Роль семьи в воспитании младшего школьника
Выпуск:
ART 53488
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Колосова
А.
А. Роль семьи в воспитании младшего школьника // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С.
2426–2430. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/53488.htm.
Аннотация. Рассмотрение роли семьи и выполнения ею функций в воспитании детей младшего школьного возраста. Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его
развития, где закладываются основы будущей личности. Развитие познавательных интересов у школьников в семье и взаимодействие семьи и школы в развитии интереса к обучению.
Похожие статьи
- Роль семейного воспитания в формирования личности младшего школьника
- Сотрудничество современной школы и семьи как основа формирования успешной личности
- Система воспитания и образования в Англии
- Родительский всеобуч как форма взаимодействия родителей и школы (на примере МОБУ СОШ 17 г. Якутска)
- Роль семьи в патриотическом воспитании ребенка
Текст статьи
Колосова Антонина АлексеевнаУчитель начальных классов.
c.Лопанка, Целинского района, Ростовской областиkolostonj@mail.ruРоль семьи в воспитании младшего школьникаАннотацияРассмотрение роли семьиивыполнения ею функций в воспитании детей младшегошкольного возраста. Семья–это первый коллектив ребенка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. Развитие познавательных интересов у школьниковв семьеивзаимодействиесемьиишколы в развитии интереса к обучению.
Ключевые словаСемья, школа, воспитание, младший школьник, проблемы воспитания.
©Главный смысл и цель семейнойжизни —воспитание детей. Главная школа воспитания детей —это взаимоотношения мужа и жены, отцаи материª.В.А. Сухомлинский.
Взаимодействие семьи и школы проблема, которая уже не одно столетие тревожит родителей, педагогов и психологов. Единство школьного и семейного воспитания рассматривается ведущими педагогами, как процесс совершенствования духовности человека.
Сегодня остро стоитвопрос о роли и функциях семьи в воспитании младших школьников. Проблемы, особенности воспитания детей младшегошкольноговозраста приобретают особую важность и обращают на себя внимание. И что бы ни говорило общество, попрежнему семьяявляется важныминститутомвоспитания ребёнка. Она закладывает основной фундамент в процессе воспитания ребёнка.Семья это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. Особая роль семьи в воспитании –устойчивость, постоянство, долговременность влияния. Гармоническое развитие личности немыслимо без семейного воспитания, которое должно сочетаться и подкрепляться общественным.Велика роль семьи в формировании основ мировоззрения, усвоении нравственных норм поведения, формировании отношения к людям, их делам и поступкам. Главная особенность семейного воспитания
это любовь родителей к детям и ответное чувство детей к родителям. Родительская любовь является источником благополучия ребенка в семье,условием правильного воспитания, счастливого детства. Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит. В.А.Сухомлинский говорил, чторебенок должен быть уверен, что его, ктото очень, очень любит,и он тоже когото любит безгранично. Такая любовь создает чувство защищенности, душевного комфорта. Ребёнок активнее постигает мир, легко овладевает знаниями. У него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей. Настоящая родительская любовь учит ребёнка культуре, отзывчивости, помогает понять главный моральный принцип: человек человеку друг и брат. Важным условием воспитания детей в семье является авторитет родителей. Авторитет родителейосновываетсяна уважении и любви детей к родителям, довериик их жизненному опыту, словам и поступкам. Родительский авторитет может разрушить ведение родителями двойной морали: одной —для окружающих, другой для семейной жизни. Ребенок младшего школьного возрастанаблюдает родителей в повседневной жизни и замечает, что родители подчас позволяют себе то, за что осуждают других. К разрушению авторитетаведётуверенностьродителей, что дети не имеют права критиковать их поступки, их указания нельзя обсуждать, а только надо беспрекословно выполнять, что детей они наказывают всегда справедливо. Авторитет отца и матери повысится, если у них хватит мужества признаться в своей ошибке. Признание ошибки со стороны взрослых доказывает их действительное уважение к ребенку и вызывает уважение. Честность, справедливость, искренность в отношениях с окружающими людьми и собственными детьми являются основой родительского авторитета.Немаловажную роль в воспитаниимладшего школьника играют взаимоотношения школа —семья —ребенок. Младший школьный возраст –это тот период, когда семья активно участвует в воспитании ребёнка, закладывает фундамент для дальнейшего развития, воспитания и самовоспитания. Часто родители полагают, что с приходом ребенка в школу снижается рольсемьи в его воспитании, ведь основное время теперь дети проводят в стенах школы. Родители должны понять, что влияние семьи не снижается, а наоборотвозрастает.С приходом детей в школу особого внимания со стороны семьи требуют эмоционально чувствительные,ранимые, застенчивые дети, которые болезненно реагируют на замечания учителя, насмешки сверстников, глубоко переживают собственные неудачи и ошибки. Неуверенность, переживания могут стать причиной негативного отношения ребёнка к школе и даже отказа ее посещать. Родителям таких детей нужно рассказать учителюоб индивидуальных особенностях ребенка, помочь в налаживании отношений с одноклассниками. Важно с пониманием относиться к переживаниям детей, ненавязчиво побуждать рассказывать о своих взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми вне семьи. Родители вместе с ребёнком правильно оценяткак собственные поступки, так и критические замечания, сделанные ребенку: ©Получается, что учитель прав...ª, ©Дети не захотели с тобой играть, потому что…ª, ©А тебе такоеотношение понравится?ª и т.п.Постепенно у младшего школьника сформируется потребность делиться с близкими своими переживаниями, искать у них совета и помощи. Родители должны быть справедливыми и доброжелательными. Какие бы отрицательные чувства ни вызывали у родителей рассказыдетей, надо сдерживаться, спокойно, справедливо и доброжелательно разбиратьсяв ситуации. Если родители начнут упрекать и обвинять ребенка, то впредь они могут не рассчитывать на его откровенность. В то же время нельзя постоянно сосредотачивать внимание на детских переживаниях, связанных со школой и одноклассниками, чрезмерно опекать ребенка, решатьза него все проблемы, лишая его самостоятельности.У родителей, которые привыкли добиваться принуждением беспрекословного выполнения своих требований, по мере взросления ребенка будет все меньше возможностей влиять на него. Чуткость, благожелательный тон, доверие к ребенку, терпение в обращении с ним вызывают встречное расположение, стремление выполнять требования старших.Случается, что при выборе методов поощрения и наказания родители не учитывают характер ребенка, не вникают в причины совершения поступка. Нередко они наказывают детей в пылу раздражения, необъективно, без учета тех обстоятельств, в которых был совершен проступок, а это приводит к ухудшению взаимоотношений между родителями и детьми.Можно выделить три основных стиля взаимоотношений родителей и детей в семье: попустительский, авторитарный и демократический. Первый из ниххарактеризуют вседозволенность и безразличие по отношению к детям. Второй —жесткая авторитарность, диктат в отношениях с детьми. Третий —сотрудничество, взаимопонимание родителей и детей.Изменился темп жизни, изменились условия быта. Это повлиялона характер общения: оно становится редким, все более формальным не только между знакомыми, но и между родными внутри семьи. Потребность во внутрисемейном общении у детей не уменьшается. Содержательное и достаточно продолжительное общениес детьми —необходимое условие их воспитания в любом возрасте.В младшем школьном возрасте потребность ребенка в оценке его личности повышается. Представление о себе, уважение или неуважение себя, то есть самооценка, формируется у детей в процессе общения с окружающими, которые оценивают их положительно или отрицательно. От того, насколько грамотно пользуются взрослые оценкой, зависит результативность руководства детским поведением, формирование важной нравственной потребности в одобрении. Важно, чтобы ребенок чувствовал доброжелательное, уважительное отношение к нему взрослого независимо от того, как тот в данной конкретной ситуации оценивает действия и умения ребенка. Только в этом случае он будет охотно принимать советы и замечания взрослого. Родители, оценивая поведение ребенка, результаты его деятельности, нередко допускают крайности —злоупотребляют либо похвалой, либо порицанием. Многие ошибочно считают, что отрицательная оценка стимулирует ребенка. В действительности же, часто используемая, она негативно влияет на воспитание самостоятельности, уверенности в себе, гасит инициативу. Постоянно сравнивая неудачиребенка с успехами других детей, можновызвать реакцию, обратную желаемой. Вместо того,чтобы побудить к достижению таких же успехов, в ребёнке поселится неуверенность в себе, зависть, недоброжелательство. Если же злоупотреблятьположительной оценкой, можносформировать завышенную самооценку, зазнайство, безответственность. Соблюдая меру в положительных и отрицательных оценках, следует помнить, что всегда полезнее поощрение хороших поступков и качеств ребенка, чем постоянное подчеркивание и осуждение его недостатков.Нельзя забывать, что младший школьник еще во многом живет эмоциями. Именноэмоциональная среда в этом возрасте оказывает влияние на его духовный мир. Семья, в которойпреобладают радость, оптимизм, душевность, любовь и нежность, нужна ребенку для его психического здоровья. То, как взрослые реагируют на происходящее в окружающей жизни, имеет огромное значение для формирования представлений ребенка, который откликается на все происходящее эмоциональными средствами: смехом, гневом, жестикуляцией, мимикой. Ребенок внушаем, склонен к подражанию, он чутко воспринимает и перенимает все эмоциональные реакции. Если чтото не нравится в ребенке, надо помнить: ребенок в какойто степени является зеркальным отражением окружающих его людей.Созданию спокойной обстановки в семье помогает критичное отношение взрослых к своим действиям, учет их влияния на ребенка. Нельзя вымещать на ребенке, свое плохое настроение, даже еслиесть серьезные поводы для чувства тревоги, недовольства. Дети не могут не знать о тех трудностях, с которыми сталкиваются родители, но это не значит, что свои взрослые проблемы надо перекладывать на плечи ребенка, создавать напряжённость в доме.Взрослыепо отношению к младшему школьнику могутвыражаться в пренебрежительных высказываниях, в унижающих его достоинство оценках, эпитетах. Власть родителей велика: материальные возможности, жизненный опыт, физическая сила —всё на их стороне. Авторитет взрослого навязывается силой, ребенок вынужден подчиняться. Вырастая, он может остаться зависимым от родителей, их мнений, требований. Но возможно и другое: постепенно будет зреть отторжение от семьи.Родители стараются следить за ребенком, его отношениями сдругими людьми, сверстниками, знают его интересы, привязанности. Однако многие источники влияния находятся вне поля зренияродителей. Общение со сверстниками, улица могут оказывать отрицательное влияние: ребёнок усваивает язык улицы,нецензурные выражения, грубые манеры. Дома это, возможно, не проявляется до поры до времени. Семья ведёт борьбу с улицей. Если у ребенка нет доверительных отношений с родителями, побеждает улица. Дружба родителей и детей —это особые отношения, которые возникаютпри взаимном уважении, умении взрослыхпонимать ребенка, сопереживать ему, проявляятакт в общении. Родители должны строить дружеские отношения с ребенком, а именно стремиться чувствовать, понимать, принимать его душевный мир.Лучший путь —постараться встать на место ребенка, вспомнить собственное детство и с позиции сегодняшнего опыта дать совет.Таким образом, подводя итоги, можносказать о многообразии функций семьи, которыеонавыполняет, воспитываясвоего ребёнка. Семья является главной опорой для своего собственного ребёнка, она направляет, регулирует, развивает, воспитывает в комплексе все сферы, включая психологическую и эмоциональноволевую.Семья –это первый учитель и незаменимый воспитатель для младшего школьника, спутник жизни ребёнка. Она должна полностью обращать внимание на события, происходящие у ребёнка в этом возрасте, учитывать условия, в которых находится их малыш, какие эмоции ипереживания он испытывает в данный период, что его волнует и что радует, чем он живёт.
Ссылки на источникиВсё о младшем школьнике под редакцией Виноградовой, М., ©ВентанаГрафª, 2004.Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1989.Немов Р.С.. Психология. М. 1995.Педагогика. Под редакцией П.И.Пидкасистого.М., 1996.Сластёнин В. А., И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов Педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений; Под ред. В. А. Сластёнина. —М.: Издательский центр "Академия", 2002.
c.Лопанка, Целинского района, Ростовской областиkolostonj@mail.ruРоль семьи в воспитании младшего школьникаАннотацияРассмотрение роли семьиивыполнения ею функций в воспитании детей младшегошкольного возраста. Семья–это первый коллектив ребенка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. Развитие познавательных интересов у школьниковв семьеивзаимодействиесемьиишколы в развитии интереса к обучению.
Ключевые словаСемья, школа, воспитание, младший школьник, проблемы воспитания.
©Главный смысл и цель семейнойжизни —воспитание детей. Главная школа воспитания детей —это взаимоотношения мужа и жены, отцаи материª.В.А. Сухомлинский.
Взаимодействие семьи и школы проблема, которая уже не одно столетие тревожит родителей, педагогов и психологов. Единство школьного и семейного воспитания рассматривается ведущими педагогами, как процесс совершенствования духовности человека.
Сегодня остро стоитвопрос о роли и функциях семьи в воспитании младших школьников. Проблемы, особенности воспитания детей младшегошкольноговозраста приобретают особую важность и обращают на себя внимание. И что бы ни говорило общество, попрежнему семьяявляется важныминститутомвоспитания ребёнка. Она закладывает основной фундамент в процессе воспитания ребёнка.Семья это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. Особая роль семьи в воспитании –устойчивость, постоянство, долговременность влияния. Гармоническое развитие личности немыслимо без семейного воспитания, которое должно сочетаться и подкрепляться общественным.Велика роль семьи в формировании основ мировоззрения, усвоении нравственных норм поведения, формировании отношения к людям, их делам и поступкам. Главная особенность семейного воспитания
это любовь родителей к детям и ответное чувство детей к родителям. Родительская любовь является источником благополучия ребенка в семье,условием правильного воспитания, счастливого детства. Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит. В.А.Сухомлинский говорил, чторебенок должен быть уверен, что его, ктото очень, очень любит,и он тоже когото любит безгранично. Такая любовь создает чувство защищенности, душевного комфорта. Ребёнок активнее постигает мир, легко овладевает знаниями. У него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей. Настоящая родительская любовь учит ребёнка культуре, отзывчивости, помогает понять главный моральный принцип: человек человеку друг и брат. Важным условием воспитания детей в семье является авторитет родителей. Авторитет родителейосновываетсяна уважении и любви детей к родителям, довериик их жизненному опыту, словам и поступкам. Родительский авторитет может разрушить ведение родителями двойной морали: одной —для окружающих, другой для семейной жизни. Ребенок младшего школьного возрастанаблюдает родителей в повседневной жизни и замечает, что родители подчас позволяют себе то, за что осуждают других. К разрушению авторитетаведётуверенностьродителей, что дети не имеют права критиковать их поступки, их указания нельзя обсуждать, а только надо беспрекословно выполнять, что детей они наказывают всегда справедливо. Авторитет отца и матери повысится, если у них хватит мужества признаться в своей ошибке. Признание ошибки со стороны взрослых доказывает их действительное уважение к ребенку и вызывает уважение. Честность, справедливость, искренность в отношениях с окружающими людьми и собственными детьми являются основой родительского авторитета.Немаловажную роль в воспитаниимладшего школьника играют взаимоотношения школа —семья —ребенок. Младший школьный возраст –это тот период, когда семья активно участвует в воспитании ребёнка, закладывает фундамент для дальнейшего развития, воспитания и самовоспитания. Часто родители полагают, что с приходом ребенка в школу снижается рольсемьи в его воспитании, ведь основное время теперь дети проводят в стенах школы. Родители должны понять, что влияние семьи не снижается, а наоборотвозрастает.С приходом детей в школу особого внимания со стороны семьи требуют эмоционально чувствительные,ранимые, застенчивые дети, которые болезненно реагируют на замечания учителя, насмешки сверстников, глубоко переживают собственные неудачи и ошибки. Неуверенность, переживания могут стать причиной негативного отношения ребёнка к школе и даже отказа ее посещать. Родителям таких детей нужно рассказать учителюоб индивидуальных особенностях ребенка, помочь в налаживании отношений с одноклассниками. Важно с пониманием относиться к переживаниям детей, ненавязчиво побуждать рассказывать о своих взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми вне семьи. Родители вместе с ребёнком правильно оценяткак собственные поступки, так и критические замечания, сделанные ребенку: ©Получается, что учитель прав...ª, ©Дети не захотели с тобой играть, потому что…ª, ©А тебе такоеотношение понравится?ª и т.п.Постепенно у младшего школьника сформируется потребность делиться с близкими своими переживаниями, искать у них совета и помощи. Родители должны быть справедливыми и доброжелательными. Какие бы отрицательные чувства ни вызывали у родителей рассказыдетей, надо сдерживаться, спокойно, справедливо и доброжелательно разбиратьсяв ситуации. Если родители начнут упрекать и обвинять ребенка, то впредь они могут не рассчитывать на его откровенность. В то же время нельзя постоянно сосредотачивать внимание на детских переживаниях, связанных со школой и одноклассниками, чрезмерно опекать ребенка, решатьза него все проблемы, лишая его самостоятельности.У родителей, которые привыкли добиваться принуждением беспрекословного выполнения своих требований, по мере взросления ребенка будет все меньше возможностей влиять на него. Чуткость, благожелательный тон, доверие к ребенку, терпение в обращении с ним вызывают встречное расположение, стремление выполнять требования старших.Случается, что при выборе методов поощрения и наказания родители не учитывают характер ребенка, не вникают в причины совершения поступка. Нередко они наказывают детей в пылу раздражения, необъективно, без учета тех обстоятельств, в которых был совершен проступок, а это приводит к ухудшению взаимоотношений между родителями и детьми.Можно выделить три основных стиля взаимоотношений родителей и детей в семье: попустительский, авторитарный и демократический. Первый из ниххарактеризуют вседозволенность и безразличие по отношению к детям. Второй —жесткая авторитарность, диктат в отношениях с детьми. Третий —сотрудничество, взаимопонимание родителей и детей.Изменился темп жизни, изменились условия быта. Это повлиялона характер общения: оно становится редким, все более формальным не только между знакомыми, но и между родными внутри семьи. Потребность во внутрисемейном общении у детей не уменьшается. Содержательное и достаточно продолжительное общениес детьми —необходимое условие их воспитания в любом возрасте.В младшем школьном возрасте потребность ребенка в оценке его личности повышается. Представление о себе, уважение или неуважение себя, то есть самооценка, формируется у детей в процессе общения с окружающими, которые оценивают их положительно или отрицательно. От того, насколько грамотно пользуются взрослые оценкой, зависит результативность руководства детским поведением, формирование важной нравственной потребности в одобрении. Важно, чтобы ребенок чувствовал доброжелательное, уважительное отношение к нему взрослого независимо от того, как тот в данной конкретной ситуации оценивает действия и умения ребенка. Только в этом случае он будет охотно принимать советы и замечания взрослого. Родители, оценивая поведение ребенка, результаты его деятельности, нередко допускают крайности —злоупотребляют либо похвалой, либо порицанием. Многие ошибочно считают, что отрицательная оценка стимулирует ребенка. В действительности же, часто используемая, она негативно влияет на воспитание самостоятельности, уверенности в себе, гасит инициативу. Постоянно сравнивая неудачиребенка с успехами других детей, можновызвать реакцию, обратную желаемой. Вместо того,чтобы побудить к достижению таких же успехов, в ребёнке поселится неуверенность в себе, зависть, недоброжелательство. Если же злоупотреблятьположительной оценкой, можносформировать завышенную самооценку, зазнайство, безответственность. Соблюдая меру в положительных и отрицательных оценках, следует помнить, что всегда полезнее поощрение хороших поступков и качеств ребенка, чем постоянное подчеркивание и осуждение его недостатков.Нельзя забывать, что младший школьник еще во многом живет эмоциями. Именноэмоциональная среда в этом возрасте оказывает влияние на его духовный мир. Семья, в которойпреобладают радость, оптимизм, душевность, любовь и нежность, нужна ребенку для его психического здоровья. То, как взрослые реагируют на происходящее в окружающей жизни, имеет огромное значение для формирования представлений ребенка, который откликается на все происходящее эмоциональными средствами: смехом, гневом, жестикуляцией, мимикой. Ребенок внушаем, склонен к подражанию, он чутко воспринимает и перенимает все эмоциональные реакции. Если чтото не нравится в ребенке, надо помнить: ребенок в какойто степени является зеркальным отражением окружающих его людей.Созданию спокойной обстановки в семье помогает критичное отношение взрослых к своим действиям, учет их влияния на ребенка. Нельзя вымещать на ребенке, свое плохое настроение, даже еслиесть серьезные поводы для чувства тревоги, недовольства. Дети не могут не знать о тех трудностях, с которыми сталкиваются родители, но это не значит, что свои взрослые проблемы надо перекладывать на плечи ребенка, создавать напряжённость в доме.Взрослыепо отношению к младшему школьнику могутвыражаться в пренебрежительных высказываниях, в унижающих его достоинство оценках, эпитетах. Власть родителей велика: материальные возможности, жизненный опыт, физическая сила —всё на их стороне. Авторитет взрослого навязывается силой, ребенок вынужден подчиняться. Вырастая, он может остаться зависимым от родителей, их мнений, требований. Но возможно и другое: постепенно будет зреть отторжение от семьи.Родители стараются следить за ребенком, его отношениями сдругими людьми, сверстниками, знают его интересы, привязанности. Однако многие источники влияния находятся вне поля зренияродителей. Общение со сверстниками, улица могут оказывать отрицательное влияние: ребёнок усваивает язык улицы,нецензурные выражения, грубые манеры. Дома это, возможно, не проявляется до поры до времени. Семья ведёт борьбу с улицей. Если у ребенка нет доверительных отношений с родителями, побеждает улица. Дружба родителей и детей —это особые отношения, которые возникаютпри взаимном уважении, умении взрослыхпонимать ребенка, сопереживать ему, проявляятакт в общении. Родители должны строить дружеские отношения с ребенком, а именно стремиться чувствовать, понимать, принимать его душевный мир.Лучший путь —постараться встать на место ребенка, вспомнить собственное детство и с позиции сегодняшнего опыта дать совет.Таким образом, подводя итоги, можносказать о многообразии функций семьи, которыеонавыполняет, воспитываясвоего ребёнка. Семья является главной опорой для своего собственного ребёнка, она направляет, регулирует, развивает, воспитывает в комплексе все сферы, включая психологическую и эмоциональноволевую.Семья –это первый учитель и незаменимый воспитатель для младшего школьника, спутник жизни ребёнка. Она должна полностью обращать внимание на события, происходящие у ребёнка в этом возрасте, учитывать условия, в которых находится их малыш, какие эмоции ипереживания он испытывает в данный период, что его волнует и что радует, чем он живёт.
Ссылки на источникиВсё о младшем школьнике под редакцией Виноградовой, М., ©ВентанаГрафª, 2004.Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1989.Немов Р.С.. Психология. М. 1995.Педагогика. Под редакцией П.И.Пидкасистого.М., 1996.Сластёнин В. А., И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов Педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений; Под ред. В. А. Сластёнина. —М.: Издательский центр "Академия", 2002.