Реформирование пенсионного обеспечения в современной РФ: социономический подход

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мамцева А. Г. Реформирование пенсионного обеспечения в современной РФ: социономический подход // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 2486–2490. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86527.htm.
Аннотация. В статье исследованы проблемы, возникшие в связи с переходом пенсионного обеспечения на страховые принципы. Автором проанализированы приоритетные направления и сформулированы возможные варианты совершенствования пенсионного обеспечения пожилых граждан с учетом особенностей формирования России как социально ориентированного государства.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Мамцева Алена Геннадьевна,студентка 4 курса направления подготовки Государственное и муниципальное управление, филиал ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Тихорецке, Россия, г. Тихорецкmrboro@rambler.ru

Научный руководитель –Молчанова Елена Владимировна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальногуманитарных дисциплин филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Тихорецке, Россия, г. Тихорецкmrboro@rambler.ru

Реформирование пенсионного обеспечения в современной РФ: социономический подход

Аннотация.Встатье исследованыпроблемы, возникшие в связи с переходом пенсионного обеспечения на страховые принципы. Авторомпроанализированыприоритетные направления и сформулированывозможные варианты совершенствования пенсионного обеспечения пожилых граждан с учетом особенностей формирования России как социально ориентированного государства.Ключевые слова:пенсия, пенсионное обеспечение, реформирование, активная жизненная позиция, граждане пожилого возраста, юридическая помощь, социологическое исследование.

Одной из отличительных характеристик современного общества выступает тенденция вытеснения пожилых граждан в трансформирующейся системе общественной престижности различных возрастных периодов жизни на периферийные позиции социальной значимости. Данный процесс отражается в том числе на снижении статусноролевых позиций пенсионеров по возрасту, когда в результате функционирования института пенсионного обеспечения, связанного с установлением в национальных государствах формализованного возрастного порога старости, утрачивается качественнофункциональный аспект (реальная активность, работоспособность, состояние здоровья и т.д.) социальной старости, что приводит к групповой неоднородности и дисфункциональности. При этом концепция интегрированной старости позволяет преодолеть противоречия между биологическими аспектами процесса старения и поколенческими критериями и границами социальной старости, акцентируя внимание на уровне и качестве жизни граждан различных возрастных когорт[2].В основе реформирования пенсионного обеспечения, независимо от сложившихся в мире моделей организации систем социального обеспечения и социальной защиты, лежит необходимость решения комплекса взаимосвязанных задач, в том числе: повышения эффективности и степени социальной справедливости распределения национального богатства между экономически активным населением и пенсионерами; переосмысления социальной ответственности государства, рынка, институтов гражданского общества и представителей различных поколенческих когорт в обеспечении достойного уровня и качества жизни пожилых граждан; создания и поддержания равенства возможностей и недопущения маргинализации пенсионеров в связи с обострением в условиях глобализации геронтологических рисков; оптимизации демографической структуры, обусловленной относительным и абсолютным старением населения, наиболее развитых стран мира. Вместе с тем направленность и темпы реформирования пенсионного обеспечения связаны с особенностью национальных практик модернизации, характеризующихся уровнем демократизации общества; протестной активностью населения; функционированием системы хозяйствования и социальными ожиданиями граждан; рационализацией общественных отношений и спецификой межпоколенной солидарности и т.д. [4].Необходимо обратить внимание на тот факт, что при выборе направления реформирования пенсионного обеспечения пожилых граждан нельзя оценивать их положение в обществе только в системе «производство –потребление», так как, прекратив активную экономическую деятельность в хозяйстве страны, они продолжают выполнять многие важные функции в сфере семейнобытовых, общественных, социокультурных и иных отношений. При этом около трети пенсионеров по возрасту продолжает работать, и их число неуклонно растет, что вызвано, согласно результатам эмпирических исследований: низким уровнем пенсионного обеспечения –87,4 %, желанием не менять резко привычный образ жизни –49,7 %, стремлением оказывать посильную помощь детям –38 %. Большая часть пенсионеров занята в нерыночном секторе экономики с более низкими доходами.[2].Этапами реформирования пенсионной системы может считаться следующая периодизация: 1 этап 1990–2001 гг. –начало перехода от бюджетной системы, присущей СССР, к смешанной системе, связанной с либерализацией политических и социальноэкономических институтов, появлением различных форм собственности; 2 этап 2002–2007 гг. –поиск адекватных правовых и социальноэкономических механизмов адаптации пенсионной системы к реалиям рыночной экономики при проведении политики строительства «сильного государства» и стабилизации общественных отношений; 3 этап –2008 г. –по настоящее время –переоценка достигнутого в результате предшествующих этапов реформирования, поиск и создание реальных механизмов согласования интересов гражданина –общества –государства в условиях обострения геронтологических рисков пенсионеров по возрасту, вызванных как глобальными процессами, так социальными приоритетами государства.[1].Для решения поставленных задач нами была разработана анкета оценки результативности и эффективности проведения пенсионной реформы. В анкетировании принимали участие клиенты Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Кропоткине Краснодарского края (156 человек).На вопрос «Знаете ли Вы о проходящей сейчас в России реформе системы пенсионного обеспечения?» подавляющее большинство ответили положительно и лишь 10 % ничего не знают о реформе в области пенсионного обеспечения.На вопрос анкеты «Одобряете ли Вы то, что пенсионная реформа предполагает, что часть средств для пенсии будет накапливаться на личном пенсионном счете работника?» 51% респондентов согласны с системой накопления пенсии на личном счете пенсионера, однако 18% склонны к тому, что не могут одобрить предлагаемые новшества.Обращает на себя внимание тот факт, что большинство пенсионеров в результате реализации реформы в рамках первых двух этапов не почувствовали ее влияния на свое материальное положение –82 %. При этом лишь на 6 % она повлияла положительно и на 2 % –отрицательно; 10 % –не смогли определить ее влияние вообще. К тому же коэффициент замещения, отражающий в процентах соотношение средней пенсии к средней зарплате в стране, постоянно понижался: от 38 % –в 2014 г. до 25 % –в 2015 году[2].Выплата накопительной части трудовых пенсий предусмотрена с 1 января 2013г. В соответствии со ст. 22 Закона о пенсионном страховании страховые взносы на накопительную часть пенсии стали перечисляться с заработка мужчин 1953 года рождения и моложе, женщин 1957 года рождения и моложе. Для гарантированного обеспечения пенсионных обязательств государства перед сегодняшними молодыми людьми необходимо резервирование средств. Эти средства должны приобрести особый юридический статус, изыматься из доходов пенсионной системы, накапливаться на лицевых счетах граждан, в пользу которых данные отчисления сделаны их работодателями. На наш вопрос «Насколько Вы согласны с утверждением –успешная реализация пенсионной реформы сможет обеспечить людям достойное существование в старости?» были получены неоднозначные ответы. Но в целом заметно, что третья часть респондентов (37%) затрудняются ответить на поставленный вопрос, это свидетельствует о недостаточной информированности населения о целях, задачах и направлениях пенсионной реформы.Проводимая пенсионная реформа непосредственно связана как с социальнополитическими, так и с экономическими аспектами развития России [2]. Содержанием социальнополитических аспектов является предоставление государственных гарантий экономически активному населению по обеспечению определенных финансовых выплат (возможно, даже больших в реальном исчислении по сравнению с предоставленными сейчас средствами) в будущем за счет текущих накоплений. Экономические аспекты реформы напрямую зависят от характера использованных аккумулируемых пенсионных средств например, для увеличения инвестиционной активности сегодня, что предопределит сохранению поступательного развития российской экономики и позволит создать необходимые условия для сохранения пенсионных накоплений в реальном исчислении.Исходя из целого ряда факторов, в том числе: роста количества пенсионеров и достижения, по экспертным оценкам, к 2020 г. соотношения работников ипенсионеров 1:1; реализации демографической программы увеличения продолжительности жизни в РФ, что приведет к росту нагрузки на экономику в 1 % на каждый год; резкой поляризации доходов населения и региональных, социокультурных особенностей и др. Наиболееприемлемым вариантом пенсионного обеспечения пожилых граждан выступает постепенный переход на смешанную систему, сочетающую в себе распределительные и накопительные принципы формирования пенсионных средств. При этом важнейшей задачей данного этапа реформирования выступает обеспечение условий и параметров эффективного управления пенсионными накоплениями, а также повышение уровня доверия населения к финансовоэкономическим и политикоправовым институтам[3].

Неудовлетворенность большинства населения РФ итогами предшествующих этапов реформирования пенсионного обеспечения пожилых граждан, как показывают результаты общероссийских и региональных исследований, связана с ошибочным выбором либеральной модели социальной модернизации в целом. Противоречивость реформирования пенсионной системы обусловлена волнообразностью, цикличностью и взаимозависимостью реформконтрреформ в политической, экономической, духовной и социальной областях. Фактически многолетний уход государства из социальной сферы, резкое снижение уровняи качества жизни большинства россиян способствовали устойчивости «патерналистских ожиданий» и «антиреформаторского синдрома». При этом специфика геронтологических рисков для пожилых граждан РФ, в отличие от других стран, проявляется в том, что доля пенсионеров по возрасту повышается в условиях снижения численности трудоспособного населения и отсутствия устойчивой тенденции роста продолжительности жизни[4].Концептуальной основой реформирования отечественной системы пенсионного обеспечения должно выступатьконституционное положение о функционировании РФ как социального государства, что предполагает, с одной стороны, не только заданный вектор социальной политики, но и результат –создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека,а с другой –указание на средства достижения цели –бюджетные ресурсы, находящиеся в распоряжении государства. Вместе с тем российское государство, являясь единственным актором, на который возлагается конституционная ответственность за реализацию поставленной цели, не исключает, а, напротив, привлекает к участию в данном процессе институты гражданского общества (бизнесструктуры, общественные организации и др.) и отдельных граждан, содействующих в обеспечении социального благосостояния сверх того минимума, который оно гарантирует. На современном этапе модернизации отечественного социума наиболее приемлемым вариантом пенсионного обеспечения пожилых граждан выступает постепенный переход на смешанную систему, сочетающую в себе распределительные и накопительные принципы формирования пенсионных средств[5].При этом, согласно результатам эмпирических исследований, соотношение распределительной и накопительной составляющих определяется способностью/неспособностью государства обеспечить условия и параметры эффективного управления пенсионными накоплениями и уровнем доверия населения к финансовоэкономическим и политикоправовым институтам.

Ссылки на источники1.Галаганов В.Л. Пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации. Учебное пособие.//М.: Академия труда исоциальных отношений. 2014.2.

Молчанова Е.В. К вопросу совершенствования пенсионного обеспечения пожилых граждан // материалы Международной научнопрактической конференции «Современное общество, образование и наука», г. Тамбов, 30 сентября 2015 г. –эл. журнал «Научный альманах» №9 (11), 2015, с.137713803.

Молчанова Е.В. Гармонизация национальных стандартов Российской Федерации // материалы Международной (заочной) научнопрактической конференции «Фундаментальные и прикладные направления модернизации современного общества: экономические, социальные, философские, политические, правовые, общенаучные аспекты» (09 октября 2015г.). –в 4х частях. –Ч.3/ Отв. ред. Н.Н. Панарина, С.С. Чернов –Саратов: Издво «Академия управления», 2015 –с.96984.Молчанова Е.В. Духовное здоровье общества: к постановке проблемы исследования // материалы Международной (заочной) научнопрактической конференции «Фундаментальные и прикладные направления модернизации современного общества: экономические, социальные, философские, политические, правовые, общенаучные аспекты» (09 октября 2015г.). –в 4х частях. –Ч.3/ Отв. ред. Н.Н. Панарина, С.С. Чернов –Саратов: Издво «Академия управления», 2015. –с.98995.Симонов А. Н. Адаптация к пенсионному периоду жизни /А.Н.Симонов // Медикобиологические и психологопедагогические аспекты адаптации и социализации человека : материалы IIIВсерос. науч.практ. конф., г. Волгоград, 1–3. 03.2014. –Волгоград: Волгогр. науч. издво, 2014. –344 с.