Программа воспитания и социализации учащихся 6 А и 11 А классов «Мы вместе»
Выпуск:
ART 53409
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Корниенко
Е.
В.,
Ипатова
Н.
В. Программа воспитания и социализации учащихся 6 А и 11 А классов «Мы вместе» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С.
2031–2035. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/53409.htm.
Аннотация. Статья посвящена формированию высоконравственного,
творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей
страны.
Похожие статьи
- Изучение психологических особенностей отношений в системе «мать-ребенок» в полных и неполных семьях
- Влияние семейного воспитания на социализацию юного спортсмена
- Социализация детей младшего школьного возраста из неполных семьей
- Влияние детских дошкольных учреждений на социализацию детей в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта
- Роль семьи в процессе социализации личности
Текст статьи
Ипатова Наталья ВладимировнаУчитель высшей квалификационной категории, МБОУ «СОШ № 18»,Алтайский край,г. БийскEmail: natka300171@mail.ru
Корниенко Елены Владимировны Учитель первой квалификационной категории, МБОУ «СОШ № 18»,Алтайский край, г. Бийскlena.kornienko2010@yandex.ru
Название статьи: Программавоспитания и социализации учащихся
6 А и 11 А классов
«Мы вместе»
Аннотация.Статья посвящена формированиювысоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.
Ключевые слова:воспитание, социализация, нравственность, российское общество, семья.
Паспорт программыНаименование программыШкольная программа воспитания и социализации учащихся 6 А и 11 А классов «Мы вместе» МБОУ «СОШ №18» г. Бийска
ЗаказчикАдминистрация школы, родители, законные представители учащихся микрорайона АБОсновные разработчикиИпатова Наталья Владимировна, Корниенко Елена ВладимировнаИсполнителиКлассные руководители СоисполнителиУчителя школы, социальный работник, завуч по воспитательной работе Цель программы
Формирование высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее ибудущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях российского народа.
Основные задачиВ области формирования личностной культуры:формирование способности к духовному развитию –«становиться лучше»; укрепление нравственности –основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;В области формирования социальной культуры:пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество; формирование патриотизма и гражданской солидарности;В области формирования семейной культуры:формирование отношения к семье как к основе российского общества;формирование у школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;знакомство обучающихся с культурноисторическими и этническими традициями российской семьи.
Сроки реализации20112013 г.г.Основные разделы программыПояснительная записка1.Цель и общие задачи воспитания и социализации учащихся2.Ценностные установки воспитания и социализации школьников3.Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся4.Содержание воспитания и социализации учащихся4.1. Современные особенности воспитания и социализации4.2. Задачи воспитания и социализации4.3. Примерные виды деятельности и формы занятий5. Совместная деятельность школы, семьи и общественности5.1. Повышение педагогической культуры родителей6. Планируемые результаты воспитания и социализации7. Шефская помощь между учениками 6А и 11А классов
Ожидаемые конечные результатыМогут быть достигнуты следующие воспитательные результаты: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание нравственных чувств и этического сознания; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание); Система контроляРезультаты реализации Программы рассматриваются на заседании Совета школы, Методического совета, педсоветах.
Пояснительная запискаНормативноправовой и документальной основой Примерной программы воспитания и социализации обучающихся являются Закон
«Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (далее —Стандарт), Концепция духовнонравственного воспитания российских школьников (далее —Концепция).В соответствии со Стандартом, Концепция и Примерная программа воспитания и социализации обучающихся являются основой для формирования структуры основной образовательной программы общего образования.Программа содержит теоретические положения и рекомендации по организации школьной жизни и развития школьника.
Уклад школьной жизни, интегрирован в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей. При этом, образовательное учреждение должно создавать условия для реализации разработанной собственной программы, обеспечиваядуховнонравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям семьи, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и, направляя образовательный процесс на воспитание ребенка в духе любви к Родине и уважения к культурноисторическому наследию России, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и семье. Программа воспитания и социализации обучающихся содержит шесть разделов.Первые два –«Цель и общие задачи воспитания и социализации учащихся средней школы» и «Ценностные установки воспитания и социализации российских школьников» в основном воспроизводят соответствующие разделы Концепции, ориентируя их содержание на общеобразовательную школу (ввиду принципиальной важности определения национального воспитательного идеала, цели, задач и базовых ценностей воспитания и социализации эти разделы включены в Примерную программу). В третьем разделе –«Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся основной средней школы» –общие задачи воспитания систематизированы по основным направлениям воспитания и социализации средних и старших школьников:–
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;–воспитание нравственных чувств и этического сознания;–воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;–формирование ценностногоотношения к здоровью и здоровому образу жизни;–воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);–воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).В каждом из направлений воспитания и социализации обучающихся раскрывается соответствующая система базовых ценностей.Четвертый раздел –«Содержание воспитания и социализации учащихся основной средней школы» –включает характеристику современных особенностей воспитания и социализации школьников, раскрывает основные подходы к организации воспитания и социализации обучающихся. В этом разделе общие задачи воспитания и социализации школьников конкретизируются с учетом школьного возраста и систематизируются по основным направлениям воспитания и социализации обучающихся.Пятый раздел –«Совместная деятельность школы, семьи и общественности по воспитанию и социализации учащихся школы» –формулирует и раскрывает:
основные условия повышения эффективности совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественности, особенности этой работы в современных условиях;задачи, формы и содержание повышения педагогической культуры родителей, взаимодействия школы с общественными организациями.В шестом разделе –«Планируемые результаты воспитания и социализации учащихся средней основной школы» определены ценностные отношения, представления, знания, опыт, которые должны быть сформированы у школьников по каждому из направлений воспитания и социализации. В седьмом разделе речь пойдет о шефской помощи между учениками 11А и 6А классов. Восьмой раздел. Приложение. Мероприятия и конкурсы, планируемые в этом учебном году.Вместе с тем обязательными при организации воспитательного процесса являются определенные в Примерной программе и Концепции национальный воспитательный идеал, система базовых национальных ценностей, основные направления воспитания и социализации. 1 . Цель и общие задачи воспитания и социализации учащихся основной средней школыГлавная цель образования –высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны.На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель –воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.Основное содержание национального воспитательного идеала и основной педагогической цели определяет Закон «Об образовании» (ст. 9, п. 6; ст. 14, п.п. 1–2). Образовательное учреждение может корректировать содержание воспитательного идеала и цели, основываясь на иных законодательных актах Российской Федерации и субъектов РоссийскойФедерации, с учетом этнических, культурных, социальных и иных условий организации воспитания и социализации обучающихся.На основе национального воспитательного идеала, важнейших задач духовнонравственного воспитания российских школьников, приведенных в Концепции, а также с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования», установленных Стандартом, определены общие задачи воспитания и социализации средних и старших школьников:
В области формирования личностной культуры:
формирование способности к духовному развитию –«становиться лучше»;
укрепление нравственности –основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;
формирование основ морали –представления о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;
принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;В области формирования социальной культуры:
пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
укрепление доверия к другим людям;В области формирования семейной культуры:
формирование у школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;2.ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВСодержанием духовнонравственного развития, воспитания и социализации являются ценности, хранимые в культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. В Концепции духовнонравственного воспитания школьников приведена система базовых национальных ценностей. Критерием их систематизации, разделения по определенным группам были выбраны источники нравственности и человечности:
гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, свобода совести и вероисповедания);
семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
наука (познание, истина, экологическое сознание);
искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
человечество (мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ Общие задачи воспитания и социализации учащихся основной средней школы классифицированы по направлениям, каждое из которых, тесно связано с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовнонравственного развития гражданина России.Организация воспитания и социализация учащихся в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:1.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; свобода и ответственность; доверие к людям.2.Воспитание нравственных чувств и этического сознания.Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших.3.Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.Ценности: трудолюбие; творчество; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.4.Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.5.Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.6.Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.Стандарт и Концепция, согласно Закону «Об образовании», устанавливают в качестве важнейшей цели образования духовнонравственное развитие личности в контексте становления еегражданственности. Поэтому все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
4. СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ 4.1.Современные особенности воспитания и социализации учащихся Программа воспитания и социализации учащихся должна быть направлена на формирование моральнонравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада школьной жизни. Уклад школьной жизни можно рассматривать как педагогически целесообразную форму приведения в соответствие разнообразных видов (учебной, семейной, общественно полезной, трудовой, эстетической, социальнокоммуникативной, творческой и др.) и уровней (урочной, внеурочной, внешкольной, семейной, общественно полезной) деятельности ребенка с моральными нормами, нравственными установками. Развивающий характер воспитания и социализации достигается, когда ценности формулируются в виде вопроса, поставленного педагогом, принимаемого обучающимся и обращенного им к содержанию обучения, семейной, социальной, культурной жизни, к самому себе. Что есть милосердие? любовь? закон? честь? и т.д. Понимание есть ответ на определенный вопрос. Понимание жизни, общества, культуры человеком достигается через вопрошание их ценности, значения, смысла для себя. Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Для ее решения школьники вместе с педагогами, родителями обращаются к содержанию:
общеобразовательных дисциплин;
произведений искусства и кино;
периодической литературы, публикаций, радио и телепередач, отражающих современную жизнь;
фольклора народов России; истории, традиций и современной жизни своей малой родины;истории своей семьи;жизненного опыта своих родителей и прародителей;общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;других источников информации и научного знания. Таким образом, содержание разных видов учебной, социальной, культурной, семейной и иной деятельности интегрируется вокруг сформулированной в виде вопросазадачи ценности. Средний школьник испытывает большое доверие к учителю. Для ребенка слова учителя, его поступки, оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет эффективность их воспитания и социализации. Учитель и родители подают ребенку первый пример нравственности. Пример имеет огромное значение в воспитании школьника. Необходимо стремиться к тому, чтобывесь уклад жизни школьника был наполнен множеством примеров нравственного поведения. Примеры надо находить не только в прошлом, но и в настоящем. Наполнение уклада школьной жизни нравственными примерами активно противодействует тем примерам циничного, аморального, откровенно разрушительного поведения, которые в большом количестве и привлекательной форме обрушивают на детское сознание компьютерные игры, телевидение и другие источники информации. 4.2.Задачи воспитания и социализации учащихся Понимание современных условий и особенностей организации воспитания и социализации школьников позволяет конкретизировать содержание общих задач по каждому из основных направлений воспитательной деятельности. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:элементарные представления о политическом устройстве России, об институтах государства, их роли в жизни общества, о важнейших законах нашей страны;представления о символах государства –Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; элементарные представления о правах и об обязанностях гражданина России;интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;уважительное отношение к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения; любовь к школе, своему селу, городу, народу, России;уважение к защитникам Родины;первоначальные представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, на природе;умение отвечать за свои поступки;отрицательное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;различение хороших и плохих поступков; почтительное отношение к родителям;уважительное отношениек старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, психического (душевного), социального (здоровья семьи и школьного коллектива);элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;знание и выполнение санитарногигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.элементарный опыт природоохранительной деятельности;бережное отношение к растениям и животным.
4.3.Примерные виды деятельности и формы занятий с учащимися Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:получение первоначальных представлений о Конституции России, ознакомление с государственной символикой –Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение; ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетноролевых игр гражданского и историкопатриотического содержания, изучения основных и вариативных учебных дисциплин);ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетноролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристскокраеведческих экспедиций.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов;участиев проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах моральнонравственного поведения, игровых программах;ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознавать хорошие и плохие поступки (в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей).Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:В процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий учащиеся получают представление о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества:участвуют в экскурсиях по микрорайону, городу, в ходе которых знакомятся с различными видами труда, знакомятся с различными профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия;получают навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебнотрудовой деятельности;приобретают опытуважительного и творческого отношения к учебному труду (посредством презентации учебных и творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставления школьникам возможностей творческой инициативы в учебном труде).Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья (в ходе уроков физической культуры, бесед, просмотра учебных фильмов, в системе внеклассных мероприятий); участие в беседах о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья; составление здоровьесберегающего режима дня и контроль еговыполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарногигиенических норм труда и отдыха.Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):получение первоначального опыта эмоциональночувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсии, прогулки, туристических походов и путешествий по родному краю);посильное участие в деятельности детскоюношеских общественных экологических организаций;усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой, (при поддержке родителей расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства).Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России; ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами.5. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ, СЕМЬИ И ОБЩЕСТВЕННОСТИ ПО ВОСПИТАНИЮ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ Воспитание и социализация школьников осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьей, внешкольными учреждениями по месту жительства. Эффективность взаимодействия различных социальных субъектов духовнонравственного развития и воспитания обучающихся зависит от систематической работы школы по повышению педагогической культуры родителей, согласованию содержания, форм и методов педагогической работы с традиционными религиозными организациями, учреждениями дополнительного образования.
5.1.Повышение педагогической культуры родителейПедагогическая культура родителей –один из самых действенных факторов духовнонравственного развития, воспитания и социализации школьников. Повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации школьников.Права иобязанности родителей определены встатьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52
Закона Российской Федерации «Обобразовании».В
системе повышения педагогической культуры родителей могут быть использованы следующие формы работы: родительское собрание, родительская конференция, организационнодеятельностная ипсихологическая игра, собраниедиспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча закруглым столом, вечер вопросов иответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей идр.План работы с родителями
Психолого –педагогическое просвещение родителей: родительские лектории, классный клуб «Родители и дети», психологические тренинги.Информирование родителей о содержании учебно –воспитательного процесса в классе: общешкольная газета, стенд для родителей, классные родительские собрания, памятки, индивидуальная папка работы с родителями.Принципы взаимной деятельности с родителями: обращение к чувству родительской любви и ее уважение, доброжелательность и дипломатичность, позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.6. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ Каждое из основных направлений воспитания и социализации школьников должно обеспечивать принятие ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоциональноценностного постижения действительности и общественного действия.При организации любого вида деятельности школьников необходимо понимать различие между воспитательными результатами и эффектами.Воспитательный результат –это те духовнонравственные приобретения, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности. Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням.Первый уровень результатов –приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями.
Второй уровень результатов –получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной среде. Третий уровень результатов –получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится(а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. По каждому из направлений воспитания и социализации школьников могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание нравственных чувств и этического сознания; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание); Примерные результаты воспитания и социализации школьников имеют рекомендательный характер.
7.Шефская помощь между учениками 6А и 11А классов
Общее название: «Мы вместе»;
Символ: желтый галстук (солнечный, светлый, радостный);
Совместная деятельность и поддержка во всех мероприятиях, как в классе, так и общешкольных мероприятиях (сентябрь –«День здоровья», посвящение в пятиклассники, октябрь –газета к «Дню учителя», классный час «Окончание первой четверти», ноябрь –«Мисс Осень», декабрь –совместное участие в школьных декадах разных циклов, выпуск школьных стенгазет, совместное украшение класса к Новому году, совместные мероприятия на зимние каникулы.
Ссылки на источникиСписок цитируемой литературы:
1.Конституции Российской Федерации, глава12Семейного кодекса Российской Федерации, статьии17, 18, 19, 52
Закона Российской Федерации «Обобразовании».2.Закон «Об образовании» (ст. 9, п. 6; ст. 14, п.п. 1–2).
Ipatova Natalya VladimirovnaA teacher of the highest qualification, municipal governmentfinanced educational institution “General education school №18”, Altaiskii krai, BiyskEmail: natka300171@mail.ru
Korniyenko Elena VladimirovnaA teacher of the first qualification, municipal governmentfinanced educational institution “General education school №18”, Altaiskii krai, Biysklena.kornienko2010@yandex.ru
The title of the article: “The program of education and socialization of the pupils of 6A and 11A classes “We are together”Annotation: The article is devoted to the forming of a creative, competent Russia citizen of high moral standards, who regards the fortune ofhis motherland as his own fortune, and who is aware of his responsibility for the present and the future of his country.Key words: education, socialization, morality, Russian society, family
Корниенко Елены Владимировны Учитель первой квалификационной категории, МБОУ «СОШ № 18»,Алтайский край, г. Бийскlena.kornienko2010@yandex.ru
Название статьи: Программавоспитания и социализации учащихся
6 А и 11 А классов
«Мы вместе»
Аннотация.Статья посвящена формированиювысоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.
Ключевые слова:воспитание, социализация, нравственность, российское общество, семья.
Паспорт программыНаименование программыШкольная программа воспитания и социализации учащихся 6 А и 11 А классов «Мы вместе» МБОУ «СОШ №18» г. Бийска
ЗаказчикАдминистрация школы, родители, законные представители учащихся микрорайона АБОсновные разработчикиИпатова Наталья Владимировна, Корниенко Елена ВладимировнаИсполнителиКлассные руководители СоисполнителиУчителя школы, социальный работник, завуч по воспитательной работе Цель программы
Формирование высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее ибудущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях российского народа.
Основные задачиВ области формирования личностной культуры:формирование способности к духовному развитию –«становиться лучше»; укрепление нравственности –основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;В области формирования социальной культуры:пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество; формирование патриотизма и гражданской солидарности;В области формирования семейной культуры:формирование отношения к семье как к основе российского общества;формирование у школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;знакомство обучающихся с культурноисторическими и этническими традициями российской семьи.
Сроки реализации20112013 г.г.Основные разделы программыПояснительная записка1.Цель и общие задачи воспитания и социализации учащихся2.Ценностные установки воспитания и социализации школьников3.Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся4.Содержание воспитания и социализации учащихся4.1. Современные особенности воспитания и социализации4.2. Задачи воспитания и социализации4.3. Примерные виды деятельности и формы занятий5. Совместная деятельность школы, семьи и общественности5.1. Повышение педагогической культуры родителей6. Планируемые результаты воспитания и социализации7. Шефская помощь между учениками 6А и 11А классов
Ожидаемые конечные результатыМогут быть достигнуты следующие воспитательные результаты: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание нравственных чувств и этического сознания; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание); Система контроляРезультаты реализации Программы рассматриваются на заседании Совета школы, Методического совета, педсоветах.
Пояснительная запискаНормативноправовой и документальной основой Примерной программы воспитания и социализации обучающихся являются Закон
«Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (далее —Стандарт), Концепция духовнонравственного воспитания российских школьников (далее —Концепция).В соответствии со Стандартом, Концепция и Примерная программа воспитания и социализации обучающихся являются основой для формирования структуры основной образовательной программы общего образования.Программа содержит теоретические положения и рекомендации по организации школьной жизни и развития школьника.
Уклад школьной жизни, интегрирован в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей. При этом, образовательное учреждение должно создавать условия для реализации разработанной собственной программы, обеспечиваядуховнонравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям семьи, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и, направляя образовательный процесс на воспитание ребенка в духе любви к Родине и уважения к культурноисторическому наследию России, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и семье. Программа воспитания и социализации обучающихся содержит шесть разделов.Первые два –«Цель и общие задачи воспитания и социализации учащихся средней школы» и «Ценностные установки воспитания и социализации российских школьников» в основном воспроизводят соответствующие разделы Концепции, ориентируя их содержание на общеобразовательную школу (ввиду принципиальной важности определения национального воспитательного идеала, цели, задач и базовых ценностей воспитания и социализации эти разделы включены в Примерную программу). В третьем разделе –«Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся основной средней школы» –общие задачи воспитания систематизированы по основным направлениям воспитания и социализации средних и старших школьников:–
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;–воспитание нравственных чувств и этического сознания;–воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;–формирование ценностногоотношения к здоровью и здоровому образу жизни;–воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);–воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).В каждом из направлений воспитания и социализации обучающихся раскрывается соответствующая система базовых ценностей.Четвертый раздел –«Содержание воспитания и социализации учащихся основной средней школы» –включает характеристику современных особенностей воспитания и социализации школьников, раскрывает основные подходы к организации воспитания и социализации обучающихся. В этом разделе общие задачи воспитания и социализации школьников конкретизируются с учетом школьного возраста и систематизируются по основным направлениям воспитания и социализации обучающихся.Пятый раздел –«Совместная деятельность школы, семьи и общественности по воспитанию и социализации учащихся школы» –формулирует и раскрывает:
основные условия повышения эффективности совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественности, особенности этой работы в современных условиях;задачи, формы и содержание повышения педагогической культуры родителей, взаимодействия школы с общественными организациями.В шестом разделе –«Планируемые результаты воспитания и социализации учащихся средней основной школы» определены ценностные отношения, представления, знания, опыт, которые должны быть сформированы у школьников по каждому из направлений воспитания и социализации. В седьмом разделе речь пойдет о шефской помощи между учениками 11А и 6А классов. Восьмой раздел. Приложение. Мероприятия и конкурсы, планируемые в этом учебном году.Вместе с тем обязательными при организации воспитательного процесса являются определенные в Примерной программе и Концепции национальный воспитательный идеал, система базовых национальных ценностей, основные направления воспитания и социализации. 1 . Цель и общие задачи воспитания и социализации учащихся основной средней школыГлавная цель образования –высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны.На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель –воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.Основное содержание национального воспитательного идеала и основной педагогической цели определяет Закон «Об образовании» (ст. 9, п. 6; ст. 14, п.п. 1–2). Образовательное учреждение может корректировать содержание воспитательного идеала и цели, основываясь на иных законодательных актах Российской Федерации и субъектов РоссийскойФедерации, с учетом этнических, культурных, социальных и иных условий организации воспитания и социализации обучающихся.На основе национального воспитательного идеала, важнейших задач духовнонравственного воспитания российских школьников, приведенных в Концепции, а также с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования», установленных Стандартом, определены общие задачи воспитания и социализации средних и старших школьников:
В области формирования личностной культуры:
формирование способности к духовному развитию –«становиться лучше»;
укрепление нравственности –основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;
формирование основ морали –представления о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;
принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;В области формирования социальной культуры:
пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
укрепление доверия к другим людям;В области формирования семейной культуры:
формирование у школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;2.ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВСодержанием духовнонравственного развития, воспитания и социализации являются ценности, хранимые в культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. В Концепции духовнонравственного воспитания школьников приведена система базовых национальных ценностей. Критерием их систематизации, разделения по определенным группам были выбраны источники нравственности и человечности:
гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, свобода совести и вероисповедания);
семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
наука (познание, истина, экологическое сознание);
искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
человечество (мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ Общие задачи воспитания и социализации учащихся основной средней школы классифицированы по направлениям, каждое из которых, тесно связано с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовнонравственного развития гражданина России.Организация воспитания и социализация учащихся в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:1.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; свобода и ответственность; доверие к людям.2.Воспитание нравственных чувств и этического сознания.Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших.3.Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.Ценности: трудолюбие; творчество; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.4.Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.5.Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.6.Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.Стандарт и Концепция, согласно Закону «Об образовании», устанавливают в качестве важнейшей цели образования духовнонравственное развитие личности в контексте становления еегражданственности. Поэтому все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
4. СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ 4.1.Современные особенности воспитания и социализации учащихся Программа воспитания и социализации учащихся должна быть направлена на формирование моральнонравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада школьной жизни. Уклад школьной жизни можно рассматривать как педагогически целесообразную форму приведения в соответствие разнообразных видов (учебной, семейной, общественно полезной, трудовой, эстетической, социальнокоммуникативной, творческой и др.) и уровней (урочной, внеурочной, внешкольной, семейной, общественно полезной) деятельности ребенка с моральными нормами, нравственными установками. Развивающий характер воспитания и социализации достигается, когда ценности формулируются в виде вопроса, поставленного педагогом, принимаемого обучающимся и обращенного им к содержанию обучения, семейной, социальной, культурной жизни, к самому себе. Что есть милосердие? любовь? закон? честь? и т.д. Понимание есть ответ на определенный вопрос. Понимание жизни, общества, культуры человеком достигается через вопрошание их ценности, значения, смысла для себя. Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Для ее решения школьники вместе с педагогами, родителями обращаются к содержанию:
общеобразовательных дисциплин;
произведений искусства и кино;
периодической литературы, публикаций, радио и телепередач, отражающих современную жизнь;
фольклора народов России; истории, традиций и современной жизни своей малой родины;истории своей семьи;жизненного опыта своих родителей и прародителей;общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;других источников информации и научного знания. Таким образом, содержание разных видов учебной, социальной, культурной, семейной и иной деятельности интегрируется вокруг сформулированной в виде вопросазадачи ценности. Средний школьник испытывает большое доверие к учителю. Для ребенка слова учителя, его поступки, оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет эффективность их воспитания и социализации. Учитель и родители подают ребенку первый пример нравственности. Пример имеет огромное значение в воспитании школьника. Необходимо стремиться к тому, чтобывесь уклад жизни школьника был наполнен множеством примеров нравственного поведения. Примеры надо находить не только в прошлом, но и в настоящем. Наполнение уклада школьной жизни нравственными примерами активно противодействует тем примерам циничного, аморального, откровенно разрушительного поведения, которые в большом количестве и привлекательной форме обрушивают на детское сознание компьютерные игры, телевидение и другие источники информации. 4.2.Задачи воспитания и социализации учащихся Понимание современных условий и особенностей организации воспитания и социализации школьников позволяет конкретизировать содержание общих задач по каждому из основных направлений воспитательной деятельности. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:элементарные представления о политическом устройстве России, об институтах государства, их роли в жизни общества, о важнейших законах нашей страны;представления о символах государства –Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; элементарные представления о правах и об обязанностях гражданина России;интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;уважительное отношение к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения; любовь к школе, своему селу, городу, народу, России;уважение к защитникам Родины;первоначальные представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, на природе;умение отвечать за свои поступки;отрицательное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;различение хороших и плохих поступков; почтительное отношение к родителям;уважительное отношениек старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, психического (душевного), социального (здоровья семьи и школьного коллектива);элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;знание и выполнение санитарногигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.элементарный опыт природоохранительной деятельности;бережное отношение к растениям и животным.
4.3.Примерные виды деятельности и формы занятий с учащимися Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:получение первоначальных представлений о Конституции России, ознакомление с государственной символикой –Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение; ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетноролевых игр гражданского и историкопатриотического содержания, изучения основных и вариативных учебных дисциплин);ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетноролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристскокраеведческих экспедиций.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов;участиев проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах моральнонравственного поведения, игровых программах;ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознавать хорошие и плохие поступки (в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей).Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:В процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий учащиеся получают представление о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества:участвуют в экскурсиях по микрорайону, городу, в ходе которых знакомятся с различными видами труда, знакомятся с различными профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия;получают навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебнотрудовой деятельности;приобретают опытуважительного и творческого отношения к учебному труду (посредством презентации учебных и творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставления школьникам возможностей творческой инициативы в учебном труде).Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья (в ходе уроков физической культуры, бесед, просмотра учебных фильмов, в системе внеклассных мероприятий); участие в беседах о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья; составление здоровьесберегающего режима дня и контроль еговыполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарногигиенических норм труда и отдыха.Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):получение первоначального опыта эмоциональночувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсии, прогулки, туристических походов и путешествий по родному краю);посильное участие в деятельности детскоюношеских общественных экологических организаций;усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой, (при поддержке родителей расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства).Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России; ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами.5. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ, СЕМЬИ И ОБЩЕСТВЕННОСТИ ПО ВОСПИТАНИЮ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ Воспитание и социализация школьников осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьей, внешкольными учреждениями по месту жительства. Эффективность взаимодействия различных социальных субъектов духовнонравственного развития и воспитания обучающихся зависит от систематической работы школы по повышению педагогической культуры родителей, согласованию содержания, форм и методов педагогической работы с традиционными религиозными организациями, учреждениями дополнительного образования.
5.1.Повышение педагогической культуры родителейПедагогическая культура родителей –один из самых действенных факторов духовнонравственного развития, воспитания и социализации школьников. Повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации школьников.Права иобязанности родителей определены встатьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52
Закона Российской Федерации «Обобразовании».В
системе повышения педагогической культуры родителей могут быть использованы следующие формы работы: родительское собрание, родительская конференция, организационнодеятельностная ипсихологическая игра, собраниедиспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча закруглым столом, вечер вопросов иответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей идр.План работы с родителями
Психолого –педагогическое просвещение родителей: родительские лектории, классный клуб «Родители и дети», психологические тренинги.Информирование родителей о содержании учебно –воспитательного процесса в классе: общешкольная газета, стенд для родителей, классные родительские собрания, памятки, индивидуальная папка работы с родителями.Принципы взаимной деятельности с родителями: обращение к чувству родительской любви и ее уважение, доброжелательность и дипломатичность, позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.6. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ Каждое из основных направлений воспитания и социализации школьников должно обеспечивать принятие ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоциональноценностного постижения действительности и общественного действия.При организации любого вида деятельности школьников необходимо понимать различие между воспитательными результатами и эффектами.Воспитательный результат –это те духовнонравственные приобретения, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности. Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням.Первый уровень результатов –приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями.
Второй уровень результатов –получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной среде. Третий уровень результатов –получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится(а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. По каждому из направлений воспитания и социализации школьников могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание нравственных чувств и этического сознания; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание); Примерные результаты воспитания и социализации школьников имеют рекомендательный характер.
7.Шефская помощь между учениками 6А и 11А классов
Общее название: «Мы вместе»;
Символ: желтый галстук (солнечный, светлый, радостный);
Совместная деятельность и поддержка во всех мероприятиях, как в классе, так и общешкольных мероприятиях (сентябрь –«День здоровья», посвящение в пятиклассники, октябрь –газета к «Дню учителя», классный час «Окончание первой четверти», ноябрь –«Мисс Осень», декабрь –совместное участие в школьных декадах разных циклов, выпуск школьных стенгазет, совместное украшение класса к Новому году, совместные мероприятия на зимние каникулы.
Ссылки на источникиСписок цитируемой литературы:
1.Конституции Российской Федерации, глава12Семейного кодекса Российской Федерации, статьии17, 18, 19, 52
Закона Российской Федерации «Обобразовании».2.Закон «Об образовании» (ст. 9, п. 6; ст. 14, п.п. 1–2).
Ipatova Natalya VladimirovnaA teacher of the highest qualification, municipal governmentfinanced educational institution “General education school №18”, Altaiskii krai, BiyskEmail: natka300171@mail.ru
Korniyenko Elena VladimirovnaA teacher of the first qualification, municipal governmentfinanced educational institution “General education school №18”, Altaiskii krai, Biysklena.kornienko2010@yandex.ru
The title of the article: “The program of education and socialization of the pupils of 6A and 11A classes “We are together”Annotation: The article is devoted to the forming of a creative, competent Russia citizen of high moral standards, who regards the fortune ofhis motherland as his own fortune, and who is aware of his responsibility for the present and the future of his country.Key words: education, socialization, morality, Russian society, family