К вопросу подготовки будущих педагогов дошкольного образования к работе с детьми группы риска
Международная
публикация
Выпуск:
ART 53395
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шаталова
Е.
В. К вопросу подготовки будущих педагогов дошкольного образования к работе с детьми группы риска // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С.
1961–1965. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/53395.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам подготовки будущих педагогов дошкольного образования к работе с детьми группы риска. Автор рассматривает теоретические и практические аспекты этой подготовки на примере курса по выбору.
Ключевые слова:
дети группы риска, подготовка специалистов, педагог дошкольного образования, дошкольник
Текст статьи
Шаталова Елена Владимировна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологииБелгородскогогосударственногонациональногоисследовательскогоуниверситета (НИУ «БелГУ»),г. Белгородshatalova_61@mail.ru
К вопросу подготовки будущих педагогов дошкольного образования к работе с детьми группы риска
Аннотация.Статья посвящена вопросам подготовки будущих педагогов дошкольного образования к работе с детьми группы риска. Автор рассматривает теоретические и практические аспекты этой подготовки на примере курса по выбору.Ключевые слова:подготовкаспециалистов, педагог дошкольного образования, дошкольник, дети группы риска.
В настоящее время в дошкольном образовании наблюдается процесс интеграции и инклюзиидетей с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство. Он является отражением времени, так как обеспечивает реализацию прав ребенка на образование в соответствии с «Законом об образовании». Экологическое, демографическое и социальное неблагополучие в обществе привело к резкому увеличению числа детей, испытывающих трудности в обучении, которых впоследствии отнесли к группе педагогического риска (дети риска). Для создания всем детям равных стартовых условий перед поступлением в школу необходима с одной стороны система сопровождения, поддержки их на этапе дошкольного образования, с другой подготовка специалиста дошкольного образования в высших и средних профессиональных заведениях. По мнению Г.Ф. Кумариной, дети риска это дети, которые по состоянию здоровья, социального развития находятся как бы в пограничной зоне между полосами возрастной нормы и патологии (естественно, имея в виду конкретные недостатки развития в каждом частном случае), испытывают трудности в обучении изза соматических и психических расстройств той или иной степени выраженности. Они не принадлежат к категории детей с отклонениями в развитии.Это дети психически и соматически ослабленные, с риском школьной и социальной дезадаптации (И.А. Коробейников, С.А Беличева, Г.Ф. Кумарина, Л.Я. Селюкова, В.И.Аксенова, Л.И. Руденко и др.). Общая оценка интеллектуального развития названного контингента может и не выходить за пределы средненормативных показателей, но при более детальном изучении у них обнаруживается специфика двигательного, речевого, когнитивного и эмоциональноаффективного развития, а также несформированность предпосылок овладения программным материалом (в частности, в звене произвольной регуляции деятельности)[1]. Подобные затруднения, по данным разных авторов (Э.М.Александровская, И.А.Коробейников, Е.В.Новикова, Н.Н.Савина и др.), испытывают от 1540% до 60% и более от детской популяции младшего школьного возраста, причем отмечается тенденция к дальнейшему росту количества «детей риска». На этапе же дошкольного возраста их число достигает 25%. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, число детей старшего дошкольного возраста с расстройствами нервнопсихической сферы составляет 3040 %, а среди детей, поступающих в школу, свыше 60 % относится к «группе риска». Дети этой категории недостаточно готовы к началу школьного обучения, испытывают значительные трудности в усвоении образовательных программ, в адаптации к социальным условиям.В соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями к структуре основной образовательной программы дошкольного образования (ФГТ, Приказ №655 от 23 ноября 2009 года) выделены образовательные области, определены требования к разделу Программы «Содержание коррекционной работы»[2].Изучение нормативных документов, раскрывающих содержание дошкольного образования, показало, что проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и детей группы риска, в образовательном пространстве нашла отражение в программах нового поколения. В программе «От рождения дл школы» в разделе «Коррекционная работа» авторы выделяют категорию детей с минимальными и парциальными нарушениями психического развития, занимающую промежуточное положение между «нормальным» и «нарушенным» развитием, и обозначают ее как «группу риска» [3, 296]. Авторы отмечают, что для них не требуется создавать специализированные учреждения, однако они нуждаются в организации своевременной коррекционной помощи с целью предотвращения дальнейшего усложнения данных проблем.Поэтому возникает необходимость формирования профессиональной компетентности будущих педагогов дошкольного образования к осуществлению коррекционноразвивающей поддержки дошкольников группы педагогического риска и детей с ограниченными возможностямиздоровья в условиях их интеграции в образовательное пространство ДОУ.Качество практической подготовки будущего педагога является основным показателем и качества высшего образования. Ведь выпускник вуза, даже владеющий теорией, но не способный применять ее на практике, представляет собой невысокую «потребительскую стоимость» для работодателя и низкую «меновую стоимость» на рынке труда. Совершенствование качества, приведение его в соответствие с потребностями общества является в настоящее время приоритетным направлением профессионального образования в Российской Федерации.Какпоказывает анализ отзывов потребителей, дошкольных образовательных учреждений, выпускники высших учебных заведений испытывают затруднения в образовательной работе с детьми группы педагогического риска. В частности, это касается и таких вопросов как психологопедагогическое сопровождение детей группы педагогического риска, а также реализации непрерывности каждой ступени образования (дошкольного и начального общего) для обеспечения преемственности в развитииребенка и умения взаимодействовать в едином детском коллективе. Таким образом, современная образовательная ситуация вызывает необходимость разработки новой педагогической стратегии с учетом формирования новых психологических установок к работе с детьми, испытывающими трудности в обучении, что, в свою очередь, влечет за собой необходимость внесения корректив в содержание подготовки и формирование профессиональной компетентности к работе с детьми группы риска. С этой целью необходимо и целесообразно включение в учебный план специальных курсов по выбору, направленных на более качественную подготовку педагогов к коррекционнопедагогической деятельности, и введение элементов коррекционноразвивающей работы в круг функциональных обязанностей специалистов дошкольного образования.Примером такого подхода может служить введение курса по выбору «Подготовка специалистов дошкольного образования к работе с детьми группы педагогического риска (на примере формирования математических представлений и речи дошкольников)». Он обусловлен не только необходимостью знакомства будущих педагогов с новыми направлениями в педагогических исследованиях, с результатами диссертационных работ в области педагогики, но и подготовкой их к педагогической деятельности в современных условиях. Учебнометодический комплекс спецкурса содержит пояснительную записку, учебнотематический план, программу, в которой раскрыто краткое содержание каждой темы, задания для самостоятельной работы, список литературы, предполагаемые формыотчетности.Содержаниекурса определялось исходяиз ФГОС ВПО (2010г.),требований работодателей к подготовке будущих специалистов дошкольного образования в связи с появлением в образовательном пространстве детей группы педагогического риска.Учебная работа по курсу проводится в форме лекций, выполнения студентами практических заданий творческого и исследовательского характера, подготовки и обсуждения докладов, а также самостоятельной работы, позволяющей глубже освоить содержание изучаемой проблемы. Содержание курса предполагает изучение особенностей детей группы педагогического риска; проблем и трудностей в работе с этими детьми, в том числе и в процессе обучения элементарной математике; содержания компонентов готовности специалистов дошкольного образования к работе с ними; диагностику уровня сформированности математических представлений и речи дошкольников, коррекционноразвивающую работу в данном направлении, а также взаимодействие детского сада, школы и семьи по развитию математических представлений и речи детей группы риска.В теоретическом лекционном курсе со ссылками на научную литературу раскрывается сущность понятия «дети группы педагогического риска», трудности и проблемы этих детей, возникающие в процессе обучения.Студентам раскрываются основные факторы (ситуации) риска, среди которых особое место занимает комплекс педагогических факторов: стрессовая тактика педагогических воздействий; чрезмерная интенсификация учебного процесса; несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям ребенка; недостаточная квалификация педагогов в вопросах развития ребенка и охраны его здоровья. Данные факторы действуют комплексно, систематически и длительно, оказывая отрицательное влияние не только на обучение, но и на рост, развитие и здоровье ребенка. Следствием факторов риска являются состояния риска. В зависимости от того, на каком уровне индивидуальной организации адаптационные нарушения проявляются наиболее явно, выделяются четыре основные группы детей, причисляемых к категории педагогического риска: дети социального риска; дети академического риска; дети риска по здоровью; дети с комплексными проблемами (Г.Ф. Кумарина).Указанные факторы риска не связаны с нарушением познавательной деятельности ребенка. Их следует рассматривать как факторы, способные при определенных условиях стать причинами школьных трудностей, но не являющиеся противопоказанием для обучения по общеобразовательным программам. Это обусловлено тем, что дети риска имеют соответствующие возрастным нормам умственные способности, чем отличаются от детей с задержкой психического развития (ЗПР), относящихся к специальному (коррекционному) контингенту обучающихся.На наш взгляд, целесообразно обсудить с будущими педагогами сложную картину специфических трудностей у детей данной категории, условно разделив их на две группы: первая группа обусловлена психофизиологическими особенностями ребенка; вторая связана с педагогическими условиями организации учебного процесса. Например, к первой группе относятся следующие трудности, связанные с несформированностью зрительного восприятия, моторной сферы, координации в системе «глазрука», пространственновременных отношений и ассоциативных связей; с некоторойнедостаточностью сенсорногоопыта в процессе познания окружающего мира и в связи с этим ограниченностью словарного запаса; с недостаточнойзрелостью неречевых функций (мышление, внимания, памяти); с несформированностью понятий числа, числового ряда и его свойств, смысла счетного действия.В процессе изучения курса по выбору раскрываются особенности развития математических представлений и речи у детей группы риска, формы организации работы (занятие, совместная деятельность воспитателя и ребенка, самостоятельная деятельность ребенка, развивающая математическая среда; фронтальная, групповая, индивидуальная), методы и приемы, средства (дидактические игры и упражнения, малые фольклорные жанры, драматизация, литературный материал и др.). Особое внимание в программе курса уделено описанию уровней и показателей диагностики развития математических представлений и речи. Студенты имеют возможность познакомиться с экспериментальным исследованием уровня сформированности математических представлений и речи, динамикой их развития у детей старшего дошкольного возраста.Продуманная и научно обоснованная система коррекционноразвивающей работы (КРР) в процессе развития математических представлений в процессе непосредственно образовательной деятельности является, по мнению А.В. Белошистой,одним из ключевых моментов в работе с детьми группы риска. Студенты в период обучения осваивают ее основные цели: интеллектуальноперцептивного, регуляторнодинамического,
психофизиологического характера[4]. Под коррекционноразвивающей работой мы понимаем специально организованную, содержательно специфическую деятельность заинтересованного взрослого (психолога, педагога, родителя), которая стимулирует развитие ребенка или подростка, проводится с учетом имеющихся у него факторов риска и направлена на исправление особенностей, препятствующих его оптимальному развитию и эффективной адаптациик жизненным условиям [5]При построении КРР с дошкольниками группы риска необходимо учитывать закономерности психического развития и возрастные особенности детей, зону их ближайшего развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности. В содержании спецкурса раскрываются проблемы преемственности в содержании, методах, формах организации работы дошкольного учреждения со школой с целью обеспечения равных стартовых условий дошкольникам, в том числе и детям группы риска, в процессе подготовки к дальнейшему обучению в школе, а также технология взаимодействия ДОУ с семьей, имеющего такого ребенка.Необходимой составляющей спецкурса является самостоятельная работа студентов, которая представлена разнообразными заданиями, позволяющими глубже освоить содержание курса. На кафедре дошкольной педагогики и психологии НИУ«БелГУ» подготовка педагога дошкольного образования к работе с детьми группы педагогического риска рассматривается через понятие готовность к коррекционноразвивающей деятельности. На сегодня она представляет собой компонент специальной подготовки в виде динамической, интегративной системыличностных образований и состояний, включающей в себя мотивационноценностное отношение к ребенку с проблемами в развитии, в том числе и в плане развития его математических представлений и речи, комплекс теоретических знаний, способы действий, рефлексию профессиональнопедагогической деятельности.Структура специальной готовности специалистов дошкольного образования к работе с детьми группы педагогического риска складывается из теоретического, практического и личностного компонентов[6].Содержание компонентов была определено на основании анализа психологопедагогической, лингвистической, психолингвистической и методической литературы, ФГОС ВПО, сложившейся практики подготовки будущих специалистов данного профиля и собственного опыта педагогической деятельности. На этой основе сформированы представления о структуре готовности, об особенностях ее становления и развития и возможных затруднениях в этом процессе, о требованиях, предъявляемых к подготовке педагога, работающего с детьми группы риска.Теоретический компонентсодержит, прежде всего, систему профессиональных (психологопедагогических, частнометодических и специальных) знаний, необходимых педагогу для осуществления этой деятельности. Кспециальным знанияммогут быть отнесеныследующие: 1) знание состояний риска: риск академической неуспешности, социальный риск, риск по состоянию здоровья, комплексный риск; 2) знание основных факторов риска: педагогический, психологический, медикобиологический, социальный; 3) знание психологопедагогических особенностей и систематики детей дошкольного возраста группы риска; 4) знаниеособенностей и недостатков развития математических представлений и речи, в том числе и математической, детей данной категории; 5) знание основных форм, методов и средств коррекции математических представлений и речи детей. Практический компонентвключает в себя умения не только общепедагогического характера, но и интегральные, специфические для данной академической дисциплины, а также специального характера, которые отражают специфику профессиональной деятельности педагога дошкольного образования и обеспечивают коррекционную направленность обучения и развития детей педагогического риска. Общепедагогические умения являются основой для формирования специальных (проектировочные, конструктивные, дидактические, диагностические, исследовательские, организаторские, коммуникативныеи др.) умений в работе с детьми педагогического риска.Личностный компонентпредполагает наличие у студента устойчивого мотивационноценностногоотношения к ребенку группы педагогического риска как субъекту обучения и воспитания; осознание профессиональной значимости развития математических представлений и речи; нацеленность на коррекцию развития детей риска, в том числе на развитие их математической речи; наличие высокого уровня педагогической рефлексии, профессиональной самооценки; эмпатии; толерантности, а также высокого уровня культуры речи.По самооценке студентов названный курс необходим будущим педагогам в связи с тем, что в дошкольном образовании активно идет процесс интеграции, инклюзии и полипрограммности. Появление детей с разным уровнем подготовленности требует компетентности педагога в различных образовательных областях с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, в том числе и для работы с детьми группы риска. Справедливо утверждение студентов о том, что правильно осуществленный выбор методов диагностирования достижений детей в освоении образовательных областей ООП дошкольного образования и организованное педагогическое сопровождение их в сфере дошкольного образования с использованием различных технологий поможет обеспечить равные стартовые условия для дальнейшего обучения в школе.Таким образом, будущий педагог дошкольного образования будет востребован, компетентен в вопросах образования детей группы педагогического риска и способен мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника в условиях полипрограммности.
Ссылки на источники1.Коррекционная педагогика в начальном образовании / Г.Ф Кумарина, М.Э. Вайнер, Ю.Н. Вьюнкова и др.; Под. ред. Г.Ф Кумариной. М.: Издательский центр «Академия», 2001.320с.2.Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв.приказомМинистерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009г. №655).URL: http://www. base.garant.ru/197482/3.От рождения дошколы. Примерная основная общеобразховательнаяпрограмма дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 2е изд., испр. и доп. М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2011. 336 с.4.Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. М.: ВЛАДОС, 2003.400 с.5.Калистратова, Т. Д. Система формирования у студентов университетов готовности к коррекционноразвивающей работе с детьми и подростками: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т.Д.Калистратова. Саратов, 1999. 21 с.6.Шаталова Е.В. Подготовка специалистов дошкольного образования к работе с детьми группы педагогического риска: Дис. … канд. пед. наук. Белгород, 2003. 224с.
Shatalova ElenaCandidate of Pedagogical Sciences, associate professor at the chair of preschool pedagogicsand psychology ofthe Belgorod state national research university (NIU "BelGU"), BelgorodOn the training of future teachers of preschool education to work with children of risk group.Abstract.The paper is devoted to the trainingof future teachers of preschool education to work with children of risk group.The author considers the theoretical and practical aspects of the trainingon the example of the elective course. Keywords:
training,preschool teacher,a child of preschoolage, a childrenofriskgroup.
К вопросу подготовки будущих педагогов дошкольного образования к работе с детьми группы риска
Аннотация.Статья посвящена вопросам подготовки будущих педагогов дошкольного образования к работе с детьми группы риска. Автор рассматривает теоретические и практические аспекты этой подготовки на примере курса по выбору.Ключевые слова:подготовкаспециалистов, педагог дошкольного образования, дошкольник, дети группы риска.
В настоящее время в дошкольном образовании наблюдается процесс интеграции и инклюзиидетей с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство. Он является отражением времени, так как обеспечивает реализацию прав ребенка на образование в соответствии с «Законом об образовании». Экологическое, демографическое и социальное неблагополучие в обществе привело к резкому увеличению числа детей, испытывающих трудности в обучении, которых впоследствии отнесли к группе педагогического риска (дети риска). Для создания всем детям равных стартовых условий перед поступлением в школу необходима с одной стороны система сопровождения, поддержки их на этапе дошкольного образования, с другой подготовка специалиста дошкольного образования в высших и средних профессиональных заведениях. По мнению Г.Ф. Кумариной, дети риска это дети, которые по состоянию здоровья, социального развития находятся как бы в пограничной зоне между полосами возрастной нормы и патологии (естественно, имея в виду конкретные недостатки развития в каждом частном случае), испытывают трудности в обучении изза соматических и психических расстройств той или иной степени выраженности. Они не принадлежат к категории детей с отклонениями в развитии.Это дети психически и соматически ослабленные, с риском школьной и социальной дезадаптации (И.А. Коробейников, С.А Беличева, Г.Ф. Кумарина, Л.Я. Селюкова, В.И.Аксенова, Л.И. Руденко и др.). Общая оценка интеллектуального развития названного контингента может и не выходить за пределы средненормативных показателей, но при более детальном изучении у них обнаруживается специфика двигательного, речевого, когнитивного и эмоциональноаффективного развития, а также несформированность предпосылок овладения программным материалом (в частности, в звене произвольной регуляции деятельности)[1]. Подобные затруднения, по данным разных авторов (Э.М.Александровская, И.А.Коробейников, Е.В.Новикова, Н.Н.Савина и др.), испытывают от 1540% до 60% и более от детской популяции младшего школьного возраста, причем отмечается тенденция к дальнейшему росту количества «детей риска». На этапе же дошкольного возраста их число достигает 25%. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, число детей старшего дошкольного возраста с расстройствами нервнопсихической сферы составляет 3040 %, а среди детей, поступающих в школу, свыше 60 % относится к «группе риска». Дети этой категории недостаточно готовы к началу школьного обучения, испытывают значительные трудности в усвоении образовательных программ, в адаптации к социальным условиям.В соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями к структуре основной образовательной программы дошкольного образования (ФГТ, Приказ №655 от 23 ноября 2009 года) выделены образовательные области, определены требования к разделу Программы «Содержание коррекционной работы»[2].Изучение нормативных документов, раскрывающих содержание дошкольного образования, показало, что проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и детей группы риска, в образовательном пространстве нашла отражение в программах нового поколения. В программе «От рождения дл школы» в разделе «Коррекционная работа» авторы выделяют категорию детей с минимальными и парциальными нарушениями психического развития, занимающую промежуточное положение между «нормальным» и «нарушенным» развитием, и обозначают ее как «группу риска» [3, 296]. Авторы отмечают, что для них не требуется создавать специализированные учреждения, однако они нуждаются в организации своевременной коррекционной помощи с целью предотвращения дальнейшего усложнения данных проблем.Поэтому возникает необходимость формирования профессиональной компетентности будущих педагогов дошкольного образования к осуществлению коррекционноразвивающей поддержки дошкольников группы педагогического риска и детей с ограниченными возможностямиздоровья в условиях их интеграции в образовательное пространство ДОУ.Качество практической подготовки будущего педагога является основным показателем и качества высшего образования. Ведь выпускник вуза, даже владеющий теорией, но не способный применять ее на практике, представляет собой невысокую «потребительскую стоимость» для работодателя и низкую «меновую стоимость» на рынке труда. Совершенствование качества, приведение его в соответствие с потребностями общества является в настоящее время приоритетным направлением профессионального образования в Российской Федерации.Какпоказывает анализ отзывов потребителей, дошкольных образовательных учреждений, выпускники высших учебных заведений испытывают затруднения в образовательной работе с детьми группы педагогического риска. В частности, это касается и таких вопросов как психологопедагогическое сопровождение детей группы педагогического риска, а также реализации непрерывности каждой ступени образования (дошкольного и начального общего) для обеспечения преемственности в развитииребенка и умения взаимодействовать в едином детском коллективе. Таким образом, современная образовательная ситуация вызывает необходимость разработки новой педагогической стратегии с учетом формирования новых психологических установок к работе с детьми, испытывающими трудности в обучении, что, в свою очередь, влечет за собой необходимость внесения корректив в содержание подготовки и формирование профессиональной компетентности к работе с детьми группы риска. С этой целью необходимо и целесообразно включение в учебный план специальных курсов по выбору, направленных на более качественную подготовку педагогов к коррекционнопедагогической деятельности, и введение элементов коррекционноразвивающей работы в круг функциональных обязанностей специалистов дошкольного образования.Примером такого подхода может служить введение курса по выбору «Подготовка специалистов дошкольного образования к работе с детьми группы педагогического риска (на примере формирования математических представлений и речи дошкольников)». Он обусловлен не только необходимостью знакомства будущих педагогов с новыми направлениями в педагогических исследованиях, с результатами диссертационных работ в области педагогики, но и подготовкой их к педагогической деятельности в современных условиях. Учебнометодический комплекс спецкурса содержит пояснительную записку, учебнотематический план, программу, в которой раскрыто краткое содержание каждой темы, задания для самостоятельной работы, список литературы, предполагаемые формыотчетности.Содержаниекурса определялось исходяиз ФГОС ВПО (2010г.),требований работодателей к подготовке будущих специалистов дошкольного образования в связи с появлением в образовательном пространстве детей группы педагогического риска.Учебная работа по курсу проводится в форме лекций, выполнения студентами практических заданий творческого и исследовательского характера, подготовки и обсуждения докладов, а также самостоятельной работы, позволяющей глубже освоить содержание изучаемой проблемы. Содержание курса предполагает изучение особенностей детей группы педагогического риска; проблем и трудностей в работе с этими детьми, в том числе и в процессе обучения элементарной математике; содержания компонентов готовности специалистов дошкольного образования к работе с ними; диагностику уровня сформированности математических представлений и речи дошкольников, коррекционноразвивающую работу в данном направлении, а также взаимодействие детского сада, школы и семьи по развитию математических представлений и речи детей группы риска.В теоретическом лекционном курсе со ссылками на научную литературу раскрывается сущность понятия «дети группы педагогического риска», трудности и проблемы этих детей, возникающие в процессе обучения.Студентам раскрываются основные факторы (ситуации) риска, среди которых особое место занимает комплекс педагогических факторов: стрессовая тактика педагогических воздействий; чрезмерная интенсификация учебного процесса; несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям ребенка; недостаточная квалификация педагогов в вопросах развития ребенка и охраны его здоровья. Данные факторы действуют комплексно, систематически и длительно, оказывая отрицательное влияние не только на обучение, но и на рост, развитие и здоровье ребенка. Следствием факторов риска являются состояния риска. В зависимости от того, на каком уровне индивидуальной организации адаптационные нарушения проявляются наиболее явно, выделяются четыре основные группы детей, причисляемых к категории педагогического риска: дети социального риска; дети академического риска; дети риска по здоровью; дети с комплексными проблемами (Г.Ф. Кумарина).Указанные факторы риска не связаны с нарушением познавательной деятельности ребенка. Их следует рассматривать как факторы, способные при определенных условиях стать причинами школьных трудностей, но не являющиеся противопоказанием для обучения по общеобразовательным программам. Это обусловлено тем, что дети риска имеют соответствующие возрастным нормам умственные способности, чем отличаются от детей с задержкой психического развития (ЗПР), относящихся к специальному (коррекционному) контингенту обучающихся.На наш взгляд, целесообразно обсудить с будущими педагогами сложную картину специфических трудностей у детей данной категории, условно разделив их на две группы: первая группа обусловлена психофизиологическими особенностями ребенка; вторая связана с педагогическими условиями организации учебного процесса. Например, к первой группе относятся следующие трудности, связанные с несформированностью зрительного восприятия, моторной сферы, координации в системе «глазрука», пространственновременных отношений и ассоциативных связей; с некоторойнедостаточностью сенсорногоопыта в процессе познания окружающего мира и в связи с этим ограниченностью словарного запаса; с недостаточнойзрелостью неречевых функций (мышление, внимания, памяти); с несформированностью понятий числа, числового ряда и его свойств, смысла счетного действия.В процессе изучения курса по выбору раскрываются особенности развития математических представлений и речи у детей группы риска, формы организации работы (занятие, совместная деятельность воспитателя и ребенка, самостоятельная деятельность ребенка, развивающая математическая среда; фронтальная, групповая, индивидуальная), методы и приемы, средства (дидактические игры и упражнения, малые фольклорные жанры, драматизация, литературный материал и др.). Особое внимание в программе курса уделено описанию уровней и показателей диагностики развития математических представлений и речи. Студенты имеют возможность познакомиться с экспериментальным исследованием уровня сформированности математических представлений и речи, динамикой их развития у детей старшего дошкольного возраста.Продуманная и научно обоснованная система коррекционноразвивающей работы (КРР) в процессе развития математических представлений в процессе непосредственно образовательной деятельности является, по мнению А.В. Белошистой,одним из ключевых моментов в работе с детьми группы риска. Студенты в период обучения осваивают ее основные цели: интеллектуальноперцептивного, регуляторнодинамического,
психофизиологического характера[4]. Под коррекционноразвивающей работой мы понимаем специально организованную, содержательно специфическую деятельность заинтересованного взрослого (психолога, педагога, родителя), которая стимулирует развитие ребенка или подростка, проводится с учетом имеющихся у него факторов риска и направлена на исправление особенностей, препятствующих его оптимальному развитию и эффективной адаптациик жизненным условиям [5]При построении КРР с дошкольниками группы риска необходимо учитывать закономерности психического развития и возрастные особенности детей, зону их ближайшего развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности. В содержании спецкурса раскрываются проблемы преемственности в содержании, методах, формах организации работы дошкольного учреждения со школой с целью обеспечения равных стартовых условий дошкольникам, в том числе и детям группы риска, в процессе подготовки к дальнейшему обучению в школе, а также технология взаимодействия ДОУ с семьей, имеющего такого ребенка.Необходимой составляющей спецкурса является самостоятельная работа студентов, которая представлена разнообразными заданиями, позволяющими глубже освоить содержание курса. На кафедре дошкольной педагогики и психологии НИУ«БелГУ» подготовка педагога дошкольного образования к работе с детьми группы педагогического риска рассматривается через понятие готовность к коррекционноразвивающей деятельности. На сегодня она представляет собой компонент специальной подготовки в виде динамической, интегративной системыличностных образований и состояний, включающей в себя мотивационноценностное отношение к ребенку с проблемами в развитии, в том числе и в плане развития его математических представлений и речи, комплекс теоретических знаний, способы действий, рефлексию профессиональнопедагогической деятельности.Структура специальной готовности специалистов дошкольного образования к работе с детьми группы педагогического риска складывается из теоретического, практического и личностного компонентов[6].Содержание компонентов была определено на основании анализа психологопедагогической, лингвистической, психолингвистической и методической литературы, ФГОС ВПО, сложившейся практики подготовки будущих специалистов данного профиля и собственного опыта педагогической деятельности. На этой основе сформированы представления о структуре готовности, об особенностях ее становления и развития и возможных затруднениях в этом процессе, о требованиях, предъявляемых к подготовке педагога, работающего с детьми группы риска.Теоретический компонентсодержит, прежде всего, систему профессиональных (психологопедагогических, частнометодических и специальных) знаний, необходимых педагогу для осуществления этой деятельности. Кспециальным знанияммогут быть отнесеныследующие: 1) знание состояний риска: риск академической неуспешности, социальный риск, риск по состоянию здоровья, комплексный риск; 2) знание основных факторов риска: педагогический, психологический, медикобиологический, социальный; 3) знание психологопедагогических особенностей и систематики детей дошкольного возраста группы риска; 4) знаниеособенностей и недостатков развития математических представлений и речи, в том числе и математической, детей данной категории; 5) знание основных форм, методов и средств коррекции математических представлений и речи детей. Практический компонентвключает в себя умения не только общепедагогического характера, но и интегральные, специфические для данной академической дисциплины, а также специального характера, которые отражают специфику профессиональной деятельности педагога дошкольного образования и обеспечивают коррекционную направленность обучения и развития детей педагогического риска. Общепедагогические умения являются основой для формирования специальных (проектировочные, конструктивные, дидактические, диагностические, исследовательские, организаторские, коммуникативныеи др.) умений в работе с детьми педагогического риска.Личностный компонентпредполагает наличие у студента устойчивого мотивационноценностногоотношения к ребенку группы педагогического риска как субъекту обучения и воспитания; осознание профессиональной значимости развития математических представлений и речи; нацеленность на коррекцию развития детей риска, в том числе на развитие их математической речи; наличие высокого уровня педагогической рефлексии, профессиональной самооценки; эмпатии; толерантности, а также высокого уровня культуры речи.По самооценке студентов названный курс необходим будущим педагогам в связи с тем, что в дошкольном образовании активно идет процесс интеграции, инклюзии и полипрограммности. Появление детей с разным уровнем подготовленности требует компетентности педагога в различных образовательных областях с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, в том числе и для работы с детьми группы риска. Справедливо утверждение студентов о том, что правильно осуществленный выбор методов диагностирования достижений детей в освоении образовательных областей ООП дошкольного образования и организованное педагогическое сопровождение их в сфере дошкольного образования с использованием различных технологий поможет обеспечить равные стартовые условия для дальнейшего обучения в школе.Таким образом, будущий педагог дошкольного образования будет востребован, компетентен в вопросах образования детей группы педагогического риска и способен мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника в условиях полипрограммности.
Ссылки на источники1.Коррекционная педагогика в начальном образовании / Г.Ф Кумарина, М.Э. Вайнер, Ю.Н. Вьюнкова и др.; Под. ред. Г.Ф Кумариной. М.: Издательский центр «Академия», 2001.320с.2.Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв.приказомМинистерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009г. №655).URL: http://www. base.garant.ru/197482/3.От рождения дошколы. Примерная основная общеобразховательнаяпрограмма дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 2е изд., испр. и доп. М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2011. 336 с.4.Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. М.: ВЛАДОС, 2003.400 с.5.Калистратова, Т. Д. Система формирования у студентов университетов готовности к коррекционноразвивающей работе с детьми и подростками: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т.Д.Калистратова. Саратов, 1999. 21 с.6.Шаталова Е.В. Подготовка специалистов дошкольного образования к работе с детьми группы педагогического риска: Дис. … канд. пед. наук. Белгород, 2003. 224с.
Shatalova ElenaCandidate of Pedagogical Sciences, associate professor at the chair of preschool pedagogicsand psychology ofthe Belgorod state national research university (NIU "BelGU"), BelgorodOn the training of future teachers of preschool education to work with children of risk group.Abstract.The paper is devoted to the trainingof future teachers of preschool education to work with children of risk group.The author considers the theoretical and practical aspects of the trainingon the example of the elective course. Keywords:
training,preschool teacher,a child of preschoolage, a childrenofriskgroup.