Методика проведения оценки качества работы управляющей компании в жилом доме

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бялецкая Е. М., Лежнина Ю. А. Методика проведения оценки качества работы управляющей компании в жилом доме // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 1911–1915. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53385.htm.
Аннотация. Сегодня большинство целей и задач в жилищной сфере остаются не достигнутыми. Не существует комплексного подхода к решению задачи оценки работы управляющей компании, который бы позволил проектировать информационно-управляющие системы. Разработка системы показателей, включающей экспертные оценки, полученные от различных групп участников процесса оценки качества ЖКО, позволяет решить проблему формирования параметров, а также адаптировать ее к различным задачам оценки качества. Использование информационной технологии поддержки принятия решений, основанной на базе знаний, определяет уровень качества и строит варианты управленческих решений.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Бялецкая Елена Михайловнакандидат технических наук, ФГБОУ ВПО ©АГТУª, Астраханьalena4747@ya.ruЛежнина Юлия Аркадьевнакандидат технических наук, ФГБОУ ВПО ©АГТУª, Астраханьlejninau@mail.ru

Методика проведенияоценки качества работы управляющей компании в жилом доме.

Аннотация: Сегодня большинство целей и задач в жилищной сфере остаются не достигнутыми. Не существует комплексного подхода к решению задачи оценки работы управляющей компании,который бы позволил проектировать информационноуправляющие системы. Разработка системыпоказателей, включающейэкспертные оценки, полученные от различных групп участников процесса оценки качества ЖКО, позволяет решить проблему формирования параметров, а также адаптировать еек различным задачам оценки качества. Использование информационной технологии поддержки принятия решений, основанной на базе знаний, определяет уровенькачества и строит варианты управленческихрешений.Ключевые слова: жилищнокоммунальное обслуживание, методика оценки качества, показатели, участники.

Одной из основных отраслей народного хозяйства Российской Федерацииявляется жилищнокоммунальное хозяйство (ЖКХ). Основным направлением реформирования в области жилищнокоммунального хозяйства (ЖКО), определенный жилищным законодательством, является процесс информатизации и автоматизации управления ЖКО, способствующий формированию системы отчетности, построенной на информации из достоверных и оперативных источников.

Анализ существующих моделейоценки жилищнокоммунальных услуг показал, что не существует комплексного подхода к решению этой задачи, который бы позволил проектировать информационноуправляющие системы.Поэтому необходиморазработать системупоказателей, включающуюэкспертные оценки, полученные от различных групп участников процесса оценки качества ЖКО,а также адаптировать еек различным задачам оценки качества. Для решения задачи оценивания качества лучшим решением будет использованиеинформационной технологииподдержки принятия решений, основаннойна базе знаний. Компоненты базы знаний необходимы для определения параметров задач оценивания качества.В обеспечивающей технологии сформирован образ качества ЖКО населения на основе требований, получаемых от заинтересованных сторон: жильцов, административных органов, управляющих компаний, поставщиков коммунальных услуг. В описании методики оценки качества ЖКО следует выделитьэлементы, присутствующие на каждом уровне иерархии (RT), а также связи между элементами (RA). Определены цели функционирования ЖКО населения, среди которых выделена глобальная цель первого уровняRT1, определяющая качество ЖКО, декомпозицией которой являются главные требованияот всех участников, имеющие наивысший приоритет в ЖКО. Наборы показателей качества для анализа отдельных элементов системы (RT2) ‬любого требования, влияющие на качество ЖКО, служат для анализа и являются дальнейшей декомпозиции требований[1]. Использован метод интуитивного основания, позволивший обобщить и сгруппировать имеющуюся информацию, а также сформировать структуру нижних уровней системы показателей качества. При сортировке требований отброшены требования, имеющие наименьшую популярность, измеряемую по формуле ܴܶ௜=∑�����௝=1௜,௝. Выявлены целевые множества показателей для решения отдельных задач оценивания, имеющие вид неструктурированные подмножества значений, либо структуры иерархического вида.На рисунке 1представленоRT= rt1, rt2, …, RTr�‬подмножество из rпоказателей, необходимых для оценкикачества уборки прилегающей к жилому дому территории. Каждый показатель rtiв совокупности с остальными показателями различной природы характеризует заданную задачу, определяющуюся лицом принимающим решение. Теоретикографовая модель показателей качества ЖКО населения имеет вид GR=(RT, OT).

Рис. 1. Набор показателей оценки качества уборки и содержания территории Для вычисления глобальной цели формируют матрицы ܳ௡,௡+1размерности �௡×�௡+1(где �௡‬количество вершин nго уровня), строками которой являются веса �(��௞,௠௡):ܳ௡,௡+1=[�(��11௡)⋯�(����+1,1௡)⋮�(��௞,௠௡)⋮�(��1,��௡)⋯�(����+1,��௡)].Процесс перехода от вершины последнего уровня к вершине нулевого уровня выражен уравнением: �(��௡)=ܳ௡,௡+1×�(��௡+1), где �(��௡)=(�(��1௡…�(����௡))�‬векторстолбец оценок элементов nго уровня.Анализ внутренней и внешней среды процесса ЖКО населения позволил классифицировать решаемые задачи Z=Z1, Z2, …, ZL�наплановые и случайные. Плановые задачи требуют регулярного мониторинга и определены периодами, например, качество коммунальных услуг ‬температура воды, давление в системе, заключение договоров, юридическое сопровождение. Случайные задачи решаютсяпо мере необходимости, например, прорывы инженерных сетей, проверки жалоб жильцов, подготовка ответов.Решена проблема избыточности показателей оценки качества, увеличивающей время на проведение мониторинга и повышающей расходы. Для этого разработана процедура выявления минимального адекватного множества показателей качества работы управляющей компании, использующая когнитивную технологию, основанную на представлении знаний о проблеме экспертами в форме когнитивной карты, содержащейвиды работ по обслуживанию жилого дома, представимая в виде базового набора показателей RTmain={RT1, RT2, …} ‬mконцептов когнитивной карты.Где влияние концепта на концепт оценивается в знаковой форме, где ©+ª ‬наличие влияния, ©‬ª ‬его отсутствие. Формируется матрица Качество уборки и содержания прилегающей территории

rt19Ремонт малых архитектурных формrt16Благоустройство подъездовrt21Плановая посадкаrt14Восстановление поврежденных участков озелененияrt5Уборка мусороприемных камерrt11Уборка крышrt10Содержаниелестничных клетокrt9Уборка в летний периодrt3Обслуживание мусоропроводаrt1Уборка территории













rt2Вывоз ТБОrt4 Озеленениеrt7Внешнее благоустройствоrt6Проф.осмотр мусоропроводовrt15Очистка всех элементов ствола мусоропроводаrt8Установка огражденийrt18Дезинфекция мусоросборниковrt20Устранение засора

rt17Ремонт и восстановление разрушенных участков тротуаров, проездов, дорожекrt13Уборка в зимний периодrt12Мойка сменных мусоросборниковMAT={mat(rRTi, rRTj)}2mx2m, элементы которой определяют взаимовлияния концептов. Процедура транзитивного замыкания определяет согласование отношений концептов(MAT= MAT1+ +MAT2+…).Рассчитывается группа системных показателей когнитивной карты, таких какконсонанс, диссонанс воздействие концептов на систему в целом и друг на друга.Найденные системные характеристики позволяют определить на исходном множестве концептов RTmainотношение линейного порядка для отбора множества меньшей мощности RTminи устранения информационной избыточности: |RTmin||RTmain|. Подмножество RTmain\RTminсостоит из отброшенных концептов, влияние которых на систему несущественно. Исключение составляют константы когнитивной карты, объявленные ранее в пунктеa.Разработана методика проведения оценки качества работы управляющей компании в жилом доме, проходящая в четыреэтапа[2,3]:1. На первом этапе формируются знания об экспертах и методе сбора информации, а также формируется набор показателей согласно заданнойзадаче оценки качества работы управляющей организации. Для решения вопроса о выравнивании экспертных оценок, имеющих различный порядок измерений, предложено ввести шкалированиевсех показателей в форме числовой оценки на интервале [0,1]. Для интерпретации полученных данных используется вербальночисловая шкала Харрингтона. Каждому iму концепту RTiсоответствует его вес w(RTi), где сумма весов равна 1. Для формирования системы весов с целью построения рейтинга компонентов каждый эксперт осуществлял ранжирование компонентов по убыванию их значимости:RTk��...RTl��...RTr, где klr‬индексы компонентов. 2. На втором этапе происходит агрегирование показателей качества ЖКО населения и интерпретация полученных данных[4]. Результирующий показатель качества ЖКО населения формируется в зависимости от структуры поставленной задачи. При наличии иерархической структуры показателей оценки качества используется результирующий показатель, оценивающий достижение глобальной цели иерархии w(RT1).При наличии неструктурированного множества показателей оценки качестваRT=RT1, RT2,…, RTs�, отражающих его отдельные свойства, применяются интегральный или векторный критерии. Интегральный критерий вычисляется по формуле: ܷ=∑с௜∙௦௜=1�(��௜), где s‬количество показателей, ci‬параметр весомости, �(��௜)‬нормированное значение iго частного критерия,�(��௜)ϵ[0,1]. 3.На третьем этапе происходит анализ полученных данных для формирования лицом принимающим решение (ЛПР) действий по повышению качества ЖКО населения. Взависимости от поставленной задачи оценки набор показателей качества ЖКОRTt=(RT1,…,RTn) должен зафиксировать состояние качества в момент времени проведения измерений tи определить изменение состояния в сторону улучшения, либо ухудшения за один период измерений. 4.На четвертом этапе формируются знания и хранятся в базе. Анализ полученных оценок показывает, когда влияние показателя качества на систему является положительным. Так для двух возможных состояний качества ܴܶ௧=<��௧1,��௧2,…,��௧௡>и ܴܶ௧+1=<��௧+11,��௧+12,…,��௧+1௡>, если (ܴܶ௧,ܴܶ௧+1)<∆, то отклонение не существенно и данный участок не является проблемным. В противном случае требуется дополнительное исследование участка в целях выявления возможных причин отклонений. Для управления, сбора, хранения,поиска и выдачи знаний о разрешении проблем ЖКО управляющей организацией разработана база знаний, содержащая фреймы для формирования причинноследственного сценария, где знания о процедурах предлагается хранить в виде простых фреймов. Для пополнения базызнаний предложен процесс формирования фреймов, оценки показателей, формирования управляющих воздействий, отображенный на рисунке2, например,длявыявления причины снижения качества коммунальных услуг. Слотами фреймов являются: значение показателя, причина, следствие, закономерность.

Рис. 2. Процесс формирования фреймов причинноследственного сценария ДаНетДействие экспертаДействие ЛПРСбор значений показателей

Значение показателя 1: Температура воздуха в помещении 20 С0Значение показателя n: Низкое давление в системе хол. водыФормирование задачи оценки качества жилищнокоммунального обслуживания населенияОпределение видов работАнализ полученных данныхПроведение доследования проблемного участкаФормирование управленческих воздействийПричина1:

ПрорывтрубыПричина n:

Изношенностьтруб

Закономерность1 : Температура – НормальнаяЗакономерность n: Давление– НеудовлетворительноеСледствие1:Неудовлетворенность жильцовСледствие n:Необходим ремонт системы трубопроводаФормирование отчета о деятельности управляющей компанииФормирование базы знаний (фреймы)Извлечение из базы знаний (фреймы)Проверка наличия фрейма в базе знанийКонецНачалоПредложенная методика оценки качества качества работы управляющей компании в жилом доме была апробирована в управляющей компании. При сравнении существующего способа оценки качества ЖКО населения с предложенной методикой оценки были выявлены следующие тенденции: сокращение времени на проведения исследования на 60%, уменьшение затрат на обследование жилого домана 50%.Ссылки на источник1.Бялецкая, Е.М. Формирование набора показателей для оценки качества управления жилыми домами / Е.М. Бялецкая, И.Ю. Квятковская, В.Ф. Шуршев // Вестн. Астрахан. гос. техн. унта. Сер.: Управление, вычислительная техника и информатика. ‬2011. ‬№ 2. ‬С. 143‬149.2.Бялецкая, Е.М. Алгоритм экспертной оценки показателей контрольноизмерительной системы жилого объекта / Е. М. Бялецкая, В. Ф. Шуршев // Вестн. Астрахан. гос. техн. унта. Сер.: Управление, вычислительная техника и информатика. ‬2010. ‬№ 2. ‬с. 117‬121.3.Бялецкая, Е.М. Системный подход к оценке качества обслуживания жилых домов / Е.М. Бялецкая, Т.В. Хоменко // Сб. тр. Междунар. науч.практ. конф. ©Фундаментальные и прикладные исследования университетов, интеграция в региональный инновационный комплексª 13‬15 октября 2010г. ‬Астрахань: Издво АГТУ, 2010. ‬Т. 1. ‬С. 100‬104.4.Литвак Б. Г. Экспертные оценки и принятие решений. ‬М.: Патент, 1996. ‬271 с.

Bialeckaia Elena MihaylovnaPh.D., FGBOUVPO"ASTU", Astrakhanalena4747@ya.ruLezhnina Julia ArkadievnaPh.D., FGBOU VPO "ASTU", Astrakhanlejninau@mail.ru

Methodology for assessing the quality of the management company in the apartment building.

Abstract: Today, most of the goals and objectives in the field of housing are not met. Acomprehensive approachto the problem of evaluation of the management company, which would allow to design a management information system. Development of a system of indicators, including expert opinions received from various stakeholder groups evaluate the quality of HCS, cansolve the problem of formation parameters, and to adapt it to various problems of quality. Use of information technology to support decision making based on the knowledge base, identifies and builds quality of managerial decisions.Keywords: housing and communal services, methods of quality assessment, indicators, participants.