Социализация личности средствами гражданского воспитания.

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гревцева Г. Я. Социализация личности средствами гражданского воспитания. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2421–2425. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53487.htm.
Аннотация. В статье обсуждается возможный подход к гражданскому воспитанию как фактору социализации личности подростков. Раскрываются сущность и содержание педагогической концепции, выделяются закономерности и принципы гражданского воспитания, особенности системы гражданского воспитания и педагогические условия ее реализации.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Гревцева Гульсина ЯкуповнаПрофессор, ФГБОУ ВПО ©Челябинская государственная академия культуры и искусствª, г.Челябинскyakupovna@rambler.ru

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ

В статье обсуждается возможный подход к гражданскому воспитанию как фактору социализации личности подростков. Раскрываются сущность и содержание педагогической концепции, выделяются закономерности и принципы гражданского воспитания, особенности системы гражданского воспитания и педагогические условия ее реализации.

Ключевые слова: гражданское воспитание, гражданские качества, гражданская деятельность, гражданская социализация.

Стратегия гражданского воспитания подростков ориентируется на: социализацию личности и формирование навыков активного нравственного гражданского действия, участия; создание педагогических условий для воспитания гражданской позиции, толерантности, независимости убеждений; защиты гражданских прав; осознания гражданского долга и ответственности. Спецификой гражданского воспитания подростков является нацеленность на жизнь, социальное и гражданское творчество, которое позволит ребенку построить свое поведение с ориентацией на личное и общественное благо. Движущими силами процесса гражданского воспитания, содействующего социализации подростков, являются противоречия объективного и субъективного характера, возникающие между различными элементами и составляющими этого сложного процесса. Основные из них противоречия: между нормативными законодательными актами, ориентирующими на воспитание граждан и объективно существующими условиями для решения задач гражданского воспитания; достигнутым уровнем развития личности и имеющимся уровнем жизни требует самосовершенствования и стремления к совершенствованию окружающей среды; осознанием своих прав личности и выполнением своих обязанностей; стремлением личности к устойчивости и необходимостью изменения под влиянием вновь образующихся условий и задач. Вышеуказанные противоречия активизируют стремление усвоить нормы гражданской жизнедеятельности, способствуют повышению активности личности, требуют от личности постоянной коррекции своего поведения, выбора личностью различных форм поведения в различных ситуациях, поиска форм гражданского самовыражения. Источником противоречий являются недостаточная разработанность новых идеологических основ воспитания личности, недооценка создания общенациональной программы гражданского воспитания, недостатки в системе подготовки педагогических кадров, несформированность гражданской позиции будущего специалиста, переоценка ценностей, духовнонравственный кризис молодежи. Отсутствие концептуальных подходов к способам разрешения данных противоречий порождает психологопедагогические проблемы: поиска возможностей, способов и средств оказания помощи подростку в его гражданскомсамоопределении, в формировании представлений, взглядов, идеалов, убеждений; осмысления характера взаимодействия субъектов образовательного процесса и создание условий, обеспечивающих развитие гражданского сознания; управления и самоуправление отношениями индивида с коллективом. Решение этих проблем возможно посредством: включения подростков в активную учебнопознавательную, социально значимую, осознанную гражданскую деятельность; разработки и внедрения модели самоуправления; установления личностноличностного типа отношений, разработки гибких мер по организации взаимодействия личности и референтной группы, коллектива. В них закладываются будущие социальные отношения, осваиваются существующие, формируются знания и конкретные виды деятельности, позволяющие понять самого себя, свои возможности и перспективу развития личности. В рамках теории воспитания и обучения в последние годы актуализировались такие понятия как ©гражданское образованиеª, ©гражданское воспитаниеª, ©гражданская деятельностьª, ©гражданская компетенцияª, ©гражданская социализацияª. Этот факт послужил основой дефинирования в педагогическом смысле указанных выше конструкций. Если гражданское образование и гражданское воспитание ‬дефиниции, обладающие относительной самостоятельностью, которая предполагает их взаимосогласованность, но не предполагает поглощение одного другим. Становление гражданского образования осуществляется именно в системе совершенствования и создания новых тенденций развития гражданского обучения и воспитания. При этом гражданское обучение предполагает накопление теоретических и практических знаний, умений, навыков, гражданское воспитание способствует формированию гражданских качеств личности. Основу гражданской деятельности составляет гражданская компетенция, формирование которой осуществляется в рамках гражданской социализации личности. Причиной, формой гражданской социализации выступает гражданское воспитание, которое оказывает воздействие на субъекта с сознательной и мотивационной стороны, поддерживая объективный (внешний) и субъективный (внутренний, воспитательный) аспекты формирования гражданских качеств личности. Таким образом, гражданское воспитание подростков может рассматриваться как структурный элемент механизма воспитательного взаимодействия и средство на гражданское сознание и поведение. В нашем исследовании гражданское воспитание является фактором социализации личности, причиной, влияющей на содержание и результат процесса. Социализация включает два наиболее важных процесса; интеграцию человека в общество и самореализацию личности в условиях социума, результатом чего становится ее саморазвитие. Саморазвитие не считается социализацией, хотя может составлять основу развития личности. Исходя из этого, гражданская социализация ‬процесс усвоения человеком гражданских знаний, ценностей, социальных норм, навыков и овладение ими социальных ролей, позволяющие ему осуществлять целенаправленную гражданскую деятельность и функционировать в качестве полноправного члена общества. Подчиненные и подчиняющие понятия позволяют выразить общие идеи возможной педагогической концепции гражданского воспитания подростков, представить нашу позицию. Многообразие подходов к определению многих гражданских понятий свидетельствует о многоаспектности феномена ©гражданское воспитаниеª и о противоречивых взглядах на процесс гражданского воспитания. Мы рассматриваем гражданское воспитание подростков как целенаправленный специально организуемый процесс формирования гражданских качеств у подростка, которые предполагают освоение определенной системы знаний и умений, необходимых ему для успешной социализации в ходе его включения в разнообразные виды деятельности. Под гражданскими качествами понимаем качества, которые обеспечивают накопление и развитие гражданскихкомпетенций, образование побудительных мотивов в гражданской деятельности достигать наибольших результатов в интересах человека, общества и государства. Теоретикометодологическими основаниями педагогической концепции выступают: единство теоретикометодологических подходов исследования процесса гражданского воспитания, содействующего социализации подростков, в котором системный подход ‬общенаучная основа, а ценностный подход ‬теоретикометодологическая стратегия, деятельностный подход ‬практикоориентированная тактика. Системный подход позволил нам: 1) рассмотреть гражданское воспитание подростков как систему; 2) выделить структурные и функциональные компоненты системы; 3) установить интегративные связи между компонентами системы; 4) выявить системообразующие факторы (внешние и внутренние), структуру системы. Таким образом, системный подход позволяет определить проблему, очертить пути ее исследования, предоставляет возможность для эффективной реализации ценностного и деятельностного подходов. Основнымиметодологически важными механизмами ценностного подхода считаем: совокупность ценностей, содержание ценностей, определение технологии и методики реализации совокупности ценностей в процессе гражданского воспитания подростков, единство содержания системы гражданского воспитания и внешней среды. Без ценностей не могут существовать и развиваться ни личность, ни общество. Несомненно, ценности связаны с культурой, духовной деятельностью человека. Усваивая ценности своей социокультурной среды и превращая их в ценностные ориентиры, мотивационные силы своего поведения, человек становится активным субъектом общественной деятельности. Осуществляя гражданское воспитание, мы приобщаем наших воспитанников к ценностям демократической культуры: уважение прав и свобод человека, мировоззренческий плюрализм, мир, ненасилие, социальное партнерство, стремление к диалогу как основе взаимодействия. В новой системе ценностей приоритетными должны стать устойчивое развитие, здоровый образ жизни, сохранение окружающей среды, достоинство личности, профессионализм и образованность, честность и обязательность, взаимное доверие, толерантность, законопослушность и т.д. Ценностные ориентации выступают в форме поведения, направленности, мотивов, принципов, потребностей. Деятельностный подход отвечает реалиям современного образовательного учреждения, для которыххарактерны свобода в выборе своего поведения, личных ценностей и поощрение инициативы, что побуждает личность к активным действиям. Реализуя деятельностный подход, мы сформулировали определение гражданской деятельности, которое трактуем как деятельность, имеющую личностную и общественно значимую цель, форму проявления гражданской активности индивида, направленную на воспитание в себе гражданина. Считаем, что гражданская деятельность является субъектной и представляет собой особый специфический вид деятельности. Основой участия личности в целенаправленной деятельности становится переживание ценностей. В контексте проводимого нами исследования заслуживает внимания позиция А.С. Гаязова, выделившего три уровня гражданской деятельности: неосознанный, осознанный, целенаправленный. При этом ученый справедливо отмечает, что границы между этими уровнями довольно условны, и эти условия объясняются сложностями процесса становления подрастающего человека гражданином, более того, уровни имеют свойства к взаимопереходам, перекрывают друг друга [3, с. 135136]. Ядро педагогической концепции ‬комплекс сформулированных закономерностей и соответствующих им принципов гражданского воспитания как фактора социализации подростков. Первая закономерность ‬цель гражданского воспитания подрастающего поколения зависит от социального, гражданского опыта. Гражданский опыт ‬это опыт, включающий знания о гражданских ценностях, умения жить в условиях гражданского общества, привычки гражданского поведения. С изменением культурноисторических условий потребности общества меняются, объективно меняется процесс и содержание гражданского воспитания. Моральноэтические требования общества к гражданам находят отражение в законодательных актах, нормах права. Гражданское воспитание со всеми элементами, входящими в него, зависит от возможностей гражданского общества и от условий, в которых оно протекает. Из данной закономерности вытекают следующие принципы: 1. Принцип целеполагания в педагогическом исследовании характеризуется постановкой цели и задач. Цель гражданского воспитания ‬формирование гражданских качеств у подрастающего поколения, которые предполагают освоение определенной системы знаний и умений, необходимых ему дляуспешной социализации в ходе его включения в разнообразные виды социальнокультурной деятельности. Цель должна быть достижимой, гибкой, осознаваемой и перспективной. Конечный результат гражданского воспитания может быть соотнесен с планируемым результатоми оценен специальными критериями. Это позволяет определить уровень гражданской воспитанности и социализации личности. 2. Принцип субъектности опыта вытекает из природы процесса гражданского воспитания и учитывает поставленную цель. Согласно этому принципу педагог содействует развитию способности ребенка осознавать свое ©Яª в связях с другими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия, как для других, так и для собственной судьбы, оценивать собственные поступки и поступки других. Принцип субъектности предполагает организацию сотрудничества между участниками педагогического процесса на равноправных, паритетных началах. Среди многообразных аспектов взаимодействия субъекта с обществом, с другими субъектами, по мнению А.В. Беляева [1] следует конкретизировать наиболее значимые связи между видами деятельности и соответствующими им внутренними ©ядрамиª, ©узламиª содержания личности: социальнотипическое ядро личности ‬результат социализации и побудитель социальной деятельности индивида; индивидуальное ядро ‬результат и источник самовоспитания, саморазвития. В соответствии с этим принципом социальный педагог, работающий в различных социальнокультурных сферах, должен опираться на гражданскую позицию, гражданскую активность личности, его самостоятельность и инициативу, создавать условия для превращения его в субъект социальной действительности. Принцип субъектности опыта в гражданском воспитании способствует ускорению процесса включения личности в социокультурную среду, свободному развитию как субъекта культуры, требует не столько равенства, сколько искренности и взаимного уважения, личностноличностного стиля отношений. 3. Принцип ориентации на гражданские ценности и ценностные отношения связан с разработкой ценностных ориентиров, ведущих к принципиально иному социокультурному состоянию общества. Богатое аксиологическое наследие, содержащее в себе мощные исторические пласты человеческих связей и взаимоотношений, образующих ценностные предпочтения самых разных групп, входит в педагогическую практику. От них во многом зависит успешность прогнозирования ценностных ориентиров в воспитании подрастающего поколения. Реализация данного принципа дает возможность личности получить представления о гражданских ценностях. Гражданские ценности, как и познавательные, лежат в основе формирования гражданского сознания, отношений и поведения. Вторая закономерность ‬эффективность гражданского воспитания зависит от сочетания объективных и субъективных потребностей личности в выборе разнообразных форм и методов социальнокультурной деятельности, которую мы понимаем как деятельность, имеющую личностную и социально значимую цель, форму проявления социальной активности индивида, направленную на воспитание в себе гражданина. Закономерная связь между воспитательным воздействием и активной социальнокультурной деятельностью самого воспитанника и воспитателя (различных категорий детей и взрослых), собственной гражданской позицией, системой отношений с окружающей действительностью обусловливаетсятем, что личностное развитие человека происходит только благодаря ©присвоениюª им гражданского опыта в самых различных проявлениях. Формирование человекагражданина, личности, которой присущи гражданские качества, возможно в ходе включения его в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической социальнокультурной деятельности. В социальнокультурной деятельности личность осознает себя субъектом гражданских действий, входит в различные отношения с обществом, государством. Когда говорят о структуре деятельности, ее соотносят с мотивом, действие ‬с целью, операцию ‬со способом. В процессе формирования у подрастающего поколения гражданских знаний, умений и навыков формируется и система способов деятельности. Овладение ими позволяет повысить действенность знаний, развивать, корректировать, предвосхищать результаты своей социальнокультурной деятельности. Из данной закономерности вытекают следующие принципы: 1. Принцип аффилиации вытекает из потребности человека чувствовать себя членомопределенных групп, вхождение в которые повышает его защищенность и уверенность. Группа не поглощает, а раскрепощает личность, открывает широкий простор для ее разностороннего и гармонического развития. В процессе активного взаимодействия группа и личность обогащают друг друга. Открывается возможность для осознания себя как субъекта социальнокультурной деятельности. В группе сверстников он находит благоприятные условия для самопознания, самореализации, самоопределения, самоидентификации. В частности, референтная группа ‬реальная или воображаемая социальная общность, на нормы, ценности и мнения которой индивид ориентируется в своем поведении, оказывает огромное влияние на формирование гражданской позиции личности и их готовности к вхождению в социокультурное общество. Будучи целесообразной формой организации жизни и деятельности личности, она в процессе социализации дает им то, что они в нем ищут ‬богатство и многообразие человеческих отношений, нравственнопсихологическую полноту жизни, возможность полнокровной реализации личности. Учет этого принципа предполагает изучение воспитателем места каждого воспитанника в системе межличностных отношений, распределение поручений и обязанностей, удовлетворяющих каждого, комплектование групп согласно психологической совместимости и по интересам, создание ситуации успеха для каждого, забота о самочувствии и настроении каждого, индивидуальный подход в организации коллективной творческой деятельности в культурнодосуговых, социальнопедагогических и национальнокультурных центрах, в учреждениях дополнительного образования и т.д. Посредством социального, гражданского воспитания воспроизводятся и передаются нормы коллективного общежития, социальногрупповой ценностной ориентации. Таким образом, детский коллектив под умелым педагогическим руководством становится развивающей социокультурной средой жизнедеятельности подрастающего поколения, обеспечивающей им вхождение в мир культуры человеческих отношений и сотрудничества. 2. Принцип вариативности в выборе средств взаимодействия субъектов образовательного процесса требует такой организации воспитательной работы, которая отвечала бы запросам самой личности и общества. Средства отбираются в зависимости от цели и стратегических задач взаимодействия. Они опосредуются выбранным методом воспитания, набором используемых приемов воспитательного воздействия, избранных организационных форм воспитания. В условиях развития различных субкультур и неформальных объединений молодежи и взрослых и средства взаимодействия разные. Главным для педагога при отборе средств выступают ключевые воспитательные функции (наглядности, инициирования, инструментальная и т.д.). Основное правило взаимодействия ‬ценностносмысловое равенство субъектов воспитательного процесса. Культурновоспитательное пространство учреждений культуры и образования в контексте воспитания личности включает: 1) вариативное содержание и формы воспитания, адекватные возрастному развитию и уровням воспитанности; 2) особую социокультурную среду ‬традиции и нормы взаимодействия и взаимоотношений детей и взрослых в системе ©социальный педагог ‬ребенокª, ©социальный педагог ‬родителиª, ©ребенок ‬ребенокª, ©ребенок‬группа сверстниковª; 3) взаимодействие социальных педагогов и детей с социумом. Правила реализации этого принципа: опираться в воспитании и обучении на имеющийся у воспитанников социальный, гражданский опыт; показывать как можно шире области применения теоретических знаний в жизни; вырабатывать умения и навыки использования знаний в жизни; привлекать детей к участию в интеллектуальном, физическом, духовном труде; создавать условия для использования детьми усвоенных знаний; показывать им, что возникновение теории всегда обусловлено практическими потребностями общества. 3. Принцип диалогизации, т.е. равноправного и полноценного межличностного общения в процессе воспитания гражданина. Такое общение основано на взаимном уважении участников, на их полном доверии друг к другу, когда человек не боится рассказать о своих чувствах и мыслях, стремится быть максимально откровенным, это возможно лишь при полном равноправии участников как собеседников. В.С. Библер [2] отмечает, что диалог является тем моментом, который формирует диалектический образ мысли и помогает становлению и развитию логического мышления. Таким образом, диалог призван к побуждению внутреннего потенциала, который должен привести к утверждению общечеловеческих ценностей. Информационное взаимодействие, происходящее во время диалога, призвано выступить как фактор информационного взаимодействия, который неминуемо приведет к развитию ценностных ориентиров личности. Именно в диалоговом общении возможно самораскрытие человека и равноправие сознаний и точек зрения. В результате диалога (или полилога) перед субъектом предстают две или более позиции по обсуждаемому вопросу, в результате чего он должен сделать обоснованный выбор. При этом побуждается внутренняя деятельность субъекта, направленная на поиск конструктивной позиции по отношению к проблеме. Развитию диалогического взаимодействия способствуют технологии согласия, модерации, учебной мастерской, делиберации; интерактивные, активные методы и приемы, специальные тренинги и т.д. Действие, содействие, соучастие, социальнокультурная деятельность ‬это результат общения, диалога, управления социальными и социальнопедагогическими системами. Необходимо преобразовать суперпозицию педагога и подчиненную позицию воспитанника в позиции сотрудничающих людей. Задача педагога ‬культивировать интерес детей к диалогическому общению, создавать условия для формирования ценностей межличностного общения, придавать общению гражданскую направленность посредством выполнения детьми ролевых задач. В соответствии с этим принципом педагог не воспитывает, не учит, а актуализирует, стимулирует стремление детей к саморазвитию, создает условия для самовоспитания. Третьей закономерностью гражданского воспитания является то, что степень социальной, гражданской активности подрастающего поколения зависит от используемой социальным педагогом системы стимулирования и мотивации деятельности детей. Мотивы социальнокультурной деятельности, потребность в гражданскоценных поступках и поведении представляют внутреннюю структуру процесса воспитания личности. Удовлетворение потребностей осуществляется на основе установки, мотивов и ценностных ориентаций. В социальнокультурной деятельности ребенок учится ориентироваться в ценностях. Начиная работу по стимулированию и мотивации деятельности ребенка, педагог определяет принципы и методические правила, которым следует сам и приобщает к ним воспитанников. Цель педагога состоит в фасилитации процессов самоизменения, выборе содержания воспитания, отборе и создании методик и технологий воспитания и обучения, в учете психологических возрастных особенностей. Из данной закономерности вытекают следующие принципы: 1. Принцип обратной связи ‬это принцип регуляции системы формирования гражданской воспитанности. Средством регуляции выступает использование в качестве управляющего воздействия всякий раз характер и величина отклонения выходной величины от заданного значения. Данныйпринцип обеспечивает анализ полученного результата, оценку личностного знания. Систематическое получение социальным педагогом информации о состоянии уровня гражданской воспитанности личности и полученных результатах позволяют осуществлять тьюторское сопровождение и поддержку. Именно возможность управлять социальнокультурной деятельностью личности с переводом его на уровень самоуправления способна обеспечить достижение основных целей воспитания. При построении структуры социальнокультурной деятельности личности необходимо предусматривать в каждом ее элементе критерии и уровни, определяющие эффективность данного элемента. Информационное обеспечение процесса воспитания характеризует эффективность используемых социальных (социальнопедагогических) технологий(модерации, социального оздоровления, развития критического мышления и др.). 2. Принцип интерактивного воспитания и обучения решает задачу обеспечения активного освоения детьми способов и приемов исследовательской деятельности, общения, поиска и анализа информации, разрешения конфликтов, принятия решений, овладения необходимыми навыками. Все это служит развитию социальных компетенций. Данная задача обеспечивается за счет субъектсубъектного взаимодействия и максимального использования интерактивного воспитания и обучения. Интерактивные формы и методы воспитания и обучения в качестве основных должны применяться на всех этапах социальнокультурной деятельности, так как именно они являются наиболее эффективными и содействуют социализации личности. Реализацияданного принципа предполагает изменение роли педагога (вместо роли информатора ‬роль менеджера, тьютора, модератора, фасилитатора), роли обучающегося (вместо объекта воздействия ‬субъект взаимодействия), роли информации (информация не цель, а средство освоения социальнокультурной деятельности). Указанный принцип детерминирует включение ребенка и педагога в реальную деятельность, мотивацию к развитию рефлексивных умений за счет применения активных и интерактивных методов воспитания и обучения: работа в группах (©мозговой штурмª, ©дебатыª, ©гражданский форумª и т.д.), игровое моделирование, деловые и ролевые игры (©вертушкаª, ©судебное заседаниеª и т.д.). Система оценивания, выстроенная в соответствии с принципами адекватности, объективности, интегрированности, открытости, ясности, стимулирует деятельность детей, способствует формированию социальной ответственности и готовит их к исполнению ими роли граждан. 3. Принцип индивидуализации в социальном, гражданском воспитании требует от социального педагога при организации процесса воспитания личности в учреждениях культуры и образования выявлять ее потенциальные возможности и способности. В основе принципа лежит соотношение между свободой выбора и личной ответственностью за результаты своей деятельности. Эффективность реализации данного принципа обеспечивается, если: создана среда взаимной социальной, гражданской ответственности, конструктивного общения, диалога как формы социокультурного взаимодействия, способствующего развитию навыков критическирефлексивного осмысления гражданских ценностей; дети вовлечены в реализацию программы воспитания, которая призвана содействовать относительно социально контролируемой социализации личности. Закономерности гражданского воспитания отражают главные связи между факторами, условиями и результатами воспитательного процесса. В практической воспитательной деятельности постоянно подтверждается зависимость результатов гражданского воспитания от сложившихся отношений, соответствия цели и деятельности, практики и воспитательного влияния, действия субъективных и объективных факторов, интенсивности гражданского воспитания и самовоспитания и пр. Данные закономерности и принципы, на наш взгляд, играют важную роль в воспитании гражданина, в выборе педагогами педагогических методов, методик, технологий социальнокультурной деятельности. Реализация педагогической концепции представлена системой гражданского воспитания подростков, которая обеспечивается комплексом педагогических условий, включающим подготовку педагогов к деятельности по гражданскому воспитанию подрастающего поколения; организацию ценностносмыслового восприятия и освоения личностью содержания учебных дисциплин путем использования эффективных методик и технологий, разнообразных форм, деятельностнопрактических методов и средств; внедрение модели самоуправления. Ссылки на источники

Беляев, А.В. Социальнопедагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи [Текст]: дис. …дра пед. наук / А.В. Беляев. ‬Ставрополь, 1997. ‬351 с. 1.Библер, В.С. От наукоучения ‬к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век [Текст] / В.С. Библер. ‬М.: Политиздат, 1990. ‬414 с. 2.Гаязов, А.С. Образование и образованность гражданина в современном мире [Текст]: монография / А.С. Гаязов. ‬М.: Наука, 2003.‬256 c.

Grevtseva Gulsina YakupovnaSOCIALIZATION OF THE NDIVIDUAL BY MEANS OF CIVIL EDUCATIONThearticledeals with apossible approach to the civil education as afactor of the socialization of anindividual. The essence and content of pedagogicalconception are revealed, the laws, principles and peculiarities of the civic education and the pedagogical conditions of its implementation are distinguished.Key words: civic education, civic qualities, civic activity, civic socialization.