Межпредметные связи как средство повышения практической направленности обучения школьников профессии «Водитель»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Яковлев В. Г. Межпредметные связи как средство повышения практической направленности обучения школьников профессии «Водитель» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2501–2505. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53503.htm.
Аннотация. В статье представлены материалы, разработанные автором для обучающихся 9-11 классов, призванные придать практический характер обучения при обучении профессии «Водитель». Межпредметные связи помогут познакомить школьников с основами управления автомобилем в различных дорожно-транспортных ситуациях с учётом законов физики. Зная эксплуатационные свойства автомобиля, природу сил, действующих на него, правильно оценивая дорожные условия, будущий водитель сможет прогнозировать развитие ситуации и вовремя принимать меры по предупреждению дорожно-транспортных происшествий.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
1Яковлев Виктор Геннадьевич,учительтехнологии Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1 г.НарьянМара»email avtoclas83@yandex.ru

Межпредметные связи как средство повышения практической направленности обучения школьников профессии «Водитель»

Аннотация: В статьепредставлены материалы, разработанные авторомдля обучающихся 911 классов, призванные придать практический характер обучения при обучении профессии «Водитель». Межпредметные связи помогут познакомить школьников с основами управления автомобилем в различных дорожнотранспортных ситуациях с учётом законов физики. Зная эксплуатационные свойства автомобиля, природу сил, действующих на него, правильно оценивая дорожные условия, будущий водитель сможет прогнозировать развитие ситуации и вовремя принимать меры по предупреждению дорожнотранспортных происшествий.

Ключевые слова: автодело, физика, межпредметные связи

Одной из основных задач подготовки водителей является работа по обучению Правилам дорожного движения и основам безопасного вождения автомобиля. Новые элементы производственной деятельности, придание содержанию обучения практической направленности требуют усиления роли обобщающих знаний и понятийиз разных учебных предметов. В школьных программах изучение понятий и законов естественных наук должно быть более тесно связано с их применением в современном производстве. При этом происходит развитие технического мышления учащихся, их интереса к знаниям, к работе с техникой. Особенно хорошо прослеживается необходимость развития связи между предметами физика и автодело при изучении основ безопасного движения автомобиля.Движение автомобиля происходит в результате действия на него различных сил. Понимая основные причины их возникновения, природу их действия, водитель сможет принимать необходимые меры для сохранения устойчивого движения автомобиля. Поэтому при изучении теории движения автомобиля, необходимой для формирования навыков безопасного движения, ученик должен в совершенстве владеть знаниями из области механики.Реализация межпредметных связей предполагает продуманную учителем систему теоретических и практических заданий, обеспечивающий применение знаний и умений учащихся в новых условиях.Из общеобразовательных предметов, изучаемых в средней школе,непосредственную связь с производственным обучением имеет физика, поэтому при изучении взаимосвязанных учебных тем требуется преемственность, которая способствует развитию политехнического кругозора и технического мышления учащихся. На уроках автодела учитель опирается на знания учащихся по физике, стремясь к научному обоснованию и прочному усвоению профессиональных умений. На основе научных понятий, законов и теорий на уроках физики могут быть рассмотрены физические основы устройства и действия техники, причем межпредметная связь в данном случае носит дедуктивный характер, т.е. профессионально значимые понятия изучаются в общеобразовательной школе раньше, чем они конкретизируются при обучении специальности «Водитель» и находят применение в практическом обучении, и на уроках производственного обучения учитель должен опираться на знания учащихся, стремясь к научному обоснованию и прочному усвоению профессиональных умений.

2Автомобиль всегда находится под воздействием внешних сил. Из курса физики обучающиеся узнают, что при условии равенства нулю геометрической суммы всех сил, действующих на тело, оно совершает равномерное прямолинейное движение. Если же равнодействующая действующих на него сил будет постояннойпо модулю и направлению, оно движется с постоянным ускорением по прямолинейной траектории (движение прямолинейное равноускоренное). Тело будет двигаться равномерно по окружности, если приложенная к нему сила направлена к центру данной окружности.На практике же редко можно встретить один из данных видов движений. Под воздействием ударов колес о неровности дороги, поперечного уклона или бокового ветра автомобиль отклоняется от заданного направления, вследствие чего постоянно меняются силы, действующие на автомобиль, и водитель практически непрерывно корректирует траекторию его движения. Даже на строго прямолинейных участках дороги автомобиль движется не прямолинейно, а по кривым больших радиусов. Поэтому школьники при изучении основных элементов теории движения автомобиля должны хорошо знать основные понятия и законы таких разделов физики, а точнее механики, как кинематика и динамика.Первоначальные сведения и навыки, важные сами по себе и имеющие большое значение при изучении основ безопасности движения, ученики получают в 9 классе. В начале изучения темы «Основы кинематики» они знакомятся с понятием механического движения –изменения положения тела в пространстве относительно других тел с течением времени. Основная задача механики –определять положение тела в любой момент времени. В первом разделе механики –кинематике –дается математическое описание движения, устанавливаются зависимости между величинами, характеризующими движение. При этом вводятся понятия тела отсчета, координат тела, проекции вектора на координатные оси. При рассмотрении данной темы для обсуждения мер по безопасности движения транспорта полезно использовать решение задач, придавая им практическую направленность. Вформулами, необходимыми при рассмотрении принципов движения автомобиля, являетсяформулыпрямолинейногоравномерного движенияv= s/ t; х=х0+vхt,где v–скорость движения тела;s

перемещение тела;t–время его перемещения;х0и х –начальная и конечная координаты тела, s= х х0. Полезным с точки зрения изучения основбезопасного движения автомобиля является решение следующей задачи.

Рисунок 1–Прямолинейное равномерное движениеЗадача. Два автомобиля движутся по взаимно перпендикулярным дорогам по направлению к перекрестку. В некоторый момент времени первый автомобиль, скорость которого v1=26 км/ч, находится на расстоянии l1=300 м от перекрестка. 3Второй в тот же момент находится на расстоянии l2=450 м от перекрестка.С какой скоростью v2движется второй автомобиль, если он достигает перекрестка через t=5 с после первого?При закреплении знаний по теме интерес учащихся может вызвать решение задач на прямолинейное неравномерное движение и знание правил дорожного движения.Задача. Водитель автомобиля, движущегося со скоростью 72 км/ч, увидев красный свет светофора, нажал на тормоз. После этого скорость автомобиля стала уменьшаться на 5 м/с каждую секунду. Найдите расстояние, которое пройдет автомобиль от начала торможения и до полной его остановки и время торможения.

Рисунок 2–Прямолинейное неравномерное движениеДелая выводы по решению данной задачи, учитель физики может познакомить учащихся с понятиями «тормозной путь», «остановочный путь» и применительно к практике рассмотреть ответы на соответствующие вопросыбилетов ПДД. При изучении темы «Криволинейное движение» учащиеся узнают, что движение по любой траектории можно представить как движение по дугам окружностей, а ускорение тела, равномерно движущегося по окружности в любой ее точке, центростремительное, т.е. направлено по радиусу окружности к ее центру.Решение задач по данной теме можно также сопроводить примерами из практической деятельности человека.

Полученные учащимися при изучении основ кинематики знания о различных видах движения позволяют сделать вывод о том, что главным отличием одного движения от другого является ускорение. В окружающем нас мире мы наблюдаем, что движения тел начинаются и прекращаются, становятся более быстрыми или, наоборот, медленными, что изменяется направление движения. Во всех этих случаях происходит изменение движения, т.е. появляется ускорение. Понятно поэтому, насколько важно уметь находить ускорения. Без этого нельзя решать задачи механики, нельзя управлять движением. Но чтобы находить ускорения, нужно знать, почему и как они возникают, выяснить причину движения тел. На этивопросы отвечает главная часть механики –динамика. Учащиеся узнают, что действие одного тела на другое, которое вызывает ускорение, называется силой. На тело может действовать несколько сил. При этом ускорение телу сообщает их равнодействующая или результирующая сила. Тема «Силы в природе» позволяет решить ряд задач, имеющих большое мировоззренческое и политехническое значение. Опираясь на знания учащихся о силах различной природы, в курсе производственного обучения решаются задачи, связанные с безопасностью дорожного движения.На первый взгляд может показаться, что при движении транспортного средства на него действует очень много сил. На самом же деле при рассмотрении механического движения приходится иметь дело всего с тремя видами сил: с силой упругости, силой тяготения и силой трения.

4Большое значение при изучении теории движения автомобиля имеет изучение природы силы трения.Сила трения в станкахи разного рода механизмах повышает расход энергии, вызывает перегрев отдельных частей и их преждевременный износ, препятствует перемещению предметов по поверхности. Сила трения покоя –это как будто сила, которая мешает телу начать двигаться. Но в случае колесного механического транспорта она служит причиной начала движения. Сила трения отличается от других сил тем, что она всегда направлена в сторону, противоположную направлению вектора скорости движущегося тела. Это значит, что ускорение, которое сила трения сообщает телу, направлено против его скорости. Если на тело действует только сила трения, то оно в конце концов останавливается. Данный случай следует рассмотреть подробнее, т.к. он имеет большое значение при определении длины тормозного пути. Решая задачи, обучающиеся видят, что пройденный до остановки путь пропорционален квадрату начальной скорости. Если увеличить скорость автомобиля вдвое, то потребуется вчетверо больший путь для остановки. Это следует знать и помнить всем, кто управляет транспортными средствами, и всем, кто пересекает улицу: для остановки движущихся тел требуются пространство и время.При определении тормозного пути, для учета силы трения при поворотах, расчета максимально допустимых ускорений рассматриваются задачи на расчет сил трения. В основном решается три типа задач: а) определение длины тормозного пути; б) учет силы трения при криволинейном движении (на поворотах); в) расчет максимально допустимых ускорений. Решение всех типов подобных задач имеет непосредственное отношение к изучению основ движения автомобиля.

Наряду с силами трения, на тело всегда действуют силы упругости и тяжести. При рассмотрении сил, действующих на тело необходимо найти их векторную сумму. Для этого нужно правильно выбрать направление координатных осей, изобразить векторы всех сил и вектор ускорения, найти проекции всех векторов и записать уравнение второго закона Ньютона.Задача. Шофер автомобиля, ехавший со скоростью 72 км/ч, увидел примерно в 30 м от себя препятствие и резко затормозил. Успеет ли автомобиль остановиться до препятствия? Коэффициент =0,7. (v=72 км/ч=20 м/c).При решении задач на нахождение тормозного и остановочного пути можно обратиться к физиологии и психологии человека, рассмотрев влияние времени реакции человека, его вниманияна возникновение опасных ситуаций на дороге и указав при этом на то, что одной из главных причин дорожнотранспортных происшествий является употребление алкоголя, когда увеличивается время реакции и снижается уровень внимания водителя В ходе изучения основ механики полезно с точки зрения введения понятия безопасного движения рассматривать задачи, в условии которых содержатся сведения о Правилах дорожного движения, дорожных знаках. Задача. Шофер автомобиля, едущего со скоростью 72 км/ч, заметил на дороге знак«Крутой поворот». Сможет ли он, не сбавляя скорости, проехать поворот, если его радиус равен 25 м? Коэффициент трения =0,4.

5

Рисунок 3 –Движение тела по окружностиУчащимся, проявляющим интерес к решению задач по механике полезно предложить решить данную задачу при условии, что автомобиль движется на вираже, т.е. дорога имеет поперечный уклон в сторону центра окружности поворота.Сцелью придания им практической направленностиможно рассмотреть исходную ситуацию при наличии бокового ветра, по мокрой дороге, под дождем, в условиях плохой видимости. Здесь же целесообразно применение межпредметных связей курсов физики, автодела и «Основ безопасности жизнедеятельности», возможно проведение комбинированного урока, куда можно пригласить представителей ГИБДД. На таком уроке учащиеся смогут ознакомиться с некоторыми официальными данными по вопросам безопасности дорожного движения, с факторами, влияющими на безопасность движения автомобиля. Часто при решении задач на движение оказывается полезным вспомнить цели и условия использования дорожных знаков, в частности, предупреждающих: «Опасный поворот», «Крутой спуск», «Скользкая дорога», «Боковой ветер», которые указывают приближение к участкам дороги, на которых происходит потеря устойчивости и управляемости транспортного средства; запрещающих «Ограничение минимальной дистанции», «Поворот запрещен», «Обгон запрещен», «Ограничение максимальной скорости». Также следует обратить внимание учащихся на некоторые факты порядка движения транспортных средств:На поворотах автомобили всегда движутся медленнее, чем на прямолинейных участках дороги. Особенно медленно выполняется разворот, т.к. он сопряжен с возможными длительными помехами и опасностью в местах с ограниченной шириной дороги. Поэтому разворот запрещается на пешеходных переходах, на мостах, эстакадах, в тоннелях, на железнодорожных переездах и т.д.Транспортные средства никогда не движутся прямолинейно. Даже на самой хорошей дороге они отклоняются в сторону. Поэтому ширина полосы, занимаемой автомобилем при движении больше его габаритной ширины.Общее правило расположения транспортных средств на проезжей части: чем ниже скорость, тем ближе к правой стороне дороги нужно держаться.При возникновении препятствия водитель снижает скорость транспортного средства вплоть до полной его остановки или изменяет направление движения, стремясь объехать препятствие. Наезд на препятствие будет предотвращен при условии, что расстояние между транспортным средством и препятствием окажется больше длины остановочного пути. Следует учитывать, что в процессе экстренного торможения или при объезде препятствия транспортное средство может занести и оно может опрокинуться. Поэтому в интересах безопасности водитель должен правильно выбрать скорость движения управляемого им автомобиля и безопасную дистанцию с другими и корректировать их с учетом интенсивности движения, особенностей конструкции транспортных средств, характера груза, дорожных и атмосферных условий.

6Межпредметные связи физики и автодела являются существенным фактором активизации учебнопознавательной деятельности учащихся, раскрывают новые аспекты уже изученных законов и понятий, показывают необходимость их использования в практической деятельности.

Список источников

1.Зверев, И. Д. Межпредметные связи в современной школе / И. Д. Зверев, В. Н. Максимова. –М. : Педагогика, 1981.2.Иларионов, В. А.Правила дорожного движения и основы безопасного управления автомобилем / В. А. Иларионов, А. И. Куперман, В. М. Мишурин.–М. : Транспорт, 1998. 3.Физика. Задачник. 1011кл. / А. П. Рымкевич, 10е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2006 .4.Шухман, Ю. И. Основы управления автомобилем и безопасность движения: Учебник водителя автотранспортных средств категории В / Ю. И. Шухман –М. : Академия, 2011.