Вклад военнопленных Первой мировой войны в развитие профессио-нальной музыкальной культуры Сибири (на примере Красноярска 1914-1920 гг.)

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Царева Е. С. Вклад военнопленных Первой мировой войны в развитие профессио-нальной музыкальной культуры Сибири (на примере Красноярска 1914-1920 гг.) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 1941–1945. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53391.htm.
Аннотация. В данной статье с опорой на ряд неопубликованных источни-ков, а также исторические исследования анализируется музыкально-творческая деятельность военнопленных Первой мировой войны в Сибири в 1914-1920 годы и её вклад в развитие профессиональной музыкальной культуры региона. В работе в основном рассматривается участие военнопленных в музыкальной жизни Крас-ноярска означенного периода. Но, как свидетельствуют факты, во многих других городах региона в эти годы протекали аналогичные процессы социокультурного взаимодействия между иностранными пленными и сибиряками. Полученные в ходе исследования результаты существенно расширяют наши знания о музыкальной действительности Красноярска 1914-1920 годов. Они могут быть использованы в лекциях курса «История музыкальной культуры Сибири», введенного в учебный процесс в вузах сибирского региона. Данная работа будет интересна междуна-родному научному сообществу для дальнейшего многостороннего изучения этого явления.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
1

Царева Евгения Сергеевна,лауреат Первого всероссийского конкурса научных работ молодых учёных(РостовнаДону, 2012), педагог дополнительного образования, МБОУ Гимназия №12 «Музыки и театра», г. Красноярскtsareva_evgenya@pochta.ruВклад военнопленных Первой мировой войны в развитие профессиональной музыкальной культуры Сибири(на примере Красноярска 19141920 гг.)Аннотация.В данной статье с опорой на ряд неопубликованных источников, а также исторические исследования анализируетсямузыкальнотворческая деятельность военнопленных Первой мировой войны в Сибири в 19141920 годы и её вкладвразвитие профессиональной музыкальнойкультурырегиона. В работе в основном рассматриваетсяучастие военнопленных в музыкальной жизни Красноярска означенного периода.Но,как свидетельствуют факты, во многихдругих городахрегионав эти годы протекалианалогичныепроцессысоциокультурного взаимодействия между иностранными пленными и сибиряками. Полученные в ходе исследования результатысущественно расширяют наши знания о музыкальной действительности Красноярска 19141920 годов. Онимогут быть использованы в лекциях курса «Историямузыкальной культуры Сибири»,введенного в учебный процесс в вузах сибирского региона. Данная работа будет интересна международномунаучномусообществудля дальнейшего многостороннего изучения этого явления.

Ключевые слова: военнопленные Первой мировой войны, Сибирь, Красноярск, профессиональная музыкальная культура.Происходившие в истории России социальнополитические катастрофы(войны, восстания, революции)часто удивительным образом несли импульс для развития музыкальной жизни и шире‬культуры сибирских городов. В научной литературе подробно освещен вклад декабристовипольских ссыльных в развитие музыкальной культуры Сибири [1; 2]. В последнее время всё активнее изучается влияниевоеннопленных Северной(начало XVIII в.)и Отечественной войн(начало XIX в.), оказавшихся на поселении в Сибири, на художественную культуру региона [3; 4].. Вопросам участия военнопленных Первой мировой войны в музыкальной жизни Сибири и их роли в развитии профессиональной музыкальной культуры до последнеговремени не уделялось должного внимания. Предпринятая попытка проанализировать музыкальнотворческую деятельность военнопленных Первой мировой войны, интегрированную в социокультурное пространство Красноярска, а также ряда других городов региона, заполняет одну из лакун сибирского музыкального краеведения. Полученные в ходе исследования результаты обогащают наши знания о музыкальном прошлом Сибири, могут быть использованы в различных лекционных курсах(в том числе вузовских)по истории музыкальной культуры Красноярскаи Сибири. Пленные начали прибывать в Сибирь в 1914 году в первые военные месяцы. К началу 1916 года военнопленные в городах региона были размещены следующим образом: Тобольск ‬5000 человек, Омск ‬14000, Новониколаевск ‬12000, Барнаул ‬2500, Томск ‬5200, Красноярск ‬13000, Верхнеудинск и Иркутск ‬8000, Чита ‬32500, Сретенск ‬11000 и т.д. Их расквартировывали в казармах военного ведомства, а также в городских казённых и частных помещениях. Острый дефицит жи2

лого фонда привел к строительству концентрационных лагерей [5, с. 155]. В Красноярске местом размещения основной массы военнопленныхстал лагерь, расположившийся за несколько километров от города в районе так называемого военного городка [6, с. 79].Среди военнопленных солдат и офицеров были и музыканты, как любители, так и профессионалы разных уровней, в том числе выпускники европейских музыкальных школ, училищ, консерваторий, солисты зарубежных опер, артисты оркестров, дирижёры, композиторы, а также музыкальные мастера. Наличие музыкальных инструментов при лагерях военнопленных считалось довольно распространенным явлением. Часть из них была привезена из Европы‬некоторым пленным (в основном офицерам) удавалось пронести их через военные перипетии; остальные изготавливались пленными же в лагерных мастерских.Зачастую лагеря ‬тому пример Сретенский, Тобольский, Красноярский ‬становились первыми концертными площадками для военнопленных музыкантов. Там же происходили первые творческие контакты между сибирякамислушателями и артистамипленными [7, с. 80].С разрешения местных властей военнопленные вливались в городскую музыкальнообщественную жизнь Сибири. Творческая энергияпрофессиональных высококлассных иностранных артистов значительно питала академическуюсферумузыкальной культурыгородов региона. Ксожалению, во втором десятилетии ХХ века академическое, «высокое» искусство все активнее вытеснялось эстрадной, массоворазвлекательной культурой на периферию музыкальнозвукового пространства.Зачастую образцы эстрадных, «зрелищных» жанров, моглибыть и вовсе лишены художественной ценности.Необходимо отметить, что кризисные процессы в музыкальной культуре сибирских городов начались еще в начале ХХ века. Сословная перегруппировка общества, демократизация жизни формировали новый тип зрителя, требующего «понятного» искусства. Происходившие социальнополитические катаклизмы (революции, войны) значительно усугубляли ситуацию. Эмоциональное напряжение масс находило выход в бездумных развлечениях. Популярными местами времяпровождения становились кинематографы, кафешантаны, варьете, число которых все возрастало [8, с. 465469]. В Красноярске к 1916 году было уже 9 кинотеатров. В 1910х годах в городе функционировало несколько театровварьете [9; 10;11; 12].Городской театр им. А.С. Пушкина не выдерживал конкуренции и «убийственно пустовал» [13],антрепренёры сезонных трупп впогоне за зрителем, начиная с 1914 года, наряду с традиционным драматическим репертуаром регулярно устраивали вечера «во вкусе кабареминиатюр» [14]. Их программа была схожа с репертуаром вышеупомянутыхварьете: одноактные фарсы, водевили, скетчи, зачастую весьма сомнительного содержания, разносортные оперетты, а также романсы, песни, танцевальные номера.Военнопленные артисты способствовали укреплению местных академических творческих коллективов. Благодаря пленным сибирские города обретали новые сильные концертные составы, а также солистовпрофессионалов высокого класса с серьёзным классическим репертуаром. Их выступления на главных городских концертных площадках, несущие мощный музыкальнопросветительский заряд, были финансово доступны для широкой аудитории, что стало особенно важным в военные годы в связи с введением налога на зрелища, а также общей инфляцией, и в основном носили благотворительный характер. Полученные средства направлялись на нужды сибиряков ‬в пользу учащихся, детских приютов, раненых, больных воинов и их семей, различных Обществ и пр. Иностранные специалисты проявляли себя активно и на музыкальнопедагогическом поприще. Их имена пополнили ряды частных 3

преподавателей Сибири, они приняли заметное участие в организации и работе профессиональных учебных музыкальных заведений в регионе.Вышеперечисленной «благородной»музыкальнообщественной деятельностью занимались в основном военнопленные офицерского звания. Согласно законодательству они в отличие от рядовых не привлекались к обязательному труду, могли по желанию выбирать себе работу, независимо от этого получали жалованье соответственно их чину и имели ряд других «классовых» преимуществ. Из военнопленных были также сформированы музыкальные коллективы, имеющие прикладное бытовое значение ‬игра в кинотеатрах, ресторанах, городских садах, на танцевальных вечерах. В подобных коллективах могли быть задействованы и нижние армейские чины [15, с. 82].Уже в 1914 году в Петропавловске при Городском театре был организован струнный оркестр из военнопленных чехов, в Барнауле‬«составлен из пленных порядочный и довольно многолюдный оркестр» [16; 17].В Омске, помимо оркестра, сформированного в 1915 году комитетом профессионального труда военнопленных, иностранные артисты входили с 1915 по 1919 год в состав малого симфонического оркестра Коммерческого клуба [18, с. 219; 19].В маленьком городке Тобольской губернии Таре с численностью населения около 9000 человек пленные организовали струнный квартет и оркестр под управлением чеха Ладислава Рыжетского. Первой музыкальной школой Тары, созданной в 1920 году, заведовал бывший военнопленный австриец Ф.А. Функ [20, с. 70]. Музыкальная жизнь самого Тобольска благодаря профессиональным музыкантам из числа военнопленных и ссыльных иностранцев в рассматриваемый период обрела второе дыхание: был создан симфонический оркестр, оживилась концертная и музыкальнообразовательная деятельность местного отделения ИРМО. Тобольскийисторик А.А. Валитов приписывает основную заслугу в организации и начале успешной работы музыкального училища, открытого в 1918 году на базе музыкальных классов Отделения, именно иностранным подданным. Рис. 1. Симфонический оркестр военнопленных Первой мировой войны. В центре ‬дирижер Дезидерий Больдиш (с бородкой), слева от него ‬скрипач Альберт Мелеш (в темном костюме). В первом ряду крайний справа ‬валторнист Карл Фельгентрефф, над ним третий с края ‬трубач Карл Волль. Красноярск, военный городок, 1916 г4

Среди них исследователь называет пианистов австрийца А. Гро и немца Гершельшана [21, с. 37]. В Верхнеудинске‬столице «буферного» государства Дальневосточной республики‬в апреле 1920 года был сформирован симфонический оркестр из 50 музыкантов, его основу составили бывшие военнопленные. С переводом столицыДВР в Читу, осенью 1920 года в ней был создан симфонический оркестр из 46 человек, в который наряду с местными музыкантами также вошли бывшие военнопленные [22, с. 9899].Настоящим событием музыкальной жизни Красноярска стало появление симфонического оркестра военнопленных офицеров под управлением Дезидерия Больдиша. По уровню мастерства, профессионального потенциала подобного ему оркестра Красноярск не знал. В 19151916 годах коллектив насчитывал около 60 артистов. В начале своего созданияоркестр был полностью укомплектован только духовой группой. Большинство струнносмычковых инструментов военнопленные мастера сделали в лагерных мастерских. В числеоркестрантов Д. Больдиша находились профессиональные именитые музыканты, играющие на личныхвеликолепных инструментах. Среди них‬трубач Карл Волль и валторнист Карл Фельгентрефф, бывшие до войны солистамиконцертмейстерами оркестра Берлинской королевской оперы, пост главного дирижёра которой в тот период занимал Р. Штраус; заметно выделялись искрипачивиртуозы венгры Герих Годоши и Альберт Мелеш. Последнего после окончания войны А.К. Глазунов приглашал на должность профессора в Петроградскую консерваторию [23, с. 82].Концертная деятельность симфонического оркестра, как и других музыкальнотворческих сил военнопленных в Красноярске,началась в лагере. Местных любителей высокого музыкального искусства, стремившихся послушать игру музыкантов, не пугала ни отдаленностьлагеря, ни волокита по получению разрешения на его посещение от властей. В памяти очевидца событий А.П. ИвановаРадкевича, в то время красноярского гимназиста, как яркие вспышки остались впечатления от посещения таких концертов: «Вызывало восхищение известие о том, что в городке военнопленных состоится концерт симфонического оркестраи в назначенный день мы, несколько гимназистов, отправились в городок <…>. Когда прошли версты 23 по заснеженной степи, обжигаемые сухим морозным ветром, то унылые неприглядные одноэтажные бараки за забором, увенчанные колючей проволокой и сторожевыми вышками, показались нам желанным и долгожданным приютом <…>. Все было так необычно, так фантастично в этих условиях барака в степи, деревянные скамьи, кирпичные стены и тут же дивные незнакомо прекрасные звуки валторны! Это неповторимое «ля» во вступлении к «Онегину» никогда не забудется» [24, с. 142143].Выступления оркестра Больдиша на городских сценах с симфоническими программами начались в 1919 году. Доподлинно известно о прошедших шести симфонических концертах коллектива, два из которых были с повторением программы. Возможно, выступлений состоялось больше, так как оркестр анонсировался в ряде циклов благотворительных концертов. В исполнении симфонического оркестра Больдиша прозвучали творения русских и европейских мастеров ‬от миниатюр до монументальных симфонических полотен, впервые исполняемых в Красноярске: отрывки из оперы «Евгений Онегин» и балета «Щелкунчик» П. Чайковского, увертюры из опер «Нюрнбергские мейстерзингеры» Р. Вагнера, «Руслан и Людмила» М. Глинки, серенады для струнного оркестра В. Моцарта и П. Чайковского, сюита «Пер Гюнт» Э. Грига, симфонии № 5 Л. Бетховена, «Шотландская» Ф. Мендельсона, «Из 5

нового света» А. Дворжака, «Патетическая» П. Чайковского1. Мастерство военнопленных скрипачей Г. Годоши и А. Мелеша позволяло включать в программы сложнейшие образцы скрипичной литературы для солирующего инструмента и оркестра: «Воспоминание о Москве» и Фантазия на темы из оперы Гуно «Фауст» Г. Венявского, Концерт Л. Бетховена (солист Годоши), Третий концерт К. СенСанса (солист Мелеш) [25; 26; 27, с. 83].Концерты оркестра в столь непростое и суровое время оказались чрезвычайно востребованы. Они награждались восторженными отзывами критиков, вызывали значительный общественный резонанс и рост числа любителей высокого искусства среди красноярцев в геометрической прогрессии. Об этом ярко свидетельствуют рецензии: «…Репертуар и исполнение его настолько хороши, что выступление этого оркестра удовлетворило бы знатоков музыки европейских городов» [28]; «…Концерты этого оркестра могут иметь крупное музыкальновоспитательное значение и более частое его появление на эстраде было бы очень желательно» [29]; «…Зал театра был полон любителями серьёзной музыки, которая завоёвывает средикрасноярской публики все больший и больший круг почитателей» [30].Благодаря военнопленным Красноярск обрёл еще один симфонический коллектив. Он был создан на базе организованного в 1917 году в городе Профессионального союза оркестровых музыкантов.Сохранилась концертная программка первого концерта этого симфонического оркестра, состоявшегося 15 мая 1918 года. Кроме исполняемых произведений в ней был перечислен состав коллектива. В него входили лучшие местные творческие силы, любители и профессионалы, в том числе артисты красноярских полковых оркестров. Судя по характерным фамилиям, военнопленные музыканты значительно укрепили оркестр профсоюза. Коллектив объединял 58 участников и был неплохо укомплектован.В нём были полноценно представлены практически всегруппы инструментов симфонического состава: Iскрипки (9), IIскрипки (8), альты (4), виолончели (5), контрабасы (3), флейты (3), кларнеты (2), гобои (2), фаготы (2), английский рожок (1), трубы (5), валторны (4), тромбоны (3), туба (1), ударные (4). Художественным руководителем и дирижёром оркестра выступал известный в Красноярске начала ХХ века общественномузыкальный деятель И.М. Суходрев. Очевидно, профсоюзом планировалось регулярное устройство концертов «серьёзной музыки» с участием симфонического оркестра. Известно только о первом из них. Его программа, благодаря мастерству оркестра и солистов, отличалась стилевым и жанровым разнообразием. Были испол 1Исходя из анализа различных исторических источников (архивных документов, афиш, рукописных воспоминаний, периодики) в Красноярске вышеупомянутые симфонии Мендельсона, Дворжака, Чайковского до появления оркестра Д. Больдиша не исполнялись.Рис. 2. Афиша концерта симфонического оркестра военнопленных Д. Больдиша6

нены Пятая симфония Л. Бетховена, балет из оперы «Джоконда» А. Понкьелли, «Украинская симфоническая поэма» Гроссмана, «Итальянское каприччио» П. Чайковского, Скрипичный концерт Ф. Мендельсона, трио А. Аренского2[31, с. 157158]. Скорее всего, концертные выступления симфонического оркестра профсоюза больше не повторялись изза разгорающейся Гражданской войны и активной мобилизации.Участие камерноинструментальных ансамблей военнопленных в концертной жизни Красноярска началось в 1918 году. Особую любовь публики завоевал струнный венгерский квартет, наделявшийся в прессе эпитетом «художественный». В его состав входили профессиональные музыканты А. Мелеш, Г. Годоши, альтист Буковский и выпускник Музыкальной академии им. Листа в Будапеште виолончелист И. Майнгольд. Эти музыканты, а также военнопленный профессиональный пианисткомпозитор Осман Кашич стали участниками нескольких циклов концертов камерной музыки в 19181919 годах, прошедших в главных залах Красноярка (Городского театра, Общественного собрания, Дома Просвещения). Кроме благотворительной цели они имели четкие просветительские задачи, которые часто озвучивались в прессе: «Программа вечеров составлена так, чтобы публика имела возможность ознакомиться хоть в общих чертах с главными произведениями камерной литературы, начиная с её основателей и кончая современными композиторами» [32]. Артисты владели богатейшим репертуаром, включающим лучшие образцы мирового музыкального наследия. В местной периодической печати в исполнении военнопленных музыкантов анонсировались камерноинструментальные опусы Й. Гайдна, В. Моцарта, Л. Бетховена, Р. Шумана, К. Гольдмарка, Э. Грига, А. Дворжака, П. Чайковского, П. Бородина, Н. РимскогоКорсакова, А. Глазунова и др. [33; 34; 35]Сейчас сложно сказать, насколько полно воплотились поставленные высокиемузыкальнопросветительские цели. Из газет известна программа трёх прошедших в Красноярске концертах камерной музыки, устроенных силами военнопленных в годы Гражданской войны (19181919). На них прозвучали фортепианное трио П. Чайковского, струнные квартеты В. Моцарта (Gdur), Л. Бетховена op. 18, Э. Грига gmollор. 27, фортепианные квинтеты К. Гольдмарка, А. Дворжака [36; 37; 38].Можно с уверенностью утверждать, что инструментальные камерные ансамбли профессиональных музыкантов из военнопленных по широте творческих возможностей, уровню мастерства, сложности репертуара, равно как и симфонический оркестр Больдиша, явились настоящими «звёздами» музыкального просвещения на небосклоне местной художественной жизни Красноярска досоветского этапа. Что касается гастролирующих профессиональных музыкантов, останавливающихся в Красноярске в военные годы, то в их числе были именитые составы, демонстрирующие публике мастерство исполнения лучших образцов камерноинструментального жанра. Среди них струнный квартет имени герцога Мекленбургского [39], камерный ансамбль артистов Мариинского театра [40].Но приезды подобных коллективов в Красноярск были редкими, пребывания ‬краткими, а билеты ‬дороги.Вышеупомянутые военнопленные музыканты обладали не только ценными профессиональными знаниями и умениями, но и высокими моральнонравственными устоями и человеческими качествами. Об этом говорит,прежде всего,их деятельность на благо развития детскоюношеского музыкального воспитания и становления музыкального образования в Красноярске. 2В афишах и периодической печати, к сожалению, часто давались неполные и неточные названия исполняемых музыкальных произведений.7

Музыканты из симфонического оркестра Д. Больдиша с готовностью откликнулись на просьбу красноярского музыкальнообщественного деятеляП.И. ИвановаРадкевича участвовать в оркестровой постановке его сочинения‬детской оперы «Царевна Земляничка». Её оркестровая премьера на сцене Городского театра Красноярска состоялась в 1916 году. В своём новом варианте она ставилась до середины 1919 года и пользоваласьнеизменным успехом у публики. Здесь следует дать небольшое пояснение. Первоначально опера была написана в сопровождении фортепиано и первые спектакли в 19141915 годах на сценах 1ой женской гимназии и Городского театра проходили под аккомпанемент автора на рояле. Вокальные партии исполняли в основном ученицы 1ойженской гимназии (где и преподавал П.И. ИвановРадкевич), а также другие красноярские любители [41, с. 83] . Затем композитор решил оркестровать оперу и перед ним встал вопрос поиска исполнительских сил. В городе натот период существовали как профессиональные, так и любительские оркестровые коллективы. Среди первых был оркестр при Городском театре.С1914 года им дирижировалвоспитанник Петербургской консерваториискрипач А.Л. Марксон [42]. В газетах этот коллектив называли струнным, но при определённых усилиях он мог быть дополнен духовиками из полковых оркестров Красноярска. Кроме того, в числегородских военныхоркестров не все являлись чисто духовыми коллективами. Оркестр 14го Сибирского стрелкового полка под управлением опытнейшего дирижёра И.М. Суходрева, можно предполагать, имел состав близкий к симфоническому. Этот коллектив не только был участником военных ритуалов, обслуживал городской общественный музыкальный быт красноярцев, но и представлял на суд публики в 19161917 годах концертные программы, включающие произведения симфонического репертуара: «Славянский марш», увертюра «1812 год» П. Чайковского, «Ночь на лысой горе» М. Мусоргского, увертюра к опере «Вильгельм Телль» Дж. Россини, сюита «Пер Гюнт» Э. Грига [43; 44; 45]. Что касается любительских творческих объединений, то П.И. ИвановРадкевич сам являлся организатором и дирижёром симфонического оркестра, состоящего из учащихся средних (немузыкальных) учебных заведений и красноярских любителей разного возраста [46, л. 40; 47].Однако,если с профессиональными коллективами возник бы вопрос с оплатой их участия в репетициях и концертных постановках, то с любителями сложность бы заключалась в адекватности технических возможностей конечному качественному исполнению оперного спектакля передпубликой. В итоге, по стечению обстоятельств, «оркестровая проблема» для П.И. ИвановРадкевич разрешилась наилучшим образом. «Костяк» оперного оркестра на безвозмездной основе составили профессиональные военнопленные музыканты. За дирижёрским пультом стоял сам автор. Трудно переоценить влияние европейских музыкантов, обладающих ценными навыками и опытом, на юных любителей, принимавших участие в работе над оперой. Вызывали большой интерес у публики не только сами постановки, но и открытые для всех желающихрепетиции. Следуя педагогическим соображениям, к участию в этом оркестре П.И. ИвановРадкевич привлёк своих четырех сыновей, увлекающихся игрой на духовых инструментах. Юным музыкантам посчастливилось сидеть «за одним пультом» со специалистами высокого уровня, и не нужно было знать языка, чтобы приобщиться к бесценной школе мастерства [48, с. 83].Военнопленные музыкантыофицеры приняли «наставническое» участие в работе красноярского молодёжного общества «Дом юношества». Оно было организованно учащимися средних учебных заведений в Красноярске в 1917 году. Инициативу молодежи поддержали некоторые представители красноярской интеллигенции. 8

Красноярская женская прогимназия предоставила «Дому юношества» помещение. Деятельность Общества в основном протекала в русле обеспечения дополнительного образования и была ориентирована на выполнение культурнопросветительных задач. Общество организовало ряд кружков, в том числе музыкальный, инициировалопроведение лекций на художественные и общественнополитические темы, устраивало совместными силами талантливых учащихся и«взрослых» красноярских артистов спектакли и концерты [49, с. 173174]. Ратовавшее за популяризацию серьёзной музыки в Красноярске, правление «Дома юношества» пригласило к сотрудничеству пленных музыкантов. В 1919году газета «Свободная Сибирь» сообщала, что Общество с участием «Мелеша, Годоши, Майнгольда, Буковского, Кашича ‬лучших музыкантов из военнопленных офицеров» устраивает «вечера камерной музыки <…> за недорогую плату, чтобы дать возможность послушать хорошую музыку и развить музыкальный вкус» [50].В 19181919 годы на сценах Общественного собрания и Городского театра правление «Домаюношества» организовалонесколькосовместных концертов военнопленных и красноярских музыкантов. На них в составе камерных ансамблей, а также в качестве аккомпаниаторов с европейцами выступали и красноярские гимназисты ‬частныеученикиП.И. ИвановаРадкевича пианисты Л. Козлов и Л. Гинзбург. [51; 52]. Благотворное влияние от подобной совместной творческой работына юных красноярских артистов трудно переоценить. Военнопленные музыканты смогли оказать и материальную поддержку творческой молодежи. Сборы от многих концертов с их участием и проходивших при полных залах направлялись в пользу «Дома юношества» [53; 54].Творческое общение военнопленных музыкантов и общества «Дом юношества» не ограничивалось только концертнопросветительской деятельностью, а вылилось в попытку создания музыкальной школы в Красноярске. Газета «Свободная Сибирь» от 29 января 1919 года сообщала, что «…«Дом юношества» в целях предоставления желающим <…> получить музыкальное образование организует вКрасноярске музыкальную школу. Преподавателями приглашены лучшие силы города во главе с Мелешем. Плата за обучение будет Рис. 3. Афиши концертов, организованных «Домом юношества» с участием военнопленных9

определена в зависимости от количества учащихся, запись которых в помещении «Дома юношества»<…>» [55].Пока не удалось больше найти никаких упоминаний в исторических источниках об этой школе. Известно, что первое постоянно действующее специальное музыкальное учебное заведение было открыто уже большевиками в апреле 1920 года и носило название Народной консерватории. После установления в Красноярске в январе 1920 года советской власти все военнопленные Первой мировой войны были объявлены свободными гражданами, обязанными подчиняться советским законам.Иностранные музыканты оказались широко востребованными в развернувшемся большевистском культурном строительстве в регионе. В ходе его все крупные творческие силы города были объединены в подотдел искусств. Военнопленные, теперь уже бывшие, приняли активное участие в проводимой подотделом концертнотеатральной и музыкальнообразовательной работе. Иностранные артисты продолжали вести сольную и ансамблевую концертную деятельность, в феврале 1920 года они вошли в состав оперной труппы и составили основу симфонического оркестра при Первом Советском (бывшем Городском) театре, участвующем не только в оперноопереточных постановках, но и подготавливающем серьёзные концертные симфонические программы. Бывшие военнопленные играли в небольшоморкестрепри Клубе К. Либкнехта, успешно работали в первой централизованной мастерской музыкальных инструментов [56, с. 8485].Европейские специалисты значительно укрепили педагогический состав Народной консерватории. По воспоминаниям Б.Г. Кривошеи, ученика Красноярского музыкального техникума3в 1920е годы, известного музыкальнообщественного деятеля второй половины ХХ века в Красноярске, Народная консерватория «с самого начала была обеспечена высококвалифицированными педагогическими кадрами с высшим музыкальным образованием. К педагогамкрасноярцам добавились специалисты с запада: чехи, венгры и другие, попавшие в наш город в качестве военнопленных в период империалистическойвойны с Германией 191418 годов. Среди них были и музыканты, имевшие звания профессоров, которым было разрешено работать по специальности» [57, с. 14]. Сейчас трудно было быточно поименно перечислить всех бывших военнопленных в числе преподавателей. Архивные документы за начало 1920х годов содержат разрозненные и неполные сведения по педагогическому составу Народной консерватории, а впоследствии музыкального техникума. Из уже известных нам имён назовём контрабасиста венгра Барнабаша Штербу, окончившего музыкальную школу в Будапеште. В Красноярке в 192021 годы он помимо игры в симфоническом оркестре при городском театре, ведения ансамблевой концертной деятельности, преподавал в Народной консерватории [58, л. 160163; 59; 60,л. 61; 61, л. 22].В отчёте Секции искусств за сентябрь 1920 года (в это время как раз отправлялся первый эшелон с бывшими военнопленными из Красноярска на запад) читаем: «Выбыли из состава преподавателей (Народной консерватории ‬прим. Е.Ц.) по классу рояля: Гера <…>,по классу пения выбыл Вейс А.М. <…>»[62, л. 58]. Фамилию «Вейс» мы также встречаем в составе оперной труппы Первого Советского театра Красноярска. Он закончил Дрезденскую консерваторию и обладал драматическим тенором [63, л. 163].

Изза затянувшейся Гражданской войны организованная массовая репатриация военнопленных в Сибири началась в 1920 году. Она продолжалась до 1922 года. Отъезд находящихся среди иностранных подданных грамотных специалистов не 3В связи с идущей в стране реформой музыкального образования Красноярская Народная консерватория в 1922 году была реорганизована в музыкальный техникум, а в 1936 ‬в музыкальное училище.10

лучшим образом отразился на окрепших за время их пребывания музыкальных позициях городов региона.Подведём итоги. На примере Красноярска мы видим, что оказавшиеся в результате Первой мировой войны в городах Сибири значительные музыкальнотворческие силы из числа военнопленных сыграли заметную роль в развитии профессиональной музыкальной культуры региона. Велик их вклад в развитие местного профессионального исполнительства. Попав в уже сложившуюся художественную среду (по большей части любительского плана), иностранцы получили возможность творческого общения с местными артистами и слушателями. Сибиряки же обрели уникальный опыт прямого контакта с обладавшими ценными знаниями и умениями артистами, непосредственными носителями традиций профессиональной европейской музыкальной культуры. Горожане открывали для себя новые музыкальные произведения и интерпретации, знакомились с богатым наследием европейского музыкального творчества. Музыкальнообщественная деятельность военнопленных в содружестве с местными мастерами и любителями не только компенсировала динамический спад музыкальной жизни, связанный со значительным уменьшением потока профессиональных гастролирующих артистов,сокращением собственных творческих ресурсов, ухудшением состояния материальнотехнической базы местной музыкальной культурыв период двух войн(Первой мировой и Гражданской)и первые годы советской власти.Благодаря мощному культурнопросветительскому вектору она качественно обогатила концертнотеатральный пласт, внесла до сих пор неоценённый по достоинству вклад в сферу музыкального образования, атакже содействовала формированию слоя любителей музыки ‬сибиряков, для которых общение с шедеврами европейской и отечественной музыкальной классики сталонастоящей духовной необходимостью.Ссылки на источники1.РоменскаяТ.А.

Музыкальная культура Сибири от походов Ермака (1582) до крестьянской реформы 1861 года // Музыкальная культура Сибири: в 3 т. Т. 2, кн. 1. / гл. ред. Б.А. Шиндин. Новосибирск, 1997. ‬432 с.2.Роменская Т.А., Селиванов Б.В.Музыкальная культура Сибири 2ойполовины XIX‬начала XXвека // Музыкальная культура Сибири: в 3 т. Т. 2, кн. 2. / гл. ред. Б.А. Шиндин. Новосибирск, 1997. ‬510 с.3.Матханова Н.П. Генералгубернатор Семен Богданович Броневскийкак мемуарист и любитель музыки // Личность в истории Сибири ХVIIIXXвеков: Сб. биографических очерков. ‬Новосибирск, 2007. ‬С. 4152.4.Недоспасова А.П. Тобольский манускрипт Густава Блидстрёма в контексте явлений инструментального искусства Швеции и России первой половины XVII‬второй половины XVIIIвеков: Дис. …канд. искусствоведения.‬Новосибирск, 2012. ‬207 с.5.Греков Н.В. Германские и австрийские пленные в Сибири (19141917) // Немцы. Россия. Сибирь: сб. ст. ‬Омск, 1997. ‬С. 154168.6.Царева Е.С.Военнопленные Первой мировой войны в музыкальной жизни Сибири // ЮжноРоссийский музыкальный альманах. ‬2012. ‬№1. ‬С.7888.7.Там же.8.Роменская Т.А., Селиванов Б.В. Указ. соч.9.Красноярский вестник(Красноярск). ‬1910. ‬26 февр.11

10.Красноярский вестник(Красноярск). ‬1910. ‬15 апр.11.Енисейская мысль(Красноярск). ‬1914. ‬11 янв.12.Голос народа(Красноярск). ‬1917. ‬11 окт.13.Сибирская мысль(Красноярск). ‬1916. ‬26 февр.14.Енисейская мысль(Красноярск). ‬1914. ‬14 окт.15.Царева Е.С., 2012. Указ. соч.16.Енисейская мысль(Красноярск). ‬1914. ‬24 сент.17.Енисейская мысль(Красноярск). ‬1914. ‬2 ноя.18.Белокрыс М.А. Музыкальная культура Омского Прииртышья в лицах (XVIII‬середина XXв.). Библиографический словарь. ‬Т.2: ЕК. ‬Омск, 2006. ‬308 с.19.Енисейская мысль(Красноярск). ‬1915. ‬26 февр.20.Носкова В.Н. Военнопленные Первой мировой войны в городе Таре // Социальноэкономическое и историкокультурноенаследие Тарского Прииртышья: материалы IV науч.практ. конф., посвящ. памяти А. В. Ваганова, 34 апр. 2008 г. ‬Тара, 2009. ‬С. 6570.21.Валитов А.А. Участие пленных иностранцев в общественной жизни Тобольска (19141920 гг.) // Материалы IVМеждународной науч.практич. конф. «Стелеровские чтения». ‬Тюмень, 2008. С. 3639.22.Музыкальная культура Сибири: В 3 т. Т. 3. Музыкальная культура Сибири ХХ века. Кн. 1. Музыкальная культура Сибири с 1917 года до середины 50х годов ХХ века / Гл. ред. Б.А. Шиндин, науч. ред. А.Г. Михайленко, Н.И. Головнёва. ‬Новосибирск, 1997. ‬241 с.23.Царева Е.С., 2012. Указ.соч.24.Красноярский краевой краеведческий музей (КККМ), о/ф 95442/Д 2709.Воспоминания А.П. ИвановаРадкевича.

25.Свободная Сибирь(Красноярск). ‬1919.‬1 марта.26.Свободная Сибирь(Красноярск). ‬1919.‬21 марта.27.Царева Е.С., 2012. Указ. соч.28.Енисейский вестник(Красноярск). ‬1919. ‬20 февр.29.Свободная Сибирь(Красноярск). ‬1919.‬1 марта.30.Свободная Сибирь(Красноярск). ‬1919.‬21 марта.31.Царёва Е.С. Забытое прошлое: музыкальная культура Красноярска в годы революций и Гражданской войны (19171919 гг.)// Культура. Искусство. Образование: сб. ст. Вып. Х. ‬Красноярск, 2011. ‬С. 149181.32.Красноярский рабочий.(Красноярск)‬1918.‬25 мая.33.Там же.34.Красноярский рабочий(Красноярск). ‬1918.‬1 июня.35.Свободная Сибирь(Красноярск). ‬1919.‬19 марта.36.Енисейский вестник(Красноярск). ‬1919. ‬17 мая.37.Красноярский рабочий(Красноярск). ‬1918.‬25 мая.38.Красноярский рабочий(Красноярск). ‬1918.‬11 июня.39.Енисейский край(Красноярск). ‬1916. ‬12 ноя.40.Свободная Сибирь(Красноярск). ‬1918. ‬29 июля.41.Царева Е.С., 2012. Указ соч.42.Енисейская мысль(Красноярск). ‬1914. ‬25 сент.43.Енисейский край(Красноярск). ‬1916. ‬6 ноя.44.Енисейский край(Красноярск). ‬1916. ‬19 дек..45.Наш Голос(Красноярск)‬1917‬22 авг.12

46.КККМ, в/ф 3645.Автобиографические записки А.П. ИвановаРадкевича. 47.КККМ, в/ф 7380/1. Письмо А.П. ИвановаРадкевича К.Н. Сементовскому. 48.Царева Е.С., 2012. Указ соч.49.Царева Е.С., 2011. Указ соч.50.Свободная Сибирь(Красноярск). ‬1919.‬19 марта.51.Свободная Сибирь(Красноярск). ‬1919. ‬12 янв.52.КККМ, Д1428; о/ф 9790/4, 9790/11, 9890/8,9; ПГС 3112.Афиши, концертные программы. 53.Там же.54.Енисейский вестник(Красноярск). ‬1919. ‬20 февр.55.Свободная Сибирь(Красноярск). ‬1919.‬29 янв.56.Царева Е.С., 2012. Указ соч.57.Кривошея Б.Г. Воспоминания / Сост. И.П. Бальчунас, С.А. Месяц. ‬Красноярск, 2005. ‬96 с.58.Государственный архив Красноярского края (ГАКК), ф. р93, оп. 2, д. 20.Материалы (списки, удостоверения, переписка) по личному составу Первого Советского театра за1920 год.

59.Красноярский рабочий(Красноярск). ‬1921. ‬13 дек.60.ГАКК,ф. р93, оп. 1, д. 42.Отчёт о работе подотдела искусств Енисейского ГУБОНО за 1920 год.

61.ГАКК,ф. р169, оп. 1, д. 26.Протоколы общих собраний коллектива Народной консерватории и заседаний местного комитета за 1921 год.

62.ГАКК, ф. р93, оп. 1, д. 42.63.ГАКК, ф. р93, оп. 2, д. 20. Evgenya Sergeevna Tsareva,laureateof the I AllRussian Competition of the Young Scientists Research Works (RostovonDon, 2012), a further education teacher, Municipal Budgetary General Education Institution “Gymnasium of Music and Theatre No.12”, City of Krasnoyarsktsareva_evgenya@pochta.ruContribution of the First World War prisoners to the development of the professional musical culture of the Siberianregion (on the example of Krasnoyarsk city during the period of 1914 ‬1920s)Annotation.This article is carrying out a supported by the number of the unpublished sources and historical researches review of the musical and educational activity of the captive musicians in Krasnoyarsk and their influence on the development of the region‱s professional musical culture. This work presents the events of the musical life of Krasnoyarsk during the mentioned period but there are the facts giving the evidences that there were the same culture processes at some other Siberian cities of those years. The results received as a part of this research can expand our knowledge of a musical reality of the Krasnoyarsk during the period of 1914 ‬1920s and can be used during the “History the Siberian musical culture” course lectures introduced to the educational process at the Universities of the Siberian region. The results can also pick the interest of the International Scientific Community in order to continue further multilateral study of this event. Key words:the First World War prisoners, Siberia, Krasnoyarsk, professional musical culture.