Валеологический подход к организации урока в современной школе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Литвиненко О. П. Валеологический подход к организации урока в современной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2356–2360. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53474.htm.
Аннотация. В данной статье рассмотрен валеологический подход к организации урока в начальной школе. Представлены показатели рациональной организации учебно - воспитательного процесса.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Литвиненко Ольга Петровнаучитель начальных классов, МБОУ ООШ №269, г. Снежногорскprofi230@yandex.ru

Валеологическийподход к организации урокав современной школе

Аннотация: В данной статье рассмотрен валеологический подход к организации урока в начальной школе. Представлены показатели рациональной организации учебновоспитательного процесса.

Ключевые слова:урок, начальная школа, валеологический подход.

Одна из основных проблем на сегодняшний день в образовании это проблема сохранения здоровья детей. Снижение здоровья детей

это реальность нашей сегодняшней жизни. В целом, по данным НИИ педиатрии, 20% детей в возрасте 67 лет не готовы к обучению в школе, а 3035% дошкольников имеют хронические заболевания.Следовательно, сниженисходный уровень здоровья детей 67 лет, приступающих к систематическому обучению в школе, существенно снижает возможности успешного получения образования[1].Второй год мы работаем по новым стандартам (с новыми требованиями к условиям и результатам).

Прежде чем мы потребуем от ученика результат, мы должны создать условия. Они включают в себя требования к безопасности в учреждении, к оснащению кабинетов, сохранению здоровья детей, организации питания, обеспечению учебниками и т. д.

В каждом детсаду, школе или вузе стандарт устанавливает набор таких обязательных условий.

Опираясь на них,сейчас создаётся современная образовательная среда, в которой у детей появится больше возможностей получить качественное образование.

А сможем ли мы сохранить здоровье наших детей?

Получается, что современный учитель с одной стороны должен выполнить, стандарт,а с другой

не навредить ребёнку.Что же является причиной резкого ухудшения здоровья детей.Валеологическийанализ современного педагогического процесса в школе позволил выделить ряд основных факторов:объективные (заложенные в нормативных образовательных документах: рабочие программы, учебный план, учебники);

субъективные (связанные с организацией различных видов взаимодействия между субъектами учебного процесса)[2].Практика показывает, что успех валеологического образования в школе достигается за счет деятельностногоподхода на уроках, во внеурочное время, как педагогами, так и родителями.Выделим наиболее важные показатели рациональной организации учебновоспитательного процесса в школе:

валеологический подход к организации и проведения уроков;

применение

здоровьесберегающих технологий;

выполнение рекомендаций САНПИН 2.4.2.282110[3].Ведущим звеном учебного процесса, определяющим его конечные результаты, является урок. Поэтому важным становится вопрос о том, как не допустить перегрузки учащихся именно на уроке. В процессе комплексного исследования факторов школьной среды, оказывающих негативное влияние на здоровье школьников, особое внимание обращается на построение и ведение урока.В ходе проводимых теоретических и экспериментальных исследований, осуществляемых лабораторией практической валеологии, оказалось возможным выделить три группы факторов, влияющих на работоспособность учащихся на уроке.Первая из них объединяет факторы, характеризующие учебный процесс по данному предмету, который определяется методикой преподавания и деятельностью учителя. Ко второй относятся факторы, определяющие условия обучения в данной конкретной школе. Третью группу составляют факторы, характеризующие учащихся с точки зрения сформированности общеучебных умений и навыков, а также уровня их психического и физического здоровья [4].Валеологическая оценка урока проводится по следующим показателям: плотность урока (процент времени, затраченного школьниками на учебную работу);количество видов учебной деятельности (письмо, чтение, слушание, рассказ,рассматривание наглядных пособий, ответ на вопрос, решениепримеров);лительность каждого вида учебной деятельности (в минутах);частота чередования видов учебной деятельности (среднее время в минутах сменыдеятельности);количество видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный черезтехнические средства обучения (ТСО), самостоятельная работа);место, длительность и условия применения ТСО;частотачередования видов преподавания;психологический климат на уроке;соблюдение правильной позы, её соответствие видуработы и чередование в течение урока;наличие, место, содержаниеи длительность физкультминуток;момент снижения учебной активности школьников как показатель утомления [5].Валеологический анализ урока направлен на оценку цели, задач, условий, педагогических технологий, психологии взаимоотношений участников урока и др. сточки зрения их воздействия на здоровье учащихся и педагога.

В принципе показатели валеологической оценки урока не новы, но как показывают взаимопосещения уроков у своих коллег, опыт организации режимов обучения с учетомфактора утомляемости практически утерян.Опираясь на опыт работы нашей школы в данном направлении, были выявлены следующие проблемы:

недостаточное осознание большинством учителей актуальности валеологических знаний применительно к самому себе и учащимся;

низкий уровень готовности учителей к валеологической деятельности;

разрушающий здоровье учащихся учебный процесс, характеризующийся все повышающейся интенсификацией, и, как следствие перегрузкой детей.

Актуальна проблема формирования валеологической стратегии педагогической деятельностии в других школах.В образовательных учреждениях не организована работа по формированию здорового образа жизни детей. По данным социологов, только 4% российских школьников получает информацию о способах сохранения и поддержания здоровья от учителей. И беда не только в том, что учитель в своей деятельности не ориентируется на охрану здоровья учеников, он и сам не научен беречь свое здоровье Многие педагоги страдают различными хроническими заболеваниями, находятся в состоянии хронического дистресса, о своем здоровье заботятся совершенно недостаточно.

Опыт же подтверждает, что не умеющий беречь свое здоровье не сумеет его сохранить и у других[6].В современной школе от детей ожидают большей работоспособности, чем прежде. Огромное влияние на развитие умственной работоспособности младших школьников оказывает уровень физического развития и состояния здоровья. Только при правильной организации учебной деятельности (строгое соблюдение режима школьных занятий, построение урока с учётом работоспособности детей, использование наглядности, выполнение гигиенических требований, благоприятный эмоциональный настрой и др.) возможно решение одной из задач здоровьесберегающей педагогики сохранение высокой работоспособности и исключение переутомления учащихся[7].Таблица1Гигиенические критерии рациональной организации урока(Смирнов Н.К., к.м.н., профессор)Факторы урокаУровни гигиенической рациональности урока

РациональныйНедостаточно рациональныйНерациональныйПлотность урокаНе менее 60% и не более 7580%8590%Более 90%Число видов учебной деятельности472312Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности Не более 10 минут1115 минутБоле 15 минутЧастота чередования различных видов учебной деятельностиСмена не позже чем через 710 минутСмена через 1115 минутСмена через 1520 минутЧисло видов преподаванияНе менее 321Чередование видов преподаванияНе позже чем через 1015 мин.Через 1520 минутНе чередуютсяНаличие эмоциональных разрядок (число)231НетМесто и длительность применения ТСОВ соответствии с гигиеническими нормамиС частичным соблюдением гигиенических нормВ произвольной формеЧередование позыПоза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюИмеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда Частые несоответствия позы виду работы. Поза не дает за посадкой учащихсяконтролирует посадку учащихся.контролируется учителем.Физкультминутки Две за урок, сос

тоящие из 3 лёгких упражнений, по 35 повторений каждого1 физкультминутка за урок, с недостаточной продолжительностьюОтсутствуют Психологический климатПреобладают положительные эмоцииИмеются случаи отрицательных эмоций. Урок, эмоционально индифферентныйПреобладают отрицательные эмоцииМомент наступления утомления учащихся ( по снижению учебной активности)Не ранее чем через 40 минутНе ранее чем через 3537 минутМенее чем через 30

Для сохранения, укрепления и формирования здоровья школьников является важным не только соблюдение гигиенических критериев рациональной организации урока[8], но и использования в работе с учащимися здоровьесберегающих технологий.Хотелось бы также отметить выполнение рекомендаций САНПИН 2.4.2.282110:

требования к помещениям и оборудованиюобщеобразовательных учреждений;

требования к воздушнотепловому режиму;

требования к естественному и искусственному освещению;

гигиенические требования к режиму образовательного процесса;

требования к организации медицинского обслуживания обучающихся и прохождению медицинских осмотров работниками общеобразовательных учреждений;

требования к санитарному содержанию территории и помещений;

требования к соблюдению санитарных правил.Всё это делает очевидным необходимость осуществления дифференциации содержания, методов, форм, средств гигиенического воспитания с учетом состояния здоровья, характерологических особенностей, темперамента, возраста.И так, сущность валеологично проведенного урока состоит в том, что этот урок, должен обеспечивать педагогу и каждому ученику сохранение и увеличение запаса жизненных сил от начало урока до конца.Как это отследить? Можно использовать различные диагностические признаки, составив карту их отслеживания (Таблица 2).Таблица 2 Валеологический анализ урока

ДатаКлассУчительТема урокаСамооценка педагогаОценка исследователя1. Постановка валеологических целей урока

2. Благоприятный микроклимат на уроке

3. Наличие на уроке физкультминуток, релаксационных пауз

4. Учет динамики работоспособности на уроке

5.Интерес к уроку; (уверенность в себе,утомляемость, прилежание);

6. Наличие в содержании урока межпредметных связей

7. Индивидуальный, дифференцированный подход к ученикам, в том числе с учетом пола

8. Развитие на уроке: а) логического мышления; б) позитивного мышления

9. Включение в урок материала, помогающего ориентироваться в современном социуме

10. Выработка у школьников уверенности в успехе

11. Активные методы обучения на уроке (ученики в роли учителя, обучение практикой действия, обсуждение в группах, игра, тренинги, ученик как исследователь)

12. Включение в урок заданий на принятие решений, выделение главного, работа с лишней и недостающей информацией

13. Выработка умений самоанализа, самооценки, саморегуляции

14. Активность школьников на урок

15. Внешний вид кабинета, соответствие гигиеническим требованиям и санитарным нормам

16. Особые валеологические заслуги учителя на уроке (например, урок на свежем воздухе)

Все пункты заполняются по интуитивной оценке по шкале от 0 до 1(педагогом и исследователем) Шкала:0 баллов отсутствует на уроке;0,5 баллов недостаточно чёткое проявление;1балл ярко выраженная реализация положения.Обработка результатовПодсчёт валеологического коэффициента урока (учителем)К валеол.уч.= Колво баллов(116):24Подсчёт валеологического коэффициента урока (исследователем)К валеол.исслд.= Колво баллов(116):24

Валеологический коэффициент урокаОпределяется по данным исследователя и по самооценке учителя.К(валеолог.)= (К (учител.) + К (исследов.)):2Впоследствии в общую систему измерения можно вносить данные по частоте дыхания и пульса.Средние показатели по классу:Пульс (до урока и после урока)до 100= 1 балл;от 101= 130= 0,5 баллов;более 101= 0 баллов;Средние показатели по классу:Дыхание(до урока и после урока)до 20 = 1 балл;от 21 до 28 = 0,5 баллов;более 29 = 0 баллов.У детей в начальной школе частота сердечных сокращений и дыхания больше,поэтому показатели выше, чем у детей например 5го класса.

Хотелось бы отметить, использование данной методики (автор неизвестен) учителяминашей школы во время посещения уроков и внеклассных мероприятий друг друга, на протяжении 8 лет, дала положительные результаты.

Педагоги стали более рациональнее строить свои уроки с точки зренияздоровьесберегающих технологий и не забывают о том, что успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья как детей, так и учителей.Валеология–урок будущего [9].Здоровье детей один из факторов успешной учебы в школе. Наш путь к здоровью, через валеологию.



Ссылки на источники:1.Комплексная программа по укреплению здоровья детей на сайте edu.tatar.ru

2.Валеологический подход к организации урока в современной школе на сайте tom2.yarono.ru3.Санитарныенормыиправила. СанПиН /[www документ] на сайте epidemiolog.ru4.Валеологический анализ урока на сайте psyoffice.ru5.Валеологические требования к уроку на сайте uchebniyschool.ucoz.ru6.Педагогическая валеология на сайте bank.orenipk.ru7.Здоровье детей один из факторов успешной учебы в школена сайте kelmaksola.narod.ru

8.Гигиеническиекритериирациональнойорганизацииурокана сайте gremschool.ru9.Валеология в школе и дома на сайте bank.orenipk.ru



The theme:

«The valeologicalapproach to the organization oflessonsin the modern school»

Annotation: «In this article the valeologicalapproach tolessonsin the modern school is taken up. The efficient organizationindicators of the educational process are presented here»