Особенности развития инновационного потенциала педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения.

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Арсёнова М. А., Небаронова Н. Б. Особенности развития инновационного потенциала педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2646–2650. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53532.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблемам развития инновационного потенциала педагогического коллектива, анализу особенностей и условий становления инновационного коллектива в условиях современного дошкольного образовательного учреждения.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Арсёнова Марина Алексеевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г.Череповецy0sh@mail.ru

Небаронова Наталия Борисовна,Магистрант ВПО «Череповецкий государственный университет», специальность050100.68 Педагогическое образование, г.Череповец.lipa124@mail.ru

Особенности развития инновационного потенциала педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения.

Аннотация:Статья посвящена проблемам развития инновационного потенциалапедагогического коллектива, анализу особенностей и условий становления инновационного коллектива в условиях современного дошкольного образовательного учреждения.Ключевые слова:инновация, инновационный потенциал, педагогический коллектив.

Основные направления в развитии образования, определённые Концепцией модернизации российского образования, могут быть осуществлены при постоянном совершенствовании творческой педагогической деятельности педагога. Творческое развитие педагога –это длительный процесс, целью которого является формирование человека, как мастера своего дела, настоящего профессионала. Уровень творческого потенциала педагога определяет результативность работы педагога с детьми. Следствием недостаточной творческой активности педагога является снижение мотивации у детей к получению знаний, статуса образовательного учреждения, уровня воспитательнообразовательного процесса.Требования к современному образованию и социальный заказ ставят педагогический коллектив перед необходимостью работать в условиях режима развития. Основным механизмом деятельности в условиях режима развития является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в работе дошкольного образовательного учреждения.Инновационная деятельность позволяет перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использованию и распространению новшеств (новых методов, методик, технологий, программ). Инновационная деятельностьпедагога только в исключительных случаях может проходить в отрыве от коллектива, в котором педагог работает. Ведь педагогический коллектив –система, которая, с одной стороны, во многом зависит от суммы качеств индивидуумов, а с другой, выявляет и развивает инновационный потенциал как коллектива в целом, так и каждого педагога в частности. Иными словами, для любого педагогического коллектива характерно наличие особых системных свойств, не присущих её элементам или просто сумме элементов. Именно поэтому рассмотрение проблем выявления и развития инновационного потенциала педагога не может быть отделено от рассмотрения подобного же вопроса для всего педагогического коллектива в целом. В.А. Сластенин и Л.С.Подымова охарактеризовали инновационный потенциал коллектива как способность создавать, воспринимать и реализовывать новшества, а так же своевременно избавляться от устаревшего, педагогически нецелесообразного [3].Определением инновационного потенциала, наиболее полно отражающим его суть и максимально соответствующим целям нашего исследования, мы считаем следующую формулировку: это возможность системы создавать, совершенствовать, использовать нововведения в условиях имеющегося ресурсного обеспечения и отношения внутри системы как способность к осуществлению инновационной деятельности.В свою очередь, инновационный потенциал педагога,как совокупность творческих и культурных характеристик, выражающих его готовность и потребность совершенствования педагогическую деятельность, а также наличие средств, методов, обеспечивающих эту готовность, включает в себя следующие основополагающие характеристики педагога, обладающего инновационным потенциалом [3]:–образованность, интеллектуальная и эмоциональная развитость;–профессиональная грамотность;–способность продуктивно анализировать, генерировать новые представления, идеи;–умение проектировать и моделировать новшества в практической деятельности;–открытость ко всему новому, основанная на толерантности личности, гибкости и панорамности мышления;–самомотивированность и работоспособность.По аналогии, можно характеризовать инновационный потенциал педагогического коллективакак профессионального сообщества, способного и стремящегося к реализации инновационных идей и технологий в сфере образования, обладающий средствами и методами воплощения этих идей, целенаправленно способствующего и мотивирующего развитию инновационного потенциала каждого педагога как элемента системы.Выделяют следующие группы нововведений по инновационному потенциалу [5]:1.Модификационная инновация –это улучшение, дополнение имеющегося без его существенного изменения.2.Комбинаторное нововведение –соединение раннее известных элементов в новое.3.Радикальные новшества предполагают освоение принципиально новых идей.Анализ исследований по изучению особенностейинновационных процессов в образовании (С.Д.Поляков, О.Г.Хомерики, Т.И.Шамова, М.М.Поташкин, М.В.Кларина), проблемы управления инновационными процессами в образовании (В.П.Кваша, Н.В.Коноплина, В.П.Черепанов, Н.Н.Шанина и др.) свидетельствует об устойчивом интересе к изучению различных аспектов организации инновационной деятельности образовательных учреждений.Вместе с тем, недостаточно изученным остается аспект определения путей и условий организации развития инновационного потенциала педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения: не разработана технологическая цепочка развития творческого потенциала педагогов ДОУ, система научнометодического руководства коллективом педагоговноваторов. Поэтому целью нашего исследования является отбор и систематизация условий развития инновационного потенциала коллектива педагогов образовательного дошкольного учреждения.На начальном этапе нашего исследования мы изучили особенности инновационного потенциала педагогического коллектива МБДОУ ДСОВ № 80 г. Череповца. Детальный анализ такого условия инновационной деятельности как «кадровый потенциал», позволил выявить, что активное участие в методической и экспериментальной работе принимают всего 20 % педагогов образовательного учреждения.На основе полученных результатов мы выделили три категории педагогов ДОУ по кадровому потенциалу:1.Квалификационные педагоги, которые осознают необходимость и значимость инновационной деятельности для повышения качества образования.2.Педагоги, имеющие высокий уровень профессионализма, но не принимающие изменений в образовательном процессе и не желающие организовывать инновационную деятельность.3.Педагоги с низкой квалификацией, не понимающие смысла инновационной деятельности и ее значения в обеспечении качества образования, требующие организованного обучения в условиях ДОУ.По результатам методики выявления уровня инновационного потенциала педагогического коллектива (Л.В.Поздняк), коэффициент инновационного потенциала в октябре 2012 года составил всего 0,5 (по сравнению с допустимым уровнем 0,65; оптимальным –0,85), что является недостаточным для осуществления инновационных процессов.

По мнению воспитателей, причиной этого являются следующие факторы:–слабая информированность в коллективе о возможных инновациях в дошкольном образовании;–убеждение, что эффективно учить можно и постарому;–отсутствие материальных стимулов организации инновационного процесса;–чувство страха перед отрицательными результатами инновационных воздействий;–отсутствие или недостаточное развитие исследовательских умений.Для устранения барьеров педагогов к инновационной деятельности нами была разработана программа по развитию инновационного потенциала коллектива ДОУ:Первый шаг –«Песчаная россыпь». Цель –исследование потенциала каждого члена педагогического коллектива для последующей разработки плана развития (повышения квалификации) педагогов и учёт индивидуальных результатов приопределении потенциала и потребностей всего коллектива.Методическое сопровождение: мониторинг педагогического коллектива; заполнение паспорта личностного роста педагога.

Результат: формирование групп (начинающие педагоги; опытные педагоги; педагогимастера; педагогиноваторы).Второй шаг –организационный «Мягкая глина».Цель –обеспечение теоретической готовности педагогического коллектива к освоению новшеств.Методическое сопровождение:создание в методическом кабинете условий для самостоятельной работы с педагогической литературой; педагогические мастерские «Школа молодого воспитателя» и «Школа высшего педагогического мастерства»; открытые показы «Первые шаги в профессию»; деловая игра «Педагог будущего» (мозговой штурм); конкурс «Предметноразвивающаясреда ДОУ» (анализ и моделирование предметноразвивающей среды в группах).Результат: разработка индивидуальных программ выращивания педагоговмастеров и педагоговноваторов, в соответствии со сформированностью опыта и его педагогической ценностью прохождение процедуры аттестации на квалификационные категории.Шаг третий –

практический («Мерцающий маяк»).Цель обеспечение практической готовности педагогического коллектива к освоению новшеств.Методическое сопровождение: создание творческих проблемных групп; создание и презентация портфолио педагогов,интерактивные методы («Метод модерации», «Метод кейсов», «Технология открытого пространства», «Метод SWOT –анализа», «Мозговой штурм»); защита (презентация) творческого проекта.Результат: пополнение информационного банка передового педагогического опыта ДОУ, прохождение процедуры аттестации на первую и высшую квалификационные категории в соответствии со сформированностью опыта и его педагогической ценностью. На данном этапе в дошкольном образовательном учреждении была создана мотивационная среда для развития профессиональной компетентности, потребности в повышении квалификации, включающая в себя:–регулярное получение педагогом в процессе контроля и оценки своей работы адекватной обратной информации об уровне своего профессионализма;–выдвижение новых требований администрацией ДОУ и педагогической практикой, уяснение ориентиров образовательной политики государства, конкретных программнометодических требований (приказов, инструкций) вышестоящих органов образования;–осмысление педагогами социального заказа и важнейших требований общества к ДОУ;–постановку новых привлекательных целей, достижения которых требует наличия новых знаний, смену характера деятельности в процессе ознакомления с новыми достижениями передовой науки и практики;–изучение и интеграцию передового педагогического опыта в систему работы учреждения;–распространение за рамками образовательного учреждения лучшего опыта, созданного в данном учреждении и данном коллективе педагогов, презентацию личности педагога, его педагогической деятельности на уровне города, края и др.–учет ииндивидуальных качеств участников инновационного процесса, их профессионального уровня, организаторских умений, уровня психологической готовности к новым видам деятельности, к дополнительной педагогической нагрузке.–анализ руководителем педагогического коллектива, его сильных и слабых сторон и на основе этого определение функциональных обязанностей каждого педагога в структуре инновационного процесса.Шаг четвертый –заключительный («Горящий факел»). Цель –анализ полученных результатов и их корректировка. Методическое сопровождение осуществляется индивидуально и организуется по разработанному алгоритму.Результат: успешное участие в профессиональных конкурсах педагогического мастерства городского и областного уровней.Реализация данной программы, на наш взгляд, обеспечит рост творческой активности педагога, создаст благоприятную социальнопсихологическую атмосферу в педагогическом коллективе, обеспечит поиск новых форм работы, совместный успех в деле развития инновационного потенциала дошкольного образовательного учреждения. Эффективность деятельности педагогического коллектива ДОУ по развитию инновационного потенциала будет достигнута, если конструировать ее, как динамический процесс, характеризующийся преемственностью этапов в соответствии с содержанием, формами и методами работы: последовательно развивать восприимчивость педагогов к новшествам; обеспечивать их подготовленность к освоению новшеств; повышать уровеньноваторства и творческой активности воспитателей в коллективе.

Ссылки на источники:

1.Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ: Психологическое сопровождение. –М.: ТЦ Сфера, 2005. –445с.2.Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. –М.: ТЦ Сфера, 2004. –64с.3.Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. –М.: «Магистр», 1997. –223с.4.Троян А.Н. Управление дошкольным образованием: Учебное пособие. –М.: ТЦ Сфера, 2005. –200с.5.Хомерики О.Г., Поташник М.М., Лоренсов А.В. Развитие школы как инновационный процесс. –М.: «Новая школа», 1994. –61с.

Arsenova Marina Alekseevna,Ph.D., assistant professor of early childhood education Cherepovets State University (CSU), Cherepovetsy0sh@mail.ru

Nebaronova Natalia Borisovna,Masterstudent Cherepovets State University (CSU), a specialty 050100.68 Teacher Education, Cherepovets.lipa124@mail.ru

Features of the development of innovative potential of the teaching staff of preschool educational institutions.

Abstract:This paper deals with problems of the innovation potential of the teaching staff, the analysis of features and the conditions of formation of collective innovation in today's preschool educational institutions.Keywords:innovation, innovation potential, teaching staff.