Вопросы методической службы в программе развития профессиональных образовательных учреждений

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Атласова С. С. Вопросы методической службы в программе развития профессиональных образовательных учреждений // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2141–2145. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53431.htm.
Аннотация. В данной статье говориться о возможных направлениях развития методической службы профессиональных образовательных учреждений, которые могут быть вписаны в «Программу развития образовательного учреждения».
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
1

Атласова Саргылана СерафимовнаКандидат исторических наук, доценткафедры преподавания истории и обществознанияИсторического факультета СевероВосточного Федерального университета, г.ЯкутскatlasovaS@inbox.ru

Вопросыметодической службыв программе развитияпрофессиональных образовательных учреждений

Аннотация:В данной статье говориться о возможных направленияхразвития методической службы профессиональныхобразовательныхучреждений, которые могут быть вписаны в «Программуразвитияобразовательного учреждения».

Ключевые слова:программа развития, профессиональное образовательное учреждение, методическая работа, методист, качество

В XXIвеке главным ресурсом воспроизводства и развития общества станет образование. Качественное образование обеспечит развитие кадрового потенциала экономики, позволит молодежи взять на себя ответственность за свое благосостояние и адаптироваться в рыночной среде, будет способствовать предотвращению обострения социальных процессов и укреплению стабильности государственной системы. Соответственно,высокое качество образования становится основным критерием и фактором формирования полноценной личности. Согласно международным стандартам ИСО 9000 качество определяется как соответствие требованиям потребителя. Потребителем по отношению к образованию выступают: государство (государственный образовательный стандарт), организации, обучающиеся и их родители.

В Республике Саха (Якутия) в профессиональном образовании наблюдается ряд процессов, обусловленных мировыми, российскими и региональными тенденциями:переход на Болонскуюсистему подготовки специалистов;сохранение устойчивого, высокого спроса населения на обучение вучреждениях высшего профессионального образования;ориентация на подготовку технических и технологических специальностей в соответствии с особенностями рынка труда.

Региональная система профессионального образования как структурная целостностьдействуетпод влиянием экономических, социальных, демографических, этнокультурных и иных факторов. Она может стать определенным факторомразвития при условии преодоления неравномерности развития образовательного пространства, а также решения вопросов интеграции образовательных учреждений различного уровня. На данный момент система профессионального образования республики включает в себя около восьмидесяти различных учреждений. При министерствах, ведомствах функционируют различные центры, школы и курсы переподготовки и повышения квалификации. Отдельноеположение у республиканской системы высшего профессионального образования, которая обеспечивает расширенную подготовку и переподготовку кадров, развитие инфраструктуры непрерывного образования. ВЯкутиитакже работает целый ряд негосударственных высших учебных заведений, таких как Якутский филиал Академии труда и социальных отношений, Московский институт государственного администрирования,СанктПетербургский Гуманитарный университет профсоюзов и др.2

Выбор профессиональных образовательных учреждений разнообразени многочислен, учитывая очень низкую плотность населенияв Республике Саха (Якутия), на 3, 1 миллиона квадратных метров приходится только около 985 тысяччеловек. В профессиональных образовательных учреждениях обучаются примерно более полсотни тысяч учащихся и студентов (без учета филиальной сети негосударственных учреждений). Всего по республике подготовка осуществляется по 275 специальностям и профессиям, в том числе по 120 специальностям высшего профессионального образования; по 86 специальностям среднего профессионального образования; по 69 профессиям начального профессионального образования. К началу 20132014 учебногогода соответствующими органами власти планируется открытие и перепрофилирование 55 профессий и 44 специальности. В условиях жесткой конкуренцииобразовательные учреждения предпринимают различные меры по повышению своей привлекательностиперед своими потребителями. Одной из мер, позволяющихпрофессионально образовательному учреждению стать лучше, являетсяразработка «программы развития». Наличие программы развития обеспечивает профессиональному образовательному учреждению целенаправленное движение вперед. Основная и важнейшаяроль в разработке, реализации, контроле программы принадлежит методической службе образовательных учреждений. Методическая работа является составной частью учебновоспитательного процесса и одним из основных видов деятельности преподавательского состава любого образовательного учреждения. Методическая работа должна быть направлена на повышение профессионального мастерства и творческого потенциала преподавателей, научного и методического уровня обучения и воспитания учащихся и студентов, развитие инновационной деятельности педагогического коллектива, повышение качества подготовки квалифицированных рабочих и специалистов. Состояние и формы методической работы, их совершенствования являются предметом особого внимания в образовательном пространстве педагога. Учитывая вышесказанное, можно внести следующие предложения в «программу развития профессионального образовательного учреждения». Данные предложения представлены с учетом того, что современная структура образовательного пространства должна соответствовать требованиям времени, нести в себе все элементы разнообразия образовательных услуг, быть интегрированной в практику.Образовательная система должна стать мобильной и гибкой, чтобы служить амортизатором демографических колебаний. Программа развития образовательного учреждения, по нашему мнению, должна отражатьвозможности учреждения, его потенциал. При разработке программы следует учитывать лучшие исторические традиции учреждения.Особое внимание необходимо обратить на методический кабинет.

Качественное выполнение функциональных обязанностей зависит от наличия подходящих условий труда.Работа методического кабинета очень трудная.Методист контролирует качество и методику проведения занятий инженернопедагогическим составом. Методист разрабатывает рекомендации, формы документов, согласовывает с руководством формы и образцы учебной документации для проведения занятий. Организует и проводит методические занятия и мероприятия, обобщает опыт учебной и методической работы. Принимает участие в подготовке и издании научнометодической литературы. Разрабатывает рекомендации по методике применения наглядных средств обучения в учебном образовательном процессе, при подготовке педагогического состава к занятиям. Отрабатывает материалы конференций и готовит их к изданию. Организует сбор, хранение и популяризацию литературы по проблемам методики и практики 3

обучения, подготовки педагогов к занятиям, конференциям, обмен информацией и практическим опытом использования рекомендуемых методических материалов при подготовке к занятиям. Следовательно, в программе развития нужно просчитать мероприятия по укреплению материальнотехнической базыметодической службы. Работником методической службы профессионального образовательного учреждения должен быть профессионал, который в совершенстве владеет передовыми педагогическими технологиями, но его деятельность должна поддерживаться на высоком уровнесоответствующей обстановкой.Качественное развитие методической службы образовательного учреждения в первую очередь зависит от методического кабинета.Исходя из реалий современного образовательного пространства, в программу развития можно внести мероприятия по организации тьюторской службыпри методической службе. Только должная организация процесса индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов через тьюторскую службу позволит образовательному учреждениюперейти на качественную реализацию стандартов нового поколения.

Особое внимание необходимо обратить на создание благоприятных условий для привлечения и закрепления высококвалифицированных кадров. Необходимо уделять внимание уровню квалификации педагогических работников, с тем, чтобы он соответствовал требованиям, предъявляемым к занимаемым ими должностям на основе объективной оценки их профессиональной деятельности. Нужно стимулировать целенаправленное, непрерывное повышение уровня квалификации педагогических работников, их методологическую культуру, личностный профессиональный рост, использование ими современных педагогических технологий. Обратить внимание на повышение эффективности и качества педагогического труда, на выявление перспективы использования потенциальных возможностей педагогических работников. Повышение квалификации ведет к обновлению и углублению знаний в психологопедагогической, научнопрофессиональной и общекультурной деятельности на основе современных достижений науки, прогрессивной техники и технологии. Программа развития должна иметь раздел, посвященный конкретно вопросам повышения квалификации.Наиболее ярким результатом методической работы педагога является выявление и поддержка одаренных студентов, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, поддержка научноисследовательской деятельности обучающихся. Формирование системы научных взглядов студентов, развитие интереса к исследовательской деятельности, организация и проведение студенческих исследований, развитие личности студента и его индивидуальных способностей ведет к росту качества образовательного пространства. В программе развития красной чертой должна быть прописана работа с учащимися и студентами, которую может взять под контроль методическая служба.

Несомненнымпоказателем эффективности реализации «программыразвития»будет служить высокий уровень подготовки выпускников, а также качество предоставляемых образовательных услуг и появление конкуренции при поступлении на работу в образовательное учреждение.

С целью совершенствования методической работы и распространения передового опыта в программеразвития нужно особое внимание уделить организации и участию в научнометодических конференциях, совещаниях, методических семинарах и т.д. Кроме этого, одним из действенных методов обобщения передового опыта является подготовка и издание печатной продукции. При наличии соответствующей финансовой возможности желательно наличие минитипографии. Организация минитипографии позволяет удовлетворить потребность в типографских запросах учреждения (выпуск методических разработок, брошюр,4

пособий, методических рекомендаций, буклетов, программ и т.д.) Учащиеся и студенты могут пользоваться печатными услугами. Появляется еще один вид внебюджетной деятельности (типографские услуги населению, предприятиям, другим образовательным учреждениям). Информационным центром образовательногоучреждения является библиотека, которая обеспечивает педагогические кадры, учащихся и студентов учебной, методической и научной литературой, а также материалами о достижениях педагогики, науки по отдельным отраслям,как отечественной, так и зарубежной. В программеразвития учреждения необходимы пункты по совершенствованию работы библиотеки, такие как улучшение материальнотехнической базы, комплектования и т.д. Библиотека,обычно находящаяся в плотной связи с методической службой, должна стать центром сосредоточения знаний. Библиотека в наиболее доступной форме может предоставить ту или иную необходимую информацию работникам и обучающимся. В целях расширения информационного пространства учащихся и работников методическая служба может организовать работу Интернетцентра. Это позволит усилить научнометодическую деятельностьчерез предоставление возможности работы во всемирной сети, а также улучшит подготовку студенческих исследований и проектирований с учетом существующих работ. Можно предусмотреть решение вопроса об окупаемости трафика через предоставление Интернетуслуг населению. Интернет –центр позволит организовать модернизированный инновационный досуг студентов. Конечно, современное киберпространство проникло в повседневную жизнь и находится в шаговойдоступности для многих. Однаков Республике Саха (Якутия) Интернет все еще не вполнеобщедоступен изза своей не оправданной дороговизны. Таким образом, студенты, в большинстве случаев малообеспеченные, могут иметь доступ в Интернет только изсвоих образовательных учреждений.

В связи с модернизацией профессионального образования, внедрения инновационных технологий возникает необходимость предусмотреть на региональном и международном уровнях регулярный обмен информацией, документами и материалами в области исследований профессионального образования. Возможно заложить в программу развития колледжа затраты на открытие Центра (международного)сотрудничества. Преимуществатаких Центров на рынке образовательного пространства заключаются в уникальности предоставляемых возможностей для социального и профессионального роста педагогов. Аргументация для организации Центра заключается том, что преподавательский состав сумеет расширить свое информационное пространство для самообразования и самореализации. Учащиеся и студенты будут иметь возможность выбора образовательной траектории, сумеют стать профессионалами, востребованными не только в определенном регионе, но и на международном уровне. В ходе обучения студентыбудут иметь возможностьознакомиться с другими учреждениями, в некоторой степени это будет аналог клуба интернациональной дружбы (КИД).Реализация программы развития требует хорошей координации действий, а также активного участия всех работников образовательного учреждения. При практической реализации программы развития необходимо рассматривать все возникающие вопросы, проблемыи проводить мониторинг хода исполнения программы. Исходя из анализа хода реализации, промежуточных результатов в программу нужновносить соответствующие корректировки.Для реализации мероприятий программы развитияможно найти различные источники пополнения денежного обеспечения образовательного процесса. Например, активное участие в конкурсах игрантах, развитие спонсорской и меценатской помощи. Обычно методическая служба профессиональных 5

образовательных учреждений несет ответственность за организацию, проведение и участие в различных конкурсах, таким образом, накапливая определенный опыткоторый может быть использован в дальнейшем.

Конечно, указанные предложения в программу развития профессиональных образовательных учреждений требуют более детального раскрытия, но они являются только возможныминаправлениямисовершенствования методической работы. Надеемся, что при разработке, обсуждении или редактировании программ развития работники методической службы смогут использовать предложенные идеи.Для дальнейшего развития республиканской системы профессионального образования нужно также обратитьвнимание на следующее:недостаточное развитие и высокий износ образовательной инфраструктуры, эксплуатируемой всложныхприродноклиматическихусловиях;физически и морально устаревшуюнаучную, учебнолабораторнуюи материальнотехническуюбазы, не позволяющиепроводить необходимые исследования и разработкив самих образовательных учреждениях;старение научнопедагогических кадров;отсутствуетединаяэффективно функционирующаяреспубликанскаяучебнометодическаяструктура профессионального образования.В республике ощущается потребность в поиске новых методических и педагогических подходов к повышению качества подготовки специалистов всех уровнейпрофессионального образования. Таким образом, профессиональным образовательным учреждениям нужно очень скрупулезно подойти к разработке программ развития, особенно в разделе, относящимся к методической работе.

Atlasova Sargylana SerafimovnaCandidate of historical sciences, associate professor at theDepartment of teaching history and social studies of the Faculty of historyNorthEastern Federal University in YakutskatlasovaS@inbox.ru

Methodological questions in the development plan of professional educationаl institutions

Abstract:This paper talks about the ways of development of methodical service professional educational institutions, which can be entered in the "plan the development of educational institutions”.Keywords:program for the development of vocational educational institution, methodical work, methodologist, quality