Социальная работа с пожилыми в Управлении пенсионного фонда

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Саитгараева М. А. Социальная работа с пожилыми в Управлении пенсионного фонда // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 1886–1890. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53380.htm.
Аннотация. В статье рассматривается пожилые как социально-демографическая группа, помощь пожилым гражданам специалистами по социальной работе в управлении пенсионного фонда.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Саитгараева Марита Александровнастудентка 4 курса, БФ БашГУ, г.Бирск marit1991@mail.ru

Социальная работас пожилымив Управлении пенсионного фонда

Аннотация:в статье рассматривается пожилыекак социальнодемографическая группа, помощь пожилым гражданам специалистами по социальной работе в управлении пенсионного фонда.Ключевые слова: граждане пожилого возраста, пенсионное обеспечение, социальная работа, пенсия, помощь.В данной статье предлагается к рассмотрению уровень оказания социальной помощи пожилым людям является одним из основных показателей уровня благосостояния российских граждан.

Цель нашего исследования заключается в деятельности социального работника в системе пенсионного обеспечения.

Объектом исследования выступают лица пожилого возраста.

Предметом исследованияслужит организация социальной помощи пожилым людям в Управлении пенсионного фонда. В исследовании использовали следующие методы исследования: общенаучные методы познания (анализ, синтез, обобщение); методы эмпирического исследования( анкетирование).В современности с каждым годом растет доля людей пожилого возраста в составе населения, такие тенденции характерны и для нашей страны.Пожилым гражданином считается население в возрасте от 6074 лет, к старому относят 7589лет, и долгожителем считается 90и старше. Вопросы пенсионного обеспечения занимают важное место в экономической и социальной политике любого государства.Последствия старения населения как социальнодемографического процесса является рост потребностей в социальных услугах, развитие системысоциального облуживания, поиск источников и ресурсов для обеспечения эффективной деятельности этой сферы. Подводя итог, можно сделатьвывод, что старость как возрастной период человеческой жизни характеризуется широким диапазоном индивидуальных для каждого человека проявлений его социальных, психологических и физиологических особенностей. Диапазон ограничен процессами старения, которые выражаются в постепенном снижении функциональных возможностей человеческого организма: прогрессирующее ослабление здоровья, упадок физических сил, интеллектуальный и эмоциональный «уход» во внутренний мир, в переживания, связанные с оценкой и осмыслением прожитой жизни. Изменение всех психических познавательных процессов и двигательной активности. Вслучае позитивного прохождения предыдущих возрастных стадий –достижение мудрости и чувства удовлетворенности, полноты жизни, исполненного долга, высший уровень личностной интеграции. Если же главные задачи предыдущей жизни не были реализованы, то этот диапазон существенно ограничивается сдвигом одной из его сторон (позитивной) в сторону усиления негативных явлений: разочарование в жизни и ощущение бесполезности прожитых лет вплоть до отчаяния.Для того,чтобы в пожилом возрасте у людей не возникало чувство незащищенности, отчаяния и была возможность вести полноценный образ жизни, существуют государственные пенсии. Однако, как показывает практика, современная система пенсионного обеспечения далеко не идеальна, а получаемые пожилыми людьми пенсии не позволяют им быть в полной мере удовлетворенными своим социальноэкономическим положением. Проблемы старения населения и признания права пожилых на активную и продуктивную старость стало принятие Генеральной Ассамблеей ООН в 1991 году Принципов ООН в отношении пожилых людей. В качестве основных принципов были определены: Независимость: обеспечение доступа пожилых людей к продовольствию, воде, жилью, одежде и медицинскому обслуживанию посредством обеспечения их дохода, поддержки со стороны семьи, общины и самопомощи; наличие возможности у пожилых людей работать или заниматься другими видами деятельности, приносящей доход, участвовать в определении сроков и форм прекращения трудовой деятельности; участвовать в программах образования и профессиональной подготовки; жить в безопасных условиях; жить дома до тех пор, пока это возможно. Участие: пожилые люди должны быть активно вовлечены в жизнь общества, участвовать в принятии политических решений, делитьсясвоим опытом и знаниями с молодым поколением; пожилые люди могут выполнять работу, в том числе на добровольной основе, в интересах того сообщества (общины), членами которого они являются; пожилые люди вправе создавать движения и ассоциации лиц пожилого возраста. Уход: обеспечение пожилых людей уходом и защитой со стороны семьи и сообщества, членами которого они являются; доступ к медицинскому обслуживанию, позволяющему поддержать или восстановить оптимальный уровень физического, психического и эмоционального благополучия; доступ к социальным и правовым услугам; возможность пользоваться услугами попечительских учреждений, обеспечивающих защиту и реабилитацию в гуманных и безопасных условиях; возможность пользоваться правами человека и основными свободами, включая полное уважение достоинства, убеждений, нужд и личной жизни, право принимать решение в отношении ухода за ними и качества их жизни, находясь в любом учреждении обеспечивающем кров, лечение или уход. Реализация внутреннего потенциала: возможность для всесторонней реализации своего потенциала; доступ к возможностям общества в области образования, культуры, духовной жизни и отдыха. Достоинство: возможность вести достойный и безопасный образ жизни, не подвергаться эксплуатации и физическому или психологическому насилию; право на справедливое обращение независимо от возраста, пола, расовой или этнической принадлежности, инвалидности или иного статуса, их экономического вклада.Социальная работа в системе пенсионного обеспечения направлена на консультирование и информирование граждан пожилого возраста в отделе клиентской службы. Обязанности специалистов социальной работы

клиентской службы обеспечивают:1.Ежедневный прием граждан, пенсионеров, застрахованных лиц и страхователей по разъяснению вопросов:

Назначения, перерасчета и выплаты пенсий.

Назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной денежной выплаты и иных выплат, отнесенных к компетенции управления.2. Консультации застрахованных лиц, страхователей, пенсионеров, организаций по всемвопросам, относящимся к компетенции ПФР, а также консультации пенсионеров по отдельным правовым вопросам;3. Прием заявлений и документов, представленных в целях осуществления пенсионного обеспечения для:

назначения трудовых и государственных пенсий, в том числе и гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской федерации;

перевода с одного вида пенсии на другой;

перерасчета размера трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению;

прекращения выплаты пенсии;

восстановления и возобновления выплаты пенсии;

выплаты социального пособия на погребение;

выплаты пенсии лицу, выезжающему на постоянное место жительство за пределы Российской федерации;

запроса пенсионных дел и дел получателей ежемесячной денежной выплаты и иных выплат лицам, прибывшим из других районов, городов республики и Российской Федерации;

запроса пенсионных дел и дел получателей ежемесячной денежной выплаты и иных выплат лицам, прибывшим из других районов, городов республики и Российской Федерации.

Установления компенсационных выплат неработающему трудоспособному лицу, занятому уходом за нетрудоспособным гражданином;

Установления ежемесячной денежной выплаты;

Предоставления или отказа от набора социальных услуг

Установления дополнительного материального обеспечения и иных выплат;

Изменения способа выплаты;

Смены получателя пенсии или ежемесячной денежной выплаты, изменение анкетных данных пенсионера и его законного представителя и др.; регистрацию обращения в подсистеме «Учет обращений» в ПТК КС; заверение электронной цифровой подписью введенной информации о зарегистрированном обращении в ПТК КС. заполнение формы соответствующего заявления в ПТК КС, распечатку заполненной формы заявления из ПТК КС;

формирование в ПТК КС запроса выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в том числе о пенсионных правах граждан, приобретенных за период до 01.01.2002.

сканирование подлинников документов представленных в территориальный орган ПФРна бумажных носителях.

создание макета электронного выплатного дела

заверение электронной цифровой подписью произведенные действия

ведение информационной базы данных обращений в клиентскую службу.Проверяет оформление представленных документов и производит их оценку.Просматривает состояние индивидуального лицевого счета и иной информации обратившегося гражданин, который располагает управление.

Сверяет сведения, указанные в заявлении с паспортными данными и страховым свидетельством, а так же с данными , содержащимися в базе персонифицированного учета. Производит выдачу:

пенсионных удостоверений (дубликатов);

справок о размере пенсии;

справок о начисленных суммах пенсии, неполученных в связи со смертью;

иных сведений и информации.Выполняет отдельные поручения руководства, входящие в компетенцию Управления. Работа с письменными обращениями граждан в отделениях ПФР осуществляется в соответствии с действующим законодательством, соответствующими распорядительными и инструктивными документами. Порядок этой работы регламентирован достаточно подробно внутриведомственными документами. Главное в этой работе –четкость, исполнительность, аккуратность, компетентность, соблюдение установленных сроков. Рассмотрев организацию работы с гражданами в системе пенсионного обеспечения можно отметить следующее:Конституция Российской Федерации, определяя наше государство каксоциальное государство, гарантирует каждому социальное обеспечение в случаях, установленных законом. В этих целях в Российской Федерации развивается система государственных и муниципальных служб.В Бирске создана и постоянно укрепляется материальная база отделения пенсионного фонда населения, развивается система социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов и служба семьи и детства. Населению города оказываются все виды социальных услуг, определенных Федеральным перечнем гарантированных государством услуг. В целом можно сказать, что в ГУУправлении пенсионного фонда по Бирскому району и городе Бирск создана и успешно функционирует. Знание этой системы учреждений и организаций позволяет социальному работнику строить свою работу с пожилыми гражданами наиболее эффективным образом. Было выявлено по каким вопросам пожилые люди обращаются к социальному работнику в ГУУправление ПФР в клиентскую службу:проверить правильность начисления пенсии, об исчислении стажа и заработка о перерасчете пенсии;

о задержке в назначении и перерасчете пенсии;

об отказе в назначении пенсии; о выплате пенсий; о переносе даты выплаты пенсий; по вопросам льготного обеспечения.Наиболее волнующими население вопросами являются вопросы предоставления льгот и преимуществ, установленных Законами РФ “О социальной защите” и “О ветеранах”.На устном приеме количество обращений по вопросам присвоения звания “Ветеран труда” возросло .Как правило, обратившиеся по данному вопросу –люди пожилого возраста, прожившие годы нелегкой жизни, имеющие старый стереотип мышления.Исходя из приведенного анализа, следует отметить, что работа с обращениями граждан в Отделении ПФР по Бирскому району продолжает совершенствоваться. Несмотря на большой, увеличивающийся с каждым годом объем поступающих обращений не нарушаются сроки их исполнения, ответы по обращениям в большинстве своем даются полные и аргументированные.Было проведено анкетирование по качеству обслуживания пожилых людей в ГУ –Управлении пенсионного фонда в Бирском районе и городе Бирск.На вопрос удовлетворены ли вы качеством пенсионного обслуживания большинство клиентов ответили «да» удовлетворены.На вопрос как вы оцениваете работу персонала ответили что персонал всегда проявляет заботу и доброту к ним.Таким образом, социальная помощь гражданам пожилого возраста в Управлении пенсионного фонда специалистом по социальной работе оказывается в клиентской службе по вопросам обращения клиентов. Помощь социальногоработника заключатся в консультировании, информировании, поддержании, направлении пожилых. Пожилые – объект социальной работы. Специфика и обязанность социального работника различается по службам оказания социальной услуги.Специалист по социальной работе В ПФР сочетают в себе такие качества как компетентность, умение выслушать, а самое главное –вести разъяснительную работу среди граждан по месту их жительства по вопросам пенсионного обеспечения и разъяснению права и порядка предоставления различным категориям граждан льгот и преимуществ предусмотренных законодательством.

Ссылки на источники:

1.Закон РФ от 10 декабря 1995 г. №195ФЗ “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации”// СЗ РФ. –1995. №50. –Ст.48722. Право социального обеспечения/Под ред. К.Н.Гусова. –М.: ПБОЮХ Грачев С.М., 2001. –328 с. 3. Теория социальной работы/Под ред. Е.И.Холостовой. –М.: Юристъ, 2001. –334 с.4.Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие.–М.: Издательскоторговая корпорация «Дашков и К», 2002. –296с.



Saitgarayeva Marita Aleksandrovnastudent 4 courses, BASHGU'S BF, Birsk marit1991@mail.ru

Social work with elderly in Management of a pension fund

Summary: in article it is consideredelderly as social and demographic group, the help to elderly citizens by specialists in social work in management of a pension fund.Keywords: citizens of advanced age, provision of pensions, social work, pension, help.