Проблемы мотивации профессионального развития в Брянской области и пути их решения»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Игольникова И. В. Проблемы мотивации профессионального развития в Брянской области и пути их решения» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2431–2435. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53489.htm.
Аннотация. В статье рассматривается значение мотивационных факторов при профессиональном самоопределении и построении своей карьеры. Актуальность статьи определена проблемами трудоустройства выпускников вузов Брянской области, несоответствие их знаний, умений и возможностей требованиям работодателей, вследствие чего затруднено их непрерывное профессиональное развитие, что негативно отражается на человеческом потенциале.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Игольникова Инна Владимировна,к.э.н., доцент кафедры управленияФГБОУ «Брянский государственный университет имени академика И.Г.Петровского»Email: innagukova@mail.ru

УДК 378: 316.6

Проблемымотивациипрофессионального развития в Брянской области и пути их решения

Аннотация: В статье рассматривается значение мотивационных факторов при профессиональном самоопределении и построении своей карьеры. Актуальность статьи определена проблемами трудоустройства выпускников вузовБрянской области, несоответствиеих знаний, умений и возможностей требованиям работодателей, вследствие чего затруднено их непрерывное профессиональное развитие, что негативно отражается на человеческом потенциале.

Ключевые слова: профессиональное развитие, мотивация, профориентация, рынок труда, человеческий потенциал

Для того чтобы обеспечить соответствие предложения квалифицированной рабочей силы спросу на нее, необходимо развивать отвечающие современным требованиям профессиональные навыки, содействовать непрерывному обучению, обеспечивать высокие уровни знаний и достаточное число квалифицированных работников. Кроме того, необходимо обеспечить равные возможности в отношении доступа к системам образования и рабочим местам в целях удовлетворения потребностей в профессиональной подготовке всех слоев общества.В связи с этим возрастает роль непрерывного профессионального развития. Будущим работодателям нужны новые стандарты качества. Состояние современного рынка труда, существующего в условиях третьей профессиональной революции, характеризующееся высокой динамикой изменения спроса на различные профессии, повышением спроса на транспрофессионалов и полипрофессионалов, остро ставит перед работниками вопрос непрерывного развития.О повышенном внимании к профессиональному развитию во всем миресвидетельствует также доклад Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР),в2012 года на встрече министров странчленов был представлен опыт развитых стран по стимулированию профессионального развития и повышению занятости.Профессиональное развитие (профессиональный рост) можно представить как стремление индивида к профессиональному самовыражению, профессиональному самосовершенствованию, что предполагает приобретение знаний, умений и способов деятельности,чтобы оптимально реализовывать свое профессиональное предназначение.Профессиональное развитие предполагает:1.Самообразование индивида, собственное желание для приближения к профессиональным целям.2.Влияние окружающей профессиональной среды на мотивацию развития.Известно, что эффективностьпрофессиональной деятельности человека и развитие его карьеры зависит от егомотивации. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления им. Для этого нужно знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей.Таким образом, мотивацию профессионального развития можно представить как процесс побуждения работников к активной деятельности, сфокусированной на достижении личного смысла в профессии.По мере развития цивилизации понимание роли и смысла профессионального развития менялось параллельно со сменой представлений о роли труда. Если в в раннехристианских доктринах труд рассматривался как наказание за первородный грех, то и работники были не мотивированы на развитие. Позже Фома Аквинский утверждал, что своим трудом человек может обеспечить только свое биологическое существование и не способен достигнуть высокой цели, следовательно,он тоже не видел стремлений к профессиональномусамосовершенствованию. Согласно концепции М.Вебера, труд средство индивидуального преуспевания, источник неограниченного самоудовлетворения и самосовершенствования, что,по сути,и является в настоящее время основным содержанием современной теории гуманизации труда. Профессиональное окружение индивидов также может трансформировать его представления и мотивацию. Такое окружение может менять требования к уровню профессионализма работников и менять стандарты работы. Руководители предприятий в регионах, представители органов управления признают наличие «кадрового голода», имеются факты несоответствия уровня подготовки кадров потребностям экономики региона. Это является последствие неверно мотивированных работников при профессиональном самоопределении. Эта проблема характерна и для Брянской области.За последние 3 года только государственными высшими учебными заведениями Брянской области выпущено 26536 специалистов. Из них лишь 1/3 специалистов трудоустроены по специальности. Таким образом, невосстребованность выпускников высших учебных заведений свидетельствует о неэффективных расходах государства и домохозяйств на подготовку такого специалиста, а также о высоких дополнительных расходах по переподготовке и содействию трудоустройства.Известно, что профессиональное развитие индивида начинается еще в момент выбора специальности, в момент соотнесения своих способностей своим будущим обязанностями функциям.

Исследованию причин данного явления был посвящен опрос выпускников высших учебных заведений. Полученные результаты свидетельствуют: среди безработных выпускников вузов у 39% респондентов профессия не отвечает их склонностям; у остальных (61%)

не соответствует потребностям регионального рынка труда. Особое внимание к профессиональному труду молодежи связано с тем, что, вопервых, эта категория населения наиболее открыта (откровенна) и доступна для анализа; вовторых, в ее поведении еще можночтото поправить и, наконец, втретьих, вопрос о невостребованности молодежи на рынке труда остается сегодня очень острымв Брянской области. По данным социологических обследований последних лет, в общей численности безработных российских граждан доля лицв возрасте до 25 лет достигла 25%.То есть почти всеми безработными выпускниками профессия изначально была выбрана неправильно. Это и явилось важной причиной безработицы среди молодежи, получившей высшее образование. Что касается работающих выпускников, то в подавляющем большинстве профессия соответствовала их склонностям и отвечала потребностям рынка. Среди респондентов (работающих и безработных) на момент выбора профессии 60% не имели (по их словам) четко выраженных интересов; из них 50% в то время вообще не осознавали, каковы их профессиональные наклонности. На момент выбора учебного заведения никто из опрошенных не знал, что это такое стратегия выбора профессии; хотя и были достаточно информированы о потребностях рынка труда города, региона и страны.

Профессиональное самоопределение создает основы для планирования карьеры и постановки карьерных целей.В 2012г. в школах г. Брянска был проведен опрос учащихся 1011 классов 15 школ и их родителей. Выборка составила 300 человек. Результаты опроса показали, что будущие абитуриенты ориентируются при выборе профессии на следующее:престижность профессии и средний уровень оплаты труда;возможность родственников и знакомых помочь с трудоустройством будущего специалиста;престижность учебного заведения.Только 4% ответов –выбор будущей профессии с учетом интересов и способностей самого школьника. Следовательно, на первоначальном этапе будущей профессиональной карьеры –этапе выбора профессиональной траектории –уже необъективно соотносятся стремления и способности будущих специалистовс их будущими профессиональными компетенциями.В связи с чем,не учитывается адекватности требованиям той или иной сферы профессиональной деятельности: наличия психофизиологических возможностей, интеллектуального потенциала, профессионально значимых качеств личности.В настоящее время школьники имеют самое поверхностное представление. Основными критериями выбора профессии молодыми людьми стали не их склонности и способности, а степень доходности профессиональной деятельности и финансовая доступность образования для семьи. Мотивация профессионального развития должна присутствовать уже на этапе выбора высшего учебного заведения. Она не должна быть привязана к уровню дохода семьи абитуриентов, а только к их способностям и интересам и ожиданиям.Государство, как работодатель стало терять свои позиции на рынке труда, уступая их новому типу работодателей, не заинтересованных вкладывать деньги в систему профориентации, которая стала угасать.При этом будущие работодатели своими противоречивыми требованиями к специалистам еще больше дезориентируют как высшие учебные заведения, так и выпускников ВУЗов.Опрос студентов ВУЗовБрянской областипоказал, что 20% учащихся разочарованы всвоем выборе будущей профессии, при этом 4% из них обучаютсяна бюджетной основе. Причинами разочарований были отмечены:неспособность воспринимать получаемый в ВУЗе объем информации, непонимание, как эти теоретические знания могут им пригодиться;разочарование в высшем учебном заведении;пересмотр своих интересов, желание работать в другой сфере.При этом обучающиеся на бюджетной основе все намерены продолжать свое обучение, а потом получать дополнительно другую специальность. Среди тех, кто учится на договорной основе, более 60% также намерены продолжать обучение, мотивируя такое решение тем, что значительные инвестиции были сделаны в образование. Таким образом, инвестиции государства и самих индивидов в образование такой категории студентов изначально не эффективны. Следовательно, на этапе поступления в ВУЗ необходимо учитывать не только уровень необходимых знаний (результаты ЕГЭ), но и оценивать мотивацию студента к профессии.Государству необходимо гарантии в том, что выпускник –специалист, бакалавр, магистр будет трудоустроен по специальности и будет развиваться профессионально.Мотивация профессионального развития находится в структуре мотивационной сферы личности, наряду с мотивацией профессиональной деятельности. Мотивация, внешняя и внутренняя, нормативная, принудительная и негативная, общая и специфическая предстает в виде следующего процесса: неудовлетворенная потребностьсостояние напряженияпобуждения или мотивы поиск поведения –поведение вознаграждение удовлетворенная потребность. В «набор» потребностей развивающего специалиста входят стремления: к достижениям, самореализации, материальному вознаграждению, признанию и профессиональному успеху, к власти и влиятельности, потребности в общении и социальных контактах. Основными мотивами профессионального развития можно считать мотив реализация себя в профессиональной деятельности как творческой личности, мотив личностного развития и приобретения новых знаний, мотив самоутверждения, мотив состязательности, мотив социальной стабильности и защищенности. Результаты опросов студентов учебных заведений Брянской области показали, что последние мотивыостаютсяпреобладающими при выборе специальности. Стремление только к материальному благополучию способствует превращению процессапрофессионального развития из линейного в циклический. Работнику приходится несколько раз за свою профессиональную жизнь проходить точку профессионального самоопределения, после чего начинается освоение нового профессионального пространства, путем получения профессионального образования и адаптации к новой профессиональнойдеятельности.В России профориентационные мероприятия проводят только высшие учебные заведения с целью привлечь как можно больше абитуриентов, не обеспечив им в будущем рабочие места.В профессиональном развитии в настоящее время заинтересованы только сами индивиды, высшие учебные заведения и работодатели этому не уделяют должного внимания.Необходимо учитывать опыт других экономически развитых стран к решению проблем профессионального самоопределения молодежи и построению ими профессиональной карьеры.Экономисты США еще в 80е годы отмечали, что, неверно осуществляется профориентация и профотбор, контингент работающих на предприятиях обновлялся в течение года на 50 % в силу их психофизиологической непригодности и неудовлетворенности работой. Если учесть, что на профориентацию и профотбор затрачивается приблизительно 1,52,0 % стоимости обучения рабочих, то расходы предприятия и домохозяйств при правильно построенной системе профориентации можно наполовину уменьшить.Расширение и усложнение профориентационных связей привело в ряде стран (Великобритания, США) к возникновению понятий "развитие карьеры", "образование и ориентация по вопросам карьеры". Образование по вопросам карьеры проводится в школе во время уроков и отвечает общим интересам школьников, а ориентация по вопросам карьеры включает мероприятия, направленные на удовлетворение их индивидуальных потребностей. Оба вида этой деятельности помогают учащимся реально оценить свои способности и соотнести их с имеющимися возможностями, готовят молодежь к переходу от школьной жизни к профподготовке, к непрерывному образованию, к выбору профессии и места работы, т.е. к трудовой жизни. В то же время они не просто часть учебного курса, а его ядро, играющее координирующую роль в учебном плане. В некоторых странах (Финляндия, Швеция, Япония) существуют подходы, близкие к пониманию профориентации как части более широкого процесса развития карьеры. ВЯпонии такой подход нашел отражение в законе о содействии в развитии людских ресурсов, предусматривающем оказание систематического и поэтапного воздействия на развитие личности в течение всей трудовой жизни с учетом профессиональных интересов человека, его намерений, способностей, опыта и других качеств, а также таких внешних факторов, как тенденции в техническом и экономическом развитии, ситуация на рынке труда, структурные изменения в промышленности и экономике, интернационализация экономических связей. Во многих развитых странах предпринимаются настойчивые усилия, направленные на обеспечение более тесной связи целей изадач профориентации с потребностями производства. Все большее понимание и поддержку находит точка зрения, что эффективность производства и обеспечение занятости населения в значительной степени зависят от согласованности в работе государственных служб профориентации, высших учебных заведений, непосредственно предприятий.Практикуется привлечение работодателей в процесс отбора абитуриентов при поступлении и обучения студентов высших учебных заведениях.Задачи ориентациив этом случае не ограничиваются только выяснением профессиональных способностей человека и предоставлением ему необходимой информации о профессиях и консультационных услугах, а рассматриваются шире в процессе развития личности, как средство, помогающее планировать свой трудовой путь и продвигаться по нему.Во многих странах уже вшколе начинает формироваться профессиональное развитиекак связующеезвеномежду учебой и трудовой деятельностью и рассматривается как одно из средств, регулирующих вхождение молодежи в трудовую жизнь. Первоначально проводитсяконсультации психологовили специально подготовленными учителями в школе. Подготавливаемые данные служат в большинстве стран базой для работы с учащимися с целью корректировкиих профориентации.Достойный внимания японский опыт мотивации профессионального развития.Предприятия заинтересованы в привлечении высококвалифицированных специалистов. Они сотрудничают с школами привлекая на работу выпускников. Подавляющая часть принятой на работу молодежи проходит профессиональное обучение в учебных центрах компаний, проработав определенное время на предприятии и профессионально определившись, онинаправляется на обучениев крупные зарубежные или отечественные учебные заведения.Таким образом, японские работодатели, строят систему управления персоналом на доктрине развития человеческого капитала, вкладывают средства в переподготовку специалистов, заинтересованы в проведении профориентационных мероприятий в учебных заведениях. Такие мероприятия способствуют тому, что работник делает выбор профессиональногоразвития в том направлении, в котором заинтересована организация и проходит переподготовку имея достаточно сильную внутреннюю мотивацию.С учетом опыта таких стран как США, Япония, Великобритания можно рекомендовать следующие мероприятия по повышению мотивации непрерывного профессионального развития в регионах:активное привлечение работодателей не только в процесс обучения студентов, но и в процесс профессионального самоопределения, налаживание связей со средними учебными заведениями, влияние на выбор специальностей будущих специалистов;внедрение системы профессионального отбора при поступлении в высшие учебные заведенияс учетом будущих профессиональных компетенций;гарантии трудоустройства по специальностям и контроль построения карьеры выпускников высших учебных заведений,обучающихся на бюджетной основе. В заключение хотелось бы отметить, что ориентация современных выпускников учебных заведенийна экономическую независимость блокирует любую иную информацию о профессиях, а материальная компонента в современных условиях оказывается превалирующей при выборе молодыми людьми профессии. При этом ее компетентностное содержание нередко отходит на второй план. Применительно к России это положение действует особенно деструктивно: резкие, необоснованные диспропорциив оплате труда по отраслям и сферам деятельности формируют искаженное представление о ценности труда вообще и в реальном производстве в частности. Это негативно сказывается на профессиональном развитии молодежи, задатки которого должны быть сформированы еще на этапе выбора будущей профессии.

Список цитируемой литературы1.Жданова Л. Г. Некоторые особенности мотивации обучения студентов/Л.Г. Жданова// Международная заочная научнопрактическая конференция «Педагогические и психологические науки: современные тенденции» Новосибирск, 2012 г.2.Сорокина Н.В. формирование мотивации профессионального самоопределения, Тула, 2004 –90с.3.Кузьмина В. Особенности формирования профессиональной мотивации выпускников школ[Электронный ресурс],2012. Режим доступа: http:// domhors.ru›issue/spp/201134/kuzmina.pdf Загл. с экрана4.Официальный сайт ОЭСР [Электронный ресурс], 2012. Режим доступа:http://www.oecd.org/

Загл. с экрана

Igolnikova InnaСandidate of economic sciences, assistant professor of the department of management faculty of finances and economy of Social and Economic Institute at Bryansk State University named after academician I.G. Petrovsky. Email: innagukova@mail.ru

The problems of professional development motivation in the Bryansk region and the ways of their solution

The summary. In the article the value of motivational factors in professional selfdetermination and building their careeris examined. The actualityof the article is defined by the graduatesof the University employment problems, the discrepanciesof their knowledge, skills and capabilities tothe requirements of employers thatmakesdifficultthebuilding of theircontinuing professional developmentand negative reflectson the human potential.

The key words: the professional development, the motivation, the career guidance, the labour market, the human potential.