Использование современных инновационных методов в преподавании татарского языка и литературы

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Зиганшина Р. З. Использование современных инновационных методов в преподавании татарского языка и литературы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 1706–1710. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53344.htm.
Аннотация. Это статья является помощником для многих учителей. Потому что, сейчас интерактивные доски активно входят в нашу жизнь, помогают каждому человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешным в учебе и работе, сделать мир вокруг себя ярче. Действительно,интерактивная доска - ценный инструмент для обучения всего класса. Это визуальный ресурс, который помогает преподавателям излагать новый материал очень живо и увлекательно. Она позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, преподаватели и учащиеся могут комментировать материал и изучать его максимально подробно.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ф.И.О.автора : Зиганшина Рузалия ЗиннуровнаМесто работы: МБОУ «Корсабашская средняя общеобразовательная школа Сабинского муниципального района Республики Татарстан»Должность: Учитель татарского языка и литературы

Название работы: Использование современных инновационных методов в преподавании татарского языка и литературы Аннотация: Это статья является помощником для многих учителей. Потому что, сейчас интерактивные доски активно входят внашу жизнь, помогают каждому человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешным вучебе иработе, сделать мир вокруг себя ярче.Действительно,интерактивная доска ценный инструмент для обучения всего класса. Это визуальный ресурс, который помогает преподавателям излагать новый материал очень живо и увлекательно. Она позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, преподаватели и учащиеся могут комментировать материал и изучать его максимально подробно.Ключевые слова: Интерактивная доска, доска SMART Board, татарский язык и литература, удобный. Интерактивные технологии активно входят внашу жизнь, помогают каждому человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешным вучебе иработе, сделать мир вокруг себя ярче. Решая проблему информатизации школы нельзя забывать об основных инструментах работы преподавателя и ученика: доска, мел, ручка, тетрадь сегодня эти традиционные инструменты предстают в новом исполнении как интерактивная доска.

Интерактивная доска это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. Например,доска SMART Board предоставляет уникальные возможности для работы и творчества ипотрясающе легка в управлении. В них объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством, поэтому такая доска не просто отображает

то,

что

происходит

на

компьютере, а

позволяет

управлять

процессом

презентации (двустороннее

движение!),

вносить

поправки

и коррективы,

делать

цветом

пометки

и

комментарии, сохранять материалы урока для дальнейшего

использования

и

редактирования.

К

компьютеру, и, как следствие, к интерактивной доске может быть подключён микроскоп, документкамера,цифровой фотоаппарат или видеокамера. И со всеми отображёнными материалами можно продуктивно работать прямо во время урока татарского языка и литературы.

Интерактивные доски на уроках татарского языка это не фантастика, а реальность. Интерактивные доски не просто электронные "меловые" доски. Обучение с их помощью гораздо эффективнее обучения только с компьютером и проектором. Чтобы максимальное использовать возможности интерактивной доски, необходимо тщательно спланировать занятие. К тому же уроки, созданные на интерактивной доске, можно использовать не один раз, и это сэкономит ваше время. Дети быстро привыкают к интерактивной доске. Большой экран позволяет работать всем вместе. Ученики могут делать записи на доске маркером или пальцем, рисовать поверх любых приложений или сайтов, выделять главные мысли, фиксировать свои наблюдения.



Работать с интерактивным оборудованием увлекательно и очень легко, детям становится интересно учиться. Преподаватели замечают, что благодаря появлению в классе интерактивной доски меняются даже самые проблемные ученики. Ребенок, который раньше тихо сидел за последней партой, вдруг становится активным и начинает творчески мыслить. Ученик, который вечно срывал уроки, направляет свою энергию на работу с одноклассниками. А тот, кому просто тяжело учиться, находит новые возможности для самовыражения.





Интерактивная доска использует различные стили обучения: визуальные, слуховые или кинестетические. Благодаря интерактивной доске, ученики могут видеть большие цветные изображения и диаграммы, которые можно как угодно передвигать. Дети также взаимодействуют с материалом физически, передвигая буквы, числа, слова и картинки своим пальцем.





Интерактивные доски не только побуждают детей к активной работе, но и помогают вам донести материал до каждого ученика в классе. Никакое другое оборудование для учебного класса не дает таких возможностей. Хотя на мониторе компьютера и отображаются все необходимые программы, его размер не позволяет всему классу участвовать в работе. Большой экран, на который проецируется информация, виден каждому ученику, но вам приходится постоянно бегать от этого экрана к своему компьютеру. Программное обеспечение для интерактивных досок позволяет четко структурировать занятия по татарскому языку. Возможность сохранять конспекты, дополнять их записями рациональный подход к способам подачи материала. Благодаря разнообразию материалов, которые можно использовать на интерактивной доске, учащиеся гораздо быстрее схватывают новые идеи, растет интерес кизучению татарского языка и литературы, повышается мотивация. Преподаватели, которые работают с досками, заметили, что качество их уроков по татарскому языку и литературе заметно улучшилось. Конечно, нельзя сказать наверняка, что результаты учащихся улучшатся только благодаря работе с интерактивной доской, но многие преподаватели замечают, что ученики стали больше интересоваться языком, активнее обсуждать новые темы, быстрее запоминать новые слова, тексты. Изменились формы методического взаимодействия учителей: более тесное сотрудничество организовано с учителями других предметов, в том числе наставничество. Учителя татарского, английского, русского языков в составе творческих групп совместно решают проблемы, связанные с организацией работы по тексту. Информационнокоммуникационная, языковая компетентность обучающихся формируются в совместно организованной деятельности по проектированию видов, форм, методов обучения. Особо можно отметить работу молодых специалистов, включенных в новые формы методической учебы: мастеркласс, обучающий семинар, компьютерный тренинг, моделирование по образцу. Важно понимать, что использование только интерактивной доски не решит всех проблем моментальное, однако те первые шаги, что сделаны, оказались настолько успешны , что работа в этом направлении представляется нам наиболее перспективной . Преподаватели татарского языка активно осваивают специальное программное обеспечение для интерактивных досок. Огромную помощь оказывают учителя математики, информатики. Такое взаимодействие способствует формированию информационнокоммуникативной компетентности педагогов, повышает мастерство. Преподавание татарского языка с помощью интерактивной доски имеет следующие преимущества: материалы к уроку готовятся заранее это обеспечит хороший темп занятия и сохраняет время для обсуждения; создаваемые ссылки с одного файла на другой например, аудио, видеофайлы или Интернетстраницы,позволяют не тратить время на поиск нужных ресурсов. Кроме того, к интерактивной доске можно подключитьи другое аудиои видеооборудование. Это важно при изучении татарского языка, когда преподаватели хотят, чтобы учащиеся могли одновременно читать текст и следить за. произношением; материал структурируют по страницам, что способствует поэтапному планированию, целеполаганию. После занятия файлы сохраняются в школьной сети, чтобы ученики всегда имели доступ к ним, особенно те учащиеся, которые болели и не посетили урок. Файлы сохраняются в начальном виде или такими, какими они стали в конце занятия вместе с дополнениями. Их можно использовать во время проверки знаний учеников по татарскому языку и литературе.

Как использовать интерактивную доску?

Лучший способ понять, как устроена интерактивная доска, просто попробовать поработать с ней. Вы увидите, как легко управлять компьютером прямо с доски. Все, что вы можете использовать на компьютере, есть и на интерактивной доске. Чтобы максимально использовать все возможности интерактивных досок, необходимо следующее:

Составляющие оборудования: • Интерактивная доска и программное обеспечение к ней, компьютер и проектор; • Вы также должны позаботиться о дополнительном программном обеспечении и других мультимедийных ресурсах.

Также: •Установке; •Эксплуатации/гарантии; •Безопасности; •Подключению к школьной сети и Интернету.

Важно помнить, что возможны дополнительные траты, которые необходимо предусмотреть при использовании интерактивной доски. Например, могут понадобиться запасные лампы для проектора. Они дорогие, но работают очень долго.

Для чего нужна интерактивная доска? Интерактивные доски могут изменить преподавание и обучение в различных направлениях. Вот три из них:

1. Презентации, демонстрации и создание моделей Использование необходимого программного обеспечения и ресурсов в сочетании с интерактивной доской может улучшить понимание новых идей.

2.Активное вовлечение учащихся Мотивация и вовлеченность учащихся на занятии может быть увеличена за счет использования интерактивной доски.

3. Улучшение темпа и течения занятия Использование интерактивной доски может улучшить планирование, темп и течение урока.

Презентации, демонстрации и создание моделей

Интерактивная доска ценный инструмент для обучения всего класса. Это визуальный ресурс, который помогает преподавателям излагать новый материал очень живо и увлекательно. Она позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, преподаватели и учащиеся могут комментировать материал и изучать его максимально подробно. Она может упростить объяснение схем и помочь разобраться в сложной проблеме. Преподаватели могут использовать доску для того, чтобы сделать представление идей увлекательным и динамичным. Доски позволяют учащимся взаимодействовать с новым материалом, а также являются ценным инструментом для преподавателей при объяснении абстрактных идей и концепций. На доске можно легко изменять информацию или передвигать объекты, создавая новые связи. Преподаватели могут рассуждать вслух, комментируя свои действия, постепенно вовлекать учащихся и побуждать их записывать идеи на доске. Активное вовлечение учащихся Интерактивные доски, используя разнообразные динамичные ресурсы и улучшая мотивацию, делают занятия увлекательными и для преподавателей, и для учеников. Правильная работа с интерактивной доской может помочь преподавателям проверить знания учащихся. Правильные вопросы для прояснения некоторых идей развивают дискуссию, позволяет ученикам лучше понять материал. Управляя обсуждением, преподаватель может подтолкнуть учащихся к работе в небольших группах. Интерактивная доска становится центром внимания для всего класса. А если все материалы подготовлены заранее и легко доступны, она обеспечивает хороший темп урока.

Улучшение темпа и течения занятия

Работа с интерактивными досками предусматривает простое, но творческое использование материалов. Файлы или страницы можно подготовить заранее и привязать их к другим ресурсам, которые будут доступны на занятии. Преподаватели говорят, что подготовка к уроку на основе одного главного файла помогает планировать и благоприятствует течению занятия. На интерактивной доске можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. К тому же тексты, рисунки или графики можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты лекции. Преподаватели и учащиеся делают все это у доски перед всем классом, что, несомненно, привлекает всеобщее внимание. Заранее подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка, карты, тематические CDROMы, а также добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернетресурсам зададут занятию бодрый темп: вы не будете тратить много времени на то, чтобы написать текст на обычной доске или перейти от экрана к клавиатуре. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране, используя инструмент Перо, и сохранять записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть и повторить пройденный материал. Подобные методики привлекают к активному участию в занятиях. Все, что учащиеся делают на доске можно сохранить и использовать в другой раз. Страницы можно разместить сбоку экрана, как эскизы, преподаватель всегда имеет возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые моменты занятия

Преимущества работы с интерактивными досками

Основные преимущества: • Совместима с программами для всех лет обучения; • Усиливает подачу материала, позволяя преподавателямэффективно работать с вебсайтами и другими ресурсами; • Предоставляет больше возможностей для взаимодействия и обсуждения в классе ;

• Делает занятия интересными и увлекательными для преподавателей и учащихся благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов, развивает мотивацию

Преимущества для преподавателей: • Позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса; • Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя преподавателям рисовать и делать записи поверх любых приложенийи вебресурсов; • Позволяет преподавателям сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала; • Позволяет преподавателям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их; • Удобна при работе в большой аудитории; • Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.

Преимущества для учащихся: • Делает занятия интересными и развивает мотивацию; • Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков; • Освобождает от необходимости записывать благодаря возможности сохранять и печатать все, что появляется на доске; •Учащиеся начинают понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала; • Позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям; • Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе; • Им не нужна клавиатура, чтобы работать с этим оборудованием, таким образом повышается вовлеченность учащихся начальных классов или детей с ограниченными возможностями.

Факторы эффективного использования: • Обеспечение доступа к интерактивной доске, чтобы преподаватели могли набраться опыта; • Использование доски не только преподавателями, но и учащимися; • Предоставление преподавателю времени на подготовку к занятию; • Временные затраты преподавателя для того, чтобы стать уверенным пользователем и подобрать ресурсы для занятия; • Обмен идеями и ресурсами между преподавателями; • Расположение доски в классе таким образом, чтобы не мешал солнечный свет и ничто не находилось между проектором и доской; • Высокий уровень надежности и технической поддержки, чтобы свести к минимуму возможные проблемы.

Интерактивные доски помогли изменить преподавание и обучение по татарскому языку и литературе. Они помогают в демонстрации материала, мотивировании и вовлечении учащихся в работу. Интерактивная доска –это бесценный инструмент для обучения татарского языка и литературы, который помогает учителям татарского языка излагать новый материал для русскоязычных учащихся очень живо и увлекательно. Учителя и ученики могут комментировать материал и изучать его максимально подробнейшим образом. Она помогает изучить татарский язык как иностранный для русскоязычных учащихся. Интерактивные доски позволяют учащимся взаимодействовать с новым материалом. На доске можно изменять конструкции предложений, менять информацию, строить свои предложения, исправлять ошибки. Можно комментировать вслух, вовлекать учащихся в процесс , записывать на экране, выдвигать свои версии . Опыт работы с интерактивной доской показал, что улучшилась мотивация в изучении татарского языка в русских группах, уроки делают интересными , увлекательными и для учителей и для учении ков . Работа с ней может помочь учителям проверить знания учащихся . Интерактивная доска становится центром внимания всей группы . Материалы должны быть подготовлены заранее, доступны , что позволяют обеспечит хороший темп урока. Работа с интерактивной доской предусматривает в тоже время и творческий подход к использованию материалов. Файлы и страницы нужно подготовить заранее , можновнести и рисунки самих учащихся , что еще больше оживит усвоение материала. Подготовка к уроку татарского языка и литературы на основе одного главного файла помогает планировать и благоприятствует течению урока . На интерактивной доске можно легко передвигать записи, объекты, добавлять комментарии к текстам и надписи, рисунки, выделять ключевые слова и добавлять цвета . Рисунки , комментарии можно скрыть и затем показывать в нужный момент. Это все привлекает всеобщее внимание . Заранее подготовленные тексты, картинки, музыка, гиперссылки задают хороший темп, не тратишь время на то, что не надо написать на обычной доске. Все можно комментировать прямо на экране, сохранять для будущих уроков . Подготовка к уроку по татарскому языку на интерактивной доске SMARTпозволяет структуировать материал по страницам, что требует поэтапного логического подхода и облегчает планирование. Помимо этого моно создавать ссылки с одного файла на другой –например, аудио видеофайлы или интернет –страницы. Это позволяет не тратить время на поиск нужных ресурсов . Кроме того можно подключить и другое аудиои видеооборудование . Это важно при изучении татарского языка как иностранного языка , когда можно и одновременно читать текст и слышать произношение .









К сожалению, ресурсы интерактивной доски не предусматривают возможности работы на уроках татарского языка и литературы, но мы заинтересовались и изучили подробно содержание интерактивной доски и наложили на свой предмет. В течение 2 лет системно разрабатываем сценарии уроков и не представляем уже уроки татарского языка и литературы без использований возможностей интерактивной доски.







Однако следует заметить и то, что использование интерактивной доски требует серьезной длительной подготовки, навыков работы с компьютером и, безусловно, большего времени для подготовки учителя к уроку. Но в данном случае потраченные усилия и время обязательно приведут к желаемому результату.