Знать об этом должен каждый - безопасность это важно

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гуцу Н. П. Знать об этом должен каждый - безопасность это важно // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2521–2525. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53507.htm.
Аннотация. В статье описана экспериментальная работа с детьми, направленная на сохранение физического здоровья, безопасного поведения, умение правильно себя вести в различных ситуациях. Содержание работы направлено на расширение и углубление представлений дошкольников о предметах, явлениях, несущих угрозу, правилам поведения при экстремальных ситуациях. Также прописана система работы с детьми через разнообразные формы и методы.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Фамилия, имя, отчество автора: Гуцу Наталья ПетровнаУченая степень, должность, организация, город: Заместитель заведующего по воспитательно

методической работе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 10 ©Золушкаª г. ОхиЭлектронный адрес:margarita.76@inbox.ruНазвание статьи: ©Знать об этом должен каждый безопасность это важноªАннотация: В статье описана экспериментальная работа с детьми, направленная на сохранение физического здоровья, безопасного поведения, умение правильно себя вести в различных ситуациях. Содержание работы направлено на расширение и углубление представлений дошкольников о предметах, явлениях, несущих угрозу, правилам поведения при экстремальных ситуациях. Также прописана система работы с детьми через разнообразные формы и методы.Ключевые слова: природное и экологическое неблагополучие, неадекватная ситуация, противоречие, специальное исследование, самостоятельный поиск, актуальность проблемы.Surname, name, middle name of the author: To Gutsa Natalia PetrovnaScientific degree, position, organization, city: The assistant manager on educational and methodical work of Municipal budgetary preschool educational institution kindergarten No. 10 "Cinderella" of OkhiEmail address:Article name: "The nobility about it everyone owes safety it important"Summary: In article experimental work with children, directed on preservation of physical health, safe behavior is described, ability is correct to behave in various situations. The content of work is directed on expansion and deepening of representations of preschool children about subjects, the phenomena bearing threat, to behavior rules at extreme situations. The work system with children through various forms and methods is also registered.Keywords: natural and ecological trouble, inadequate situation, contradiction, special research, independent search, relevance of a problemСписок литературы: 1.Авдеева Н.Н. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего возраста. Детство ‬Пресс. 2010г.2.Чермашенцева О.В. Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование, рекомендации. Издательство Учитель. 2010г.3.Коган М.С. Правила дорожные знать кому положено. Сценарии игр и праздников. Новосибирск. 2008г.4.Гарнышева, Т.П. ОБЖ для дошкольников: Планирование работы, конспекты занятий, игры /Т.П. Гарнышева. ‬СПб.: Детство ‬Пресс, 2011. 5.Статмэн, П. Безопасность вашего ребенка: научите вашего ребенка навыкам спокойного, уверенного и безопасного поведения на улице [Текст]/П. Статмэн. ‬СПб.: Респекс, Дельта, Кристалл, 1996.6. Козловская Е.А. Азбука пешехода: для дошкольников и детей начального школьного возраста.Москва 2007 год.7. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности. Сфера. Москва 2009год.8. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 58 лет. Сфера. Москва 2009 год.9. Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье. Методическое пособие. Сфера. Москва 2010год.10. Т.А. Шорыгина. Беседа об основах безопасности с детьми 58 лет. Сфера. Москва 2010год.



























©Знать об этом должен каждый безопасность это важноª

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты.В современном мире никто не застрахован ни от техногенных катастроф, ни от последствий стихии.

Особую тревогу человечество испытывает за самых беззащитных граждан ‬маленьких детей. Ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. Поэтому с самого раннего возраста у ребенка необходимо формировать сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, нои в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложностями, а порой опасными жизненными ситуациями. Вопросы безопасности жизнедеятельности разрабатывались в исследованиях многих отечественных ученых (В,А, Алексеенко, В.С. Белов,А.С. .Вернадский, В.А. Левицкий, М.В. Ломоносов, И.М. Сеченов и другие). Большую организационнопедагогическую и научнометодическую работу проводит Международная академия наук экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ) Огромный вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследователи зарубежных ученых А.Адлера, П.Маслоу,

Б. Паскаля, З. Фрейда, и др. Вопросы привития навыков основ безопасности детям старшего возраста отражены в научных трудах Н.Н. Авдеевой, Л.П. Анастасовой, К.Ю. Белой, К.Г. Зайцева, Р.Б. Стеркиной, Л.В. Тихомировой и т. др. Авторы всех имеющихся программ воспитания дошкольника этому направлению работы уделяют особое внимание, отмечая необходимость формирования опыта безопасного поведения детей, который трактуется как совокупность знаний о правилах безопасности жизнедеятельности, умений обращения с потенциально опасными предметами и переживаний, определяющих мотивы поведения ребенка Различные исследователи (П. Лич, П. Статмэн) отмечают преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности: они любят правила и целиком придерживаются их. Если же правила кемто забываются, отклоняются, то малыш мгновенно реагирует на это. Стремление ребёнка данного возраста к логичности становится союзником взрослого в обучении его правилам безопасности Казалось бы, воспитание безопасного поведения детей дошкольного возраста осознаётся специалистами, родителями, общественностью. Однако проведённое исследование позволило выявить явное противоречие между провозглашением необходимости формировать поколение, способное к целеустремлённой деятельности по сохранению физического здоровья, безопасного общественного и личного бытия с одной стороны и отсутствием целенаправленной систематической работы по обучению детей безопасному поведению. Кроме того, имеется противоречие между требованием как можно более раннего приобщения детей к культуре безопасного поведения и недостаточностью методического инструментария этой работы с детьми дошкольного возраста. Выделенные противоречия свидетельствует об актуальности проблемы формирования основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста и позволяют сформулировать проблему: ©Можно ли формировать опыт безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста на специально организованных занятиях и при каких условиях эта работа будет более эффективной?ª. Данная проблема потребовала проведения специального исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ д/сад №10 ©Золушкаª г. Охи.На основе программы Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной ©Основы безопасности детей дошкольного возрастаª был разработан диагностический инструментарий и проведен констатирующий эксперимент. Высокий уровень знаний показали 19% детей, средний уровень знаний показали 60% детей, низкий уровень показали 21% детейв образовательной области ©Безопасностьª.. Большинство детей имеют представления о разных формах и способах безопасного поведения дома, на улице, в общественном транспорте. У детей развиты представления о полезности, целесообразности физической активности и соблюдения личной гигиены. Большинство детей имеют общее понимание целостного человеческого организма, взаимосвязи образа жизни и здоровья человека.

Наибольшие затруднения дети испытывают при выборе способа разрешения конфликтов. Также выявлены недостаточно сформированные знания детей по разделу ©Человек и природаª (съедобное ‬ядовитое). Некоторые дети затрудняются в назывании съедобных и ядовитых грибов и ягод. С учетом полученных первичных результатов, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, мы смогли выделить те направления, по которым необходимо было провести специальное обучение. Разработанный перспективный план работы предусматривал проведение занятий по ОБЖ по всем разделам программы: ©Ребёнок и другие людиª, ©Ребёнок и природаª, ©Ребёнок домаª, ©Здоровье ребёнкаª, ©Эмоциональное благополучие ребёнкаª, ©Ребёнок на улицах городаª и др. Особое внимание уделялось разделам, в которых у детей есть затруднения: ©Ребёнок и природаª, ©Эмоциональное благополучие ребёнкаª. Занятия с детьми старшего возраста проводились 2 раза в неделю в первой половине дня. Важно было сделать изучаемый материал максимально понятным. Для этого были созданы игровые персонажи ©Стобедª, ©Добрый Огонекª, ©Злой Огоньª. Они попадали на занятиях в различные проблемные ситуации, что стимулировало детей к самостоятельному поиску решения проблемы.В работе с детьми в большом количестве применялись наглядные методы, что обусловлено особенностями детского восприятия и мышления. Наглядность (иллюстрации, картинки, наблюдение живых объектов, рассматривание предметов и т. д.) обеспечивает лучшее понимание и болеепрочное запоминание материала.

В занятия было включено чтение художественной литературы и беседы по прочитанному тексту, рассматривание плакатов, совместные просмотры презентаций. Создаваемые игровые обучающие ситуации позволяли на практике применять полученные знания. Для этого проигрывались различные варианты развития событий. Послепроведения игры выясняли, кто действовал наиболее правильно, кто допустил ошибки, как следует поступать в следующий раз в сходной ситуации. Приведём примеры использования игровых приёмов. Одним из них стало воображаемое путешествие к древним людям, встреча с воображаемыми героями и т.п. Например: ©Давайте мысленно представим, что мы с вами в далеком прошлом. Спичек тогда не было. Как же добывали огонь древние люди? Что мы расскажем им об этих способах?ª.

©К нам в гости пришел Незнайка, давайте расскажем ему об опасных ситуациях в группе и домаª. Игровое ©как будто…ª раскрепощает детей, снимает обязательность изучения и делает этот процесс естественным и интересным. Например: ©Как будто бы к нам в город приехал человек, который никогда здесь не был. Что мы ему покажем в групповой комнате, как расскажем об основах безопасности в группе?ª. Повышению эмоциональной активности помогают игрыдраматизации,кукольный театр, которые можно включать в занятия (после прочтения художественного произведения, при подготовке концерта).

Придумывание сказок на разные темы. Придумаем сказку ©Как я спасал куклу от пожараª или ©О доме, где я живу и где много электрических приборовª. Повышению активности детей помогают игрыдраматизации, которые можно включать в занятия (после прочтения художественного произведения ©Кошкин домª, при подготовке развлечения). Сильное воздействие на чувства оказывает сочетание разнообразных средств на одном занятии. Например, чтение художественного произведения с последующим рассматриванием иллюстраций или картин; чтение и последующая изобразительная деятельность. В зависимости от цели занятия, возрастных особенностей детей необходимо отбирать художественные средства и продумать приёмы, усиливающие воздействие этих средств на эмоциональную сферу ребенка. Дополнительно в группе была создана соответствующая предметноразвивающая среда. В неё вошли: 1.Уголок безопасности, который содержит различные наглядные и практические материалы. Практические материалы:Макет перекрёстка, зебра, островок безопасности, машины, крупные и мелкие дорожные знаки (запрещающие и предписывающие). Игрушки и игровое оборудование: Транспорт: автобус, трамвай, машины легковые, грузовые, пожарная машина, милицейская машина, скорая помощь, поезд с железной дорогой; куклы (инспектор ГИБДД, ребёнок), коляски; конструктор напольный; светофор. Нагляднодидактические пособия: общественный транспорт (автобус, трамвай, троллейбус, метро, такси);

легковые машины, грузовые машины; поезд товарный, пассажирский. Картины: с изображением города (со знаками и светофором); перекресток с инспектором ГИБДД, картина с изображением проезжей части (с машинами), тротуаром (с людьми); Картинки: с изображением разных ситуаций на дороге, картинки на классификацию видов транспорта. Дорожные знаки: пункт медпомощи, пункт питания, автозаправочная станция, пешеходный переход, велосипедная дорожка, въезд запрещен,

дети. 2. Игротека, которая содержит:

дидактические игры ©опасно ‬не опасноª, ©Четвертый ‬лишнийª, ©Назови одним словомª, ©Так ‬не такª, ©Собери картинкуª и др.;

развивающие настольнопечатные игры: ©Азбука безопасностиª, ©Чрезвычайные ситуации в домеª, ©Дорожные знакиª, ©Лото осторожностейª и др.; 3. Атрибуты к сюжетноролевым играм:

Светофор, перекресток на полу с зеброй и островком безопасности. Атрибуты для машиниста,

рули,

фартуки с общественным транспортом: автобус, такси, машина, пожарная машина, скорая помощь.

Создана библиотека, в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций. Все материалы были доступны детям и находились в их свободном пользовании.

Содержание нашей работы дало возможность детям почувствовать ценность своей жизни, желание укрепить своё здоровье, узнать, как поступить в опасных ситуациях. Мы расширили и углубили представления дошкольников о предметах, явлениях, несущих угрозу, научили правилам поведения при экстремальных ситуациях. В целом, проведённое исследование показало, что у детей значительно повысилась осведомлённость в вопросах, касающихся безопасности жизнедеятельности, дети начали применять свои знания в реальной ситуации более осмысленно, тогда как в начале эксперимента многие ребята применяли знания неосознанно и иногда не могли объяснить, почему они так поступили. После проведения системы работы высокий уровень сформированности основ безопасности жизнедеятельности показали 23% детей, средний уровень ‬60%, низкий уровень снизился до 17%. Сравнительный анализ полученных результатов свидетельствует, что показатели высокого и среднего уровня выросли, в то время как показатели низкого уровня сформированности опыта безопасности жизнедеятельности снизились. Эти данные дают основание для вывода о возможности формировать опыт безопасного поведения детей дошкольного возраста и известной степени эффективности проведённых в ходе предпринятого исследования специально организованных занятий.