Модель подготовки будущих педагогов к осуществлению роли модератора и фасилитатора в современных условиях системы образования.

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кулагина Ю. А., Безрукова Е. В. Модель подготовки будущих педагогов к осуществлению роли модератора и фасилитатора в современных условиях системы образования. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2211–2215. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53445.htm.
Аннотация. В данной работе рассматриваются основные особенности новых ролей педагога – модератора и фасилитатора в традиционной и дистанционной системах обучения. Предлагается модель междисциплинарной интеграции дисциплин для организации обучения педагогов и студентов педагогических специальностей по формированию данных ролей.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кулагина Юлия АлександровнаСтарший преподаватель, Пензенская государственная технологическая академия, г. ПензаEmail:Kulagina_yu.a@mail.ru

Безрукова Екатерина ВалерьевнаСтудентка 4курса, Пензенская государственная технологическая академия, г. ПензаЕmail: dollykatena@yandex.ru

МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИБУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ КОСУЩЕСТВЛЕНИЮ РОЛИ МОДЕРАТОРАИ ФАСИЛИТАТОРАВ СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация.В данной работе рассматриваются основные особенности новых ролей педагога –модератора и фасилитатора втрадиционной и дистанционной системах обучения. Предлагается модель междисциплинарной интеграции дисциплин для организации обучения педагогови студентов педагогических специальностей по формированию данных ролей.

Ключевые слова: модерация, фасилитация, междисциплинарная интеграция.

Образовательный процесс на сегодняшнем этапе своего развития предполагает появление у педагога новых обучающих ролей –модератор и фасилитатор. Такие роли необходимо грамотно формировать как у студентовпедагогических специальностей,так и у самих педагогов, давно ведущих свою профессиональную деятельность. Поэтому наша работа направлена не только на рассмотрение новых функций педагога, но и на разработку модели обучения данным функциям.Модерация –это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса. Используемые приемы, методы и формы организациипознавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде,обучающийсяперестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе[1].Натрадиционном занятии педагогмодератор –это педагог, эффективно управляющий группой, обеспечивающий максимально полное вовлечение всех обучающихся в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, гарантированное достижение целей занятия.Современные условия образования предполагают активное развитие не только традиционной системы обучения, но и дистанционной. Поэтому функции модератора распространяются и на сеть Интернет. Педагогу необходимо организовать обучающихся и выявить особенности каждого без личного контакта. При таких условиях работы обязанности модератора дополняются соблюдением правил того форума или сайта, где организовано общение обучающихся. Исходя из особенностей работы педагога –модератора при традиционном и дистанционном обучении выделим основные качества, которыми должен обладать современный педагог, стремящийся объединить в себе оба направления модерирования образовательного процесса:1.Способность не терять нить обсуждения, соотносить ход дискуссии с целью занятия. 2.В ходе обсуждения педагог должен уметь концентрироваться на наиболее важных проблемах, не распыляясь на менее существенную информацию.По завершении каждой сессии обсуждений он должен быть в состоянии свести воедино всю полученную информацию по обсуждаемому проблемному вопросу и выделить вместе с группой учащихся наиболее эффективные варианты решения.3.Педагог должен быть способен воодушевлять участников обсуждения. Это бывает не всегда простой задачей. Для создания благоприятнойатмосферы необходим весь комплекс реакций, образующих так называемое активное слушание: внимание, понимание, адекватное реагирование, сопереживание, эмпатия.4.Педагог должен быть способен отстаивать свою главенствующую роль. Модератор не должен проявлять авторитарный стиль руководства и не должен быть лидером дискуссии, чтобы не вносить искажений в спонтанный ход обсуждения. Однако обстановка в группе в любой момент может выйти изпод контроля, и в этом случае модератор должен уметь отстоять свою лидерскую функцию и вернуть обсуждение в нужное русло, и лишь после преодоления кризисной ситуации вновь сделать ее невидимой. 5.Эффективное использование времени дискуссии. Высокий коэффициент использования времени обсуждения —одно из главных профессиональных качеств хорошего модератора[2].Кроме того выделим основные этапы деятельности педагога –модератора. Этапы представлены в таблице 1.Таблица 1 Этапы деятельности педагога –модератораЭтапТрадиционное занятиеДистанционное занятиеПредмодерация – «подготовка»Выбрана тема обсуждения, подготовлен ряд «наводящих вопросов», созданы необходимые условия проведения занятия, имеются все средства для проведения модерации (листы бумаги, фломастеры и т.д.).Выбрана тема обсуждения, подготовлен ряд «наводящих вопросов», подготовлена информационная среда для организации общения учащихся, создана тема на форме/сайте, определенно время дискуссии.Комментирующая модерация – «содержание»Контроль обсужденияс помощью наводящих вопросов, поддержание дискуссии в рамках заданной темы, активизация малоактивных участников.Контроль обсуждения с помощью наводящих вопросов (комментарий), поддержание дискуссии в рамках заданной темы, активизация малоактивных участников.Административная модерация – «управление»Учет регламента времени, выполнение всех этапов выбранной технологии модерации.Контроль дискуссиив рамках правил форума/сайта. Постмодерация –«подведение итогов»Логическое завершение дискуссии с оглашением полученных результатов, анализ эффективности занятия, анализ активности учащихся в обсуждении.Подведение рейтинга активности учащихся, оглашение результатов дискуссии, создание опроса об эффективности дискуссии.

Грамотно организовав процесс обучения с помощью технологии модерации, педагогу нередко приходиться не просто следить за ходом занятия, но и быть его активным участником. Здесь ему понадобятся навыки фасилитатора процесса обучения.Педагогическая фасилитация

стимулирование, инициирование и поощрение саморазвития и самовоспитания учащихся в процессе учебной деятельности за счет особого стиля взаимодействия педагога и обучающегосяи особенностей личности педагога[3].

Фасилитатор учения –человек, создающий благоприятные условия для самостоятельного и осмысленного учения.

Изучением технологии фасилитации занимались и занимаются многие отечественные (Александр Дудоров, Мария Пронинаи др.) и зарубежные (ФлеммингАллан Фанч,Брюс Роулинг, Лушин Павел Владимировичи др.) исследователи. И если навыки модератора помогутграмотно организовать работу учащихся на занятии, то навыки фасилитатора поспособствуют наилучшему пониманию учащихся и помогут быть педагогу наравне с ними.Проанализировав основные положенияпедагогической модерации и фасилитации, выделим тот минимум знаний, умений и владений, которыми должен обладать педагог для эффективной организации образовательного процесса. Здесь необходимо отметить, что нам понадобятся знания нескольких дисциплин и необходимо будет прибегнуть к технологии междисциплинарной интеграции.Междисциплинарная интеграция –это целенаправленное усиление междисциплинарных связей при сохранении теоретической и практической целостности учебных дисциплин[4].Выделим дисциплины, которые помогут нам сформировать педагога, способного организовать образовательный процесс на традиционном и дистанционном занятии.1.Дисциплина «Педагогикапрофессионального обучения»Знания:

понятия «модерация», «педагогмодератор», «фасилитация», «педагогическая фасилитация»;

этапы модерации на традиционном занятии;

этапы модерации на дистанционном занятии;

качества хорошего модератора.2.Дисциплина «Информатика»Знания:понятия «сеть Интернет», «сайт», «форум»,«образовательный портал», «социальная сеть», «электронная почта», «спам», «поисковая система».Умения:быть активным пользователем сети Интернет сиспользование поисковых систем;уметь создавать обсуждения на выбранном форуме, сайте и т.д;уметь создавать автоматизированные опросы участников обсуждения, в зависимости от возможностей выбранной социальной сети или образовательного портала;уметь отправлять электронные сообщения в социальных сетях и на почте;уметь передавать документы в социальных сетях и на электронной почте.Владения:владеть навыками работы с электронной почтой (отправка/прием писем с вложенными файлами, массовая рассылка);владеть навыками организации обсуждений в социальных сетях и образовательного портала учебного заведения (при наличии).3.Дисциплина «Педагогические технологии»Знания:понятия «педагогическая технология», «технология модерации», «технология фасилитации»;интерактивные методы модерациии фасилитации (динамическая фасилитация, технология открытого пространства и др.).Умения:уметь организовывать работу обучающихся в соответствии с основными этапами модерации;уметь направлять дискуссию обучающихся в соответствии с поставленной целью занятия и правилами фасилитации.Владения:владеть навыками организации и проведения занятия в соответствии с выбранной технологией модерации и фасилитации.4.Дисциплина «Психологияпрофессионального обучения»Знания:

основные установки педагога –фасилитатора;

понятия «эмпатия», «доверие», «принятие», «концентрация», «самоорганизация», «мотивация».Умения:

уметь контролировать собственные эмоции во время занятия;

уметь активизировать неактивных участников дискуссии;

уметь постоянно поддерживать обсуждение;

уметь мотивировать обучающихся на принятие участия в обсуждении.Владения:

владеть навыками самоорганизации;

владеть навыками мотивации и активизации обучающихся на обсуждение.

Наглядно взаимосвязь дисциплин можно отразить на рисунке1.













Рисунок1 –Модель междисциплинарной интеграции «педагогмодератор, педагогфасилитатор»В предоставленной модели междисциплинарной интеграции можно выделить одну особенность –интегратором является не дисциплина, а те навыки педагога, которые необходимо сформировать с помощью выбранных дисциплин. Педагогические знания необходимы для применения на двух дисциплинах –психологии и информатике. В области психологии педагогика помогает нам грамотно структурировать и реализовать процесс фасилитации. В области информатики –процесс модерации.С помощью психологиинам легче понять особенности эмоционального состояния педагога и группы обучающихся во время дискуссии, сформировать основные психологические установки фасилитатора и соответствовать им. Педагогические технологии, учитывая психологические ПЕДАГОГИКАИНФОРМАТИКАПСИХОЛОГИЯПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИПЕДАГОГ –МОДЕРАТОРПЕДАГОГ –ФАСИЛИТАТОРособенности группы, помогают нам подобрать наиболее подходящие методы модерации и фасилитации, как на традиционном, так и на дистанционном занятии. Отличительные черты модерации при обучении с использованием сети Интернет помогают нам более эффективно организовать образовательную среду. Знания педагогических технологий уже переходят в область новой дисциплины –информатики. Информатика,в свою очередь,обеспечивает педагога информационной грамотностью и навыками дистанционной модерации и фасилитации.Таким образом, разработанная нами модель междисциплинарной интеграции поможет организовать процесс обучения педагогов и студентов –будущих педагогов навыкам модерации и фасилитации, учитывая современные требования к данным образовательным аспектам и основываясь на применении их не только на занятиях традиционной системы обучения, но и дистанционной.

Ссылки на источники:1.https://sites.google.com/site/prakticeskoeposobiedlaucitela/tehnologiamoderacii/ctoeto–[Дата обращения 23.03.2013].2.http://www.management.com.ua/marketing/mark05310.html–[Дата обращения 23.03.2013].3.http://www.menobr.ru/materials/1214/28329/–[Дата обращения 30.03.2013].4.http://old.ineu.edu.kz/ru/activity/obrazovanieiinnovacii/sekziya5/139620120401084121–[Дата обращения 23.03.2013].

Kulagina Julia AlexandrovnaSenior lecturer, the Penza state technological Academy, str. PenzaEmail: Kulagina_yu.a@mail.ru

Bezrukova Ekaterina ValeryevnaA student of the 4course, the Penza state technological Academy, str. PenzaEmail: dollykatena@yandex.ru

INTERDISCIPLINARY INTEGRATION IN THE PROCESS OF TRAINING OF TEACHERS SKILLS OF THE IMPLEMENTATION OF MODERATION AND FACILITATION

Abstract: In this paper we consider the main features of the new role of the teacher is a moderator and facilitator in the traditional and distance training systems. A model of interdisciplinary integration of disciplines for the organization of training of teachers and students of pedagogical specialities in the formation of a data roles.

Key words: moderation, facilitation, interdisciplinary integration.