Проблемы и перспективы регионального книгоиздания

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гуськова С. В. Проблемы и перспективы регионального книгоиздания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2451–2455. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53493.htm.
Аннотация. В статье анализируются актуальные проблемы регионального книгоиздания и книгораспространения. Теоретические основы работы подкреплены примерами из истории современного состояния книгоиздания в Тамбовской области. Определяются перспективы развития книгоиздания в российских регионах.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Гуськова Светлана ВладимировнаКандидат филологических наукСтарший преподаватель кафедры журналистики и издательского делаФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»г. Тамбовguskova_s_v@mail.ru

Проблемы и перспективырегионального книгоизданияАннотация: В статье анализируются актуальные проблемы регионального книгоиздания и книгораспространения. Теоретические основы работы подкреплены примерами из истории современного состояния книгоиздания в Тамбовской области. Определяются перспективы развития книгоиздания в российских регионах.Ключевые слова: книга, книгоиздание, книгораспространение, электронная книга.

Отношение современников к книге можно охарактеризовать как неоднозначное. С одной стороны, у новых поколений наблюдается утрата интереса к чтению(об этом свидетельствуют статистические показатели выпуска книг и книгораспространения в последние годы), с другой –судить об этом сугубо по совокупно выпускаемым тиражам книг и количеству наименований весьма сложно; приходится констатировать и еще один процесс, характерный для нынешнего дня: традиционная (печатная) форма, в которой привыкли воспринимать книжный текст предыдущие поколения, все активнее заменяется электронной. Об этом свидетельствуют и ежегодные объемы продаж так называемых «читалок» –устройств для чтения книг, или попросту электронных книг.Так, согласно данным аналитической группы «SmartMarketing» общий объем продажи устройств для чтения книг в 2011 г. составил 1,43 млн штук, что на 265 % больше показателя 2010 г. и на 757 % больше объема продаж электронных книг в 2009 г. Однако по результатам аналитического исследования, проведенного специалистами агентства «iSuppli», в 2012 г. количество отгруженных «читалок» снизилось по сравнению с 2011 г. В 2013 г. аналитики также прогнозируют снижение объемов продаж электронныхкниг, в то время как число реализованных планшетов в последние годы стремительно возрастает.Причина снижения потребительского интереса к электронным книгам усматривается в том, что современному читателю мало воспринимать информацию, сообщаемую книгой. Читатель ищет новые возможности, которые ему предоставляет электронное устройство, в том числе, дающему возможность читать книги.В этих условиях представляется особенно проблемной сфера регионального книгоиздания и книгораспространения, так как книга, издаваемая в провинции, обладающаясвоей самобытностью и неповторимостью(что, в первую очередь, связано с содержанием сообщаемого такими изданиями контента), попросту выживает. Несложно установить, что положение книги, издаваемой в провинции в так называемый советский период, было совсем другим.Бесспорно, однимиз существенных толчков в деле становления книжного дела в провинции можно считатьуказ 1783 года «О вольных типографиях», который давал возможность частным лицам открывать типографии, не добиваясь специального разрешения, не только в Москве и Петербурге, но и во всех городах Российской империи. Указ сыграл большую роль в развитии книгоиздания в целом, в том числе, в расширении тематики издаваемых книг.В различных уголках государства в разное время откликнулись на появившуюся прерогативу.В нашем исследовании мы обращаемся к предпосылкам возникновения книгоиздания в Тамбовской области и в большей степени сосредотачиваем внимание на проблемах современного книгоиздания в этом регионе.История книгоиздания на Тамбовщине берет свое начало в конце XVIIIвека, когда в селе Старая Казинка (ныне Мичуринский район Тамбовской области) появляется одна из первых провинциальных типографий, что связано с именем И.Г. Рахманинова. Этот образованнейший для своего времени человек считал своим долгом, издавая произведения Вольтера, способствовать нравственному развитию общества.То, что Рахманинов был выдающимся человеком своего времени, подтверждает и тот факт, что ему посвящена отдельная статья в энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона.Известно, что интерес к литературе возник у дворянина И.Г. Рахманинова еще в отеческом доме. В Казинке он впервые попробовал себя в качестве переводчика французской литературы. ПозжевПетербурге он активно сотрудничалв качестве переводчика с «Обществом, старающемся о напечатании книг»–первым в России книгоиздательскимобъединением, организованнымН.И. Новиковым в 1773 году.Сам Рахманинов еще во время службы в конной гвардии издавал журнал «Утренние часы» (1788–1789гг.) и основал типографию в Петербурге, в которой он приступает к изданию авторских переводов французского просветителя Вольтера. Кроме сочинений Вольтера в столичной типографии Рахманиновавпервые увидели свет произведения и некоторых российских авторов.И.Г. Рахманинов наряду с книгами издаёт и журналы –еженедельник «Утренние часы»(1788–1789) и сатирический журнал И.А. Крылова «Почта духов» (1789).Выйдя в 1793 году (а по отдельным источникам в 1791 г.) в отставку, Рахманинов перевез свою типографию в родовоеимение КазинкаКозловского уезда Тамбовской губернии, где и печатал переводные и оригинальные сочинения. Здесь же он задумал осуществить издание собрания сочинений Вольтера в двадцати томах. К 1794 году напечатали четыре тома, которые были перевезены вПетербург для продажи в лавке М. Глазунова. Один из томов попал в руки Екатерины II, после чего вышел указ о закрытии типографии И.Г. Рахманинова. Началось дело «Об издании сочинений Вольтера бригадиром Рахманиновым в своей типографии без разрешения цензуры». Свыше пяти тысяч отпечатанных в типографии книг были конфискованы(в том числе три, переведенные самим Рахманиновым), а издатель отдан под суд. Дело затянулось до 1797 года, когдав типографии неожиданно вспыхнул пожар, в результате чего большая частькниг сгорела, а Рахманинов был освобожден и вновь хлопотал о переиздании сочинений Вольтера, но уже не в принадлежавшей ему типографии.Так были воспроизведены тома из ранее задуманного собрания сочинений Вольтера, однако продолжить начатое тамбовскому издателю помешала смерть.С особым почтением на Тамбовщине относятся к имениГ.Р. Державина, который в не меньшей степени причастен к становлению издательского дела в Тамбовском крае. Гаврила Романович Державин родился в 1743 году, происходил из дворян. Первая его книга«Оды, переведённые исочинённые при горе Читалагае»прошла в литературных кругах незамеченной. Известность пришла к немув 1779году, когда были опубликованы «На смерть князя Мещерского», «Ключ»и другие. В 1782 году Державин написал оду «Фелица», принесшую ему расположение Екатерины II, литературную славу и нападки недоброжелателей.В 1784 году он вышел в отставку, но благодаря покровительству императрицы был назначен правителем Олонецкого наместничества. В 1786–1788 гг.Г.Р.Державин по указуЕкатерины II был правителем Тамбовского наместничества. Решение создать быстрое делопроизводство привело к замене «пустокормовподьячих»–копиистов типографским станком, к созданию в 1787 году Тамбовской вольной типографии. С 1788 годаздесьстала печататься первая в стране провинциальная газета «Тамбовскиеизвестия» (всего было напечатано 49 номеров). В 2012 году в Тамбове вышло первое полное репринтное издание газеты [1].При заведенной Державиным типографии работала книжная лавка, являвшаяся одновременно платной библиотекой. С его отъездом из Тамбова издание «Тамбовских известий»прекратилось.Но осуществление этого замысла тамбовского наместника имело большое значение. Предположительно, что планы Державина шли гораздо дальше (он намеревался использовать типографию для печатания книг и журналов). Однако идея Державина издавать провинциальную газету не прижилась на Тамбовщине; несколько позже она была подхвачена в Казани, где в 1811 году начинает выходить газета «Казанские известия».Очевидно, что российские издатели того времени ставили своей целью распространение в России истинного просвещения. В Тамбовской губернии, в том числе,развитие издательского дела послужило делу воспитания и образования сограждан.И даже неудача Державина ввыпускепериодического издания, тем не менее, не означала полного забвения печатного дела на Тамбовщине –типография продолжала функционировать.С 1917 года она носит свое современное название –«Пролетарский светоч»(с недавнего времени мощности этой типографии объединены с мощностями другой типографии –«Мичуринск»). Сегодня это крупнейшее в регионе современное полиграфическое предприятие полного цикла, специализирующееся на качественной офсетной печати. В типографии печатаются газеты(практически все общественнополитические издания региона –областные, городские и районные)и журналы, книги и брошюры, презентационная и рекламная продукция. Именно в «Пролетарском светоче» впервые увидели свет многие произведениятамбовскихпоэтови прозаиков.Сейчас эта типография не единственная в Тамбовской области(крупные тиражи книг выпускаютгруппа компаний «Юлис», Издательский дом Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина), но авторитет «Пролетарского светоча» попрежнему высок как в регионе, так и за его пределами.Поэтому в большей степени в своей работе мы сосредоточиливнимание на опыте этого издательства.В тематическом плане выпускаемая «Пролетарским светочем» книжная продукция в настоящее время может быть разделена на несколько групп:–художественная литература (исключительно проза и поэзия местных авторов);–краеведческая литература;–научная и учебная литература;–словари,справочники, путеводители (в том числе краеведческого характера);–подарочная и презентационная литература(книги по случаю юбилея предприятия, ведомства и т.п.).Таким образом, в определенной степени обеспечиваются потребности региона в такого рода книгах. Однако подобное деление издаваемой литературы обнажает ряд проблем регионального книгоиздания:–полное или практическое полное отсутствие изданий художественной литературы для определенных групп читателей (ущемленной в этой связи представляется детская аудитория, для которой в регионе книги практически не издаются). Причина видится в отсутствии спроса на такие книги у покупателей (тиражи в свободной продаже просто не будут востребованы), т.к. среди авторов, пишущих для детей, в регионе единицы, к тому же их имена настолько неизвестны, что конкурировать с К. Чуковским, А. Барто и другими классиками детской литературы просто нецелесообразно;–несмотря на активное книгоиздание краеведческой литературы в «Пролетарском светоче» ее практически невозможно приобрести в местных книжных магазинах. Тиражи либо сразу поступают адресату (он же часто выступает заказчиком издания в типографии) –ведомству, органу власти и т.п., который распределяет тираж по своему усмотрению (часто такая литература является презентационной иливыступает в качестве подарка), либо оседают у самих же авторов, радеющих за то, чтобы нести знания в массы;–описанные вышепроцессы свидетельствуют о наличии такой проблемы, как непродуманность вопроса, связанного с распространением литературы, отсутствие четких маркетинговых стратегий;–часто издаваемая в регионе литература выпускается в формате самиздата (отсутствуют редактор, корректор, рецензенты; нередкоследует указание «печатается в авторской редакции»), что зачастуюне лучшим образом сказывается на качестве книг;–все более активное обращение аудитории к электронному формату книги (проведенное в регионе исследование показывает, что не менее 30 % студенческой аудитории предпочитают электронные издания)диктует и определенные требования к книгоизданию: необходимо выпускать и «новые» книги для читателя, потребляющего сугубо электронный контент. Начало выпуску электронныхкниг в регионе положено (на этом делают акцент местные вузы), однако типографии региона пока не приемлют такую форму представления информации.В подтверждение обозначенных тезисов обнародуемнекоторые данные социологического опроса, проведенного в 2012–2013 гг. среди тамбовской молодежи. Однозначно можно констатировать, что аудиторияв регионе, вопреки многим прогнозам и опасениям, остается читающей, более того –активно потребляющей книги. В первую очередь отмечается потребность в учебной литературе –именно к ней регулярно обращается 80 % респондентов. Читается разноплановая художественная литература (отечественная и зарубежная классика, современная проза, детективы, приключения, фэнтези). Ни разу не была названа литература местных авторов, в том числе,когда было предложено назвать настольную книгу и книгу, которая была прочитана в последнее время.Поразному организованпроцесс чтения в зависимости от возраста, социального положения и сферы деятельности аудитории. Так, можно отметить, что студенты заочного отделения (преимущественно старшие, чем студентыочники, чаще уже занятые в определенной сфере) в основном воспринимают художественный текст по традиционному каналу –из традиционной книги, в то время как в среде студентов очного отделения наметился устойчивый переход к электронному формату изданий.Примечательно и то, как книги попадают в руки молодежной аудитории. В основном они приобретаются через интернетмагазины и заимствуюту знакомых. Библиотечное чтение не пользуется популярностью, равно как ипокупка книг в местных магазинах.Судя по всему, обозначенные проблемы регионального книгоиздания, по крайней мере, в ближайшее десятилетие останутся актуальными. Наряду с этим нельзя не признать и тот факт, что книга в российской глубинке будет жить, о чем свидетельствует как спрос читателя на литературу (правда, отнюдь не местную), так и наличие немалого числа активно публикующих свои произведения авторов. Консолидация усилий как издателей, так и книгораспространителей в регионах способна обеспечить традиционной(не электронной)книге куда большую судьбу, нежели ту, которую ей прочат многие современники.В этой связи пророчески звучат слова Е.Л. Немировского: «О шансах печатной книги¸ а значит и полиграфической техники уцелеть в грядущем столетии вот уже полвека спорят специалисты, а подчас и дилетанты. <...> Новая полиграфическая техника, приблизив печатное слово к читателю, став мощнейшим источником информации, не забудет и об искусстве книги. Попрежнему можно будет пойти в книжный магазин, постоять у полок и принести домой несколько изящно переплетенных томиков с многокрасочными иллюстрациями, сохраняющими неповторимый запах краски. Под этими словами я могу подписаться и сегодня» [2]. Значит, история книги продолжается.

Ссылки на источники1. Тамбовские известия / авт.сост., вступ. ст., коммент.: В.В. Канищев, Ю.В. Мещеряков, Ю.А. Мизис; Мво обр. и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Тамб. гос. унт им. Г.Р. Державина». Тамбов:Издат. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2012. 288 с.2. Немировский Е.Л. Большая книга о книге: Справочноэнциклопедическое издание. –М.: Время, 2010. 1088 с.

Guskova Svetlana VladimirovnaCandidate of PhilologySenior lecturer in journalism and publishingTambov State University named after G.R. DerzhavinProblems and prospects of regional publishingAbstract: This paper analyzes the problems of regional publishing and book distribution. Theory of Operation supported by examples from the history of the current state of publishing in the Tambovregion. Defined prospects of publishing in the Russian regions.Tags: book publishing, book distribution, ebook.