Роль музейного пространства в образовательном процессе вуза.

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Еремеева О. А. Роль музейного пространства в образовательном процессе вуза. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2411–2415. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53485.htm.
Аннотация. В статье рассматривается вопрос о месте и роли музейного пространства в образовательном процессе вуза
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Еремеева Ольга Александровна

кандидат психологических наук, доцент кафедры гуманитарных и социальноэкономических дисциплин филиала федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» в г. Чистополеconference.kpfu@mail.ru

РОЛЬ МУЗЕЙНОГО ПРОСТРАНСТВАВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

Аннотация:в статье рассматривается вопрос о месте и роли музейного пространства в образовательном процессе вуза

Ключевые слова:музей, образовательное пространство, образовательный процесс

Вопрос о местеи роли музея в образовательном пространстве вуза активно разрабатывался еще в первой трети XX века. Это было связано с рассмотрением художественного воспитания или воспитания через искусство, как части общей системы социального воспитания. Данная установка касалась, прежде всего, школ и других учебных заведений.Включение музея в воспитательнообразовательную составляющую вузовской работы до сих пор, к сожалению, носит эпизодический характер, хотя проблема включенности музея в образовательный процесс вуза в последние годы поднимается довольно часто. Музеи включены в систему непрерывного образования, предусматривающего получение знаний в течение длительного времени.Место музея в образовательном пространстве вуза мало исследовано. Музей рассматривается нами как феномен образовательного пространства. Категория пространства всегда была в центре философской, педагогической, социологической, культурологической мысли, но сегодня она приобретает особое значение, о чем свидетельствуют вошедшие в широкий оборот понятия «жизненное», «социальное», «правовое», «культурное», «информационное», «экономическое», «музейное» пространство. В этот ряд надо включить и образовательное пространство.Образовательным пространством занимались Л.М. Аболин, Г.Н. Петрова, Е.Г. Евдокимова, Е.В. Листвина и др., которые определяли его как многообразие существующих систем и видов образования, в задачу которых входит формирование важнейших социальных качеств личности, ее ценностных установок, необходимых для осуществления той роли, которую онасобирается играть в обществе.Создание Музея Старинных Вещей и музейного пространства в филиале ИНЭКА в г.Чистополе проходит начальную стадию. Считаем, что ВУЗ дает системные, рациональные знания, которые входят в жизнь человека через активную работу его сознания. Перенесение же образовательного процесса в музей имеет свои специфические особенности.Если путь образования в вузе лежит через присвоение информационных эталонов и формирование способностей к самостоятельному развитию в профессиональном и общекультурном планах, то в музее образование осуществляется через ценностное отношение личности и расширение чувственного опыта в процессе общения с музейными предметами. Несколько экспозиций Музея Старинных Вещей носят «открытый, живой» характер, повторяя самобытность того времени, которому принадлежат экспонаты. Все они задействует эмоции и чувства студентов, которые испытывают погружение в эпоху, ситуацию, переживают общее с изображенным на стендах, картинах, в книгах и др. Помощь аудиовизуальных и компьютерных средств, которые прочно вошли в студенческую жизнь, для образовательного процесса переоценить трудно. Благодаря техническим средствам можно совершить экскурсию по любому музею, не выходя за пределы аудитории. Музейное пространство дает возможность непросто сохранить, но и культивировать то сокровенное, наиважнейшее во внутренней жизни личности студентов, что ставится под сомнение в интенсивном потоке визуальной информации в образовательном процессе. Культурнообразовательное пространство –это ценности в определенном времени, а именно в период активного обучения индивида, и пространственных параметрах, в которые можно включить, безусловно, вуз, библиотеку, пространство Internet и музейное пространство. Последнее играет большую роль в формировании конкурентоспособной, развитой личности студентов, в формировании их культурнообразовательного пространства, наследия и традиций. Каждый индивид, рождаясь и существуя в определенном социальном пространстве, формируется как личность и в этом процессе личностного становления создает собственное культурное пространство на основе усвоенного из социального пространства заложенного в нем культурного достояния.Учебная работа со студентами проходит, чаще всего, в аудитории,помещении изначально представляющем собой безличное пространство. Предметы имеют служебный функциональный характер. Отмеченные обстоятельства, а также пространственная инициатива, принадлежащая в аудитории преподавателю, поддерживают привычки, стереотипы профессионального педагога: доминирование в типично ситуациях, восприятие дисциплины в его служебноиллюстративнодоказательной роли. Образовательное пространство музея –это экспозиции различного плана. Они раскрываются перед студентами как одухотворенноепространство, наполненное образами, где возникает «незримый» диалог с музейными предметами.Формами музейного образовательного процесса в нашем филиале являются –лекции по экспозициям, практические занятия в музейной аудитории, экскурсии, диспуты. В качестве дополнительных средств, обеспечивающих успех работы в рамках этих форм можно назвать аудио, видеои печатные материалы, мультимедийные программы. Методической основой музейного образовательного процесса является «диалоговое окно», которое имеет сложную структуру: диалог с преподавателем, межличностный диалог участников, «перемещение» в во временном отрезке и др.Таким образом, музейное пространство в вузе представляет собой средство адаптации в образовательном процессе вуза. Специфичность музейного пространства делает необходимым такие формы работы со студенческой аудиторией, которые бы соответствовали этому содержанию и могли бы его «распредметить», сделав частью индивидуальной культуры.Музей сегодня все более активно берет на себя миссию учреждения, включенного в систему традиционных образовательных институтов, в том числе вузов. Вуз дает рациональную основу создания самостоятельного культурного опыта, тот материал, который позволяет увидеть музейный замысел. Музей, в свою очередь, подтверждает это через способность вживания и переживания ситуаций, культурных и исторических эпох, событий. Вместе они создают почву для формирования личного культурного опыта, основанного на личных эмоциях, а он, в свою очередь, определяет место всем познанным вещам сообразно своей системе внутренних ценностей.Роли музея и вуза соединяются в решении задачи создания собственного личностного фундамента культуры, в постановке самому себе определенной планки, в оценке и приобщении к ценностям мировой и отечественной культуры. Музей воспитывает устойчивую потребность общения с культурными ценностями, он утверждает себя как важнейший институт образования, способный иными средствами и формами воздействовать на внутренний мир будущего специалиста.Литература:1.Демченко А.А. Музейная педагогика в системе непрерывного образования // Музейная педагогика. 2001. Вып.IV. С. 6. 2.Евдокимова Е.Г., Петрова Г.Н. Личность в образовательном пространстве // Личность в пространстве России. Саратов, 2000. С. 14. 3.Проблемы социального управления: Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. Л.В.Соколовой. Саратов: Саратовский государственный социальноэкономический университет, 2006. Вып.5. 210с.



Yeremeyev Olga Aleksandrovn

the candidate of psychological sciences, the associate professor of humanitarian and social and economic disciplines of branch of federal public autonomous educational institution of higher education "The Kazan (Volga) federal university" in Chistopolconference.kpfu@mail.ru



ROLE OF MUSEUM SPACEIN EDUCATIONAL PROCESS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION



Summary:in article the question of a place and a role of museum space in educational process of higher education institution is considered

Keywords:museum, educational space, educational process