологий экологического образования младших школьников. В требованиях к результатам освоения основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 050400 Психологопедагогическое образование в группе общекультурных компетенций можно выделить ОК3 владеет моральными нормами и основами нравственного поведения. Формирование основ нравственного поведения соприкасается с экологической культурой. Нравственное поведение возможно не только в системе отношений человекчеловек, но и в системе отношений человекприрода. Экологическая культура подразумевает нравственное, то есть ответственное отношение к природе. Бакалавр по данному направлению подготовки в области педагогической деятельности на начальной ступени общего образования должен решать задачи интеллектуального, личностного и нравственного развития обучающихся в процессе формирования учебной деятельности, то есть, также решать и задачи экологического воспитания, непосредственносвязанные с нравственным воспитанием обучающихся.

Учитывая актуальность вопроса формирования экологической культуры, как одного из решений экологических проблем, необходимо отразить данное направление в стандарте.Таким образом, в настоящее время проблему формирования экологической культуры приходится решать на уровне рабочих программ Согласно разработанной первым этапом в процессе формирования экологической культуры студентов в ходе изучения психологопедагогических дисциплин является мотивационноустановочный, основная цель которого обеспечение мотивационной готовности студентов. На данном этапе у студентов формировалась убежденность в необходимости сохранения природной среды как важнейшей общечеловеческой ценности; развивался интерес к проблемам окружающей среды; студенты осознавали личную причастность к решению проблем взаимодействия человека и природы. Содержанием мотивационногоэтапа выступала реализация экологизированного курса «Введение в педагогическую деятельность учителя начальных классов», которую студенты изучают в первом семестре.«Введение в педагогическую деятельность учителя начальных классов» первая профессиональнопедагогическая дисциплина. Данный раздел курса «Педагогика начального образования» ориентирует будущего учителя начальных классов на восприятие учащегося как субъекта деятельности. В рамках изучения данного раздела со студентами рассматривались вопросы сущности и значимости экологопедагогической деятельности. Студенты были ознакомлены с понятиями«Экологическая культура», «Экологическая культура учителя начальных классов, «Экологическая компетентность».

При изучении дидактической единицы «Личность младшего школьника как объект и субъект педагогических воздействий» создавался акцент на том, что ребенок является частью природы, рассматривались гуманистический, природосообразный подходы в воспитании личности младшего школьника. Нами преследовались цели воздействия на мотивационную сферу студентов путем раскрытия практической значимости экологопедагогической деятельности учителя, формирования осознания личностной значимости организации экологопедагогической деятельности. В теме «Экологическая культура учителя» анализировалась подготовка учителей к формированию экологической культуры младших школьников. Студенты выявили сформированность экологической культуры у себя. При рассмотрении этой темы студенты должны понять, что на процесс формирования экологической культурымладшего школьника в педагогическом процессе оказывают все виды деятельности учителя. В таблице 1отражено экологизированное содержание рассматриваемой дисциплины. Таблица 1Возможности экологизации дисциплины «Введение в педагогическую деятельность учителя начальных классов»Дидактические единицы по ГОС ВПО Возможности экологизацииПедагогика начального образования как наука о воспитании, образовании и развитии младших школьников.

Личность младшего школьника как объект субъект педагогических воздействий.Природосообразный подход в воспитании личности младшего школьникаПрофессиональные знания и умения учителя начальной школы.Экологическая культура учителей начальных классов: сущность, структура.

Второй этап (познавательный) процесса формирования экологической культуры представлял собой реализацию на 2,4 семестрах экологизированных дисциплин «Общие основы педагогики», «Основы общей психологии», «Возрастная психология», «Теория обучения детей младшего школьного возраста». Основной целью этапа являлось освоение студентами основных понятий экологической педагогики и экологической психологии.Одной изглавных задач дисциплины «Основы общей психологии», является формирование у будущих учителей начальных классов интереса к познанию других людей и самопознанию, развитие стремления к использованию полученных знаний в будущей педагогической деятельности. Решение вопроса формирования экологической культуры младших школьников не будет эффективным если, учителя не будут знать теоретическиеосновынаправленности личностиучащихся, понимания мотивационно –потребностной сферы. С целью формирования экологической культуры студентов на занятиях подисциплине «Основы общей психологии» нами были поставлены задачи:1.Сформированть экологопсихологические знания;2.Актуализировать эмоциональночувственнуюсвязь с окружающей средой, которая обеспечивает осознание ценности окружающей среды.Изучение экологопсихологических знаний начиналось с рассмотрения междисциплинарных связей, так как данная область взаимосвязанас другими областями знаний. На семинарском занятии по теме «Экологическая психология как наука» студентамибыли рассмотрены методологические особенностиэкологической психологии. Следует отметить, что все студенты группы не имели представления о существовании термина «экологическая психология» и тем более не знакомы с психологическими аспектами организации экологического образования. На семинарских занятияхпо теме «Человек –индивид –личность –индивидуальность»рассмотрены проблемы формирования экологичной личности, понятие «экологическое сознание». Обращалось внимание студентов на важность и единство биологического и социального в развитии человеке. Экологизация дисциплины «Основы общей психологии» представлена в таблице 2.Таблица 2

Возможности экологизации дисциплины «Основы общей психологии»

Дидактические единицы по ГОС ВПОВозможности экологизацииПсихология как наука. Предмет, задачи, методы и структура современной психологии. Методология психологии.Экологическая психология как наука. Предмет, задачи экологической педагогики и ее связь с другими науками.Методологические особенности экологической психологии. Отношение к природе как предмет психологического исследования.Взаимодействие человека с природой как проблема психологии.

Проблема человека в психологии. Человек –индивид –личность –индивидуальность –субъект.Проблемы формирования экологичной личности.Личность и экологическое сознание.Психика человека как предмет системного исследования. Проблема и природа психического.Бессознательный экологический вандализм.Сущность экологического сознания. Виды. Общее понятие о личности. Основные факторы и механизмы развития личности. Жизненный путь личности.

Основные психологические теории личности.

Направленность и ее психологические проявления.

Потребности. Мотивация.

Деятельность: структура, виды, характеристики. Деятельностный подход и общепсихологическая теория деятельности. Системогенез деятельности.

Общение: функции, средства, структура, психологические характеристики.

Познавательная сфера. Сенсорноперцептивные процессы.

Виды, свойства, закономерности ощущений

Характеристика, свойства, особенности восприятия.Проблема субъективного восприятия мира природы.(Механизмы формирования субъективного отношения к природе по перцептивному, когнитивному, практическому каналам)Процессы, виды, типы, качества, закономерности памяти.

Виды, процессы, формы, свойства мышления. Мышление и речь.Когнитивные механизмы экологического сознания (экологическое мышление).Виды, функции, характеристики речи.

Виды, функции, свойства, природа воображения

Сущность, виды, характеристики внимания.

Эмоции, чувства, воля.Эмоциональные аспекты экологического сознания. (Экологическое сознание и эмоции).Темперамент. Характер. Мотивация и характер.

Способности: определение, структура, виды, происхождение, характеристики, механизмы.

Экологизированные дидактические единицы дисциплины «Основы общей психологии» нашли отражение на семинарских занятиях, где осуществлялась деятельностная педагогическая технология: технологии усвоения теоретических знаний и выполнения практических заданий

На семинарских занятиях по курсу «Возрастная психология» были изучены возрастные и социальные закономерности развития экологического сознания, а именно: отношение к природе в дошкольном возрасте, младшем школьном, подростковом возрасте, юношеском возрасте; возрастные симпатии и антипатии к различным животным и растениям; возрастная динамика развития экологического сознания и проблема его возрастной периодизации.Таблица 3Возможности экологизации дисциплины «Возрастная и педагогическая психология»Дидактические единицы по ГОС ВПОВозможности экологизацииПредмет и задачи возрастной психологии.

Методы возрастной психологии.

Основные проблемы и закономерности психического развития.

Психологические особенности развития ребенка в младенчестве.

Психическое развитие в раннем детстве.

Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрастеСубъективное отношение к природе в дошкольном возрасте.Психическое развитие в младшем школьном возрасте.Субъективное отношение к природе в младшем школьном возрасте.Психологические особенности подростка.Субъективное отношение к природе в подростковом и юношеском возрасте.Психологические особенности ранней юности.Психология зрелого возраста.

Психологические особенности в пожилом возрасте и старосте.

Предмет и задачи педагогической психологии.

Методологические основы педагогической психологии.

Структура и формирование учебной деятельности

Организация процесса обучения и этапы формирования познавательных действий.

Мотивация учебной деятельности, ее виды.

Личность как субъектучения и воспитания.

Социальная ситуация развития личности в процессе обучения.

Психология педагогической деятельности.

Кроме психологической готовности, мы выделяем педагогическуюготовность к осуществлению экологического образования младших школьников, реализуемую согласно следующему педагогическому условию успешного протекания процесса формирования экологической культуры экологизация педагогических дисциплин. Компонентами педагогической готовности будущих учителей начальных классов являются знания по методике экологического образования, содержании,формах, методах и средствах осуществления экологического образования младших школьников.

В соответствии с государственным образовательным стандартом специальности «Педагогика и методика начальногообразования» в состав дисциплин педагогического цикла входят следующие: педагогика, педагогика начального образования, частные методики. Нами были разработаны дополнения и изменения в рабочих программах педагогических дисциплин, а именно разделов: общие основы педагогики, теория обучения детей младшего школьного возраста.Содержание раздела«Общие основы педагогики» направлено на формирование у будущих учителейначальных классов представлений о педагогикекак науке. Изучались сущность образования как общественного явления и как целенаправленного процесса, взаимосвязьпедагогической теории и практики, различные уровниметодологии педагогики. Данный раздел обладает также потенциалом для формирования экологической культуры студентов педвуза. Например, при изучении темы «Педагогика как наука, ее объект. Категориальный аппарат педагогики» мы рассматривали вопросы экологической педагогики. При ознакомлении студентов с вопросом «Образование как общественное явление и педагогический процесс» рассматривали сущность экологического образования. Обращение к особенностям научного исследования в области экологического образования, а именно к имеющимся методикам изучения особенностей отношения людей разных возрастных групп к природе, было уместно приизучении вопроса «Научное исследование в педагогике».



Таблица4Экологизация содержания дисциплины «Общие основы педагогики»Дидактические единицы по ГОС ВПОВозможность экологизацииПедагогика как наука, ее объект. Категориальный аппарат педагогики.Экологическая педагогика

Образование как общественное явление и педагогический процесс. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

Система экологического образования: сущность, задачи.Взаимосвязь педагогической науки и практики. Связь педагогики с другими науками.Связь экологической педагогики с другими науками.Понятие методологии педагогической науки. Методологическая культура педагога.

Научное исследование в педагогике. Методы и логика педагогического исследования.

Научное исследование в области экологического образования.

Возможности экологизации дисциплины «Теория обучения детей младшего школьного возраста» представленыв таблице 5.Таблица 5Возможности экологизации дисциплины «Теория обучениядетей младшего школьного возраста»Дидактические единицы по ГОС ВПОВозможности экологизацииПротиворечия процесса познания и их разрешение в учебной деятельности младших школьников. Зависимость обучения детей от закономерностей познания человеком окружающего мира. Конкретное и абстрактное, чувственное и рациональное, эмпирическое и творческое в познавательной деятельности детей младшего школьного возраста.Зависимость обучения детей от закономерностей познания человеком окружающего мираСовременные концепции и технологии педагогического процесса в начальной школе.Современные экологические технологии в начальной школе.Функции педагогического процесса в начальных классах.

Образовательная функция начального обучения: содержание, структурные компоненты, виды образовательных задач и методы их реализации в учебном процессе. Воспитательная функция педагогического процесса: содержание, структурные компоненты, виды воспитательных задач и методы их реализации в учебном процессе. Развивающая функция: содержание структурные компоненты, виды развивающих задач и методы их реализации в учебном процессе начальной школы.

Чувственный образ в интеллектуальном развитии младшего школьника. Функции наглядного образа в педагогическом процессе. Управление чувственным познанием детей в учебном процессе.

Абстракции в учебной деятельности младших школьников. Формирование логических суждений, операций и приемов у детей.

Содержание начального образования. Государственный образовательный стандарт Содержание экологического образования в сфере формирования экологических начальной школы. Виды образовательных программ в начальных классах. Вариативность учебного плана, учебников и технологий образовательного процесса в начальной школе.

представлений личности.Содержание экологического образования в сфере формирования отношения личности к миру природы.Содержание экологического образования в сфере формирования стратегий и технологий взаимодействия с миром природы.Методы обучения. Метод как форма теоретического и практического освоения учебного материала, исходящего из задач образования, воспитания и развития младшего школьника. Многомерные классификации методов. Методы экологического обучения младших школьников.

Формы организации обучения в начальных классах: общеклассные, групповые, индивидуальные. Формы организации экологического обучения в начальных классах.Дифференциация и интеграция в учебном процессе.

Образовательная, воспитательная и развивающая функции проверки и оценки усвоения знаний младшими школьниками. Диагностика развития личности ребенка в образовательном процессе.

В реальном педагогическом процессе экологизированные дидактические единицы психологопедагогических дисциплин нашли отражение на семинарских занятиях. На лекционных занятиях студенты изучали дидактические единицы психологопедагогических дисциплин, отраженных в Госстандарте.Завершающим этапом процесса формирования экологической культуры будущих учителей начальных классов в ходе изучения психологопедагогических дисциплин выступал деятельностный этап, представляющий собой введение основного интегрирующего звена. В этой связи нами был разработан и реализован в специальный курс «Психологопедагогические основы экологического образования младших школьников».Как бы полно не были реализованы возможности психологопедагогических дисциплин в формировании экологической культуры студентов, остается не до конца решенной проблема синтеза экологических знаний. Каждый элемент экологических знаний, изучаемых в рамках того или иного курса, включается в систему знаний данного курса, но не в систему знаний о взаимодействии человека и природы. Возможность синтеза знаний и, кроме того, достижения их полноты, усиления профессиональной направленности экологического образования предоставляет спецкурс «Психологопедагогические основы экологического образования младших школьников», изучаемый на третьем курсе. Курс рассчитан на 54 часа, где 36 часов отводятся на лекционные занятия, 18 часов на практические занятия. Прежде всего, мы определились в целях экологического образования будущих учителей начальных классов, которым предстоит решить задачи образования младших школьников. На занятиях спецкурса мы попытались сформировать экоцентрический тип сознания, для которого характерны: отсутствие противопоставленности человека и природы, восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком. Цель названного курса заключается в формировании экологической культуры студентов, в обобщении и систематизации знаний в области экологического образования младших школьников, полученных студентами в процессе профессиональной подготовки, в ориентации будущих учителей на профессиональную экологопедагогическую деятельность. В процессе изучения данного курса происходила интеграция ранее приобретенных экологопедагогических и экологопсихологических знаний, умений и навыков и оформление их в единую структуру –экологическую культуру. Содержание спецкурса представляло собой три раздела. В первом разделе «Природа как общечеловеческая ценность» раскрывались глобальные проблемы планеты, сущность экологической культуры педагога. В разделе «Психологические основы экологического образования младших школьников» изучались психологические основания формирования экологического сознания и поведения. Третий раздел спецкурса посвящен педагогическим основам экологического образования младших школьников. Структура спецкурса «Психологопедагогические основы экологического образования младших школьников» выглядит следующим образом:Раздел 1. Природа как общечеловеческая ценность.1.1.Глобальные экологические проблемы планеты.1.2.Сущность экологической культуры.1.3.Экологическая культура педагога.Раздел 2. Психологические основы экологического образования младших школьников.2.1. Экологическая психология как наука. Предмет, задачи экологической педагогики и ее связь с другими науками. Отношение к природе как предмет психологического исследования. Взаимодействие человека с природой как проблема психологии.2.2. Проблема субъективного восприятия мира природы.(Механизмы формирования субъективного отношения к природе по перцептивному, когнитивному, практическому каналам).2.3. Когнитивные механизмы экологического сознания (экологическое мышление).2.4. Эмоциональные аспекты экологического сознания. (Экологическое сознание и эмоции).2.5. Сущность экологического сознания. Виды. 2.6. Субъективное отношение к природе в младшем школьном возрасте.2.7. Психологическая диагностика особенностей отношения к природе.Раздел 3. Педагогические основы экологического образования младших школьников.3.1. Экологическая педагогика.3.2. Система экологического образования: сущность, задачи.3.3. Содержание экологического образования младших школьников.3.4. Принципы экологического образования младших школьников.3.5. Методы экологического образования младших школьников.3.6 Формы экологического образования.Апробация данного спецкурса предполагала соблюдение ряда условий: 1. Ориентация учебного процесса на приближение учебной деятельности к условиям будущей профессиональной деятельности. 2. Организация активной практической деятельности студентов в профессиональной сфере на основе накопленного опыта решения экологопедагогических задач. 3. Преобладание интерактивных форм и методов обучения в учебном процессе. Рассмотрим опытпроведения специального курса. На занятиях специального курса студенты углубляли свои знания о таких понятиях, как «экологическая культура», «экологическая культура учителя начальных классов», «экологическое сознание», «субъективное отношение к природе», «экологическое образование», «образование для устойчивого развития».Формированиеэкологической культуры студентов осуществлялось в ходе использования традиционных и интерактивных форморганизации обучения:лекцииконференции, в ходе которых студенты высказывали свое отношениек изучаемой проблеме; тренинги, деловые игры, диспуты, конкурсыи т.п. Особое место в педагогическом процессе занимала самостоятельнаяработа студентов. Останавливаясь на методах обучения, можно отметить, что кроме традиционныхв дидактике, использовалисьметоды экологической психопедагогики, предложенные С.Д. Дерябо и В.А. Ясвиным. Реализация педагогической модели процесса формирования экологической культуры студентов предполагала создание определённых психологопедагогических средств. Главное место среди них отводилось следующим средствам: государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, учебный план, рабочие программы по экологизированным дисциплинам психологопедагогического цикла и спецкурсу «Психологопедагогические основы экологического образованиямладших школьников». Для спецкурса был разработан набор мультимедийных презентаций, подготовленных для проведения лекционных, семинарских занятий. Дидактический комплекс дисциплины включал ресурсы Интернет, традиционные средства обучения –научную, учебную литературу, диагностические методики. Студентам были прочитаны лекции, была рекомендована научная литература для самостоятельной работы на семинарских занятиях и подготовке рефератов для защиты. Одна из особенностейновых технологий экологическогообразования заключается во влияниина процессы развития субъективного отношения к миру природы, при этом затрагиваются глубинные психологические сферы человека. С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин разработали модель экологопсихологического тренинга, представляющегособой системукоррекционнопедагогических приемов, которые запускают определенныйпсихологического механизма развития субъективного отношения к природе. В рамках специального курса при изучении раздела «Психологические основы экологического образованиямладших школьников» были проведены данные экологопсихологические тренинги. Методологической основой указанных тренингов являлись психологические тренинги. Методическими особенностями организации работы являлось то, что студенты выполняли нестандартные задания в творческой форме. Экологопсихологический тренинг органично вписывался в практику еженедельного проведения семинарских занятий. Большинство упражнений не требовали специального оснащения. Использовалась стратегия, предложенная С.Д. Дерябо, В.А. Ясвином. Вначале предлагались упражнения, направленные на расширение перцептивного опыта взаимодействия с природой. Например, упражнение «Человечек из коры». Затем на развитие экологической эмпатии, стимулирование идентификации с природными объектами. Этому способствовали такие упражнения как: «Чистописание», «Ателье мод», Зоологический балет», «Экологические письма», «Предупредительные знаки». Эти упражнения создают психологическую основу и готовность к освоению компетентных технологий взаимодействия с природными объектами. В завершающей части выполнялись упражнения обобщающего характера, направленные на коррекцию стратегий взаимодействия с природными объектами: «Детский писатель», «Экологическая этика», «Экологический кодекс жителей Земли». Особый интерес у студентов вызвали практические занятия. В содержание занятий были включены элементы семинаратренинга для учителей, предложенные в методическом пособии для учителя «Образование для устойчивого развития: поиск стратегии, подходов, технологий». Упражнения тренинга отличаются тем, что используются активные формы обучения, используется социальное моделирование, то есть, проигрываются различные ситуации, которые могут возникнуть в образовательном процессе. Цель упражнений заключается в обеспечении студентов идеями и опытом по экологическому образованию для устойчивого развития, разработке и планированию активного, личностноориентированного обучения. Упражнения тренинга органично вписались в программу спецкурса. Блок упражнений «Наше будущее» выполнялся студентами при изучении первого раздела специального курса «Природа как общечеловеческая ценность». В ходе выполнения заданий данного блока, студенты представляли свое будущее, определялись в выборе сценариев будущего, сравнивали картины вероятного и желаемого будущего. В конце работы над блоком подошли к осознанию необходимости перемен в образовании, в частности в формировании экологической культуры детей. Упражнения блока «Окружающая среда» выполнялись студентами при изучении второго раздела специального курса «Психологические основы экологического образования младших школьников». Тема данного блока упражнений окружающая среда человека и взаимодействие человека с ней. Содержание работы заключалось в следующем: студенты рисовали свое окружение (дома,на работе, на природе, в магазине, в театре и т.д.), кратко знакомили всех со своим окружением в различных ситуациях, затем, используя индивидуальные рисунки, изображали схему, выделив факторы окружающей среды. Вывод, сделанный студентами в конце упражнений данного блока двойственная природа человека, тесно связанного с природой и обществом.Работа над упражнениями блока «Устойчивое развитие» и «Образование для устойчивого развития» осуществлялась при изучении третьего раздела спецкурса «Педагогические основы экологического образования младших школьников». Задания блоков помогли студентам понять основные идеи концепции устойчивого развития, выяснить основные направления деятельности учителя в процессе экологического образования. Студенты сравнивали несколько формулировок целей экологического образования, в результате выделили главную мысльнеобходимость изменения поведения людей в отношении природы. Студентам предлагалось рассмотреть фрагменты занятий и определить целеполагания занятий. В рамках изучения курса студенты получали следующие задания: разработка сценариев экологических мероприятий, их организация и проведение; составление картотеки и библиографии научнометодической литературы по вопросам экологического образования младших школьников; подборметодик диагностики экологической образованности младших школьников. На примере лекции специального курса по теме первого раздела «Проблемы и задачи формирования экологической культуры» раскроем особенности содержания темы, методику изложения. Цель лекции способствовать формированию потребности в овладении знаниями, умениями, навыками, необходимыми для осуществления процесса экологического образования младших школьников. Нами решались следующие задачи: 1. Раскрыть значение специального курса для формирования экологической культуры студентов.2. Дать представление о глобальных экологических проблемах.2. Побудить студентов задуматься о будущем. Способствовать осознанию ответственности каждого человека за свои действия в отношении окружающей среды.4. Раскрыть роль учителя в формировании экологической культуры школьников.В ходе изложения материала данной лекции рассматривались следующие основные вопросы: глобальные экологические проблемы, перспективы развития и решения; сущность экологической культуры;структура экологической культуры учителя начальных классов. Работа над изучением глобальных экологических проблем была построена следующим образом: 1) мы попросили студентов перечислить известные им глобальные экологические проблемы, среди которых были указаны: озоновые дыры, изменение климата, загрязнение окружающей среды и др.; 2) затем попросили перечислить местные экологические проблемы; 3) обсудили вопрос о возможностях снижения глобальных экологических проблем, решая местные. Основная мысль, к которой мы подошли в результате выполнения упражнения: «Мысли глобально, действуй локально». Для решения второй задачи занятия, студентами было выполнено задание «Каким будет наше будущее?». Работа над заданием выполнялась в группах. Студентам было предложено обдумать, каким будет будущее России и мира, и каким его хотелось бы видеть. Результатом работы групп были две таблицы, заполненные в соответствии с представлениями студентов. Затем студенты сопоставили желаемую и ожидаемую картины будущего, выяснив приэтом несоответствия по таким позициям, как: загрязнение воздуха, биоразнообразие, автотранспорт, сведение лесов, потребление энергии, чистая вода, среднегодовая температура планеты, безработица. Подводя итог задания, студенты отметили имеющиеся существенные различия между желаемым и ожидаемым будущем и обсудили каким образом можно повлиять на воплощение в жизнь желаемого будущего. Данное задание способствовало осознанию студентами своей роли в построении будущего. С целью акцентирования внимания студентов на качествах, необходимых людям для выживания в будущем, подведения к мысли о необходимости перемен было выполнено упражнение «Дети в будущем». Работа над упражнением выполнялась в подгруппах. Каждая группа проводила мозговой штурм и составляла списокзнаний, умений, ценностей, отношений, характеризующих детей, которым предстоит жить в меняющемся мире и позитивно меняющих мир, так как нынешним школьникам придется жить в будущем. После работы в подгруппах был составлен общий список и оценено насколько образование, которое получают сейчас дети, обеспечивает их названными знаниями, формирует систему ценностей, указанных студентами. В результате выполнения упражнения студенты пришли к выводу о том, что необходимы перемены в жизни, в образовании, в частностив формировании экологического сознания, экологической культуры учащихся. Перед студентами был поставлен вопрос: «В чем видится роль учителя в решении данной проблемы?». Мы попытались доказать, что учитель является ключевой фигурой в формировании экологической культуры учащихся. Затем мы объяснили значение специального курса, в содержании которого отражены актуальные вопросы деятельности учителя, связанной с экологическим образованием младших школьников. Формирующий этап эксперимента по формированию экологической культуры будущих учителей начальных классов являлся поэтапным процессом, логика которого выглядела следующим образом: 1. Мотивационный этап, направленный на формирование системы экологических представлений, убеждений. 2. Познавательный этап, направленный формирование экологического сознания. 3. Деятельностный этап, заключающийся в формировании системы умений, навыков осуществления экологического образования младших школьников.Ссылки на источники:1.Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология/ С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин.РостовнаДону: Издво «Феникс», 1996.480 с.2.Дорошко, О.М. Экологическая культура: педагогический аспект/ О.М. Дорошко.Гродно: ГрГУ, 2001.234 с.3.Якобсон, П.М. Психология чувств и мотивации / П.М. Якобсон.М, 1998. 304с.

GarifullinaAlsouRinatovnaLecturer,Federal StateEducational Institution of HigherProfessional Education "Naberezhnochelninsky Institute of Social andeducational technologyand resources"The implementation ofthe modelof pedagogical conditionsof the environmentalculture of the futureprimary school teachersin the study ofpsychological and pedagogical disciplines.This articlecontains materialof practical implementationof the processof formation of ecologicalculture of the futureprimary school teachers.Revealedconditions of the environmentalculture.Keywords: ecological culture, greening,psychoeducationaldisciplinemodel.