Реформа новой школы:некоторые вопросыпредпрофессионального музыкально-теоретического образовния

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Полей Е. В. Реформа новой школы:некоторые вопросыпредпрофессионального музыкально-теоретического образовния // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2146–2150. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53432.htm.
Аннотация. В статье затронуты некоторые проблемы предпрофессионального музыкально-теоретического образования в связи с обновлением российского законодательства (Федеральный закон №145-ФЗ от 17.06.2011года) по организации и реализации образовательного процесса в ДМШ и ДШИ.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
ПолейЕлена Витальевна,Заведующая

кафедроймузыкальнотеоретических и общих гуманитарных дисциплин ХантыМансийского филиала Российской академии им. Гнесиных, доцент, г.ХантыМансийскЕmail: helenapoley@mail.ru

В статье затронуты некоторые проблемы предпрофессионального музыкальнотеоретического образованияв связи с обновлением российского законодательства (Федеральный закон №145ФЗ от 17.06.2011года) по организации и реализации образовательногопроцесса в ДМШ и ДШИ.Кодовые слова: преемственность, нововведения, музыкальнотеоретическое образование, творчество, современная музыка.Реформа новой школы: некоторые вопросы предпрофессионального музыкальнотеоретического образования. Единственным выходом по существу оздоравливающим музыкальный детский инстинкт, является в ы з ы в а н иетвор

ческого дара: способности изобретения и комбинирования материала. Б. Асафьев.Вопрос чему учить и как –всегда волновал общество. Не случайно любая реформа в области образования в первую очередь затрагивает его содержание. В современных условиях поновому встают вопросы детского музыкального воспитания, особенно в массовом музыкальном образовании. Известно, что музыкальная культура может существовать только в единстве трех основных форм деятельности —композиции, исполнительства и слушания. Без культурного слушателя музыкальное искусство остается элитарным. Забота о развитии музыкальной культуры диктует необходимость постоянного внимания к проблемам детского музыкального воспитания. Нужно признать, что на данном этапе система массового музыкального воспитания работает в нашей стране не достаточно эффективно. Формирование музыкальных вкусов молодежи происходит, в основном, без активного участия общеобразовательной и музыкальной школ, по иным каналам и не в том духе, который мог бы нас устроить. Очень часто молодежь воспитывают атмосфера двора, радио и телевидение, которые, как нам представляется, действуют в этом отношении не лучшим образом. Постоянно вмешиваться в процесс широкого музыкального воспитания —обязанность музыкантовпрофессионалов, ответственных за развитие музыкальной культуры. Как известно, в 20х —начале 30х годов в нашей стране сформировалась трехзвенная система музыкального образования, система ШУВ, как мы ее называем, которая опиралась на традиции музыкальных классов, созданных ещеИмператорским русским музыкальным обществом. Эта система, обеспечившая достаточно высокий уровень музыкальной педагогики в нашей стране, в настоящее время подвергается известным деформациям, развитию. Это заметно на всех уровнях. На уровне школы прежде всего. Если раньше школа была как бы двуединой, она должна была осуществлять, с одной стороны, подготовку детей к последующей профессиональной деятельности и, с другой стороны, выполнять функции массового музыкального воспитания, то сейчас совершенно определению наметилась тенденция к дифференциации направлений музыкального образования. Профессиональное и любительское образование, по крайней мере в ближайший период, будут идти в разных направлениях. Изменения в базовом уровне образования, естественно, повлияют на всю систему образования.Долгие 20 лет, до принятия Федерального закона № 145ФЗ, законодательными и подзаконными актами деятельность музыкальных школи школ искусствбыла ориентирована больше на общеэстетическое развитие подрастающего поколения, которым традиционно занимался и занимается целый ряд других учреждений дополнительного образования детей (кружки, студии, секции при домах культуры или народного творчества и пр.). Выполняет такие функции с той или иной долей успешности и общеобразовательная школа, имеющая в программах обучения предметы художественноэстетической направленности (музыка, рисование и др.). На протяжении ряда лет страна переживает социальнокультурный и духовнонравственный кризис общества, в результате чего были утрачены традиционные методические связи и преемственность образовательных программ среднего звена с детской школой: целый ряд учебных предметов, значимых для дальнейшего профессионального образования одаренных детей, во многих ДШИ и ДМШ перестал реализовываться, снизился не только конкурс при приеме абитуриентов в учреждения среднего и высшего профессионального образования, но и качество подготовки абитуриентов.Известно, что если массам не давать импульсмузыкальноэстетически образовываться, то интерес к профессиональной музыке

минимизируется. Выход из кризиса не может связываться только с материальными условиями. Пора отказаться от мысли, что бытие определяет сознание. Если в сознании нет ничего, если душа пуста, то ей не помогут материальные “допинги”; все будет разграблено, пропито, исчезнет, неизвестно куда.Главное условие выхода из ситуации состоит в святой вере в то, что обществу необходимы духовно богатые люди, что вообще без них общество превратится в свою противоположность. Нужно верить и в то, что в принципе каждый человек может приобщиться к этому богатству: богатству мировой культуры.Так или иначе, но начало —в детях, молодежи. Им в первую очередь нужна помощь. И без специальных социологических исследований мы знаем, что уже давно произошло отторжение молодежи от музыкальной классики, уже давно исчезли как бы сами собой такие условия или образ жизни, при которых хорошее музыкальное воспитание происходило без особых усилий: когда родители с детьми посещали музыкальный театр, когда в семье пели, играли на музыкальныхинструментах, когда дети сочиняли песни, мелодии и преподносили их родителям, друзьям к праздникам или просто так. И когда музыка была духовной потребностью, а не школьным уроком, к тому же плохо проводимым. Нам легко и приятно ругать молодежь за плохие музыкальные вкусы, хотя мы знаем, что никто, кроме всех нас, не виноват в этом. Ни семья, ни школа, ни профессиональные учебные заведения, ни СМИ не заботятся в должной мере о развитии хороших вкусов.Начинать нужно с дошкольников, с семьи. Дошкольное образование охватывать все формы творческой деятельности, а не только музыку, и тем более не ограничивать детей только слушанием. Когда дети проявят и смогут развить свои способности, тогда можно помочь им выбрать более узкую специализацию –быть слушателем,или исполнителем, или может быть даже композитором. Наиболее одаренные вправе ожидать помощи в отношении профессионального образования. В наше время, в соответствии с новыми социальными условиями, заметно преобразились прикладные функции музыки. Музыка все чаще звучит фоном для активной деятельности ее потребителя, все большее значение приобретает коммуникативная функция музыкального искусства, и, как следствие, менее выраженной становится функция познавательная. Педагогика ставит перед собой задачу —воспитать знающего, умеющего, обученного и образованного человека, этакий утилитарно прикладной объект, удобный для использования в общественнополезных целях. Человек воспринимающий, чувствующий современной педагогике чужд. Спасительной вакциной от эпидемии бесчувственности и индифферентности может стать художественноэстетическое воспитание.Вопросы музыкального воспитания, как части художественноэстетического воспитания, поновому звучат в современных условиях, особенно в массовом музыкальном образовании. Постулат о существовании музыкальной культуры в единстве трех основных форм деятельности —композиции, исполнительства и слушания подтверждается тем, что без культурного слушателя музыкальное искусство остается элитарным. Забота о развитии музыкальной культуры и культуры слушателя диктует необходимость постоянного внимания к проблемам музыкального воспитания.Музыкальная культура личности как часть духовной культуры невозможна без культуры мышления. Поэтому обновление содержания музыкального образования и воспитания, необходимость которого никем не оспаривается, должно основываться на познании искусства таким образом, чтобы школьники сами открыли для себя процессы, происходящие в музыке, и в конечном итоге вывели знание, рефлексируя (проживая) “путь ученого”.Вот здесь мы подходим ко второй части той условной ©суммыª, которую мы назвали культурой. Ее отождествляют и с образованием, и с искусством. Не углубляясь в этимологию самого термина (он имеет латинские корни), напомним только, что понятие ©Культураª включает в себя множество характеристик, касающихся как материальной, так и духовной деятельности человека. Все содержательное наполнение понятия ©культурыª выразилось в таких определениях, как ©культура бытаª, ©культура трудаª, ©культура нравственнаяª, ©культура художественнаяª. Во всяком случае, глубинное значение термина ©культураª, означающая обработку, возделывание (сельскохозяйственных культур) и в своем переносном значении имеет тот же смысл возделываниеª, выращивание человека, как личности.В конце 80х —начале 90х годов была принята своего рода ©триадаª состояния культуры: классическая, популярная, девиантная (отклоняющаяся).

Для исполнителя ©воспитывающимª культурным феноменом является изучение языка и форм искусства: гармонии, ритма, структуры, формообразования, временных параметров, стиля и это главная задача музыкальнотеоретического образования.Не обладая этим ©наборомª знаний, исполнитель обедняет свою собственную культурную ©ауруª и, конечно, свою интерпретацию. Быстрая и громкая игра сегодня входит лишь в категорию техники и отнюдь не означает глубины исполнения. Для теоретика же (будь он критик, научный работник, педагог) культурный слой означает не только свободную ориентацию в грамматике сочинения (т.е., умения найти каденцию, определить структуру периода, трехчастной формы, рондо). В каждом конкретном случае поистине неоценима роль воображения, ассоциативность мышления —это не просто навык или умение, это —искусство, которому надо учиться. Таким образом, культура музыковеда отнюдь не ограничивается только знанием законов музыкального творчества, она втягивает в свою орбиту и закономерности смежных искусств (поэзии, живописи и даже архитектуры). Следовательно, полноценное образование и есть сумма знаний и культуры. Именно последняя порождает и тягу к дальнейшему образованию или ©самообразованиюª, лежащему уже за пределами школы и означающему потребность все большего знания и, следовательно, погружения в культуру.Очерченные проблемы хорошо знакомы всем преподавателям и являются не следствием какоголибо дефекта методики, они связаны с самой формой существования музыкальной культуры академического направления. Последние семь веков музыка сочиняется композитором и приобретает законченный вид только в виде нотного текста, то есть некоего материального объекта, вещи. Задача исполнителя как можно точнее воспроизвести текст, а ту часть авторского замысла, которая не подлежит записи на бумаге, воссоздать при помощи музыкальной интуиции. Таким образом, первая часть задачи, казалось бы, не требует тех знаний, которые необходимы были композитору. Само наличие нотного точно фиксированного текста создает иллюзию абсолютной его достаточности, ведь композитор уже позаботился о форме и всех ее компонентах, о гармонии, фактуре, и если точно передать текст, то качественное исполнение обеспечено.Что касается исполнительской интуиции, то, к сожалению, ученикам иногда кажется, что этот дар дается музыканту исключительно от природы и никак не зависит от теоретических знаний, скорее наоборот, они могут ©засушитьª живое восприятие. Спору нет, интуиция может многое, но в рамках профессиональной академической музыкальной культуры и она нуждается в некоторой ©питательной средеª. Только при взаимодействии этого внутреннего и внешнего ©знаюª и возникает тот уровень понимания, который передается исполнителем слушателю и расценивается им как неординарное исполнение.В идеале, формированию этой ©питательной средыª и должны быть посвящены теоретические занятия. Они позволяют, не тратя усилий на преодоление чисто технических исполнительских трудностей, познакомиться с широким кругом произведений и, не говоря даже о таких ©высоких материяхª, как чувство стиля или авторской индивидуальности, научиться осознавать синтаксис, слышать голоса фактуры, чувствовать выразительность и акустическую обусловленность тонального плана.Высшее музыкальное учебное заведение открывает для музыканта новые возможности. Туда приходят уже отчасти сложившиеся профессиональные музыканты, практически, взрослые люди, прошедшие и этап отторжения,и этап преодоления музыкальной теории, у которых исполнительский и аналитический подходы уже слились в некий синтез, хотя бы на начальной его стадии.Бывают даже такие отрадные явления, когда студент понимает, что проанализировать произведение —это значит заметить его красоты, которые без анализа могли бы ускользнуть от внимания, что определение формы —это не приколачивание таблички с названием, пусть даже и правильным, а возможность почувствовать красоту пропорций и прочность конструкции, осознать точное значение каждого ее элемента. Устный анализ полезен еще и тем, что позволяет ©пропускатьª музыку через внутренний слух с разной скоростью. Замечено, например, что общие пропорции, связь тональностей, главные цезуры лучше замечаются при ускоренном темпе внутреннего прослушивания, а тонкости гармонии, фактуры —при замедленном. Современные проблемы в начальном музыкальном образовании: падение интереса к классическому музыкальному образованию как профессиональному, к изучению классической музыки, отсутствие домашнего музицирования, увлечение поп, роккультуройне лучшего толка, отсутствие в программах предметных курсов современной музыки, малый удельный вес творческих заданий, которые могли бы оптимизировать процесс обучения и привлечь учащихся в школу, —смогут быть решены, если реорганизация процесса обучения детей начнется в классе каждого преподавателя.

Некоторые предложения по оптимизации существующей в данный момент ситуации:Преемственность новых программ по отношению к действующим учебным планам.©Отсюда первая задача наша, особенно, если есть необходимость в нововведениях, в чемто оказывающихся даже и радикальными: не разрушитьтрадиционную систему музыкальнотеоретического образования, сохранив в полной мере ее силу и действенность.Первый принцип —сохранить музыкальность теоретического образования какодну из сильнейших его сторонª.Вместе с музыкальным искусством в целом музыкальнотеоретическое образование составляет пласт отечественной культуры. ©Достоинствами российской системы образования являются следующие:

Крепкая традиционная системность, предполагающая идею последовательного освоения все более расширяющегося обширного комплекса прикладной теории музыки, налаженность движения по этой восходящей линии из класса в класс, из курса в курс.

Относительно высокий уровень этого образования на всех его этапах, особенно на начальном. Иностранцы часто отмечают многочисленность музыкальноталантливой молодежи, причем не видно того, что раскрытию природой задуманных дарований немало способствует и воздействие музыкальнотеоретической образованности —все равно, на теоретических ли занятиях или в классах по исполнительской специальности.

Традицинно поддерживаемая и настроенность многих педагогов, которые без всяких красивых заявлений просто привержены светлому делу искусства музыки. Здесь сказывается, может быть, в прозаическом плане многократно осмеянная русская духовность, которая видимо все же в самом деле существует, а не придумана.ª [1, 1112].

Федеральные государственные требования

предпрофессиональногообразования разработаны с учетом обеспечения преемственности дополнительной предпрофессиональной образовательнойпрограммыв области музыкального искусстваи основных профессиональных образовательных программ среднего и высшего образования.Изменения, заложенныев Федеральных государственныхтребованиях: направленность на результат(повышены требования к качеству образования),

изменение сроков обучения (8летний цикл + 9 год дополнительный и 5летний цикл + 6 год дополнительный), новая структура учебных планов (обязательная и вариативная части, консультации, аттестация),

нормирование часов самостоятельной работы учащихся, в требованияхк минимуму содержания программырезультатом освоенияпрограммы обязательным является приобретение обучающимися во всех предметных областях навыков по выполнению профессионального анализа музыки и музицирования.

Запланированные нововведенияв Федеральных государственныхтребованиях: точное выполнение учебного плана, формирование контингента обучающихся с учетом формирования государственного или муниципального задания. Отсюда –ответственность за сохранность контингента обучающихся (показателем результативности работы школы становится ее выпускник и количество выпускников, поступивших в профессиональные учебные заведения). Вариативную часть (до 20% от обязательной части учебного плана) разрабатывает образовательное учреждение самостоятельно. Вести разъяснительную работу среди родителей о пользе обучения музыке с точки зрения развития способностей ребенка в других сферах.При мануальной технике пальцев полушария головного мозга, особенно рациональное, развиваются на 30% быстрее: экспериментальная группа детей, занимающихся музыкой, показалаудивительные результаты в изучении математики, информатики и иностранных языков.

Вести просветительскую работу по пропаганде музыкального искусства среди детей и молодежи.Творческие задания определить какконстанту учебного процесса для формирования творческой личности.Чем же может помочь молодому музыканту теоретическая наука на новом этапе его образования? Сделать процесс освоения разнообразных явлений музыкальной культуры максимально творческим. Сам принцип творческих заданий, безусловно, изобретен не сегодня, исторически он всегда был основой образования композитора. Теоретические трактаты прошлых лет предназначены для тех, кто собирается сочинять. Поставив систему творческих заданий и вообще творческого подхода как приоритетную, можно рассчитывать и на повышение интереса к занятиям в целом.Необходимо использовать творческие задания как метод формирования креативного исполнительства. Одна из характернейших тенденций музыкальной педагогики ХХ века привлечение внимания к формированию музыкального слуха как основы музыкального воспитания и к поискам эффективных методов, ведущих к его активизации к интенсивному развитию. Многие музыкальные воспитатели, выдающиеся художники прошлого столетия отнюдь не пренебрегали этой важной стороной работы с детьми и молодежью. Но нередко педагогические декларации находились в противоречиис практикой дела. Если иметь в виду нынешнее положение дел, нельзя закрывать глаза на следующие два момента: в обучении игре на том или ином инструменте проблема слухового развития была отодвинута на второй план спорами о наилучших путях совершенствования техники: ©Сначала пальцы голова потом. Сначала точность прочтения нотной (записи) ©буквыª исполнение потом! Обобщения? Развитие музыкального мышления? Воспитание любви к музыке? С этим можно и подождать. Надо заложить прочный фундамент техники и грамотности. В прошлом благодаря деятельности французских просветителей и Песталоцци, было привлечено внимание к особенностям личности ребенка, с которым должен считаться учитель. Только несколько десятилетий тому назад вышел из печати трактат Ф.Э.Баха, в котором среди прочего речь шла о важности многостороннего музыкального развития ученика.Спору нет, говорят сторонники иной точки зрения, без овладения элементарными техническими приемами на инструменте не заиграешь; без изучения нотных знаков музыку не прочтешь. Но первооснова это слуховое воспитание, формирование музыкального слуха. Разве можно приступить к обучению игре на инструменте без одновременного или предварительного развития способности воспринимать, понимать и переживать ©элементыª музыки ритмоинтонации? Руки следуют повиноваться слуху и интеллекту, подчиняться цели. Музыкальное воспитание должно предшествовать техническому или идти в ногу с ним. Вдумайтесь, как идет развитие музыкально сверходаренных детей, и пусть это послужит моделью для обучения других: музыка живет в их душе, а затем они ее воплощают на инструменте! Припомним слова Г.Г.Нейгауза: ©Прежде чем начинать учиться на каком бы то ни было инструменте, обучающийся будь это ребенок, отрок или взрослый –должен духовно владеть какойто музыкой: так сказать, хранить ее в своем уме, носить в своей душе и слышать своим слухом.ª

Обучение нотной грамоте начинать только тогда, когда обозначение звуковой высоты, метра и ритма из абстрактных знаков превратятся в живую реальность, заинтересуют ребенка, когда изучение их будет проводиться на основании многочисленных наблюдений ребенка над музыкой. ©Вижуслышуиграюª вот идеальная психологическая схема триада, о которой не следует забывать педагогу.

С первых же шагов обучения ребенка приучают к элементарному музыкальному слуховому анализу. Все с чем имеет дело ребенок, должно быть предварительно услышано и осознано. Игра на инструменте –мыслительный процесс. Основа обучения развитие способностей. Итак, ©донотный периодª это первый этап в эпохе накопления слуховых представлений, который в кульминационный качественный момент всегда переходит в эпоху реализации практической реализации полученных знаний.

Техника, грамотность, слухоритмическое музыкальное развитие, анализ исполняемых пьес, ©донотнаяª стадия обучения –все это необходимо. Но всеопределяющий стержень педагогической работы –это воспитание личности ребенка, его ©аппарата переживанияª (термин К.Станиславского) и ©аппарата осмысленияª, воспитание путем развития его творческихспособностей и для творческого овладения музыкой и игрой на инструменте. Ведь исполнительское искусство, которому педагог обучает и будущего ©просвещенного любителяª, и будущего профессионала, интонационное творчество –творчество на любом уровне подвинутости ученика, и в этом смысле нет разницы, играет ли он простенький народный танец или сложнейшую сонату. При всем несходстве практических путей воспитания слуха, предлагавшимися разными музыкантами в различных странах, можно заметить общую направленность педагогических поисков. Они, пользуясь формулировкой Б.Асафьева, нацелены на формирование интонационночуткого слуха, способного прослеживать, осмысливать, оценивать происходящие в музыке ©событияª, ©наблюдатьª за ее течением, за ©музыкальной формой как процессомª. Вот такая широкая трактовка сущности музыкального слуха –это уже характерная черта педагогики нашего столетия.

Интенсивное слуховое развитие есть одновременно и развитие ©музыкального мышленияª, т.е. умения, оперируя музыкальным материалом, находить сходство и различие, анализировать и синтезировать, устанавливать взаимосвязь. Отсюда формулы: ©Воспитывать думающий слухª (Блуменфельд), ©Учить бесконечному вслушиванию в музыкуª (Игумнов). Генеральной целью основных стадий жизни в музыке на всехэтапах музыкальнообразовательной системы должно быть постоянное совершенствование ©воли слуховой сферыª.

Тенденция в современной педагогике –активизировать процесс музыкальноэстетического воспитания через творчество ребенка –обусловлена объективнымифакторами: высокой ролью творчества в познании мира; необходимостью всестороннего развития личности; природной активностью ребенка, требующей творческой деятельности, близкой и хорошо знакомой ему с детства.

Творческий процесс тренирует и развивает память, мышление, активность, наблюдательность, целеустремленность, логику, интуицию. Все эти качества необходимы для успешного овладения игрой по слуху. В музыкальном творчестве ведущую роль играет синтез эмоциональной отзывчивости и мышления, абстрактного и конкретного мышления, логики и интуиции, творческого воображения и активности, способности принимать быстрое решение на музыкального явления, коэффициент наполненности восприятия музыки.

Творчество ребенка связано с самостоятельными действиями, с умением оперировать знаниями, навыками, применять их в ранее неизвестных условиях, в новых видах практики. Он постигает слухом элементы ладотональности, ритм, гармонические средства, закономерности развития мелодии и гармонии обособленно и в комплексе. Действуя самостоятельно, ребенок психологически раскрепощается, становится смелее при выполнении практических музыкальных заданий. Все творчески усвоенное школьниками становится их прочным достоянием, а процесс познания в атмосфере творчества приобретает развивающий характер, жизнь ребенка обогащается новыми чувствами. По мере творческого развития учащегося происходят определенные качественные изменения психики: перестройка психических функций, приобретающих особую окраску, переход от простейших творческих проявлений кболее сложным, становление качеств присущих творческой личности.

Значит, обучать творчеству? Но разве это возможно? Напрямик, в лоб, может и немыслимо, но можно и должно обучаться творчески работать. К творческим формам работы относятся импровизация, сочинение, подбор аккомпанемента (импровизационная гармонизация), транспонирование и музицирование. Нелегко в жизни музыканту, который не научился импровизировать за инструментом, подбирать по слуху. Без того умения не обойтись концертмейстерам, музыкальным руководителям, дирижерам и исполнителям, любителям музыки. Если музыкантисполнитель может воспроизвести на своем инструменте запомнившуюся музыку, сыграть знакомую мелодию в собственной гармонизации, если он в какойто мере владеет импровизационными навыками, это помогает ему в работе над разучиваемыми произведениями, активизирует его отношение к исполняемой музыке.

Использовать современную музыку, в том числе попи рокмузыку, в целях привлечения, обучения и воспитания.Одна из тенденций в перспективныхпрограммах и концепциях музыкального образования и воспитания —использование современной музыки в целях обучения и воспитания, в том числе попи рок музыки.Система музыкальнотеоретического образования, по крайней мере, в отношении современной музыкиво многом устарела, и сегодня мы нуждаемся в такой концепции, которая бы радикально дополнилавсю систему музыкальнотеоретического образования в целом. Современной принято считать музыку. созданную за последние 30 лет: так что музыка ХХ века –это уже современная классика.Необходимость обновления, а не будет большим преувеличением назвать реформы, обостряется в связи с тем, что мы находимся на пороге ХХI столетия, а явления музыки ХХ века, в частности, в среднем звене, представлены совершенно недостаточно: в должной мере не изучаются сочинения современных композиторов, медленно вводятся категории современного музыкального мышления. Общеизвестно, что основная масса выпускников колледжа остается со средним специальным образованием. Их число (вместе с окончившими школысемилетки) количественно намного превышает вузовских специалистов. Если мы их в должной мере не обучим, то отправим в жизненный путь огромную армию профессиональных музыкантов, пропагандистов музыкальной культуры без знаний музыки ХХ века.Безусловно, нельзя претендовать на то, чтобы современная музыка стала основой обучения, необходимо разумное сочетание с классическими основами. Но возможность более широкого охвата явлений современности должна иметь место на всех этапах музыкального образования.Отражение современной музыки в теоретических курсах среднего звена системы является трудной проблемой. С одной стороны,сказывается инерция налаженногоучебного процесса, где воспроизведение одного и того же материала из года в год вызвано методическойнеобходимостью. С другой стороны, следует и впредь соблюдать естественную последовательность в развитии музыкального сознания, что связано с изучением в первую очередь фундаментальных закономерностей, коренящихся в искусстве прошлого, и нарушать эту последовательность нельзя. Отсюда —постоянный стимул к отставанию музыкальнотеоретических курсовначального и среднего звена. Эта ситуация, естественно, существует в программах и в настоящее время.

Давно назрела необходимость включения массовой музыкальной культурыв процесс подготовки музыкантовпрофессионалов. Как показывает практика работы в области специального образования, профессионалы часто оказываются дилетантами в сфере современной популярной музыки, лишь интуитивно отличая ©зерна от плевелª. Знаниежанров и направлений неакадемической музыки, ее стилевых, особенностей и технических приемов, языковых единиц и терминологии необходимо для специалистамузыканта.

©Главной негативной чертой в воспитании при помощи рокмузыки исследователям видится то, что являясь частью молодежной субкультуры, она предлагает готовые стандарты современного поведения: манеру себя вести, танцевать, прически, манеру одеваться, определенный образ жизни. Однако, если мы изолируем от этой музыки учебновоспитательный процесс (что про исходит у нас в стране практически повсеместно), она будет существовать в других функциональных проявлениях и будет оказывать неконтролируемое влияние на чувства и мысли подростков. Действительно, в западной педагогике присутствует факт смысловой деформации понятия ©массовое музыкальное воспитаниеª, которое приравнено к понятию ©массовая музыкальная культураª и заключается в воспитании активного потребителя этой культуры, воспринимающего ее эмоционально и не дифференцированно. Но разве плоха цель музыкального воспитания —научить школьников ориентироваться в мире слышимого, сформировать музыкантов, не обучая их музыке как таковой. Нам кажется, что именно эта цель и должна сегодня быть направляющей в деле музыкально эстетического воспитанияª [2, 235].

©В концепции должна быть четко выражена мысль о необходимости признания существования разных видов, форм музыки; было бы утопичным полагать, что всем людям нужна одна и та же музыка, например, только серьезная, “академическая”, только классика, или только музыка западных зарубежных композиторов. Европоцентризму, артоцентризму в концепции не может быть места. Каждый человек имеет право на “свою” музыку. Для всего общества равно актуальны и элитарное искусство, и легкая музыка; не может быть вопроса, что “лучше” профессиональное или самодеятельное искусство; подобным образом несравнимы импровизация, домашнее сочинение музыки, народное творчество, религиозная музыка, национальное музыкальное искусство, старинная музыка, современная…Музыка должна быть не только разной, но и хорошей —так обычно говорят. С этим не спорят. Но общество должно найти в себе силы поддерживать художественные, духовные устремления людей, даже если не у каждого все хорошо получается. Удовлетворять эстетические потребности всех людей, а не только избранных —важная и сложная задача общества, государства. Каждый человек имеет право рассчитывать на помощь в этом. Потом все это отдается, так как возрастает духовный уровень общества.ª [3, 49]

Подготовить базовые программы по новым предметным курсам вариативной части учебного плана дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства:

Современная музыка. Популярные массовые жанры.

История искусства (изобразительного, театрального, киноискусства). Импровизация. Сочинение.Электронная музыка.

Музыкальная информатика.

Например: Предмет ©Популярные массовые жанрыª введен учебный план РАМ им. Гнесиных. Курс лекций доктора искусствоведения, профессора Т.В. Цареградской посвящен феномену массовой музыкальной культуры: рассматривается исторические пространства развлекательной культуры и жанры популярной музыки как песня, танец, мюзикл, джаз, рокмузыка, музыка театра и кино с точки зрения становления жанра, его разновидностей и методологии анализа.

Музыкальный спектакль, детские шоупрограммы –как перспективная форма оптимизации учебного процесса.Использовать систему ФПК более действенно для переучивания педагоговпо проблемам современной музыки и компьютерных технологий, электронной музыке, и особенно по творческим формам заданий: импровизации, сочинению, подбору по слуху, джазовой гармонии, созданию фонограмм.Для решения проблем, как насущных так и в перспективе, необходимы конкурсы, олимпиадыпо музыкальнотеоретическимдисциплинам цикла, как традиционные так и творческие.Внедрение в процесс инновационных технологий: особое внимание уделить владению компьютерными технологиями: презентация учебного материала (особенно в цикле истории музыки и искусств) в общеобразовательных школах уже стала нормой; владениеинтерактивной доской, наличие интернета в учебных аудиториях.Изменения, внесенные в законодательство, возвращают нас в историческое прошлое музыкальных школ, когда были сформулированы цели и задачи, соответствующие сегодняшнему понятию ©предпрофессиональное музыкальное образованиеª и предлагают сделать шаг назад в будущее. Школьная система как культурная питательная среда должна взращивать талантливых и одаренных детей, которые пополнят ряды профессионалов или станут просвещенными любителями музыки. Современная образовательная ситуация предлагает несколько способов бытия в реалиях обучениявоспитания, зависящих от мировосприятия и миропонимания учителя. Но какой бы ни была педагогическая парадигма —научнотехнократической, гуманитарной или эзотерической —

краеугольным камнем преткновения становится вопрос воспитания, прежде всего —художественноэстетического, главного субъекта образования —человека.

Ccылки на источники:1.Ю. Холопов. МТО: современные задачи.2.Е. БаталинаКорнева. Музыкальное воспитание, образование и массовая музыкальная культура.3.Ю. Рагс. О концепции музыкальноэстетического образования.4.О реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств : в 2 ч. : монография : сборник материалов для детских школ искусств / Авт.сост. А.О. Аракелова. –Москва : Минкультуры России, 2012. Elena PoleyThe head of the department of musicaltheoretical and general humanitarian disciplines of the KhantyMansiysk branch of the Russian academy in the name of Gnesinykh, the associate professor, KhantyMansiysk.

Reform of new school: some questions of preprofessional musicaltheoretical educationEmail: helenapoley@mail.ruIn the article some problems of preprofessionalmusicaltheoretical education in connection with updating of the Russian legislation on the organization and realization of educational process in ChMSh and ChShA are touched.Code words: continuity, innovations, musicaltheoretical education, creativity,modern music.