Развитие художественно-творческой активности детей младшего школьного возраста
Выпуск:
ART 53370
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Маринина
В.
И. Развитие художественно-творческой активности детей младшего школьного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С.
1836–1840. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/53370.htm.
Аннотация. Данная статья посвящена созданию условий для проявления
художественно-творческой активности, интенсивного духовного развития ребенка, развитие мотивации личности ребенка к познанию, творчеству, самосовершенствованию.
Ключевые слова:
эстетическое воспитание, форма организации внеурочной
деятельности, региональный компонент
Текст статьи
1
Маринина Валентина ИвановнаУчитель начальных классовnastyhakoshka@list.ru
Развитие художественнотворческой активности детей младшего школьного возраста.
Аннотация.Данная статья посвящена созданию условий для проявления художественнотворческой активности, интенсивного духовного развития ребенка, развитие мотивации личности ребенка к познанию, творчеству, самосовершенствованию.
Ключевые слова:эстетическоевоспитание, форма организации внеурочной деятельности, региональный компонент.
Эстетическое воспитание –необходимая составляющая учебного процесса в школе. Оно обеспечивает целостность и, во многом, эффективность образовательных и воспитательных мероприятий, способствует гармоничному интеллектуальному, эмоциональночувственному, творческому –личностному становлению ребенка. Эстетическое воспитание необходимо для формирования нравственных идеалов и ценностей, расширения знаний о природе, обществе, человеке, оно участвует в формировании мировоззрения –цельного, способного глубоко и объективно воспринимать и оценивать окружающую действительность. Методы эстетического воспитания направлены на развитие мышления и воображения, воли, организованности, ответственности, эмоциональной отзывчивости, самостоятельности, креативности и других личностных качеств. В итоге, основной целью эстетического воспитания является гармоничная личность –всесторонне развитый, «культурный», высоконравственный человек, способный кэффективной самореализации, постоянному творческому саморазвитию и комплиментарному социальному взаимодействию. Как отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.), формировать личность и эстетическую культуру особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы. Поэтому для школы создание и внедрение программ по эстетическому воспитанию детей является актуальным и востребованным как детьми, так и их родителями и педагогами. Культуросообразный подход постулируется сегодня как необходимая составляющая образовательного процесса в школе. Именно он позволяет сформировать такие важные составляющие культуры школьника как: овладение культурным наследием прошлого, эмоциональнои рациональноосознанное отношение к современной культуре;эмоциональночувственная отзывчивость на прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, героическое и пошлое, комическое и трагическое в искусстве, в жизни, в природе, в быту, в поведении и 2
деятельности, а также способность отслеживать, выражать (эмоционально и рационально) и контролировать свои чувства;знание и понимание проявленности эстетического в искусстве и окружающей действительности; художественнаяграмотность, способность формулировать адекватные представления, суждения и убеждения, связанные с эстетическим восприятием произведений искусства и явлений жизни;наличие эстетического идеала, высоконравственной системы ценностей;интерес и стремление к эстетическому освоению мира, развитию творческих способностей;потребность и умение строить жизнь «по законам красоты» и утверждать идеалы красоты в отношениях с природой, обществом, отдельными людьми; практическое участие в создании прекрасного в жизни.Такие ученые, как А.И. Арнольдов, В.С. Библер, Е.А. Вавилин, Ю.Г. Волков, Э.В. Ильенков, Л.Н. Каган и другие показали колоссальное значение культуры в обогащении духовного мира личности. В этой связи образование выступает для ребенка как посредник в освоении культурного опыта и как условие для духовного роста. И потому на современном этапе культуросообразный подход к образованию ратифицирован.Искусство является сутью и главным методом эстетического воспитания. В своих разнообразных проявлениях и формах искусство пробуждает в людях чуткость к прекрасному, потребность вносить художественное начало (эстетический и нравственный идеал) в повседневную жизнь. Особенность искусства как средства воспитания заключается в том, что в этой форме познания и отражения действительности сконцентрирован творческий –исторический и личностный –опыт человечества, духовное богатство культур и эпох. Искусство дает огромный материал для самопознания и изучения окружающей действительности. Поэтому в планировании и осуществлении программ по эстетическому воспитанию необходимым помощником для педагогов являются, конечно, музеи и выставочные центры, поскольку именно в них аккумулируются не только произведения культуры, в том числе искусства, но и опыт эстетического образования и воспитания подрастающего поколения.Программа «На встречу с Прекрасным» имеет эстетическую, шире –духовнонравственную, направленностьи представляет собой форму организации внеурочной деятельности младших школьников. Актуальность и педагогическая целесообразностьданной программы обусловлена необходимостью решения задачи формирования гармоничной и высоконравственной, социальноактивной и творческой личности, которая стоит перед системой образования.Приоритетной цельюпрограммы является развитие художественнотворческой активности детей младшего школьного возраста в процессе эстетического восприятия высококачественных репродукций шедевров мировой живописи, представленных в Культурновыставочном центре «Радуга». Достижение цели реализуется в решении следующих задач: 1.Создание условий для проявления художественнотворческой активности, интенсивного духовного развития ребенка, развитие мотивации личности ребенка к познанию, творчеству, самосовершенствованию.3
2.Развитие интереса к окружающему миру и его понимание через знакомство с образами окружающей действительности в изобразительном искусстве. 3.Развитие положительного эмоциональноосознанного отношения к художественным образам, воплощенным в полотнах великих художников; освоение языка изобразительного искусства. 4.Формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и повседневной действительности, формирование эстетических вкусов, нравственноэстетических идеалов личности.5.Социальнокультурная адаптация детей.
Использование художественных репродукцийв обучающем и воспитательном процессе решает несколько задач1:культурнопросветительская (формирование и развитие эстетических потребностей, приобщение к ценностям отечественной и зарубежной живописи, шедеврам классического и современного изобразительного искусства);воспитательных (формирование эстетических принципов и идеалов личности и общества, толерантности, патриотизма, культуры межнационального общения через ознакомление с шедеврами мировой живописи, воспитания чувства красоты и эмоционального восприятия);оздоровительных (реабилитация, ускорение процесса выздоровления, снятие психоэмоционального напряжения и т.д.);образовательных (обучение, раскрытие творческого потенциала личности, социальнокультурная адаптация, социализация). Применение высококачественных художественных репродукций, а также фотопейзажей различных стран мира, а также Поволжья (в том числе Ульяновска и Ульяновской области) позволяет привлекать в орбиту образовательных и воспитательных возможностей лучшие образцы мировой культуры, знакомить детей с ее различными формами (в частности, искусством), историей и культурной родного края, а посредством фоторепродукций показывать уникальность, многообразие и красоту природы. Таким образом, программа помогает детям успешно осваивать культурное пространство современной жизни, учиться видеть красоту и многообразие мира, непрерывно обогащать свой интеллектуальный и эмоциональный опыт, активно воспринимать и осваивать общечеловеческие ценности культуры, развивать творческие способности, эмоциональную сферу и интеллект. Даная программа предусматривает следующие формы и методы работы. Реализация содержания программы «На встречу с Прекрасным» осуществляется путем проведения экскурсоводом Культурновыставочного центра «Радуга» занятийэкскурсий. Методической базой проведения экскурсия являются приемы музейной педагогики, основанные на диалоге и индивидуальном подходе. В целом, каждое занятие организуется как художественная деятельность детей в музейном пространстве Экскурсии проводятсяв форме беседы, путешествия, с обязательным введением интерактивных элементов, в качестве которых могут быть использованы разнообразные задания (решение эстетических задач, 1Возможности применения репродукций мировой живописи в образовательном процессе подробно рассматриваются в исследовании Ландберг О.А., Пурнис Н.Е., Соловьевой Е.А. «Использование репродукций шедевров мировой живописи в решении практических задач (развития,адаптации, реабилитации)»4
творческие задания, викторины, конкурсы и др.), игрыупражнения, например, следующие:
«Вопросыответы»закрепляют эмоциональнопознавательные впечатления детей, формируют потребность в повторном посещении музея.
«Игрыконструирования»
эмоции, пейзаж (собрать зимний, летний, осенний, весенний пейзажи), пазлы.«Ролевые игры»
отдельным детям или группе предлагается выполнение особых ролей, например, экскурсовода, художника, зрителя и др.«Живая картина» воссоздание сюжетного и эмоционального контекста картины с использованием основных атрибутов героев произведения. «Играраскраска»
предлагаются готовые шаблоны, которые раскрашиваются детьми.«Найди картину»
из предложенного набора репродукций картин детям необходимо выбрать одну или несколько по параметрам, предложенным им экскурсоводом. «Игра с лоскутками»
из красочных кусочков ткани собирается то, или изображение, чаще пейзаж.Использование поисковоисследовательских, эвристических, проблемных приемов в проведении занятий, их игровая форма повышают эмоциональную отзывчивость детей, позволяет им поддерживать интеллектуальный тонус, обеспечивают внимание, что помогает в наиболее эффективном усвоении материала и, как следствие, в решении поставленных методических задач. Дополнительным фактором, стимулирующим художественнотворческую активность школьников, является особая «музейная» среда Культурновыставочного центра «Радуга». Таким образом, построение и реализация программы дополнительного образования детей младшего школьного возраста «На встречу с Прекрасным» осуществляется по ряду методических принципов, важнейшими из которых являются принципы креативности, гуманизации, диалогичности, культуросообразности, системности, доступности, междисциплинарной интеграции. Одной из содержательных особенностей программы является наличие регионального компонента. Реализация Программы позволит достичь следующих результатов:1.повышение степени эстетического развития чувств, сознания, поведения и деятельности школьника, 2.общее культурное развитие,3.повышение художественнотворческой активности детей младшего школьного возраста,4.удовлетворениезапроса средних образовательных школьных учреждений и родителей на дополнительные программы для образования и эстетического воспитания детей.Учащиеся должны знатьОсновы визуальной культуры.Роль и значение музея в культуре.Принципы музейной культуры.Основные музейные ценности.Особенности выразительного языка, материалы и средства различных форм искусства. Жанрововидовую специфику изобразительного искусства.Особенности художественного процесса.Основные этапы развития культуры и искусства. 5
Особенности культуры родной страны и города.Выдающихся деятелей культуры мира, России, родного края. Общечеловеческие принципы нравственности, «законы» красоты.
Учащиеся должны уметьНаблюдать и анализировать увиденное (в том числе, при отсутствии действия). Видеть и понимать проявления внутреннего мира человека, его мыслей, переживаний.Воспринимать сюжет и действие через восприятие эмоционального состояния персонажей. Обращать внимание на суть (основную идею) и детали, видеть их роль частного в общем. Делать обобщенные выводы, формулировать и излагать самостоятельные суждения.Понимать и интерпретировать художественные образы. Понимать, анализировать и оценивать жизненные ситуации, взаимоотношения между людьми, находить пути для взамопонимания.Комбинировать зрительные впечатления, создавая новый образ, новую реальность.Творчески воспринимать окружающий мир Видеть многозначность предметов, явлений, смыслов.Видеть и создавать красоту реальной действительности .Формой подведения итогов реализации Программы является конкурс творческих работ «Встреча с Прекрасным».В реализации данной программа могут участвовать школьники 14 класса. В связи с этим процесс внеурочной деятельности детей может быть спланирован на четыре учебных года. Программа рассчитана на 33 часа в 1 классе и 34 часа во 24 классах. Длительность каждого занятия, в соответствии с санитарногигиеническими нормами, составляет для детей 1 класса –35 минут, для 24 класса 40 минут.
Ссылки на источники1.Столяров Б.А. Педагогика художественного музея: от истоков до современности. –Учебное пособие для студентов гуманитарнохудожественных факультетов вузов. –СПб, СпецЛит, 1999.
Маринина Валентина ИвановнаУчитель начальных классовnastyhakoshka@list.ru
Развитие художественнотворческой активности детей младшего школьного возраста.
Аннотация.Данная статья посвящена созданию условий для проявления художественнотворческой активности, интенсивного духовного развития ребенка, развитие мотивации личности ребенка к познанию, творчеству, самосовершенствованию.
Ключевые слова:эстетическоевоспитание, форма организации внеурочной деятельности, региональный компонент.
Эстетическое воспитание –необходимая составляющая учебного процесса в школе. Оно обеспечивает целостность и, во многом, эффективность образовательных и воспитательных мероприятий, способствует гармоничному интеллектуальному, эмоциональночувственному, творческому –личностному становлению ребенка. Эстетическое воспитание необходимо для формирования нравственных идеалов и ценностей, расширения знаний о природе, обществе, человеке, оно участвует в формировании мировоззрения –цельного, способного глубоко и объективно воспринимать и оценивать окружающую действительность. Методы эстетического воспитания направлены на развитие мышления и воображения, воли, организованности, ответственности, эмоциональной отзывчивости, самостоятельности, креативности и других личностных качеств. В итоге, основной целью эстетического воспитания является гармоничная личность –всесторонне развитый, «культурный», высоконравственный человек, способный кэффективной самореализации, постоянному творческому саморазвитию и комплиментарному социальному взаимодействию. Как отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.), формировать личность и эстетическую культуру особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы. Поэтому для школы создание и внедрение программ по эстетическому воспитанию детей является актуальным и востребованным как детьми, так и их родителями и педагогами. Культуросообразный подход постулируется сегодня как необходимая составляющая образовательного процесса в школе. Именно он позволяет сформировать такие важные составляющие культуры школьника как: овладение культурным наследием прошлого, эмоциональнои рациональноосознанное отношение к современной культуре;эмоциональночувственная отзывчивость на прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, героическое и пошлое, комическое и трагическое в искусстве, в жизни, в природе, в быту, в поведении и 2
деятельности, а также способность отслеживать, выражать (эмоционально и рационально) и контролировать свои чувства;знание и понимание проявленности эстетического в искусстве и окружающей действительности; художественнаяграмотность, способность формулировать адекватные представления, суждения и убеждения, связанные с эстетическим восприятием произведений искусства и явлений жизни;наличие эстетического идеала, высоконравственной системы ценностей;интерес и стремление к эстетическому освоению мира, развитию творческих способностей;потребность и умение строить жизнь «по законам красоты» и утверждать идеалы красоты в отношениях с природой, обществом, отдельными людьми; практическое участие в создании прекрасного в жизни.Такие ученые, как А.И. Арнольдов, В.С. Библер, Е.А. Вавилин, Ю.Г. Волков, Э.В. Ильенков, Л.Н. Каган и другие показали колоссальное значение культуры в обогащении духовного мира личности. В этой связи образование выступает для ребенка как посредник в освоении культурного опыта и как условие для духовного роста. И потому на современном этапе культуросообразный подход к образованию ратифицирован.Искусство является сутью и главным методом эстетического воспитания. В своих разнообразных проявлениях и формах искусство пробуждает в людях чуткость к прекрасному, потребность вносить художественное начало (эстетический и нравственный идеал) в повседневную жизнь. Особенность искусства как средства воспитания заключается в том, что в этой форме познания и отражения действительности сконцентрирован творческий –исторический и личностный –опыт человечества, духовное богатство культур и эпох. Искусство дает огромный материал для самопознания и изучения окружающей действительности. Поэтому в планировании и осуществлении программ по эстетическому воспитанию необходимым помощником для педагогов являются, конечно, музеи и выставочные центры, поскольку именно в них аккумулируются не только произведения культуры, в том числе искусства, но и опыт эстетического образования и воспитания подрастающего поколения.Программа «На встречу с Прекрасным» имеет эстетическую, шире –духовнонравственную, направленностьи представляет собой форму организации внеурочной деятельности младших школьников. Актуальность и педагогическая целесообразностьданной программы обусловлена необходимостью решения задачи формирования гармоничной и высоконравственной, социальноактивной и творческой личности, которая стоит перед системой образования.Приоритетной цельюпрограммы является развитие художественнотворческой активности детей младшего школьного возраста в процессе эстетического восприятия высококачественных репродукций шедевров мировой живописи, представленных в Культурновыставочном центре «Радуга». Достижение цели реализуется в решении следующих задач: 1.Создание условий для проявления художественнотворческой активности, интенсивного духовного развития ребенка, развитие мотивации личности ребенка к познанию, творчеству, самосовершенствованию.3
2.Развитие интереса к окружающему миру и его понимание через знакомство с образами окружающей действительности в изобразительном искусстве. 3.Развитие положительного эмоциональноосознанного отношения к художественным образам, воплощенным в полотнах великих художников; освоение языка изобразительного искусства. 4.Формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и повседневной действительности, формирование эстетических вкусов, нравственноэстетических идеалов личности.5.Социальнокультурная адаптация детей.
Использование художественных репродукцийв обучающем и воспитательном процессе решает несколько задач1:культурнопросветительская (формирование и развитие эстетических потребностей, приобщение к ценностям отечественной и зарубежной живописи, шедеврам классического и современного изобразительного искусства);воспитательных (формирование эстетических принципов и идеалов личности и общества, толерантности, патриотизма, культуры межнационального общения через ознакомление с шедеврами мировой живописи, воспитания чувства красоты и эмоционального восприятия);оздоровительных (реабилитация, ускорение процесса выздоровления, снятие психоэмоционального напряжения и т.д.);образовательных (обучение, раскрытие творческого потенциала личности, социальнокультурная адаптация, социализация). Применение высококачественных художественных репродукций, а также фотопейзажей различных стран мира, а также Поволжья (в том числе Ульяновска и Ульяновской области) позволяет привлекать в орбиту образовательных и воспитательных возможностей лучшие образцы мировой культуры, знакомить детей с ее различными формами (в частности, искусством), историей и культурной родного края, а посредством фоторепродукций показывать уникальность, многообразие и красоту природы. Таким образом, программа помогает детям успешно осваивать культурное пространство современной жизни, учиться видеть красоту и многообразие мира, непрерывно обогащать свой интеллектуальный и эмоциональный опыт, активно воспринимать и осваивать общечеловеческие ценности культуры, развивать творческие способности, эмоциональную сферу и интеллект. Даная программа предусматривает следующие формы и методы работы. Реализация содержания программы «На встречу с Прекрасным» осуществляется путем проведения экскурсоводом Культурновыставочного центра «Радуга» занятийэкскурсий. Методической базой проведения экскурсия являются приемы музейной педагогики, основанные на диалоге и индивидуальном подходе. В целом, каждое занятие организуется как художественная деятельность детей в музейном пространстве Экскурсии проводятсяв форме беседы, путешествия, с обязательным введением интерактивных элементов, в качестве которых могут быть использованы разнообразные задания (решение эстетических задач, 1Возможности применения репродукций мировой живописи в образовательном процессе подробно рассматриваются в исследовании Ландберг О.А., Пурнис Н.Е., Соловьевой Е.А. «Использование репродукций шедевров мировой живописи в решении практических задач (развития,адаптации, реабилитации)»4
творческие задания, викторины, конкурсы и др.), игрыупражнения, например, следующие:
«Вопросыответы»закрепляют эмоциональнопознавательные впечатления детей, формируют потребность в повторном посещении музея.
«Игрыконструирования»
эмоции, пейзаж (собрать зимний, летний, осенний, весенний пейзажи), пазлы.«Ролевые игры»
отдельным детям или группе предлагается выполнение особых ролей, например, экскурсовода, художника, зрителя и др.«Живая картина» воссоздание сюжетного и эмоционального контекста картины с использованием основных атрибутов героев произведения. «Играраскраска»
предлагаются готовые шаблоны, которые раскрашиваются детьми.«Найди картину»
из предложенного набора репродукций картин детям необходимо выбрать одну или несколько по параметрам, предложенным им экскурсоводом. «Игра с лоскутками»
из красочных кусочков ткани собирается то, или изображение, чаще пейзаж.Использование поисковоисследовательских, эвристических, проблемных приемов в проведении занятий, их игровая форма повышают эмоциональную отзывчивость детей, позволяет им поддерживать интеллектуальный тонус, обеспечивают внимание, что помогает в наиболее эффективном усвоении материала и, как следствие, в решении поставленных методических задач. Дополнительным фактором, стимулирующим художественнотворческую активность школьников, является особая «музейная» среда Культурновыставочного центра «Радуга». Таким образом, построение и реализация программы дополнительного образования детей младшего школьного возраста «На встречу с Прекрасным» осуществляется по ряду методических принципов, важнейшими из которых являются принципы креативности, гуманизации, диалогичности, культуросообразности, системности, доступности, междисциплинарной интеграции. Одной из содержательных особенностей программы является наличие регионального компонента. Реализация Программы позволит достичь следующих результатов:1.повышение степени эстетического развития чувств, сознания, поведения и деятельности школьника, 2.общее культурное развитие,3.повышение художественнотворческой активности детей младшего школьного возраста,4.удовлетворениезапроса средних образовательных школьных учреждений и родителей на дополнительные программы для образования и эстетического воспитания детей.Учащиеся должны знатьОсновы визуальной культуры.Роль и значение музея в культуре.Принципы музейной культуры.Основные музейные ценности.Особенности выразительного языка, материалы и средства различных форм искусства. Жанрововидовую специфику изобразительного искусства.Особенности художественного процесса.Основные этапы развития культуры и искусства. 5
Особенности культуры родной страны и города.Выдающихся деятелей культуры мира, России, родного края. Общечеловеческие принципы нравственности, «законы» красоты.
Учащиеся должны уметьНаблюдать и анализировать увиденное (в том числе, при отсутствии действия). Видеть и понимать проявления внутреннего мира человека, его мыслей, переживаний.Воспринимать сюжет и действие через восприятие эмоционального состояния персонажей. Обращать внимание на суть (основную идею) и детали, видеть их роль частного в общем. Делать обобщенные выводы, формулировать и излагать самостоятельные суждения.Понимать и интерпретировать художественные образы. Понимать, анализировать и оценивать жизненные ситуации, взаимоотношения между людьми, находить пути для взамопонимания.Комбинировать зрительные впечатления, создавая новый образ, новую реальность.Творчески воспринимать окружающий мир Видеть многозначность предметов, явлений, смыслов.Видеть и создавать красоту реальной действительности .Формой подведения итогов реализации Программы является конкурс творческих работ «Встреча с Прекрасным».В реализации данной программа могут участвовать школьники 14 класса. В связи с этим процесс внеурочной деятельности детей может быть спланирован на четыре учебных года. Программа рассчитана на 33 часа в 1 классе и 34 часа во 24 классах. Длительность каждого занятия, в соответствии с санитарногигиеническими нормами, составляет для детей 1 класса –35 минут, для 24 класса 40 минут.
Ссылки на источники1.Столяров Б.А. Педагогика художественного музея: от истоков до современности. –Учебное пособие для студентов гуманитарнохудожественных факультетов вузов. –СПб, СпецЛит, 1999.