Развитие образовательной среды на основе системы экологического менеджмента в вузе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Пикалова Л. Е. Развитие образовательной среды на основе системы экологического менеджмента в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2321–2325. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53467.htm.
Аннотация. В статье представлены результаты изучения проблемы развития образовательной среды на основе системы экологического менеджмента, совершенствования практики менеджмента качества учебного процесса, интеграции и внедрения в практику новых способов, форм и методов экологического образования.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Пикалова Людмила Егоровнакандидат социологических наук, ректор,

НП НООВПО«ГуманитарноЭкологический Институт», Москваpedagogikanet@yandex.ru

РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ОСНОВЕ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ВУЗЕ

Аннотация В статье представлены результаты изучения проблемы развития образовательной среды на основе системы экологического менеджмента, совершенствования практики менеджмента качества учебного процесса, интеграции и внедрения в практику новых способов, форм и методов экологического образования

Ключевые слова: экологическая компетентность, система экологического менеджмента, развитие социальноэкологической образовательной среды, экологические и мониторинговые исследования, экологопросветительская работа, интеграция методов экологического образования

Экологическая компетентность современного человека является одним из важнейших условий реализации гуманитарной стратегии решения глобальных экологических проблем и устойчивого развития цивилизации. Ведущая роль в процессе развития экологической компетентности принадлежит специалистам в области гуманитарного образования. Становление экологопрофессиональной компетентности обеспечивается интеграцией в содержании методологической, теоретической, предметной и методической подготовки в условиях специально организованной экологосообразной образовательной среды. Система менеджмента, выстраиваемая в нашем вузе (ГуманитарноЭкологическом Институте, ГЭИ), сегодня понимается более широко:

это современный подход к учету приоритетов окружающей среды при планировании и осуществлении деятельности организации;

это специальная область управления, заключающаяся в регулировании сознательного воздействия человека на природные и социальные процессы,а также объекты окружающей среды для удовлетворения своих экологических, экономических и других потребностей при условии устойчивого развития общества и сохранения природы;

процесс внутренне мотивированной, инициативной деятельности организаций (международный стандарт ИСО серии 14000), направленной на минимизацию отрицательного воздействия на окружающую среду посредством реализации проектов и программ, разработанных на основе самостоятельно принятой экологической политики.Экологосообразная образовательная среда, спроектированная на основе системы экологического менеджмента, становится местом приобретения личностного опыта экологической деятельности, существенно отличающегося от опыта, приобретенного в учебном процессе, вариативностью видов деятельности, осознанием личной ответственности в связи со свободой выбора и действия в условиях многообразия позиций и мнений, самостоятельным целеполаганием, видимой легкостью приобретения, быстротой востребованности. Индивидуализация этого опыта сопровождается интеграцией в социальном контексте, цели и мотивы выбранной деятельности определяются в системе перманентно развивающихся общественных отношений, складывающихся в нашем вузе.Воздействие принципов экологического менеджмента (управления кризисами с учетом оценки риска, последовательного и постоянного улучшения, экологического нормирования, добровольности и заинтересованности, непрерывности экологического образования) проявляется в постепенном преобразовании всех компонентов образовательной среды: природного; пространственнопредметного; социального; психодидактического; учебнометодического, которые начинают эффективно участвовать в процессе становления компетенций студентов, будущих специалистов. Практика организационнодеятельностного процесса становления и развития социальноэкологической образовательной среды.На сегодняшний день в образовательном пространстве ГЭИ мы отработали определенные способы и формы включения студентов в формирование такой среды при внедрении системы экологического менеджмента в вузе. В качестве таковых выступают:экологические и мониторинговые исследования (включение исследований в образовательные программы, поощрение научноисследовательской работы студентов по экологическим проблемам, оценка состояния окружающей среды по параметрам, наиболее пагубно влияющим на объекты образовательной среды, создание семинаров, тренингов, индивидуальных консультаций;экологокраеведческая работа (инвентаризация объектов культурного наследия, расположенных вблизи территории нашего вуза, изучение их генезиса, особенностей, роли в современной или прошлой инфраструктуре);экологопросветительская работа (создание учебных программ по экологической этике, организация информационносправочной службы (базы данных по нормативным и правовым документам, экологическичистым технологиям, справки о состоянии окружающей среды, здоровом питании и образе жизни, календарь экологических событий), использование средств массовой информации для повышения экологической грамотности, проведение общественных акций);экологонатуралистическая работа (исследовательские проекты, направленные на изучение живой природы, создание учебных экологических троп, проведение экскурсий);природоохранная и природовосстановительная деятельность (участие в природоохранном волонтерском движении, проведение акций восстановление исторического облика зеленых насаждений, озеленение общественных мест); экологотуристическая работа (разработка общеоздоровительных программ, проведение спортивнооздоровительных мероприятий, организация групп экологического туризма);эргономикотрудовая деятельность (улучшение условий труда и учебы, контроль валеологических показателей помещений, условий реализации образовательного процесса);художественноэстетическая деятельность, например, улучшение эстетики окружающей среды, экологический театр ГЭИ, проведение тематических конкурсов в области экодизайна и проектирования, создание художественноэстетических объектов.Интеграция методов экологического образования, способов и форм включения студентов в процесс формирования экологосообразной образовательной среды обеспечивается созданием экологических ситуаций разного типа (транслирующие, нейтральные, адаптирующие, продуктивные, реализующие, виртуальные), проживание которых студентами позволяет реализовать механизмы развития, соответствующие каждому этапу становления профессиональных компетенций. Экологические ситуации предполагают вхождение студентов в совокупность ролей, форм и способов экологической и профессиональной деятельности, обеспечивающих приращение и интеграцию компонентов в профессиональной сфере будущего специалиста. Для идентификации экологических аспектов используют методики получения и обработки экологически значимой информации: анкетирование и интервьюирование, сбор и представление информации (фотои видеосъемка, картографирование), анализ материальных балансов и технологических расчетов, экспертные оценки, методы математической статистики, моделирование, специальные (например, приборный контроль).Процесс создания экологосообразной среды в ГЭИ средствами системы менеджмента отвечает всем признакам технологичности:

концептуальность выражается в опоре на теорию устойчивого развития и положения средового подхода;

системность проявляется во взаимосвязи всех компонентов среды и определяет возникновением новой функции содействия становлению экологической компетенции;

управляемость обеспечивается диагностическим целеполаганием, проектированием процесса обучения, поэтапной диагностикой, коррекцией учебного процесса).

эффективность может быть проверена по оценке результатов, оптимальности затрат, гарантированности достижения определенного стандарта обучения;

воспроизводимость обеспечивается набором универсальных методик, широтой применения инструментария.Результатами предложенной технологии являются структурнофункциональные изменения не только на микроуровне (личностные изменения, межличностные взаимодействия студентстудент, студентпреподаватель, студентуправленец,) и мезоуровне (студенческие коллективы, кафедры, службы, общественные организации, структуры системы дополнительного образования, организациисубподрядчики и т.п.), но и, что особенно ценно, на макроуровне с возможностью влияния на социальноэкономические, политические и социокультурные условия в стране и глобальные процессы. В тоже время экологосообразная образовательная среда в ГЭИ выступает универсальным образовательным ресурсом. При анкетировании, проведенном в ГЭИ, были выявлены проблемы, с которыми сталкиваются при решении задач экологического образования преподаватели: слабая методическая подготовка (32%); дефицит времени (11%); недостаточная разработанность современных технологий в области экологического образования (20%); недостаточная помощь со стороны семьи (7%);отсутствие методического материала (40%). Наиболее существенной проблемой, затрудняющей процесс становления специалистов в профессиональной деятельности, по мнению педагогов, является методическая подготовка в области современных технологий экологическогообразования, проведения мониторинговых исследований, реализации открытых экологических проектов. В ходе накопления практического опыта деятельности по реализации Концепции и разработки целевых программ по направлениям работы нами были выделены недостаткитрадиционной системы экологического образования в решении проблем становления экологической компетентности на этапе обучения в вузе. К главным недостаткам отнесены:­слабо выраженная профессиональная направленность профильных дисциплин подготовки;­отсутствие научнометодического обеспечения процесса реализации компетентностного подхода к экологическому образованию;­нереализованные возможности вуза для получения и расширения опыта экологической деятельности студентов в период обучения;­недостаточный учет аксиологических аспектов в дидактических материалах и используемых образовательных технологиях.Практический опыт образовательной деятельности, мониторинг, факторный анализ позволил выделить группы прямых и косвенных факторов влияния на процесс развития экологической культуры студентов на этапе профессиональной подготовки. Установлено, что в качестве прямых факторов выступают: положительный опыт экологического образования на довузовском этапе обучения (10,17%), успешность обучения в колледже и вузе (10,22%), экологизация профильных дисциплин подготовки (9,68%), высокий методический уровень этих дисциплин, обеспечивающих их профессиональную направленность (15,08%), регионализация экологических дисциплин (7,12%), использование современных образовательных и информационных технологий, обеспечивающих развитие ключевых компетентностей (25,75%), непосредственный опыт участия в учебноисследовательских экологических проектах (18,34%). В качестве косвенных факторов: средства массовой информации и экологическая направленность информационной среды вуза (42,56%), соответствие предметнопространственной среды потребностям студентов (6,89%), участие в общественных объединениях и единичных экологических акциях (9,77%), общение в микросоциуме (обсуждение вопросов экологии с вузовскими преподавателями и со сверстниками) (12,43%), осознание своей причастности к решению глобальных экологических проблем в структуре ценностных ориентаций будущего специалиста (8,22%). Опыт разработки, организации и экспериментальной проверки Концепции становления экологической компетентности будущих специалистов и развития её в экологическую культуру подтвердил ее основные положения и позволил выделить главные условия успешной реализации:­согласование и интеграция педагогических, профессиональных и экологических принципов в системе гуманитарноэкологического образования;­кадровое и ресурсноеобеспечение процесса, то есть готовность вуза к инновационным содержательным, организационным и методическим изменениям;­включение экологического менеджмента в общую систему внутривузовского управления;­обеспечение профессионального развития и саморазвития и др. Разработка методики внедрения экологического менеджмента образовательного учреждения вносит вклад в развитие теории управления и менеджмента, расширяет возможности ее применения в системе профессионального образования и системе повышения квалификации руководящих работников в сфере гуманитарноэкологических наук.

Pikalova L.Y.PhD in Sociology, Rector,

NP DOE VPO "Humanitarian and Environmental Institute", Moscowpedagogikanet@yandex.ru

DEVELOPMENT OF EDUCATION ENVIRONMENT BASED ENVIRONMENTAL MANAGEMENT IN HIGH SCHOOL

AbstractThe results of the study of the problems of the educational environment on the basis of the environmental management system, improvement of the quality management practices of the educational process, integration and introduction of new methods, forms and methods of environmental education

Keywords: environmental expertise, environmental management system, the practice of organizing the process of socioenvironmental education, environmental research and monitoring, environmental education, integration methods of environmental education