Реализация технологии полного усвоения знаний в рамках школы полного дня.
Международная
публикация
Выпуск:
ART 53387
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ермолина
М.
В. Реализация технологии полного усвоения знаний в рамках школы полного дня. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С.
1921–1925. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/53387.htm.
Аннотация. Статья посвящена описанию системы работы по повышению уровня математической подготовки обучающихся путём реализации технологии полного усвоения знаний в рамках школы полного дня. Автор раскрывает условия эффективности данной деятельности.
Похожие статьи
Текст статьи
1Ермолина Марина Владимировна,учитель математики МБОУ «Лицей», город Черногорск,республика ХакасияРЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПОЛНОГО УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ В РАМКАХ ШКОЛЫ ПОЛНОГО ДНЯ.(Из опыта преподавания математики в 6 классе)Аннотация.Статья посвящена описаниюсистемы работы по повышению уровня математической подготовки обучающихсяпутём реализации технологии полного усвоения знаний в рамках школы полного дня.Автор раскрываетусловия эффективности данной деятельности.Ключевые слова: технология, условия, индивидуальный подход, полное усвоение.
Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира.. Одним из важных направлений является разработка и внедрение новых педагогических технологий, основным признаком которых можно считать степень адаптивности всех элементов педагогической системы. Объектом моего исследования стал процесс усвоения знаний, а предметом исследования –технология, как средство достижения полноты усвоения знаний.В чём состоит полное усвоение? Точное определение критерия полного усвоения является важнейшим моментом в работе. Этот эталон задаётся в унифицированном виде с помощью иерархии педагогических целей, разработанных для мыслительной, чувственной и психомоторной сфер. Категории целей формулируются через конкретные действия и операции, которые должен выполнять обучающийся, чтобы подтвердить достижение эталона.Перечислю категории целей познавательной деятельности:знание,понимание,применение, анализ,синтез, оценка.Представленная таксономия целей используется для измерения результатов обучения Главной целью школьного математического образования является развитие умственных способностей учеников, поэтому так нуженпереход от информационнообъяснительной технологии к технологии, направленной на развитие личностных качеств каждого школьника. Важными должны стать не только усвоенные знания, но и способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательной деятельности и творческого потенциала ученика. Технология полного усвоения знаний (далее ТПУЗ) относится к технологиям личностноориентированного обучения. Авторытехнологии (американские психологи Дж. Кэрролл, Б.Блум и их последователи) в качестве рабочей гипотезы приняли предположение о том, что способности ученикаопределяются не при усреднённых, а оптимально подобранных для данного ребёнка условиях, для чего необходима адаптивная система обучения, позволяющая всем ученикам полностью усвоить программный материал. Было выдвинуто предположение о том, что при правильной организации обучения, особенно при снятии жёстких временных рамок,большинство обучающихся смогут полностью усвоить всё содержание учебного курса. Исходным моментом ТПУЗ является общая установка, которой должен проникнуться педагог: все обучаемые способны полностью усвоить необходимый учебный материал при рациональной организации учебного процесса. Для реализации данной технологии традиционная классноурочная система обычной школы не подходит. В ШКОЛЕПОЛНОГО ДНЯработают группы продлённого дня(далее ГПД)иу учителя существует возможность увеличить время на отработку конкретной учебной единицы конкретным ученикомчерезиндивидуальный подход, т.е.
2возможноприменение технологии полного усвоения знаний.
В основу своей работы закладываю изучение способностей личности. В структуру математических способностей входят более десяти групп компонентов. Из них я выделяю две основные: быстроту усвоения и активность мышления. Материал для анализа перечисленных компонентов беру прежде всего из наблюдений, по результатам которых заполняю следующую диагностическую таблицу.Учащиеся с хорошими математич. способностямиУчащиеся со средними математич. способностямиУчащиеся со слабыми математич. способностямиУчащиеся с низкими математич. способностями
Диагностика включает в себя так же разного рода беседы с учащимися, анкетирование. Например, анкета:1.Фамилия, имя.2.Связана ли работа твоих родителей с математикой?3.Есть ли дома математические книги(не учебники)?4.Помогают ли тебе дома выполнять домашние задания по математике, если да, то кто?5.Сколько времени занимает подготовка к уроку математики?6.Как думаешь, зачем нужна математика?7.Хочешь ли ты знать больше, чем изучается на уроке?8.Трудно ли тебе заниматься математикой? (Нужное подчеркнуть.) Легко; много надо заучивать; трудно.9.Как ты относишься к математике? (Нужное подчеркнуть.) Люблю; учу, чтобы получить хорошую оценку, чтобы не ругали дома; скучно на уроках; не хочу её учить.10.Что тебе нравится больше? (Нужное подчеркнуть.) Задачи; примеры; задачи и примеры.11.
Как думаешь ,понадобится ли тебе математика в будущем? (Нужное подчеркнуть.) Буду математиком; хочу поступить в вуз, где понадобятся знания по математике; хочу знать как можно больше о разном. Проведя данное обследованиев 6 классе выяснила, что только 36% учащихся для усвоения темы достаточно временных рамок урока. Но составляющее большинство (а это 64%), чьи способности к усвоению знаний, умений и навыков зависят от затрат учебного времени.Этовремя предоставляется им в группах продлённого дня.
Проследим применение технологии полного усвоения знаний в 6 классе на теме «Действия с положительными и отрицательными числами». Прежде чем вводить данную тему,мною было определено, в чём состоит полное усвоение,и какие результаты должны быть достигнуты всеми.. Сформулировалаконкретные действия и операции, которые должен выполнять обучающийся, чтобы подтвердить достижение эталона. Перечислю категории целей познавательной деятельности:знаниеученик запоминает и воспроизводит правилапониманиеученик объясняет, краткоизлагает правилаприменениеученик демонстрирует применение правил анализученик выявляет связь между изученными правилами синтезученик пишет краткий опорный конспект по всей темеоценкаученик оценивает значение данного учебного материала
3
После проведения уроков по темам «сложение», «умножение» и «деление положительных и отрицательных чисел», учащимся было дано задание на дом –свести все правила в единое, т.е. сделать опорный конспект. Написанию таких конспектов мы учимся с пятого класса,и у ребят составляется миниучебник (который пригодится им в 9ом классе при подготовке к экзаменам). Следующий урокУРОКСИСТЕМАТЕЗАЦИИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ, на нёмсводимвсё изученное в единый комплекс, выделяемв нём главное и второстепенное, определяемспособ взаимосвязи.Это необходимо каждому ученику, поэтому работаемна подобных занятиях со всем классом, используя фронтальные формы учебной работы. В конце данного урока была проведена первичная рефлексия: учащиеся попытались самостоятельно определить степень усвоения темы с помощью цветных наклеек на собственных конспектах:красный цвет хорошо усвоил тему, зелёный не уверен, что хорошо усвоил тему, жёлтый плохо усвоил тему.
Из 23 учащихся 11 приклеили красный цвет, 7 –зелёный, 4 жёлтый. После чего была предложена самостоятельная работа по теме с целью выявить объективные знания. В ходе проверки выяснилось, что усвоили тему на «5»4 ученика, на «4»5, на «3»7, на «2»4. Совпадений в оценке детей и учителя оказалось 10. В начале следующего урока с учащимисябыла проведена экспертиза полученного результата, анализ основных ошибок. Важно, чтобы в этой работе ученики вместе с учителем внимательно проанализировали свою работу и своих одноклассников в доброжелательной обстановке и в то же время критически. Нужно опираться на веру во всеобщую талантливость детей, на психологическую особенность: «Успех порождает успех». После рефлексии мною было продумано содержание деятельности учащихся на предстоящий период работы, с учётом индивидуальных особенностей ребят. На занятиях ГПДсоздаю оптимальные условия для усвоения материала. Важное внимание уделяю отбору заданий для каждого, который осуществляется в соответствии с принципом доступности. Это помогает решить многие задачи, связанные с развитием учащихся, способствует формированию у них познавательного интереса к предмету. Дети учатся работать: выделять необходимые и достаточные условия, выявлять причинноследственные связи, анализировать и обобщать информацию. Учатся плодотворно работать и добиваться успеха. Главное в работе –вступить в отношения сотрудничества, тогда процесс научения пойдёт сам собой. Необходимо обеспечивать возможность ученику работать в свойственном ему темпе деятельности. Использую разноуровневые задания, карточки –консультанты, привлекаю к работе ребятконсультантов, составляю индивидуальнообразовательные маршруты (словесные или в виде карточки).
Пример:Найти значение выражения 23+14, предварительно ответив на вопросы:Вопросы предполагаемые ответы1.Какое действие в выражении?сложение2.Какие числа по знаку в выражении? (одинаковые или разные)Положительное и отрицательное(разные по знаку)3.Какое правило необходимо применить?На сложение чисел с разными знаками
44.Вспомни правилоЧтобы сложить числа с разныминужно из большего модуля вычестьменьший и перед полученным числом поставить знак того слагаемого, модуль которого больше.5.Примени это правило к заданию
Когда задание выполнено, необходимо попросить отвечающего вернуться к решению и сказать, что вызвало у него затруднение, какой вопрос помог ему и что необходимо делать в следующий раз, чтобы преодолеть подобные затруднения.Далее для закрепления задание на вычисление:1.
48+152.
16 32 С «хорошистами» (назовём так условно ребят, успевающих на «4» «5») переходим от обязательных заданий к творческим, с «троечниками» сосредотачиваемся на упражнениях, требующих хорошего понимания основных положений темы, с «двоечниками» снова и снова возвращаемся к основным моментам.Примеры заданий из обязательной части.1.Сравните числа: а) 32 и 17; б) 5 и 9.2.Запишите число, противоположное числу: а) 22; б) 37.Выполните действия:3.(7)+(4).4.5+(18).5.43+(2).6.18(11).7.(4)(5).8.38+(38).Найдите значения выражений:9.26.10.
8+17.11.
6+95+2.Выполните умножение:12.
(3)∙(4).13.
5∙(6).14.
7∙(0,2).15.(3)∙(8)∙(1).Выполните деление:16.
81:( 9).17.
(24) : (4).18.(2): 3.19.
(2,5):5.20.(1,3):(10).21.Найдите значение выражения: 7+(2,5)∙(6).Примеры заданий из дополнительной части.1.Сравните числа: (17) и –(+17).2.Запишите все целые числа, модули которых меньше 5.3.Найдите значение выражения: 3,72 : (0,6) ∙0,6.4.Между какими соседними целыми числами находится число 5,2? Покажитеэто число на координатной прямой..
5 Работая с каждыминдивидуально, плохо усвоившим данную темуучащимся в группе продлённого дня, добилась желаемого результата: каждый ребёнок усвоил тему по своим способностям. В применении технологии полного усвоения знаний в 6 А классе видны положительные результаты.К концугода в сравнении с первой четвертью произошёл рост уровня обученности с 46 до59.Кроме того была несколько решена проблема психологического характера: дети с завышенной самооценкой научились быть к себе более критичными, а с заниженной наоборот поверили в свои силы.
Итак, достижение моей деятельности как педагога –полное усвоение математических знаний, которое зависит от того, какие условия технологии полного усвоения необходимо соблюдать в процессе её реализации, чтобы полное усвоение знаний было достигнуто.Если в учебном заведении существует возможность увеличения времени на изучение материала, то применение технологии полного усвоения знаний обязательно принесёт улучшение знаний учащихся. При этом в работе обязательно должны присутствовать знание о математических способностях учащихся, эталон полного усвоения знаний каждой изучаемой темы, систематизация знаний и умений учащихся после прохождения каждой темы, после первичная рефлексия, экспертиза полученного результата, анализ основных ошибок, дифференцированная работа с учащимися с обеспечением возможности каждому ученику работать в свойственном ему темпе деятельности. .Литература.1.Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебнометодическое пособие. –М.:Педагогическое общество России,2001.2.Гавриленко С.С. Индивидуальнообразовательный маршрут.//Математика в школе.2007.№3.3.Иванова Т.П., Мордашова Т.В. Математика: планирование уроков, зачёты, математические диктанты и самостоятельные работы. Коррекционноразвивающее обучение: 59 классы. Пособие для учителя. –М.:Школьная Пресса,2005.
ErmolinaMarina,"Lyceum"math teacher, the city of Chernogorsk,theRepublicof KhakassiaRealizationof the full assimilationof knowledgetechnology within theallday schools(From the experienceof teaching mathematics atgrade 6)Annotation.The article describes thesystemofwork to improve thelevel of mathematicaltraining of studentsthroughtherealization of the fullassimilation of knowledgetechnologyat thealldayschool. The author reveals theconditions ofeffectivenessof the activity.Keywords:technology, conditions, and individual approach, a full assimilation.
Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира.. Одним из важных направлений является разработка и внедрение новых педагогических технологий, основным признаком которых можно считать степень адаптивности всех элементов педагогической системы. Объектом моего исследования стал процесс усвоения знаний, а предметом исследования –технология, как средство достижения полноты усвоения знаний.В чём состоит полное усвоение? Точное определение критерия полного усвоения является важнейшим моментом в работе. Этот эталон задаётся в унифицированном виде с помощью иерархии педагогических целей, разработанных для мыслительной, чувственной и психомоторной сфер. Категории целей формулируются через конкретные действия и операции, которые должен выполнять обучающийся, чтобы подтвердить достижение эталона.Перечислю категории целей познавательной деятельности:знание,понимание,применение, анализ,синтез, оценка.Представленная таксономия целей используется для измерения результатов обучения Главной целью школьного математического образования является развитие умственных способностей учеников, поэтому так нуженпереход от информационнообъяснительной технологии к технологии, направленной на развитие личностных качеств каждого школьника. Важными должны стать не только усвоенные знания, но и способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательной деятельности и творческого потенциала ученика. Технология полного усвоения знаний (далее ТПУЗ) относится к технологиям личностноориентированного обучения. Авторытехнологии (американские психологи Дж. Кэрролл, Б.Блум и их последователи) в качестве рабочей гипотезы приняли предположение о том, что способности ученикаопределяются не при усреднённых, а оптимально подобранных для данного ребёнка условиях, для чего необходима адаптивная система обучения, позволяющая всем ученикам полностью усвоить программный материал. Было выдвинуто предположение о том, что при правильной организации обучения, особенно при снятии жёстких временных рамок,большинство обучающихся смогут полностью усвоить всё содержание учебного курса. Исходным моментом ТПУЗ является общая установка, которой должен проникнуться педагог: все обучаемые способны полностью усвоить необходимый учебный материал при рациональной организации учебного процесса. Для реализации данной технологии традиционная классноурочная система обычной школы не подходит. В ШКОЛЕПОЛНОГО ДНЯработают группы продлённого дня(далее ГПД)иу учителя существует возможность увеличить время на отработку конкретной учебной единицы конкретным ученикомчерезиндивидуальный подход, т.е.
2возможноприменение технологии полного усвоения знаний.
В основу своей работы закладываю изучение способностей личности. В структуру математических способностей входят более десяти групп компонентов. Из них я выделяю две основные: быстроту усвоения и активность мышления. Материал для анализа перечисленных компонентов беру прежде всего из наблюдений, по результатам которых заполняю следующую диагностическую таблицу.Учащиеся с хорошими математич. способностямиУчащиеся со средними математич. способностямиУчащиеся со слабыми математич. способностямиУчащиеся с низкими математич. способностями
Диагностика включает в себя так же разного рода беседы с учащимися, анкетирование. Например, анкета:1.Фамилия, имя.2.Связана ли работа твоих родителей с математикой?3.Есть ли дома математические книги(не учебники)?4.Помогают ли тебе дома выполнять домашние задания по математике, если да, то кто?5.Сколько времени занимает подготовка к уроку математики?6.Как думаешь, зачем нужна математика?7.Хочешь ли ты знать больше, чем изучается на уроке?8.Трудно ли тебе заниматься математикой? (Нужное подчеркнуть.) Легко; много надо заучивать; трудно.9.Как ты относишься к математике? (Нужное подчеркнуть.) Люблю; учу, чтобы получить хорошую оценку, чтобы не ругали дома; скучно на уроках; не хочу её учить.10.Что тебе нравится больше? (Нужное подчеркнуть.) Задачи; примеры; задачи и примеры.11.
Как думаешь ,понадобится ли тебе математика в будущем? (Нужное подчеркнуть.) Буду математиком; хочу поступить в вуз, где понадобятся знания по математике; хочу знать как можно больше о разном. Проведя данное обследованиев 6 классе выяснила, что только 36% учащихся для усвоения темы достаточно временных рамок урока. Но составляющее большинство (а это 64%), чьи способности к усвоению знаний, умений и навыков зависят от затрат учебного времени.Этовремя предоставляется им в группах продлённого дня.
Проследим применение технологии полного усвоения знаний в 6 классе на теме «Действия с положительными и отрицательными числами». Прежде чем вводить данную тему,мною было определено, в чём состоит полное усвоение,и какие результаты должны быть достигнуты всеми.. Сформулировалаконкретные действия и операции, которые должен выполнять обучающийся, чтобы подтвердить достижение эталона. Перечислю категории целей познавательной деятельности:знаниеученик запоминает и воспроизводит правилапониманиеученик объясняет, краткоизлагает правилаприменениеученик демонстрирует применение правил анализученик выявляет связь между изученными правилами синтезученик пишет краткий опорный конспект по всей темеоценкаученик оценивает значение данного учебного материала
3
После проведения уроков по темам «сложение», «умножение» и «деление положительных и отрицательных чисел», учащимся было дано задание на дом –свести все правила в единое, т.е. сделать опорный конспект. Написанию таких конспектов мы учимся с пятого класса,и у ребят составляется миниучебник (который пригодится им в 9ом классе при подготовке к экзаменам). Следующий урокУРОКСИСТЕМАТЕЗАЦИИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ, на нёмсводимвсё изученное в единый комплекс, выделяемв нём главное и второстепенное, определяемспособ взаимосвязи.Это необходимо каждому ученику, поэтому работаемна подобных занятиях со всем классом, используя фронтальные формы учебной работы. В конце данного урока была проведена первичная рефлексия: учащиеся попытались самостоятельно определить степень усвоения темы с помощью цветных наклеек на собственных конспектах:красный цвет хорошо усвоил тему, зелёный не уверен, что хорошо усвоил тему, жёлтый плохо усвоил тему.
Из 23 учащихся 11 приклеили красный цвет, 7 –зелёный, 4 жёлтый. После чего была предложена самостоятельная работа по теме с целью выявить объективные знания. В ходе проверки выяснилось, что усвоили тему на «5»4 ученика, на «4»5, на «3»7, на «2»4. Совпадений в оценке детей и учителя оказалось 10. В начале следующего урока с учащимисябыла проведена экспертиза полученного результата, анализ основных ошибок. Важно, чтобы в этой работе ученики вместе с учителем внимательно проанализировали свою работу и своих одноклассников в доброжелательной обстановке и в то же время критически. Нужно опираться на веру во всеобщую талантливость детей, на психологическую особенность: «Успех порождает успех». После рефлексии мною было продумано содержание деятельности учащихся на предстоящий период работы, с учётом индивидуальных особенностей ребят. На занятиях ГПДсоздаю оптимальные условия для усвоения материала. Важное внимание уделяю отбору заданий для каждого, который осуществляется в соответствии с принципом доступности. Это помогает решить многие задачи, связанные с развитием учащихся, способствует формированию у них познавательного интереса к предмету. Дети учатся работать: выделять необходимые и достаточные условия, выявлять причинноследственные связи, анализировать и обобщать информацию. Учатся плодотворно работать и добиваться успеха. Главное в работе –вступить в отношения сотрудничества, тогда процесс научения пойдёт сам собой. Необходимо обеспечивать возможность ученику работать в свойственном ему темпе деятельности. Использую разноуровневые задания, карточки –консультанты, привлекаю к работе ребятконсультантов, составляю индивидуальнообразовательные маршруты (словесные или в виде карточки).
Пример:Найти значение выражения 23+14, предварительно ответив на вопросы:Вопросы предполагаемые ответы1.Какое действие в выражении?сложение2.Какие числа по знаку в выражении? (одинаковые или разные)Положительное и отрицательное(разные по знаку)3.Какое правило необходимо применить?На сложение чисел с разными знаками
44.Вспомни правилоЧтобы сложить числа с разныминужно из большего модуля вычестьменьший и перед полученным числом поставить знак того слагаемого, модуль которого больше.5.Примени это правило к заданию
Когда задание выполнено, необходимо попросить отвечающего вернуться к решению и сказать, что вызвало у него затруднение, какой вопрос помог ему и что необходимо делать в следующий раз, чтобы преодолеть подобные затруднения.Далее для закрепления задание на вычисление:1.
48+152.
16 32 С «хорошистами» (назовём так условно ребят, успевающих на «4» «5») переходим от обязательных заданий к творческим, с «троечниками» сосредотачиваемся на упражнениях, требующих хорошего понимания основных положений темы, с «двоечниками» снова и снова возвращаемся к основным моментам.Примеры заданий из обязательной части.1.Сравните числа: а) 32 и 17; б) 5 и 9.2.Запишите число, противоположное числу: а) 22; б) 37.Выполните действия:3.(7)+(4).4.5+(18).5.43+(2).6.18(11).7.(4)(5).8.38+(38).Найдите значения выражений:9.26.10.
8+17.11.
6+95+2.Выполните умножение:12.
(3)∙(4).13.
5∙(6).14.
7∙(0,2).15.(3)∙(8)∙(1).Выполните деление:16.
81:( 9).17.
(24) : (4).18.(2): 3.19.
(2,5):5.20.(1,3):(10).21.Найдите значение выражения: 7+(2,5)∙(6).Примеры заданий из дополнительной части.1.Сравните числа: (17) и –(+17).2.Запишите все целые числа, модули которых меньше 5.3.Найдите значение выражения: 3,72 : (0,6) ∙0,6.4.Между какими соседними целыми числами находится число 5,2? Покажитеэто число на координатной прямой..
5 Работая с каждыминдивидуально, плохо усвоившим данную темуучащимся в группе продлённого дня, добилась желаемого результата: каждый ребёнок усвоил тему по своим способностям. В применении технологии полного усвоения знаний в 6 А классе видны положительные результаты.К концугода в сравнении с первой четвертью произошёл рост уровня обученности с 46 до59.Кроме того была несколько решена проблема психологического характера: дети с завышенной самооценкой научились быть к себе более критичными, а с заниженной наоборот поверили в свои силы.
Итак, достижение моей деятельности как педагога –полное усвоение математических знаний, которое зависит от того, какие условия технологии полного усвоения необходимо соблюдать в процессе её реализации, чтобы полное усвоение знаний было достигнуто.Если в учебном заведении существует возможность увеличения времени на изучение материала, то применение технологии полного усвоения знаний обязательно принесёт улучшение знаний учащихся. При этом в работе обязательно должны присутствовать знание о математических способностях учащихся, эталон полного усвоения знаний каждой изучаемой темы, систематизация знаний и умений учащихся после прохождения каждой темы, после первичная рефлексия, экспертиза полученного результата, анализ основных ошибок, дифференцированная работа с учащимися с обеспечением возможности каждому ученику работать в свойственном ему темпе деятельности. .Литература.1.Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебнометодическое пособие. –М.:Педагогическое общество России,2001.2.Гавриленко С.С. Индивидуальнообразовательный маршрут.//Математика в школе.2007.№3.3.Иванова Т.П., Мордашова Т.В. Математика: планирование уроков, зачёты, математические диктанты и самостоятельные работы. Коррекционноразвивающее обучение: 59 классы. Пособие для учителя. –М.:Школьная Пресса,2005.
ErmolinaMarina,"Lyceum"math teacher, the city of Chernogorsk,theRepublicof KhakassiaRealizationof the full assimilationof knowledgetechnology within theallday schools(From the experienceof teaching mathematics atgrade 6)Annotation.The article describes thesystemofwork to improve thelevel of mathematicaltraining of studentsthroughtherealization of the fullassimilation of knowledgetechnologyat thealldayschool. The author reveals theconditions ofeffectivenessof the activity.Keywords:technology, conditions, and individual approach, a full assimilation.