Проблема диагностики и коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с речевыми нарушениями
Выпуск:
ART 53542
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бучилова
И.
А.,
Соловьева
Н.
Т. Проблема диагностики и коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с речевыми нарушениями // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С.
2696–2700. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/53542.htm.
Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Предлагается авторская программа коррекции детско-
родительских отношений «Родительский форум».
Ключевые слова:
детско-родительские отношения, старший дошкольный
возраст, речевые нарушения, диагностика и коррекция
Текст статьи
Бучилова Ирина Анатольевнак.пс.н., доцент, Череповецкий государственный университет, Череповецemail: ibuchilova@yandex.ruСоловьева Нина Тургунпулатовнапсихолог, Центр социальной помощи семье и детям, Белозерскemail: ndal@yandex.ru
Проблема диагностики и коррекции детскородительских отношений в семьях, воспитывающих детей с речевыми нарушениями
В данной статье рассматриваются особенности детскородительских отношений в семьях, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Предлагаетсяавторская программа коррекции детскородительских отношений ©Родительский форум».
Ключевые слова: детскородительские отношения, старший дошкольный возраст, речевые нарушения, диагностика и коррекция
Актуальность темы обуславливается тем, что детскородительские взаимоотношения в семьях, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи, представляет собой чрезвычайно важную и сложную проблему. Социальная адаптация таких детей напрямую зависит от правильного родительского (прежде всего материнского) поведения. Недостатки речевой деятельности уже в раннем детстве препятствуют установлению взаимоотношений родителей с дошкольником, что затрудняет усвоение социального опыта, формирования способов межличностного общения.Вопросы, посвященные проблеме детскородительских отношений, рассматривались учеными на протяжении всего развития психологической науки и практики. В отечественной психологии исследованиями в этой области занимались Дружинин В.Н. [1], Дубровина И.В. [2], Евсеева А.Н. [3], Захаров А.И. [4], Киреева Л.А. [5], Синягина Н.Ю.[6], Н.Ю., ЭйдемиллерЭ.Г., Юстицкий В.В. [7]и многие другие. Специалисты достаточно полно отражают в своих исследованиях вопросы, касающиеся типов воспитания детей, вариантов семьи, детскородительских позиций, функций семьи, влияющих на личностное и психическое развитие детей и, в свою очередь, на процесс их социализации и адаптации в социуме.Однако, вопросы, связанные с особенностями детскородительских взаимоотношений в семьях воспитывающих дошкольников с нарушениями речи, привлекают внимание узкого круга специалистов, которые в своих работах подчеркивают значимость данной проблемы, ее актуальность именно в дошкольном возрасте. Изучение особенностей детскородительских отношений в семьях, воспитывающих ©особых» детей, а также разработка программ психологопедагогической коррекции неадекватных отношений является одной из важнейших задач современной психологии и педагогики [8], [9], [10], [11].
Цель исследования состоит визучении особенностей детскородительских взаимоотношений в семьях, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи, а также в разработке и проведении мероприятий, направленных на коррекцию этих взаимоотношений.Данное исследование проводилось на базе МБУ ©Центр социальной помощи семье и детям» г. Белозерска в 2012 –2013 г.г. В ходе исследования участвовали 10 детей (4 мальчика, 6 девочек) старшего дошкольного возраста с нарушениями речи (общее недоразвитие речи, третий уровень речевого развития), посещающие группу дневного пребывания, и их родители (лица их заменяющие). Испытуемые семьи состоят на учете в Информационном банке данных как неблагополучные. Из 10 семей 1 полная, 7 неполных (в 1 семье воспитывает детей отец), в двух семьях детей воспитывают бабушки, т.к. родители лишены родительских прав,На этапе констатирующего эксперимента выявлялся начальный уровень сформированности детскородительских отношений. Диагностические методики, направленные на решение указанной задачи нами были разделены на два блока: методики исследования семьи с точки зрения родителей и педагогов (опросник Варги А.Я., Столина В.В., экспертная оценка семей педагогами) и методики для исследования детей (рисунки детей на тему ©Моя семья», беседа ©Семья глазами ребенка»).По результатам исследования семей с точки родителей и педагогов нами было выявлено, что 80% (8 семей) оценили интегральное эмоциональное отношение к ребенку как ©Принятие», а 20% (2 семьи) –как ©Отвержение»; 100% (10 семей) набрали по шкале ©Кооперация» высокие баллы, т.е. родители заинтересованы в делах и планах ребенка, помогают и сочувствуют ему; 50% (5 семей) –по шкале ©Симбиоз» показали высокие баллы, т.е. родители стремятся к симбиотическимотношениям с ребенком; 50% (5 семей) –набрали высокие баллы по шкале ©Авторитарная гиперсоциализация», тем самым в родительских отношениях отчетливо просматривается авторитаризм; 10% (1 родитель) приписал своему ребенку личную и социальную несостоятельность (©Маленький неудачник»).По результатам этой методики видно, что некоторые родители (лица их заменяющие) используют неэффективные отношения с ребёнком, что приводит к нарушению семейных взаимоотношений. Таким образом, требуется коррекция детскородительских отношений. Известно, что при ответах на вопросы респонденты часто дают социально одобряемые ответы, поэтому, чтобы выявить реальные проблемы семей нами использовалась также экспертная оценка семей педагогами. Исследуемые семьи оценивались по следующим критериям: 1 группа семей наличие у родителей высшего образования, материальная обеспеченность семьи, хорошие жилищные условия, высокий культурный уровень родителей, благоприятные семейные взаимоотношения, отсутствие вредных привычек у членов семьи; 2 группа –удовлетворительные показатели жилищных условий и взаимоотношений в семье, состояние здоровья членов семьи –удовлетворительное; 3 группа –родители не трудоустроены, отмечаются неблагоприятный психологический климат в семье, злоупотребление алкоголем.По результатам экспертной оценки ни одна семья не была отнесена к первой группе. Семьи, относящиеся ко 2 группе, составили 80% (8 семей), к третьей группе 20 % (2 семьи).Перейдем к анализу результатов исследования детей. Так, по рисункам дошкольников можно отметить следующие особенности: 1 ребенок семью вообще не нарисовал, 2 ребенка изобразили членов семьи с пустыми глазами –что может свидетельствовать о наличии страхов и агрессии 3 ребенка использовали в своих работах темные и мрачные цвета, являющиеся индикаторами тревожности и подавленности. В беседе с детьми задавались следующие вопросы по рисункам: ©Кто тут нарисован?», ©Что они делают?», ©Почему ктолибо не нарисован?», ©Представь, что ты попал на необитаемый остров, кого бы ты с собой взял?». Приведем некоторые ответы детей: Костя А.: ©Я нарисовал маму, папу, племянницу и мамину маленькую дочку. Они просто сидят дома, ничего не делают. Папа пошел к друзьям. Если бы я оказался на острове, то с собой взял бы телефон (музыку слушать) и племянницу Аню –она маленькая, меня слушаться будет». Кристина В.: ©У меня нарисована мама и я. Настя еще не родилась, она у мамы в животе (младшей сестре Кристины 1 год). Мы пошли гулять в парк на качели. Если бы я попала на остров, с собой бы взяла маму и конфеты. А Настя пусть с бабушкой остается».Таким образом, результаты констатирующего эксперимента позволяют сделать вывод, что практически в каждой семье нарушены детско –родительские отношения, что обусловливает необходимость проведения коррекционной работы.
На этапе формирующего эксперимента, который проводился в течение 5 месяцев с сентября 2012года по январь 2013 года, нами была предложена авторская программа коррекции детскородительских отношений ©Родительский форум». Задачами предлагаемой программы являются оказание практической психологопедагогической помощи и поддержки родителям путем приобретения ими психологических и педагогических знаний и умений; предоставление возможности общения и обмена опытом в решении проблем; воспитание родительской ответственности, перестройка неэффективных стереотипов поведения и общения родителей с детьми. Занятия целесообразно проводить 1 раз в 2 недели в течение 1часа. Весь курс составляет 10занятий.
В таблице 1 представлено тематическое планирование занятий.Таблица 1Тематическое планирование занятий по коррекции детскородительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушениями речи
№Тема занятияФорма проведениясроки1©Семья –основа счастья»Семейный праздниксентябрь2©Словоне воробей, вылетит не поймаешь»Лекция с элементами игрысентябрь3©Творческий поединок»Творческопознавательное мероприятие для детей и родителейоктябрь4©Терпение. Нежность. Внимание».Занятие с элементами ролевой игрыоктябрь5Необычайное путешествиеСовместное занятие родителей и детей
ноябрь6© Семейные конфликты и способы их разрешения»Занятие с элементами тренинга (совместно с психологом)
ноябрь7Вместе весело шагатьСовместное занятие родителей и детейдекабрь8©Я –родитель, а это значит…»Круглый стол с участием специалистов (юрист, сотрудник РОВД, врачи, соц. педагоги др.декабрь9©Отцы глазами детей»Беседа с родителями о роли отца в воспитании детейянварь10©Будь собой и стань еще лучше»Занятие с элементами тренинга ( с психологом)январь
Для выявления эффективности проведенной коррекционнопедагогической работы по гармонизации детскородительских отношений в семьях, воспитывающих детей старшего дошкольноговозраста с нарушениями речи, нами было повторно проведено диагностическое обследование по методикам диагностического блока.Так, по результатам опросника Варги А.Я., Столина В.В. все семьи (100%) оценили интегральное эмоциональное отношение к ребенку как ©Принятие». Также все семьи набрали по шкале ©Кооперация» высокие баллы, т.е. родители заинтересованы в делах и планах ребенка, помогают и сочувствуют ему. Все семьи имеют низкие значения по шкале ©Инфантилизация» (©маленький неудачник»). Несмотря на значимые улучшения, остались и некоторые проблемы. Так, 30% (3 семьи) –по шкале ©Симбиоз» показали высокие баллы, т.е. родители стремятся к симбиотическим отношениям с ребенком; 20% (2 семьи) набрали высокие баллы по шкале ©Авторитарная гиперсоциализация», тем самым вродительских отношениях отчетливо просматривается авторитаризм. Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод, что коррекционноразвивающая работа с родителями дала положительный эффект. Сравнивая результаты первичного и повторного обследования родителей по методике тестопросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) можно отметить, что родители стали стремиться больше времени проводить с ребенком, воспринимать его таким, какой он есть, не навязывать свою точку зрения, поощрять инициативу и самостоятельность ребенка.Сравнивая результаты первичного и повторного обследования детей по методике ©Рисунок семьи», можно отметить, что в большинстве семей начинают складываться адекватные взаимоотношения, дети и родители стали прислушиваться друг к другу, в изображениях уменьшились показатели агрессии и страхов.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что только тогда, когда к каждому человеку, а тем более к ребенку, будут относиться как к индивидуальности и научатся ценить его, тогда, и только тогда, возможны реальные перемены. Хотелось бы, чтобы родители чувствовали, что именно они являются источниками знания и добра для своих детей.
Ссылки на источники1.Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. –СПб.: Питер. 2006. –176 с. 2.ДубровинаИ.В. Семья и социализация ребенка // Мир психологии. 1998. № 1.С. 5459.3.Евсеева А.Н. Психологический климат семейного общения как фактор развития Яконцепции ребенка: Дис. ... канд. психол. наук / А.Н. Евсеева. Ниж. Новгород, 2007.212с.4.Захаров А.И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей / А.И. Захаров// Вопросы психологии. 2002. № 1. С.5968.5.Киреева, Л.А. Психологопедагогическая помощь семье / Л.А. Киреева, И.И. Мамайчук. Л.: Ленингр.орг.обва ©Знание» РФ, 2006. 30 с.6.Синягина, Н.Ю. Психологопедагогическая коррекция детскородительских отношений / Н.Ю. Синягина. М.: Гуманит.изд.центр ©ВЛАДОС», 2010. 96 с.7.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 1999. 656 с.8.Дмитриев А. А.Особенности коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) / А. А. Дмитриев, Е. В. Копылова // Коррекционная педагогика. —2009. —№ 5 (35). —С. 5256.9.Игнатьева С. А. Оценка состояния коммуникативноречевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР / С. А. Игнатьева, Е. О. Канунникова, Е. С. Парахина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. —2007. —№ 2. —С. 2932.10.Калягин В.А. Овчинникова Т.С. Логопсихология. М.: Академия, 2006г. –320 с.11.Специальная семейная педагогика / Под ред. В.И. Селиверстова, О.А. Денисовой, Л.М. Кобриной. –М.: Владос, 2009. –358 с.
Buchilova Irina AnatolevnaPh.D.,Associate Professor Cherepovets State University, Cherepovetsemail: ibuchilova@yandex.ruSolovyovNinaTurgunpulatovnaPsychologistCenter for SocialAssistance to Families andChildren, Belozerskemail: ndal@yandex.ruProblemdiagnosis andcorrectionof parentchildrelationships in familieswith childrenwith speech disordersThis articlediscusses the featuresof parentchildrelationships in familieswith childrenpreschool agewith speech disorders. The author'scorrection programsof parentchildrelationship"ParentForum".Key words: parentchildrelationships,preschool age, speech disorders,diagnosis and correction
Проблема диагностики и коррекции детскородительских отношений в семьях, воспитывающих детей с речевыми нарушениями
В данной статье рассматриваются особенности детскородительских отношений в семьях, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Предлагаетсяавторская программа коррекции детскородительских отношений ©Родительский форум».
Ключевые слова: детскородительские отношения, старший дошкольный возраст, речевые нарушения, диагностика и коррекция
Актуальность темы обуславливается тем, что детскородительские взаимоотношения в семьях, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи, представляет собой чрезвычайно важную и сложную проблему. Социальная адаптация таких детей напрямую зависит от правильного родительского (прежде всего материнского) поведения. Недостатки речевой деятельности уже в раннем детстве препятствуют установлению взаимоотношений родителей с дошкольником, что затрудняет усвоение социального опыта, формирования способов межличностного общения.Вопросы, посвященные проблеме детскородительских отношений, рассматривались учеными на протяжении всего развития психологической науки и практики. В отечественной психологии исследованиями в этой области занимались Дружинин В.Н. [1], Дубровина И.В. [2], Евсеева А.Н. [3], Захаров А.И. [4], Киреева Л.А. [5], Синягина Н.Ю.[6], Н.Ю., ЭйдемиллерЭ.Г., Юстицкий В.В. [7]и многие другие. Специалисты достаточно полно отражают в своих исследованиях вопросы, касающиеся типов воспитания детей, вариантов семьи, детскородительских позиций, функций семьи, влияющих на личностное и психическое развитие детей и, в свою очередь, на процесс их социализации и адаптации в социуме.Однако, вопросы, связанные с особенностями детскородительских взаимоотношений в семьях воспитывающих дошкольников с нарушениями речи, привлекают внимание узкого круга специалистов, которые в своих работах подчеркивают значимость данной проблемы, ее актуальность именно в дошкольном возрасте. Изучение особенностей детскородительских отношений в семьях, воспитывающих ©особых» детей, а также разработка программ психологопедагогической коррекции неадекватных отношений является одной из важнейших задач современной психологии и педагогики [8], [9], [10], [11].
Цель исследования состоит визучении особенностей детскородительских взаимоотношений в семьях, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи, а также в разработке и проведении мероприятий, направленных на коррекцию этих взаимоотношений.Данное исследование проводилось на базе МБУ ©Центр социальной помощи семье и детям» г. Белозерска в 2012 –2013 г.г. В ходе исследования участвовали 10 детей (4 мальчика, 6 девочек) старшего дошкольного возраста с нарушениями речи (общее недоразвитие речи, третий уровень речевого развития), посещающие группу дневного пребывания, и их родители (лица их заменяющие). Испытуемые семьи состоят на учете в Информационном банке данных как неблагополучные. Из 10 семей 1 полная, 7 неполных (в 1 семье воспитывает детей отец), в двух семьях детей воспитывают бабушки, т.к. родители лишены родительских прав,На этапе констатирующего эксперимента выявлялся начальный уровень сформированности детскородительских отношений. Диагностические методики, направленные на решение указанной задачи нами были разделены на два блока: методики исследования семьи с точки зрения родителей и педагогов (опросник Варги А.Я., Столина В.В., экспертная оценка семей педагогами) и методики для исследования детей (рисунки детей на тему ©Моя семья», беседа ©Семья глазами ребенка»).По результатам исследования семей с точки родителей и педагогов нами было выявлено, что 80% (8 семей) оценили интегральное эмоциональное отношение к ребенку как ©Принятие», а 20% (2 семьи) –как ©Отвержение»; 100% (10 семей) набрали по шкале ©Кооперация» высокие баллы, т.е. родители заинтересованы в делах и планах ребенка, помогают и сочувствуют ему; 50% (5 семей) –по шкале ©Симбиоз» показали высокие баллы, т.е. родители стремятся к симбиотическимотношениям с ребенком; 50% (5 семей) –набрали высокие баллы по шкале ©Авторитарная гиперсоциализация», тем самым в родительских отношениях отчетливо просматривается авторитаризм; 10% (1 родитель) приписал своему ребенку личную и социальную несостоятельность (©Маленький неудачник»).По результатам этой методики видно, что некоторые родители (лица их заменяющие) используют неэффективные отношения с ребёнком, что приводит к нарушению семейных взаимоотношений. Таким образом, требуется коррекция детскородительских отношений. Известно, что при ответах на вопросы респонденты часто дают социально одобряемые ответы, поэтому, чтобы выявить реальные проблемы семей нами использовалась также экспертная оценка семей педагогами. Исследуемые семьи оценивались по следующим критериям: 1 группа семей наличие у родителей высшего образования, материальная обеспеченность семьи, хорошие жилищные условия, высокий культурный уровень родителей, благоприятные семейные взаимоотношения, отсутствие вредных привычек у членов семьи; 2 группа –удовлетворительные показатели жилищных условий и взаимоотношений в семье, состояние здоровья членов семьи –удовлетворительное; 3 группа –родители не трудоустроены, отмечаются неблагоприятный психологический климат в семье, злоупотребление алкоголем.По результатам экспертной оценки ни одна семья не была отнесена к первой группе. Семьи, относящиеся ко 2 группе, составили 80% (8 семей), к третьей группе 20 % (2 семьи).Перейдем к анализу результатов исследования детей. Так, по рисункам дошкольников можно отметить следующие особенности: 1 ребенок семью вообще не нарисовал, 2 ребенка изобразили членов семьи с пустыми глазами –что может свидетельствовать о наличии страхов и агрессии 3 ребенка использовали в своих работах темные и мрачные цвета, являющиеся индикаторами тревожности и подавленности. В беседе с детьми задавались следующие вопросы по рисункам: ©Кто тут нарисован?», ©Что они делают?», ©Почему ктолибо не нарисован?», ©Представь, что ты попал на необитаемый остров, кого бы ты с собой взял?». Приведем некоторые ответы детей: Костя А.: ©Я нарисовал маму, папу, племянницу и мамину маленькую дочку. Они просто сидят дома, ничего не делают. Папа пошел к друзьям. Если бы я оказался на острове, то с собой взял бы телефон (музыку слушать) и племянницу Аню –она маленькая, меня слушаться будет». Кристина В.: ©У меня нарисована мама и я. Настя еще не родилась, она у мамы в животе (младшей сестре Кристины 1 год). Мы пошли гулять в парк на качели. Если бы я попала на остров, с собой бы взяла маму и конфеты. А Настя пусть с бабушкой остается».Таким образом, результаты констатирующего эксперимента позволяют сделать вывод, что практически в каждой семье нарушены детско –родительские отношения, что обусловливает необходимость проведения коррекционной работы.
На этапе формирующего эксперимента, который проводился в течение 5 месяцев с сентября 2012года по январь 2013 года, нами была предложена авторская программа коррекции детскородительских отношений ©Родительский форум». Задачами предлагаемой программы являются оказание практической психологопедагогической помощи и поддержки родителям путем приобретения ими психологических и педагогических знаний и умений; предоставление возможности общения и обмена опытом в решении проблем; воспитание родительской ответственности, перестройка неэффективных стереотипов поведения и общения родителей с детьми. Занятия целесообразно проводить 1 раз в 2 недели в течение 1часа. Весь курс составляет 10занятий.
В таблице 1 представлено тематическое планирование занятий.Таблица 1Тематическое планирование занятий по коррекции детскородительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушениями речи
№Тема занятияФорма проведениясроки1©Семья –основа счастья»Семейный праздниксентябрь2©Словоне воробей, вылетит не поймаешь»Лекция с элементами игрысентябрь3©Творческий поединок»Творческопознавательное мероприятие для детей и родителейоктябрь4©Терпение. Нежность. Внимание».Занятие с элементами ролевой игрыоктябрь5Необычайное путешествиеСовместное занятие родителей и детей
ноябрь6© Семейные конфликты и способы их разрешения»Занятие с элементами тренинга (совместно с психологом)
ноябрь7Вместе весело шагатьСовместное занятие родителей и детейдекабрь8©Я –родитель, а это значит…»Круглый стол с участием специалистов (юрист, сотрудник РОВД, врачи, соц. педагоги др.декабрь9©Отцы глазами детей»Беседа с родителями о роли отца в воспитании детейянварь10©Будь собой и стань еще лучше»Занятие с элементами тренинга ( с психологом)январь
Для выявления эффективности проведенной коррекционнопедагогической работы по гармонизации детскородительских отношений в семьях, воспитывающих детей старшего дошкольноговозраста с нарушениями речи, нами было повторно проведено диагностическое обследование по методикам диагностического блока.Так, по результатам опросника Варги А.Я., Столина В.В. все семьи (100%) оценили интегральное эмоциональное отношение к ребенку как ©Принятие». Также все семьи набрали по шкале ©Кооперация» высокие баллы, т.е. родители заинтересованы в делах и планах ребенка, помогают и сочувствуют ему. Все семьи имеют низкие значения по шкале ©Инфантилизация» (©маленький неудачник»). Несмотря на значимые улучшения, остались и некоторые проблемы. Так, 30% (3 семьи) –по шкале ©Симбиоз» показали высокие баллы, т.е. родители стремятся к симбиотическим отношениям с ребенком; 20% (2 семьи) набрали высокие баллы по шкале ©Авторитарная гиперсоциализация», тем самым вродительских отношениях отчетливо просматривается авторитаризм. Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод, что коррекционноразвивающая работа с родителями дала положительный эффект. Сравнивая результаты первичного и повторного обследования родителей по методике тестопросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) можно отметить, что родители стали стремиться больше времени проводить с ребенком, воспринимать его таким, какой он есть, не навязывать свою точку зрения, поощрять инициативу и самостоятельность ребенка.Сравнивая результаты первичного и повторного обследования детей по методике ©Рисунок семьи», можно отметить, что в большинстве семей начинают складываться адекватные взаимоотношения, дети и родители стали прислушиваться друг к другу, в изображениях уменьшились показатели агрессии и страхов.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что только тогда, когда к каждому человеку, а тем более к ребенку, будут относиться как к индивидуальности и научатся ценить его, тогда, и только тогда, возможны реальные перемены. Хотелось бы, чтобы родители чувствовали, что именно они являются источниками знания и добра для своих детей.
Ссылки на источники1.Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. –СПб.: Питер. 2006. –176 с. 2.ДубровинаИ.В. Семья и социализация ребенка // Мир психологии. 1998. № 1.С. 5459.3.Евсеева А.Н. Психологический климат семейного общения как фактор развития Яконцепции ребенка: Дис. ... канд. психол. наук / А.Н. Евсеева. Ниж. Новгород, 2007.212с.4.Захаров А.И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей / А.И. Захаров// Вопросы психологии. 2002. № 1. С.5968.5.Киреева, Л.А. Психологопедагогическая помощь семье / Л.А. Киреева, И.И. Мамайчук. Л.: Ленингр.орг.обва ©Знание» РФ, 2006. 30 с.6.Синягина, Н.Ю. Психологопедагогическая коррекция детскородительских отношений / Н.Ю. Синягина. М.: Гуманит.изд.центр ©ВЛАДОС», 2010. 96 с.7.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 1999. 656 с.8.Дмитриев А. А.Особенности коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) / А. А. Дмитриев, Е. В. Копылова // Коррекционная педагогика. —2009. —№ 5 (35). —С. 5256.9.Игнатьева С. А. Оценка состояния коммуникативноречевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР / С. А. Игнатьева, Е. О. Канунникова, Е. С. Парахина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. —2007. —№ 2. —С. 2932.10.Калягин В.А. Овчинникова Т.С. Логопсихология. М.: Академия, 2006г. –320 с.11.Специальная семейная педагогика / Под ред. В.И. Селиверстова, О.А. Денисовой, Л.М. Кобриной. –М.: Владос, 2009. –358 с.
Buchilova Irina AnatolevnaPh.D.,Associate Professor Cherepovets State University, Cherepovetsemail: ibuchilova@yandex.ruSolovyovNinaTurgunpulatovnaPsychologistCenter for SocialAssistance to Families andChildren, Belozerskemail: ndal@yandex.ruProblemdiagnosis andcorrectionof parentchildrelationships in familieswith childrenwith speech disordersThis articlediscusses the featuresof parentchildrelationships in familieswith childrenpreschool agewith speech disorders. The author'scorrection programsof parentchildrelationship"ParentForum".Key words: parentchildrelationships,preschool age, speech disorders,diagnosis and correction