Организация просветительской работы в РСФСР в 20-е гг. ХХ в. (на примере клубной работы)

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шалабанова А. А. Организация просветительской работы в РСФСР в 20-е гг. ХХ в. (на примере клубной работы) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2611–2615. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53525.htm.
Аннотация. В статье на основе анализа историко-педагогической литературы и архивных материалов охарактеризована просветительская работа, проводимая в нашей стране в 20-е гг. ХХ в. Раскрыты особенности организации и работы клубов, показано значение клубной работы для поднятия общего культурного уровня народа в исследуемый период.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Шалабанова Анна Алексеевна Студент, Сибирский федеральный университет, ЛПИ ‬филиал СФУ, г.ЛесосибирскSchalabanowa@mail.ru

Организацияпросветительской работы в РСФСРв 20егг. ХХ в. (на примере клубной работы)

Аннотация. В статье на основе анализа историкопедагогической литературы и архивных материалов охарактеризована просветительская работа, проводимая в нашей странев 20е гг. ХХ в. Раскрыты особенности организации и работы клубов, показано значение клубной работы для поднятия общего культурного уровня народа в исследуемый период.Ключевые слова: 20егг. ХХ, просветительская деятельность, клуб, избачитальня, кружки.

После событий Октябрьского переворота 1917 года преобразования охватили все стороны жизнедеятельности граждан бывшей монархической России. С первых же месяцев установления советской власти начинается активная деятельность, направленная на формирование социалистических ценностей и идеалов нового общества. Просветительскую работу предполагалось начать с детских воспитательнообразовательных учреждений, что обеспечивало знакомство детей и взрослых с ценностными приоритетами государства.

Период 20х гг. ХХ в. один из интереснейших периодов развития просветительской работы в нашей стране. В особых социальноэкономических и культурноисторических условиях (окончилась гражданская война, страна переходила к мирному строительству, новой экономической политике и др.) издавалось множество журналов, определились черты новой школы, шла полемика о путях развития воспитания подрастающего поколения. В это время очагом культуры и грамотности становились не только школы.Организация просветительской работы в исследуемый период осуществляла идеологическое воспитание, вовлекая детей и взрослое население страны в государственное и хозяйственное строительство. В этой работе прослеживалась установка Советской власти о необходимости ©пронизать все культурное строительство идеями коммунизмаª. Особое внимание обращалось на количественный и качественный рост клубных учреждений.Архивные материалы дают возможность показать, как осуществлялась просветительская работа в нашей стране в 20е гг. ХХ в. на примере клубной работы. Именно клубы являлись центром культурнопросветительской работы в городе и деревне.Они играли значительную роль в ликвидации неграмотности среди взрослого населения, а также приобщали детей к искусству, организовывалидосуг, направляя их активность на общественно полезную деятельность.

Под детским клубом в 20е гг. ХХ в. понималось детское сообщество, организованное на основе самодеятельности, самоуправляющееся, распадающееся на ряд активных групп, имеющее для своих занятий помещение, инвентарь и находящееся под педагогическим руководством. Для организации клубной работы подбирался детский актив ©детское ядроª, педагогические кадры, выделялосьотдельное помещение [1].Крупные или центральные клубы этого типа в дальнейшем получали название Домов и Дворцов культуры. В задачи клуба, определенные его руководителями, входило: ©оказывать общественнокоммунистическое влияние на молодежь близлежащих городских кварталов, расширить работу так, чтоб захватить рабочую молодежь, систематически заниматься ее воспитанием в духекоммунистического коллективизмаª[2]. Особо стоит отметить, что уклон детского клуба зависел от состава детей, понимания ими целей клубной работы. В клубах акцент делался на коллективное воспитание с учетом индивидуальных способностей личности.

Первоначальная работа в такого рода внешкольных учрежденияхносила характер эпизодических занятий, ©…строящихся на моментах переживаний, захватывающих детский коллективª[3].В эти занятия входили игра, легко переходящая в драматизацию, инсценировку, в организацию праздника, рассказывание, переходящее в чтение, работу с подвижкой, и прогулкиэкскурсии.Стоит отметить, что в клубах особое внимание уделялось трудовому воспитанию детей: организация площадки, драматизация, примитивные поделки для игр и развлечений (сачки, коробочки, клетки, палки и пр.). Акцент делался и на эстетическое воспитание: делались зарисовки повседневной жизни в клубе, лепили из глины, сделали плакаты, написали лозунги и пр. Все это вместе взятое пробуждало инициативу детей, самодеятельность, давало выход их общественным устремлениям. Как отмечается в изданиях исследуемого периода, работа в клубе строилась ©…по линии самодеятельности детей, незаметного направления их работы в педагогическое русло, переключения энергии вожаков на общественнополезную деятельность, на распределение работы по силам детейª[4]

Клуб работал на средства,ассигнуемые по смете Политпросветом(Политическим просвещением), отчисления членов клуба и взносы местных организаций [5]. Архивные материалы позволяют говорить о том, что ©…в дело организации клубов были втянуты местные общественные организации…ª: жилищные товарищества, домакоммуны, общежития и пр., которые предоставляли помещение, оказывали небольшую материальную помощь. Кроме того, из рядов общественности выделялась группа заинтересованных людей (по возможности с педагогическим образованием), которая способствовала объединению детей, организовывала дежурства в клубах, следила за оборудованием помещений, осуществляла связь с кооперативными организациями и местными производственными предприятиями [6].Школа, при ее установке на общественнополезную работу, подготавливала ряд соответствующих выступлений, подбирала книжки, организовывала экскурсиипрогулки, она же выделяла своих руководителей для работы в различного родакружках, помогала объединению ряда клубов на общей работе. Подобную же работу проводили пионерские и комсомольские организации. Кооперативные организации, производственные учреждения также оказывали посильную помощь[7].

В исследуемый период в клубах работало большое количество кружковразных типов,среди которых были следующие кружки: производственной пропаганды и изобретений; общественноисторических наук; по изучению теории и практики советского строительства; драматические; музыкальные; хоровые; литературные; политикопросветительные (ленинцев, текущей политики и пр.);профессиональные;кооперативные; технические (радио, электротехников, планерный); ремесленные (столярный, переплетный, вышивания, шитья);сельскохозяйственные (куроводы, пчеловоды, огородники, садоводы)и др.Большое развитие в РСФСР получили после Октябрьской революции кружки юных натуралистов, которые были направлены на изучение естественнопроизводительных сил своего района. Они объявляли своим делом ©компанию по борьбе с вредителями садовª, организовывали ©дни лесаª, изучали зеленые площади и вели практические работы по ее увеличению и д.р.Наряду с юными натуралистами существовали юные техники. Интенсивно развивались и другие, важнейшие для индустриализации кружки: химические, авио.Содержание клубной работы распадалось на два основных раздела: работу массовую и работу кружковую[8],[9].

Таблица 1

№№Вид клубной работыСодержание клубной работыХарактеристикаОРГАНИЗАЦИЯ КЛУБНОЙ РАБОТЫ В 20егг..XXв.11Массоваяработачтение, дискуссии, беседы, спектакли, концерты, драматизация, организация игр и праздников, литературные вчера, импровизации, спорт, кино, митинги, лекции, живая газета, экскурсии (в музее, исторические места, на выставки и предприятия), прогулки,работа детской читальни и др.Массовая работа уделяла внимание текущим запросам детей, реагировала на злободневные события текущей жизни. Устройство праздников, всевозможных выступлений, конференций являлось завершением коллективной работы.

22Кружковая работаСодержание работы в кружках углублялось: это углубление переходило в детальное изучение вопроса. Часто кружки носили ©летучий характерª: выполнена определенная работа ‬и кружок распадалсяКружковая работа была построена сообразно целям и задачам, поставленным клубом в целом, и в зависимости от интересов детей.

Анализ таблицы показывает, что клуб всеми своими действиями направлял своих членов на путь общественной работы. Все содержание клубной работы было пропитано идеологическим воспитанием ©текущими задачами строительной полосы революции и интересами международной борьбы рабочего классаª.

©Клубистыª принимали участие в составлении плана работы: дети ставили и разрешали вопросы, что и как делать дальше в определенное время, какие комбинации надо выбрать, от чего следует отказаться и пр. Дети принимали участие и при ©учете клубной работыª: велись протоколы детских собраний, учитывалась посещаемость, регистрировались детские журналы, фиксировались отчеты детей о работе и жизни клуба за определенный период времени и пр. Работа строилась с учетом детских интересов и должна была оказывать ©положительное влияние на развитие ребенка, и, кроме того, должна быть разнообразна по своему содержанию, чтобы в целом охватить все стороны детской жизниª[10]. Благодаря архивным материалам мы можем проследитьцели и задачи клуба, которые отражены в Уставеэтого типа общественной культурной самостоятельной организации:

сплочение масс рабочих в товарищескую семью на почве культурнопросветительской самодеятельности и предоставления разумного отдыха и развлечений;

привлечение широких масс рабочих в сознательное политическоеи хозяйственное строительство;

содействие улучшению условий труда, созданию нового быта и культуры пролетариата;

активное участие в проведении кампаний,как по ударным,так и потекущим заданиям Советской власти;

проявление инициатив по организации всевозможных политикопросветительных учреждений (курсы, школы, площадки, сады для детей и проч.) [11]Один из видов сельских клубных учреждений в нашей стране была избачитальня.Возниклитакие учрежденияв первые годы Советской власти. Направление и содержание работы Избчитальнен определялись циркуляром ВЦИК и СНК(Совет Народных Комиссаров)РСФСР(Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика)от 18 сентября 1924, а затем постановлением ЦК ВКП (б) от 11 ноября 1929 "Об избахчитальнях".

Одним из центральных направлений политики советского государства в области просвещения была ликвидациянеграмотности, как раз избычитальни являлись центром политической пропаганды и культурнопросветительской работы в деревне, приобщения крестьянского населенияк сельскохозяйственным знаниям, к культуре, помогали советским и партийным организациям в проведении коллективизации сельского хозяйства. [12]Были утверждены Положения об избечитальне, где основной целью ее работы определялась постоянная политикопросветительская работа в деревне. В задачах указывалось следующее:

ознакомление крестьян с новыми мероприятиями (декретами, постановлениями и др.) Советской власти, с хозяйственной и политической жизнью страны;

поднятие общего уровня умственного развития крестьян и содействия распространения политических знаний;

сплочение масс трудового крестьянства;

целесообразное использование досуга трудовых масс для разумного отдыха и развлечения;

содействие к улучшению сельского хозяйства, условий труда[13].

Деятельность избы‬читальни предполагала следующие формы и направления:

собрания, митинги, концерты, празднества, чтения, дискуссии, живая газета, циклы лекций (земельные вопросы, гигиена, санитария, политграмота, естествознание и др.);

экскурсии (города, промышленные центры, опытные станции, Совхозы, коммуны, по родному краю и др.);

выставки книг, плакатов и др. [14].Особо популярными были громкие чтения газет и журналов, вечера вопросов и ответов. В первыегоды успешно проходили ©политические судыª своеобразные инсценировки, в которых слушатели одновременно были участниками суда, защитниками или обвинителями в зависимости от того, кто выступал в роли ©обвиняемыхª Советская власть, Октябрьская революция или ее противники ‬буржуазия, кулаки и т.п. При избечитальне, как правило, организовывались библиотека, читальня и справочный стол по всем вопросам, где каждый крестьянин мог найти справку о сельскохозяйственном налоге, о законах и т.д.,а также работали ликпункт(пункт ликвидации безграмотности), школа взрослых, различные кружки [15]. Это способствовало просвещению и развитию общего культурного уровня взрослого населения на селе.Избачитальня содержаласьчастью на средства, получаемые от местного населения, на отчисления от постановок спектаклей и концертов и на суммы, ассигнуемые политпросветами.)[16].Если в избечитальне работаликружки, они должныбылиорганизовывать в избе соответствующий уголок(например,кооперативный кружок организовывалуголок кооперации). Руководители кружков брали на себя все заботы о наблюдении за уголком: следили за обновлением материала, организовывали беседы и пр. Количество уголков ограничивалосьпомещением избы, но, при наличиижелающего работать в уголке актива, организация уголка может быть вынесена в другое помещение, например школу, сельсовет, частную избу©…с тем, однако, что всякий такой уголок одинаково является частью избычитальни и работает полностью под ее руководствомª. [17]Работников избычитальни называли ©избачамиª. Они должны были постоянно заботиться о повышении своего общего культурного и профессионального уровня,поэтому для них

проводились курсы и издавалась специальнаялитература, инструктирующая ихработу. Избач формировал актив, умело привлекал работников, население и разного рода организации для эффективного функционирования избычитальни. Он внимательно следил за жизнью деревни, за ее запросами, ©использовал окружающую жизнь для постановки работыª. Темы чтений вслух, темы докладов связывалсозлободневными вопросами, касающимися жизни деревни. За свою работу он получал около 10 рублей. Стоит отметить, что не во всех регионах страны работа руководителей избычитальни оплачивалась (например, в Уральской области должность избача являлась выборнойи ©на нее шли комсомольцыª)[18].Отметим, что значительную помощь в организации клубной работы и работы избчиталеноказывало учительство главная культурная сила деревни, которая занималасьорганизациейкружковой и лекционной работы, руководствомхудожественной самодеятельностью, пропагандойпедагогических знаний среди населения. Также ©избачª привлекал к работе агронома, постановка им при избечитальне опытов, демонстраций, агрономических экскурсий были интересны и поучительны для взрослого населения. Врачу же избачитальня служила для санитарного просвещения, сельсовету ‬для разъяснения декретов, советских законов. ©Избачª привлекал и детей, которые оповещали село о том, что делается в избечитальне. Таким образом, значение просветительской работы клубовопределялось тем, что с их помощью государство непосредственно осуществляло идеологическое воспитание масс, развивало их сознательность и активность, вовлекало в государственное и хозяйственное строительство, повышало общий культурный уровень взрослого и детскогонаселения страны.Большим достоинством учреждений и форм просветительской работы рассматриваемого периода было то, что стимулируя и развивая творческую самодеятельность детей и взрослых, они давали широкий простор для применения этой самодеятельности и инициативы в общественно ценных и полезных делах.

Ссылки на источники1.Педагогическая энциклопедия: В 3 т. Т.2. / Под.ред. А.Г.Калашникова. ‬М.: Работник просвещения, 1928. 635 с.С5082.Очерки по истории советской школы и педагогики 19211931/ Под.ред. Ф.Ф.Королева. ‬М.: издательство академии педагогических наук РСФСР, 1961.507с. 3763.Педагогическая энциклопедия: В 3 т. Т.2. / Под.ред. А.Г.Калашникова. ‬М.: Работник просвещения, 1928. 635 с.С5094.Там же5.МКУ ©Архив города Енисейскаª. Фонд № Р25. Опись 1. Дело №15. Л. 10.6.Педагогическая энциклопедия: В 3 т. Т.2. / Под.ред. А.Г.Калашникова. ‬М.: Работник просвещения, 1928. 635 с.С5107.Там же. С5098.МКУ ©Архив города Енисейскаª. Фонд № Р25. Опись 1. Дело №15. Л. 10.9.Педагогическая энциклопедия: В 3 т. Т.2. / Под.ред. А.Г.Калашникова. ‬М.: Работник просвещения, 1928. 635 с.С51310.Там С50811.МКУ ©Архив города Енисейскаª. Фонд № Р25. Опись 1. Дело №15. Л. 1012.Большая Советская Энциклопедия: В 62 т. Т.18. / Под.ред. С.А. Кондратова. М.: ТЕРРА,2006.592с. С.30730813.МКУ ©Архив города Енисейскаª. Фонд Р25. Опись 1. Дело №15. Л. 514.Там же15.Там же16.МКУ ©Архив города Енисейскаª. Фонд Р25. Опись 1. Дело №15. Л. 617.Педагогическая энциклопедия: В 3 т. Т.2. / Под.ред. А.Г.Калашникова. ‬М.: Работник просвещения, 1928. 635с.С51018.Чубарьян О.С. Общее библиотековедение. Учебник для библиотеч.фак.интов культуры. Изд. 3е, М., ©Книгаª, 1976.С. 38

Список цитируемой литературы1.Педагогическая энциклопедия: В 3 т. Т.2. / Под.ред. А.Г.Калашникова. ‬М.: Работник просвещения, 1928. 635 с.С5082.Очерки по истории советской школы и педагогики 19211931/ Под.ред. Ф.Ф.Королева. ‬М.: издательство академии педагогических наук РСФСР, 1961.507с. 3763.МКУ ©Архив города Енисейскаª. Фонд № Р25. Опись 1. Дело №15. Л. 10.4.Большая Советская Энциклопедия: В 62 т. Т.18. / Под.ред. С.А. Кондратова. М.: ТЕРРА,2006.592с. С.3073085.Чубарьян О.С. Общее библиотековедение. Учебник для библиотеч.фак.интов культуры. Изд. 3е, М., ©Книгаª, 1976.С. 38

Shalabanova Anna AlexeevnaStudent of Lesosibirsk Pedagogical Institute ‬the branch of Siberian Federal University, LesosibirskSchalabanowa@mail.ru

Organization of educational campaign in RSFSR in 1920s(on the example of club work).

Annotation. On the basis of the analysis of historical and pedagogical literature, and data archive educational campaign in our country in 1920s was characterized in the article. The peculiarities of organization and work of clubs have been revealed; also the importance of club work for the improving of general cultural level of people in the described period was shown. Key words: 1920s, educational campaign, club, village reading room, groups.